Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Анализ состояния малого предпринимательства в Московском регионе за 2000 год

подготовленный при Правительстве Москвы

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, стимулирующим фактором развития свободной конкурентной экономики, без которого экономический ресурс страны (региона) не может нормально существовать и развиваться.

В Московском регионе функционирует свыше 200 тысяч малых предприятий, на которых на постоянной основе занято 1,9 млн. человек, что в процентном отношении к общероссийским показателям составляет соответственно 20 и 25 процентов.

Универсальный показатель численности малых предприятий на 1000 жителей, отражающий степень саморегулирования рыночной экономики, составляет по Московскому региону в целом - 15 предприятий, в т. ч. по г. Москве - 20 предприятий, по Московской области - 5 предприятий. Это ниже, чем в развитых странах мира, где этот показатель достигает 25-30 предприятий на 1000 жителей. Тем не менее, по г. Москве мы к нему приближаемся, что говорит об определенных успехах в деле становления многогранных рыночных отношений в столице.

В Москве малое предпринимательство развито в большей степени, чем в других регионах Российской Федерации (около 20% малых предприятий России расположены в г. Москве, и с учетом 50 тысяч индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в столице, они обеспечивают выпуск совокупной продукции на сумму, составляющую 18% валового регионального продукта, а налоговые поступления от их деятельности составляют приблизительно 30-35% в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет города). Общее количество зарегистрированных малых предприятий в г. Москве - 180 тысяч, из них включено в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы - 63 тысячи (35%). Их распределение по отраслям экономики в процентном отношении составляет: промышленность - 9%, строительство - 12%, транспорт - 2%, торговля и общественное питание - 48%, наука и научное обслуживание - 7%, прочие отрасли - 22%.

Законодательная база г. Москвы по поддержке малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2001 года содержит 138 нормативно-правовых актов, в том числе 45 - принятых в 2000 году, важнейшими из которых являются:

  1. Постановление Правительства Москвы от 01.02.2000 г. №83 “Об информационной поддержке малого предпринимательства в г. Москве”;
  2. Распоряжение мэра Москвы от 03.02.2000 г. №129-РМ “О внесении изменений в Распоряжение мэра Москвы от 02.07.98 г. №668 РМ “О программе организации сети торговых центров для малых предприятий г. Москвы на основе предложений ЗАО “Инновационно-консалтинговая компания”;
  3. Распоряжение мэра Москвы от 11.02.2000 г. №162-РМ “О внесении изменений в Распоряжение мэра Москвы от 24.06.99 г. №670-РМ “О первоочередных мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства”;
  4. Постановление Правительства Москвы от 30.05.2000 г. №401 “О развитии инфраструктуры малого хлебопечения в г. Москве”;
  5. Распоряжение мэра Москвы от 29. 02. 2000 г. №226-РМ “О дополнительных мерах государственной поддержки коммерческих организаций, прошедших добровольную паспортизацию в г. Москве”;
  6. Распоряжение мэра Москвы от 24.04.2000 г. 3440-РМ “Об утверждении положения о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы”;
  7. Постановление Правительства Москвы от 25.04.2000 г. №296 “О ходе выполнения Постановления Правительства Москвы от 30.12.97 г. №942 “О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998-2000 гг.”;
  8. Постановление Правительства Москвы от 19.09.2000 г. №742 “О внесении изменений в Постановление Правительства г. Москвы от 24.11.98 г. “О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в г. Москве в условиях финансово-экономического кризиса”.

Разработаны и реализуются “Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998-2000 гг.” (утверждена постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 г. №942 с объемом финансирования - 2069,9 млн. руб.) и “Дополнительные мероприятия к Программе на 2000 год” (утверждены постановлением Правительства Москвы от 25.04.2000 г. №296). Большинство мероприятий Программы выполнено.

5 декабря 2000 года на заседании Правительства Москвы одобрена “Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 годы” с объемом финансирования - 1853 млн. руб. (бюджетная составляющая), предусматривающая комплекс мер, направленных на поддержание достигнутого количества малых предприятий в городе и улучшение качественных параметров их деятельности.

Инфраструктура поддержки малых предприятий в г. Москве содержит 60 объектов, в том числе: фондов поддержки малого предпринимательства - 11, агентств поддержки малого бизнеса - 11, инкубаторов малого бизнеса - 8, лизинговых компаний - 1, технопарков - 8, инновационно-технологических центров - 4, инновационно-аналитических центров - 4, а также Городскую информационно-справочную систему (ГИСС), Фонд подготовки кадров, 10 Центров ремесел, систему межрегиональных маркетинговых центров, основной задачей которой является оказание помощи малым предприятиям в установлении деловых контактов в других регионах Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2001 г. на территории Московской области функционирует 35,5 тысячи малых предприятий, включая малые инвестиционные предприятия, созданные на базе кадрового и технологического потенциала научно-исследовательских центров и наукоградов, а также фермерские хозяйства. Их распределение по отраслям экономики в процентном отношении составляет: промышленность - 20%, строительство - 15%, транспорт - 3%, торговля и общественное питание - 41%, наука и научное обслуживание - 7%, прочие отрасли - 14%. С учетом индивидуальных предпринимателей численность субъектов малого предпринимательства Московской области составляет 177 тысяч, ими производится 21% валового регионального продукта, а доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области составляет 21,7%.

На территории Московской области функционирует свыше 2-х тысяч инновационных малых предприятий, в их числе: научные центры и предприятия в области космических технологий, ядерной физики, биотехнологии, металловедения и других наук.

Количество инновационных предприятий Московской области, по отраслевой направленности составляет:

  1. машиностроение и металлообработка - 460
  2. нефтяная и газовая промышленность - 340
  3. медицина - 320
  4. информатика и вычислительная техника - 290
  5. приборостроение - 200
  6. электроника - 200
  7. экология - 210

Законодательная база Московской области по поддержке малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2001 г. содержит 40 нормативно-правовых актов, в т.ч. 8-принятых в 2000 году, важнейшими из которых являются:

Закон Московской области от 25.10 2000 г. №67/2000-ОЗ “О внесении изменений в Закон Московской области “Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства Московской области”;

Закон Московской области от 25.10 2000 г. №66/2000-ОЗ “О внесении изменений в Государственную программу Московской области поддержки и развития малого предпринимательства на 1999-2000 годы”;

Постановление Губернатора Московской области от 21.07.2000 г. №254-ПГ “О мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства Московской области”;

Постановление Правительства Московской области от 25.05.2000 г. №23/7 “Об утверждении положения, структуры и штатной численности Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области”.

Разработана и реализуется “Государственная программа Московской области поддержки и развития предпринимательства на 1999-2000 годы” (утверждена решением Московской областной Думы от 23.12.98 г. №17/39 и подписана Губернатором МО от 14.01.99 г. № 2/99-НА с объемом финансирования - 150,7 млн. руб.).

Более половины мероприятий Программы по состоянию на 01.01.2001 г. выполнено.

Подготовлен проект постановления Правительства Московской области “Об областной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2001-2001 годы”, с общим объемом финансирования - 227 млн. руб.

Инфраструктура поддержки малых предприятий в Московской области на муниципальном уровне содержит 52 организации (ассоциации, гильдии, бизнес-инкубаторы, технопарки, филиалы торгово-промышленной палаты, учебно-методические центры и другие структуры), на областном уровне функционируют 6 организаций по поддержке малого бизнеса, а именно:

  • ГУМО “Московский областной фонд”;
  • НП “Союз предпринимателей Подмосковья”;
  • АНО “Специализированный молодежный бизнес-инкубатор Московской области”;
  • ОАО “Московская областная специализированная лизинговая компания”;
  • НП “Московский областной инновационный центр”;
  • Московское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
  • Малые предприятия г. Москвы и Московской области участвуют в реализации следующих программ международного сотрудничества:
  • проект ТАСИС FINRUS-9804 “Инновационные центры и наукограды”;
  • проект ТАСИС SMERUS-9602 “Поддержка центров деловой информации и агентств малого и среднего предпринимательства”;
  • Российско-американская программа - “Бизнес для России”.

Факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в Московском регионе, являются:

  1. Несовершенство законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  2. Фискальный и избыточный характер существующих систем налогообложения, регистрации, лицензирования и сертификации;
  3. Нерешенность финансово-кредитных вопросов в отношении малого предпринимательства, в том числе недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;
  4. Отсутствие надежных правовых гарантий для малых предприятий со стороны государства;
  5. Нехватка квалифицированных кадров для малого бизнеса.
  6. Давление криминальных структур;
  7. Многочисленные проверки деятельности субъектов малого предпринимательства контролирующими органами;
  8. Недостаток нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства.

Участие Территориального управления в совершенствовании федерального и регионального законодательства по поддержке малого предпринимательства.

В соответствии с поручением Министра МАП России Южанова И.А. (письмо от 21.09.2000 № ИЮ/10958) Территориальное управление совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области подготовило и направило в МАП России консолидированные замечания и предложения к новой редакции Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, важнейшие из которых следующие:

1. Ввиду того, что в действующем Федеральном законе не отражена деятельность антимонопольных органов в решении вопросов поддержки малого бизнеса, целесообразно ввести в Закон новую статью: “Роль антимонопольных органов по поддержке и развитию малого предпринимательства” в следующей редакции:

  • “МАП России и подведомственные ему территориальные управления в рамках реализации государственной антимонопольной и предпринимательской политики:
  • осуществляют мероприятия по устранению административных и иных барьеров, ограничению монополистической деятельности на товарных рынках отдельных хозяйствующих субъектов и другие действия, направленные на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
  • взаимодействуют с органами исполнительной и законодательной власти в части создания всеобъемлющих федеральной и региональных нормативно-правовых баз поддержки малого предпринимательства;
  • взаимодействуют с органами исполнительной власти и субъектами региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса при разработке и последующем мониторинге федеральной и региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • по результатам анализа товарных рынков подготавливают прогнозные оценки развития малого предпринимательства в регионах, выявляют рынки, требующие развития, привлекательные для малого бизнеса, дают рекомендации по эффективному взаимодействию малых предприятий с крупными промышленными структурами.

Органы исполнительной власти регионов России должны оказывать содействие антимонопольным органам в процессе реализации мероприятий, направленных на развитие товарных рынков, конкуренции и поддержки малого предпринимательства”.

2. Несмотря на то, что данный Федеральный закон был принят после введения в действие первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, отдельные его статьи не соответствуют тексту данного Кодекса. Например, само определение понятия “субъект малого предпринимательства” сформулировано таким образом, что по установленным в законе критериям из-под его действия “выводятся” хозяйственные товарищества, не имеющие уставного капитала, а также некоммерческие организации, имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью (такие, как потребительские кооперативы). Существенно ограничены критерии численности работающих на малом предприятии и введены жесткие санкции за их превышение.

Вместе с тем, если посмотреть на проблему критериев отнесения хозяйствующих субъектов к разряду малых предприятий по существу, то станет ясно, что среднесписочная численность работников - это лишь внешний признак малого предприятия, который зависит от специфики его деятельности, технологических условий производства, принятой схемы управления и других объективных факторов.

По-нашему мнению, основным критерием, по которому предприятие должно быть отнесено к малому, должна быть частная форма собственности, когда функции хозяина и менеджера сосредоточены в одних руках, что гарантирует достаточно низкий уровень концентрации капитала и, как следствие этого, становление большого числа экономически независимых субъектов рынка и возникновение между ними здоровой рыночной конкуренции. При увеличении масштаба производства единство собственности и управления распадается, и предприятия превращаются в средние, а затем и крупные, где в качестве управленцев (менеджеров) выступают наемные служащие на контрактной основе.

В настоящее время нет научно обоснованной проработки данного вопроса и фактически под малыми предприятиями подразумевается вся совокупность предприятий малого и среднего бизнеса, что искажает истинные масштабы малого предпринимательства и не позволяет дифференцированно подойти к установлению им соответствующих льгот и привилегий.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем МАП России ликвидировать этот теоретический пробел и заказать одному из ведущих научно-исследовательских институтов страны НИР на тему: “Разработка научно-обоснованных критериев отнесения предпринимательских структур к субъектам малого и среднего бизнеса”. Только после получения результатов по данной научно-исследовательской работе можно будет квалифицированно сформулировать название данного Федерального закона и его основополагающую статью -- “Субъекты малого предпринимательства”.

3. Недостаточно отработанными в Федеральном законе являются вопросы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства. Анализ формулировок соответствующей статьи Закона при буквальном толковании текста (в т.ч. в арбитражном суде) показал, что в данной статье речь идет о новой регистрации субъектов малого предпринимательства в дополнение к регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Следовательно, отсутствие новой регистрации автоматически ведет к ликвидации “статуса” малого предприятия с вытекающими отсюда последствиями. Так, Министерство РФ по налогам и сбором, введя соответствующие изменения в свои нормативные документы, по существу, обязало налоговые органы на местах прекратить оформлять налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, поскольку последние (ввиду отсутствия требуемой “регистрации”) не могли подтвердить свой “статус”. Только после вмешательства Правительства Москвы на территории столицы, начиная с 1996 года, было приостановлено действие ранее принятых решений налоговых органов по данному вопросу, а отсутствие дополнительной “регистрации” перестали рассматривать как отсутствие критерия при отнесении юридических лиц к категории малых предприятий. Для других регионов России данная проблема по-прежнему остается актуальной и ждет своего решения в новой редакции Федерального Закона.

4. В действующем Федеральном Законе среди основных положений государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства не предусматривается самостоятельное выделение мер (предложений), направленных на совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства (на федеральном уровне), в отличие, например, от Закона г. Москвы “Об основах малого предпринимательства в Москве” (на региональном уровне). В новой редакции Федерального Закона необходимо сделать акцент на приоритетную разработку и реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы для малого предпринимательства на федеральном уровне с учетом опыта работы соответствующих региональных структур, ведающих вопросами поддержки малого бизнеса.

5. Считаем целесообразным, ввести в Федеральный закон положения прямого действия, обеспечивающие реализацию вопросов финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства, создание реестров субъектов малого предпринимательства в регионах, льготное страхование субъектов малого предпринимательства, разработку и реализацию модельных форм кооперирования субъектов малого предпринимательства, обучения и повышения квалификации работников малых предприятий.

В соответствии с тематическим планом работ Территориальным управлением ведется работа по сравнительной оценке региональной нормативно-правовой документации по поддержке малого бизнеса по основным направлениям поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Важнейшими из этих направлений являются:

1) совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства

Предлагается в принципе отказаться от фискального характера сбора налогов и перейти к стимулирующим методам, предусматривающим не увеличение количества и величины налогов и сборов, а расширение налогооблагаемой базы за счет роста числа облагаемых налогами предприятий. Относительно малого предпринимательства, целесообразно усовершенствовать систему единого налога на вмененный доход путем тщательных методологических проработок всего многообразия исходных условий его расчета и применения гибкой системы корректирующих показателей;

2) совершенствование лицензирования предпринимательской деятельности

С целью совершенствования процедуры лицензирования необходимо на федеральном уровне произвести пересмотр и закрепление в законе минимального количества видов деятельности (главным образом, потенциально опасных для жизни и здоровья людей и окружающей среды), подлежащих лицензированию, с разграничением полномочий федеральных и региональных служб по лицензированию при постепенном расширении этих функций для регионов. При этом региональные нормативно-правовые акты по лицензированию не должны противоречить федеральному закону по лицензированию отдельных видов деятельности, в т. ч. и входящих в сферу малого предпринимательства;

3) расширение льготного кредитования субъектов малого предпринимательства

С целью привлечения банковского кредита для финансирования субъектов малого предпринимательства необходимо разработать механизм мотивации для КБ предоставления малым предприятиям долгосрочных инвестиционных кредитов и создать надежный институт гарантов для малых предприятий в форме фондов и других структур поддержки.

Наиболее перспективными формами кредитования малых предприятий можно считать кредитные кооперативы (общества взаимного кредитования) и микрокредитование, предназначенное для пополнения оборотных средств малых предприятий, осуществляемое как собственными структурами поддержки, так и зарубежными организациями-донорами в рамках совместных международных программ.

Согласно письму Заместителя Министра МАП России Цыганова А. Г. от 20.11.2000 № АЦ/14024 подготовлен и направлен в МАП России список московских организаций - потенциальных партнеров иностранных инвесторов для формирования списка (справочника) по микрофинансовым институтам, реально работающим в области предоставления микрокредитов объемом до 5000 долларов США.

В их составе:

Мытищинский социально-деловой центр

(Адрес: 141008, Московская обл., г. Мытищи, ул. Мира, 18;

телефон: 582-84-51; директор - Сыровец Владимир Михайлович);

Воскресенский социально-деловой центр

(Адрес: 140200, Московская обл., г. Воскресенск, ул.Советская, 5

телефоны: 8-244-27644, 8-244-27474; директор - Батов Виктор Александрович);

Пушкинский социально-деловой центр

(Адрес: 141200, Московская обл., г.Пушкино, ул Московский проспект, 42;

телефон:993-35-11; директор - Демина Татьяна Викторовна);

Жуковский учебный центр открытого обучения

(Адрес: 140180, Московская обл., г.Жуковский, ул.Луч, 24/1-а;

телефоны: 556-93-79, 556-48-84; директор - Алтухов Игорь Васильевич).

В 2001 году вопросами развития новых финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства , в том числе микрокредитованием предпринимателей, будет заниматься создаваемое по решению Правительства Московской области от 30.11.2000 № 149/37 ГУМО “Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства”.

По данным Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города микрокредиты объемом до 5000 долларов США в настоящее время не предоставляют.

По предварительным данным вопросами микрокредитования занимаются и коммерческие банки, однако, конкретной информацией по данному вопросу, носящей конфиденциальный характер, Управление в данный момент не располагает.

В связи с этим, мы обратились в Ассоциацию российских банков с предложением сообщить адресные реквизиты тех кредитных организаций, которые имеют опыт микрокредитования предпринимательской деятельности. По получению эта информация будет передана в МАП России.

Участие Территориального управления в работе по устранению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

Одним из основных направлений в формировании среды, благоприятной для развития предпринимательства, является преодоление препятствий субъективного характера, вызванных действиями конкретных органов государственной власти и местного самоуправления, квалифицируемыми как административные барьеры.

В городе Москве региональными органами исполнительной власти сформирована законодательная база по поддержке малого предпринимательства, в состав которой входят и нормативно-правовые акты, направленные на устранение административных барьеров при создании и функционировании предпринимательских структур малых организационных форм, а именно:

  • Постановление Правительства Москвы от 24.11.1998г. №900 “О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса”;
  • Распоряжение Мэра Москвы от 16.02.1999г №116-РМ “О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства”;
  • Распоряжение Мэра Москвы от 24.06.1999г. №670-РМ “О первоочередных мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства”;
  • Распоряжение Мэра Москвы от 15.03.2000г. №271-РМ “О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы”;
  • Распоряжение Мэра Москвы от 05.09.2000г. №951-РМ “О едином бланке направления на проведение проверки субъекта предпринимательской деятельности”.
  • В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.11.1998г №900 в 1999 году была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, возглавляемая Премьером Правительства Москвы. Основными задачами Комиссии является содействие в проведении государственной политики и политики города Москвы в области поддержки и развития предпринимательской деятельности за счет устранения необоснованных административных барьеров на пути развития предпринимательства, а также координация вопросов исследования и обобщения проблем субъектов предпринимательства в области взаимодействия со структурами власти, управления и контроля.

    В соответствии с Распоряжением Мэра Москвы от 16.03.2000 г. №271-РМ в составе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства в июне 2000 г. создан Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы, основными задачами которого являются:

    • мониторинг контрольных проверок малых предприятий на территории Москвы;
    • создание и ведение единого банка данных проверок всеми организациями, осуществляющими контрольно-надзорные функции по отношению к субъектам малого предпринимательства;
    • разработка предложений по оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью.

    В настоящее время Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства , в рамках проведения аналитических работ, готовится к изданию новая редакция информационно-справочного пособия “Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в г. Москве”, в котором отражен весь спектр вопросов, связанных с поддержкой малого бизнеса, в т.ч. и в части выявления и устранения административных барьеров.

    В Московской области законодательная база по поддержке малого предпринимательства включает следующие нормативно-правовые акты, связанные с вопросами преодоления неправомерных административных барьеров и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства:

    Распоряжение Губернатора Московской области от 30.09.1999г №764-РГ “О мерах по упорядочению проведения проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Московской области контролирующими органами”;

    Распоряжение Мособлкомимущества от 17.11.1999г.№146 “Об утверждении Порядка регистрации и ведения Книги инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства Московской области”;

    Постановление Губернатора Московской области от 21.07.2000г №254-ПГ “О мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства Московской области”.

    Во исполнение вышеуказанных правовых актов Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области проводится работа по обобщению и анализу информации в части регистрации и ведения Книг инспекторских проверок в муниципальных образованиях области. В частности, Комитетом направлено письмо (от 10.08.2000г №01-238) в адрес Глав муниципальных образований о предоставлении информации из реестра Книг инспекторских проверок.

    Планируется создание Комиссии по устранению административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства Московской области, а также “горячей линии” при Комитете и “Союзе предпринимателей Подмосковья” для малых предприятий.

    Территориальным управлением в процессе рассмотрения обращений (жалоб) хозяйствующих субъектов, анализа действующих и проектов новых региональных нормативно-правовых актов, проведения проверок на местах деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Московского региона в отчетном году были выявлены следующие нарушения антимонопольного законодательства (ст. 7 и 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”), являющиеся по-существу административными барьерами на пути развития предпринимательства.

    По городу Москве:

    1) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере

    Правительством Москвы издано Постановление от 17.03.1998г № 207 “Об утверждении Правил организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве”, которым определено, что организации, получившие лицензии на осуществление строительной деятельности в федеральном или региональном лицензионных центрах, должны зарегистрироваться и в ГУ “Мосстройлицензия”.

    Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 25.09.1999 г. №158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, лицензируемая деятельность по этому закону может осуществляться на всей территории Российской Федерации. В связи с этим, Управление квалифицировало сам факт издания вышеназванного Постановления как ограничение в Москве деятельности строительного профиля и возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Москвы. Выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено в срок путем издания постановления Правительства Москвы от 16.05.2000 г. № 370 “О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.03.98 г. № 207”, в связи с чем производство по делу прекращено;

    2) давать хозяйствующим субъектам указания о приоритетном заключении договоров

    Премьером Правительства Москвы издано распоряжение от 15.09.2000 г. № 922-РП “О вопросах страховой деятельности ОАО “Московская страховая компания”, по которому акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю Москвы, понуждаются осуществлять имущественное страхование в ОАО “Московская страховая компания”.

    По данному факту возбуждено дело в отношении Правительства Москвы. Выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в срок путем издания Премьером Правительства Москвы распоряжения от 24.11.2000 г. № 1161 “О внесении изменений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от15.09.2000 г. № 922 РП “О вопросах страховой деятельности ОАО “Московская страховая компания”, в связи с чем производство по делу прекращено;

    3) согласованные действия (сговор) органа исполнительной власти с хозяйствующим субъектом с целью ограничения доступа на рынок других хозяйствующих субъектов

    Управлением ЗАГС города Москвы и АОЗТ “Ритуал-Сервис” во исполнение распоряжения Премьера Правительства Москвы от 05.09.94 г. № 1610-РП “ О мерах по улучшению ритуальных услуг населению г. Москвы” был заключен Договор о сотрудничестве, которым определено, что предметом Договора является организация работы по одновременной выдаче свидетельств о смерти и оформлению ритуальных услуг, а также определены обязанности Управления ЗАГС г. Москвы, которое должно обеспечивать приемные пункты АОЗТ “Ритуал-Сервис” свидетельствами о смерти и другой необходимой документацией, а АОЗТ “Ритуал-Сервис” обязано осуществлять регистрацию акта о смерти.

    По данному факту возбуждено дело в отношении Управления ЗАГС города Москвы и АОЗТ “Ритуал-Сервис”. Дело прекращено производством в связи с устранением выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства до заседания Комиссии ТУ путем издания Приказа Управлением ЗАГС г. Москвы от 16.08.2000 г. № 54 “О приведении в соответствие с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния” регистрации акта смерти” и распоряжения Мэра Москвы от 07.09.2000 г. №962 “О признании утратившим силу распоряжения Премьера Правительства Москвы от 05.09.94 г. № 1610-РП “О мерах по улучшению организации ритуальных услуг населению г. Москвы”.

    По Московской области:

    1) необоснованное предоставление нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам

    Губернатором Московской области издано постановление от 09.03.99 г. № 62-ПГ “О порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области”, которым для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных на территории муниципального образования Московской области, устанавливается коэффициент арендной платы за земельный участок, равный трем.

    По данном факту возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Губернатора Московской области. До заседания Комиссии ТУ Губернатором Московской области было издано постановление от 06.10.2000 г. № 353-ПГ “О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 09.03.99 г. № 62-ПГ “О порядке предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области”, устраняющее выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим, дело прекращено производством;

    2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере

    Губернатором Московской области издано постановление от 18.07.2000 г. № 253-ПГ “О сборе, хранении и переработке лома черных и цветных металлов на территории Московской области”, которым установлено, что с 01.08.2000 г. сбор, хранение и переработку лома черных и цветных металлов от юридических и физических лиц осуществляют исключительно предприятия и организации ГУП Московской области по заготовке и переработке вторичных ресурсов (Мособлвторресурсы), а Министерству экономики Московской области поручено вплоть до особого распоряжения прекратить выдачу лицензий другим организациям на производство работ, связанных со сбором, переработкой и хранением черных и цветных металлов.

    По данному факту возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Губернатора Московской области. До заседания Комиссии ТУ Губернатором Московской области было издано постановление от 14.08.2000 г. № 287-ПГ “О признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Московской области”, в том числе и постановления от 18.07.2000 г. № 253-ПГ. В связи с чем, дело прекращено производством;

    3) необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов

    Министерством строительства Московской области было издано распоряжение от 09.08.99 г. № 165 “Об итогах конкурса страховых компаний на право участия в страховании строительных рисков на территории Московской области”, которым предусмотрено, что выдача лицензий на осуществление строительной деятельности в Московской области производится только при наличии справки аккредитованной страховой компании.

    По данному факту возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минмособлстроя. Выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в срок путем издания Минмособлстроем распоряжения от 21.06.2000 г. № 63 “О внесении изменении в распоряжение Минмособлстроя от 09.08.99 г. № 165 “Об итогах конкурса страховых компаний на право участия в страховании строительных рисков на территории Московской области”, в связи с чем дело прекращено производством;

    4) ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров - препятствование свободному перемещению товаров

    Губернатором Московской области изданы постановления: от 25.04.2000 г. № 176-ПГ “Об утверждении Положения о региональной системе идентификации алкогольной продукции, минеральной и природной питьевой воды, безалкогольных напитков, реализуемых на территории Московской области”, от 28.04.2000 г. № 179-ПГ “Об утверждении Положения об идентификационной марке на алкогольную продукцию, минеральную и природную питьевую воду, безалкогольные напитки, реализуемые на территории Московской области”, от 28.04.2000 г. № 180-ПГ “О стоимости идентификационной марки на алкогольную продукцию, минеральную и природную питьевую воду, безалкогольные напитки, реализуемые на территории Московской области” и от 28.04.2000 г. № 181-ПГ “ О мерах по введению идентификации минеральной и природной питьевой воды, безалкогольных напитков, реализуемых на территории Московской области”.

    Управлением направлены письма Губернатору Московской области, заместителю Председателя Правительства Московской области о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства в указанных постановлениях.

    Постановлением Губернатора Московской области от 14.08.2000 г. № 281-ПГ “О признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Московской области” признаны утратившими силу постановления №№ 176-ПГ, 179-ПГ, 180-ПГ, 181-ПГ. Тем самым, выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства устранены без возбуждения дела.

    Одним из основных барьеров для развития предпринимательства остается лицензирование вследствие большой продолжительности этой процедуры, высокой стоимости ее проведения, отсутствия трактовки принципов отнесения отдельных видов деятельности к лицензируемым, принятия органами исполнительной власти постановлений о введении дополнительного лицензирования на региональном уровне. Кроме того, являясь формой государственного контроля и регулирования, лицензирование по своей природе ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия, в том числе и малым предприятиям, на равных конкурировать с другими хозяйствующими субъектами. С точки зрения конкурентного законодательства эти просчеты просматриваются как ограничение возможности входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, существенно сдерживающее развитие конкуренции.

    Проведенная Территориальным управлением инвентаризация нормативных актов г. Москвы по вопросам лицензирования показала, что имеет место несоответствие положений о лицензировании отдельных региональных документов с положениями о лицензионной деятельности, установленным ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.09.1998 г. №158 ФЗ, о чем Управление неоднократно официально уведомляло Премьера Правительства Москвы.

    Данное обстоятельство осложняется еще тем, что указанным выше федеральным Законом не предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими лицензирование отдельных видов деятельности, что затрудняет осуществление самого процесса лицензирования и надзора за условиями его проведения.

    В соответствии с письмом Министра МАП России Южанова И.А. от 21.09.2000 г. № ИЮ/10988 “О реализации приказа МАП России от 29.08.2000 г. №666 “О реализации Комплекса мер по ограничению и регламентации количества проверок частных предприятий” в отчетном периоде Территориальным управлением проведена подготовительная работа по организации сбора исходной информации для разработки данной темы. В частности, подготовлены и разосланы 14 писем-запросов в региональные подразделения 6 крупнейших Министерств Российской Федерации, осуществляющих инспекторские проверки деятельности малых предприятий на территории Московского региона, и региональные структуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы и Московской области. В запросах предлагалось провести мониторинг реализации контрольно-надзорных функций этих организаций по предлагаемому МАП России перечню вопросов на территории Московского региона с последующей разработкой совместно с Территориальным управлением предложений по упорядочению контрольных проверок малых предприятий и эффективному взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе в части устранения административных барьеров и формирования благоприятных условий для развития предпринимательства.

    Перспектива работы Территориального управления по поддержке малого предпринимательства в Московском регионе.

    Проведенная за отчетный период Территориальным управлением работа по развитию малого предпринимательства в Московском регионе носила системный характер и была сфокусирована на вопросах совершенствования регионального законодательства по поддержке малого бизнеса и устранения административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

    На перспективу, в стратегическом плане, с учетом специфики социально-экономического развития Московского региона, исходя из задач, поставленных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 г. №121 “О Федеральной программе поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации” и решений коллегий МАП России, Управление планирует сосредоточить усилия по следующим направлениям своей деятельности:

    1.Продолжить анализ и отслеживание процессов совершенствования регионального законодательства по вопросам поддержки малого предпринимательства с целью выявления действующих норм и административных актов, препятствующих развитию малого бизнеса и определения перечня новой нормативно-правовой документации, необходимой для развития регионального предпринимательства.

    Принять участие в корректировке региональных законов по поддержке малого предпринимательства в соответствии с новой редакцией Федерального Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (по согласованию).

    Принять участие в разработке региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства в части формирования мероприятий по созданию на товарных рынках устойчивой конкурентной среды и устранению административных и иных барьеров, препятствующих развитию конкуренции (по согласованию).

    Принять участие в поддержке инновационного бизнеса в высокотехнологичных и наукоемких областях, а также предпринимательских проектов, направленных на импортозамещение (по согласованию).

    Особое внимание будет уделено участию в исполнении Приказа МАП России от 29.08.2000 №666 “О реализации Комплекса мер по ограничению и регламентации Комплекса проверок частных предприятий” в части разработки предложений, согласованных с органами исполнительной власти, по упорядочению контрольных проверок малых предприятий и по механизму эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе.

    В тактическом плане, основной задачей Территориального управления является установление более тесного взаимодействия с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы и Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области, для чего Управлением подготавливаются всеобъемлющие Соглашения о сотрудничестве с этими структурами в сфере государственной поддержки малого предпринимательства в соответствии с решением Коллегии МАП России от 1 ноября 2000 года.

    Важнейшей задачей для Управления по-прежнему остается поддержание деловых контактов с Департаментом развития и поддержки предпринимательства МАП России в соответствии с приказом МАП России от 21.02.2000 г. №88 “О взаимодействии с региональными структурами поддержки малого предпринимательства и территориальными управлениями МАП России” в части обмена информацией, методологического и организационного обеспечения работы территориального управления.

    Постановочные вопросы по малому предпринимательству.

    В связи со значительным количеством писем-поручений руководства МАП России о предоставлении первичной информации по вопросам малого предпринимательства, поступившим в Управление во II-ой половине отчетного года, целесообразно дать разъяснение всем территориальным управлениям Министерства о механизме реализации Приказа МАП России от 21.02.2000 г. №88 “О взаимодействии с региональными структурами поддержки малого предпринимательства и территориальными управлениями МАП России” в части осуществления в процессе реализации своих функций деловых контактов Департаментом государственной поддержки предпринимательства МАП России со структурами поддержки малого предпринимательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    2.В целях обеспечения выполнения Приказа МАП России от 29.08.2000 №666 “О реализации Комплекса мер по ограничению и регламентации количества проверок частных предприятий” в установленные данным документом сроки, считаем целесообразным, чтобы МАП России заключило с министерствами и ведомствами РФ, осуществляющими контрольные проверки деятельности малых предприятий, краткосрочное Соглашение о методологическом и информационном взаимодействии в процессе организации и проведения мониторинга контрольно-надзорных функций подведомственных им территориальных подразделений и о совместной разработке предложений по упорядочению проверок субъектов малого предпринимательства.

    Честная конвертация участникам ВЭД
    Страна без барьеров.
    Учебник "Национальная экономика"
    Литературный совет

    Поделиться

    Подписаться на новости