Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности и методах решения вопросов поддержки предпринимательства во Владимирской области

В соответствии с Законом Владимирской области от 6 марта 2002 года № 23 - ОЗ “О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год” деятельность центра поддержки предпринимательства в 2002 году строилась в таких направлениях как:

  1. формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства;
  2. формирование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области;
  3. подготовка кадров для предпринимательства;
  4. финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов;
  5. взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг;
  6. реализация специализированных программ и проектов в сфере предпринимательства;
  7. сотрудничество в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне.

Более подробно по направлениям.

1. Формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства.

Основной целью данного направления является совершенствование действующего законодательства регламентирующего предпринимательскую деятельность. Базовым мероприятиям в этом направлении стали разработка, согласование и принятие государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу до 2004 года (Закон Владимирской области от 06.03.2002г. № 23 - ОЗ), включающей в себя наиболее актуальные проблемы предпринимательства.

Пути и методы реализации направления:

• с участием представителей общественных объединений предпринимательства формируются предложения по сути затрагиваемой проблемы и выявляются приоритеты в её решении;

• проекты решений прошедшие обсуждение на общественном Совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, Попечительском Совете областного фонда поддержки малого предпринимательства оформляются, в дальнейшем, в виде проектов законов, постановлений, распоряжений.

Основные проблемы при реализации данного направления:

• декларативный характер федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

• отсутствие на федеральном уровне мероприятий по внесению изменений в действующее законодательство РФ для укрепления условий по дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса.

Так в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и по решению Губернатора области внесение изменений и дополнений в Закон Владимирской области "О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области" временно приостановлено до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство в сфере государственной поддержки малого предпринимательства.

2. Формирование организационной структуры поддержки МП на уровне области.

В целях дальнейшего развития комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Центром ПП проведена работа по содействию в становлении новых и развитии действующих объектов инфрастуктуры, повышению их эффективности, мобильности и устойчивости.

В 2002 году Центром ПП реализованы мероприятия по обеспечению:

• создания Ассоциации специалистов по управлению и экономике (НП “ВО СРОСУЭ”) - обеспечение предпринимательства услугами в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области, находящихся в кризисной ситуации, с целью оказания помощи по финансовому оздоровлению, реформирования и реструктуризации предприятий, проведение маркетинговых исследований рынка и качества консалтинговых и аудиторских услуг для анализа и обобщения их опыта,

• создания Координационного Совета депутатов по развитию малого и среднего предпринимательства - обеспечение взаимодействия депутатов областного и местного уровней в деле развития малого и среднего предпринимательства Владимирской области, дальнейшее развитие конструктивного диалога между органами законодательной власти и предпринимателями.

Пути и методы реализации направления.

С привлечением объединений предпринимателей предприняты и реализованы меры по:

• формированию инициативной представительной группы предпринимателей по отраслевому (территориальному) принципу с разработкой основополагающих концептуальных позиций объединения предпринимателей и обсуждением данных позиций на расширенных совещаниях, конференциях. Так в 2002 году организованны и проведены 9 семинаров, заседаний, совещаний по проблемам структуризации предпринимательской среды; 4 конференции: аудиторско-консалтинговых компаний, предприятий ЖКХ, представителей рекламно-издательских агентств и средств массовой информации, имеющих собственные рекламные службы, депутатов областного и местного уровней.

Кроме того, не упускаются из поля зрения созданные структуры поддержки предпринимательской деятельности. Так, проводятся мероприятия по становлению и развитию региональных объектов инфраструктуры: ВОФПМП, ВИТЦ, ММЦ и др., основной целью которых является расширение меню предоставляемых услуг для муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, так как муниципальные фонды (которых 12) пока не имеют возможностей предоставлять специфические услуги субъектам предпринимательской деятельности в требуемых объемах на необходимом качественном уровне.

В качестве негативных моментов, сдерживающих реализацию мероприятий данного направления, необходимо отметить следующее:

• финансовые возможности областного бюджета не позволяют развивать структуры поддержки предпринимательской деятельности как регионального, так и муниципального уровня до степени самодостаточности. Как следствие имеет место неравномерность развития структур поддержки предпринимательства,

• предпринимательская среда слабо структурируется. Основная причина: предприниматели не готовы финансировать исполнительную дирекцию общественной организации на достойном уровне и поддерживать через нее свое представительство,

• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

3. Подготовка кадров для предпринимательства.

Основной целью данного направления является методическое и организационное содействие в обучении специалистов сферы предпринимательства.

Базовыми мероприятиями в реализации данного направления являются:

1. Организуются и проводятся серии семинаров-совещаний, включая выездные: с руководителями муниципальных образований, курирующими вопросы предпринимательской деятельности, с руководителями муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, с представителями общественных объединений, с предпринимателями, с руководителями объектов инфраструктуры малого предпринимательства, с представителями вновь созданных малых предприятий и кадров реструктурируемых предприятий. Всего в 2002 году проведено 10 специализированных семинаров и совещаний.

2. Предпринимаются шаги по подготовке учебно-методической и справочной литературы по ведению предпринимательской деятельности. В данном направлении выполнены следующие мероприятия:

• подготовлены методические рекомендации по разработке предпринимательских программ, с последующим обеспечением территорий и субъектов предпринимательства данными материалами на доступных условиях,

• подготовлен информационно-методический бюллетень “Малое предпринимательство Владимирской области”,

• объединением предпринимателей округа Муром выпускается информационно-методический бюллетень “Вестник Объединения”.

Пути и методы реализации направления по подготовке кадров для малого бизнеса:

• формируются совместные предложения с участием представителей инфраструктуры поддержки предпринимательства по проблемной тематике,

• выявляются пути и приоритеты в решении проблемы,

• разработанные мероприятия включаются в планы работы по реализации государственной программы поддержки и развития предпринимательской деятельности.

В качестве негативных моментов, имеющих место при решении вопроса подготовки кадров, необходимо отметить следующее:

• данные мероприятия носят затратный характер и не могут финансироваться на условиях возвратности, так как подавляющее большинство нуждающихся в профессиональном обучении и повышении квалификации, относятся к начинающим предпринимателям, не имеющим достаточных финансовых средств для оплаты обучения,

• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

4. Финансовое обеспечение программ и проектов.

Основные приоритеты по инвестиционному кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса в 2002 году были сформированы в следующих направлениях:

• обеспечение (и контроль) льготного финансирования муниципальных программ и приоритетных проектов из средств областного бюджета,

• льготная кредитная поддержка проектов малых предприятий научно-технического направления,

• привлечение финансовых средств из негосударственных источников.

Пути и методы реализации данного направления: финансирование муниципальных программ и проектов осуществлялось на конкурсной основе в соответствии с условиями, утвержденными Попечительским Советом областного фонда поддержки малого предпринимательства.

Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы, и объемы финансовых средств, утвержденные законом Владимирской области “Об областном бюджете на 2002 год”, представлены в таблице:

Объем финансирования, предусмотренный государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2002 г. Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом в 2002 году
• Предоставление финансовых средств - 1500 тыс. руб.
• Предоставление гарантий по кредитам - 1500 тыс. руб.
• Часть средств областного бюджета, направленных на финансирование проектов наукоемкой и инновационной сферы - 2000 тыс. руб.
• Кредиты - 1500 тыс. руб.
• Предоставление государственных гарантий областного бюджета (ст.37) - 1500 тыс. руб.
• Субсидия - 1500 тыс. руб.
• Субсидия на оплату коммунальных услуг Владимирского инновационно - технологического центра - 110 тыс. руб.
Итого на 2002 год - 5000 Итого на 2002 год - 4610

Государственной программой развития малого и среднего предпринимательства предусмотрен механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий, в соответствии с которым заключен двусторонний договор между главным финансовым управлением администрации области и областным фондом поддержки малого предпринимательства № 02/02 от 15.03.2002 г.

Общий объем финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, в отчетный период составил 28,388 млн. рублей, в том числе:

• Финансовые средства областного бюджета - 3,11 млн. рублей (11,0%):

- 1,5 млн. рублей - кредит областного бюджета, который направлен на льготно-кредитное финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства округа Кольчугино, г. Владимира, округа Муром.

- 1,5 млн. рублей - субсидия областного бюджета, которая направлена на развитие малых предприятий научно-технической сферы. Из бизнес-проектов, использующих наукоемкие технологии, победителями на конкурсной основе в 2002 году были признаны ООО ВКЦ “Гидросервис” (1 млн. рублей), ООО “Кольчугпенобетон” (500 тыс. рублей).

- 110 тыс. рублей - субсидия областного бюджета, которая направлена на оплату коммунальных услуг Владимирского инновационно-технологического центра.

• Финансовые средства местных бюджетов - 2,148 млн. рублей (7,6%).

• Привлеченные финансовые средства - 23,13 млн. рублей (81,4%):

- 2,93 млн. рублей - средства областного фонда поддержки малого предпринимательства, которые направлены на финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства - победителей конкурса (0,75 млн. рублей) и финансирование предпринимательских проектов (2,18 млн. рублей).

- 300 тыс. рублей - реинвестированные средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства, направленные на финансирование предпринимательских проектов.

- 13,9 млн. рублей - средства лизинговых компании в виде финансовой аренды автотехники и оборудования для субъектов малого бизнеса области.

- 6 млн. рублей - долевое участие учредителей в проекте ООО “ТД Енисей”.

Мультипликация средств областного бюджета - главный показатель эффективности финансирования - за счет привлечения ресурсов из других источников в 2002 году составила 8,1 (в 2001 году - 7,6).

К числу наиболее острых проблем инвестиционной поддержки предпринимательства необходимо отнести следующее:

• нет действующего механизма микрокредитования начинающих предпринимателей, так как отсутствует источник, позволяющий работать на высоких кредитных рисках,

• реализация значимых высокодоходных пилотных проектов затруднена отсутствием в инфраструктуре поддержки предпринимательства в достаточном объеме средств и имущественного наполнения, позволяющего привлекать средства сторонних источников,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

5. Взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация кризисных предприятий, консалтинг.

Основной целью данного направления является расширение возможностей для развития предпринимательского сектора экономики.

В реализации данного направления ЦПП проводит работу:

• по содействию в продвижении продукции, выпускаемой субъектами предпринимательской деятельности,

• по реализации пилотных проектов реформирования региональных предприятий,

• по развитию системы информационной поддержки малого предпринимательства.

В рамках данного направления деятельности:

5.1. Центр ПП оказывает содействие предпринимателям по участию в выставочно-ярмарочной деятельности в соответствии с утвержденным Губернатором области перечнем выставок, ярмарок, а также в соответствии с поступающими в ЦПП приглашениями. Основными мероприятиями в этом направлении являются:

• реконструкция и обновление экспозиции “Малый бизнес” в рамках постоянно действующей выставки “Экономический потенциал Владимирской области”,

• информирование субъектов существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства о проводимых выставках и ярмарках.

Пути и методы реализации данного направления.

С привлечением общественных объединений предпринимателей муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, специалистов в области реструктуризации кризисных предприятий и при участии руководства местных органов самоуправления формируются предложения, которые рассматриваются в дальнейшем в соответствующих органах для их утверждения и реализации.

В качестве негативных моментов можно отметить:

• действующие механизмы не позволяют начинающим предпринимателям, не имеющим необходимых средств на оплату выставочно-ярмарочной деятельности, принимать в них участие,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

5.2. В 2002 году продолжена работа по реализации пилотного проекта реформирования региональных организаций с использованием предприятий малых форм. За 2002 год проведено три заседания координационной группы по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий, на которых рассмотрены вопросы финансово-экономического состояния следующих предприятий: ОАО “Меленковский льняной комбинат”, ЗАО “Золотково”, Гусь Хрустальный район, ОАО “Гороховецкий судостроительный завод”, ОАО “СИМС”, Юрьев-Польский район, ФГУП “Ковровский приборостроительный завод”, ЗАО “Владимирский мебельный комбинат”, ЗАО “Стекольный завод “Богатырь”, Судогодский район.

Конкретные подходы и механизмы, касающиеся реформирования предприятий предприятий Владимирской области, а также этапы достижения конкретных результатов их финансовой устойчивости опубликованы в центральных и региональных средствах массовой информации, рассмотрены на конференциях.

Однако существует целый ряд серьезных проблем в осуществлении реформирования:

• финансово слабые предприятия не только не имеют собственных возможностей оплатить услуги сторонних консультантов, но и привлечь для этих целей банковские кредиты,

• руководство муниципальных образований не всегда готово осуществлять комплексные мероприятия по обеспечению снижения дотационности муниципальных образований,

• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

5.3. Информационная поддержка малого предпринимательства состоит:

• в информационно-аналитическом обеспечении системы принятия решений органов государственной власти в сфере малого предпринимательства,

• в информационном обеспечении субъектов малого предпринимательства.

Направление информационно-аналитического обеспечения осуществляется в соответствии с действующими областными нормативно-правовыми актами. Информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства формируется с учетом потребностей представителей инфраструктуры поддержки малого бизнеса на основании предпринимательских обращений. Разработанные банки данных передаются структурам поддержки предпринимательства, которые, в свою очередь, в процессе работы с ними актуализируют информационные массивы.

Сформированная в ЦПП система электронных баз и печатных справочников позволяет осуществлять информационно - консультационное обслуживание предпринимательских структур по направлениям обеспечения правовых, экономических и организационных условий их деятельности и дальнейшего развития.

В направлении обеспечения доступа широкому кругу предпринимателей к информации о мерах государственной поддержки, о результатах совместной деятельности органов власти и бизнеса Центр:

• разработал и развивает сайт в Интернете (http://www.cpp.avo.ru), который на сегодняшний момент содержит информацию о действующей системе поддержки предпринимательства во Владимирской области, ее приоритетах и основных направлениях,

• подготовил материалы для опубликования и провел встречи с представителями СМИ (освещены в СМИ: областные мероприятия - около 10, проблемные вопросы развития предпринимательской среды - более 5, единый информационный день по актуальным вопросам предпринимательства, пресс-конференция директора по вопросам налогообложения),

• подготовил информационно-методический бюллетень “Малое предпринимательство Владимирской области”,

• ежеквартально издается информационно-рекламный вестник “Бизнес для бизнеса”.

Проблемы:

• затратность направления,

• незавершенность концепции информационного обеспечения предпринимательства на федеральном уровне,

• финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом,

• высокая стоимость актуальных информационных услуг,

• привлечение финансовых средств за счет использования государственного, муниципального имущества не представляется возможным в силу отсутствия механизмов по передаче имущества в управление со стороны КУГИ.

В перспективе представляется целесообразным сосредоточить усилия на специализированных информационных изданиях, сформированных на основе данных единого государственного реестра юридических лиц, на обеспечение открытости нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок, условия, полномочия контролирующих органов.

6. Реализация специализированных программ в сфере малого и среднего предпринимательства.

Реализация на территории области специализированных региональных и муниципальных проектов и программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства призвана способствовать внедрению специализированных механизмов, привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов.

Основной целью данного направления является содействие в реализации общественными организациями проектов и программ, позволяющих внедрять специализированные механизмы, способствующие созданию благоприятных условий развития предпринимательства в регионе.

Пути и методы реализации указанной цели основываются на деятельности общественных организаций при содействии областных структур поддержки предпринимательства.

Основными мероприятиями в реализации данного направления является реализация пилотных проектов по обустройству автодорог, созданию бизнес-парков и бизнес-инкубаторов на базе неиспользуемых объектов областной и муниципальной собственности, развитие механизма лизинга, содействие структуризации предпринимательства (ассоциация консультантов, ассоциация рекламопроизводителей), развитие инновационного направления для привлечения ресурса крупных предприятий к проблемам малого бизнеса, создание управляющих компаний по управлению инвестициями и обеспечению имущественным комплексом с целью получения необходимых ресурсов на финансирование программы.

Среди негативных аспектов в работе по данному направлению можно отметить:

• недостаточное ресурсное обеспечение специализированных программ и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства.

7. Сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства на межрегиональном уровне.

В рамках налаживания межрегиональных деловых связей в сфере предпринимательства ведется работа:

• по содействию в продвижении продукции, выпускаемой субъектами предпринимательской деятельности, через выставочно-ярмарочную деятельность, участие в организации и проведении конкурсов,

• по участию в работе семинаров, совещаний, “круглых столов”, рабочих встреч, проводимых на межрегиональном уровне (в 2002 году - более 10).

Основные проблемы для предпринимателей по вопросам участия в межрегиональных мероприятиях: высокая стоимость участия в данных мероприятиях, финансирование данного направления не предусмотрено областным бюджетом.

Реализация государственной политики в сфере предпринимательства в условиях ограниченного ресурсного обеспечения осуществлялась посредством концентрации данных ресурсов на направлениях, обеспечивающих максимальный результат.

Использовались механизмы мультипликации, тиражирования полученных результатов, привлечения ресурса предпринимателей для достижения требуемых целей. Использовались также возможности и крупных предприятий как базы для развития малых, ресурс общественных объединений предпринимателей.

Для успешной реализации перспективных мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства необходимы:

  • механизмы передачи в доверительное управление государственной и муниципальной собственности с последующим привлечением части средств на реализацию мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области,
  • механизмы долгосрочного ресурсного обеспечения перспективных мероприятий программы,
  • развитие услуг в области консалтинга, мониторинга экономического состояния и уровня развития бизнеса организаций области на базе ассоциации специалистов по управлению и экономике,
  • развитие механизмов лизинга, расширение меню лизинговых услуг,
  • дальнейшая структуризация предпринимательской среды, финансовая поддержка общественных организаций на стадии становления посредством реализации пилотных проектов; расширение участия общественных организаций в принятие управленческих решений.

Информация представлена Центром поддержки предпринимательства администрации Владимирской области

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости