Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной «Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2009 году и задачи на 2010 год» на совместном заседании коллегий Минэкономразвити

Файлы

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хочу затронуть вопросы ситуации в мире и в России, итогов работы Минэкономики в 2009 году и приоритетов экономической политики в 2010.

Мировая экономика восстанавливается. В этом году ожидается рост на уровне около 4-4,5%. Восстанавливается активность на финансовых рынках.

Вместе с тем события в Греции еще раз показывают всю неустойчивость, хрупкость нынешнего подъема. Основные дисбалансы в мировой экономике, которые привели к нынешнему кризису, пока полностью не преодолены. Все это создает риски не столько «второй волны кризиса, сколько медленного, хромающего мирового роста в ближайшие годы.

Кризис обнажил разрыв между финансовой сферой и реальным сектором. Перегрев финансовых рынков и, прежде всего ипотечного, стал, как известно, одним из факторов банкротства ряда мировых банков. Но и на выходе из кризиса в большинстве стран мы по-прежнему видим стагнацию банковского кредита и сложность реструктуризации «плохих кредитов».

По сути, произошла «суверенизация частных долгов»: государства вынуждены брать на себя значительную часть долгов банков и корпораций. Дорогостоящие антикризисные программы, а зачастую и несбалансированный докризисный рост социальных обязательств привели к рекордным дефицитам бюджетов. А сегодня мы видим, как идет дальнейшая «возгонка» проблем: на примере Европейского союза – когда национальные долги перекидываются на наднациональный уровень.

В ОЭСР дефицит бюджетов в среднем достиг 10% ВВП. В таких экономических лидерах как США – 12,5% ВВП, что не сильно отличается от фактически обанкротившейся Греции с 13,6% дефицитом бюджета. Госдолг повысился до 90% ВВП.

В перспективе высокие дефициты могут привести и к усилению инфляции.

Кризис привел к росту дифференциации между экономическими игроками на мировой арене. Относительно укрепились позиции США, которые начали кризисную волну, но среди развитых стран стали основным локомотивом посткризисного роста. Усиливаются различия в еврозоне, где обозначились лидеры оживления, – Германия, Франция и «зоны риска» - Греция, Италия, Испания, Португалия, Ирландия. Важным фактором этого размежевания становится уровень бюджетной дисциплины стран.

Кризис усилил роль развивающихся рынков. Мы наблюдаем формирование более многополярной, разноуровневой мировой экономической картины. Динамичными центрами роста, которые к тому же избежали спада, стал не только Китай, но и Индия, Бразилия. До кризиса рост этих экономик обеспечивал почти половину прироста мирового ВВП, а в условиях кризиса мировой спад без этих трех стран составил бы не 0,6%, а более 2%. В ближайшие годы доля в мировой экономике Индо-Азиатского экономического центра может значительно возрасти. Его доля в мировом ВВП уже выросла с 24% в 2007 году до 26% в 2009 году и в 2013 году может достичь 30% мирового ВВП. Именно в этот регион увеличивают свой экспорт и США, и Германия. В итоге Китай увеличил свою долю в мировом импорте с 8,2% в 2005 году до 10,5% в 2009 году. Значительным темпом растет спрос на иностранные товары со стороны стран Латинской Америки, в то время как развитые страны: США, страны ЕС и Япония ежегодно снижают свой вес на рынках импорта. А рынки импорта – это по сути возможности экспорта.

Для России это перераспределение центров сил предъявляет серьезный вызов. Так как основная часть нашего экспорта ориентирована на медленно растущий еврорынок. Возникает угроза, что мы можем оказаться вне центров мощного подъема. Нам в ближайшие годы надо фактически создать конкурентоспособный экспортный потенциал и закрепиться на новых растущих рынках.

Это касается как традиционной для нас сырьевой, так и инновационной продукции, и интеллектуальных услуг. Новый глобальный спрос дает российской экономике шанс перестроить свою структуру – ведь национальные рынки «новых лидеров» вовсе не так закрыты и сложны для проникновения, как рынки ЕС и Северной Америки.

Мировой кризис стал «стресс-тестом» для всех национальных экономик, заострил все национальные дисбалансы, структурные проблемы. Кризис вновь показал уязвимость нашей экспортно-сырьевой модели развития. До начала мирового кризиса Россия входила в шестерку крупнейших экономик мира по паритету покупательской способности (сейчас по последним данным, мы спустились на 7 место).

Легче всего падать тому, кто и бежит быстрее. Глубина нашего спада в значительной степени обусловлена быстрым ростом в течение последних докризисных лет. Национальная экономика по итогам кризиса сократилась до уровня начала 2007 года. Тогда как экономики стран еврозоны и США «упали дальше» – до уровня 2006 года, Япония – до уровня начала 2005 года.

В этом году мы прогнозируем рост ВВП не ниже 4%, что превышает показатели еврозоны и США. В первом квартале рост ВВП – 2,9 %.

Не раз говорилось, что кризис это не просто испытание, но и «окно возможностей». В чем эти «окна возможностей», и какие уроки мы можем извлечь из кризиса?

Для поиска ответов надо внимательнее посмотреть на основные факторы кризисного сжатия и нынешнего восстановительного роста.

Факторы - это чистый экспорт. Инвестиции, потребительский спрос, государственное потребление - и изменение запасов.

Восстановление нашей экономики началось с роста чистого экспорта. Для нас крайне важно не просто иметь большое торговое сальдо, но и обеспечивать динамичный рост экспорта. Именно замещение отечественной продукции импортной стало одной из причин девальвации рубля. Девальвация временно позволила переломить ситуацию. Сжатие импорта и рост экспорта позволили промышленности, прежде всего экспортно-ориентированной, начать расти уже с средины прошлого года. Однако уже в начале текущего года мы полностью проели эффект девальвации (курс рубля в реальном выражении вернулся к докризисному уровню), а импорт вновь увеличивается быстрее экспорта (в четыре раза) и внутреннего спроса (втрое).

Второе. И инвестиции и потребительский спрос очень нервно прореагировали на падение цен на нефть, тогда как на их рост пока отозвались очень слабо.

Причина в том, что поведение и населения, и предприятий оказалось очень чувствительно к стагнации банковского кредита и ухудшению финансов предприятий. Несмотря на то, что за счет мер государственной политики Россия стала одной из немногих стран, которая избежала падения реальных доходов населения, - потребление домашних хозяйств сократилось в 2009 году на 7,7%. Причина – в резком сжатии потребительского кредита и общем росте неуверенности – люди понесли деньги в банки. Доверие к банкам это, конечно, очень хорошо, но без усиления потребительского спроса (а это 52% ВВП, в то время как, например, в США потребительский спрос домашних хозяйств – это больше 70%ВВП), без роста потребления - устойчивого оживления экономики мы не получим. Правда, в первом квартале переход к росту потребительского спроса все же наметился.

Инвестиции упали в кризисном году на 16,2%, что выше, чем во многих других странах, и в первом квартале, мы пока не видим их реального роста. Долгосрочная системная причина – в неудовлетворительном инвестиционном климате, я вернусь к этой проблеме позже.

Третье. Несмотря на рост бюджетных расходов в результате антикризисных программ основные средства пошли на поддержку доходов населения (прежде всего, пенсионеров) и банковской системы. Конечный же государственный спрос в экономике, включая государственные инвестиции (с учетом региональных инвестиций), в реальном выражении не увеличился, а напротив, сократился. Мы привыкли спорить о размере бюджетных расходов, а вопрос на самом деле в структуре их приоритетов и эффективности.

Четвертое. И конкурентоспособность нашей продукции, и уровень прибыли, и издержек предприятий, в конечном счете, отражают эффективность производства и менеджмента. Одним из индикаторов этой эффективности является изменение производительности труда.

Надо отметить, что хотя выпуск почти во всех сферах экономики сократился больше, чем занятость, производительность труда все же понизилась незначительно, а в ряде отраслей даже увеличилась, несмотря на кризис. Предприятия пошли на частичную занятость, сокращение отработанных часов и поэтому производительность труда в расчете на один отработанный человеко-час снизилась в экономике всего на 2,2% (тогда как ВВП на 7,9%). При этом в сельском хозяйстве, транспорте, металлургии и в добывающих отраслях она даже выросла. Так, что предприятия все же серьезно поработали над повышением своей эффективности и это – серьезный задел для создания действительно более конкурентоспособной и эффективной экономики.

Пока в ходе восстановительного роста более позитивную динамику демонстрируют экспортно-сырьевые отрасли, но все же нарастание качества экономического роста происходит. Об этом говорит динамика показателей эффективности, подготовка многими корпорациями реальных программ их стратегического развития и модернизации, увеличение численности новых, прежде всего малых предприятий. В 2010-2013 гг. – за 4 года - мы прогнозируем рост ВВП на 16%, инвестиций - 28,6% и производительности труда – на 14,8%.

Какие задачи в этом движении к инновационной и более конкурентоспособной экономике мы должны решить в ближайшие годы и как Министерство экономического развития видит свое место в общем строю.

Во-первых, ключевая краткосрочная задача: нам надо поддержать оживление в экономике и переход к устойчивому росту инвестиционного и потребительского спроса. Это предполагает не только поддержание макроэкономической стабильности, но и нащупывание баланса между необходимым сокращением бюджетного дефицита и мерами по стимулированию спроса. Неизбежное ограничение бюджетной поддержки экономики должно быть компенсировано мерами по преодолению стагнации в кредитовании экономики и населения. Нам еще предстоит выработать действительно эффективные механизмы разделения рисков и формирования «длинных денег» в экономике.

Во-вторых, это - решение триединой задачи: диверсификации структуры экономики, технологической модернизации и инноваций, связанных с созданием новых прорывных технологий, продуктов и рынков.

В-третьих, создание новых рабочих мест и наращивание инвестиций в человеческий капитал. Нам нужны новые предприятия, новые рабочие места, причем, высокопроизводительные и высокооплачиваемые. По сути - новая экономика.

При этом надо развивать кластер «образование-наука-инновации», как наиболее активного агента модернизации, обеспечивая его опережающий рост по отношению к остальным социальным секторам.

В-четвертых, надо провести реформирование всей системы государственного управления и государственного хозяйства, резко повысив его эффективность. При этом не останавливаться перед тем, чтобы отсекать ненужное. Это относится, в частности, к контрольно-надзорным функциям государства а также к непомерно разросшейся системе государственных учреждений.

Решение этих задач тесно связано с институциональными преобразованиями в таких ведущих секторах экономики как наука, здравоохранение, образование, с перестройкой системы государственных закупок и повышением их инновационной составляющей.

Сейчас мы проходим активную фазу формирования бюджета на 2011-2013 годы. Согласна, что надо жестко подойти к вопросам сбалансированности бюджета и снижения финансовых рисков. В то же время и мы всегда придерживаемся этой позиции, бюджетная система - как в части налогов, так и расходов, - является важнейшим инструментом развития экономики. Нам надо достичь согласованности наших стратегических проектов, проводимых реформ и бюджетных приоритетов.

За последние годы у нас значительно возросла социальная составляющая бюджетных расходов, и мы, похоже, приближаемся к ее пределу, который нельзя преодолеть без резкого повышения эффективности всей экономики. Расходы только федерального бюджета на пенсии, социальное обеспечение и заработную плату выросли с 7,5% ВВП до 10,6% ВВП в кризисном 2009 году и в 2010 году достигнут почти 11% (а их доля в бюджетных расходах поднялась до 47,4%).

При этом на микроэкономическом уровне зарплата бюджетников остается слишком низкой для того, чтобы обеспечивать эффективную работу государственных и муниципальных учреждений - когда зарплата на основном месте работы достаточна, чтобы человек не бегал по подработкам. Мы больше не можем откладывать реформу бюджетных учреждений, переход на нормативно-подушевое и конкурсное финансирование социальных услуг государства.

Собственно бюджет развития - или расходы инвестиционного и инновационного характера (включая фундаментальные исследования) - у нас вырос с 1,9% ВВП в 2005 году до 3% ВВП в 2010 году. При этом в 2009-2010 годах мы вынуждены были пойти на фактическое сокращение - в реальном выражении - государственных расходов на развитие транспортной инфраструктуры.

Решать проблему сбалансированности бюджета за счет механического урезания инвестиционных расходов на инфраструктуру, модернизацию технологичных отраслей, преобразования в науке, образовании и здравоохранении нельзя. Решение этой проблемы мы все еще должны найти. Прежде всего - в реальной приоритезации расходов и кардинальном повышении эффективности расходов.

Это – ключевой приоритет. Мы должны поддержать прежде всего те расходы (и налоговые стимулы), которые создают Новую экономику и будущую налоговую базу. И которые создадут условия для устойчивости выполнения в том числе социальных обязательств.

Что удалось сделать Министерству экономического развития в 2009 году? Отмечу некоторые результаты.

Это совместная работа над разработкой и реализацией антикризисной программы Правительства. Антикризисная работа по поддержке системообразующих предприятий.

Выход на новый уровень работы по содействию малому и среднему бизнесу. Кстати, по последним данным, за прошлый год количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, выросло на 9,1%.

Это также и подготовка и принятие закона об энергоэффективности. И запуск пилотных проектов – как в регионах, так и в бюджетных учреждениях.

Введение электронных аукционов и системы предоставления электронных госуслуг. И если в 2009 году на электронных площадках было размещено заказов на 5 млрд. руб., то на 1 мая этого года – уже свыше 82 млрд.

Это и начало реорганизации системы Росрегистрации, направленной на приближение ее к нуждам рядовых граждан.

Отмечу масштабную подготовительную работу по формированию Таможенного союза.

Перейду к приоритетам нашей работы в 2010 году, к оценке имеющихся заделов и того, что надо еще сделать для решения поставленных задач.

Мы выделяем для себя 7 основных приоритетов в соответствии с приоритетами Правительства:

- улучшение инвестиционного климата;

- стимулирование инноваций;

- энергоэффективность;

- малый и средний бизнес;

- повышение эффективности внешнеэкономической политики, интеграция в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза;

- управление госсобственностью и приватизация;

- повышение эффективности государственного управления.

Все эти приоритеты связаны между собой одной идеологией – создание среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств.

Первый приоритет – работа по улучшению инвестиционного климата.

Мы работаем в условиях жесткой конкуренции за капитал. Производства идут в те страны, где не только широки возможности внутреннего рынка, но и максимально благожелательная среда для бизнеса. Это касается не только иностранного капитала, но и российских предпринимателей, размещающих порой свои производственные мощности в других странах, там создавая новые рабочие места и укрепляя их налоговую базу. Это факт - и мы не можем с ним не считаться.

В этом году мы определили несколько задач по улучшению инвестиционного климата, по которым постараемся добиться результата в кратчайшие сроки.

Первое. Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов. Работа ведется не только по изменению нормативной базы, включая введение возможности негосударственной экспертизы и упрощение процедур реализации так называемых типовых проектов. Кроме того, мы обобщаем практики лучших регионов по реализации инвестиционных проектов и будем рекомендовать их тиражирование по стране.

Ряд регионов совместно с бизнесом уже пошли на создание так называемых промышленных парков – площадок с полностью подключенной инфраструктурой, готовых под ключ - для строительства промышленных объектов.

Точно также считаем, что худшие регионы должны наказываться вплоть до сокращения трансфертов из бюджета. Мы будем проводить постоянный мониторинг ситуации в регионах.

Второе. Улучшение налогового и таможенного администрирования. По таможне оптимизация процедур будет, прежде всего, касаться импорта и экспорта высокотехнологичной продукции, включая отмену декларирования при экспорте в случае отсутствия таможенной пошлины. Вместе с налоговой службой разработан план по улучшению взаимодействия с налогоплательщиками – как физическими, так и юридическими лицами, в ближайшее время он будет объявлен ФНС России. Хочу заметить, что в принятом едином для трех стан Таможенном кодексе сохранилось достаточно много отсылочных норм на национальное законодательство. Сейчас ФТС ведет работу над законом «О таможенном регулировании», который должен вступить в силу со всей подзаконной базой уже 1 июля. 13 мая мы собирали представителей российского и иностранного бизнеса, которые выразили озабоченность этим документом, ухудшающим, по их мнению, деловую среду. Поэтому вижу в качестве задачи доработать, совместно с ФТС, этот документ, так как таможенное администрирование (еще и в условиях потенциальной конкуренции таможенных процедур в рамках трех стран) – одна из основных составляющих инвестиционного климата.

Третье. Жесткая регламентация процедур подключения к сетям.

В этом году мы планируем ввести запрет на взимание с застройщика дополнительной платы, связанной с подключением построенных объектов. Расходы на строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры будут учитываться в тарифах на услуги организаций коммунального комплекса. Будут введены типовые договора о подключении и технологическом присоединении, что позволит исключить дискриминацию предприятий и навязывание дополнительных услуг. Также мы предлагаем ввести административную ответственность организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний, их должностных лиц за нарушение правил подключения.

Четвертое. Упрощение миграционного режима для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы.

Нами вместе с ФМС России были разработаны изменения в законодательство, которые 13 мая приняты Советом Федерации. Они направлены на радикальное упрощение процедур привлечения высококвалифицированных кадров. Для этой категории иностранных работников, в частности, отменены квоты, упрощен визовый режим и режим передвижения по стране. Главное сейчас - добиться адекватного правоприменения.

Как когда-то произошел перелом в потоках капитала: от многолетнего оттока капитала мы превратились в страну привлекающую капитал (нам сейчас нужно сделать всё для того, чтобы мы стали страной, привлекательной не для спекулятивного капитала в зависимости от высоких цен на нефть, а страной интересной для прямых инвестиций, связанных с модернизацией). Точно так же мы должны из страны с «утечкой мозгов» стать страной, «притягивающей мозги».

Пятое. Последовательное снижение административных барьеров в различных секторах экономики.

Соответствующая работа ведется нашим министерством в рамках Комиссии по административной реформе под председательством Руководителя Аппарата Правительства. Предпринимательский климат – это не проблема только экономического блока Правительства, как это многими понимается. Это – работа всех наших коллег по Правительству, силовых структур, судебной системы.

И не в последнюю очередь это ответственность региональных властей.

В этом году мы также введем новую процедуру для нашей страны – ОРВ. То есть, любой нормативный акт, в том числе ведомственный, который влияет на деловую среду, на издержки бизнеса, должен будет проходить специальную экспертизу – по оценке этого влияния. При этом мы строго регламентируем наше взаимодействие с бизнесом, процедуры учета его мнения.

Еще раз отмечу, что инвестиционная активность останется слабой, если мы не создадим новых механизмов финансирования долгосрочных частных проектов на конкурентных условиях.

Отдельно остановлюсь на вопросе налоговой политики – тема, как и бюджет, традиционно предмет горячей дискуссии с министерством финансов. Считаю, что в налоговой сфере мы исчерпали потенциал простого снижения ставок для экономики. Вместе с тем, точечные меры по поддержке инновационных секторов, импортозамещения и модернизации необходимы и возможны. Произошедшее за последние годы изменение поведения в налоговой сфере позволяют нам двигаться в этом направлении. Часть наших предложений в этой сфере одобрена, мы продолжаем обсуждать тему специального режима для инновационных компаний.

Другой составляющей частью фискальной нагрузки на национальный бизнес являются тарифы естественных монополий. Мы долгое время шли навстречу монополиям, обеспечивая непопулярные решения по росту тарифов. Это было необходимо, чтобы компенсировать недоинвестированность базовой инфраструктуры национальной экономики, накопившейся за многие годы. И инвестиционные программы монополий последовательно увеличивались.

Вместе с тем в дальнейшем рост тарифов возможен только в обмен на прозрачность закупок и радикальное снижение издержек, особенно при реализации инвестиционных программ. Зачастую цены на строительство объектов превышают стоимость аналогичных объектов в европейском союзе.

В этом году будут продолжены преобразования в одной из основных монополий - российских железных дорогах. Предстоит разработать целевую модель рынка грузовых перевозок.

Второй приоритет - инновации.

Министерство в прошедшем году активизировало деятельность по инновационной политике. Уже год назад разработан план мер, направленных на повышение инновационной активности предприятий, который должен стать основным инструментом координации инновационной политики. Надеюсь, в ближайшее время мы согласуем его с Минфином и примем - тем более, что многие из его пунктов уже реализуются.

Часть компаний с госучастием на советах директоров уже приняла решение о разработке корпоративных инновационных стратегий и приступит к такой разработке уже к середине лета. Началась активная работа по формированию технологических платформ как на базе ассоциаций бизнеса, так и по инициативе крупных компаний. Инициаторами формирования отдельных технологических платформ, например, уже стали РЖД, Ростехнологии.

В 2010 году нужно запустить первые несколько технологических платформ, оказать компаниям методическую поддержку в формировании инновационных стратегий, разработать порядок контроля со стороны государства за их реализацией.

Сделаны первые шаги по формированию «инновационного лифта» - «инновационные» институты развития – Роснанотех, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ВЭБ, РВК при координации нашего Министерства заключили соглашение о создании единой информационной среды, в рамках которой можно «продвигать» перспективные компании по стадиям инновационного цикла. В этом году нам нужно добиться, чтобы такой «лифт» заработал.

Это только некоторые из задач в сфере инновационного развития, которые мы перед собой ставим. Одновременно, в соответствии с поручением Правительства мы к концу мая должны представить проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации, которая должна определить общую идеологию и конкретные шаги по поддержке развития технологий и инноваций.

Третий приоритет – повышение энергоэффективности национальной экономики. Напомню, целевой показатель – снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%.

Для нас важным результатом будет являться не только непосредственно снижение энергоемкости, но и изменение модели поведения субъектов рынка – снижение издержек через внедрение новейших технологий, а значит рост конкурентоспособности. Также в результате будут создаваться новые рынки и сектора – например, речь идет о новых осветительных приборах, секторе энергосервисных услуг и энергетических обследований.

Нами развернута работа по двум направлениям.

Первое – создание институциональных условий для повышения энергоэффективности. Речь идет о реализации принятого закона проведение организационных мероприятий, прежде всего, в бюджетном секторе и государственных компаниях.

Второе направление – реализация конкретных пилотных проектов, направленных на отработку экономически оправданных и тиражируемых впоследствии решений. Такая работа ведется в рамках Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Проекты касаются установки и производства приборов учета, современных ламп, развития малой когенерации и новых технологий в энергетике.

Четвертый приоритет – развитие малого бизнеса.

В прошедшем году введен уведомительный порядок начала собственного дела, существенно ограничены проверки; отменено требование об обязательном применение кассовой техники для плательщиков единого налога; расширены возможности малых компаний на получение государственного и муниципального заказа; заработал закон о льготной приватизации; сокращены требования по сертификации продукции. Дважды увеличивались расходы на реализацию федеральной программы поддержки предпринимательства, а также начата реализация новой программы кредитования малых компаний Внешэкономбанка.

В 2010 году наши основные действия: это введение ответственности чиновника за несоблюдение законодательства при проведении проверок в виде штрафа с признанием результатов такой проверки недействительными.

Будет создана система имущественной поддержки компаний за счет федерального имущества и прежде всего для компаний, создаваемых высшими учебными заведениями и академиями наук, а также продлен срок льготной приватизации имущества.

Мы предлагаем серьезно модернизировать систему налога в виде патента, сделав его основным инструментом и самым простым режимом именно для начинающих компаний.

Уже принято решение об увеличении финансовой программы поддержки предпринимательств – только за счет средств федерального бюджета будет направлено 24 млрд. рублей.

В этом году мы переформатировали поддержку региональных программ предпринимательства. На первое место в этих программах вышли вопросы поддержки инновационных компаний, содействия модернизации производства, развитие лизинга, поддержка экспорта.

Наконец, нам нужно обеспечить эффективный запуск двух новых направлений в программе поддержки малого предпринимательства: это содействие развитию малого бизнеса на территории Северо-Кавказского Федерального округа и в моногородах, а также развитие малого бизнеса в сфере энергоаудита и энергосервиса.

Пятый приоритет – содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

В 2009 году нам удалось совершить прорыв по этому направлению. Приняты около 40 международных договоров, составивших основу правовой базы таможенного союза.

В этом году перед нами стоит еще более амбициозная задача – на базе таможенного союза выстраивать в очень сжатые сроки Единое экономическое пространство, а также обеспечить старт к созданию единой таможенной территории в рамках Таможенного союза.

Таможенный союз – это рынок 168 млн. человек, а весь ЕврАзЭС вместе с Украиной – 227 млн. человек. Формирование динамичного пространства совместного развития и интеграции важнейший фактор устойчивого развития российской экономики и повышения ее мирового веса.

Шестой приоритет – совершенствование управления госсобственностью и приватизация.

В.В. Путин в отчете перед Государственной Думой уже определил позицию Правительства. Необходимо ее реализовать на практике по следующим ключевым направлениям.

В области управления федеральным имуществом - повысить качество корпоративного управления. В настоящее время уже ведется планомерная работа по выдвижению и избранию профессиональных директоров в компании с госучастием. В 2010 г. предстоит обеспечить избрание порядка 800 таких директоров в не менее 600 ОАО, завершить формирование профильных комитетов, внедрить системы показателей эффективности деятельности. В условиях финансового кризиса в 2009 г. Правительством РФ было принято решение о возможности невыплаты госкомпаниями дивидендов, и направлении средств на реализацию инвестиционных проектов. Исходя из планов развития, нам необходимо определить основные принципы дивидендной политики по итогам 2010 года. Но уже без таких «подарков».

Кроме того, в текущем году поставлена задача запустить проекты по передаче госимущества под управление крупных компаний. Соответствующая работа с привлечением инвестиционных консультантов ведется в отношении ОАО «Шереметьево», ГАО «ВВЦ».

В области приватизации: запланирована реализация крупных проектов в отношении инвестиционно привлекательных компаний, в том числе стратегических (публичное размещение акций, продажа). Прежде всего это морские и речные порты, пароходства, аэропорты.

Для создания условий по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации будет расширено информационное сопровождение продаж, введены электронные торги, уменьшен размер задатка до 10% начальной цены. Кроме того, будет обеспечен переход на 3-летнее планирование приватизации.

Такая программа придаст импульс позитивным структурным преобразованиям.

Последний по порядку, но не по значению приоритет – государственное управление. Мы этот приоритет понимаем достаточно широко. Мы должны завершить формирование системы стратегического планирования и программирования бюджетных расходов. Увязать цели КДР, ОНДП, отраслевых, региональных стратегий и бюджета.

Разрабатываемые сейчас совместно с Минфином России подходы к формированию Государственных программ позволят обновить набор необходимых инструментов стратегического планирования и согласовать программирование бюджета с инструментами управления преобразованиями в экономике, картами проектов Основных направлений деятельности Правительства, программами и стратегиями развития ведущих секторов и технологических проектов.

В прошедшем году уже была значительно перестроена работа с федеральными целевыми программами. С одной стороны, в условиях кризиса мы вместе с Минфином и ведомствами заказчиками-координаторами вынуждены были пойти на сокращение некоторых программ. В то же время финансирование программ преимущественно инновационной направленности фактически было увеличено. При этом значительно изменена нормативно-правовая база ФЦП в целях повышения их гибкости и дебюрократизации. Считаю, что нам и дальше надо работать над повышением эффективности ФЦП. Программа – это инструмент управления экономикой, а не только бюджетного процесса.

Крупный блок – перевод в электронную форму государственных услуг. Здесь уже многое сделано, но задачи на следующий год еще более масштабны – нужно до конца года разместить на портале государственных услуг информацию обо всех без исключения услугах, предоставляемых на федеральном уровне (а их 877), организовать подобную работу на региональном и муниципальном уровнях, необходимо закончить разработку по каждой услуге административных регламентов. И, наконец, необходимо переходить на электронное взаимодействие при оказании услуг. По плану перевода 74 приоритетных наиболее массовых услуг в электронную форму в 2010 год предполагается 68 услуг довести до так называемого «третьего этапа» - подачи документов для получения услуги в электронном виде.

В прошедшем году велась активная работа по созданию единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В 2010 году мы должны полностью завершить организационное объединение систем на региональном уровне, создав единые территориальные органы Росреестра. Граждане получат возможность обращаться за учетно-регистрационными услугами в режиме «одного окна».

Кроме того, в соответствии с только что принятым Законом о бюджетных учреждениях будут изменены формы подведомственных Росреестру 84 учреждений, предоставляющих услуги в сфере кадастрового учета. При этом новая система финансирования позволит получить дополнительный источник доходов, направляемых на совершенствование инфраструктуры системы и повышение качества таких услуг.

До конца 2010 года мы ставим задачу перевести в электронный вид до 70 % обращений в учетно-регистрационные ораны.

В 2010 году в пилотных регионах начнется практическая отработка решений по переходу к учету зданий и сооружений в кадастре недвижимости. Полностью переход должен быть завершен к 2013 году.

Для решения всех этих задач нам придется серьезно повысить качество, гибкость и эффективность своей собственной работы. Считаю, что мы сможем справится с новыми серьезными вызовами.

В заключение своего выступления хочу поблагодарить сотрудников Минэкономразвития за самоотдачу, профессионализм и ответственность при решении задач в 2009 году, поблагодарить сотрудников Минфина за конструктивное взаимодействие.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости