Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы консалтинга малого бизнеса в г. Новокузнецке

Новокузнецкий городской фонд поддержки малого предпринимательства

Автономная некоммерческая организация
Центр интеллектуальной поддержки предпринимателей

Ответственный исполнитель: Урбан О.А., кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СФ МИЭП

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

1.1. Рейтинг проблем предприятий малого бизнеса

1.1.1. Рейтинг правовых проблем предприятий малого бизнеса

1.1.2. Рейтинг внутренних экономических проблем предприятий малого бизнеса

1.1.3. Рейтинг проблем управления персоналом малого предприятия

1.1.4. Рейтинг проблем, влияющих на доходность малого предприятия

1.2. Характеристика личности предпринимателя, как важнейшего фактора повышения доходности предприятия, и проблемы образовательного консалтинга

1.3. Консалтинг сторонних специалистов: обращаемость, эффективность, востребованность конкретных направлений консалтинга

1.4. Отношение предпринимателей к созданию коллективной формы консалтинга – абонентское обслуживание предпринимателей

1.5. Общая характеристика опрошенных предпринимателей и их предприятий как факторы, влияющие на специфику консалтинга

2. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

3. ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация

Активно развивающимся элементом инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Новокузнецке должен стать консалтинг по вопросам управления малыми предприятиями. Важность развития консалтинга в сфере малого бизнеса очевидна. Известно, что малым предприятием, как правило, выступает такое предприятие, в котором административное и оперативное руководство сосредоточено в руках одного, максимум двух-трех людей, принимающих самые ответственные решения. Руководитель фирмы, выполняя максимально широкий круг текущих обязанностей, фактически не имеет свободного времени на участие в курсах по бизнес-обучению, на постоянное повышение собственной квалификации в области предпринимательской деятельности. Более того, у большой части руководителей малых предприятий не сформировалась в полной мере потребность в обучении ведения бизнеса, как важнейшего условия успешной работы на рынке. (См.: Отчет социологического исследования “Состояние малого бизнеса в г.Новокузнецке”. – Новокузнецк, 2001.–с.15). Поэтому уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления собственного бизнеса не всегда высокий. Подтверждением этому факту являются результаты исследования по проблеме использования предпринимателями внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности (См.: Отчет социологического исследования “Исследование потенциальной возможности предпринимателя по использованию внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности”. – Новокузнецк, 2001). Отсюда следует необходимость в консалтинговой помощи малым предприятиям со стороны специализированных структур.

Определяя, какие услуги стоит предложить потенциальным клиентам, необходимо руководствоваться двумя взаимосвязанными основными критериями:

  • Какого рода услуги может предоставить консультант или его группа
  • Какая услуга является самой полезной и востребованной для клиента

Первый критерий очевиден, его применение связано, прежде всего, с уровнем компетентности консультанта. Реализация второго критерия основана на знании потребностей потенциальных клиентов. В этом отношении консультирующая организация должна четко определить круг основных задач, стоящих перед руководителями малых предприятий для повышения доходности их бизнеса. При всей специфике проблем функционирования и развития конкретного предприятия большинство предприятий малого бизнеса, занятых в сходных областях предпринимательства, работающих в единых социально-экономических условиях, по сути сталкиваются с типичными проблемами и нуждаются в сходном наборе консалтинговых услуг.

Таким образом, специфика консультирования малых фирм определяется кругом проблем, которые стоят перед ними. Подобная информация может быть получена только в ходе специального исследования от руководителей малых предприятий. Следовательно, проблема исследования имеет гносеологический характер, обусловленный недостатком информации о том, какие задачи, как общие, так и специфические стоят перед руководителями малых фирм, значит, какие направления консалтинга для малого бизнеса должны развиваться для оказания реальной помощи предпринимателям.

Проблема исследования

Недостаток информации о проблемах (общих и специфических) малых предприятий г. Новокузнецка, о востребованности бизнес-консультирования среди действующих предпринимателей.

Объект исследования

Руководители действующих малых предприятий.

Предмет исследования

Мнение руководителей малых предприятий о проблемах функционирования и развития малого бизнеса в Новокузнецке, о востребованности бизнес-консультирования как инструменте повышения доходности малого предприятия.

Цель исследования

Изучить общие и специфические проблемы функционирования и развития малых предприятий в городе, оценить востребованность бизнес-консультирования у руководителей малых предприятий для повышения доходности собственного предприятия.

Задачи исследования

1. Определить рейтинг правовых, экономических, социальных проблем функционирования и развития малого бизнеса в городе:

  • Относительно малых предприятий в целом
  • Относительно вида деятельности предприятия (торговля, услуги, производство и строительство)
  • Относительно времени существования предприятия на рынке
  • Относительно перспектив развития предприятия

2. Определить рейтинг проблем, влияющих на доходность предприятия

3. Выяснить обращаемость руководителей малых предприятий к бизнес-консультантам и специализированным структурам и оценку результатов консалтинга.

4. Определить потребность предпринимателей в разного рода консультационных услугах для увеличения доходности собственного предприятия.

5. Выяснить отношение руководителей малых предприятий к созданию в городе коллективной формы консалтинговой услуги – абонентское обслуживание предпринимателей.

6. Выяснить самооценку предпринимателей уровня знаний, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

7. Выяснить мнение предпринимателей о состоянии собственного предприятия:

  • уровень доходности фирмы
  • степень соответствия объема продаж максимально возможному для фирмы
  • оценка нынешнего состояния фирмы и перспектив ее развития.

Основные понятия исследования, их интерпретация

Предприниматель – владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли. (Большой толковый социологический словарь\Дэвид Джери, Джулия Джери.- М.:ВЕЧЕ-АСТ,-Т.2,с.72).

Согласно эмпирическому изучению предприниматели не составляют однородной категории, включая в себя самостоятельных работников, мелких предпринимателей, собственников-управляющих и собственников-директоров. Таким образом, к субъектам малого бизнеса относятся категории самостоятельных работников (производителей), то есть те, кто не нанимает работников, но владеет средствами производства, мелкие предприниматели, те, кто нанимает работников, коллективные предприниматели (партнеры).

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.

Малое предприятие

В Федеральном законе от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дано определение малых предприятий.

Статья 3. Субъекты малого предпринимательства

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности -100 человек;
  • в строительстве -100 человек;
  • на транспорте -100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малое предприятие может быть создано в определенной организационно правовой форме:

  • юридического лица: товарищества, ООО, АО, ЗАО;
  • индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Инфраструктура малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

Поддержка малого бизнеса на местах заключается в создании условий для оперативного оказания малым предприятиям следующих услуг:

  • Информационная поддержка.
  • Поиск, отбор и подготовка кадров.
  • Консалтинг (по экономическим, управленческим, юридическим и другим вопросам).
  • Эккаунтинг (бухгалтерского учета и отчетности).
  • Маркетинговое обеспечение (исследование рынка, оценка сбыта продукции, реклама).
  • Отбор и продвижение бизнес проектов к инвесторам.
  • Лизинг.
  • Инжиниринг.
  • Страхование.
  • Получение государственных контрактов и субподрядов.
  • Техническая поддержка (помощь в выборе оборудования, помощь в решении технологических и технических проблем и пр.)

Консалтинг. Формально в переводе консалтинг означает консультирование. Сегодня тщательно выверенного, точного определения консалтинга нет, поскольку оно быстро изменяется, наполняется новым содержанием. Всего пять лет назад консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей. Считалось, что консалтинговые фирмы предоставляют услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, осуществлению маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, изучению рынка. Сегодня под консалтингом понимают уже такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. С одной стороны, консалтинг это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с другой, — услуги в управлении и организации бизнеса в целом.

Можно считать, что консалтинг — профессиональное содействие, оказываемое специалистами руководителям и управленческому персоналу различных предприятий и организаций в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений в решении проблем их функционирования и развития.

Характерны следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании консультант производит диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента — обеспечение консультанта необходимой информацией и оценка результатов. При процессном консультировании консультанты постоянно взаимодействуют с клиентом, оценивают его идеи, предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Роль консультантов заключается в основном в аккумулировании идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы, приведении их в систему и подготовке рекомендаций. При обучающем консультировании консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но подготавливает основу для их появления, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.

В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 основных групп:

  • Общее управление
  • Деятельность администрации
  • Финансовое управление
  • Управление кадрами
  • Маркетинг
  • Производство
  • Информационные технологии
  • Специализированные услуги

В России в условиях инфляции, неудовлетворительной законодательной основы бизнеса, бюджетного дефицита и пр. особое значение приобретает управленческий консалтинг, необходимый для того, чтобы устранить неясности возникающие в процессе подготовки, принятия и практической реализации наиболее важных управленческих решений. В качестве основных сфер управленческого консалтинга выделяют:

  • Юридическое консультирование
  • Рекруитинговые услуги
  • Проектно-инвестиционные услуги
  • Бухгалтерское сопровождение
  • Инжиниринговые и реинжиниринговые услуги
  • Услуги по антикризисному управлению
  • Информационное обеспечение
  • Внешний финансовый аудит
  • Услуги по подготовке и переподготовке персонала

В зависимости от качества или уровня проблемной ситуации клиента консультант может решать разного типа задачи, причем многие задания включают элементы всех трех типов задач, представленных ниже:

  • Задача на исправление, то есть необходимо исправить ситуацию, которая ухудшилась
  • Задача на усовершенствование, то есть необходимо улучшить существующую ситуацию
  • Задача на инновацию, то есть необходимо создать совершенно новую ситуацию

Основные методы консультирования. Несмотря на многообразие подходов, методик, методов, приемов консультирования, тем не менее консультированию свойственно определенное единство принципов и методов. Для обеспечения эффективности консультирования необходимо в полной мере учитывать техническую сторону, которая касается характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент, а также путей ее анализа и решения; и, кроме того — человеческую сторону, т.е. взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакцию людей в организации заказчика на происходящие изменения.

Процесс консультирования представляет совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации клиента. Этот процесс имеет начало (установление отношений и начало работы) и конец (консультант завершает свою работу). Между этими двумя точками обычно выделяют несколько фаз. Чаще всего применяется пятифазная модель, включающая подготовку, диагностирование, планирование действий, внедрение, завершение.

(См.: Э.А.Уткин. Консалтинг.- М., 1998. с – 9-45)

В начале экономического развития национального хозяйства в рыночных условиях спрос на консалтинговые услуги руководителей малых предприятий был низкий. В условиях роста конкуренции потребность в консалтинге усиливается. Малый бизнес является специфической сферой консалтинга. Консультирование здесь носит самый широкий характер. Часто консультирование носит характер неофициального обучения первого руководителя и других лиц, участвующих в управлении предприятием. Практика работы с консультантом не является для малого бизнеса России общепринятой. К консультанту, как правило, обращаются тогда, когда уже развивается кризис, когда руководитель не в состоянии сам разрешить назревшие проблемы, поэтому консультант вынужден работать в режиме острой нехватки времени и быть в значительной степени “универсалом”, поскольку спектр вопросов управления малым предприятием широкий, а ресурсы руководителя весьма ограничены.

Рейтинг – числовая оценка значимости какого-либо явления относительно других, аналогичных ему, то есть числовой показатель уровня оценок кого-либо или чего-либо (Социологический энциклопедический словарь\Под ред. Г.В.Осипова. – М.ИНФРА-М-НОРМА, 1998, с. 299).

Рейтинг проблем – расположение проблем в порядке убывания (или возрастания) их значимости в континууме от 0 до 100%. Значение рейтинга 0 % соответствует полному отсутствию значимости проблемы среди изучаемой группы. Значение рейтинга 100% соответствует абсолютной значимости проблемы среди изучаемой группы предпринимателей.

Для измерения рейтинга в данном исследовании использовались разные методики, позволяющие измерить силу отношения к изучаемому объекту, идее, явлению и пр.

Основной метод сбора информации – опрос.

Вид опроса - интервьюирование.

Исследование – выборочное. Выборка вероятностная.

Описание выборки. Генеральная совокупность – руководители малых предприятий. имеющие действующий бизнес.

На 1 января 2001 г. в Новокузнецке зарегистрировано 7613 субъектов малого предпринимательства. Работает только каждое третье предприятие, остальные не приступили к хозяйственной деятельности или приостановили ее, официально не ликвидировавшись (Развитие малого бизнеса в Новокузнецке. – Новокузнецк, 2001.-с.1). Таким образом, ориентировочная численность реально действующих малых предприятий – 2538. Эта цифра и отражает относительно реальную численность генеральной совокупности.

Учитывая относительную социальную однородность генеральной совокупности (предприниматели г.Новокузнецка, работающие в сходных экономических и социальных условиях) и небольшую степень дробности группировок анализа, планируемых задачами исследования, объем выборочной совокупности в соответствии с принятой таблицей В.И. Паниотто в 400 человек является достаточным для получения репрезентативных данных.

Объем выборочной совокупности составил 400 человек.

Применена систематическая выборка как тип вероятностной выборки. В качестве основы выборки, то есть списка членов изучаемой группы представителей малого бизнеса, была использована база данных, предоставленная Территориальным отделом статистики по г. Новокузнецку. Следует отметить, что основа выборки характеризуется недостаточной полнотой: не содержатся сведения о всех действующих предпринимателях, есть “пустые элементы”, то есть встречаются адреса предприятий, за которыми не стоят реально существующие предприятия. В этой ситуации накапливалась систематическая ошибка выборки, так как в ситуации реального опроса интервьюеры вынуждены были производить замену определенных в процессе отбора единиц наблюдения, то есть предпринимателей. Поэтому надежность результатов исследования оценивается как обыкновенная (См.: В.А.Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Издательство “Самарский университет”, 1995.- с.73). Ошибка выборки 10%.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости