Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса. I этап

Файлы

Общероссийская общественная организация малого
и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Бауман Инновейшн

Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ

Завершен I этап мониторинга состояния малого и среднего бизнеса россии в условиях кризиса.

Около половины компаний – представителей МСБ – ожидают ухудшения состояния своего бизнеса в ближайший месяц. Однако текущее положение дел как «плохое» и «очень плохое» оценивают только чуть больше четверти компаний, остальные считают его нейтральным или позитивным.

Москва. 19 февраля. ОПОРА РОССИИ совместно с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн представляет итоги январского мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. Сегодня доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (28%), аналогична доле тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса. Остальные компании предпочли формулировку «ни хорошо, ни плохо».

Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит пессимистичнее: 48% компаний готовятся к ухудшению своих дел, четверть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 27%.

Мониторинг – проект, призванный отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний МСБ, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России будут ежемесячно отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.

Январский мониторинг показал, что к настоящему моменту влияние кризиса на внешнее окружение компаний оказалось неоднозначным: позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные – в доступности финансовых средств, спросе, задолженностях со стороны покупателей, ценах поставщиков и административном регулировании.

Финансовый кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.

Смягчается серьезная для предприятий кадровая проблема: 46% опрошенных компаний отмечают, что подобрать персонал становится проще. Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с начала кризиса улучшилась для 40% респондентов. Тем не менее, проблемы кадров и недвижимости остаются достаточно острыми: почти половина респондентов продолжает испытывать сложности с подбором персонала, а более трети компаний – с поиском помещений.

Наиболее серьезное ухудшение отмечается в сфере заемного финансирования. Три четверти компаний (76%) отмечают, что привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку «гораздо сложнее». 87% респондентов отмечают рост ставок по кредитам для их бизнеса. В итоге, около трети компаний (30%) практически не имеют доступа к заемному финансированию, еще для 44% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями.

Наблюдаемый во многих странах дефляционный эффект от кризиса в России практически не работает: с одной стороны, более половины предприятий (65%) отмечает значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены поставщиков назвали 39% респондентов, 54% - считают цены своих поставщиков умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 12% респондентов заявляют о намерении снизить цены.

Ситуация со спросом выглядит неоднозначно: несмотря на то, что отмечается его снижение (об этом заявляют 63% респондентов), больше половины компаний (69%) оценивают нынешний размер спроса как умеренный или высокий. При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это отмечают 43% респондентов), но пока они не являются серьезной проблемой для большинства компаний.

Обременительность «неформальных платежей» отмечают почти 60% респондентов. 15% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Для сравнения, давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 7% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние три месяца нарастало, а со стороны криминала оставалось неизменным. Возросла активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние три месяца и отмечают, что они участились.

Большая часть опрошенных отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем, на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (24% и 30% соответственно). Треть компаний (32%) идет на повышение цен.

Около трети компаний (29%) имеют задолженности: чаще - перед поставщиками, а по зарплате - 10% в общей выборке. Но объем задолженностей нарастает.

Более половины респондентов (52%1) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 17% соответственно). Такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 13%, 12% и 8% соответственно. Лишь 12% компаний планируют пойти на снижение цен. 4% предпринимателей приоритетом считают продажу своего бизнеса.

Малый и средний бизнес ждет от Правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать кредитование МСП (43%2), налоговые «каникулы» (42%) и «замораживание» тарифов (37%).

«Такие меры более оперативны, общедоступны и не содержат в себе элементов коррупциогенности», считает Исполнительный директор ОПОРЫ РОССИИ Виктор Климов. «Кроме того, нужны предметные действия Правительства по расширению спроса на продукцию и услуги малых и средних компаний – через госзаказ и «правило второй руки», через целевое стимулирование потребления и другие меры».

Комментируя результаты январского мониторинга, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов заявил, что «до этого момента, разрабатывая меры поддержки малого бизнеса, государство действовало, в каком-то смысле, «вслепую». Но для того, чтобы добиться результата, «бить» нужно точно в цель. И без мнения самих предпринимателей невозможно объективно оценить ни общую ситуацию, ни актуальность тех или иных проблем, ни успешность предпринимаемых шагов».

Результаты февральского мониторинга будут представлены в марте.


1 Респондентам предлагалось выбрать три приоритета из списка возможных мер

2 Респондентам предлагалось выбрать три позиции из списка возможных мер.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Основные задачи: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией; введение в практику доступных схем кредитования малого и среднего бизнеса; становление российского среднего класса; поддержка престижа предпринимательской деятельности; создание канала «обратной связи» в отношениях бизнеса и власти.

В составе ОПОРЫ РОССИИ действуют 80 региональных отделений. НП «ОПОРА» - объединяет 126 отраслевых союзов и ассоциаций. www.opora.ru

Бауман Инновейшн. Специализация - решения, стратегии и программы в области конкурентоспособности и экономического развития. Основные направления деятельности: разработка стратегий и формирование программ повышения конкурентоспособности и экономического развития регионов и региональных отраслевых кластеров; повышения эффективности и стратегической направленности деятельности администраций и отдельных ведомств; повышения эффективности федеральной и региональной политики в области образования, технологий и инноваций. Клиентами Бауман Инновейшн в России и за рубежом являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес ассоциации.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости