Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Малый образовательный бизнес в вузовской системе

Каленкевич Е.Г.

Проблемами изучения образовательной сферы в экономическом аспекте занимается такая самостоятельная научная отрасль, как экономика образования. Ее рождение следует отнести к 60-м годам этого столетия, хотя более бурное развитие она получает лишь с 80-х годов. В это время образование начинают рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, а не просто как форму личного потребления. Исследователи приходят к выводу, что подобные инвестиции могут считаться весьма эффективными по сравнению с другими, так как "норма отдачи" здесь может превышать 10%. Причем, несмотря на существующие разногласия в определении критериев эффективности у различных авторов, цифры оказывались одинаковыми.

Долгое время в центре внимания данной науки фактически находились 2 главных вопроса: о влиянии образования на экономику страны и отыскания способов поддержания и обеспечения дальнейшего развития образовательной сферы.

Последний из вопросов актуализировался снижением экономических темпов роста, что сказывалось и на образовательной системе. При том, что возможности государственного финансирования не могут быть безграничны, а необходимость вложения средств в нее не подвергалась сомнению, осуществлялись поиски путей обеспечения поддержки образования в сложных социально-экономических условиях.

Практика показала, что переориентация учреждений на зарабатывание средств собственными силами мало эффективна, если не сказать, что вредна. Более того, чисто экономический подход к проблеме образования начинает демонстрировать собственную ограниченность и постепенно дополняется социальным. Исследователи приходят к выводу о необходимости учитывать социальные категории при анализе эффективности деятельности образовательных учреждений, ибо социальные факторы могут влиять на востребованность в тех или иных образовательных услугах, на расходы на образовательную сферу, и сами образовательные учреждения оказывают влияние на социальную среду.

Отмечая способность образовательной системы постоянно эволюционировать и адаптироваться, как одно из ее фундаментальных свойств, исследователи приходят к выводу, что "не существует одного и единственного пути рационального управления образовательной системой, существует множество решений, которые могут меняться в зависимости от поставленных целей, имеющихся в наличии средств и объявленных политическими деятелями каждой страны приоритетов".

Коммерциализация образовательной сферы в связи с переходом экономики на рыночные отношения проявилась в развитии так называемого "малого бизнеса" высшей школы, имеющего свои особенности, обусловленные спецификой ее "основного продукта".

Следует заметить, что потребность в "малом бизнесе" назрела не столько по объективным, сколько по финансовым причинам, ибо к этому времени финансовое обеспечение деятельности вузов из средств госбюджета удовлетворялось лишь на 37%. И существующее противоречие между интересами образовательных учреждений и элементами рыночной структуры начало разрешаться по пассивному пути - приспособлению вузов к рыночной среде и стремлению их к удовлетворению интересов рыночных субъектов.

Именно в этих двух формах социально-экономической деятельности вузов и проявилась сущность развития малого бизнеса высшей школы, его организационного построения. Подобные структуры характеризует гибкое управление, высокая мобильность и способность оперативно реагировать на изменение потребностей в научно-образовательных услугах. Их деятельность часто сопряжена с инновационной, что в равной степени относится к образовательному процессу, программам и технологиям обучения и к оказанию научно-исследовательских услуг, разработке проектов и обеспечению развивающейся рыночной инфраструктуры необходимой информацией. Причем в обеих формах часто используется студенческая инициатива.

Развитие малого бизнеса не только позволило отчасти решать вопросы собственного финансирования, изыскивая новые источники, но и приближать образовательную сферу в целом к общественным потребностям, а свои услуги делать "адресными".

На место рухнувшей системы послевузовской подготовки и переподготовки кадров пришла принципиально новая, базирующаяся на ином подходе, так называемом, целевом. Она проявилась в форме переобучения преподавательского состава с ориентацией на нужды конкретных вузов, в "штучной подготовке кадров", востребованных рыночными структурами, в создании многочисленных школ бизнеса и разного рода курсов.

Все вышеназванные вопросы с необходимостью требуют разработки комплексной стратегии развития высшего образования и общества в целом, и в основе ее должна лежать концепция сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества субъектов образовательной системы между собой и с элементами инфраструктуры рынка, а также с нерыночным сектором. Ведь нельзя забывать, что образовательные учреждения могут оказывать исследовательские услуги государственным органам управления и осуществлять фундаментальные научные исследования, готовить специалистов для системы образования, здравоохранения, оборонной промышленности.

Необходимо также более четко определиться с самим понятием малого бизнеса в образовательной сфере, с его формами, которые не исчерпываются юридическим определением собственности, с его наиболее эффективным включением в социально-экономическую жизнь общества - как в интересах общества, так и организационных структур данного малого бизнеса. К примеру, ему может быть под силу оказание помощи государству в решении вопросов ликвидации безработицы, ведь сегодня уже не секрет, что размеры ее достигают гигантской величины, если учитывать явления так называемой скрытой безработицы. Во-первых, сам малый бизнес способствует увеличению занятости, но с другой стороны, именно малые вузы могут оперативно и эффективно решать проблему переподготовки, в том числе, определяя потребность в сегодняшних и будущих специалистах на основании соответствующих собственных разработок.

"Малый бизнес в сфере высшего образования не для того нужен, чтобы он конкурировал с крупными государственными образовательными структурами, напротив, следует стремиться к тому, чтобы он, вырастая при государственной поддержке, взаимодействовал с ними и организационно их дополнял".

Государственная поддержка должна стать важным компонентом для дальнейшего развития малого бизнеса высшей школы. Но и государственные учреждения образования не должны выпадать из хозяйственной системы, ибо они являются одновременно и крупными научными центрами, а значит могут играть значимую роль в общественном развитии. Без использования их научно-технического потенциала не сможет эффективно развиваться промышленность, но при этом разрушение может угрожать и целым научным школам.

Информация представлена интернет-порталом "Русский Гуманитарный Интернет Университет"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости