Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кредитование малого предпринимательства. Особенности спроса и предложения

Файлы

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Аналитическая записка

Москва, апрель 2010 года

Авторы: Смирнов М.А., Шестоперов О.М., Шестоперов А.М., Шамрай А.А.

В условиях воздействия кризисных явлений доступ к финансовым ресурсам для малых предприятий был в значительной степени ораничен. Ситуация с финансами для малого бизнеса начала меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России»1, в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года – для 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Однако проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается очень острой и привлекает к себе немалое внимание государства.

Государство быстро расширяет объемы финансовой помощи сектору малого предпринимательства (МП), направляемой в том числе на поддержку кредитования, однако только экстенсивными мерами здесь не обойтись. На рынке кредитования два участника – кредитор и заемщик. Поэтому и любые проблемы развития рынка нужно рассматривать с двух сторон – со стороны предпринимателей и со стороны банков. Поэтому в данной аналитической записке мы последовательно проанализируем последние тенденции в секторе МП, особенности современного состояния спроса и предложения кредитных услуг для МП, а затем постараемся сделать некоторые заключения относительно перспектив и факторов развития рынка.

1. Особенности спроса на кредитование со стороны малого предпринимательства

По данным ЦБ РФ, общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, в целом по Российской Федерации на 1 января 2010 года составляла 2648,0 млрд. руб. (на 1 апреля 2009 года – 2 507,9 млрд. руб.). На 30 крупнейших банков приходилось 1 741,2 млрд. руб., или 65,8% (на 1 апреля 2009 года, соответственно, 1 732,7 млрд. руб., или 69,1%). Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства всего по Российской Федерации на 1 января 2010 года выразились в 2 838,8 млрд. руб.

Однако объемы кредитования сильно упали. Так, согласно данным РБК, в первом полугодии 2009 года опрошенные банки выдали 524,2 млрд. руб., что на 55% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. Портфель кредитов для МП сократился на 12% (с 1146 млрд. руб. до 1 010,2 млрд. руб.).

Но потребность предприятий в кредитовании не исчезла. Согласно результатам опроса НИСИПП в мае 2009 года2, потребность в привлечении финансовых ресурсов испытывали 48,3% предприятий. В то же время доступность указанных ресурсов предприятия оценивали пессимистично: около 36,9% респондентов считали, что степень доступности для них заемных финансовых средств низкая, 16,1% – очень низкая, и лишь 9,4% характеризовали степень доступности как высокую или очень высокую. Это при том, что значительная часть респондентов оценивает финансово-экономическое состояние своих предприятий как устойчивое – 31,3%, а 53,7% – как относительно устойчивое. Но в отсутствие заемных средств планы по развитию пришлось ограничить или полностью свернуть.

Таблица 1
Степень доступности заемных средств в целом по выборке

Степень
доступности
Весна 2007 Весна 2009
Очень высокая 5% 1,3%
Высокая 13,3% 8,1%
Средняя 45% 34,6%
Низкая 22% 36,9%
Очень низкая 8,3% 16,1%

Одним из очевидных факторов, определяющих спрос на услуги кредитования, является динамика числа МП, а также динамика показателей их развития (прежде всего оборот и инвестиции).

Рисунок 1. Динамика количества малых предприятий в 2006–2009 годах

Официальная статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2006–2008 годах. Динамика качественного развития малого бизнеса за последние годы отражается и в росте вклада малых предприятий в основные агрегированные экономические показатели. Так, доля произведенной малыми предприятиями добавленной стоимости (доля в ВВП) составила в 2008 году 21%, а в 2009 году – 22,5%4. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций 5 составила в 2008 году 25,6%.

В то же время в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора. Так, прогнозируется, что по итогам 2009 года число малых предприятий сократится на 3%6.

Динамика оборота малых предприятий представлена на следующем рисунке.

Рисунок 2. Динамика оборота малых предприятий в 2006–2009 годах
(с учетом индекса потребительских цен)7

Из представленного рисунка видно, что оборот малых предприятий на рассматриваемом промежутке времени достаточно динамично рос. В 2008 году темпы роста показателя заметно замедлились, что связано с расширением влияния финансово-экономического кризиса в ноябре-декабре 2008 года. По итогам 2009 года прогнозируется падение оборота малых предприятий на 20–25%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

2006-2008 годы характеризовались значительной инвестиционной активностью малого бизнеса: в 2008 году объем инвестиций в основной капитал вырос на 60,9% в сравнении с предыдущим годом. Как следствие, возросла доля инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в общем объеме инвестиций в основной капитал: на 1 января 2009 года данный показатель составил 5,4%.

В 2009 году зафиксирована тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: прогнозируется, что по итогам года показатель в целом по РФ сократится на 25–30%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал на малых предприятиях
в 2006–2009 гг. (с учетом индекса потребительских цен)

Таким образом, спад в секторе МП на 20–30% вызвал еще большее падение объемов кредитования. Естественно, что негативные тенденции были в значительной мере обусловлены финансовым кризисом, заставившим банки ужесточить кредитную политику, но об этом поговорим чуть позже. Здесь же хотелось обратить внимание и на те специфические черты российского МП, которые также способствуют сокращению объемов кредитования.

Значительную потребность МП в кредитовании подтверждают данные исследования «ТРАСТ Индекс МСБ»8. В рамках 13 раунда обследований на вопрос «Как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года?» в конце 2009 года 24% респондентов ответили, что возрастет, в то время как в начале 2009 года таких было только 15%. Около 13% респондентов в целом по выборке отмечают, по состоянию на конец 2009 года, что собираются привлекать кредиты на развитие бизнеса. На начало 2009 года о таких планах заявляло 10% респондентов. Позитивные настроения предпринимателей, безусловно, являются хорошим индикатором. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что готовность МП брать кредиты в итоге не ведет к изменению структуры спроса на кредиты. Как показывают различные опросы, в последние годы кредитами пользуются от 20 до 25% малых предприятий, и основной спрос приходится на краткосрочные кредитные программы.

Доля краткосрочного кредитования будет лишь увеличиваться, так как в отличие от докризисной ситуации, когда большинство стратегий МП было направлено на расширение размеров бизнеса, а у многих компаний – и на расширение рыночной доли, сейчас преобладают стратегии, ориентированные в лучшем случае на сохранение объемов бизнеса или их сокращение ради поддержания рентабельности. Место объемных инвестиционных кредитов будут занимать краткосрочные, небольшие кредитные и консультационные программы, направленные на оптимизацию бизнеса МП.

Рисунок 4. Структура спроса малого бизнеса на банковские услуги,
в % от числа опрошенных



Источник: Финист, 2005

Естественно, что при таком положении рынок будет достаточно волатильным – спекулятивно расти на фазе экономического роста (банки легко дают короткие кредиты на инвестиционные цели, обещая беспроблемное рефинансирование долга) и катастрофически падать в периоды кризисов (банки не выполняют обещания по рефинансированию и наоборот, ищут любые возможности для досрочного истребования суммы долга).

Одной из причин сложившейся ситуации выступает структура малого предпринимательства России в разрезе видов экономической деятельности, которая характеризуется значительным уклоном в сферу торговли (около 45% от всех малых предприятий). Именно эти предприятия являются основными генераторами спроса на короткие кредиты на пополнение оборотных средств. И именно торговля оказывается в зоне наибольшей волатильности в периоды кризиса.

За последние годы доля торговых предприятий в структуре малого предпринимательства фактически не изменилась, тогда как в обрабатывающих производствах, являющихся источником спроса на долгосрочные инвестиционные кредиты, зафиксировано падение доли с 12% до 11,3%, наблюдаемое в течение 2006–2007 годов.

В сфере гостиничного и ресторанного бизнеса были зафиксированы положительные тенденции, что выразилось не только в росте количества предприятий, но и в заметном увеличении их доли в общей структуре занятости малых компаний. В то же время предприятия данных сфер сталкиваются со значительными сложностями при взаимодействии с банками по поводу привлечения кредитов: как правило, ввиду небольших оборотов такие предприятия обладают гораздо меньшими возможностями по залоговому обеспечению кредитов.

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос
«Отметьте, пожалуйста, все банковские продукты, которыми Вы пользуетесь»



Источник: Profi Online Research, 2010

Из остальных видов деятельности следует выделить положительную динамику численности малых предприятий в сфере транспорта и связи, особенно явно выразившуюся в 2007 году (рост почти на 14% к 2006 году). В остальных видах экономической деятельности сложно говорить о значимых изменениях веса в общей структуре сектора малого бизнеса.

Печальная статистика лишь подчеркивает весьма скромную роль МП в России, которая во многом сводится к перераспределению чужих товаров. Поэтому именно МП во время кризиса и оказались наиболее пострадавшими, в т.ч. выступая «кредитором последней инстанции». Именно в адрес МП в пик кризисных явлений приходили многочисленные просьбы от крупных промышленных холдингов об отсрочке платежа на шесть месяцев за поставленные спецовки на сумму 50–100 тыс. руб., а некоторые покупатели просто ждали, пока поставщик разорится, собирая через суды свои крохи. Если еще год назад контракт на поставку крупному потребителю был критерием успешности компании, то сегодня он в любой момент может стать источником проблем .

Второй аспект, который является существенным тормозом для развития сектора кредитования, – это относительная молодость российского МП. Для того чтобы банковские портфели кредитов МП были достаточно надежными, там должны преобладать компании, находящиеся в стадии зрелости, тогда как в структуре российских МП преобладают старт-апы и растущие компании. Кризис только усугубил эту ситуацию.

По данным опроса НИСИПП, весной 2009 года по сравнению с весной 2007 года более чем в два раза уменьшилось число компаний, относящих себя к компаниям, находящимся на стадии роста. При этом произошло существенное увеличение групп предприятий, испытывающих кризис и спад. Общая численность предприятий на стадиях с положительной динамикой заметно снизилась – с 83% в 2007 году до 62% в 2009.

Рисунок 6. Распределение предприятий выборочной совокупности по стадиям жизненного цикла – сравнение двух раундов исследования

Между тем, как показывают исследования НИСИПП в рамках проекта «Жизненный цикл малых предприятий»10, максимальная потребность в заемных финансовых средствах отмечается у предприятий на стадии становления (66,7%). Наименьшая из всех доля респондентов, отметивших наличие потребностей в привлечении кредитных ресурсов, оказалась на стадии роста предприятия. По сравнению с первым раундом произошло смещение в потребностях предприятий по стадиям жизненного цикла: рост доли утвердительно ответивших респондентов применительно к стадии становления и заметное ее сокращение на всех остальных стадиях.

Таблица 2
Потребности предприятий в заемных финансовых средствах
на различных стадиях жизненного цикла, %


  Становление Рост Зрелость Кризис
развития
Возрождение Спад
Испытывают
потребность,
1 раунд
42,9 53,3 54,4 53,1 66,7 63,2
Испытывают
потребность,
2 раунд
66,7 46 42 52,1 50 45,8
Имеют
проблемы,
2 раунд
61 44 39,7 54,3 50 57,9

Еще одна особенность МП – это невысокий уровень финансовой грамотности. Зачастую предприниматели не знают о существовании специальных продуктов, ориентированных на малый бизнес, а банки, со своей стороны, редко включают компоненту повышения финансовой грамотности предпринимателя в свои маркетинговые стратегии.

Малый предприниматель может быть недостаточно финансово образован, чтобы грамотно подать заявку на финансирование: составить бизнес-план, сформулировать цели кредита. Сюда же стоит отнести и адекватность запросов, когда нет ясного понимания, соответствует ли этот кредит направлению, целям и масштабам бизнеса.

В растущем бизнесе на первый план выходит проблема того, что собственник занят исключительно оперативными вопросами (поставки, расчеты, работа с персоналом и др.) и часто не успевает следить за конъюнктурой предложения кредитов. Впервые столкнувшись с необходимостью развивать бизнес за счет внешних заимствований, предприниматель оказывается перед непреодолимой стеной жесткой кредитной политики банков и часто отступает.

Важный аспект, который редко упоминается при обсуждении проблем кредитования малого бизнеса, – это проблема долгосрочного планирования. Она не объясняется только недостаточным уровнем финансовой грамотности. Очень часто она упирается в отсутствие страновых, региональных и муниципальных ориентиров развития. Грубо говоря, предприниматель просто не понимает, куда можно вкладывать средства и прилагать свои усилия, чтобы завтра не оказаться у разбитого корыта.

Особенно это проявляется на региональном и муниципальном уровнях. Естественно, что регионы и муниципалитеты имеют формальные документы, описывающие то, как планируется развивать территорию, где нужны инвестиции. Однако формальный характер этих документов, часто разработанных без привлечения предпринимателей, не дает уверенности в реализуемости таких планов.

Работая в регионах, сталкиваешься с жалобами предпринимателей, которые выказывают намерение инвестировать средства в развитие территории, но не находят поддержки у чиновников. В результате бизнес примитивизируется – предприниматель для диверсификации своих инвестиций выбирает наиболее простые формы предпринимательства, тиражируя их на территории за счет открытия новых точек присутствия, вместо того, чтобы свой опыт направить на более серьезные производственные инвестиции. В таких условиях маловероятно, что предприниматель будет обращаться в банк для привлечения серьезного финансирования, ограничиваясь случайными заимствованиями на короткие сроки.

Полная версия в приложенном файле (архив "rar", 185kb)


1 Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, ноябрь 2009 года.
2 Проект «Жизненный цикл малого предприятия: раунд 1 и раунд 2» реализовывался Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по заказу Фонда «Либеральная миссия». Первый раунд проводился в 2007 году, второй – в мае-июне 2009 года.
3 Красным цветом выделено прогнозное значение (2009 год).
4 По данным Минэкономразвития России.
5 Данный показатель рассчитывается Федеральной службой государственной статистики вместо пока-зателя «доля в общем выпуске товаров и услуг» с 2005 года.
6 Официальные данные о развитии малого предпринимательства за 2009 год будут сформированы Феде-ральной службой государственной статистики в конце апреля 2010 года.
7 Красным цветом выделено прогнозное значение (2009 год).
8 Благодарим за комментарии в отношении данного индекса главного экономиста банка «ТРАСТ» Евгения Надоршина.
9 См., например: Быков П.Ю., Гайнутдинов Н.А., Леонов О.А., Смирнов М.А. и др. Стратегии развития малого бизнеса в кризисный период: Экономический атлас. М.: Куна, 2009.
10 Проект «Жизненный цикл малого предприятия: раунд 1 и раунд 2» реализовывался Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по заказу Фонда «Либеральная миссия». Первый раунд проводился в 2007 году, второй – в мае-июне 2009 года.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости