Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Анализ проблем малого предпринимательства в Пермской области

Пермь, 2002

Введение

Несмотря на отсутствие достоверной статистики в области малого предпринимательства (Торгово-промышленная палата Пермской области, Администрация г. Перми на 10.01.2002 года не располагали каким-либо статистическим материалом облкомстата по проблемам малого предпринимательства, на сервере Администрации области нет никаких аналитических материалов, в СМИ на 1.01.2002 года не было серьёзных аналитических статей по данной тематике), можно провести анализ состояния малого предпринимательства и его проблем, используя при этом различные источники, собственные исследования (в 2001 году ПТПП трижды проводила такие исследования), материалы Уральского агентства поддержки малого предпринимательства при подготовке Концепции. Анализ состояния малого предпринимательства изложен в Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Пермской области на 2001 - 2006 г.г.. И хотя этот анализ также имеет ряд существенных недостатков из-за невозможности получить достоверные данные о состоянии малого предпринимательства, особенно в регионах Пермской области, но его данные соответствуют данным различных исследований.
Из данного анализа и анализа, имеющегося в распоряжении Пермской ТПП, который делался при подготовке различных мероприятий в рамках акции: “Бизнес и власть. Преодоление административных барьеров”, можно определить ряд главных проблем развития малого предпринимательства.

Проблема № 1. Статистика

Сегодня в области нет достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные Пермского комитета государственной статистики, государственной налоговой инспекции и справочных служб городских и районных администраций расходятся значительно. Пример по г. Перми. По данным районных администраций на 1 января 2001 года юридических лиц зафиксировано - 13 961, частных предпринимателей - 48 025. По данным же городской базы регистрации на это же число юридических лиц - 26 164, частных предпринимателей - 63 265. В тоже время государственные налоговые инспекции дают цифру по малым предприятиям - 10 086, частных предпринимателей - 36 460. Разница в тысячи предприятий и десятки тысяч частных предпринимателей. На 1 января 2002 года городская база регистрации дала такие цифры: 34 570 зарегистрированных юридических лиц и 78 566 частных предпринимателей. А по данным Управления МНС РФ по Пермской области на 01.01. 2001 года действовало 12 178 малых предприятий и 106 240 частных предпринимателей во всей области. Данных по Пермскому Комитету государственной статистики нет ни на 1 января 2001 года, ни на 1 января 2002 года. Более того, не ведутся специальные статистические исследования по состоянию малого предпринимательства.
Так, на 1 января 2002 года Пермский комитет государственной статистики в Каталоге статистических изданий за 2001 год не имеет публикаций по статистике малого предпринимательства и каких-либо исследований. Судить о развитии малого предпринимательства в районах и городах области ещё труднее, так как статистики практически не ведётся. Ясно одно, что наибольшая часть предпринимательства в районах занимается торговлей и посредническими услугами.
О вкладе малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также судить трудно, так как нет чётко выраженной системы подсчёта финансовых результатов. Считается, что малое предпринимательство обеспечивает от 8 до 12 процентов доходов бюджета в городах и районах области. Показатель по РСФСР - примерно 9,5 % в 2000 году.

Предложение:

1) поручить Пермскому комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;

2) создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;

3) определиться с регистрацией предприятий и частных предпринимателей по принципу: “в одно окно; начать паспортизацию предприятий с привлечением подразделений инфраструктуры;

4) начать решение проблемы существующих, но формально не закрытых предприятий и частных предпринимателей, проблемы двойников и т.д.

Проблема № 2. Отношение государства к малому бизнесу в целом

Можно со всей определённостью сказать, что в области отсутствует понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства.

Примеры:

  • на сервере администрации области в разделе: “малое предпринимательство” (подраздел: календарь) на 1 января 2002 года самой главной и единственной новостью было сообщение о состоявшемся в Челябинске в октябре 2000 года съезде предпринимателей малого бизнеса Урала;
  • непонятна координирующая, как заявлено на сервере администрации области, роль отдела развития предпринимательства и инвестиций главного управления экономики администрации области, т.к. за исключением подготовки выставок: “Предпринимательство Урала и Поволжья” на Пермской ярмарке представителей инфраструктуры поддержки предпринимателей по наиболее актуальным темам не собирают;
  • в прессе (и не только) за последний год не было ни одной публикации аналитического характера по проблемам малого предпринимательства, подготовленной в отделах или комитетах, управлениях администраций области и города Перми, не говоря о районных и городских администрациях;
  • решение Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров по введению Единых журналов контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства (Федеральный закон от 14.07.2001 г. № 134-ф3 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” не исполняется совершенно;
  • проработка на заседаниях “круглых столов” и встречах с предпринимателями проектов законодательных актов, особенно по налогообложению, носит формальный и необязательный со стороны представителей администрации и депутатов характер. Примером может служить обсуждение изменений в налогообложение по налогу на вменённый доход летом 2001 года. Несмотря на реальные предложения предпринимателей и заверения депутатов и представителей областной администрации накануне заседания Законодательного собрания, что все замечания и предложения будут учтены и изменения в налог на вменённый доход будут произведены с учётом этих предложений, была принята такая налогооблагаемая база, что резко ухудшила финансовое положение предпринимателей, особенно в сельской местности и малых городах.

Можно приводить и другие примеры.

Предложение:

  1. Образовать при Пермской ТПП постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати.
  2. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года.
  3. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.

Проблема № 3. Недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам

Резкое уменьшение государственного финансирования малого предпринимательства (от 140 млн. руб. в бюджете 2001 года до 20 млн. рублей в бюджете Правительства Российской Федерации 2002 года), заявление вице-премьера Алексея Кудрина на совещании по вопросам малого предпринимательства (1.11.2001 года) об отказе от безвозвратных кредитов и от выдачи кредитов малым предприятиям за счёт бюджетных средств, ставят вопросы обеспечения предпринимательства финансовыми ресурсами на одно из первых мест, сводя роль государственных Фондов поддержки малого предпринимательства в области финансирования практически к нулю.

Существующее в настоящее время банковское кредитование ввиду нерешённых законодательно проблем (ответственность при невозврате кредита, неразвитость залога как способа обеспечения, длительность арбитражных процедур, отсутствие доступной системы страхования рисков) практически не даёт возможности предпринимателю получить кредит, особенно когда нужны срочно оборотные средства.

Сложность доступа к земельно-имущественным ресурсам не позволяет начать бизнес. Достаточно таких примеров. На сервере областной администрации нет открытых конкурсов на выполнение государственных или муниципальных заказов для малого и среднего предпринимательства (по крайней мере в разделе “Экономика” на 10.01.2002 г. таковые отсутствовали). На сервере администрации г. Перми конкурсы на проведение различных подрядных работ в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта имеются (на 10.01.2002 года), но невозможно найти материалы по аренде муниципальных помещений, земле и т.д.

Предложение:

  1. Разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса;
  2. Создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования;
  3. Осуществить меры по поддержке и развитию лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.

Проблема № 4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства

(Без анализа. В связи с тем, что данный вопрос многократно анализировался в течение 2000 - 2001 г.г., приняты решения по дебюрократизации экономики, идёт их реализация)

Предложение: (только для Пермской обл.):

Начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.

Проблема № 5. Недостаточное самосознание предпринимателей

а) Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития. Малый бизнес практически не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти. Многочисленные мелкие ассоциации и клубы предпринимателей малочисленны, не имеют своего лица. Наиболее влиятельными общественными некоммерческими организациями являются Пермская торгово-промышленная палата, Пермское отделение Российской Ассоциации развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Но и они объединяют в своих рядах сотни представителей малого бизнеса, в то время как в области их десятки тысяч.

б) Предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов. Предприниматель в глазах населения остаётся хапугой, вором, “рвачём”, одним словом “новым русским” в худшем смысле этого слова. В глазах большинства чиновников мелкий предприниматель это почти криминальный элемент общества, который уходит от налогов, наживается и т.д. В этих условиях предприниматели малого и среднего бизнеса стараются “не высовываться”, держаться очень осторожно с властью, не проявляют активности в решении собственных вопросов, проблемы взаимоотношений с властью стараются решить незаконными методами.
в) До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по “серым” схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней.

Предложение:

  1. Сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг.
  2. Совместно со СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства.
  3. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.

Заключение

Анализ показывает, что ожидаемого широкомасштабного развития малого бизнеса в Пермской области не состоялось. Нет ни количественного, ни качественного роста в сфере малого предпринимательства. Более того наблюдается тенденция к снижению числа малых предприятий и полная неразбериха с предпринимательством без образования юридического лица. Какой-нибудь достоверной статистики на сегодняшний день нет ни по каким разделам малого предпринимательства. Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. Для решения такого большого объёма проблем, особенно если учесть их сложность, требуются соответствующие силы, возможности и политическая воля к изменению сложившегося положения.

Предложение:

На областном уровне создать рабочую группу по разработке программы поддержки малого предпринимательства (по примеру создания рабочей группы при Городской Думе по подготовке проекта Программы поддержки пермского товаропроизводителя) и поручить этой группе разработку эффективной и действующей программы и плана мероприятий по её осуществлению.

Заместитель начальника отдела ВЭД Пермской ТПП Б.С. Югов

Аналитический материал предоставлен ММЦ -"Пермь-Москва"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости