Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кредитные союзы и кредитные кооперативы как механизм финансирования МСП (опыт Великобритании, Испании и Нидерландов)

Содержание

Предисловие

1. Кредитные кооперативы и кредитные союзы

1.1. История развития

1.2. Определение

2. Текущее состояние инструмента в Великобритании и Нидерландах

2.1. Положение кредитных союзов и кооперативов в Великобритании

2.2. Развитие кредитных кооперативов в Нидерландах

3. Компании взаимных гарантий, правовое регулирование в Испании

4. Существующая законодательная и нормативная база кредитных кооперативов и союзов

4.1. Регулирование деятельности кредитных союзов в Великобритании

4.2. Регулирование в Нидерландах

5. Развитие правовой базы в последнее время и в будущем

5.1. Изменения в системе правового регулирования в Великобритании в последнее время

5.2. Недавние изменения в системе правового регулирования в Нидерландах

 

Предисловие

Последнее время в Российской Федерации проводилась активная работа в области правового регулирования деятельности кредитных кооперативов и союзов. В 2001г. был принят федеральный закон “О кредитных потребительских кооперативах граждан”. Однако в этом законе ничего не говорится о кооперативах, членами которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Рабочая группа во главе с представителем Минсельхоза подготовила проект отдельного закона для этих типов мелких предпринимателей. Весной 2002 г. в Государственной Думе прошло первое чтение проекта федерального закона “О кредитной кооперации”. Второе чтение намечено на осень текущего года.

Для оказания помощи в подготовке предложений по улучшению законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и иных небанковских финансовых учреждений, МАП обратилось к “ЭКОРИС-НЭИ” (ECORYS-NEI) с просьбой подготовить в рамках проекта Тасис СМЕРУС 9803 сжатый аналитический материал на эту тему. В подготовленном документе дается описание истории развития этого инструмента в двух европейских странах (Великобритании и Нидерландах) и, кроме того, описание инструмента взаимных гарантий в Испании. Этот отчет может оказаться полезным для российских чиновников и экспертов, работающих над поправками к федеральному закону “О кредитной кооперации” перед его вторым чтением.

Отчет начинается с краткой истории развития этого инструмента; приводится также и его определение. В Главе 2 рассматривается текущее состояние инструмента в Великобритании и Нидерландах. В Главе 3 речь идет, главным образом, о компаниях взаимных гарантий, которые являются еще одним популярным в Европе механизмом облегчения доступа МСП к источникам финансирования на взаимной основе. Описание существующей нормативно-правовой базы кредитных кооперативов и союзов в Великобритании и Нидерландах приводится в Главе 4. В заключительной главе речь идет о недавних и ожидаемых изменениях в нормативно-правовой базе в этих двух странах.

Составитель отчета хотел бы выразить признательность начальнику отдела Департамента государственной поддержки предпринимательства МАП Е.А.Червякову за его конструктивные замечания и Хулио Пинелю - главе московского представительства испанской юридической фирмы “Рока Джуньент Адвокатс С.Л.” за его ценный вклад в подготовку Главы 3. Кроме того, значительную помощь в подготовке отчета оказал Константин Карабанов, консультант московского представительства “ЭКОРИС-НЭИ”.

Москва, июль 2002г.

Составитель: Яспер Снук, старший консультант отдела консультационных финансовых услуг “ЭКОРИС-НЭИ”, Роттердам, Нидерланды

1. Кредитные кооперативы и кредитные союзы

1.1. История развития

Кредитные союзы появились в Англии еще в 19 веке. В 1844г. группа рабочих из Рочдейла создала первый кооператив. Это было сберегательное неприбыльное учреждение, а точнее кредитный кооператив, оказывающий услуги своим членам.

Кредитные союзы, наподобие нынешних кредитных союзов, появились в 19в. в Германии как следствие неурожая и голода. Герман Шульц-Делич организовал находившиеся в коллективном владении мельницу и пекарню, которая продавала дешевый хлеб своим членам, а также “народный банк”, выдававший ссуды фермерам. В 1864г. Фридрих Райффайзен создал для немецких фермеров кредитный союз в Хеддесдорфе, а первый центральный банк кредитных союзов появился в 1876г. Кредитные союзы стали стремительно появляться во многих странах Европы, и в 1908г. достигли Соединенных Штатов. В 1935г. президент Рузвельт подписал государственную хартию о кредитных союзах, которая стала законом.

Кредитные кооперативы и кредитные союзы существуют в самых разных формах. Основные различия касаются характера членства и открытости кредитного учреждения. Первоначально целевыми группами были фермеры (Райффайзен), а сейчас в их число входят как отдельные лица (кредитные союзы), так и организации. Некоторые кооперативы носят закрытый характер, обслуживая только своих членов. Однако все большую популярность завоевывают кооперативы открытого типа. Последние все еще контролируются своими членами, но в то же время оказывают услуги людям, не являющимся его членами (внешние клиенты). Несмотря на различия в целевых группах, у обоих типов учреждений много общего.

И те, и другие являются сберегательными учреждениями, и служат источником дешевого кредита. Многие сторонники идеи таких учреждений особо подчеркивают то обстоятельство, что они помогают своим членам с низкими доходами и оборотом, которым трудно регулярно вносить средства на сберегательные счета, и у которых ограниченные возможности получить ссуду из обычных финансовых учреждений. К числу других важных задач относятся стимулирование хорошего планирования, развитие духа самопомощи и участие в жизни группы.

1.2. Определение

Кредитные кооперативы являются объектом массы научных исследований. Существуют два разных определения:

Кредитный кооператив это кооперативное общество, предлагающее своим членам ссуды за счет сбережений, накопленных самими членами. Кооператив создает группа членов, преследующих общий интерес. Договариваясь вносить регулярные взносы, они создают фонд, из которого могут брать деньги на инвестиции и пополнение оборотных средств под выгодный процент. Ссудный процент служит для кооператива источником дохода для покрытия административных расходов. Все избыточные средства возвращаются членам в виде дивиденда на сбережения. Для снижения риска непогашения ссуды члены кооператива должны обеспечивать совместную гарантию. Кредитный кооператив является неприбыльной организацией, контролируемой его собственными членами.

Кредитный кооператив это финансовое учреждение, выдающее ссуды своим членам под низкий процент. Как правило, его членами являются люди одной профессии или из одной отрасли хозяйственной деятельности. Средства для ссуд поступают от продажи паев своим членам и от сберегательных вкладов членов. Первый кооперативный банк появился в Германии в 19в.; его организовал Герман Шульц-Делич, а позже Ф.В.Райффайсен приспособил их специально к сельской местности. Кредитные кооперативы имеют большое значение, потому что предоставляют ссуды предприятиям, которым трудно получить кредит из какого-то иного источника под приемлемый процент.

Настоящие кредитные кооперативы руководствуются в своей деятельности следующими принципами:

    1. Обеспечение экономической выгоды для своих членов.
    2. Оказание услуг, а не получение прибыли.
    3. Нацеленность на взаимные интересы своих членов, на совместную гарантию.
    4. Контроль со стороны людей, пользующихся его услугами.

2. Текущее состояние инструмента в Великобритании и Нидерландах

2.1. Положение кредитных союзов и кооперативов в Великобритании

В Великобритании кредитные союзы служат источником финансирования групп людей. Этот инструмент не имеет широкого распространения. Для увеличения численности таких обществ в 1979г. был принят закон о кредитных союзах, который служит правовой базой их деятельности. Сегодня в Великобритании существует порядка 700 кредитных союзов, активы которых превышают 200 млн. ф. ст. Ежегодно появляется около 50 новых организаций.

Преимущества кредитных союзов признаны уже давно. К примеру, Комитет по потребительскому кредиту Краутера (1971г.) посчитал необходимым стимулировать их развитие. Активным их сторонником является Национальный совет потребителей, который продвигал законодательство 1979г. Ряд местных органов власти помогает развитию кредитных союзов на подведомственных им территориях путем предоставления субсидий на их создание или назначением специальных людей, занимающихся их развитием. Кредитные союзы и сами отстаивают свои интересы через “зонтиковые” организации.

Что касается кредитования, то здесь ситуация несколько иная. Примерно 75% от общего числа кооперативных банков, существовавших в 1980-х годах, сменили свой статус, перейдя из разряда кооперативных банков в коммерческие. Это объясняется двумя причинами:

    1. У кооперативного банка нет собственных акций, которые можно использовать для приобретения других банков или слияния. Это существенное ограничение, вследствие которого их партнерами могли быть только другие кооперативные банки. Эта характеристика кооперативной банковской системы являлась такой помехой расширению и росту, что большинство кооперативных банков решили поменять свой юридический статус, перейдя в разряд коммерческих.
    2. Став коммерческим, банк имеет право выпускать акции, получая, таким образом, капитал на финансовом рынке. Привлеченные средства распределялись между членами кооператива, которых больше не волновал вопрос, с кем они имеют дело - с кооперативным или коммерческим банком. Для них не существовало никакой разницы.

В настоящее время в Великобритании мало кредитных кооперативов.

2.2. Развитие кредитных кооперативов в Нидерландах

Идея кредитного кооператива, разработанная г-ном Райффайзеном в Германии, была вскоре принята и в Нидерландах. Как и в Германии, кредитные кооперативы создавались с целью финансирования фермеров. Сразу же возникла масса небольших кооперативных банков (несколько сотен), получивших название “Рабобанк” (Райффайзен БеренлеенБанк или Райффайзенский фермерский кредитный банк).

В настоящее время члены этих самостоятельных небольших Рабобанков решили общими усилиями создать дочернюю компанию “Рабобанк Недерланд”, которая будет разрабатывать общие продукты и услуги, привлекать капитал с финансовых рынков, и выполнять некоторые юридические и нормативные функции для всей группы банков.

Сейчас в Нидерландах действует почти 400 независимых Рабобанков, которые обслуживают, главным образом, местность, в которой находятся. Консолидированный баланс Рабобанка составляет 363 млрд. евро в 370 самостоятельных местных банках на территории Нидерландов и в 150 отделениях в 40 странах мира.

Эти 370 банков используют услуги и методы, разработанные их дочерней компанией “Рабобанк Недерланд”, которая стала современным провайдером финансовых услуг. “Рабобанк Недерланд” контролирует также ликвидность и платежеспособность отдельных Рабобанков. Более того, она координирует международную деятельность группы, и держит доли всех Рабобанков в других дочерних компаниях, таких как страховая компания, лизинговая и факторинговая компания, частный банк, компания венчурного капитала и компания по управлению финансовыми активами.

В течение последних 15 лет группа Рабобанков приобретала эти дочерние компании через свою “дочку” “Рабобанк Недерланд”, что позволяет отдельным банкам предлагать своим клиентам полный пакет финансовых услуг. Группа сама финансировала все поглощения, так как кооператив не может платить в форме акций.

3. Компании взаимных гарантий, правовое регулирование в Испании

Кроме кредитных кооперативов и кредитных союзов доступ МСП к источникам финансирования облегчают также компании взаимных гарантий, поэтому мы и рассматриваем их в данном документе.

Бизнес в области взаимных гарантий в странах Европейского союза существует уже несколько десятилетий, и считается важным инструментом, открывающим доступ МСП к источникам финансирования. Он регулируется более или менее строгими правилами в плане административного контроля и надзора, а также с точки зрения платежеспособности. Опыт Испании позволяет лучше проиллюстрировать данный инструмент и показать его использование в более широком европейском масштабе, не ограничиваясь лишь Великобританией и Нидерландами.

В конце 70-х годов королевским указом (распоряжением правительства) компании взаимных гарантий (КВГ) были признаны самостоятельным типом юридического лица. Во многих отношениях они похожи на акционерные компании (АК), и при отсутствии специальных нормативных актов к ним можно применять закон об акционерных обществах. Для выполнения норм и правил ЕС, а также для укрепления данной отрасли в 1994г. парламент Испании принял закон, устанавливающий правовую базу для КВГ (Закон 1/1994). Так уж повелось, что КВГ занимается, в основном, выдачей гарантий (поручительств) МСП. Эти гарантии позволяют МСП легче получать банковские ссуды, освобождая их от необходимости закладывать все свои собственные ресурсы в обмен на ссуды из внешних источников. КВГ улучшают также условия кредитования, поскольку они объединяют интересы сотен МСП. Кроме этого, КВГ оказывают МСП и другие услуги, включая предоставление информации об имеющихся финансовых услугах, деловые консультации и прочие.

В законе, прежде всего, подчеркивается необходимость поддержания платежеспособности КВГ. Поскольку они относятся к группе финансовых учреждений, то и регулируются законами финансового сектора без каких-либо исключений. Это предполагает применение по отношению к ним строгих правил, касающихся надзора, платежеспособности, раскрытия информации и т.п.

Закон 1/1994 ввел в прежнюю нормативно-правовую базу КВГ существенные изменения и дополнения. Прежде разрешение соответствующих государственных органов на создание КВГ обязаны были получать только те компании, которые хотели пользоваться налоговыми и административными льготами. По закону 1/1994 такое разрешение обязаны получать все КВГ.

Еще одно не менее важное изменение в законе касается отмены так называемого гарантийного фонда. Изначально гарантийные фонды существовали для повышения платежеспособности компаний, капитала которых было недостаточно для покрытия обязательств перед третьими сторонами. Однако сам фонд принадлежал членам КВГ, которая только управляла им. По окончании периода консолидации КВГ в Испании (конец 70-х - начало 90-х годов) было принято решение распустить фонды, а их активы слить с собственными активами компании. Как таковые, активы и принадлежали компании, и управлялись ею, и поэтому их можно использовать для выполнения обязательств перед третьими сторонами. Однако закон предусматривает создание так называемого фонда технических резервов, который принадлежит компании, и в который государственные органы могут перечислять средства в рамках своей политики поддержки развития предпринимательства.

Из юридического определения КВГ следует, что это компания, участниками которой являются МСП, доля которых не может быть меньше 4/5, и которые лично не отвечают по обязательствам компании перед третьими сторонами. По закону КВГ считаются финансовыми учреждениями, главная цель которых - облегчать доступ своих членов к финансовым и другим услугам. Для целей закона 1/1994 предприятия с числом работников до 250 человек относятся к категории МСП.

В соответствии с законом цель КВГ состоит в предоставлении личных гарантий своим членам, главным образом (но не только), в форме поручительств. Такие гарантии могут предоставляться по обязательствам, связанным с основной деятельностью членов/МСП. КВГ могут также предоставлять своим членам консультации по финансовым вопросам, а в некоторых случаях иметь доли в компаниях и ассоциациях, оказывающих услуги МСП. КВГ ни при каких обстоятельствах не имеют права выдавать ссуды своим членам. Для финансирования их деятельности они могут выпускать облигации, но только с соблюдением строгих правил, установленных правительством.

У КВГ два типа членов:

  • У всех КВГ имеются постоянные члены, то есть МСП, работающие в отрасли или отраслях и на определенной территории, указанной в уставе компании. По закону у КВГ должно быть не меньше 150 основателей - постоянных членов.
  • Если записано в уставе, то КВГ может иметь в своем составе также и “членов-покровителей”, которые, по крайней мере, в одном отношении отличаются от постоянных членов. Покровители не могут обращаться за гарантией от КВГ, и их участие в капитале компании ограничено.

Минимальный капитал КВГ составляет 1,8 млн. евро. Доли членов (все одной номинальной стоимости) не являются ценными бумагами, и не котируются на финансовых рынках. Минимальный капитал компании указывается в ее уставе, и по закону этот минимум может быть увеличен максимум в три раза.

В чисто юридическом плане поручительства и иные гарантии, предоставляемые КВГ своим членам, не имеют специального статуса, поэтому они должны отвечать определенным требованиям, формулируемым в каждом отдельном случае, и соответствующим положениям устава. Они не могут вступать в противоречие с требованиями императивных норм (Гражданский кодекс и т.п.). Поэтому каждый участник компании обязан договариваться с компанией об условиях, на которых будет выдана гарантия.

Закон 1/1994 предусматривает также создание компаний встречных гарантий, цель которых - давать гарантии на гарантии, предоставляемые КВГ. Считается, что эти компании обеспечивают стабильность системы взаимных гарантий.

Для создания КВГ требуется разрешение Министерства экономики и финансов. Статус юридического лица они получают только после регистрации в торговом реестре. Им необходимо зарегистрироваться также в Центральном банке Испании, в котором ведется специальный реестр КВГ, что позволяет ему следить за их деятельностью.

Ни у одного члена КВГ не может быть более 5% от общего числа голосов. Член-покровитель может иметь до 50% голосов, если в компании больше нет таких членов.

Один из основных элементов, которые регулируются законом 1/1994, касается специального капитала и условий платежеспособности. Здесь следует указать следующие основные правила:

  • по крайней мере, 50% прибылей компании после уплаты налогов необходимо направлять в резервный фонд, минимальный размер которого должен в три раза превышать размер минимального капитала компании;
  • распределение оставшейся прибыли среди членов может производиться только при выполнении ряда условий, причем более строгих, чем общие правила применительно к акционерным компаниям;
  • КВГ не могут выдавать ссуды своим членам;
  • суммарная стоимость облигаций, выпускаемых КВГ, не должна превышать размер ее собственных ресурсов (которые включают капитал + резервы + фонд технических резервов);
  • собственные ресурсы КВГ подпадают под действие тех же правил, которыми руководствуются и другие финансовые учреждения;
  • минимум 75% собственных ресурсов КВГ должны быть вложены в ценные государственные бумаги, ценные корпоративные бумаги, продающиеся на вторичных рынках, и находиться на банковских депозитах;
  • использование собственных ресурсов и выполнение требований, касающихся платежеспособности, являются объектами контроля со стороны Центрального банка.

Административный контроль КВГ осуществляют Министерство экономики и финансов и Центральный банк Испании.

Правовое регулирование деятельности компаний встречных гарантий также отчасти осуществляется этим законом, для чего он был соответствующим образом доработан правительством (королевский указ 1644/1997). У этих компаний имеется несколько отличительных характеристик, а именно:

  • обязательное присутствие государственных органов в составе ее участников;
  • минимальный капитал в размере 6 млн. евро;
  • юридическая форма - акционерная компания.

Для их создания также требуется получить разрешение государства, и на них распространяются строгие правила относительно платежеспособности.

4. Существующая законодательная и нормативная база кредитных кооперативов и союзов

4.1. Регулирование деятельности кредитных союзов в Великобритании

В Великобритании деятельность кредитных союзов с 1979г. регулируется Законом о кредитных союзах. Кредитные союзы принадлежат, на взаимных началах, финансовым кооперативам, созданным в соответствии с Законом о кредитных союзах от 1979г. В соответствии с этим законом кредитный союз решает следующие задачи:

  • пропаганда экономного отношения к финансовым средствам среди своих членов;
  • создание источников кредита для своих членов под справедливый и разумный процент;
  • использование и контроль сбережений членов для их взаимной выгоды;
  • обучение членов способам разумного использования денег, и методам управления своими финансовыми делами.

Члены союза осуществляют сбережения путем подписки на необращающиеся акции, хранящиеся в кредитном союзе. Члены имеют право брать ссуды под максимальную месячную ставку 1% и в размере, для большинства членов, превышающем до 5 тыс. ф. ст. размер собственной доли в капитале союза.

Членами являются только те, кто отвечает требованиям (“совместная гарантия”) данного кредитного союза. Совместная гарантия может быть одного из четырех основных типов: проживание в определенной местности; необходимо быть членом или как-то связанным с организацией; работа в общей организации или в конкретном населенном пункте; и принадлежность к определенной профессии. Делами многих кредитных союзов занимаются, в основном, люди на добровольных началах. Они делают основные сбережения и осуществляют кредитование представителей низкодоходных групп, которые не имеют никаких дел с коммерческими банками.

Недавно в нормативно-правовой базе кредитных союзов произошли существенные изменения, описание которых дается в следующей главе.

4.2. Регулирование в Нидерландах

В Нидерландах кредитные кооперативы относятся к категории финансовых учреждений, и поэтому подпадают под действие законодательства, регулирующего кредитные учреждения. Это означает подчинение строгим правилам в плане надзора, платежеспособности, раскрытия информации и т.д.

Надзор за деятельностью кредитных учреждений в значительной степени унифицирован на территории всего Европейского союза. Несколько европейских норм обусловливают содержание законов, регулирующих определенные виды банковской деятельности и надзор за разрешенными кредитными учреждениями. Ниже перечислено несколько важнейших норм:

  • Правила лицензирования и осуществления деятельности кредитных учреждений (2000/12/EG от 20 марта 2000г., Pb. L 126/1).
  • Правила слияния (86/635/EEG от 8 декабря 1986г., Pb. L 372/1).
  • Правила, касающиеся достаточности капитала (93/6/EEG от 15 марта 1993г., Pb. L 141/1).
  • Правила, касающиеся системы гарантирования депозитов (94/19/EG от 30 мая 1994г., Pb. L 135/5).

В основу этих правил положены рекомендации Базельского комитета. Вместе с помощью, которая считается необходимой в Нидерландах, эти европейские правила были включены в Закон о надзоре за кредитными учреждениями от 1992г. (Wet toezicht kredietwezen 1992). Этот закон заменил закон от 1978г., в который неоднократно вносились серьезные изменения.

Данный закон регулирует деятельность всех кредитных учреждений в Нидерландах, будь то коммерческий банк или кредитный кооператив. Единственным исключением является Рабобанк. Центральный банк Нидерландов (DNB) не осуществляет отдельный надзор за каждым из 370 банков - членов Рабобанка. Он контролирует лишь “Рабобанк Недерланд”, расположенной в городе Утрехте, а контроль за деятельностью других мелких Рабобанков поручил осуществлять утрехтскому Рабобанку.

5. Развитие правовой базы в последнее время и в будущем

5.1. Изменения в системе правового регулирования в Великобритании в последнее время

В 2001г. были подняты два отдельных предельных уровня, установленных законом о кредитных союзах от 1979г. Предельный размер депозитов, которые кредитный союз может брать у лиц, слишком молодых, чтобы быть его членами, был поднят до 5 тыс. ф. ст. Кроме того, был удлинен срок, на который кредитные союзы могут выдавать ссуды. Теперь кредитные союзы могут выдавать необеспеченные ссуды на три года, а обеспеченные на семь лет. Мера, связанная с повышением предела на депозиты, которые кредитный союз может брать у лиц, не достигших 18-летнего возраста, устранила дестимулирующий фактор для молодых членов, и должна помочь развитию кредитных союзов. Увеличение максимального срока погашения ссуды позволит кредитным союзам более гибко помогать своим членам в решении их проблем путем предложения им более благоприятных условий погашения ссуд. Это поможет также некоторым более крупным кредитным союзам выдавать своим членам более крупные ссуды, повышая тем самым их способность предлагать закладные.

В июле 2002г. в режим нормативно-правового регулирования деятельности кредитных союзов были внесены изменения, в соответствии с которыми члены кредитного союза получили такую же защиту, как и клиенты банков. В соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках регулирование деятельности кредитных союзов теперь осуществляет Управление финансовых услуг (УФУ). Новый режим позволяет кредитным союзам участвовать в Компенсационной программе для финансовых услуг и обращаться за помощью в Службу финансового омбудсмена. Новые правила позволяют кредитным союзам оказывать более широкий круг услуг и эффективнее привлекать депозиты. Надзор за исполнением новых правил будет осуществлять УФУ.

У нового режима регулирования УФУ можно выделить несколько следующих важнейших характеристик:

  • Кредитные союзы обязаны удовлетворять важнейшим требованиям, касающимся уровня платежеспособности. Для более крупных союзов установлены дополнительные требования по размеру капитала, что отражает более значительные последствия их возможного банкротства для клиентов.
  • Кредитные союзы обязаны поддерживать минимальный показатель ликвидности.
  • Ведущие сотрудники кредитных союзов обязаны удовлетворять требованиям, установленным правилами УФУ для утверждаемых лиц.
  • Кредитные союзы обязаны создать эффективную систему работы с жалобами своих членов, которые теперь могут обращаться в Службу финансового омбудсмена, если их не удовлетворяет то, как с их жалобой разобрались на месте.
  • Кредитные союзы участвуют в Компенсационной программе для финансовых услуг, предоставляющей членам союза защиту их депозитов на первое время.

Кроме того, было отменено несколько положений Закона о кредитных союзах от 1979г.

  • кредитные союзы будут иметь право заимствовать средства у большего числа источников;
  • они смогут выплачивать дивиденды по разным ставкам и чаще чем раз в год;
  • члены союза смогут открывать совместные счета;
  • изменятся требования о минимальном покрытии на гарантии лояльности.

В конце 2002г. планируется внести еще три изменения, включая:

  • более гибкие требования применительно к совместной гарантии;
  • правила, регулирующие использование названия “Кредитный союз”;
  • разрешение кредитным союзам брать плату за оказание дополнительных услуг.

5.2. Недавние изменения в системе правового регулирования в Нидерландах

С момента принятия Закона о надзоре за кредитными учреждениями в 1992г. и вытекающих из него правил в них неоднократно вносились изменения. Изменения касались следующих статей:

  • Обмен информацией с другими надзорными органами (Stb. 1994, 235).
  • Надзор за кредитными учреждениями и страховыми компаниями, входящими в одну группу (Stb. 1994, 278).
  • Укрепление надзора за общеэкономической деятельностью (Stb. 1996, 537).
  • Повышение эффективности исполнения закона (Stb. 1998, 215).
  • Повышение уровня информирования населения (Stb. 1999, 530).
  • Полномочия на использование штрафных санкций (Stb. 1999, 509).

Недавние события в Нидерландах, которые, как ожидается, приведут к изменениям в нормативно-правовом регулировании деятельности кредитных кооперативов, связаны с несколькими финансовыми скандалами, имевшими место в отдельных Рабобанках. При всем том, что система удаленного надзора за отдельными кредитными кооперативами со стороны Центрального банка в прошлом работала нормально, эти последние скандалы в разных местах страны могут потребовать изменений в системе регулирования, включая ужесточение надзора со стороны Центрального банка с охватом всех отдельных банков.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости