Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Итоги социально-экономического развития России в 2002 г. и планы на среднесрочную перспективу

19 декабря состоялось заседание Правительства РФ, на котором были подведены предварительные итоги социально-экономического развития России в т.г. и рассмотрены планы правительства на ближайшее будущее.
Из 19 рассмотренных на заседании вопросов наиболее важными, по нашему мнению, являются следующие:

• “О выполнении плана действий Правительства РФ по реализации в 2002 г. основных положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) и о проекте плана по ее реализации в 2003 г.”;

• “О перспективном финансовом плане на 2003-2005 гг.”;

• “О проекте плана законодательной деятельности Правительства РФ на 2003 год.”.

Премьер-министр РФ М.Касьянов в целом выразил удовлетворение итогами социально-экономического развития России. По его словам, реальные денежные доходы населения выросли в 2002 г. почти на 9% по сравнению с прошлогодним ростом в 6%, ВВП вырос на 4%, а инвестиции – на 3%.
Также была отмечена важность принятия бюджета 2003 г. По словам М.Касьянова, страна теперь имеет “ясный финансовый план, ясную финансовую политику и достаточно прочные позиции” социально-экономического развития страны. Напомним, что 19 декабря т.г. федеральный бюджет на 2003 г. был утвержден Советом Федерации РФ, ранее одобренный Госдумой. Согласно принятому бюджету, расходы составят 2,346 млрд. руб., доходы – 2,417 млрд. руб. при уровне инфляции в 10-12%. Прогнозируемый объем ВВП – 13,050 млрд. руб. Профицит бюджета составит 72,2 млрд. руб., или 0,6% ВВП. Напомним, что в 2002 г. по предварительным оценкам профицит составит 0,7% ВВП. По словам министра финансов РФ А.Кудрина, профицит федерального бюджета в 2004-2005 гг. планируется на уровне 1,5-1,7% ВВП. Согласно озвученному решению правительства, в 2004 и 2005 гг. федеральный бюджет будет формироваться из расчета цены на нефть в $18,5 за баррель.
В соответствии с докладом главы Минэкономразвития РФ Г.Грефа “О выполнении плана действий Правительства РФ по реализации в 2002 г. основных положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) и о проекте плана по ее реализации в 2003 г.”, основными направлениями реформирования экономики будут:

• реформа системы государственного управления, включающая обеспечение качества госрегулирования, реформу системы контрольных и надзорных органов, кардинальное улучшение системы управления госсобственностью;

• налогово-бюджетная реформа;

• институциональные и инфраструктурные реформы;

• повышение открытости экономики;

• формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг.

В рамках этих направлений планируется существенно снизить налоговое бремя, начать применение конкретных шагов по административной реформе, которая, по словам премьер-министра РФ, должна быть проведена до второй половины 2004 г., а также принять ряд мер по стимулированию развития несырьевых секторов экономики.
Так, по заявлению Г.Грефа, уровень ЕСН в настоящее время остается “явно завышенным”, и поэтому в следующем году правительство подготовит законопроект по снижению ставки единого социального налога.
Что касается проблемы внешних платежей, то, по словам М.Касьянова, она уже решена. Так, сформированный резерв для выплат по внешнему долгу составит порядка 170 млрд. руб. плюс поступления в государственную казну от продажи госпакета акций “Лукойла” и “Славнефти”. Заложенный же размер профицита бюджета-2003, по словам премьер-министра, позволяет найти остальную сумму для полной выплаты внешнего долга в следующем году.
Для укрепления финансовой устойчивости страны правительство с 2004 г. планирует сформировать стабилизационный фонд вместо существующего в настоящее время финансового резерва, для чего уже в 2003 г. планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс. По словам вице-премьера А. Кудрина, фонд будет формироваться на базе средств, накопленных в благоприятные для России годы. Фонд будет состоять из накопленного профицита бюджета, а также, возможно, части налоговых поступлений. Вице-премьер не исключает, что в стабилизационный фонд могут пойти средства от внешних поступлений, а также, возможно, часть налога на добычу полезных ископаемых, сообщает ИТАР-ТАСС.

Вывод: В целом итоги социально-экономического развития можно признать удовлетворительными, хотя налицо явное снижение динамики ряда показателей по сравнению с 2001 г. Так прирост инвестиций в основной капитал в 2002 г. на уровне 3% (по оценке Минэкономразвития) по сравнению с показателями предыдущих лет (8,7% в 2001 г., 17,4% в 2000 г., по данным Минэкономразвития) демонстрирует явное снижение инвестиционной активности российских предприятий. Как мы уже писали, ситуация с инвестициями требует активных действий со стороны государства, должны быть приняты меры как в направлении реформирования системы налогообложения для высвобождения средств предприятий и стимулирования их инвестиционной активности, так и по развитию банковской системы, и по поддержке тех отраслей, которые могут стать объектом инвестирования.
Анализируя параметры федерального бюджета-2003, видно, что доходы и расходы бюджета в 2003 г. по сравнению с ожидающимися по итогам 2002 г. снизятся в % к ВВП на 1,4 и 1,2 процентных пункта соответственно, размер профицита снижается в течение 2001-2003 гг. (по сравнению с 2001 г. – в 4 с лишним раза). В целом же размер федерального бюджета по-прежнему остается смехотворным, что совершенно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Соответственно задачу существенного увеличения бюджета, о чем мы неоднократно писали, выполнить в очередной раз не удалось. Достичь существенного увеличения размеров федерального бюджета можно только в результате роста экономики за счет структурных реформ, улучшения администрирования всей государственной системы, кардинального улучшения фискальной ситуации путем расширения налогооблагаемой базы и увеличения собираемости налогов, для чего требуется создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций, а также преодоления коррупционных факторов. В описанных направлениях существенных положительных сдвигов в 2002 г. фактически не произошло.
Что касается бюджетной политики государства в отношении профицита, то планируемое увеличение профицита бюджета в 2004-2005 гг. в целом обосновано, ввиду того, что, как минимум, до 2007 г., выплаты по внешнему долгу останутся существенными, поэтому говорить об отказе от профицита пока рано. Стратегически же правительству следует стремиться к формированию сбалансированного бюджета. Возможность точного прогнозирования расходов государства и сопоставимых им доходов характеризует стабильное и предсказуемое развитие экономики. Профицит обычно имеет место, когда появляются временные экстраординарные факторы (например, высокие цены на нефть), которые неизбежно исчезнут впоследствии, то есть нет смысла серьезно корректировать налоговую систему. В наших же условиях профицит лишь отчасти экстраординарный, государство явно недофинансирует многие сферы жизни.
Позитивно можно отметить планы правительства по созданию стабилизационного фонда вместо существующего в настоящее время финансового резерва, который будет закреплен в Бюджетном кодексе РФ. Это позволит дать четкий и жестко закрепленный законодательно статус финансового резерва и целевой характер использования его средств для того, чтобы этот инструмент реально заработал.
Намерения правительства по снижению налогового бремени в целом позитивны. Особенно это касается планов правительства по подготовке в следующем году законопроекта по снижению ставки ЕСН. Как мы неоднократно упоминали в предыдущих наших выпусках, следствием снижения ставки единого социального налога будет повышение собираемости данного налога, а также продвижение в вопросе легализации заработной платы. Что касается налога на добавленную стоимость и налога с продаж, то, по нашему мнению, эффект от их снижения не будет столь масштабным, как от ЕСН. В то же время необходимы более активные шаги со стороны правительства в сфере налогового реформирования, которое в последнее время фактически приостановилось, о чем мы неоднократно писали. Прошедшее 5 декабря т.г. заседание правительства должно было определить дальнейший ход налогового реформирования, но, как и ожидалось, кардинальных решений в области формировании дальнейшей стратегии налогового реформирования принято не было. В то же время именно продолжение налоговой реформы необходимо в настоящий момент для поддержания дальнейшего роста российской экономики.
Уровень инфляции, заложенный в бюджет-2003 в размере 10-12%, означает фактическое признание правительством своего бессилия. Совершенно очевидно, что уровень инфляции в России является в настоящее время ключевым фактором сдерживания экономического роста. При таком уровне инфляции нормально планировать экономическую деятельность государства очень сложно. Одним из источников инфляции является анахронизм обязательной продажи валютной выручки, который по-прежнему действует. По-прежнему нет эффективной денежно-кредитной политики, направленной на укрепление национальной валюты, отсутствует механизм рефинансирования банковской системы, призванный усилить влияние ЦБ на денежные процессы в стране, не стимулируется создание новых здоровых банковских институтов – все это равноценно провалу политики Центробанка, который продолжает думать, что его главная задача – валютные резервы и курс рубля к доллару.
Так же необходимо отметить негативную тенденцию возрастания роли сырьевых отраслей в экономике страны. По заявлению А.Кудрина, около 40% доходной части российского бюджета 2003 г. будет обеспечено за счет продажи нефти и газа. Экономическая политика страны должна строится на основе стимулирования развития перерабатывающих отраслей промышленности и отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью. Позитивно, что премьер М.Касьянов назвал это главной задачей правительства в 2003 г.
В целом положительно можно отметить планы правительства по повышению открытости российской экономики, ведению переговорного процесса по вступлению России в ВТО, что является одной из ключевых задач в краткосрочной перспективе. В первую очередь, это касается реформирования законодательства в области таможенного, налогового, валютного и технического регулирования, а также мер по защите внутреннего рынка.
Одним словом, сделать предстоит еще очень многое. Хотелось бы надеяться, что в следующем году произойдут реальные позитивные изменения по направлениям, продекларированным правительством, и ряд из них больше не перейдут эстафетной палочкой на следующий год.

Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости