Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Состояние малого бизнеса в г. Новокузнецке

Состояние малого бизнеса в г. Новокузнецке

Ответственный исполнитель:
Урбан О.А.
Кандидат философских наук, доцент,
Зав. кафедрой общегуманитарных дисциплин
СФ МИЭП

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ >>>

1. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ >>>

1.1. Социальный портрет предпринимателей >>>

1.1.1. оциальный состав предпринимателей >>>

1.1.2. Цели бизнеса предпринимателей >>>

1.1.3. Уровень социальной идентичности предпринимателей >>>

1.1.4. Самооценка предпринимателями уровня собственных знаний, необходимых для предпринимательской деятельности и отношение к участию в курсах обучения >>>

1.2. Характеристика действующего малого бизнеса >>>

1.2.1. Характеристика отдельных параметров малых предприятий >>>

1.2.2. Характеристика отдельных элементов деятельности предприятий >>>

1.2.3. Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса и характеристика основных проблем предприятия >>>

1.3. Отношение предпринимателей к проблеме кредитования >>>

1.4. Использование предпринимателями инфраструктуры малого бизнеса >>>

1.5. Рейтинг проблем малого бизнеса >>>

1.5.1. Рейтинг правовых, экономических и социальных проблем малого бизнеса >>>

1.5.2. Рейтинг внутренних проблем предприятий >>>

1.6. Оценка предпринимателями экономической ситуации г. Новокузнецка >>>

2. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ >>>

ВВЕДЕНИЕ

Проблемная ситуация.

Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения социально-экономических проблем города:

  • создание новых рабочих мест;
  • пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений;
  • заполнение рынка разнообразными товарами и услугами по доступным для населения ценам;
  • повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности;
  • снижение уровня социальной напряженности и др.
     

Поддержка развития малого предпринимательства сегодня – это политика, которая имеет общегосударственное значение. Реализация этой политики на уровне города предполагает, что структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства, должны иметь достоверную информацию о состоянии малого бизнеса в городе, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, как оценивают собственные ресурсы и перспективы развития, что ожидают от административных органов и пр. Подобная информация поможет разработать эффективные программы финансовой поддержки малого предпринимательства, организации системы консультирования субъектов малого предпринимательства, системы обучения.

Следует отметить, что существующая система статистического учета, данные государственной налоговой инспекции не позволяют получить достаточно полную информацию о состоянии развития малого предпринимательства. Поэтому важнейшим источником информации является сам субъект деятельности – предприниматель.

Проблема исследования.

Недостаток информации о состоянии малого бизнеса в городе Новокузнецке.

Объект исследования.

Руководители малых предприятий и индивидуальные предприниматели, имеющие действующий бизнес.

Предмет исследования.

Мнение предпринимателей о проблемах развития малого бизнеса в г. Новокузнецке.

Цель исследования.

Изучить мнение предпринимателей о состоянии малого бизнеса в г. Новокузнецке.

Задачи исследования.

  1. Определить рейтинг правовых, экономических, социальных проблем, тормозящих развитие малого предпринимательства в целом и наиболее острые проблемы деятельности малых предприятий.
  2. Выяснить оценку предпринимателей общей экономической ситуации в городе с точки зрения развития малого бизнеса.
  3. Выяснить оценку предпринимателей состояния и перспектив развития собственного бизнеса.
  4. Выяснить отношение предпринимателей к проблеме кредитования.
  5. Выявить основные источники информации для ведения бизнеса для предпринимателей.
  6. Определить потребность предпринимателей в консультационных услугах специалистов и специализированных структур для ведения собственного бизнеса и оценку эффективности предоставленных услуг.
  7. Выяснить самооценку предпринимателей уровня собственных знаний, необходимых для ведения успешной предпринимательской деятельности.
  8. Выяснить отношение предпринимателей к созданию некоммерческой организации по поддержке малого бизнеса.
  9. Выяснить отношение предпринимателей к существующей законодательной базе о малом бизнесе и предпринимательстве.
  10. Составить социальный портрет предпринимателей г.Новокузнецка.

Основные понятия исследования, их интерпретация.

Предприниматель – владелец капитала, занимающийся управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли. (Большой толковый социологический словарь\Дэвид Джери, Джулия Джери.- М.:ВЕЧЕ-АСТ,-Т.2,с.72).

Согласно эмпирическому изучению предприниматели не составляют однородной категории, включая в себя самостоятельных работников, мелких предпринимателей, собственников-управляющих и собственников-директоров. Таким образом, к субъектам малого бизнеса относятся категории самостоятельных работников (производителей), то есть те, кто не нанимает работников, но владеет средствами производства, мелкие предприниматели, те, кто нанимает работников, коллективные предприниматели (партнеры).

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. Статус предпринимателя приобретается после регистрации субъекта в порядке, установленном законодательными актами.

Малое предприятие.

В Федеральном законе от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дано определение малых предприятий.

Статья 3. Субъекты малого предпринимательства

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых
средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности -100 человек;
  • в строительстве -100 человек;
  • на транспорте -100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Малое предприятие может быть создано в определенной организационно правовой форме:

  • юридического лица: товарищества, ООО, АО, ЗАО;
  • индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Инфраструктура малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые услуги, необходимые для развития малого бизнеса.

К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в г.Новокузнецке можно отнести:

  • общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
  • городская торгово-промышленная палата;
  • разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
  • городской фонд поддержки малого предпринимательства;
  • консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
  • специализированные структуры в Управлении занятости населения.
face="Arial,

Рейтинг – числовая оценка значимости какого-либо явления относительно других, аналогичных ему, то есть числовой показатель уровня оценок кого-либо или чего-либо (Социологический энциклопедический словарь\Под ред. Г.В.Осипова. – М.ИНФРА-М-НОРМА, 1998, с. 299).

Рейтинг проблем – расположение проблем в порядке убывания (или возрастания) их значимости в континууме от 0 до 100%. Значение рейтинга 0 % соответствует полному отсутствию значимости проблемы среди изучаемой группы. Значение рейтинга 100% соответствует абсолютной значимости проблемы среди изучаемой группы предпринимателей.

Для измерения рейтинга используются разные методики, позволяющие измерить силу отношения к изучаемому объекту, идее, явлению и пр. В данном исследовании рейтинг измерялся по вопросам, в вариантах ответах которых отражается степень важности предложенных для оценки проблем: важная проблема, скорее важная проблема, скорее не важная проблема, не важная проблема, трудно сказать. Вариант ответа “трудно сказать” является средней позиций шкалы. При обработке каждому варианту ответа задавались веса:

1 – важная проблема

0,75 – скорее важная проблема

0,5 - трудно сказать

0,25 – скорее не важная проблема

0 – не важная проблема

Итоговый рейтинг проблем подсчитывался суммированием взвешенных оценок респондентов с последующим делением полученного числа на количество респондентов в выборке и умножением на 100%.

Основной метод сбора информации – опрос, вид опроса - интервьюирование.

Вид исследования – выборочное. Выборка вероятностная.

Описание выборки.

Генеральная совокупность – руководители малых предприятий и индивидуальные предприниматели, имеющие действующий бизнес.

На 1 января 2001 г. в Новокузнецке зарегистрировано 7613 субъектов малого предпринимательства. Работает только каждое третье предприятие, остальные не приступили к хозяйственной деятельности или приостановили ее, официально не ликвидировавшись ( Развитие малого бизнеса в Новокузнецке. – Новокузнецк, 2001.-с.1). Таким образом, ориентировочная численность реально действующих малых предприятий – 2538. Эта цифра и отражает относительно реальную численность генеральной совокупности.

Учитывая относительную социальную однородность генеральной совокупности (предприниматели г.Новокузнецка, работающие в сходных экономичечких и социальных условиях) и небольшую степень дробности группировок анализа, планируемых задачами исследования, объем выборочной совокупности в соответствии с принятой таблицей В.И. Паниотто в 400 человек является достаточным для получения репрезентативных данных.

Применена систематическая выборка как тип вероятностной выборки. В качестве основы выборки, то есть списка членов изучаемой группы представителей малого бизнеса, были использованы предоставленные Территориальным отделом статистики по г.Новокузнецку списки предпринимателей двух организационно-правовых форм: юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Следует отметить, что основа выборки характеризуется недостаточной полнотой: не содержатся сведения о всех действующих предпринимателях, есть “пустые элементы”, то есть встречаются имена и адреса предпринимателей, за которыми не стоят реально существующие предприятия. В этой ситуации накапливалась систематическая ошибка выборки, так как в ситуации реального опроса интервьюеры вынуждены были производить замену определенных в процессе отбора единиц наблюдения , то есть предпринимателей. Поэтому надежность результатов исследования оценивается как обыкновенная (См.: В.А.Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, матоды. – Издательство “Самарский университет”, 1995.- с.73). Ошибка выборки 10%, доверительный интервал распределения на уровне 0,1.


1. АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

1.1. Социальный портрет предпринимателей

В качестве основных характеристик социального портрета предпринимателей г.Новокузнецка как социальной группы выделим те характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на осуществление и характер предпринимательской деятельности:

  • социально-демографические признаки
  • образование
  • опыт руководящей работы до начала организации собственного дела
  • цели бизнеса
  • уровень социальной идентичности (отождествления себя, своих интересов с социальной группой предпринимателей, ориентация на сохранение собственного статуса и продолжение предпринимательской деятельности, участие в общественных организациях предпринимателей, участие во властных отношениях);
  • самооценка уровня собственных знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.

В дальнейшем описание социального портрета предпринимателей проводится как относительно всей группы, так и социальных групп предпринимателей в зависимости от выделенного признака. По группам отмечены только наиболее яркие социальные факты и тенденции.

1.1.1.Социальный состав предпринимателей

Общие социально-демографические характеристики опрошенных предпринимателей, которые в целом отражают социальный состав изучаемой группы, представлены на диаграммах.

Диаграмма 1.

 

Диаграмма 2

 

Диаграмма 3

 

Диаграмма 4.

Таким образом, данные диаграмм свидетельствуют, что социальный потенциал опрошенных предпринимателей г. Новокузнецка достаточно высокий:
  • основная часть предпринимателей – представители возрастных групп 31-50 лет (74%), для которых характерна высокая социальная активность, ориентация на будущее, как правило, развитое чувство ответственности и наличие жизненного опыта;
  • у подавляющего большинства предпринимателей высокий уровень образования (94% имеют за плечами техникум или вуз). Особенность предпринимательской деятельности в разнообразии выполняемых предпринимателем функций, в постоянном поиске и изучении новых экономических возможностей. В этом отношении занятие предпринимательством предполагает наличие не только определенных личных качеств, но и соответствующих, причем постоянно обновляющихся знаний и умений в области экономики, права, психологии, социальных отношений и пр. Любой предприниматель должен владеть навыками самостоятельного обучения, системного анализа собственной деятельности. Прежде всего вузовское образование формирует у человека определенный тип мышления, который необходим предпринимателю в условиях высокой степени неопределенности социальной и экономической среды и конкуренции;
  • Большинство предпринимателей до начала организации собственного дела уже имели опыт руководящей работы. Предпринимательство тесно связано с управленческой деятельностью, поэтому наличие знаний и навыков управленческой деятельности является важным фактором успешной работы предпринимателя, который должен уметь организовать процесс совместной работы людей в рамках предприятия. Особенно это важно для организаций с относительно большим для малого бизнеса количеством работающих.

1.1.2. Цели бизнеса предпринимателей

В своей деятельности, направленной на получение личной прибыли, предприниматель должен в идеале руководствоваться принципом социальной ответственности бизнеса, то есть обеспечить оптимальное сочетание личной выгоды и общественных интересов. Безусловно, это может привести к дополнительным издержкам, но в перспективе ориентация на этот принцип может стимулировать прибыль за счет более привлекательного образа предприятия в общественном сознании, а в итоге формирования позитивного общественного мнения в городе в отношении предпринимателей и малого бизнеса в целом.

Известно, что одним из важных факторов развития предпринимательства является благоприятный социальный климат, то есть общественное мнение, выступающее в формах позитивных суждений о малом бизнесе. Благоприятный социальный климат выполняет следующие функции по отношению к развитию малого бизнеса: экспрессивную (благоприятное общественное мнение, занимая определенную позицию по отношению к малому бизнесу, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов) и рекрутирующую (благоприятное общественное мнение, оказывая влияние на формирование индивидуальных мнений привлекает в сферу предпринимательства новые силы).

По результатам социологического исследования, проведенного в июне 2000 года по заказу Новокузнецкого городского фонда поддержки малого предпринимательства, “ Отношение горожан к малому бизнесу”, была выявлена оценка эмоционального образа малого бизнеса и рациональная оценка морально-правовых качеств предпринимателя. Эта оценка показала следующее: в представлении большинства горожан малый бизнес предстает как в большей степени грязный и криминальный, чем чистый и законный; образ предпринимателя воспринимается скорее как не цивилизованный, криминально-аморальный. По мнению 70 % опрошенных большая часть предпринимателей не соблюдает закон, скрывая доходы от налогообложения. По мнению 53% респондентов большинство предпринимателей способны на подкуп должностного лица. 31% считают, что большинство предпринимателей способны подделать документы. Данные говорят, что местные предприниматели, по мнению горожан, скорее нецивилизованные по критерию соблюдения законности, чем цивилизованные.

По мнению 65 % опрошенных большинство предпринимателей могут говорить неправду в интересах дела, 52% респондентов считают, что многие предприниматели могут взять то, что плохо лежит, 34% считают, что большинство вне всякой меры эксплуатируют чужой труд. По критерию моральности местные предприниматели с точки зрения горожан также скорее не цивилизованные, чем цивилизованные.

В то же время у значительной части горожан (62%) преобладают положительные эмоции по отношению к предпринимателям.

На первый взгляд, существует противоречие между эмоциональной и рациональной оценкой предпринимателя. Но особенности российской действительности, когда нарушение законов становится условием выживания частных предприятий, специфика российского менталитета проявляющаяся в терпимом отношении к обману государства, несоблюдению законов, снимает это противоречие. Можно оценивать малый бизнес как криминальный, но при этом положительно относится к его представителям как к людям предприимчивым, деятельным, заслуживающим уважения.

Таким образом, по данным проведенного исследования, можно сделать вывод, что в сознании горожан летом 2000 года зафиксирован образ малого бизнеса и самого предпринимателя как несоответствующий этическим ценностям.

Изменение сложившегося стереотипа сознания связано в первую очередь с деятельностью и результатами деятельности самих малых предприятий.

Каждый предприниматель, начиная собственное дело, сознательно или несознательно определяет цель своего бизнеса, в которой отражается его собственная система ценностей, в том числе и понимание социальной сущности собственного бизнеса.

Для определения основных целей бизнеса предпринимателей г. Новокузнецка был задан вопрос, в котором предлагалось определить степень своего согласия с приведенными целями бизнеса по трехчленной шкале: скорее согласен; насколько согласен, настолько не согласен; скорее не согласен. Отдельно включен вариант ответа “трудно сказать”. Для того чтобы выстроить предложенные для оценки цели бизнеса по шкале предпочтений, был использован интегративный показатель, рассчитанный на основе весового коэффициента каждого варианта ответа.

 

Диаграмма 5.

Из диаграммы видно, что для опрошенных предпринимателей ведущее место среди целей бизнеса занимают две:

    • Личная выгода (улучшение уровня жизни)
    • Интересы собственных работников, связанные с гарантией сохранения рабочего места.

Таким образом, можно утверждать, что социальная ответственность перед работниками своего предприятия, обеспечивающего работу и доход своим сотрудникам, является характеристикой большинства предпринимателей. Более того, большая часть предпринимателей согласна, что цель целью бизнеса является улучшение репутации и статуса бизнеса в местном обществе, Этот факт свидетельствует о том, что в целом репутация бизнеса для предпринимателя становится категорией значимой. Другими словами, деятельность бизнеса, построенная на согласии с основными нормами и ценностями общества, в котором функционирует бизнес, во многом обеспечивает уважение и доверие к бизнесу потребителя. И современный предприниматель в большинстве приходит к выводу для себя, что бизнес должен быть социально ответственным и в определенной мере этическим. Этика и ответственность в действиях фирмы в сознании значительной части предпринимателей имеют непосредственное отношение к бизнесу. Формируется философия двойного выигрыша (“win-win”).

1.1.3. Уровень социальной идентичности предпринимателей

Характеристика социальной идентичности является важной для описания социального портрета предпринимателей г. Новокузнецка, так как отражает уровень развития этой социальной группы, связанный с интегративными процессами. Уровень развития социальной группы можно рассмотреть в терминологии К.Маркса – группа в себе и группа для себя. Последнее понятие означает, что члены группы осознают общность своих интересов и начинаются процессы самоорганизации по созданию различных общественных, политических организаций, готовых принять участие в общественно-политической жизни для защиты и утверждения интересов группы.

Социальная идентичность понимается как отождествление себя, своих интересов с социальной группой, к которой по объективным признакам принадлежит человек. В процессе социальной идентификации человек причисляет себя к социальной группе, цели и интересы этой группы он воспринимает как свои собственные. Социальная идентификация членов группы – важный этап в формировании структуры группы, в определении ее четких границ, ее места в социальной стратификации общества.

Социальная идентификация предпринимателей (процесс осознания своей принадлежности к группе) измерялась через следующие индикаторы:

    • Ориентация на сохранение своего социального статуса как члена группы и занятие предпринимательской деятельностью;
    • участие или поддержка общественных организаций, представляющих интересы предпринимательской группы;
    • обращение к властным структурам с целью защиты собственных интересов.

Зафиксирована устойчивая установка на предпринимательскую деятельность у респондентов. Большинство предпринимателей даже при условии экстремальных обстоятельств намерены в дальнейшем заниматься бизнесом. На вопрос: “Если Вы потеряете свой бизнес, Вы будете развивать новое дело?” были получены ответы:

62,9% - думаю, что да

5,4% - думаю, что нет

31,7% - затруднились ответить

В настоящее время только 9,4% предпринимателей сотрудничают или имеют контакты с какой-либо ассоциацией или некоммерческой организацией по поддержке малого бизнеса. В тоже время 56% предпринимателей (против 17,3%) считают, что в той или иной мере необходимо создание ассоциации предпринимателей малого бизнеса (источник финансирования членские взносы) для решения таких проблем предпринимателей как:

  • взаимодействие с администрацией и налоговыми органами (подача запросов о налогообложении, решение спорных вопросов, информационное обеспечение);
  • проведение экспертизы правомерности требований СЭС, пожарной охраны, милиции и пр.;
  • оказание помощи в составлении бизнес-планов, анализа экономической деятельности;
  • организация образовательных курсов, консультирование.

Диаграмма 6

Следует отметить высокий процент затруднившихся ответить – 26,7%. Это можно объяснить следующим образом: либо эта часть предпринимателей не определила для своих интересов значимость подобной ассоциации, либо вообще сомневаются в общественных организациях как таковых с точки зрения их возможностей для предпринимателей.

Свое согласие стать членом ассоциации предпринимателей на условиях ежемесячной оплаты членских взносов выразили 39,1% опрошенных предпринимателей против 30,7% не согласных. 30,2% затруднились выразить свое мнение по этому поводу.

Таким образом, зафиксирован факт:

Более трети предпринимателей имеют потребность быть членами общественной организации. Часть предпринимателей, затруднившихся определить собственную позицию, является потенциальной группой, с которой возможна работа по формированию этой потребности при условии реальных результатов деятельности ассоциации. Однако можно сделать предположение, что потребность в различных ассоциациях предпринимателей не актуализирована в предпринимательской среде, так как ее существование не приводит к процессам самоорганизации. Скорее всего, при наличии организующего начала можно привлечь предпринимателей к участию в работе различных структур, если цели деятельности этих структур соответствуют интересам самих предпринимателей и будут давать практические результаты.

Таким образом, на сегодняшний день предприниматели еще не являются самоорганизующейся группой, способной к созданию и развитию добровольных общественных объединений для реализации своих интересов. Но установка на участие в подобных организациях в целом более чем у трети предпринимателей сформирована.

При явно выраженной потребности у предпринимателей в изменении существующей законодательной базы малого бизнеса и предпринимательства зафиксирован факт низкой активности в защите собственных интересов через представителей законодательной власти.

Обращались с инициативой в любой форме (письменно, в форме высказываний, пожеланий и пр.) об изменении законодательства по малому бизнесу среди опрошенных:

К Депутату Государственной Думы – 0,5%

К Депутату Областного Совета - 1%

К Депутату Городского Совета - 5%

К представителям общественной организации предпринимателей – 3%

Не обращались – 91,6%

Итак, для социальной группы предпринимателей в г. Новокузнецке характерны следующие процессы:

  • достаточно сильна степень идентификации у большинства предпринимателей с собственным статусом. Этот статус в сознании воспринимается как главный, выражена ориентация на его сохранение в любых обстоятельствах;
  • начинает проявляться такая форма интеграции в предпринимательской среде, как групповая солидарность, то есть осознание общности групповых интересов и готовность к участию в работе различных общественных структур предпринимателей. Однако, в целом предприниматели как отдельная социальная группа – разобщены, так как подавляющее большинство предпринимателей (90,6%) фактически не включены в социальные связи друг с другом через некоммерческие организации.

1.1.4. Самооценка предпринимателями уровня собственных знаний, необходимых для предпринимательской деятельности и отношение к участию в курсах обучения

Одно из важнейших условий эффективной работы предпринимателя – наличие специальных знаний, умений и навыков. По результатам исследования, проведенного летом 2000 года, выделились две группы причин, препятствующих созданию собственного дела. Первая группа – причины объективного характера (отсутствие первоначального капитала, высоки налоги, нестабильная ситуация в стране) более значимая. Вторая группа – причины субъективного характера (отсутствие предпринимательского опыта и специальных знаний по бизнесу).

Для действующих предпринимателей был задан вопрос: “Вам достаточно имеющихся знаний для успешной деятельности Вашего бизнеса?” Распределение ответов представлено на диаграмме.

Диаграмма 7.

Можно отметить, что определились в численном отношении приблизительно равные две группы предпринимателей, которые оценивают свои знания как в той или иной мере достаточные и как недостаточные. Тем не менее 44,1% предпринимателей, которые считают, что им знаний недостаточно – относительно большая группа. Выявлено, что в торговле несколько меньший процент предпринимателей, оценивающих свои знания как достаточные для ведения бизнеса (23,7% против 39,9% в сфере услуг и 34,8% в производстве)

Как оценивают свои знания предприниматели в конкретных сферах деятельности, непосредственно влияющих на эффективный бизнес? Для самооценки была предложена традиционная 5-ти балльная шкала по 6 видам деятельности.

  • управление кадрами;
  • маркетинг;
  • бизнес-планирование (стратегия и тактика развития предприятия);
  • право в сфере малого бизнеса;
  • налогообложение (схемы, изменения, нормативные документы);
  • экономика (финансовый анализ деятельности, расчет наилучших решений по уровню оборотных средств, кредитов и пр.)

Диаграмма 8.

Средний балл по каждому виду деятельности:

  • управление кадрами 3,7
  • маркетинг 3,3
  • бизнес-планирование (стратегия и тактика развития предприятия) 3,4
  • право в сфере малого бизнеса 3,0
  • налогообложение (схемы, изменения, нормативные документы) 3,3
  • экономика (финансовый анализ деятельности, расчет наилучших решений по уровню оборотных средств, кредитов и пр.) 3,4

Средний балл, отражающий интегральную оценку по перечисленным категориям знаний - 3,35.

Очевидно, такой уровень знаний все-таки недостаточный для эффективного ведения бизнеса. Та часть предпринимателей, которая оценили свои знания в целом по бизнесу как вполне достаточные или достаточные, при конкретном оценке собственных знаний по видам деятельности либо считает такой уровень достаточным, либо не вполне адекватно оценивает себя.

Выявлена связь между уровнем образования и самооценкой собственных знаний предпринимателей - чем выше уровень образования, тем выше самооценка.

Таким образом, зафиксированный уровень знаний предпринимателей в сфере ведения бизнеса с необходимостью предполагает повышения собственной компетентности, в том числе и через различные специальные обучающие программы.

Отмечу, что в выборку не попали предприниматели, которые участвовали в курсах по бизнес – обучению, что свидетельствует о нераспространенности этого явления в предпринимательской среде.

В качестве причин неучастия в курсах по бизнес обучению были названы:

Диаграмма 9.

Выделились три основные причины, которые можно отнести к причинам объективного и субъективного характера.

Главная объективная причина – занятость, нехватка времени. 37,6% отметили эту причину.

Две другие причины отражают сложившиеся представления предпринимателей по поводу курсов обучения, степени необходимости и целесообразности обучения для практической работы в бизнесе.

Следует также отметить, что на сегодняшний день не сложилась потребность в обучении ведения бизнеса у предпринимателей как важнейшее условие успешной работы. 29,2% опрошенных предпринимателей придерживаются точки зрения, что после обучения их бизнес может и не выиграть.

22,3% респондентов не уверены, что на обучающих курсах дают нужные знания. Очевидно, организация работы бизнес курсов должна строиться с учетом конкретных потребностей предпринимателей и иметь строго целевую направленность с использованием индивидуальных консультативных занятий под реальную проблему заинтересованного в ее решении предпринимателя.

1.2. Характеристика действующего малого бизнеса

Характеристика действующего бизнеса среди опрошенных предпринимателей производилась по следующим трем основным направлениям:

Первый – характеристика отдельных параметров предприятия:

  • сфера деятельности;
  • численность и динамика численности работников предприятий малого бизнеса;
  • тип занимаемого помещения.

Второй – характеристика отдельных элементов деятельности

  • состояние учета на предприятии;
  • наличие письменно оформленного бизнес-плана;
  • основные способы осуществления платежей;
  • источники финансовых инвестиций;
  • основные источники информации.

Третий – характеристика основных проблем и оценка положения предприятия

  • самые острые проблемы предприятий малого бизнеса.
  • оценка положения собственного бизнеса (устойчивость, основные направления развития на перспективу, уровень конкуренции);

1.2.1. Характеристика отдельных параметров малых предприятий

Диаграмма 10.

Диаграмма 11.

Основная сфера деятельности опрошенных предпринимателей г. Новокузнецка – торговля. Обследованные предприятия малого бизнеса характеризуются прежде всего предприятиями с численностью до 16 человек, среди которых основная доля предприятий - до 9 человек.

Отмечу, что по отношению к прошлому году численность персонала не изменилась у 58,9% опрошенных предпринимателей, возросла у 27,2%, уменьшилась у 13,9%. То есть наблюдается незначительный рост занятых на малых предприятиях и развитие бизнеса почти у трети предпринимателей.

Диаграмма 12.

78% предпринимателей для своей деятельности арендуют помещения. То есть проблема аренды для них актуальна.

1.2.2. Характеристика отдельных элементов деятельности предприятий

Выработка бизнес-плана важна малого предприятия. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. Сам план помогает, в том числе банкам, инвесторам, поставщикам и пр. принимать решения о работе с данной фирмой, способствует также формированию позитивного отношения к фирме и у самих работников.

72,3% опрошенных предпринимателей ответили, что у них нет письменно оформленного бизнес-плана.

27,7 % имеют бизнес-план.

Приведенные данные по распространенности бизнес-планирования свидетельствуют фактически об отсутствии у подавляющее большинства предпринимателей системного подхода и анализа к ведению бизнеса.

Следует отметить, что на предприятиях производственной сферы ситуация с бизнес-планированием отличается от предприятий торговли и услуг. 43,5% руководители опрошенных производственных предприятий имеют бизнес планы. В торговле – 28,0%, производящих услуги – 21,3%. Этот факт можно объяснить более сложным ведением бизнеса в производственной сфере (более длительный производственный цикл и цикл реализации продукции, более высокий удельный вес затрат, большее количество элементов, которые формируют затраты, более высокая степень риска и пр.)

Выявлена связь между оценкой руководителя состояния собственного предприятия и наличия в его фирме бизнес-плана. Состояние предприятия оценивалось по критериям: “на подъеме”, “стабильное”, “положение дел не меняется, на уровне точки безубыточности”, “на спаде”, “в стадии становления”. Самый высокий процент наличия бизнес-планов у руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме, самый низкий у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет определить стратегию и тактику предприятия вхождения в бизнес.

Диаграмма 13.

Таким образом, динамично развивающиеся и стабильные предприятия в значительно большей степени в своей деятельности руководствуются комплексным и системным подходом, отраженным в бизнес-плане, в функционировании своего бизнеса по сравнению с безубыточными предприятиями, предприятиями на спаде и в стадии становления.

Состояние учета на предприятии позволяет вести непрерывный мониторинг положения дел, принимать оперативные управленческие решения, контролировать затраты, избегать потерь на штрафах и пенях, прогнозировать управленческие решения и пр. Другими словами, состояние учета оказывает непосредственное влияние на доходность предприятия.

Только 1% опрошенных предпринимателей не ведут или ведут время от времени финансовые записи.

39,1 % - финансовые записи ведутся работником фирмы на регулярной основе.

31,7% - ведут записи самостоятельно руководителем.

23,3% - записи ведутся привлекаемым для этого бухгалтером (консультантом).

5% - записи ведутся одним из коллег, заместителей.

4% - членом семьи.

Таким образом, регистрация текущей деятельности предприятия осуществляется на постоянной основе.

Применительно к платежам, производимыми поставщиками и клиентами используются предпринимателями следующие способы.

Таблица 1

С поставщиками

С клиентами

Предоплата заказа

53,0

67,3

Оплата в течение недели

31,2

16,8

Оплата в течение месяца

19,3

7,4

Оплата в течение трех и более месяцев

3,5

2,5

Оплата сразу при покупке

4,0

Из существующих типов платежей наиболее распространен в работе, как с поставщиками, так и с клиентами способ предоплаты заказа. Этот факт может свидетельствовать о следующем:

    • уровне доверия к контрагенту;
    • невысоком уровне ресурсов кредитования контрагента, что обусловлено отсутствием свободных денежных средств.

За последний год предприниматели указали основные источники финансовых инвестиций для своего бизнеса (в диаграмме указан процент ответов от всей выборки):

 

Диаграмма 14.

Доминирующим источником является неформальный – личные сбережения и средства семьи и друзей. 71,8% предпринимателей используют неформальный источник финансовых инвестиций. Очевидно, преимущество этого источника для предпринимателей заключается:

    • относительная простота и быстрота получения денежных средств;
    • снижение издержек вероятно за счет меньшего процента чем в банке, либо его отсутствия.

Следует отметить, что приоритетное использование личных сбережение опосредованно отражает процесс накопления капитала.

Что касается формальных источников финансирования: банки, клиенты и поставщики, то приоритет отдается клиентам и поставщикам в силу гибкости и оперативности пользования источником финансирования при совместной деятельности.

Мизерный процент, получивших субсидии местных или центральных властей, свидетельствует о слабой поддержке малого бизнеса со стороны государства.

Основные источники информации, которые используют предприниматели, для ведения собственного бизнеса.

Диаграмма 15.

Доминируют три основные источника информации:

    • специальные издания журналы, нормативные акты, бюллетени, проспекты и пр.;
    • СМИ (ТВ, радио, газеты);
    • Местные рекламные издания.

Значимым источником информации являются знакомые предприниматели.

Относительно небольшой процент предпринимателей отметили в качестве главных источников информации специалистов-консультантов и государственные органы, структуры. Этот факт свидетельствует скорее всего о том, что в повседневной работе у предпринимателя существует потребность прежде всего в оперативной информации, которая получается из разных источников. Обращение к специалистам-консультантам и в государственные органы как к источникам информации по ведению собственного бизнеса – это признак возникающих сложных проблем, решение которых связано с квалифицированной консультацией.

1.2.3. Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса и характеристика основных проблем предприятия

Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса проводилась по следующим показателям:

    • оценка положения предприятия на сегодняшний день;
    • оценка динамики развития предприятия за год по предложенным в вопросе критериям;
    • оценка конкурентной среды предприятия;
    • задачи и оценка перспектив развития предприятия;
    • ориентация на смену вида деятельности.

     

Диаграмма 16.

На диаграмме видно, что в целом внутреннюю ситуацию на предприятиях малого бизнеса можно оценить как позитивную. Относительно небольшая доля предприятий (12,9%) находятся в состоянии стагнации. Сложно оценить положение предприятий, которые находятся в стадии становления. Следует отметить незначительный процент предпринимателей, затруднившихся оценить положение своего предприятия, что свидетельствует о четком понимании предпринимателями внутренних процессов, протекающих на предприятии.

Выявлена зависимость между положением дел на предприятии и сферой его деятельности. Предприятия производственной сферы находятся в худшем положении, чем предприятия торговли и услуги. Самый высокий процент предприятий находящихся на спаде в производственной сфере.

Диаграмма 17.

Динамика развития малых предприятий за последний год измерялась по следующим параметрам:

    • Ситуация с заказами
    • Ситуация с техническим оснащением бизнеса (оргтехника, оборудование.)
    • Положение с продажами, со сбытом готовой продукции, реализацией услуг
    • Положение с поставками
    • Положение с дисциплиной труда
    • Ситуация с оплатой труда сотрудников
    • Ситуация с загруженностью персонала

Следует отметить небольшой процент предпринимателей затруднившихся оценить динамику на своем предприятии за последний год.

В целом ситуация на предприятиях малого бизнеса по оценке самих руководителей достаточно стабильна или имеет тенденцию к улучшению.

Наблюдается существенное различие между предприятиями сферы торговли, услуг, с одной стороны, и производства, с другой, по такому параметру, как положение с продажами, со сбытом готовой продукции, реализацией услуг. На производстве ситуация со сбытом улучшилась у 13% предприятий, в отличие от 37% в торговле и 41% в услугах, ухудшение ситуации также наблюдается в большей степени на производственных предприятиях.

По критерию оплаты труда ситуация на предприятиях производственной сферы также отличается от предприятий торговли и услуг. Положительная динамика выражена в меньшей степени. В основном ситуация остается без изменений.

По остальным параметрам не отмечено существенных различий в динамике развития предприятий различных видов деятельности за последний год.

Диаграмма 18.

Конкуренция в городе среди малых предприятий достаточно развита.

Диаграмма 19.

В условиях ощутимой для себя конкуренции работают ~82 % предпринимателей. Наиболее высокий уровень конкуренции в торговле. 46,6% руководителей опрошенных торговых предприятий отметили высокий уровень конкуренции в торговле, в сфере услуг - 31,1%; в то время как среди руководителей производственных предприятий отметили высокий уровень конкуренции – 17,4%.

Выявленный уровень конкуренции уже требует от предпринимателя разработки стратегии завоевания своей доли рынка с использованием:

    • Такого инструмента как бизнес-план. Как показало данное исследование, большинство предпринимателей, чьи предприятия находятся на подъеме, имеют бизнес планы. Самооценка предпринимателей своих знаний по бизнес планированию - 3,4 балла (по пяти балльной шкале)
    • Активных действий по маркетингу. Самооценка предпринимателей своих знаний в области маркетинга – 3,3 балла, в области экономики – 3,4 балла.

Таким образом, можно предположить, что предприниматели еще не готовы в полной мере к работе в условиях жесткой конкуренции рынка.

Для построения рейтинга основных задач развития малого бизнеса на ближайшую перспективу руководителям предприятий предлагалось оценить степень важности для развития их бизнеса утверждений, представленных в диаграмме 19.

Диаграмма 20.

Абсолютно доминируют две задачи: увеличение доходности и увеличение объема продаж. Увеличение конкурентноспособности и достижение независимости от заемных средств выражены слабее несмотря на то, что эти две задачи органично связаны с первыми двумя и являются важнейшими факторами их решения. То есть в сознании предпринимателей не в полной мере представлен системный взгляд на ведение бизнеса, который формируется в процессе получения специальных знаний.

Между тем, у предпринимателей на сегодняшний день не актуализирована потребность в бизнес обучении.

    • 14,9% опрошенных предпринимателей считают, что им не нужно обучение вообще;
    • 29,2% не убеждены, что от этого выиграет их бизнес;
    • 15,3% не готовы платить за обучение (оно стоит очень дорого)
    • 37,6% считают, что у них нет времени.

Диаграмма 21.

При оценке перспективы собственного бизнеса на ближайшие три года большинство предпринимателей смотрят в будущее с оптимизмом.

Большой процент затруднившихся ответить свидетельствует о существующей неопределенности ситуации, в которой функционирует бизнес.

Самый маленький процент предприятий торговли и самый высокий производственных предприятий среди тех руководителей, которые оценивают будущее своей фирмы как закрытие или постепенное ухудшение. Кроме того, среди тех руководителей, которые рассматривают свои перспективы как успешное развитие предприятия самый высокий процент торговых и самый низкий процент производственных предприятий - 73,1% и 5,8% соответственно.

Таким образом, по мнению руководителей торговых предприятий развитие их бизнеса имеет более благоприятные перспективы, чем у производственников.

Подавляющее большинство предпринимателей не планируют в ближайшем будущем менять вид собственной деятельности. Представленное на диаграмме распределение ответов свидетельствует, вероятно, о том, что предприниматели в целом уже адаптированы к выбранному направлению в бизнесе и социально (наработаны связи), и профессионально (есть уже опыт предпринимательской деятельности в данной сфере).

Выявлено, что позиция руководителей предприятий производственной сферы в этом вопросе существенно отличается от руководителей предприятий сферы торговли и услуг. 30,4% опрошенных производственников отметили вероятность (“возможно сменю”) смены деятельности против 6,8% руководителей торговых предприятий и 6,6% руководителей предприятий сферы услуг. Относительно больший процент производственников (21,7% против 15,3% и 14,8%) затруднились определить свои перспективы на смену вида деятельности, сто отражает большую степень неопределенности в их бизнесе.

Диаграмма 22.

Диаграмма 23.

1.3. Отношение предпринимателей к проблеме кредитования

Рыночная экономика требует использования кредита. Предпринимателю часто не хватает денежной массы для финансирования ежедневных деловых операций, он должен работать в кредит. Существуют два вида кредита: потребительский и коммерческий. В данном исследовании измерялось отношение предпринимателей только к банковскому кредиту как разновидности коммерческого кредита.

Практически половина опрошенных предпринимателей в процессе своей деятельности нуждалась в кредите.

49,5% ответили, что когда-либо запрашивали кредит.

50,5% не запрашивали кредит.

Чаще к кредиту обращаются производственные предприятия. 65,2% производственников запрашивали кредит в сфере услуг – 42,6%, в торговле – 51,7%. Это объяснимо: сфера производства более капиталоемкая.

Из тех предпринимателей, которые запрашивали кредит:

51% получили кредит;

42,2% не получили;

15,7% имели отказа по кредиту, но все-таки его получили.

Таким образом, 66,7% из нуждающихся в кредите предпринимателей, получили кредит. Наиболее сложно процесс получения кредита проходил у руководителей производственных предприятий. Среди них наибольший процент получивших первоначально отказ на запрашиваемый кредит.

Диаграмма 24.

Следует отметить, что среди источников финансовых инвестиций за истекший год банки и кредитно-финансовые учреждения стоят на 4 месте из пяти перечисленных источников финансовых инвестиций. Тем не менее 20% предпринимателей обращались именно к этому источнику.

Диаграмма 25.

Конкретное мнение предпринимателей по проблеме получения кредита выражено в суждениях:

Диаграмма 26.

Главная проблема кредитования для предпринимателей – высокие процентные ставки. Эту позицию отметили 54% предпринимателей. Эта проблема доминирует.

Далее можно выделить четыре проблемы кредитования:

    • срок возврата,
    • незаинтересованность банков,
    • зависимость предпринимателя от кредита,
    • большие затраты времени на оформление кредита.

Остальные проблемы можно оценить как малозначимые для предпринимателей при получении кредита.

1.4. Использование предпринимателями инфраструктуры малого бизнеса

Развитие малого бизнеса сталкивается с разнообразными проблемами. Для решения возникающих проблем предприниматель за консультацией может обращаться в формальные или неформальные структуры. Специально создана и функционирует инфраструктура малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые услуги, необходимые для развития малого бизнеса.

Объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства призваны играть важную роль в защите интересов малых предприятий, в создании благоприятной среды и условий для функционирования и развития малого бизнеса.

Интенсивность обращения предпринимателей к разным объектам инфраструктуры малого бизнеса и его результативность для бизнеса – это один из показателей оценки работы объектов инфраструктуры.

В качестве конкретных объектов инфраструктуры малого бизнеса в данном исследовании были выделены:

  • городская торгово-промышленная палата;
  • Управление занятости населения.
  • консалтинговые фирмы, в том числе специалисты, оказывающие разного рода консалтинговые услуги предпринимателям;

Оценка использования предпринимателями объектов инфраструктуры проводилась в сравнении с оценкой использования неформальных каналов, таких как:

  • другие предприниматели;
  • друзья, родственники, знакомые, не являющиеся предпринимателями

Сравнение и оценка эффективности формальных и неформальных инфраструктур малого бизнеса проводились по следующим показателям:

  • обращаемость в различные структуры и к разным лицам с целью решения собственных проблем;
  • оценка предпринимателями эффективности услуг, оказанными специализированными структурами и разными лицами.

На диаграмме видно, что наиболее высокая степень обращаемости предпринимателей к неформальным структурам (другие предприниматели, друзья, родственники и пр.) и к специалистам консультантам – юрист, бухгалтер.

Обращаемость к специализированным государственным структурам и специалистам, решающим задачи, не связанные с текущими проблемами бизнеса, такими как учет и правовые аспекты деятельности, ниже. То есть потребность в консультациях у маркетолога и экономиста, позволяющих разрабатывать стратегию бизнеса, не актуализирована.

Таким образом, не выявлена выраженная потребность в работе отдельных объектов инфраструктуры малого бизнеса. Для предпринимателей более референтными являются их коллеги – действующие предприниматели. Это можно объяснить доступностью, оперативностью и степенью доверия к объекту консультации.

 

Диаграмма 27.

Диаграмма 28.

Из диаграммы видно, что эффективность неформальных консультантов, к которым чаще всего обращаются предприниматели, ниже, чем эффективность консультаций специалистов в конкретной области: бухгалтер, юрист, экономист. Невысоко оценивается эффективность консультаций торгово-промышленной палаты, УЗН. На низком уровне оценивается эффективность местных бизнес-консультантов.

Следует отметить низкий процент предпринимателей, затруднившихся оценить эффективность проведенных консультаций. Предприниматели достаточно четко проводят связь между консультацией и полученным результатом на практике.

1.5. Рейтинг проблем малого бизнеса

1.5.1. Рейтинг правовых, экономических и социальных проблем малого бизнеса

Диаграмма 29.

Следует отметить очень высокий рейтинг практически всех, предложенных для оценки предпринимателям, правовых проблем. Это свидетельствует о сложности и несовершенстве правового поля деятельности малого бизнеса.

Доминирующими являются проблемы, связанные с налогообложением.

На вопрос о необходимости изменения существующих законов о малом бизнесе было получено следующее распределение ответов (в % от числа опрошенных):

29,2%- Необходимо коренным образом изменить большинство законов о малом бизнесе

56,4% -Нужно изменить отдельные законы 3,5% - Ничего не надо менять 10,9% - Трудно сказать

На вопрос, нужны ли новые законы о предпринимательстве, ответили:

Да – 30,2%

Скорее да – 52%

Скорее нет – 4,5%

Нет – 1,5%

Трудно сказать – 11,4%

Таким образом, явно выражена потребность в изменении существующей законодательной базы малого бизнеса и предпринимательства.

Следует отметить небольшой процент предпринимателей, давших ответ на открытый вопрос: “Ваши предложения об изменении законов о малом бизнесе”. Методика открытого вопроса специально нацелена на выяснение мнения предпринимателя без предложенного “меню” вариантов ответов. Респондент самостоятельно записывает свое мнение. Влияние исследователя в данном случае на сознание отвечающего минимально.

Ниже дословно перечислено все, что было записано в анкетах. Анализ ответов на открытые вопросы свидетельствует, что сами предприниматели не до конца представляют сущность изменений законодательной базы. Предложения достаточно абстрактные и касаются проблемы налогообложения в общем.

    • Льготное налогообложение, кредитование предпринимателей
    • Больше доверия предпринимателям.
    • Кто нас будет слушать?
    • Упрощение налогообложения; работа не в противодействии с администрацией, а во взаимодействии; поощрение малого предпринимательства в виде конкретных льгот по аренде помещений, сборам, налогам и многое др.
    • Заинтересованность управляющих органов в нашей необходимости
    • Сначала изменить отношение в обществе к малому бизнесу. Побольше положительных примеров.
    • Большая проблема – аренда помещений.
    • Упростить налогообложение, снизить ставки налогов до разумного уровня, нужны законы о частной собственности.
    • Я считаю, что нужно изменить большинство законов, связанных с финансированием и налогообложением.
    • На начальном этапе дать срок на подъем бизнеса (реальные сроки) без налогов, а потом и спрашивать.
    • Законы должны действовать и выполняться не только на словах, но и на деле.
    • Главная проблема – налоги (душат) и арендная плата (еще больше душит).
    • Нужны постоянные законы.
    • Изменить отдельные законы.
    • О правах, финансирования, налогообложении.
    • Законодательство должно стимулировать ведущую роль малого бизнеса в экономике страны.
    • Изменить законы о правах, налогообложение.
    • Изменить законы о налогообложении.
    • Закон о правах в малом бизнесе, налогообложении.
    • Высокие претензии, требования от администрации.
    • Изменить законы о финансировании, налогообложении.
    • Изменить закон о правах малого бизнеса.
    • Закон об упрощенной системе налогообложения, в частности с НДС.
    • Новые законы должны работать и способствовать развитию малого бизнеса.

.

Диаграмма 30

Высокий рейтинг экономических проблем свидетельствует о напряженной и неблагоприятной экономической ситуации, в которой работает малый бизнес.

Самый высокий рейтинг – проблема высокого уровня налогов. Проблема налогообложения по рейтингу занимает одну и ту же позицию в правовой и экономической сферах.

Вторая проблема по рейтингу – низкий уровень жизни населения, следствием которого является низкий уровень спроса.

На третьем месте – проблема роста арендной платы (78,2% опрошенных предпринимателей арендуют помещение для бизнеса).

Дальше следует группа проблем, связанная с ростом тарифов, оптовых цен и инфляции.

Следует отметить, что конкуренция как проблема предприятий малого бизнеса, занимает менее значимое место в российской экономике.

Диаграмма 31.

В целом рейтинг социальных проблем несколько меньше, чем рейтинг правовых и экономических. Тем не менее, он достаточно высокий. Главная проблема для предпринимателя – персонал. Известно, что главный капитал малого бизнеса – это люди. Проблема подбора и формирования именно команды на сегодняшний день в предпринимательской среде самая значимая.

Уже осознана как важная проблема (третье место в рейтинге) проблема имиджа предприятия.

Проблемы профессионализма персонала и повышение его заинтересованности через систему стимулов занимают последние места в рейтинге. То есть фактически отдается предпочтение поиску готовых работников по нужным для предпринимателя критериям. Между тем, формирование команды, как главная для предпринимателя проблема, требует вложений в работающий персонал постоянное поддержание и повышение его мотивации. А эти проблемы как раз занимают два последних места в рейтинге. Тем не менее, эти проблемы осознаны как значимые с вероятностью более чем 60%. Это относительно высокий показатель.

Итак, на текущий момент зафиксирована достаточно высокая значимость человеческого фактора в сознании предпринимателей для их бизнеса. Вероятность значимости этого фактора находится в диапазоне от 64% до 78% по отмеченным в вопросе параметрам.

1.5.2. Рейтинг внутренних проблем предприятий

Рейтинг самых острых проблем для предприятий малого бизнеса измерялся через вопрос анкеты, в котором предприниматели должны были выбрать не более трех наиболее острых для деятельности их бизнеса проблем. Построение рейтинга осуществлялось через количество выборов ответов.

Значение рейтинга 0 % – отсутствие проблемы;

Значение рейтинга 100% - абсолютная значимость конкретной проблемы.

Диаграмма 32.

Явно выделились две проблемы - лидеры:

    • Нехватка оборотных средств;
    • Аренда помещений.

Остальные проблемы имеют близкие значения рейтинга.

Следует отметить низкий процент затруднившихся ответить – 3%, что свидетельствует о ясном представлении руководителями проблематики собственного предприятия.

Степень соответствия проблем предприятий разных видов деятельности: торговли, услуг и производства определялась с помощью коэффициента ранговой корреляции, который выявляет степень идентичности распределения ответов двух сравниваемых групп опрашиваемых при ответе на один и тот же вопрос, позиции которого являются показателями ранговой шкалы. При p= -1 порядок распределения ответов по двум сравниваемым группам прямо противоположен, при p = +1 он полностью совпадает. Сила связи от:

±0,81 до ±1 - сильная,

± 0,61 до ±0,8 – умеренная,

±0,41 до ±0,6 – слабая,

±0,21до ±о,4 – очень слабая,

0 до ± 0,2 - отсутствует

Коэффициент ранговой корреляции внутренних проблем малых предприятий различных видов деятельности:

Сравниваемые виды деятельности предприятий

Коэффициент ранговой корреляции

Сила связи

Торговля и услуги

0,72

умеренная

Торговля и производство

0,58

слабая

Услуги и производство

0,87

сильная


Можно констатировать факт: мнение руководителей предприятий услуг и производства о наиболее острых проблемах предприятия совпадают в наибольшей степени, в слабой степени совпадают мнения руководителей торговых и производственных предприятий.

Диаграмма 33.

1.6. Оценка предпринимателями экономической ситуации г. Новокузнецка

Оценка предпринимателями экономической ситуации в городе с точки зрения развития малого бизнеса проводилась по следующим критериям:

    • Общая оценка экономической ситуации в городе;
    • Оценка влияния экономической ситуации в городе на возможные перспективы собственного бизнеса;
    • Оценка факторов, мешающих в целом развитию малого бизнеса в нашем городе.

В целом, как видно из диаграммы №33, по оценке руководителей малых предприятий, экономическая ситуация в городе не является благоприятной для развития малого бизнеса. Отмечен высокий процент предпринимателей, затруднившихся оценить экономическую ситуацию в городе. Вероятнее всего эта группа предпринимателей для себя не анализировала данную проблему.

Диаграмма 34.

Зафиксировано различие мнений руководителей предприятий разных видов деятельности в оценке экономической ситуации в городе.

Диаграмма 35.

Наиболее негативно экономическую ситуацию в городе оценивают производственники. Среди производственников и самый низкий процент затруднившихся ответить по данному вопросу. То есть для них ситуация в городе более понятна с точки зрения развития их предприятий.

На вопрос: “Как Вы думаете, можете ли Вы в ближайшее время потерять бизнес, либо оказаться на грани закрытия в связи с экономическим положением в городе?” было получено следующее распределение ответов:

Диаграмма 36.

Наблюдается разброс мнений в оценке степени влияния экономической ситуации в городе на устойчивость малых предприятий. Тем не менее, центр тяжести мнений смещен в область негативной оценки экономической ситуации на жизнеспособность собственного предприятия. По данной проблеме не выявлено существенных различий между руководителями предприятий торговли, услуг и производства.

Для выявления интегральной оценки факторов, которые мешают развитию малого бизнеса в нашем городе, была использована методика измерения рейтинга весовым методом сравнения. Предпринимателям был предложен для оценки набор факторов, влияющих негативно на развитие малого бизнеса в нашем городе. Оценка факторов производилась по шкале: влияют очень значительно; влияют значительно; влияют незначительно, не влияют, трудно оценить.

Интерпретации рейтинга – это вероятность оценки предпринимателями степени влияния конкретного фактора на развитие малого бизнеса в г. Новокузнецке.

0% - отсутствие влияния

100%- стопроцентная вероятность предельно возможного влияния.

Выделились две группы наиболее значимых факторов, мешающих развитию малого бизнеса в городе. Это группы объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся факторы экономического порядка:

  • экономическая нестабильность;
  • нестабильность градообразующих предприятий.

К субъективным факторам относятся факторы, связанные с деятельностью государственных структур и должностных лиц:

  • ущемление прав предпринимателей госорганами и должностными лицами из-за несовершенства законодательной базы;
  • незаинтересованность чиновников разного уровня в развитии малого бизнеса

     

Диаграмма 37.

Следует отметить, что в группе факторов, связанных с вымогательством, вероятность вымогательства со стороны чиновников оценивается предпринимателями выше, чем со стороны криминальных структур.

Так же следует отметить относительно высокий рейтинг такого фактора как отсутствие общественной организации предпринимателей по решению насущных проблем малого бизнеса. Этот факт свидетельствует о том, что в сознании руководителей малого бизнеса осознается потребность в объединении как социальной группы в соответствующих организационных формах для решения общих проблем.

2. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

1. Социальный потенциал малого бизнеса г. Новокузнецка достаточно высокий:

  • основная часть предпринимателей – представители возрастных групп 31-50 лет (74%), для которых характерна высокая социальная активность, наличие жизненного опыта, ориентация на будущее, как правило, развитое чувство ответственности;
  • у подавляющего большинства предпринимателей высокий уровень образования (94% имеют за плечами техникум или вуз), формирующий навыки самостоятельного обучения, системного и ситуационного анализа, необходимые в предпринимательской деятельности, которая в нашей стране характеризуется высокой степенью неопределенности социальной, экономической, политической среды;
  • большинство предпринимателей до начала организации собственного дела уже имели опыт руководящей работы. Поэтому наличие знаний и навыков управленческой деятельности является важным фактором успешной работы предпринимателя.

    2. Оптимальное сочетание личной выгоды и общественных интересов в малом бизнесе – важнейшее условие формирования позитивного общественного мнения в городе в отношении предпринимателей и малого бизнеса в целом.

    Для опрошенных предпринимателей ведущее место среди целей бизнеса занимают две:

  • Личная выгода (улучшение уровня жизни)
  • Интересы собственных работников, связанные с гарантией сохранения рабочего места.

    Большая часть предпринимателей считает, что целью бизнеса является улучшение репутации и статуса бизнеса в местном обществе, то есть репутация бизнеса для предпринимателя становится категорией значимой. В сознании значительной части предпринимателей начинает формироваться философия двойного выигрыша (“win-win”), суть которой – бизнес должен быть социально ответственным, а это, в свою очередь, приведет к увеличению прибыли.

    3. Социальная идентификация членов группы – важный этап в формировании структуры группы, в определении ее четких границ, ее места в социальной стратификации общества.

    Для социальной группы предпринимателей в г. Новокузнецке характерны следующие процессы:

      • Большинство предпринимателей идентифицируют (отождествляют) себя с собственным статусом. Этот статус в сознании воспринимается как главный, выражена ориентация на его сохранение в любых обстоятельствах. Большинство предпринимателей даже при условии экстремальных обстоятельств намерены в дальнейшем заниматься бизнесом. Зафиксирована устойчивая установка руководителей малого бизнеса на предпринимательскую деятельность.
      • В предпринимательской среде начинает проявляться такая форма интеграции, как групповая солидарность, то есть осознание общности групповых интересов и готовность к участию в работе различных общественных структур предпринимателей. Установка на участие в подобных организациях сформирована в целом более чем у трети предпринимателей. Однако можно сделать предположение, что потребность в различных ассоциациях предпринимателей не актуализирована в полной мере в предпринимательской среде, так как наличие этой потребности не приводит к активным процессам самоорганизации. На текущий момент предприниматели еще не являются самоорганизующейся группой, готовой к созданию и развитию добровольных общественных объединений для реализации собственных интересов. Скорее всего, при наличии организующего начала можно привлечь предпринимателей к участию в работе подобных структур, если цели деятельности этих структур будут соответствовать интересам самих предпринимателей и будут давать практические результаты.

    В целом предприниматели как отдельная социальная группа – разобщены, так как подавляющее большинство предпринимателей (90,6%) фактически не включены в социальные связи друг с другом через некоммерческие и другого рода предпринимательские организации.

    4. Успешное ведение бизнеса предполагает наличие определенной системы знаний, умений, навыков у предпринимателя и ее постоянное обновление.

    В численном отношении определились приблизительно две равные группы предпринимателей, которые оценивают в целом свои знания для успешного ведения бизнеса, как достаточные, и как недостаточные. При самооценке уровня собственных знаний по конкретным видам деятельности, связанными с предпринимательством, таких как:

      • управление кадрами
      • маркетинг
      • бизнес-планирование (стратегия и тактика развития предприятия)
      • право в сфере малого бизнеса
      • налогообложение (схемы, изменения, нормативные документы)
      • экономика (финансовый анализ деятельности, расчет наилучших решений по уровню оборотных средств, кредитов и пр.)

    Интегральная оценка, выраженная в среднем балле, по перечисленным категориям знаний - 3,35.

    Очевидно, такой уровень знаний недостаточный для эффективного ведения бизнеса и предполагает повышение собственной компетентности предпринимателей, в том числе и через различные специальные обучающие программы. На сегодняшний у предпринимателей не сформировалась актуальная потребность в специальном обучении ведению бизнеса как важнейшее условие их успешной работы. Чуть меньше половины опрошенных предпринимателей придерживаются точки зрения, что это им не нужно или после обучения их бизнес может и не выиграть.

    5. Действующий малый бизнес г. Новокузнецка характеризуется:

      • Основная сфера деятельности опрошенных предпринимателей– торговля, основная доля предприятий с численностью до 16 человек, среди которых преобладают предприятий - до 9 человек. По отношению к прошлому году наблюдается незначительный рост занятых на малых предприятиях и увеличение численности персонала почти у трети предпринимателей. 78% предпринимателей для своей деятельности арендуют помещения.
      • Подавляющее большинство предприятий малого бизнеса (более 72,3%) не имеют письменно оформленного бизнес-плана, что свидетельствуют фактически об отсутствии у подавляющее большинства предпринимателей системного подхода и анализа к ведению бизнеса. На предприятиях производственной сферы ситуация с бизнес-планированием отличается от предприятий торговли и услуг: около половины (43,5%) руководителей опрошенных производственных предприятий имеют бизнес планы. Самый высокий процент наличия бизнес-планов у руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме, самый низкий у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет определить стратегию и тактику предприятия вхождения в бизнес. Таким образом, динамично развивающиеся и стабильные предприятия в значительно большей степени в своей деятельности руководствуются комплексным и системным подходом, отраженным в бизнес-плане.

    .

      • Регистрация и учет текущей деятельности предприятий малого бизнеса осуществляется на постоянной основе.
      • Из существующих типов платежей наиболее распространен в работе как с поставщиками, так и с клиентами - способ предоплаты заказа.
      • Доминирующим источником финансовых инвестиций малого бизнеса является неформальный – личные сбережения и средства семьи и друзей. 71,8% предпринимателей используют неформальный источник финансовых инвестиций. Что касается формальных источников финансирования: банки, клиенты и поставщики, то приоритет отдается клиентам и поставщикам в силу гибкости и оперативности пользования источника финансирования при совместной деятельности. Мизерный процент, получивших субсидии местных или центральных властей, свидетельствует о слабой поддержке малого бизнеса со стороны государства.
      • Доминируют три основные источника информации, которые используют предприниматели, для ведения собственного бизнеса:

    - специальные издания журналы, нормативные акты, бюллетени, проспекты и пр.;

    - СМИ (ТВ, радио, газеты);

    - Местные рекламные издания.

    Значимым источником информации являются знакомые предприниматели.

    Относительно небольшой процент предпринимателей отметили в качестве главных источников информации специалистов-консультантов и государственные органы, структуры. Этот факт свидетельствует, скорее всего о том, что в повседневной работе у предпринимателя существует потребность прежде всего в оперативной информации, которая получается из разных источников. Обращение к специалистам-консультантам и в государственные органы как к источникам информации по ведению собственного бизнеса – это признак возникающих сложных проблем, решение которых связано с квалифицированной консультацией.

    6. Оценка предпринимателями положения собственного бизнеса и характеристика основных проблем предприятия.

      • В целом внутреннюю ситуацию на предприятиях малого бизнеса можно, по оценке самих предпринимателей, оценить как позитивную (на подъеме или нормальное стабильное положение –46,5%). Относительно небольшая доля предприятий (12,9%) находятся в состоянии стагнации. Сложно оценить положение предприятий, которые находятся в стадии становления. Выявлена зависимость между положением дел на предприятии и сферой его деятельности. Предприятия производственной сферы находятся в худшем положении, чем предприятия торговли и услуги. Самый высокий процент предприятий находящихся на спаде в производственной сфере.
      • Динамика развития малых предприятий за последний год (ситуация с заказами, ситуация с техническим оснащением бизнеса, положение с продажами, со сбытом готовой продукции, реализацией услуг, положение с поставками, положение с дисциплиной труда, ситуация с оплатой труда сотрудников, ситуация с загруженностью персонала), по оценке самих руководителей, достаточно стабильна или имеет тенденцию к улучшению.
      • По оценке самих предпринимателей, в условиях ощутимой для себя конкуренции работают ~82 % предприятий. Наиболее высокий уровень конкуренции в торговле. Выявленный уровень конкуренции уже требует от предпринимателя разработки стратегии завоевания своей доли рынка с использованием таких инструментов как бизнес-планирование, активных действий по маркетингу. В то время как самооценка собственных знаний предпринимателей по бизнес-планированию, экономике, маркетингу – невысокая. Можно предположить, что предприниматели еще не готовы в полной мере к работе в условиях жесткой конкуренции рынка.
      • При оценке руководителями основных задач развития собственного бизнеса, абсолютно доминируют две задачи: увеличение доходности и увеличение объема продаж. Увеличение конкурентноспособности и достижение независимости от заемных средств выражены слабее, несмотря на то, что эти две задачи органично связаны с первыми двумя и являются важнейшими факторами их решения. То есть в сознании предпринимателей не в полной мере представлен системный взгляд на ведение бизнеса, который формируется в процессе получения специальных знаний.
      • При оценке перспективы собственного бизнеса на ближайшие три года большинство предпринимателей смотрят в будущее с оптимизмом: это некоторое улучшение или успешное развитие бизнеса (55,4%). среди тех руководителей, которые рассматривают свои перспективы как успешное развитие предприятия самый высокий процент торговых и самый низкий процент производственных предприятий - 73,1% и 5,8% соответственно. Таким образом, по мнению руководителей торговых предприятий развитие их бизнеса имеет более благоприятные перспективы, чем у производственников.
      • Подавляющее большинство предпринимателей (73.3%) не планируют в ближайшем будущем менять вид собственной деятельности. Предприниматели в целом уже адаптированы к выбранному направлению в бизнесе и социально (наработаны связи), и профессионально (есть уже опыт предпринимательской деятельности в данной сфере). Позиция руководителей предприятий производственной сферы в отношении возможной смены вида деятельности существенно отличается от позиции руководителей предприятий сферы торговли и услуг. Производственники в большей степени допускают вероятность смены вида деятельности.

    7. Практически половина опрошенных предпринимателей в процессе своей деятельности нуждалась в кредите. 66,7% из нуждающихся в кредите предпринимателей, получили кредит. Наиболее сложно процесс получения кредита проходил у руководителей производственных предприятий. Среди них наибольший процент получивших первоначально отказ на запрашиваемый кредит.

    Главная проблема кредитования для предпринимателей – высокие процентные ставки. Эту позицию отметили 54% предпринимателей.

    Далее можно выделить четыре проблемы кредитования:

      • срок возврата,
      • незаинтересованность банков,
      • зависимость предпринимателя от кредита,
      • большие затраты времени на оформление кредита.

    Остальные проблемы можно оценить как малозначимые для предпринимателей при получении кредита.

    8. Для решения возникающих проблем предприниматель за консультацией обращается как в формальные, так и неформальные структуры. Формальные структуры, иначе объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства призваны играть важную роль в защите интересов малых предприятий, в создании благоприятной среды и условий для функционирования и развития малого бизнеса.

    Выявлено, что наиболее высокая степень обращаемости предпринимателей к неформальным структурам (другие предприниматели, друзья, родственники и пр.) и к специалистам консультантам – юрист, бухгалтер.

    Обращаемость к специализированным государственным структурам и специалистам, решающим задачи, не связанные с текущими проблемами бизнеса, такими как учет и правовые аспекты деятельности, ниже. То есть потребность в консультациях у маркетолога и экономиста, позволяющих разрабатывать стратегию бизнеса, не актуализирована. Также не выявлена потребность в работе отдельных объектов инфраструктуры малого бизнеса, которая выражается в интенсивности обращения в конкретные структуры. Для предпринимателей более референтными являются их коллеги – действующие предприниматели.

    Однако, эффективность неформальных консультантов, к которым чаще всего обращаются предприниматели, ниже, чем эффективность консультаций специалистов в конкретной области: бухгалтер, юрист, экономист. Невысоко оценивается эффективность консультаций торгово-промышленной палаты, УЗН. На низком уровне оценивается эффективность консультаций местных бизнес-консультантов.

    9. Следует отметить очень высокий рейтинг практически всех, предложенных для оценки предпринимателям, правовых, экономических и социальных проблем. Рейтинг социальных проблем несколько меньше, чем рейтинг правовых и экономических. Высокий рейтинг правовых и экономических проблем свидетельствует о сложности и несовершенстве правового поля деятельности малого бизнеса, о напряженной и неблагоприятной экономической ситуации, в которой работает малый бизнес.

    Доминирующими являются проблемы, связанные с налогообложением. Подавляющее большинство предпринимателей считают необходимым измененить существующие законы о малом бизнесе, и принять новые законы о предпринимательстве. То есть явно выражена потребность в изменении существующей законодательной базы малого бизнеса и предпринимательства. Между тем, сами предприниматели не до конца представляют сущность изменений законодательной базы.

    Среди экономических проблем самый высокий рейтинг – проблема высокого уровня налогов. Проблема налогообложения по рейтингу занимает одну и ту же позицию в правовой и экономической сферах.

    Вторая проблема по рейтингу – низкий уровень жизни населения, следствием которого является низкий уровень спроса.

    На третьем месте – проблема роста арендной платы (78,2% опрошенных предпринимателей арендуют помещение для бизнеса).

    Дальше следует группа проблем, связанная с ростом тарифов, оптовых цен и инфляции.

    Следует отметить, что конкуренция как проблема предприятий малого бизнеса, занимает менее значимое место в российской экономике.

    Среди социальных проблем главная проблема для предпринимателя – персонал. Проблема подбора и формирования именно команды на сегодняшний день в предпринимательской среде самая значимая.

    Уже осознана как важная проблема (третье место в рейтинге) проблема имиджа предприятия.

    Проблемы профессионализма персонала и повышение его заинтересованности через систему стимулов занимают последние места в рейтинге. То есть фактически отдается предпочтение поиску готовых работников по нужным для предпринимателя критериям. Между тем, формирование команды, как главная для предпринимателя проблема, требует вложений в работающий персонал, постоянного поддержания и повышения его мотивации. А эти проблемы как раз занимают два последних места в рейтинге. Тем не менее эти проблемы осознаны как значимые с вероятностью более чем 60%. Это относительно высокий показатель.

    Итак, на текущий момент зафиксирована достаточно высокая значимость человеческого фактора в сознании предпринимателей для их бизнеса.

    10. Среди внутренних проблем деятельности малых предприятий выделились две проблемы - лидеры:

      • Нехватка оборотных средств (56%);
      • Аренда помещений (50%).

    Остальные проблемы имеют близкие значения рейтинга (от 15% до 27%).

    11. По оценке руководителей малых предприятий, экономическая ситуация в городе не является благоприятной для развития малого бизнеса: приводит к закрытию предприятий (7%), тормозит развитие малого бизнеса (41%). Наиболее негативно экономическую ситуацию в городе для малого бизнеса оценивают производственники.

    В оценке степени влияния экономической ситуации в городе на устойчивость малых предприятий наблюдается разброс мнений. Центр тяжести мнений смещен в область негативной оценки экономической ситуации на жизнеспособность собственного предприятия.

    12. Выделились две группы наиболее значимых факторов, по мнению руководителей предприятий, мешающих развитию малого бизнеса в городе. Это группы объективных и субъективных факторов.

    К объективным факторам относятся факторы экономического порядка:

    • экономическая нестабильность;
    • нестабильность градообразующих предприятий.

    К субъективным факторам относятся факторы, связанные с деятельностью государственных структур и должностных лиц:

    • ущемление прав предпринимателей госорганами и должностными лицами из-за несовершенства законодательной базы;
    • незаинтересованность чиновников разного уровня в развитии малого бизнеса

    В группе факторов, связанных с вымогательством, вероятность вымогательства со стороны чиновников оценивается предпринимателями выше, чем со стороны криминальных структур.

    Следует отметить относительно высокий рейтинг такого фактора как отсутствие общественной организации предпринимателей по решению насущных проблем малого бизнеса. Этот факт свидетельствует о том, что в сознании руководителей малого бизнеса осознается потребность в объединении как социальной группы в соответствующих организационных формах для решения общих проблем.

  • Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости