Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Использование взаимосвязей малых и крупных предприятий

Проф. Е.В.Калинкин
Российская экономическая Академия
им. Плеханова, Кафедра финансов

 

Потенциальные возможности субъектов малого бизнеса получать поддержку от крупных компаний обусловлены едиными целями малого и большого предпринимательства. В крупном и в малом бизнесе происходит единение земли, труда и капитала. Различия касаются только масштабов этого процесса. Поэтому социально-экономические последствия от изменений в большом бизнесе более ощутимы. Однако большое число малых предприятий и значительная численность занятых в малом бизнесе сглаживает эти различия.

Все развитые страны постоянно совершенствуют структуру своей экономики в отраслевом и территориальном масштабе. В процессе этой работы широко используется малый бизнес, поскольку рациональное соотношение числа больших и малых предприятий играет большую роль в рамках отдельных отраслей и территорий. Это позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности национальной экономики.

В России наблюдается значительная обособленность больших и малых предприятий. В значительной степени это связано с нерациональным соотношением количества крупных и малых предприятий. Это свойственно для всех отраслей российской экономики и имеет свою историческую основу.

В бывшем Советском союзе главную роль играли крупные предприятия промышленные и сельскохозяйственные. Все они были ориентированы на постоянный рост объемов производства. При этом обращалось мало внимания на обеспеченность населения товарами и услугами в достаточном количестве, широком ассортименте и требуемого качества. В результате постоянно сохранялся дефицит многих товаров и услуг, отложенный спрос негативно влиял на трудовую активность населения. В рыночной экономике случаи дефицита носят локальный и кратковременный характер и обусловлены ажиотажным спросом на модные или новые изделия. Однако эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей зависит во многом от взаимосвязей малого и большого бизнеса.

На первом этапе взаимосвязи между предприятиями формируются на основе необходимости в кооперации из-за разделения труда. В этом случае взаимосвязи определяются на основе поиска предприятиями партнеров способных участвовать в совместной работе и четко выполнять договорные обязательства.

Относительно установления взаимосвязей между большими и малыми предприятиями большую роль играет государство. Именно государство, предоставляя льготы малому бизнесу, стимулирует крупные предприятия размещать заказы на малых предприятиях, где производственные издержки значительно ниже. С другой стороны, большинство малых предприятий не может работать без заказов крупных и средних предприятий. В результате во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелкими предприятиями.

Малые предприятия, обладая в совокупности универсальными возможностями, могут оказать самые различные услуги своим крупным партнерам по приемлемым ценам. Относительная дешевизна таких услуг определяется специализацией и универсальностью малых предприятий. Так, бельгийские малые предприятия выполняют заказы крупных автомобильных компаний “Мерседес”, “Фольксваген” и других, предоставляют услуги, которые не вписываются в профиль производства крупных компаний. Например, специальная подготовка образцов продукции крупных фирм для выставок, рекламы. В Бельгии малые предприятия по заказам крупных фирм осуществляют отдельные операции по переработке продовольственных товаров с просроченными сроками хранения, участвуют в изготовлении опытных образцов мебели и др.

Увеличению заказов со стороны крупных производителей способствует новая стратегия управления производством – аутсорсинг (outsoursing). В основе этого направления – поиск вариантов передачи на изготовление части выполняемого заказа другим исполнителям при условии, что это будет дешевле, чем самостоятельное выполнение данной работы. Точно также крупные компании соизмеряют затраты на самостоятельное обслуживание информационных потоков, разработку компьютерных программ, организацию питания сотрудников с величиной оплаты за эту же работу малым специализированным фирмам. Аутсорсинг поставил под сомнение такой универсальный показатель эффективной работы компании, как “удельный доход на одного работника”. Фирма с небольшим числом сотрудников может выполнять большой объем работ, пользуясь услугами аутсорсеров.

Малые предприятия сами используют аутсорсинг для повышения эффективности своей работы. Например, бухгалтерский учет и отчетность на многих малых предприятиях ведут специализированные фирмы, поскольку для самостоятельного учета руководитель малого предприятия должен иметь специальный сертификат.

Кооперация малого и большого бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимосоответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных и мелких предприятий.

Взаимосвязи малого и большого бизнеса в странах Западной Европы устанавливаются в различной форме. В ряде случаев крупная компания за счет своего потенциала организует самостоятельное малое предприятие и передает ему часть своих функций. Как правило, это связано с организацией мелкосерийного или индивидуального производства продукции определенного профиля. Часто на такие малые предприятия передаются функции по обслуживанию занятых на предприятии. Так, один из вариантов создания малого предприятия крупной фирмой и их взаимосвязи можно проследить на примере крупнейшей в Бельгии металлургической компании “Сидмар”. Несколько лет назад эта компания самостоятельно обеспечивала обедами часть своего персонала. После передачи этих функций менеджеру-специалисту “Сидмар” вынужден был выделять субсидии для сохранения уровня обслуживания в условиях низкой рентабельности ресторана, занятого только в обеденное время. После организации дочернего малого предприятия необходимость субсидий отпала, поскольку ресторан стал работать по вечерам для широкого круга клиентов, используя помещения и оборудование компании на условиях аренды. В результате компания не только решила задачу с питанием своего персонала, но и стала получать прибыль за счет арендной платы.

В начале 90-х годов в Западной Европе стали создаваться малые предприятия, которые используют технологии, заимствованные у крупных компаний, ведут научные исследования и разработки на их материальной базе, создают новые виды продукции, которые при успешной презентации внедряются их партнерами в массовое производство.

Качественно новый уровень взаимодействия большого и малого бизнеса проявляется при создании региональных центров поддержки малого бизнеса в странах Евросоюза. Здесь консолидируются усилия практически всех сторон, заинтересованных в успешной работе малых предприятий и увеличении их числа. Центральные и региональные органы власти интересует повышение занятости населения и рост поступления налогов от малого бизнеса, крупные компании заинтересованы в наиболее полном использовании потенциальных возможностей малых предприятий для решения своих корпоративных задач.

Органы власти участвуют в создании центров через различные фонды поддержки малого бизнеса, в финансировании которых они участвуют. Одновременно используются формы финансовой поддержки центров через налогообложение и субсидии. Крупные компании берут на себя часть затрат центров, помогают в организационной работе и т.д. Примером может служить центр поддержки малых предприятий в бельгийском городе Генте. Он организован 18 акционерами, среди которых компании “Volvo”, “Хонда”, пять крупнейших банков, администрация города, различные организации с государственным финансированием.

Партнерами малых предприятий могут быть не только крупные компании производственного профиля. На их месте могут быть, например, высшие учебные заведения. Уже есть опыт создания при них малых предприятий по оказанию образовательных услуг, консультированию и др. В этом случае решаются две важные задачи: во-первых, появляется возможность осуществлять на коммерческой основе дополнительную профессиональную подготовку специалистов или повышение их квалификации; во-вторых, эффективно использовать потенциал ВУЗов.

Для России особый интерес представляет зарубежная практика участия в создании центров поддержки малого бизнеса университетов. В этом случае стимулируется возможности оперативного использования нововведений и повышение профессиональных знаний у занятых в малом бизнесе на базе университетов. Это подтверждает работа “Инкубатора – инновационного центра”, созданного на базе Гентского университета.

В числе его 13 учредителей – правительство Восточной Фландрии, мэрия Гента, Женераль банк, федеральные и региональные организации поддержки малого бизнеса, крупные фирмы и ряд других. Все они представлены в руководстве центра и это позволяет им вести согласованную в общих интересах политику. Общее руководство Центром осуществляет Фламандское правительство, что свидетельствует о его большой значимости.

Центр одновременно решает две задачи: оказывает помощь малым предприятиям и реализует через них нововведения, разработанные в университетских лабораториях или с участием научно-педагогических работников университета. Причем, интересы университета прослеживаются в процессе решения обеих задач, поскольку в этом центре могут начинать малый бизнес выпускники университета, его преподаватели и научные работники. Именно они доводят многие нововведения до конкретных технологий и изделий. Последнее весьма интересует крупные компании, которые способны организовать серийное производство или масштабное внедрение результатов работы малых предприятий.

Вместе с тем центр не является чисто университетским, поскольку студенты, профессора составляют меньше 25 % от всех предпринимателей в этом центре. Однако их присутствие, высокая степень интеграции центра с университетом существенно повышает статус всех предпринимателей центра, служит им хорошей рекламой. Кроме того, центр помогает малым предприятиям устанавливать контакты с крупными фирмами, пользуясь своей известностью в деловых кругах.

Значимость и привлекательность центра для начинающих предпринимателей предопределена и конкретной помощью, которая оказывается малым предприятиям со стороны Университета в целом. Так, молодые предприниматели, работающие в центре могут учиться в университетской бизнес-школе, получать в ней консультации, находить среди ее слушателей своих будущих партнеров.

Что касается материальной помощи малым предприятиям, то ее диапазон достаточно широк. Это бесплатная связь (все виды), оплата электричества, отопление, охрана и др. Оказывается помощь и в получении льготных кредитов. Характерно, что центр принимает молодых предпринимателей, которые уже имеют свой бизнес, но испытывают трудности в его продолжении и развитии.

Подобные центры можно создавать при российских университетах, как классического типа, так и технических. Во многих из них проводятся фундаментальные и прикладные исследования, имеется достаточно хорошая лаборатория и экспериментальная база. В условиях недостаточного бюджетного финансирования эти вузы должны обратить внимание на малый бизнес, ориентировать на него студенческую науку с ее хорошими традициями в деле конкретных реальных разработок. Однако, заглавная роль университетов в этом деле может проявиться лишь при поддержке местной администрации.

Итоги различных совещаний, конференций и съездов, проведенных в последнее время свидетельствуют, что руководители российских регионов намерены компенсировать отсутствие финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном уровне за счет региональных бюджетов. Представляется, что часть этих средств, а также помощь местных предприятий целесообразно использовать для создания подобных центров. Более того, в каждом, даже среднем городе, имеются несколько вузов, способных придать центру многопрофильный характер и тем самым способствовать развитию малого бизнеса в широком диапазоне.

Весьма специфичны взаимосвязи между российскими малыми и крупными фирмами в инновационной сфере. Здесь поисковый характер работы предопределяет необходимость постоянных контактов, позволяющих корректировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Особенности взаимосвязей обусловлены также корпоративными интересами работников инновационной сферы, которые обеспечивают научную интеграцию любых организаций независимо от их размера. Последнее стало проявляться наиболее отчетливо в начале 90-х годов по мере сокращения бюджетного финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Именно в этот период эти организации, одновременно с резким сокращением объемов исследований и разработок, стали организовывать малые предприятия, позволяющие реализовывать двойные технологии и другие научные разработки на рынке. Такие малые предприятия можно разделить на две группы, в одну из которых входят предприятия целиком зависящие от крупных фирм, поскольку созданы на их базе и предназначены для сокращения сроков и упрощения процедуры передачи потенциальным потребителям новых технологий, образцов или мелко серийной продукции.

Во вторую группу входят предприятия с определенной независимостью, самостоятельной научной тематикой. Многие из них успешно работают с зарубежными фирмами, выполняя их заказы на самые различные разработки. Такая автономность увеличивает риски в из работе. Поэтому более защищены от экстремальных ситуаций предприятия первой группы.

В целом малые предприятия в инновационном секторе позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. Этому способствовали качественные изменения в практике взаимоотношений малых предприятий и крупных компаний. Во-первых, малые предприятия уже не ограничиваются работой на базе имеющихся научных разработок. Об этом свидетельствуют, например, сообщения о выполнении для них заказов академическими институтами на проведение целевых фундаментальных исследований, необходимых для разработки новых технологий, в наиболее перспективных направлениях.

Во-вторых, малые предприятия, условно включенные нами во вторую группу все чаще меняют свой статус в результате экстенсивного развития и увеличения числа занятых и уже сами организуют дочерние предприятия. В целом это способствует восстановлению на новых условиях распавшихся ранее крупных научно-исследовательских фирм и изменениям в их работе.

В результате создаются предпосылки для формирования гармоничной структуры инновационного потенциала за счет стремления к взаимосоответствию малого, среднего и большого бизнеса в научной сфере. Этот процесс сдерживается из-за недостаточного финансирования. Отсутствие венчурного капитала объясняется недоверием россиян к инвестиционным фондам. Это повышает роль федеральных и региональных органов власти в деле поддержки малых предприятий в научно-исследовательском секторе экономики.

Собственно, во всех развитых странах, несмотря на рост венчурного капитала, государственная поддержка остается весьма существенной за счет субсидий и различных льгот. В то же время существуют и другие формы и методы поддержки малых предприятий за счет их взаимосвязей с крупными фирмами.

В России получает распространение практика создания малых дочерних фирм крупными предприятиями для международных связей, поскольку в этом случае можно сконцентрировать кооперацию, изолировать финансовые и информационные связи от основного производства. Успешность такой работы подтверждает подмосковное предприятие “Бецема”. Это малое предприятие организовало совместно с крупной голландской компанией производство упаковочных машин. Последняя передала малому предприятию “Бистром” технологию, подготовила его персонал и обеспечила комплектующими изделиями. В результате “Бистром” имеет связи с крупными компаниями двух стран, что позволяет поставлять на рынок прогрессивное оборудование, изготовленное на 80 % на малом и головном предприятии в России. Голландская компания с небольшими затратами получила доступ на российский внутренний рынок и возможность покупать комплектующие изделия для своего производства в Европе.

Таким образом, взаимосвязи малого и большого бизнеса позволяют повысить устойчивость малых предприятий и снизить риски в их работе. С другой стороны, один из выходов из экстремальных ситуаций для малого бизнеса – помощь крупных предприятий. Все это подчеркивает необходимость развития взаимосвязей между малыми и большими предприятиями в России с использованием опыта зарубежных стран. Однако при это следует учитывать особенности российской экономики. Во-первых, ориентация значительной части производственного потенциала на экспорт сырья и энергоносителей. Здесь основная роль отводится крупным компаниям, которые в силу специфики своей работы не заинтересованы в развитии малых предприятий.

Во-вторых, соотношение числа крупных, средних и малых предприятий в России существенно отличается от подобного в странах с развитой рыночной экономикой не в пользу малого бизнеса.

В-третьих, действующие в России малые предприятия не ориентированы на производственные связи с крупными компаниями, поскольку их большая часть занимается торгово-посредническими операциями.

Между тем эффективные взаимосвязи между большим и малым бизнесом могут иметь место только при наличии взаимодействия этих двух секторов экономики. Для достижения такого взаимодействия необходимо резко увеличить число малых предприятий в производственной сфере, стимулировать развитие взаимосвязей между малым и большим бизнесом на основе адаптации соответствующего зарубежного опыта к российским условиям. Одновременно следует учитывать несовпадение психологии большого и малого бизнеса, что влияет на процесс поиска им взаимовыгодных отношений.

Различия в психологии обусловлены используемыми формами и методами достижения целей предпринимательства и масштабами принимаемых решений. В большом бизнесе ведущую роль играет перспектива, ради которой проводятся структурные изменения, долговременные целевые инвестиции, устанавливаются длительные связи, ведутся научные исследования и др. Кроме того, на крупных предприятиях широко используется коллективная подготовка принципиальных решений, которые зачастую имеют политические аспекты. Следует отметить и чувство уверенности у бизнесменов, обусловленное масштабами управления крупными хозяйственными объектами, имеющих значительную устойчивость в деловом мире.

Для малого бизнеса представляют интерес “короткие” деньги, обеспечивающие прибыль в ближайшее время. Это требует, как правило, оперативного и единоличного решения, динамики в установлении хозяйственных связей, оперативного изменения вида деятельности. Кроме того, ликвидация малого предприятия не оставляет значительного следа в социально-экономической ситуации даже в местном масштабе. Тогда как трудности крупной фирмы имеют значительный резонанс, часто в международном масштабе.

Большой и малый бизнес неоднозначно испытывают последствия конкуренции. Среди малых предприятий она носит непосредственный, оперативный характер. Продукция же крупных предприятий выходит на рынок через посредников, которые конкурируют между собой и зачастую находят совместные компромиссные решения. В результате крупные предприятия имеют больше возможностей заниматься производством, проводить структурные изменения, чтобы повысить конкурентоспособность как своей продукции, так и своих посредников.

Следует использовать все компромиссные взаимовыгодные варианты взаимосвязей большого и малого бизнеса. В России, например, многие малые предприятия испытывают трудности при закупках в незначительных количествах материалов и комплектующих из-за отсутствия свободных оборотных средств или складских помещений. В Москве подобные трудности испытывают минипекарни, которые не могут приобретать муку вагонами по отпускным ценам. Закупки муки мелкими партиями у посредников обходится значительно дороже. В конечном итоге это отражается на розничных ценах на хлеб.

Такие ситуации типичны и могут быть изменены организацией сети мелкооптовых магазинов, обслуживающих только малые предприятия. В платежных документах должен выделяться НДС, что облегчит определение налогов с предпринимателей. Такие магазины успешно работают во многих странах Евросоюза. В Москве в 2001 г. подобную торговлю ведут два магазина “Метро”.

Создание подобных инфраструктурных звеньев облегчит крупным предприятиям связи с малым бизнесом. Однако это опосредственные связи и они могут только расширить поле взаимоотношений. Что касается непосредственных взаимоотношений, то здесь необходимо развивать франчайзинг, лизинг, субподряды и др. Это можно сделать лишь при государственной поддержке, в частности через распределение госзаказа с обязательным выделением его части для малых предприятий. Это предусмотрено российским законодательством, но не исполняется на практике.

Развитие взаимосвязей между большими и малыми предприятиями, достижение взаимосоответствия между большим и малым бизнесом является важной частью общей политики в деле реструктуризации российской экономики.

Предпринимательство независимо от своих масштабов, представляет собой в целом единый и взаимосвязанный процесс, множество хозяйственных связей между малыми и большими предприятиями. В одних случаях они носят длительный характер, в других – разовый. Независимо от этого эти связи могут предотвратить критические ситуации в работе малых предприятий или оказать помощь при выходе из них. Крупные предприятия предпочитают сохранять связи со своими партнерами, если они строго выполняют свои обязательства или этому не препятствуют внешние факторы. Не всегда выгодно крупным предприятиям “делиться” с малыми госзаказом, поскольку последние из-за недостатка оборотных средства обычно нуждаются в предоплате.

Подобные ситуации носят типичный характер и могут быть решены в процессе организационной работы. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. В некоторых странах крупные предприятия при распределении госзаказа имеют преимущества, если они берут в число субподрядчиков малые предприятия.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости