Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год

Развитие малого бизнеса представляет одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9.10.95 № 1389-р Госкомстат России, начиная с 1996 года, осуществляет мониторинг малых предприятий по упрощенной программе только на выборочной основе. Такой метод обеспечивает оперативность, минимизирует нагрузку на предприятия, но, вместе с тем, не обеспечивает в полной мере отслеживание динамичных и структурных изменений в развитии малого предпринимательства.

В этой связи возникает объективная необходимость проведения периодических переписей с целью учета изменений, произошедших в развитии системы малых предприятий, оценки состояния их экономического потенциала, а также получения информации об основных проблемах развития этого сектора экономики.

Особенностью нынешнего периода развития экономики является то, что последняя перепись малых предприятий проводилась в 1994 году, к тому же при действии иных критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сфере малого предпринимательства, что априорно предполагает необходимость уточнения генеральной совокупности, социально-экономических параметров предпринимательства.

В этих условиях Госкомстатом России проводились работы по актуализации генеральной совокупности, однако они не исчерпывали всего круга проблем создания статистически корректной информации о малых предприятиях.

Сплошное обследование малых предприятий, проводимое в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 476-р, явилось крупномасштабной экономической переписью, осуществленной в последние годы.

Организация переписи осуществлялась в несколько этапов.

На предварительном этапе в целях отработки организационных и методологических вопросов в 2000 году проведено сплошное пробное обследование малых предприятий на территории 8 регионов Российской Федерации. В ходе эксперимента тестировалась система показателей, отрабатывалась схема проведения обследования, технология сбора и обработки информации, системы организации межведомственного взаимодействия.

Опыт экспериментального обследования малых предприятий подтвердил целесообразность проведения основного обследования в два этапа.

На первом этапе предприятиям направлялась упрощенная форма статистического наблюдения, содержащая вопросы о видах деятельности. Эта информация позволила уточнить круг фактически действующих на сегодняшнем этапе малых предприятий и актуализировать информацию об осуществляемых малыми предприятиями видах деятельности. Этот этап был реализован в конце 2000 года.

На втором этапе в январе-апреле 2001года было организовано заполнение основного бланка, состоящего из общей части, включающей в себя экономические показатели, присущие всем видам деятельности, и специализированных приложений, отражающих особенности конкретного вида хозяйственной деятельности. В рамках переписи пакет специализированных приложений формировался для каждого предприятия индивидуально в зависимости от видов деятельности, указанных предприятием на первом этапе.

Впервые в ходе пробного обследования была организована рекламная кампания по разъяснению руководителям и работникам финансовых служб предприятий целей и задач проводимого обследования. В рамках разъяснительной кампании Госкомстатом России с участием МАП России, Минэкономразвития России, другими министерствами и ведомствами были проведены пресс-конференции, “круглые столы” в регионах. Информация об обследовании размещалась в Интернете на сайтах Госкомстата России и его территориальных органов, в центральных и региональных средствах массовой информации.

В рамках административного взаимодействия Госкомстата России с МАП России, Минэкономразвития России, МНС России разработана система показателей и согласованы опросные листы сплошного обследования малых предприятий.

На межадминистративной основе, как это принято в мировой практике, сформирован перечень малых предприятий, подлежащих переписи. Для этой цели были использованы также и другие административные источники, в частности данные Пенсионного фонда, лицензирующих органов, транспортной инспекции, администраций городов и районов. В результате этого взаимодействия был сформирован список из 833,3 тыс. малых предприятий.

Сплошное обследование малых предприятий позволило:

  • получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства в Российской Федерации, обобщающие характеристики развития малого бизнеса по детализированным видам экономической деятельности, административно-территориальным образованиям (городам, районам);
  • уточнить основные показатели деятельности малых предприятий, регулярно получаемые на основе квартальных выборочных обследований и системы дорасчетов;
  • более четко определить место малого предпринимательства в экономике России;
  • усовершенствовать организационный механизм и методологическое обеспечение проведения переписи, как важнейшего инструмента получения информации в условиях становления рыночной экономики.

Итоги сплошного обследования подтвердили то, что динамизм процессов, характерный для малого предпринимательства, предопределяет объективную необходимость проведения на регулярной основе экономических переписей, которые целесообразно проводить с периодичностью один раз в три года.

Результаты сплошного обследования показали следующее.

В ходе обследования информация была получена от 631,4 тысячи малых предприятий всех отраслей экономики или 76% от числа предприятий, которые согласно сформированным перечням должны были принять участие в сплошном единовременном обследовании.

В целом по экономике России на долю малых предприятий приходится 10,2% (5246,7 тыс.человек) численности работников списочного состава, занятых на предприятиях России; 2% (353 млрд.рублей) от всех основных фондов России; 4,6% (54 млрд. рублей) от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по России.

Сплошное обследование подтвердило существующую дифференциацию в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество малых предприятий (43% от общего их числа) сосредоточено в Центральном федеральном округе, в том числе 29% — в г. Москве. Кроме г. Москвы значительное количество малых предприятий действует в г. Санкт-Петербурге (5%), Краснодарском крае (4%), Московской (5%) и Ростовской (3%) областях.

Перепись позволила уточнить распределение малых предприятий по видам деятельности. В настоящее время наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли. Почти каждое второе предприятие, участвовавшее в обследовании, относится к данной сфере, здесь трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. В общероссийском обороте розничной торговли малые предприятия обеспечивают 26%, в обороте оптовой торговли — 51%.

Значительное развитие малые предприятия получили в строительном комплексе и промышленности. В строительстве сосредоточено почти 14% предприятий. Каждый пятый из работающих на малых предприятиях занят в данной сфере. В объеме подрядных работ по России в целом на малые предприятия приходится 28%.

В сфере промышленного производства функционируют 14% предприятий, на них трудится каждый пятый из общего числа работающих на малых предприятиях. В общем объеме промышленного производства России их доля составляет около 4%, в то же время в отдельных отраслях доля малых существенно выше: в полиграфической промышленности (около 26% от производства отрасли), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (11%), пищевой промышленности (9%).

В таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание, деятельность по обеспечению функционирования рынка 1, сельское хозяйство малое предпринимательство еще не получило широкого распространения: в науке и научном обслуживании малые предприятия составляют не более 3,5% от их общего числа при численности занятых — 2,8% от общего числа занятых на малых предприятиях; в деятельности по обеспечению функционирования рынка соответственно — 4,3% и 2,5%; в сельском хозяйстве (без учета крестьянских (фермерских) хозяйств) — 1,5% и 2,4%.

Сплошное обследование позволило более четко выявить ресурсный потенциал малых предприятий.

На малых предприятиях занято более 6 млн.человек, среди них 86% работники, состоящие в штате предприятия (без учета совместителей). На условиях совместительства на этих предприятиях привлекалось 532 тыс.человек (9%) (в эквиваленте полной занятости) и по договорам гражданско-правового характера — 309 тыс. человек (5%). На малых предприятиях трудится каждый десятый от всей численности работников списочного состава, занятых на предприятиях страны.

Одной из особенностей малого предпринимательства России является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях образования (41,4%), науки и научного обслуживания (36,7%), финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения (25,5%), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (21,8%).

В ходе сплошного обследования впервые были получены данные об основных фондах малых предприятий, позволяющие проследить движение этих фондов, оценить их состояние.

На начало 2001 г. полная балансовая (учетная) стоимость основных фондов малых предприятий составила 353 млрд. рублей.

Более широкое использование на малых предприятиях методов ускоренной амортизации (сумма начисленной за год амортизации по отношению к полной балансовой стоимости на конец года составила по малым предприятиям 7% против 3% по крупным и средним организациям) позволяет проводить более активную политику в области обновления основных фондов. Коэффициент обновления 2 основных фондов за 2000 г. составил по малым предприятиям 20% против 5% по крупным и средним коммерческим организациям, коэффициент ликвидации 3 — соответственно 8% против 1%. Вследствие относительно более высоких показателей обновления и соответственно выбытия основных фондов малых предприятий степень их износа по состоянию на начало 2001 г. несколько меньше, чем по крупным и средним коммерческим организациям — соответственно 36% против 43%.

За 2000 год полная балансовая стоимость основных фондов малых предприятий увеличилась на 16% против 3% по крупным и средним организациям.

На создание и воспроизводство основных фондов субъектами малого предпринимательства в 2000году направлено 54 млрд. рублей. Основная часть инвестиций (57%) направлялась на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря (в целом по России эта доля составила менее 36%). Вторым по значимости направлением инвестирования являлось вложение средств в здания (кроме жилых) и сооружения (24% против 44% по России). Это свидетельствует как о большей склонности малых предприятий к технико-технологической модернизации своей производственной деятельности, так и о более активном использовании ими аренды зданий и сооружений.

Более четверти от общего объема инвестиций малых предприятий приходится на предприятия промышленности, более 20% — строительства, 19% — предприятия торговли и общественного питания.

По данным обследования суммарная величина уставного капитала малых предприятий составила 141,6 млрд. рублей. Результаты обследования позволили впервые определить, что наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего суммарного уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров — учредителей являются малые предприятия, доля которых составляет 25,3%. Доли федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления незначительны и не превышают 0,2%. Участие иностранных юридических и физических лиц в уставном капитале малых предприятий не превышает 0,4%.

Данные сплошного обследования, позволяют оценить результативность использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса.

Производство продукции и услуг на одного работающего на малых предприятиях в торговле выше, чем по отрасли в целом в 1,9 раза; в строительстве — на уровне отрасли в целом. Производство промышленной продукции на одного работающего на малых предприятиях в отдельных отраслях превышает этот показатель по отрасли в целом: от 1,2 до 1,5 раза — в промышленности химических реактивов и особо чистых веществ, машиностроении, лесозаготовительной промышленности, промышленности асбестоцементных изделий, производстве натуральных кож, дрожжевой, плодоовощной промышленности; от 1,6 до 3 раз — в станкостроительной и инструментальной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, шелковой промышленности, в производстве искусственных кож и пленочных материалов, в 6 раз — в подшипниковой промышленности.

Результативность использования основных фондов на малых предприятиях в большинстве отраслей экономики выше, чем по отрасли в целом: выпуск продукции в промышленности в расчете на 1 рубль основных фондов по малым предприятиям в 2,2 раза превысил этот показатель в целом по промышленности; в строительстве — 1,9 раза; в торговле — в 1,5 раза.

Сплошное обследование позволило более детально уточнить отраслевую специализацию производства товаров и оказания услуг в сфере малых предприятий.

Среди малых предприятий торговли 30% специализируются в розничной торговле, 53% — в оптовой торговле потребительскими товарами, по 8% — в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения и сфере посреднических услуг, 1% — во внешнеторговой деятельности.

В обороте малых предприятий розничной торговли 53% составляют продовольственные товары, в том числе 12,6% — мясные и молочные продукты, 10,5% — алкогольные напитки и пиво, 3,8-5,1% — сахар и сахаристые кондитерские изделия, хлеб, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия. Среди непродовольственных потребительских товаров наибольшую долю занимают легковые автомобили (5% оборота малых предприятий розничной торговли), лекарственные средства, фармацевтические и медицинские товары, текстильные изделия и одежда (4%), мебель, обувь и изделия из кожи, строительные материалы, парфюмерно-косметические товары (2,0-3,3%).

В обороте малых предприятий оптовой торговли 49% приходится на потребительские товары и 51% на продукцию производственно-технического назначения. Среди потребительских товаров 4,7% занимают строительные материалы, 4,1% — алкогольные напитки и пиво, 3,3% — сахар и кондитерские изделия 2,9% — средства вычислительной и оргтехники, 2,5% — лекарственные средства, фармацевтические и медицинские товары, 2,3% — мясные и молочные продукты, 2,2% — легковые автомобили. Среди продукции производственно-технического назначения наибольший удельный вес занимают твердое, жидкое, газообразное топливо и нефтепродукты (11,1%), металлы, металлические руды, химикаты, удобрения, синтетические смолы, пластмассы, текстильные волокна (5,7%), машины и оборудование (4,2%).

В отраслевой структуре промышленного производства малых предприятий наиболее существенна доля пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки (23-25%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (12%), химической и нефтехимической промышленности (8%).

Более трети занимают малые предприятия в производстве по России в промышленности пластмассовых изделий, химических реактивов и особо чистых веществ, пористых заполнителей, свыше четверти — производстве стандартных домов, кожевенно-галантерейной промышленности.

Значительна доля малых предприятий в производстве отдельных видов продукции производственно-технического назначения, среди них технологическая оснастка для машиностроения, металлопластиковые окна и двери, деревообрабатывающие станки, изделия из пластмасс, мелкие стеновые блоки и камни, неармированные бетонные изделия, пористые заполнители, льняное волокно, натуральная шерсть, пиломатериалы, а также вывозка древесины.

Существенна доля малых предприятий в формировании рынка потребительских товаров. На эту категорию производителей приходится 87% отечественного выпуска радиокомплексов и музыкальных центров, от 40 до 70% — производства курток из искусственного меха, нательного белья для новорожденных, безалкогольных напитков, свежемороженых плодов и ягод, от 20 до 35% — деревянных домов и срубов, мебели, костюмов, товарной пищевой рыбной продукции, минеральных вод, отдельных видов хлебобулочных изделий.

В структуре работ, выполняемых малыми предприятиями, по договорам строительного подряда преобладает новое строительство, реконструкция, расширение и техническое перевооружение объектов (55%), капитальный и текущий ремонт составляют — 37%.

Малыми строительными предприятиями в 2000 году введено в действие 4,0 тыс. зданий общей площадью 2,1 млн.кв.метров, из них 73% составили жилые здания, что обеспечило более 5% общего объема завершенного строительством в 2000 году жилья.

По заказам населения произведен ремонт и строительство жилищ (квартир) и других построек на сумму 4,1 млрд.рублей (3% всего объема подрядных работ, выполненного малыми предприятиями).

Значителен удельный вес малых предприятий в объеме работ по проектированию и инженерным изысканиям для строительства — 6,1 млрд.рублей (31% от общего объема таких работ).

Малыми специализированными автопредприятиями в 2000 году было перевезено 37,4 млн.тонн грузов и 121,8 млн. пассажиров, грузооборот составил 1,8 млрд. тонна-км, пассажирооборот — 2,2 млрд. пассажиро-км. Их вклад в работу специализированных автопредприятий в целом по России по транспортировке грузов составляет в объеме грузовых перевозок 6,8%, грузооборота — 7,4%; в объеме пассажирских перевозок и пассажирообороте — соответственно 0,5% и 1,4%.

При проведении сплошного обследования малых предприятий возник ряд организационных и законодательных проблем, приведших к непредставлению рядом респондентов данных обследования.

Среди не отчитавшихся малых предприятий каждое пятое временно приостановило свою деятельность; почти каждое четвертое находились в стадии ликвидации. Несовершенство законодательства о регистрации юридических лиц привело к широкому распространению такого явления, как регистрация по одному юридическому адресу большого числа малых предприятий, что фактически делало нереальным получение информации по каждому из них. “Рекорд” отмечен в г. Санкт-Петербурге (3 тыс. предприятий, зарегистрированных на один юридический адрес) и Алтайском крае (2,2 тыс.). Факты регистрации по одному адресу 800 предприятий выявлены в Свердловской области, более чем 150 объектов — Мурманской, Ленинградской, Ярославской, Калининградской областях, Краснодарском и Красноярском краях.

Серьезным препятствием в проведении сплошного обследования малых предприятий явилось отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Эта причина в 21 регионе России выдвигалась рядом малых предприятий как основная при отказе представить материалы обследования. Мировая практика свидетельствует о необходимости принятия при проведении аналогичных крупномасштабных экономических переписей специального законодательного акта.

Очевидно, что снижение уровня неответов возможно при условии внесения необходимых дополнений в действующий федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц” от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Госкомстат России считает целесообразным распространить на себя права, предусмотренные п.2 статьи 25 (о возможности привлечения к ответственности заявителя и (или) юридическое лицо за неправомерные действия).

В настоящее время процесс обновления малых предприятий с тенденцией к сокращению во многом обусловлен интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства — деятельностью индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Именно в этом направлении осуществляется отток малых предприятий.

По данным МНС России в последние 4 года наблюдается устойчивый прирост (в среднем 10% в год) числа индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На 1 января 2001 года их число составило свыше 4 млн. человек. Положительная динамика сектора индивидуальной предпринимательской деятельности подтверждается и материалами обследования Госкомстата России по проблемам занятости.

Госкомстат России осуществляет мониторинг отдельных аспектов деятельности индивидуальных предпринимателей и планирует провести их перепись в 2003-2004 годах.

При проведении этой переписи будет учтен опыт всероссийской переписи малых предприятий, что позволит получить полную объективную информацию о развитии малого предпринимательства в России.

Примечания:
1 Посреднические услуги при купле продаже товаров, ценных бумаг, валюты, сдаче в наем (аренду, прокат), в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, науки, рекламная, аудиторская деятельность, маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов, управления, юридические услуги.
2 Коэффициент обновления рассчитан по полной балансовой стоимости как доля введенных в действие за год новых основных фондов к их стоимости на конец года, в процентах.
3 Коэффициент ликвидации рассчитан по полной балансовой стоимости как доля ликвидированных за год основных фондов к стоимости основных фондов на начало года, в процентах.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости