Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Микрофинансирование в России (Программный документ)

Файлы

Москва, Апрель 2001 г.

Автор: Иоост де ла Рив Бокс, Нидерландский Экономический Институт

Аннотация Этот программный документ был подготовлен в рамках проекта Тасис СМЕРУС9803 "Поддержка развития малого предпринимательства", осуществляемого Нидерландским Экономическим Институтом (НЭИ).

Основная задача проекта заключается в укреплении позиций и повышении эффективности Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) по вопросам государственной политики в соответствующей области. Именно в этом контексте и проводилось данное исследование по вопросам микрофинансирования в России. Цель этого исследования заключалась в том, чтобы составить общую картину состояния микрофинансирования в России, сделать обзор состояния данной отрасли за рубежом, выявить роль государства в развитии микрофинансирования в России, и предложить федеральному правительству пути и средства решения этих вопросов для создания более благоприятных условий.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 ПРОЕКТ ТАСИС СМЕРУС 9803

1.2 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.3 ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ; КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА

1.4 ЧТО ТАКОЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ? НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА СЕКТОРА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

2.1 ТИПЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕМ

2.2 МИКРОФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

2.2.1 Характеристики

2.2.2 Обзор учреждений

2.2.3 Предварительные выводы – Вопросы развития

2.2.4 Рекомендации

2.3 КРЕДИТНЫЕ СОЮЗЫ И КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ

2.3.1 Характеристики

2.3.2 Обзор учреждений

2.3.3 Вопросы политики развития

2.4 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

2.5 ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЙ-ДОНОРОВ

3. КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

3.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

3.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСТИ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

3.3 КРЕДИТНЫЕ СОЮЗЫ И КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ

3.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ

4. COЗДАЕМ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ

4.1 ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ; ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СОЗДАТЬ

4.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

4.3 СОГЛАСОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

4.4 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МИКРОФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

4.4.1 Основные вопросы, требующие решения

4.4.2. «Вето» на проект закона

4.4.3 Кредитование из заемных средств

4.4.4 Информационный центр

4.5 НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

4.6 КРЕДИТНЫЕ СОЮЗЫ

4.6.1 Законодательство о кредитных союзах

4.6.2 Рекомендации

4.7 ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСИРОВАНИЮ СЕКТОРА

5. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ МЕР

5.1 ДИАЛОГ С МФИ О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ

5.2 КОНСУЛЬТАЦИИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ-ДОНОРАМИ

5.3 ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ

5.4 БЛАГОПРИЯТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

5.5 СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ ВТОРОГО УРОВНЯ ДЛЯ ОТРАСЛИ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

5.6 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВЕБ-САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ ПО МИКРОФИНАНСИРОВАНИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Проект Тасис СМЕРУС 9803

Общая цель проекта заключается в создании более благоприятных условий для российских МСП. Несмотря на значительный рост малого предпринимательства, слабость налоговой и нормативно-правовой базы мешает максимальному использованию потенциала МСП как «двигателя» экономического роста. На федеральном уровне помощь сектору малого предпринимательства оказывают Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства. МАП является основным разработчиком политики, направленной на создание общих условий для развития предпринимательства. Одной из задач проекта является укрепление МАП, как главного разработчика политики, и системы реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Данный проект проводится также в тесном взаимодействии с Ресурсным центром поддержки предпринимательства в России. РЦ – это созданный с помощью Тасис некоммерческий фонд, который занимается изучением развития предпринимательства, оказывает консультативные услуги и информационную поддержку малым и средним предприятиям. РЦ тесно связан с МАП, и обе эти организации являются главными партнерами проекта.

Организационно деятельность в рамках проекта проводится в шести Рабочих группах.

  1. Мониторинг и анализ.
  2. Фискальная и налоговая политика и бухгалтерский учет.
  3. Доступ к финансированию.
  4. Законодательство и административные барьеры.
  5. Инфраструктура поддержки и обучение.
  6. Доступ на рынки и связи с общественностью.

Министерство назначило председателя каждой Рабочей группы. Совершенно логично, что выбор пал на руководителей подразделений Департамента государственной поддержки предпринимательства (ДГПП). Три члена проектной группы из числа местных экспертов были назначены секретарями шести Рабочих групп. В состав каждой Рабочей группы входит ядро численностью 6-8 членов, включая 2-3 сотрудников МАП, 1-2 из РЦ и 1-2 экспертов ЕС. Особое внимание уделялось налаживанию и укреплению контактов с действующими проектами, разрабатывающими вопросы, находящиеся в области интересов Рабочих групп. Цель заключается в достижении синергетики путем подключения к Рабочим группам экспертов из других проектов, устраняя тем самым вероятность дублирования усилий. Заседания Рабочих групп проводятся в среднем раз в два месяца. Дополнительные рабочие совещания, связанные с работой в рамках проекта, проводятся по мере необходимости.

Каждая Рабочая группа сформировала план мероприятий на период до конца проекта. В соответствии с планом мероприятий Рабочей группы 3 (Доступ к финансированию) эксперты проекта обязаны подготовить для МАП четыре программных документа. Этот - первый из их числа. Три других будут содержать в себе результаты анализа и рекомендации по лизингу, венчурному капиталу и схемы предоставления гарантий по кредитам для МСП. Все программные документы будут подготовлены в течение 2001г.

14 февраля 2001г. Президент Путин подписал Указ № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на период 2000-2001гг.» В этом Указе говорится о первостепенном значении, которое Правительство придает развитию предпринимательства. Особое значение в этом отношении имеют два элемента Программы: раздел II о развитии прогрессивных финансовых технологий и раздел VI о международном сотрудничестве в области малого предпринимательства. В то время как в Указе говорится о самых широких аспектах государственной политики, данный отчет посвящен одному частному элементу, а именно, финансированию микропредприятий.