Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Создание комплексной интегрированной системы промышленной безопасности взрывоопасных объектов

Файлы

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Ежемесячный научный электронный журнал "Научный эксперт" ВЫПУСК 2010

Д.В. Павлов, старший эксперт АНО «Национальный институт
системных исследований проблем предпринимательства»,
аспирант Московского государственного университета
инженерной экологии

Основной сферой деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, связанной с изготовлением, хранением, испытанием, перевозкой, реализацией и утилизацией обычных боеприпасов, взрывчатых веществ1 (ВВ) и изделий с ними (далее – взрывоопасные объекты), является обеспечение интересов национальной безопасности России, осуществление разработок и поставок комплектных боеприпасов к различным видам вооружений, военной техники в интересах Минобороны России и других силовых ведомств, а также производство продукции в интересах народного хозяйства.

Ухудшающаяся ситуация в области обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на взрывоопасных объектах различной организационноправовой формы и формы собственности — все это представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социальноэкономическому развитию Российской Федерации.

Так, по данным2 Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России на производствах боеприпасов и спецхимии только в 2008 году зафиксировано:

– 5 несчастных случаев и аварий, в результате которых пострадало 26 человек, в том числе 9 человек погибли;

– 550 нарушений технологической дисциплины;

– 225 предаварийных ситуаций.

Ярким примером, иллюстрирующим актуальность проблемы обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов, может послужить недавняя трагедия:

13 ноября 2009 года на 31-м Арсенале хранения вооружения и боеприпасов Минобороны России в г. Ульяновске произошел взрыв с последующим горением и разлетом осколков. По данным3 МЧС России пострадало 10 человек, из которых 5 госпитализировано, 5 — помощь оказана амбулаторно. Судьба 2 человек неизвестна. Сгорели 3 цеха хранения боеприпасов. Всего из зоны ЧС эвакуировано 1013 человек, в том числе в места временного размещения 139 человек, из них 38 детей, остальные разместились у родственников и знакомых. 23 ноября 2009 года на этом же складе снова произошел взрыв боеприпасов: погибло 8 человек (военнослужащие из состава групп разминирования), 2 человека госпитализированы.

В настоящее время основу государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов составляет искоренение данных проблем и упрочение института промышленной безопасности взрывоопасных объектов, активизация и упорядочение деятельности органов власти (в частности, Минпромторга, Минобороны, МЧС, Ростехнадзора, Ростехрегулирования, Рособоронзаказа, ФСБ), регулирующих последовательное снижение негативного воздействия различных факторов на обеспечение промышленной безопасности взрывоопасных объектов.

С целью восстановления эффективной системы управления и обеспечения промышленной безопасности производств боеприпасов и спецхимии необходимо разработать комплексную интегрированную систему промышленной безопасности взрывоопасных объектов.

Для этого предлагается на государственном уровне осуществить следующие мероприятия:

  1. Совершенствование системы государственного регулирования промышленной безопасности и сертификации безопасности взрывоопасных объектов:
  2. - выработка предложений по четкому и эффективному разграничению функций и полномочий в системе государственного регулирования промышленной безопасности, сертификации безопасности и лицензирования взрывоопасных объектов между заинтересованными органами власти;

    - разработка и утверждение соответствующих законопроектов и соглашений.

  3. Переработка устаревших и создание новых нормативно-технических документов по промышленной безопасности взрывоопасных объектов в русле проводимой реформы технического регулирования:
  4. - развитие основ теории риска аварий на взрывоопасных производственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, разработка методологии и механизмов управления промышленными рисками;

    - доработка, согласование и утверждение федеральным законом проекта технического регламента «О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их3 изделий, процессов их производства, применения, хранения, реализации и утилизации»4;

    - разработка и утверждение проектов нормативных документов, определяющих правила устройства и эксплуатации взрывоопасных объектов;

    - переработка национальных правил перевозки опасных грузов различными видами транспорта с учетом международных требований (например, норм европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)).

  5. Внедрение системы мониторинга безопасности технологических процессов:
  6. - анализ систем контроля состояния безопасности на взрывоопасных производственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и определение методов и способов их совершенствования для реализации системы мониторинга безопасности технологических процессов;

    - разработка, создание и внедрение автоматизированной системы мониторинга безопасности технологических процессов предприятий оборонно-промышленного комплекса.

  7. Обучение и повышение квалификации специалистов отрасли:
  8. - создание курсов квалифицированного профессионального обучения и переаттестации специалистов предприятий отрасли по направлениям с правом выдачи свидетельств.

Очевидно, что разработка основ теории и практики оценки риска возникновения аварийных ситуаций при реализации взрывоопасных технологий является чрезвычайно актуальной научной задачей обеспечения промышленной и экологической безопасности и необходимым условием осуществления вышеперечисленных мероприятий по восстановлению системы их управления.

Представляется целесообразным выполнение следующих работ при разработке основ теории и практики оценки риска аварий на взрывоопасных объектах:

  • анализ причин аварийности и травматизма на пожаро-и взрывоопасных производственных предприятиях боеприпасной отрасли обороннопромышленного комплекса РФ, в том числе:
  • - анализ статистики аварийности и травматизма;

    - анализ технологических процессов и промышленных установок на предприятиях боеприпасной отрасли с целью определения источников опасности;

    - выбор критериев ранжирования технологических процессов, переделов и производств;

    - определение наиболее опасных технологических процессов и промышленных установок на предприятиях боеприпасной отрасли;

    - определение критериев безопасности предприятий боеприпасной отрасли;

  • анализ нормативно-правовых актов и правил по промышленной безопасности, в том числе:
  • - анализ зарубежного опыта применения рискоориентированного подхода в нормативном и правовом регулировании в области обеспечения промышленной и экологической безопасности при реализации взрывоопасных технологий;

    - анализ национальной системы нормативного и правового регулирования в области обеспечения промышленной и экологической безопасности в части соответствия принципам рискоориентированного подхода;

    - предложения по использованию рискоориентированного подхода для взрывоопасных объектов;

  • развитие основ теории риска аварий на взрывоопасных производственных объектах, в том числе:
  • - разработка проекта основ теории риска аварий на взрывоопасных объектах с использованием современных методов оценки риска;

  • разработка методологии и механизмов управления промышленными рисками, в том числе:
  • - методология и механизмы управления инженерной системы «человек-оборудование-среда» с допустимым уровнем риска при организации, проектировании и эксплуатации взрывоопасных объектов и рекомендации по их использованию;

    - методика, алгоритм и программы прогнозирования и расчета рисков аварий на взрывоопасных объектах.

Анализ практики установления уровня допустимого риска для взрывоопасных объектов свидетельствует о том, что в целом ряде случаев оценка риска в явной форме не проводилась. Закреплению конкретных значений допустимого риска не предшествовал детальный анализ и оценка рисков, в том числе экономических последствий соответствующих решений, связанных с фактической готовностью граждан, бизнеса и общества в целом платить за безопасность. В настоящее время нормы и процедуры закрепления уровня риска остаются чисто декларативными.

В настоящее время фактически осуществляется переход к модели, когда приемлемый уровень риска определяется обществом, на основе достижения договоренностей на политическом рынке, а не отдельными ведомствами в отсутствие четких критериев и прозрачных процедур.

Построение теории и практики оценки риска аварий на взрывоопасных объектах должно быть основано на эффективных методах оценки риска, таких как:

1) вероятностный анализ безопасности;

2) логико-вероятностные методы;

3) построение полей поражающих факторов, возникающих при различных сценариях развития аварии;

4) метод FTA (Fault Tree Analysis — анализ дерева неисправностей (отказов));

5) метод MOSAR (Method Organized Analysis of Risks — метод системного анализа рисков);

6) метод анализа видов и последствий отказов (FMEA) (Failure Mode and Effects Analysis);

7) методы математического имитационного моделирования.

Для анализа риска в таких сложных системах как взрывоопасные объекты следует использовать комбинированные методы оценки риска, а также различные модификации методов.

Создание и внедрение комплексной интегрированной системы промышленной безопасности, основанной на детальном анализе и оценке отраслевых рисков, позволит организовать и эксплуатировать предприятия оборонно-промышленного комплекса, связанные с изготовлением, хранением, испытанием, перевозкой, реализацией и утилизацией обычных боеприпасов, ВВ и изделий с ними, проводить единую техническую политику с обеспечением допустимого уровня безопасности.


1 Взрывчатое вещество – это химическое вещество или смесь веществ, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов. Под составом взрывчатой смеси понимают характеристику смеси веществ по содержанию входящих в нее компонентов (в соответствии с ГОСТ 19433-88* «Грузы опасные. Классификация и маркировка»).
2 www.oboronprof.ru/uploads/files/Pismo01.pdf.
3 www.mchs.gov.ru/emergency/detail.php?ID=27698.
4 Проект технического регламента устанавливает минимальные обязательные требования к безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий на всех этапах их жизненного цикла.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости