Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Промышленная субконтрактация в Удмуртии: первые шаги

В.И. Троянов,
Генеральный директор
Межрегионального маркетингового центра “Удмуртия – Москва”

В конце апреля в Правительстве УР состоялся первый семинар для директоров производственных предприятий Удмуртии, руководителей технических отделов, инженерных служб, отделов снабжения, маркетинга и сбыта, посвященный вопросам производственной кооперации, или субконтрактации. Организатором семинара выступили Государственный комитет УР по предпринимательству, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Министерство промышленности и транспорта УР, Министерство экономики УР, Межрегиональный маркетинговый центр “Удмуртия – Москва”. В семинаре приняло участие 70 руководителей промышленных предприятий Удмуртии.

Мы уже раскрывали понятие субконтрактации в ряде публикаций в республиканской прессе, а также в общероссийских издании “Бизнес для всех”. Основную информацию о субконтрактации можно почерпнуть из специализированного общероссийского сайта www.subcontract.ru, а также на корпоративном портале системы поддержки малого предпринимательства в УР www.business.udmnet.ru. Для тех же, кто не имеет возможности обратиться к названным источникам, сообщим кратко, что под термином “субконтрактация” в мировой практике понимается производственно-технологическая кооперация предприятий, согласно которой предприятия договариваются о размещении друг у друга производственных заказов. Чаще всего это понятие используется в тех случаях, когда применяются специальные организационные механизмы, призванные обеспечить или оптимизировать этот во многом стихийный процесс.

Основным вопросом прошедшего семинара было обсуждение реальных возможностей и предпосылок для того, чтобы процессам промышленной субконтрактации придать действительно объемный и системный характер. Здесь уже на этапе постановки задач скрывается полемика и скепсис многих производственников. Да, с одной стороны, с ликвидацией Госплана и жесткой планирующей и опекающей руки отраслевых министерств предприятиям трудно выживать в условиях рынка и обеспечивать себя долгосрочными заказами. Но и не новость, что многие промышленные предприятия уже как-то научились сами решать свои производственные проблемы, сами выходят на потенциальных заказчиков и субподрядчиков, самостоятельно организуют производственно-техническое снабжение и сбыт продукции.

Отсюда одним из важных вопросов, который был поставлен организаторами семинара, - оценить уровень удовлетворенности предприятий решением вопросов производственной кооперации и количественные и качественные показатели потребностей промышленных предприятий Удмуртии в субконтрактных заказах.

И здесь выяснилось, что, оказывается, проблема существует, и она стоит достаточно остро. Так, Межрегиональный маркетинговый центр “Удмуртия – Москва” в процессе подготовки к семинару провел предварительное маркетинговое исследование субконтрактных потребностей предприятий Удмуртии. Опрос показал, что около 98% исследуемых предприятий выразили желание и готовность разместить производственные заказы у себя на предприятии, а около 50% разместили бы заказы “на стороне”. Если же говорить о потребностях предприятий в субконтрактных заказах в стоимостном измерении, то они составили, по результатам исследования, около 1,5 млрд. руб. в год – и это только на основании ответов около 50 предприятий Удмуртии, предоставивших информацию и согласившихся участвовать в анкетировании! Нетрудно эти цифры экстраполировать на сотни производственных предприятий республики и, думается, цифра, отражающая емкость рынка субконтрактных заказов, увеличится в десятки раз.

Как можно убедиться только из этих данных (а на семинаре были обнародованы другие интересные цифры и факты) можно сделать вывод, что в вопросах производственно-технической кооперации не все обстоит благополучно, есть о чем думать, чтобы предпринимать конкретные меры по улучшении ситуации в этой области. Необходимость планомерной и систематической работы, думается, нет необходимости развернуто обосновывать. Ведь если удастся решить проблему загрузки наших промышленных предприятий хотя бы частично, это повлечет за собой производство новых продуктов, обеспечение новыми рабочими местами, новые налоговые поступления в бюджет, общее оживление экономической активности со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

Что же делается в области развития промышленной субконтрактации, и какие меры необходимо еще принять?

Нельзя сказать, что ничего не делается. По-прежнему неоценимую роль в поддержке и развитии промышленной кооперации играет правительство, прежде всего в лице Министерства промышленности и транспорта УР. Так, в выступлении специалиста министерства А.И. Чуксина было отмечено, что при содействии министерства организована производственная кооперация по изготовлению комплектующих для “Ижмаш-авто”, в которой приняло участие 14 предприятий Удмуртии. Объем поставок составил 236 млн. руб. В 2002 г. прогнозируется рост поставок деталей и комплектующих для автомобиля Иж-2126 до 170% к уровню 2001 г., уровень которых достигнет 400 млн. руб. Объем субконтрактных заказов, выполняемых для “АвтоВАЗа” тремя предприятиями Удмуртии, составил в 2001 г. 120 млн. руб. В 2002 г. ожидается увеличение количества предприятий, участвующих в субконтрактации, до 7 и более чем стопроцентный рост объема заказов – до 250 млн. руб. Докладчик привел также ряд фактов и цифр успешной производственной кооперации предприятий лесопромышленного комплекса, ряда машиностроительных и других предприятий республики.

Роль республиканских министерств в содействии промышленной субконтрактации нельзя недооценивать, тем более учитывая тот факт, что несмотря на структурные изменения в промышленности руководители предприятий “по старой привычке” предпочитают решать свои проблемы, обращаясь в свои отраслевые министерства.

Однако не все вопросы подвластны решению республиканских министерств и ведомств, особенно в случаях необходимости организации межрегиональной и межотраслевой кооперации. Имеется также целый комплекс вопросов, решить которые, используя только административный ресурс министерств и ведомств, не представляется возможным. Эти вопросы связаны с глубокими структурными переменами в промышленности - с такими явлениями как перепрофилирование предприятий, изменение состава собственников, рождение совершенно новых производств и т.д. Это все – явления рыночной экономики, и эффективно решать возникающие в связи с ними вопросы и проблемы можно только рыночными методами. Роль официальных структур и правительственных министерств и ведомств здесь ни в коей мере не умаляется, но видится здесь в аспекте формулирования потребностей промышленности республики и организации системы мер и практических действий для создания условий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей.

В этом смысле представляется, что мы на правильном пути. При поддержке правительства недавно в республике на базе Межрегионального маркетингового центра “Удмуртия – Москва” был создан Республиканский центр промышленной субконтрактации. Центр работает в тесном взаимодействии с Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства (г. Москва), одним из первых регионов России заключив с ним долгосрочный договор о сотрудничестве. Основная цель центра заключается в практическом содействии процессу промышленной субконтрактации на рыночных принципах. Это означает, что сотрудничать с центром предприятия никто не обязывает, но центр разрабатывает и предлагает предприятиям такие услуги, которые ими могут и должны быть востребованы, так как способствуют решению их проблем. Правительство же Удмуртии, по определению, заинтересовано в развитии промышленных предприятий республики, а значит, объективно заинтересованно в организационной и иной поддержке таких структур как Республиканский центр. Это не просто слова. Так, Республиканский центр промышленной субконтрактации включился в работу по выполению ряда пунктов соглашения между Правительством УР и Правительством Москвы. О признании важности и необходимости такой деятельности для экономики Удмуртии свидетельствует также тот факт, что участников состоявшегося семинара приветствовал заместитель Председателя Правительства УР А.Э. Осколков.

Чем же может помочь вновь созданный центр промышленникам Удмуртии, чем он отличается от ряда уже созданных структур сходного профиля и в чем заключаются его конкретные услуги?

Скептических и пессимистических замечаний много, некоторые их них уже просочились в республиканскую печать. Основные аргументы скептиков: 1) центр пытается подменить функции маркетинговых отделов и служб производственно-технического снабжения предприятий; 2) уже имеется множество структур подобного рода, например, система Торгово-промышленных палат, которые в той или иной мере призваны решать вопросы промышленной субконтрактации.

Формат статьи и ее цели не позволяют вести развернутую полемику с теми, кто не верит в начинание. Их я могу пригласить на очную либо заочную дискуссию, которая, думается, будет полезна для всех сторон. Здесь же хочу на первое возражение ответить, что главным преимуществом центра является то, что он самого начала задуман как информационно-консультационная система общероссийского масштаба, специально ориентированная на вопросы промышленной субконтрактации. Ядром ее выступает электронная база данных с интегрированной системой поиска и общеевропейским рубрикатором продукции и производственных процессов. База данных находится на сайте www.subcontract.ru и доступна абсолютно любому пользователю. Предприятия же Удмуртии имеют возможность бесплатно разместить информацию о своих производственных возможностях и потребностях, заполнив соответствующую электронную форму и передав ее в Республиканский центр. Так как, в соответствии с договором с Московским центром, в 2002 г. планируется внести в базу минимум 100 предприятий республики, а сеть региональных центров по всей России к концу года достигнет 15, то можно себе представить потенциал этой информационной системы в настоящем и будущем.

Конечно, это не единственная возможность, которой располагают промышленные предприятия республики, согласившиеся сотрудничать с общероссийской системой межрегиональной субконтрактации и партнерства. Центр уже сейчас готов оказывать различные услуги в области технологического маркетинга, продвижения товаров и услуг в регионы России, технического консалтинга, инвестиционного планирования и консультирования, организации конкурсных механизмов закупки товаров и услуг для производственных нужд и т.д. Обо все этих услугах говорилось на прошедшем семинаре, их представлял руководитель Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства А.Н. Киселев. Руководитель Московского центра сообщил, что в целом методика взаимоотношений и юридический механизм взаимодействия производственных предприятий как заказчиков услуг с республиканским центром созданы, осталось наполнять их реальным содержанием. На первом этапе необходимо наладить стабильный и достаточно ощутимый информационный обмен в рамках соглашения между Москвой и Ижевском. В дальнейшем уже на базе той информации, которую будут иметь центры, можно будет планировать и реализовывать двусторонние проекты технологической кооперации.

Что касается второго аргумента скептиков, то помимо названных выше контраргументов, можно сказать, что господа скептики даже не представляют, насколько мы отстали от опыта передовых промышленно развитых стран в вопросах развития инфраструктуры бизнеса. Центров субконтрактации не может быть мало, напротив, чем их будет больше, тем лучше. Так, А.А. Козлов, начальник информационно-аналитического отдела Министерства международных связей УР, рассказывая об опыте развития субконтрактации за рубежом, отметил, что, по оценкам, приведенным на сайте крупнейшей субконтрактационной выставки МИДЭСТ, рынок субконтрактных заказов в мире увеличился с 1990 года по 1998 год на 75% в натуральном выражении. Таким образом, темп роста объема производства по субконтрактам значительно опережает темп роста производства в целом. В мире сложилась многоуровневая глобальная система субконтрактации, обеспечивающая ее высокую гибкость и эффективность. В эту систему включены как производственные предприятия-гиганты, так и малые предприятия, включая семейные, а также многочисленные государственные, полугосударственные, общественные и частные предприятия информационного и консалтингового профиля. Всем им хватает места на этом обширнейшем растущем рынке, и все они вносят полезный вклад в этот процесс.

Из сказанного ясно, что стоящие перед промышленными предприятиями проблемы не решить силами одного центра, пусть даже поддерживаемого правительством. Необходима систематическая комплексная работа по оптимизации промышленной кооперации на рыночной основе, а значит, исходя из принципов здравого смысла, эффективности и добровольности. Эпоха Госплана и диктата отраслевых министерств, определяющих в мельчайших деталях техническую политику, ушла навсегда. Республиканский центр промышленной субконтрактации же – это лишь одно звено в формирующейся сложной системе. Центр промышленной субконтрактации призван чутко реагировать на конъюнктуру рынка и в качестве элемента инфраструктуры бизнеса адаптировать свои услуги к спросу и предложению и потребностям конкретных предприятий.

Промышленные предприятия же сами должны избрать приемлемые формы и организационные схемы взаимодействия. Подчеркнем при этом, что в этих создаваемых формах кооперации найдется достойное место Республиканскому центру промышленной субконтрактации. Мы уже существуем, у нас уже есть первый положительный опыт, у нас много хороших идей, поэтому мы приглашаем всех к плодотворному сотрудничеству.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости