Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доклад Председателя Комитета по делам предпринимательства при Правительстве Республики Саха (Якутия) Васильевой Г.С. на республиканской конференции "Малый бизнес - основа занятости населения"

От конференции до конференции

Ровно год отделяет нас от первой республиканской конференции по проблемам малого предпринимательства, которая проходила 16-17 декабря 1998 года. Сегодня мы вновь собрались с вами, чтобы обсудить наболевшие проблемы, проанализировать и подвести итоги нашей совместной работы за этот год.

Возникновение в нашей республике негосударственного сектора экономики, появление нового социального слоя частных предпринимателей - это свершившийся факт, объективная реальность, не требующая особых доказательств. Надо отметить, что сегодня развитие предпринимательства вступило в новый этап: независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Статистические данные показывают, что малое предпринимательство сегодня стало заметным явлением в экономике республики. По состоянию на 1 января 1999 года по данным Госкомстата РС(Я) на территории республики действовало 4326 малых предприятий. По сравнению с 1992-93 годами - началом возникновения первых малых предприятий - их количество увеличилось в 2,9 раза.

Динамику количества малых предприятий можно увидеть на следующем графике.

Значительный рост числа малых предприятий наблюдался в следующих отраслях: информационно-вычислительное обслуживание (в 2,3 раза), сельское хозяйство (в 2,6 раза), финансы, кредит, страхование (в 4 раза). Но при этом осталась незначительной доля малых предприятий этих отраслей от общего числа малых предприятий в республике – всего 5%. Уменьшилось число малых предприятий в таких отраслях как культура и искусство (на 52,8%), образование (на 13,6%).

В структуре малых предприятий из года в год увеличивается доля малых предприятий, работающих в сфере торговли и общественного питания.(схема распределения МП по отраслям).

Если рассмотреть распределение малых предприятий по территориальному принципу, то по состоянию на 1 января 1999 года каждое второе из числа малых предприятий действовало в столице республики (59,5%). По другим улусам наибольшее число малых предприятий сосредоточено в Нерюнгри (11%) и в Мирнинском улусе (7%). Наибольшее сокращение числа малых предприятий произошло в Усть-Алданском улусе (на 80,4%) , Момском (на 76,9%), Верхнеколымском и Эвено-Бытантайском (на 50%) улусах.

В 1998 году на малых предприятиях республики работало 27,5 тысяч человек. Из них 33,4% трудились в строительстве, 29,1% - в торговле и общественном питании, 20,5% - в промышленности. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых в республике составила 6,4%, а в отраслях информационно-вычислительного обслуживания – 77,6%, торговли и общественного питания – 30,9%.

Если сравнить с 1992 годом – численность работников малых предприятий возросла на 28,3%.

За 1998 год объем выручки от реализации продукции, товаров и услуг, оказанных работниками малых предприятий по всем видам деятельности составил 8,8% от всех отраслей республики. Доля уставного капитала увеличилась на 9,6% по отношению к 95 году. Значительный рост доли уставного капитала малых предприятий произошел в следующих отраслях: газовая, алмазно-гранильная, пищевая промышленность, автомобильный транспорт.

Розничный товарооборот малых предприятий в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличился на 30,3%. Основная часть товарооборота приходится на малые предприятия торговли и общественного питания (85,8%), транспорта (3,7%), строительства (3,7%), промышленности (3,6%).

Принятый в 1990 году Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” положил начало созданию новой организационно-правовой формы труда по землефермерскому хозяйству, как одному из видов предпринимательской деятельности крестьянина.

На 1 января 1999 года в республике насчитывалось 4116 фермерских хозяйств с общей площадью 265,2 тыс. га, что составляет всего 0,1% от общего земельного фонда республики. Наибольшееколичество крестьянских хозяйств имеется в таких крупных животноводческих улусах, как Усть-Алданский (567), Мегино-Кангаласский (389), Чурапчинский (350), Намский (309) и Верхневилюйский (255).

Большинство крестьянских хозяйств имеют сравнительно небольшие земельные участки, что является одной из причин сдерживания товарного производства. Лишь 7% крестьянских хозяйств имеют площади свыше 100 га. Если в целом по России по основным направлениям деятельности преобладают зерноводческие крестьянские хозяйства, то в нашей республике, исходя из традиционного уклада жизни коренного населения, в основном занимаются животноводством. Однако низкая окупаемость затрат, ограниченные финансовые возможности фермеров сдерживают развитие животноводства во многих улусах. Более развита эта категория хозяйств в Усть-Алданском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском и Намском улусах.. На сегодняшний день основной задачей развития крестьянских хозяйств является не столько их количественный рост, сколько качественные изменения в организации производства, позволяющие значительно повысить экономическую эффективность.

Установлено, что низкая эффективность крестьянских хозяйств предопределяется, прежде всего, характером общего экономического кризиса, влияющего на все аграрное производство. В то же время структура и организация производства в крестьянских хозяйствах не отвечают требованиям рыночной экономики.

Но, несмотря на то, что доля малого предпринимательства в экономике республики пока незначительна, их роль в реформировании экономики нельзя недооценивать, так как данная форма хозяйствования придает экономике необходимую гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости населения и другие социальные и экономические проблемы.

Международный опыт показывает, что развитие малых предприятий возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса. Государство должно помогать малому бизнесу, потому что это необходимо и государству, и народу.

За период, прошедший после проведения 1 республиканской конференции, со стороны нашего правительства по инициативе Комитета по делам предпринимательства были предприняты определенные шаги . Начато формирование законодательной базы, принят ряд нормативно-правовых документов по поддержке и развитию предпринимательства в республике:

    1. Постановление Правительства РС(Я) “О мерах по поддержке предпринимательства на 1999 – 2000 гг.”.
    2. Постановление Правительства РС(Я) “О реестре субъектов малого предпринимательства”.
    3. Распоряжение Правительства РС(Я) “О книге регистрации проверок (инспекций) для субъектов малого предпринимательства”.
    4. Закон РС(Я) “О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия)”.
    5. Распоряжение Правительства РС(Я) “О создании государственного учреждения “Республиканский информационно-маркетинговый центр”.
    6. Указ Президента РС(Я) “О мерах по дальнейшему развитию малого предпринимательства и ремесленничества в Республике Саха (Якутия)”.

    В настоящее время подготовлен и будет рассмотрен на заседании Правительства РС(Я) 10 декабря 1999 года “Закон о ремесленничестве в РС(Я)”. Разработана Государственная программа поддержки развития малого предпринимательства на 2000-2001 гг. Решением первой республиканской конференции был создан Координационный Совет по проблемам предпринимательства, который собирается 2 раза в месяц. На заседаниях Координационного Совета обсуждаются острые, наболевшие вопросы с приглашением предпринимателей, представителей фискальных структур, правоохранительных органов, разрешительных, лицензионных и сертификационных систем. Именно на таких регулярных встречах осуществляется диалог Комитета с субъектами малого предпринимательства.

    Для решения задач по созданию единой базы данных, проведению маркетинговых исследований, изучению состояния внутреннего рынка товаров и услуг в республике, создания сети информационного обеспечения создан Республиканский информационно-маркетинговый центр.

    Одним из направлений работы нашего Комитета является осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. В соответствии с Государственной программой поддержки предпринимательства на 1998-99 гг. для финансирования основных мероприятий по поддержке предпринимательства из бюджета республики было предусмотрено 66,2 млн. рублей. На сегодняшний день Фондом поддержки предпринимательства РС(Я) была оказана кредитная поддержка 65 субъектам малого предпринимательства на сумму 12 млн. рублей. На базе предложений, поступающих от предпринимателей, постоянно формируется банк данных инвестиционных проектов По выявлению лучших проектов проводится конкурс бизнес-планов. Проводится большая кропотливая работа по созданию реестра бизнес-планов по нескольким уровням от мелких до крупных проектов.

    Одним из важнейших инструментов имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. С этой целью создана лизинговая компания “Сахализинг”. Кроме того, отрабатывается возможность легитимной передачи неиспользуемого оборудования и арестованного имущества организаций должников - субъектам малого предпринимательства, что также явилось бы значительным подспорьем предпринимателям в условиях кризиса.

    С целью ознакомления с состоянием дел в малом предпринимательстве в улусах республики организованы выезды сотрудников Комитета в Намский, Амгинский, Верхоянский, Хангаласский, Нюрбинский, Верхневилюйский улусы, город Нерюнгри.

    Учитывая, что одним из важных направлений поддержки предпринимательства, является кадровое обеспечение, на средства гранта Фонда “Евразия” разработано и издано учебное пособие по обучающей программе “Основы предпринимательской деятельности” на якутском и русском языках. Программа была очень успешно апробирована в Намском улусе. Также по этой программе были организованы консультационно-информационные поездки сотрудников Комитета в ряд улусов республики (Таттинский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский).

    Для “живого” диалога с предпринимателями открыта “горячая линия”. Предприниматели постоянно обращаются в Комитет за консультацией по наболевшим проблемам.

    Вопросы предпринимательства, вся последняя информация, связанная с малым бизнесом, еженедельно освящаются в приложении газеты “Якутск вечерний” – “Дикое поле”.

    Одним из важных направлений в своей работе мы считаем развитие рынка товаров и услуг в республике. Сегодня можно считать свершившимся фактом тот момент, что значительная часть поставок и реализации товаров на потребительском рынке осуществляется частными структурами, субъектами малого предпринимательства. Во многих городах и улусах за счет средств и сил предпринимателей открыто много магазинов, различных салонов, пунктов общественного питания, предприятий заправки ГСМ. Фондом поддержки предпринимательства оказана кредитная поддержка 23 субъектам малого предпринимательства на сумму 6137243 руб.

    В настоящее время ведется работа по созданию Центра ремесел народов Саха. Развитию рынка услуг будет способствовать и создание РИМЦ, и принятие Закона о ремесленничестве.

    Учитывая опыт предшествующих лет необходимо констатировать факт, что становление и развитие внутреннего рынка услуг, как и малого бизнеса в целом, - достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет и требующий дополнительных усилий.

    Но несмотря на все принятые меры, надо отметить, что сегодня почти 2/3 малых предприятий в основном нацелены на простое выживание. За последний год особенно обострились такие общие проблемы малого предпринимательства как:

    1. Организация сбыта
    2. Уплата налогов (особенно с введением вмененного налога на предприятиях торговли и общественного питания)
    3. Поиск оборотных средств (предприятия торговли и общественного питания)
    4. Выплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов (особенно для транспортных предприятий)
    5. Аренда помещений
    6. Привлечение инвестиций
    7. Правовая незащищенность

    Для решения всех этих проблем необходимо еще более активизировать работу по созданию благоприятных условий для стабильного развития и наращивания экономического потенциала малого предпринимательства в республике. Необходимо создать комплексную правовую систему государственной поддержки малого предпринимательства, ликвидировать административные барьеры на пути предпринимательства, которые приводят к уходу малых предприятий в “теневую” экономику. Наиболее остро и очевидно административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий, который, несмотря на новое Положение о регистрации, принятое Министерством юстиции республики осенью этого года, остается не совсем “упрощенным”. Тот документ, который предприниматель получает после регистрации в Министерстве юстиции, сам по себе силы не имеет. Необходимо пройти еще целый круг дополнительных регистрационных процедур в ГНИ, Госкомстате, различных Фондах. Практика показывает, что начинающий предприниматель для того, чтобы зарегистрировать малое предприятие должен посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, без которых деятельность предприятия невозможна. Кроме того, после начала своей деятельности, малое предприятие подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов (в нашей республике их около 35). Каждая такая проверка отнимает время у предпринимателя и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов. Думаем, что введение Книги инспекций поможет решить эту проблему для предпринимателей.

    В области финансово-кредитной поддержки малых предприятий необходимо разработать специальный механизм, включающий развитие системы гарантий, налоговые льготы, совершенствование законодательного пространства, информационную поддержку, обучение кадров, развитие инфраструктуры малого предпринимательства. Необходимо применять и развивать другие формы финансирования – общества взаимного кредитования, лизинга, франчайзинга.

    В области имущественной поддержки нужно вводить практику аренды или передачи крупными предприятиями малому бизнесу бездействующих производственных площадей при условии их использования для производственных целей и создания дополнительных рабочих мест. Необходимо изменить процедуру банкротства применительно к малому бизнесу. Процедура банкротства должна быть направлена на полное разорение и прекращение деятельности малых предприятий, а на конкурсную передачу бизнеса новому владельцу.

    Для решения проблемы кадрового обеспечения необходимо развивать инфраструктурные объекты, которые будут заниматься обучением и оказанием консультационных услуг. По мере становления рынка на первое место в бизнесе постепенно выходит профессионализм управления. Необходимы внешние усилия, в том числе и со стороны государства, направленные на создание системы обучения основам предпринимательской деятельности широких слоев населения и индивидуальной подготовки менеджеров малого предпринимательства. Опыт показывает, что средства, инвестированные в подготовку кадров для предпринимательской деятельности, через два года возвращаются десятикратно налогами в бюджет.

    В заключение еще раз хочу отметить, что возрождение и развитие экономики в русле углубления рыночных преобразований невозможно вне развития малого предпринимательства во всех его направлениях – от торговли до инновационного производства. В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий достигает от 80 до 99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Развитое малое предпринимательство - это уникальный и эффективный инструмент для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости