Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Субподряд в работе малых и средних предприятий Японии

Фукунари Кимура (Fukunari Kimura)

Настоящий доклад представляет собой эмпирический анализ того выбора, который японские предприятия делают в области субподряда - выступать ли в роли субподрядчика самостоятельно; передавать заказ на исполнение субподрядчику; выполнять обе эти функции, либо ни одной из них. Доклад показывает, что вероятность работы в качестве субподрядчика (притом, что это выбор большинства мелких японских фирм) находится в обратной зависимости от величины предприятия, его объема сбыта на внешнем рынке и технологической оснащенности. Кроме того, выясняется, что предприятия-субподрядчики не получают повышенной прибыли; на самом деле самая высокая прибыль - в группе предприятий, которые не занимаются какими-либо субподрядами, будь-то в роли заказчика или исполнителя.

Институт Всемирного банка

Авторское право зарегистрировано в 2001 г.

Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк

США 20433 округ Колумбия, Вашингтон N.W.,

1818 H Street

первое издание - июнь 2001 г.

В соответствии с протоколом 2 Всемирной конвенции об авторских правах Всемирному банку принадлежат авторские права на данный материал. Тем не менее, в странах, являющихся членами Всемирного банка, допускается копирование этого материала в исследовательских, учебных и научных целях. Доклады этой серии могут быть изменены и дополнены. Выводы, интерпретации и заключения, сделанные в настоящем документе, отражают только точку зрения автора и никоим образом не Всемирного банка, его подразделений, членов Исполнительной дирекции или представляемых ими стран.

Содержание

Вступление

Определение субподряда

Исторические и теоретические основы субподряда

Отраслевые модели субподряда

Субподряд и характеристики отдельных предприятий

Библиография

 

Вступление

В японской экономике механизм субподряда на протяжении длительного времени рассматривался как одно из важных средств обеспечения эффективности и конкурентоспособности в таких отраслях, как текстильная промышленность, общее и электротехническое машиностроение и автомобильная промышленность. В некоторых других странах, например, Тайване и Корее, также существует практика субподрядов, хотя их историческая традиция и детали структуры несколько отличны от японских в силу различных начальных условий. В Японии модель субподряда тесно связана с моделью распределения предприятий по величине.

Тема субподряда зачастую является основной в литературе по японской экономике. Однако при этом главное внимание уделяют механизму отдельных субподрядных договоров, а не их воздействию на данную отрасль или макроэкономику в целом. Количественный анализ на основе официальных статистических данных пока еще не проводился в достаточно широком масштабе. Рассматривая возможность использования механизма субподрядов в условиях других стран, важно определить, когда именно возникает и становится эффективной практика субподряда. В настоящем материале приводится краткий обзор имеющейся литературы по субподряду в Японии, и анализируются его основные характеристики на основе производственной статистики. В силу наличия определенной информации основное внимание здесь уделено субподряду в обрабатывающей промышленности.

В следующем разделе уточняется сама концепция субподряда. Раздел 3 посвящен обзору исторической и теоретической основы системы субподряда. В разделе 4 приведена информация о субподряде по отраслям японской промышленности за период с 1960-х по 1980-е гг.; в частности, рассматривается взаимосвязь между величиной предприятия, степенью интернализации его деятельности и использованием субподряда. В пятом разделе для анализа взаимосвязи субподряда и прочих характеристик предприятия использованы микроэкономические данные по предприятиям обрабатывающего сектора японской промышленности за 1994 финансовый год.

Определение субподряда

Системе субподряда, или shitauke, не всегда дается четкое и ясное определение. Как ни удивительно, такое четкое определение отсутствует даже в официальной статистике. Тем не менее, этот термин используется достаточно широко, поскольку у всех японцев существует более-менее сходное мнение относительно значения этого слова. В самом широком смысле термином "субподряд" обозначается приобретение части какого-либо изделия либо технологического процесса у стороннего предприятия. Некоторые исследователи считают особенно важным асимметрию взаимоотношений крупного предприятия, отдающего заказ на субподряд, и небольшого предприятия-субподрядчика. Кавасаки ((Kawasaki) 1998, стр. 38) определяет взаимоотношения субподряда как "договорные отношения, в которых крупное предприятие просит мелкое предприятие выполнить определенный вид работ по договору (произвести какие-либо части, детали или все изделие целиком), причем главенствующую позицию в этих отношениях занимает крупное предприятие".

Также, видимо, существует единое мнение о продолжительном характере субподрядных отношений. Одноразовая сделка не может считаться договором субподряда. Кроме того, иногда считают, что субподряд должен включать систему распределения рисков, механизм распространения технологий и такую четко определенную схему контроля над субподрядчиком, как, например, система "kanban" (см. Уэкуса (Uekusa) 1987 г., стр. 500). Однако при этом договор субподряда не обязательно предусматривает исключительные права; субподрядчик может работать с несколькими клиентами. В дополнение к этому иногда усматриваются и финансовые связи.

В целях статистического учета Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) правительства Японии определяет субподряд следующим образом:1 "Договорные взаимоотношения между предприятием и "материнским" предприятием, обладающим большим капиталом или имеющим большее количество работников. Первое из предприятий получает заказ на производство изделий, деталей, устройств, материалов или компонентов, используемых в качестве производственных ресурсов материнским предприятием, либо заказ на изготовление или ремонт установок, оборудования, инструментов и т.п., применяемого "материнским" предприятием в ходе производственного процесса. Когда предприятие приобретает стандартные детали, компоненты и т.п. по обычным закупочным каналам, это не считается субподрядом. При субподряде "материнское" предприятие направляет заказ на производство работ непосредственно субподрядчику при определении плана, качества, спецификаций, формы, конструкции и прочего".2

Хотя такое определение все еще слишком расплывчатое, в состав статистической анкеты включены вопросы по субподряду, и респонденты, судя по всему, не испытывают особых затруднений, отвечая на них.

Исторические и теоретические основы субподряда

С течением времени взгляды японского общества на субподряд претерпели кардинальное изменение. Традиционно (отчасти из-за сильного влияния марксистского экономического учения на японскую научную литературу) исследователи особо подчеркивали неравнозначность крупных и мелких предприятий в субподрядных отношениях. Бытовало мнение о том, что крупные предприятия обладают всей полнотой власти при определении цен; условий, регламентирующих качество и поставку продукции, и тем самым используют мелкие фирмы в качестве амортизатора, смягчающего шоковое воздействие при изменении конъюнктуры рынка. Также подчеркивалась двойственная структура рынков труда и капитала как основа системы субподряда.

В 1970-х - 1980-х гг., по мере того, как японцы обретали все большее доверие к национальной экономике, точка зрения на субподряд поменяла полярность. Ученые, занимающиеся наукой управления, и приверженцы "неоклассической" экономической школы стали подчеркивать тот факт, что система субподряда повышает эффективность производства.3 В частности, целый ряд детальных практических исследований в области автомобильной промышленности показал, что стратифицированная система субподрядов повышает как статическую, так и динамическую эффективность. С тех пор субподряды рассматриваются как один из важных элементов японской экономической системы;4 предполагается, что они обеспечивают следующие выгоды: 1) достигается сокращение расходов на поиск и выбор новых поставщиков; 2) сотрудничество с субподрядчиками позволяет повысить качество продукции и снизить затраты; 3) стимулируются инвестиции субподрядчиков в активы, необходимые для успешного выполнения заказов "материнского" предприятия; 4) система субподрядов обладает действенным механизмом распределения рисков, и 5) в отдельных случаях устойчивые взаимоотношения определяются наличием долевого участия в малом предприятии (причем из списка фирм, чьи акции могут принадлежать "материнскому" предприятию, не обязательно исключаются контрагенты субподрядчика).

Каков же набор условий, в которых может возникнуть система субподряда? Этот вопрос следует рассматривать как в историческом, так и в теоретическом ракурсе.

Исторический ракурс необходим для того, чтобы определить, в каких условиях возникает, существует и развивается система субподряда. В научных кругах до сих пор продолжается спор относительно того, существовала ли японская экономическая система "непрерывно" на протяжении Второй мировой войны, или же война "нарушила" ее обычный ход развития. Однако по крайней мере бесспорно то, что японская экономика унаследовала от довоенной системы часть существовавших в предвоенные годы экономических условий, создавших начальные предпосылки для появления системы субподряда. Ниже описываются гипотетически выведенные начальные предпосылки.

Во-первых, во второй половине 1940-х и в 1950-х гг. отчетливо просматривалось существование двойственной структуры - крупных и мелких предприятий, однако разрыв между ними в области, например, технологии и деловой активности, был не столь велик, чтобы он мог помешать установлению между ними действенных субподрядных отношений. Во-вторых, конъюнктура мирового рынка на тот момент была такова, что Япония обладала сравнительным преимуществом в сфере трудоемких товаров производственного назначения, тогда как японские малые и средние предприятия не испытывали недостатка в трудовых ресурсах. В то же самое время малый и средний бизнес Японии не имел прямого доступа к иностранным технологиям и экспортным каналам, что давало возможность крупным предприятиям использовать его потенциал. В-третьих, в те годы правительство осуществило ряд программ в поддержку малых и средних предприятий. Такие программы, в частности, предусматривали комплексные мероприятия, направленные на содействие механизмам финансирования, совершенствование практики управления и технологий, стимулирование кооперативных организаций и планов модернизации посредством консультаций и налоговых льгот. Особенно важной была финансовая поддержка, которая компенсировала собой ограниченную ликвидность.5 Помимо этого, осуществлялись специальные программы по защите наименее развитых малых и средних предприятий в области социальной политики и конкурентной борьбы.6

Субподряд представляет собой долгосрочные взаимоотношения, и в силу этого он характеризуется значительной зависимостью от избранной линии действия. Получая выгоду от долгосрочных договорных отношений с субподрядчиками, крупные предприятия предоставляли малому и среднему бизнесу техническую помощь. Долгосрочные договорные отношения делали возможной стабилизацию финансового положения малых и средних предприятий. Эта система, похоже, эффективно действовала в период быстрого экономического роста 1955 - 1973 гг. Однако изменение ситуации в экономике Японии после 1973 г. заставило предприятия несколько видоизменить систему субподряда. В одно и то же время японская экономика столкнулась с пониженными темпами роста и нехваткой рабочей силы. Малые и средние предприятия стали привлекать больший объем человеческого капитала, выходить на новый технологический уровень и в целом стали более динамичными в своей работе. С развитием финансового сектора постепенно исчезли проблемы ликвидности малого и среднего бизнеса. Начиная со второй половины 1980-х гг. ускорилась глобализация деятельности японских фирм. В изменчивых экономических условиях строго регламентированный и взаимозависимый характер субподряда иногда тормозил необходимое изменение структуры промышленной организации. Многие малые и средние предприятия сталкивались с затруднениями при поиске новых клиентов, когда производственные мощности их партнеров переводились в другие страны. В то же время некоторые предприятия малого и среднего бизнеса успешно осуществили прямые инвестиции за рубежом, избавившись от старых, недостаточно гибких взаимоотношений субподряда.

С точки зрения теории, вопрос состоит в том, как теоретически обосновать эндогенное появление структуры промышленной организации и взаимосвязей. Один из важных аспектов этой дискуссии - выбор предприятием способа приобретения частей и компонентов из следующих вариантов: 1) вертикальная интеграция (интернализация); 2) субподряд; 3) конкурентные единичные торги. Нам необходимо выяснить, что определяет выбор предприятием второго варианта. В определенных условиях субподряд должен быть эффективен как в статическом, так и в динамическом плане.

Используя подход, применявшийся Маруямой (Maruyama, 1996), мы сводим теоретические основы субподряда в четыре группы в зависимости от подходов. Первый из них - подход по издержкам на осуществление сделки.7 Исходя из предположения об ограниченной рациональности и авантюризме человеческого поведения, подход по издержкам на осуществление сделки характеризует условия ее осуществления, внося факторы неопределенности, частоты проведения сделок и активов, необходимых для работы по конкретному договору субподряда. Принимая все эти факторы во внимание, предприятие принимает решение относительно интернализации определенных операций. Договор субподряда можно рассматривать как один из механизмов, позволяющих снизить издержки на осуществление сделки. Подробное практическое исследование в этом ключе было проведено Асанума (Asanuma, 1989); получены данные о том, что в автомобильной промышленности при замене выпускаемой модели происходит "перетасовка" субподрядчиков. Этот же автор представил подробную классификацию договоров с поставщиками, и предложил концепцию навыков, необходимых для исполнения конкретного договора субподряда. Барни (Barney, 1999) вынес на обсуждение "пограничные" решения, принимаемые фирмой, увязывая их с производственными возможностями потенциальных партнеров данного предприятия. Им используется подход на основе издержек на осуществление сделки; однако вместо термина "субподряд" он применяет выражение "передача производственных функций".8

Далее следует подход теории игр. Этот подход уделяет особое внимание долгосрочному характеру сотрудничества заказчика и исполнителя в рамках договора субподряда на основе повторяющейся игры, деловой репутации и согласованности действий. Формирование согласованных взаимоотношений объясняется посредством концепции теории игр.

На третьем месте - подход по информационной экономике. Данный подход основан на теории договоров, в частности, модели "заказчик-исполнитель", в рамках которой долгосрочные взаимоотношения ведут к созданию эффективных механизмов распределения риска в условиях недостаточности информации.9

Четвертым выступает "сетевой" подход. Согласно этому подходу, взаимоотношения японских предприятий представляют собой "промежуточную" структуру (chuukan soshiki), в рамках которой сосуществуют рыночные и организационные принципы. Особо подчеркивается тот факт, что в определенных экономических условиях складываются взаимоотношения предприятий, характеризующиеся эффективным синергизмом конкурентной борьбы и согласованности действий.10 11

Из перечисленных выше четырех подходов можно теоретически вывести промышленные характеристики, отвечающие требованиям субподряда. Подход по издержкам на осуществление сделки и "сетевой" подход предполагают, что выбор делают в пользу субподряда, а не вертикальной интеграции, в тех случаях, когда производственные процессы "материнского" предприятия требуют наличия специальной технологии либо используют конкретные производительные факторы, например, специальные механизмы или неквалифицированную рабочую силу на вторичном рынке труда. Вместо закупки частей и деталей путем единичных торгов можно избрать постоянные отношения с субподрядчиком - в том случае, когда такие части и детали нестандартные, и предпочтительнее выглядит их долгосрочная поставка субподрядчиком. Подход теории игр выявляет стабильность и строго регламентированный характер отношений субподряда. Информационный подход описывает логику экономии затрат на мониторинг, что отчасти объясняет выбор в пользу субподряда, а не одноразовых закупок. В целом теоретическое обоснование системы субподряда предполагает, что для возникновения субподряда в той или иной отрасли промышленности ключевым фактором являются ее технологические характеристики.

Отраслевые модели субподряда

Данные по субподряду в Японии приводятся по Chuushou Kigyou Sougou Kihon Chousa ("Базовому обзору малых и средних предприятий") за 1966 г. и Kougyou Jittai Kihon Chousa ("Базовому обзору промышленного сектора") за 1971, 1976, 1981 и 1987 гг., выполненным соответственно Корпорацией малого и среднего бизнеса и Министерством внешней торговли и промышленности.12 Данные получены в результате тщательно разработанной обзорной выборки по 176 типам промышленных предприятий и 11 типоразмерам (т.е. числу занятых). Полученные сведения включают информацию по удельному весу предприятий, работающих по субподряду, в данной отрасли.

Таблица 1 отражает динамику процентной доли предприятий, выступающих в качестве субподрядчиков, по отраслям промышленности за период с 1966 по 1987 г. Включены данные только по предприятиям с числом работников, не превышающим 300 человек. Данные показывают, что важность договоров субподряда существенно изменяется в зависимости от промышленной отрасли. Такие отрасли, как пищевая, нефтяная и угольная промышленность в малой степени используют механизм субподряда. С другой стороны, к отраслям, активно применяющим систему субподряда, относятся отрасли, в которых производственные процессы характеризуются повышенными трудозатратами; например, текстильная, легкая промышленность. К этой группе также относятся отрасли с многоуровневым вертикальным движением продукции (машиностроение). Характер производственной технологии определенно влияет на эффективность системы субподряда. Также следует отметить, что производственные показатели в данных отраслях были в основном стабильны на протяжении анализируемого периода.

Субподряд представляет собой долгосрочный договор, но не обязательно является неизменным контрактом исключительного характера. На Рисунке 1 представлены модели субподрядных отношений по состоянию на 1971 г. с классификацией предприятий по трем типам: 1) являющиеся субподрядчиком для одного клиента; 2) являющиеся субподрядчиком для нескольких клиентов; 3) не выступающие в роли субподрядчика.13 Показатели свидетельствуют о том, что малые и средние предприятия нередко работают по договорам субподряда с несколькими клиентами одновременно, и вероятность такого типа работы повышается по мере роста величины фирмы.

Таблица 1 Процентная доля предприятий, выступающих в качестве субподрядчиков

 

 

1966

1971

1976

1981

1987

Всего по производственным отраслям

53,3

58,7

60,7

65,5

55,8

Продукты питания

16,5

30,2

14,5

17,5

8,2

Текстиль

79,8

75,9

84,5

84,9

79,6

Одежда

73,6

71,4

83,9

86,5

79,0

Древесина и изделия из дерева

35,0

43,8

42,9

48,0

21,7

Мебель и арматура

45,6

49,4

41,2

51,6

38,5

Целлюлозобумажная продукция

51,1

43,9

44,8

51,6

41,1

Издательские и печатные услуги

46,3

51,0

50,8

59,0

21,7

Химикаты

40,2

38,7

37,1

38,5

-

Нефтепродукты и уголь

30,0

30,7

27,0

38,9

18,1

Пластмассы

-

-

-

-

68,5

Резинотехнические изделия

62,3

54,3

61,1

71,8

65,3

Изделия из кожи

60,0

64,5

62,5

68,8

64,6

Керамика, фаянс, каменные изделия

33,8

34,0

29,4

36,6

35,4

Железо и сталь

66,0

66,0

70,4

72,0

52,3

Цветные металлы

67,0

69,7

68,7

73,6

61,7

Металлические изделия

66,3

71,7

74,8

48,6

70,9

Общее машиностроение

70,7

75,8

82,7

84,2

74,5

Электромашиностроение

81,4

78,9

82,3

85,3

79,4

Транспортное машиностроение

67,1

77,9

86,2

87,7

79,6

Точное машиностроение

72,4

70,7

72,4

80,9

70,1

Прочие производственные отрасли

50,9

58,7

56,5

62,2

43,4

 

Данные приводятся только по предприятиям с числом занятых менее 300 человек.

Источники данных: Корпорация малого и среднего бизнеса; Министерство внешней торговли и промышленности; материалы Chuushou Kigyou Sougou Kihon Chousa ("Базового обзора малых и средних предприятий") за 1967 г. и Kougyou Jittai Kihon Chousa ("Базовому обзору промышленного сектора") за 1971, 1976, 1981 и 1987 гг.

Рисунок 2 иллюстрирует взаимосвязь модели субподряда и величины предприятия в избранных отраслях промышленности по состоянию на 1987 г. Размер предприятия и вероятность его работы в качестве субподрядчика находятся в обратной зависимости в большинстве промышленных отраслей. Возможно, что на раннем этапе эта модель была не столь очевидной в силу повышенной динамики рынка в годы быстрого экономического роста; однако она стала более заметной в 1970-е - 1980-е гг. Исключением является производство транспортного оборудования в том смысле, что в этой отрасли структура субподрядных отношений насчитывает три или четыре уровня, и отдельные предприятия-субподрядчики стали довольно большими организациями.

Рисунок 1. Модели субподряда (по состоянию на 1971 г.)

По вертикали: %

По горизонтали: количество занятых

Легенда: предприятия, являющиеся субподрядчиком для одного клиента

предприятия, являющиеся субподрядчиком для нескольких клиентов

не выступают в роли субподрядчика

Рисунок 2. Доля (в %) предприятий-субподрядчиков в зависимости от величины предприятия (по состоянию на 1987 г.)

По вертикали: %

По горизонтали: всего занятых (1; 1-3; 4-9; 10-19; 20-29; 30-49; 50-99; 100-199; 200-299)

Легенда: Всего в производственных отраслях; Продукты питания; Текстиль; Одежда

Общее машиностроение; Электромашиностроение; Транспортное оборудование; Точное машиностроение

Субподряд и характеристики отдельных предприятий

Выше мы рассмотрели исторические данные по системе субподряда в Японии, остановившись на моделях субподряда в разных отраслях промышленности, а также осветили их зависимость от величины предприятий. К сожалению, использованные в последнем разделе исследования данные были сводными, и в силу этого затруднен дальнейший анализ системы субподряда, увязывая с имеющейся информацией различные характеристик отдельных предприятий. В дополнение к аналитическим данным в данном разделе мы использовали микроэкономические данные из анкет Kigyou Katsudou Kihon Chousa ("Базового обзора структуры и деятельности предприятий") за 1994 финансовый год, подготовленного Министерством внешней торговли и промышленности (здесь и далее именуется BS94). Следует отметить, что опыт Японии 1990-х гг. может оказаться не вполне актуальным для менее развитых стран современности, поскольку Япония, будучи развитой державой, была вынуждена решать ряд вопросов структурной перестройки, которые не будут стоять перед развивающимися государствами. Вероятно, в прошлом система субподряда являлась действенным механизмом, позволявшим повысить эффективность распределения ресурсов, однако ее ценность подверглась критическому переосмыслению в 1990-е гг.

Вышеупомянутый обзор проводился в 1991 и 1994 финансовых годах, а затем - ежегодно. Его главная цель состоит в том, чтобы отразить общую структуру японских корпораций с точки зрения диверсификации, развития их деятельности в международном масштабе, взаимосвязей между предприятиями и стратегии в области НИОКР и информационных технологий. Преимуществом такого обзора является широчайший охват и достоверность получаемых данных. Все же следует сделать оговорку относительно того, что в обзор включены только крупные японские предприятия и крупные филиалы инофирм в избранных отраслях промышленности. Пороговые критерии для японских фирм следующие: наличие как минимум 50 работников, объем капитала - не менее 30 миллионов иен, и работа в горнодобывающей или производственной отрасли, оптовой или розничной торговле или ресторанном бизнесе. По определению филиала иностранной фирмы, не более 50% его капитала должно принадлежать японской стороне. В обзор включены вопросы относительно того, вводит ли предприятие готовую продукцию в эксплуатацию (itaku seisan) или нет; пользуется ли услугами субподрядчиков (shitauke) или нет; выступает ли в качестве субподрядчика (shitauke) или нет.

В первую очередь мы рассматриваем японское машиностроение (общее машиностроение, электромашиностроение, транспортное и точное машиностроение), так как именно в этих отраслях система субподряда наиболее важна. В Таблице 2 сведены основные характеристики японских машиностроительных предприятий по состоянию на 1994 финансовый год. Анализ охватывает 3723 предприятия Японии. В таблице они распределены на три категории по числу занятых (50-300; 301-1000 и более 1000 работников). Приведенные величины отражают среднюю величину (при среднеквадратическом отклонении) каждого из рассматриваемых показателей. Кроме того, данные учитывают деятельность всех подразделений предприятия за вычетом его внутренних и зарубежных филиалов. Поскольку в значениях микроэкономических показателей много знаков после десятичной запятой, и некоторые переменные не допускают нормального распределения, средние величины и среднеквадратическое отклонение следует интерпретировать с особой осторожностью.

Таблица 2 показывает, что более крупные предприятия, как правило, характеризуются повышенной удельной капиталовооруженностью (обозначена как KLRATIO), большим удельным объемом экспорта (PROBEXP и REXP), большими удельными затратами на НИОКР (PROBRD и RRD), и большими удельными расходами на рекламу (RADV). Приведенные данные служат красноречивой иллюстрацией модели интернализации. Удельный вес добавленной стоимости относительно общего объема сбыта (VARATIO) уменьшается по мере роста величины предприятия.14 Хотя на размер VARATIO может влиять целый ряд факторов, например, тип деятельности и рентабельность, одна из интерпретаций состоит в том, что мелкие предприятия, как правило, находятся в самом начале цепочки создания стоимости и занимаются главным образом производственной деятельностью, тогда как крупные предприятия скорее будут располагаться в конце упомянутой цепочки.15 Количество отделений и внутренних/зарубежных филиалов предприятия (ALLEST, DAFFI и FAFFI соответственно) увеличивается по мере роста самого предприятия. Удельный вес иностранного участия в капитале предприятия (FRATIO) также увеличивается по мере роста фирмы. Вероятность использования субподрядчика (субподрядчиков) (PROBUSUB) возрастает с 74% (а) до 80% (b) и далее до 85% (с). Вероятность выполнения функций субподрядчика (PROBWSUB) резко понижается с 46% (а) до 34% (b) и далее до 16% (с).

Таблица 2. Характеристики японских машиностроительных предприятий (по состоянию 1994 г.)

в зависимости от величины предприятия

 

 

(а)

50-300 работников

(b)

301-1000 работников

(с)

более 1001 работника

Размер предприятия:

     

Кол-во штатных работников (L)

137

534

4178

[человек]

(67)

(188)

(8706)

Общий объем сбыта (SALES)

3304

16332

209231

[миллионов иен]

(3295)

(12,896)

(631186)

Экономические показатели деятельности:

     

Соотношение материальных активов и

6,44

7,14

9,89

числа штатных работников (KLRATIO)

[млн. иен/чел.]

(6,69)

(6,64)

(7,09)

Соотношение резервного капитала и

0,0549

0,0416

0,0383

общего объема сбыта [PAIRATIO]

(0,1636)

(0,0442)

(0,0331)

Соотношение добавленной стоимости и

0,5527

0,4625

0,4233

общего объема сбыта [VARATIO]

(0,2318)

(0,2089)

(0,1972)

Экспорт (1) (PROBEXP):

0,2588

0,4259

0,6883

1 положительная, 0 отсутствует

(0,4381)

(0,4948)

(0,4639)

Экспорт (2) (REXP):

0,0319

0,0529

0,1400

удельный вес в общем объеме сбыта

(0,095)

(0,1274)

(0,1847)

Дифференциация продукции:

     

Расходы на НИОКР (1) (PROBRD):

0,4596

0,6926

0,8827

1 положительная, 0 отсутствует

(0,4985)

(0,4617)

(0,3223)

Расходы на НИОКР (2) (RRD):

0,0090

0,0141

0,0299

удельный вес в общем объеме сбыта

(0,0236)

(0,0231)

(0,0302)

Удельный вес расходов на рекламу

0,0024

0,0031

0,0034

в общем объеме сбыта (RADV)

(0,0059)

(0,0177)

(0,005)

Взаимосвязь:

     

Ввод продукции в эксплуат. (PROBCOM):

0,8872

0,9086

0,9136

1 да, 0 нет

(0,3164)

(0,2883)

(0,2814)

Использование субподряд. (PROBUSUB):

0,7350

0,8012

0,8519

1 да, 0 нет

(0,4414)

(0,3993)

(0,3558)

Выполн. функций субподр. (PROBWSUB):

0,4550

0,3383

0,1636

1 да, 0 нет

(0,4981)

(0,4734)

(0,3705)

Доля иностранного капитала

0,0101

0,0210

0,0692

в активах предприятия (FRATIO)

(0,0877)

(0,1187)

(0,2031)

Количество отделений (ALLEST)

2,70

5,68

19,63

 

(2,72)

(7,23)

(32,90)

Кол-во внутренних филиалов (DAFFI)

0,40

1,23

11,36

 

(1,14)

(2,29)

(24,53)

Кол-во зарубежных филиалов (FAFFI)

0,05

0,36

4,73

 

(0,53)

(1,49)

(9,50)

Количество предприятий в выборке:

2589

810

324

 

К машиностроению отнесено общее машиностроение, электромашиностроение, транспортное и точное машиностроение.

Представлены невзвешенные средние величины. Среднеквадратичное отклонение приводится в скобках.

Источник данных: База данных Министерства внешней торговли и промышленности.

Примечателен тот факт, что среднее соотношение резервного капитала и общего объема сбыта (PAIRATIO) имеет самое большое значение в группе (а) - 5,5%, снижаясь до 4,2% в группе (b) и далее до 3,8% в группе (с). Это, конечно же, не может означать лишь то, что более крупные и капиталоемкие предприятия, отличающиеся повышенными расходами на НИОКР и рекламу и в большей степени ориентированные на иностранные рынки, менее эффективны, чем другие предприятия. Такая характеристика, как PAIRATIO, не подходит в качестве критерия при сравнении экономической успешности фирм разной величины. Следует принимать во внимание и то, что более крупные предприятия, как правило, находятся ближе к концу цепочки создания ценности, и что крупные фирмы могут получать прибыль от деятельности филиалов. Кроме того, мы рассматривали данные всего за один год. Действительно, среднеквадратичные отклонения, особенно в группе (а), выглядят слишком большими на фоне разброса средних значений. Тем не менее, мы по крайней мере можем заявить, что малые и средние машиностроительные предприятия Японии работают относительно успешно. Это означает, что связи между японскими фирмами повышают эффективность стратегии деинтернализации малых предприятий. Малые предприятия обычно отказываются от ряда функций - не выходят на зарубежные рынки, не занимаются НИОКР и рекламой, и вместо этого сосредотачиваются на производственной деятельности посредством системы субподряда. Напротив, Домс и Йенсен (Doms and Jensen, 1998) говорят о том, что в случае с обрабатывающей промышленностью США принадлежащие американцам ТНК достигают более высоких показателей деятельности, чем находящиеся в США филиалы иностранных фирм и местные предприятия, не имеющие зарубежных подразделений.

Для того, чтобы выявить взаимосвязь между используемой моделью субподряда и характеристиками предприятия, в Таблице 3 все фирмы распределены по следующим четырем категориям: группа 1 - предприятия, не пользующиеся услугами субподрядчика (субподрядчиков), и не выступающие в качестве субподрядчика; группа 2 - предприятия, не пользующиеся услугами субподрядчика (субподрядчиков), но выступающие в качестве субподрядчика; группа 3 - предприятия, пользующиеся услугами субподрядчика (субподрядчиков), и выступающие в качестве субподрядчика; и группа 4 - предприятия, пользующиеся услугами субподрядчика (субподрядчиков), но не выступающие в качестве субподрядчика.

Группы 2, 3 и 4 демонстрируют явную зависимость от величины предприятия: по мере роста фирмы уменьшается вероятность ее работы в качестве субподрядчика и увеличивается вероятность использования ей субподрядчиков. К третьей группе отнесено много предприятий; и этот факт подсказывает, что система субподрядов в японском машиностроении многослойна по структуре. В группе 2 насчитывается всего 178 компаний, однако возможно существование большего количества предприятий такого рода, в каждой из которых занято менее 50 работников. Показатель VARATIO имеет наибольшее значение в группе 2, и наименьшее - в группе 4, что подтверждает модель распределения предприятий по цепочке создания ценности. Показатель PAIRATIO наивысший в группе 1, несмотря на то, что среднеквадратичное отклонение достаточно велико. Из этого следует, что должна существовать группа малых высокоэффективных предприятий, не входящих в систему субподряда.

Таблица 4 иллюстрирует простую корреляцию пар переменных. За исключением взаимосвязи количества штатных работников L и общего объема сбыта SALES, такие корреляции в целом неустойчивы, и нам нет нужды беспокоиться о мультиколлинеарности регрессий.

Мы не усматриваем наличия каких-либо простых причинно-следственных связей между переменными. Предполагается, что предприятие самостоятельно определяет порядок работы с субподрядами, - подобно принятию решений относительно количества необходимого персонала, НИОКР, экспорта и т.п. Однако все же в некотором объеме был проведен регрессионный анализ, чтобы отследить контролируемые взаимосвязи среди переменных. В Таблице 5 приведены результаты логит-оценки, в которой зависимыми переменными являются значения показателей PROBUSUB и PROBWSUB.16 Главные выводы такой оценки следующие: во-первых, коэффициенты L и KLRATIO имеют отрицательные значения (с большим модулем) в регрессии для PROBWSUB, тогда как в случае с PROBUSUB их значения положительные, хотя и не намного больше ноля. Это означает, что малые предприятия чаще выступают в роли субподрядчиков, притом, что любые фирмы независимо от их величины могут использовать субподрядчиков. Система субподрядов имеет многослойную структуру, что отражается положительными значениями показателя PROBWSUB в регрессии для PROBWSUB, и показателя PROBUSUB в регрессии для PROBWSUB.

Во-вторых, значение показателя VARATIO - отрицательное в регрессии для PROBUSUB, тогда как в регрессии для PROBWSUB - положительное. Мы объясняем этот факт тем, что предприятия, использующие субподрядчика (субподрядчиков), передают на сторону (деинтернализируют) часть производственных функций, а предприятия, выступающие в роли субподрядчиков, сосредоточены на производственной деятельности. С другой стороны, коэффициенты REX и RRD имеют положительные значения в регрессии для показателя PROBUSUB, и отрицательные - в регрессии для показателя PROBWSUB. Предприятия, использующие субподрядчиков, как правило, самостоятельно осуществляют (интернализируют) экспортную деятельность и НИОКР, тогда как предприятия, выступающие в качестве субподрядчиков, чаще деинтернализируют такие виды деятельности. Отсюда можно заключить, что модель интернализации и субподряд тесно взаимосвязаны.

Таблица 3. Характеристики японских машиностроительных предприятий (по состоянию 1994 г.)

в зависимости от модели субподряда

 

 

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Использование субподрядчика(-ов)

Нет

Нет

Да

Да

Размер предприятия:

       

Кол-во штатных работников (L)

477

212

282

925

[человек]

(2992)

(272)

(560)

(3835)

Общий объем сбыта (SALES)

17790

4063

8253

43401

[миллионов иен]

(142895)

(5645)

(24497)

(288333)

Экономические показатели деятельности:

       

Соотношение материальных активов и

7,21

5,71

5,89

7,77

числа штатных работников (KLRATIO)

[млн. иен/чел.]

(7,87)

(6,19)

(5,02)

(7,47)

Соотношение резервного капитала и

0,0561

0,0441

0,0481

0,0501

общего объема сбыта [PAIRATIO]

(0,0802)

(0,0529)

(0,2126)

(0,0648)

Соотношение добавленной стоимости и

0,5418

0,5728

0,5368

0,4929

общего объема сбыта [VARATIO]

(0,2311)

(0,2574)

(0,2397)

(0,2112)

Экспорт (1) (PROBEX):

0,3236

0,1461

0,1944

0,4810

1 положительная, 0 отсутствует

(0,4682)

(0,3542)

(0,3959)

(0,4998)

Экспорт (2) (REX):

0,0460

0,0156

0,0174

0,0745

удельный вес в общем объеме сбыта

(0,1207)

(0,0660)

(0,0682)

(0,1440)

Дифференциация продукции:

       

Расходы на НИОКР (1) (PROBRD):

0,4979

0,2809

0,4356

0,7009

1 положительная, 0 отсутствует

(0,5003)

(0,4507)

(0,4960)

(0,4580)

Расходы на НИОКР (2) (RRD):

0,0117

0,0057

0,0068

0,0173

удельный вес в общем объеме сбыта

(0,0261)

(0,0197)

(0,0208)

(0,0268)

Удельный вес расходов на рекламу

0,0032

0,0010

0,0015

0,0035

В общем объеме сбыта (RADV)

(0,0120)

(0,0024)

(0,0118)

(0,0064)

Взаимосвязь:

       

Ввод продукции в эксплуат. (PROBCOM):

0,8006

0,7921

0,9427

0,9081

1 да, 0 нет

(0,3999)

(0,4069)

(0,2324)

(0,2890)

Доля иностранного капитала

0,0146

0,0033

0,0027

0,0340

В активах предприятия (FRATIO)

(0,1067)

(0,0412)

(0,0412)

(0,1510)

Количество отделений (ALLEST)

3,88

2,49

2,94

7,22

 

(5,77)

(3,25)

(4.13)

(16,95)

Кол-во внутренних филиалов (DAFFI)

1,04

0,36

0,65

2,68

 

(6,26)

(1,05)

(2,56)

(11,44)

Кол-во зарубежных филиалов (FAFFI)

0,32

0,03

0,14

1,03

 

(1,90)

(0,21)

(1,46)

(4.61)

Количество предприятий в выборке:

717

178

1327

1501

 

К машиностроению отнесено общее машиностроение, электромашиностроение, транспортное и точное машиностроение.

Представлены невзвешенные средние величины. Среднеквадратичное отклонение приводится в скобках.

Источник данных: тот же, что и для Таблицы 2.

В-третьих, коэффициент FRATIO имеет положительное значение в регрессии для показателя PROBUSUB, и отрицательные - в регрессии для показателя PROBWSUB. Это говорит о том, что филиалы иностранных предприятий и/или фирмы со значительным иностранным долевым участием могут активно использовать японских субподрядчиков, и при этом сами они с меньшей степенью вероятности выступают в качестве субподрядчиков. В силу этого выглядит неуместной критика системы субподрядов как "закрытого клуба" только для японских предприятий, в который не принимают иностранных участников. Напротив, иностранные инвесторы могут просто приобрести акции лучших японских машиностроительных предприятий, которые эффективно используют в своей деятельности субподрядчиков.

В-четвертых, значение коэффициента PAIRATIO - отрицательное в обеих регрессиях, хотя и не намного меньше ноля. По крайней мере, нам следует признать тот факт, что в 1990-х годах участие в системе субподряда само по себе уже не дает явных преимуществ.

Таблица 4. Простые корреляции переменных

 

 

L

SALES

KLRATIO

PAIRATIO

VARATIO

REX

RRD

RADV

PROBCOM

PROBUSUB

PROBWSUB

FRATIO

L

1,0000

                     

SALES

0,9123

1,0000

                   

KLRATIO

0,0925

0,0974

1,0000

                 

PAIRATIO

-0,0191

-0,0157

0,0654

1,0000

               

VARATIO

-0,0783

-0,0759

-0,0349

0,1045

1,0000

             

REX

0,1887

0,1622

0,1914

0,0271

-0,0646

1,0000

           

RRD

0,1793

0,1357

0,0538

0,0450

-0,0055

0,2529

1,0000

         

RADV

0,0414

0,0365

0,0543

0,0372

0,0245

0,0938

0,1449

1,0000

       

PROBCOM

-0,0047

0,0018

-0,0248

-0,0160

-0,0337

0,0210

0,0157

0,0084

1,0000

     

PROBUSUB

0,0303

0,0260

-0,0017

-0,0130

-0,0643

0,0284

0,0321

-0,0104

0,1743

1,0000

   

PROBWSUB

-0,0887

-0,0690

-0,1249

-0,0174

0,0693

-0,2017

-0,1741

-0,1031

0,0823

0,2354

1,0000

 

FRATIO

0,1841

0,1552

0,0642

0,0176

-0,0031

0,1568

0,0910

0,0427

-0,0443

0,0269

-0,1104

1,0000

 

Количество наблюдений: 3723

Таблица 5. Результаты логит-оценки (японские машиностроительные предприятия, 1994 г.)

 

 

Зависимые переменные

 

PROBUSUB

PROBWSUB

 

Использование субподрядчика = 1

Нет = 0

Работа в качестве субподрядчика = 1

Нет = 0

Константа

0,0558169

-1,461543**

 

(0,360)

(-8,446)

L

0,0000338

-0,0004064**

 

(1,163)

(-4,693)

KLRATIO

0,0052952

-0,297447**

 

(0,885)

(-4,448)

PAIRATIO

-0,0849547

-0,0292907

 

(-0,301)

(-0,118)

VARATIO

-0,8176049**

0,6379953**

 

(-4,521)

(3,927)

REX

0,8841049 *

-3,853797**

 

(2,251)

(-7,127)

RRD

6,386876**

-13,00605**

 

(3,167)

(-5,688)

RADV

0,2509413

-56,75889**

 

(0,054)

(-5,461)

PROBCOM

1,023187**

0,37993**

 

(8,882)

(2,962)

PROBUSUB

--

1,450414**

 

--

(14,993)

PROBWSUB

1,41165**

--

 

(14,609)

--

FRATIO

0,0010676 *

-0,0026925**

 

(2,510)

(-3,652)

Логарифмическое правдоподобие

-1868,9965

-2155,592

 

Количество предприятий в выборке: 3723

Примечание: данные t-статистики приведены в скобках

** значимые на уровне 1%

* значимые на уровне 5%

Библиография

Задача Института Всемирного банка состоит в том, чтобы оказать клиентам и сотрудникам Всемирного банка помощь в приобретении новых знаний и навыков посредством различных курсов, семинаров и других учебных мероприятий. ИВБ разрабатывает учебные программы по темам экономического и социального развития для государственных органов, негосударственных организаций и других заинтересованных сторон. Институт выпускает и распространяет материалы в печатном и электронном виде, способствующие выполнению указанной задачи.

Заказать издания ИВБ можно

по телефону или факсу

Тел.: 1-800 645-7247 или

(703) 661-1580

Факс: (703) 661-1501

по почте:

The World Bank

P.O. Box 960

Herndon, VA 20172-0960

U.S.A.

по электронной почте:

books@worldbank.org

через Интернет:

http://www.worldbank.org/publications

Дополнительную информацию по ИВБ см. страничку в Интернете по адресу:

http://www.worldbank.org/wbi

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости