Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О создании единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Тезисы выступления Заместителя Министра экономического развития РФ И.Е.Манылова на заседании Правительства РФ 11

Файлы

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!

Слайд 1 (наименование темы)

На ваше рассмотрение вносится подготовленный Минэкономразвития России проект "Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости".

За последние 10 лет в Российской Федерации система учета недвижимого имущества и система регистрации прав развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных уровней власти и разных ведомств на федеральном уровне.

Слайд 2 (об объединении)

В результате сформированы три различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков; система технического учета зданий, сооружений и помещений; система регистрации прав.

Такая структура не отвечает интересам развития рынка недвижимости в стране, связана с большими и необоснованными издержками как для государства, так и для правообладателей недвижимости.

В 2007 году был принят Федеральный закон о кадастре недвижимости, который де-юре объединил систему учета зданий и помещений и систему учета земельных участков.

В декабре 2008 года был принят Указ Президента "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии.

Слайд 3 (показатели, статистика)

Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным. Основные характеристики приведены на слайде. Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость.

Слайд 4 (роль в экономике)

На слайде приведены только некоторые важные задачи, решение которых напрямую зависит от эффективности работы системы учета и регистрации прав.

В частности приватизация, территориальное планирование, реализация национальных проектов, ГЛОНАСС (кадастр источник данных для актуализации навигационных карт).

Слайд 5 (сроки и стоимость оформления прав)

При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие гражданского оборота недвижимости, возникшие до 1997 года права собственности на значительную часть объектов недвижимости до сих пор не зарегистрированы. Одна из основных причин - большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав. Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации прав документов, неоднократно обращаясь в различные органы и архивы. При этом разрозненность систем только усугубляет ситуацию. На слайде показаны стоимость и сроки оформления прав на недвижимость.

Поэтому Концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и "понятности" процедур регистрации и учета для граждан.

Слайд 6 (зарубежный опыт)

Большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно, пошли по пути создания единой системы.

В предлагаемой к рассмотрению Концепции выделены следующие приоритетные направления:

Слайд 7 (приоритетные направления)

- объединение процедур по принципу "одного окна";

- развитие электронных услуг и создание единой информационной системы;

- объединение организационных структур существующих систем регистрации и кадастра;

- создание федеральных автономных учреждений по оказанию учетно-регистрационных услуг;

- переход от технического к кадастровому учету зданий, помещений и сооружений;

- создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Концепцией для каждого из названных приоритетных направлений предусмотрены свои сроки и этапы реализации мероприятий. При этом основная (базовая) часть мероприятий должна быть реализована до 2012 года.

Одной из приоритетных краткосрочных задач нормативного регулирования является законодательное обеспечение единства учетно-регистрационных процедур.

Слайд 8 (процедуры)

Объединение двух ведомств позволяет существенно упростить процедуру, предусмотрев в законе возможность одновременной подачи заявлений в один офис, а также исключить необходимость представления кадастрового паспорта при подаче заявления о регистрации прав. Соответствующие поправки в законодательство разработаны. Предполагается, что упрощенный порядок вступит в силу с 1 января следующего года.

На втором этапе предусмотрена комплексная унификация процедур. Предлагается, в том числе, установить общий порядок подачи и рассмотрения документов. Для решения данной задачи потребуется разработка единого закона о регистрации прав и кадастровом учете. В соответствии с предложенным планом необходимый проект закона должен быть подготовлен в течение 2010 года.

Следующее важное направление - создание единого информационного ресурса и внедрение электронных услуг.

Слайд 9 (электронные услуги - единая информсистема)

Современная система учета и регистрации должна обеспечивать оказание большей части услуг с использованием электронных средств связи, в том числе - через Интернет.

Начиная с 2007 года в российском законодательстве такая возможность появилась. До конца этого года запланировано введение в опытную эксплуатацию технологий, обеспечивающих подачу документов на кадастровый учет в электронном виде, в том числе - по электронной почте. Это позволит в несколько раз увеличить "пропускную способность" офисов Росреестра, обеспечивающих прием документов для кадастрового учета.

Предполагается также ввести предоставление в электронном виде через Интернет и заказным письмом по почте выписок из реестра прав.

Оказание в электронном виде некоторых услуг, требующих идентификации заявителя, возможно только с помощью электронной цифровой подписи. Соответственно, пользоваться такими услугами будут лица, которые на постоянной основе работают с системой кадастра и регистрации. К ним относятся, прежде всего, кадастровые инженеры, риэлтерские компании, субъекты естественных монополий, кредитные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также нотариусы.

Слайд 10 (график электронных услуг)

Предоставление открытых сведений из кадастра и реестра прав не требует идентификации заявителя. Для оказания таких услуг используются общедоступные технологии: размещение информации на сайте, электронная почта. Учитывая массовый характер таких обращений (в неделю в среднем выдается 1 млн. 200 тыс. выписок из реестра прав), важное значение приобретает технология электронной оплаты соответствующих услуг.

Росреестром составлен график внедрения технологий электронного взаимодействия с заявителями, общая характеристика которого представлена на слайде.

Следующее важное направление - создание новой организационной структуры.

Слайд 11 (оргструктура до объединения)

На слайде показана структура, существовавшая до принятия решения об объединении. Общая штатная численность объединяемых органов составляет 45 736 государственных служащих и 33 150 сотрудников государственных учреждений.

Концепция предусматривает три этапа создания новой организационной структуры.

Слайд 12 (этап 1 оргструктуры)

На первом этапе осуществляется формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начинается реализация организационных мероприятий по объединению территориальных органов (уже работает около 500 совместных офисов).

На втором этапе предусмотрено непосредственное объединение территориальных управлений в субъектах Российской Федерации. Объединение будет происходить по мере готовности каждого субъекта, но в целом по стране должно завершиться к 1 января 2011 года.

Слайд 13 (2 и 3 этапы оргструктуры)

На третьем этапе предлагается путем преобразования подведомственных Росреестру государственных учреждений создать федеральные автономные учреждения и передать им функции по кадастровому учету и регистрации прав. Специфика деятельности данных учреждений: типовые услуги, легко нормируемы и считаемы.

Территориальные органы сохранят за собой контрольно-надзорные функции, в том числе полномочия по осуществлению земельного контроля и контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Завершить третий этап предполагается до 2012 года.

Одним из обязательных (ключевых) условий реализации данной модели является поступление платы за оказываемые автономными учреждениями государственные услуги в их бюджет.

Слайд 14 (плата)

При этом Концепцией одновременно предусмотрено введение платы за осуществление кадастрового учета, предоставление сведений из кадастра недвижимости с отменой положений Закона о кадастре в части взимания государственной пошлины за эти действия.

Размеры соответствующей платы должны устанавливаться Правительством (либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) дифференцированно, в зависимости от вида государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей, включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав сохраняется и поэтапно снижается.

Выбор автономных учреждений в качестве организационно-правовой формы обусловлен несколькими причинами.

Система кадастрового учета и регистрации прав является высокотехнологичной системой, требующей постоянных инвестиций в развитие.

Кроме того, требуется обеспечить мотивацию в части высокого качества оказания государственных услуг, разграничить функции по оказанию услуг и контрольно-надзорные функции.

Слайд 15 (финансы)

Внедрение института автономных учреждений позволит:

- обеспечить планомерное снижение бюджетных расходов;

- повысить возможности самофинансирования системой своего развития.

Это будет достигнуто не за счет повышения стоимости услуг, а за счет увеличения объема оказываемых услуг с использованием электронных форм взаимодействия с заявителями.

При этом предусмотренные на 2009 год расходы федерального бюджета в рамках текущего финансирования систем регистрации и кадастра составляют 39 млрд. рублей. Предварительные финансовые расчеты показывают, что с учетом прогнозируемого увеличения объема услуг в 3 раза федеральный бюджет будет последовательно замещаться средствами, получаемыми данными учреждениями ежегодно за оказание услуг, в размере 30 млрд. руб.

В целях создания единой системы необходимо также завершить объединение земельного кадастра с системой учета зданий, помещений, сооружений.

Слайд 16 (проблемы перехода к учету ОКС, перенос срока)

Учет зданий, помещений и сооружений в настоящее время осуществляют органы технической инвентаризации. Это одно федеральное унитарное предприятие, 163 региональных и муниципальных унитарных предприятий (БТИ). В соответствии законом до 1 января 2010 года должен завершиться переходный период, в течение которого на всей территории России полномочия по учету зданий, помещений и сооружений должны перейти к Росреестру. Переход к такому учету возможен только при условии решения двух задач.

Первая задача - создание необходимой материально-технической базы.

Вторая задача - для осуществления оценки недвижимости в целях налогообложения необходимо обеспечить сохранность и доступность архивов БТИ. Эти архивы в силу закона являются федеральной собственностью, но их содержание осуществляется БТИ. Вопросы ответственности за сохранность и содержания архивов законодательством не урегулированы.

В Концепции предложено полномочия по ведению архивов делегировать субъектам Российской Федерации, за исключением случаев, когда архив находится в федеральном унитарном предприятии "Ростехинвентаризация".

Слайд 18 (Образовательный центр)

Одним из приоритетных направлений при создании единой системы регистрации прав и кадастрового учета является обеспечение соответствия уровня квалификации работников решаемым задачам в сфере регистрации прав и кадастрового учета.

Уровень знаний сотрудников системы должен быть выше, чем у заявителей.

Для этого Концепцией предусмотрено создание автономного учреждения - Образовательного центра.

Слайд 19 (Итоги)

В целях реализации Концепции разработаны подробный план подготовки нормативных правовых актов, а также план организационных мероприятий. Основной срок реализации планов - до 2012 года. Завершить некоторые долгосрочные мероприятия предполагается до 2014 года.

В целом, в результате граждане, организации получат возможность:

в 2010 году - подавать заявления о регистрации и учете в режиме одного окна, а также в ряде субъектов РФ ставить на учет и получать сведения из кадастра и реестра прав через Интернет;

в 2011 году - получать электронные услуги на всей территории России; будет реализован принцип экстерриториального обслуживания заявителей вне зависимости от места расположения недвижимости; при этом предполагается реализовать тесное электронное взаимодействие кадастра и реестра с иными государственными ресурсами, органами государственной власти и местного самоуправления;

в 2012 году - завершится создание единой информационной системы и появится возможность ставить на учет земельные участки и расположенные на них здания в режиме одного окна.

Система регистрации и учета станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства. Реализация Концепция обеспечит новый уровень оперативности и удобства получения услуг.

Минэкономразвития России предлагает одобрить представленный проект Концепции.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости