Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства

Институт стратегического анализа и развития предпринимательства

АННОТАЦИЯ

Настоящие методические рекомендации являются результатом исследования, осуществленного в рамках Института стратегического анализа и развития предпринимательства по договору с Российским центром приватизации в рамках научно-исследовательской программы, утвержденной по выполнению Части Е Займа содействия осуществлению приватизации № 3546- RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.

Объектом исследования стали программы поддержки малого предпринимательства, разработанные на различных уровнях управления -региональном (субъектов федерации), областном, муниципальном.

В качестве исходной информации использованы региональные программы поддержки малого предпринимательства, имевшиеся в распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства в сентября 1996 г., данные государственной статистики, результаты, социологического опроса руководителей малых предприятий, проведенного Институтом в октябре 19% г., а также законодательно-нормативная база в области поддержки малого предпринимательства в обследованных регионах.

Научный руководитель исследования - к.э.н. Голикова В.В.

Методические рекомендации разработаны: к.э.н. Алимовой Т.А., к.э.н. Авиловой А.В., Березой Т.Н., к.э.н. Голиковой В.В., к.э.н. Макаровой О.А.

Научное редактирование - Главацкая Н.Г.

Рецензент - к.э.н. Баткилина Г.В.

Верстка - Дедкова С.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Структура предпроектного анализа социально-экономического положения региона и развития малого бизнеса

Анализ социально-экономического положения региона

Анализ развития малого предпринимательства в регионе

Методические рекомендации по формированию региональных программ поддержки малого предпринимательства

Основные положения

Этапы, критерии формирования программы поддержки МБ и ее элементов

Расчет эффективности программы

Механизм управления разработкой программы

Приложение

Ключевые ошибки при составлении региональных программ поддержки малого предпринимательства

Введение

Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства являются целью и результатом исследования, осуществленного в рамках Института стратегического анализа и развития предпринимательства в период с сентября 1996 г. по февраль 1997 г. по договору с Российским центром приватизации в рамках научно-исследовательской программы, утвержденной по выполнению Части Е Займа содействия осуществлению приватизации N 3546- RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.

Необходимость и актуальность проведения исследования обусловлена тем, что в настоящее время в большинстве регионов РФ местными администрациями сформированы региональные фонды, агентства, центры поддержки предпринимательства. В то же время лишь в половине из них разработаны соответствующие программы. Формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода - отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчеты эффективности реализации как отдельных компонентов, так и программы в целом. По мере того, как в процесс разработки программ поддержки предпринимательства будут включаться остальные регионы, исключительную важность приобретает методическая помощь разработчикам, включающая описание процедуры формирования программ по этапам, анализ типичных ошибок, с тем, чтобы избежать их тиражирования, которое может дискредитировать саму идею государственной поддержки частного сектора.

Объектом исследования стали программы поддержки малого предпринимательства, разработанные на различных уровнях управления -региональном (субъектов федерации), областном, муниципальном.

В качестве исходной информации использованы региональные программы поддержки малого предпринимательства, имевшиеся в распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства в сентябре 1996г., данные государственной статистики, результаты социологического опроса руководителей малых предприятий, проведенного Институтом в октябре 1996 г., а также законодательно-нормативная база в области поддержки малого предпринимательства в обследованных регионах.

В методических рекомендациях особое внимание уделено предпроектной стадии разработки региональных программ, на которой происходит сбор и анализ исходной информации, выявление ключевых проблем региона и малого бизнеса. Качество разработки программ не может быть обеспечено без серьезной подготовительной работы. Для оказания методической помощи разработчикам программ авторы сочли необходимым подробно рассмотреть содержание этого этапа.

При подготовке данных методических рекомендаций были проанализированы соответствующие методические рекомендации, подготовленные Министерством экономики в 1993 г., а также учтен положительный опыт разработки региональных программ развития МБ, накопленный в течение ряда лет в Иркутской области.

Используемые в работе термины "малое предпринимательство", "малое предприятие", "малый бизнес", относящиеся к одному и тому же понятию, ориентируются на определение малого предпринимательства, содержащееся в нормативных документах, регулирующих деятельность этого субъекта российской экономики.

В тексте использованы сокращения: МП - малое предприятие, МБ -малый бизнес.

Структура предпроектного анализа социально-экономического положения региона и развития малого бизнеса

Анализ социально-экономического положения региона

Комплексный анализ социально-экономического развития региона для разработки программы развития малого бизнеса проводится по следующим направлениям:

  • уровень жизни населения;
  • состояние рынка труда;
  • экономический потенциал и его использование;
  • институционально-финансовая среда;
  • экономическая политика региональных органов власти;
  • социально-политическая обстановка.

Анализ этих групп показателей позволит получить: достаточно полную информацию о производственном потенциале и инфраструктурной обеспеченности региона; оценку реального вклада региона в экономику страны; данные о диспропорциях в его развитии; обобщенное представление о месте региона среди субъектов Федерации.

На основе этих данных регион должен быть типологизирован по следующим признакам:

  • уровню жизни населения (очень высокий, достаточно высокий, средний, низкий);
  • глубине спада промышленного производства (глубокий, больше сред него, средний, меньше среднего, незначительный);
  • степени бюджетной самостоятельности - регионы-доноры ("ведущие", "проблемные", "условные") и реципиенты (мало дотационные, умеренно дотационные, дотационные, высоко дотационные, "привилегированные" республики);
  • уровню бюджетной обеспеченности (высокая, средняя, низкая);
  • числу крупнейших банков (регион - доминант, крупный регион-лидер, неявный лидер, с "банковским гигантом", затертый регион, регион -"новичок" и "старый");
  • степени регулирования местных цен на товары и услуги (высокая, выше средней, средняя, ниже средней, низкая).

Наиболее острые проблемы, выявленные в результате анализа, должны лечь в основу предлагаемой системы целей и задач государственной поддержки малого бизнеса и оценки возможного вклада этого сектора в социально-экономическое развитие региона.

Уровень жизни населения

В региональном разрезе комплексно характеризует уровень развития региона интегральный показатель уровня жизни населения.

Данный показатель аккумулирует в себе оценку тенденции развития региона по численности экономически активного населения, продолжительности жизни населения и его образовательному уровню; соотношению номинальных доходов и цен на потребительские товары и услуги населению; величине прожиточного минимума; покупательной способности различных групп населения; концентрации доходов населения; степени имущественного неравенства и социального расслоения населения.

В этом разделе анализируются следующие показатели:

  • естественный прирост и динамика численности населения;
  • динамика денежных доходов;
  • соотношение среднедушевых доходов различных групп населения и прожиточного минимума;
  • покупательная способность;
  • соотношение доходов наименее и наиболее обеспеченных групп населения.

Состояние рынка труда

Соотношение спроса и предложения на региональном рынке труда -основной показатель, позволяющий оценить возможный вклад малого бизнеса в решение проблемы занятости в регионе. Это соотношение должно выводиться из показателей, характеризующих как регион в целом, так и отдельные населенные пункты. Особое внимание должно быть уделено анализу ситуации на рынке тру да в населенных пунктах, имеющих градообразующие предприятия.

Анализ состояния рынка проводится по следующим показателям:

  • численность населения в трудоспособном возрасте;
  • образовательный уровень трудовых ресурсов;
  • уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом бизнесе;
  • спрос на рабочую силу (по полу, возрасту, уровню образования и квалификации);
  • уровень безработицы и ее динамика;
  • средняя продолжительность безработицы;
  • структура безработицы по поло-возрастному, образовательному и профессиональному уровням;
  • масштабы неполной занятости (работа неполный рабочий день, от пуска по инициативе администрации, в том числе без материальной компенсации);
  • интенсивность миграционных процессов;
  • характеристика масштабов трудоустройства (через региональную службу занятости и частные фирмы);
  • масштабы переподготовки безработных через региональную службу занятости;
  • количество предпринимателей из числа бывших безработных.

Характеристика регионального рынка труда должна строиться во взаимосвязи с показателями уровня инвестиционной активности и динамики промышленного производства.

Экономический потенциал региона и его использование

Для обобщенной характеристики экономического потенциала региона и степени его использования применяются следующие группы показателей:

  • величина ВВП, произведенного в регионе на душу населения;
  • объем и динамика промышленного и сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах;
  • доля ВВП, произведенного в регионе в ВВП РФ;
  • доля экспорта региона в экспорте РФ;
  • обеспеченность региона собственными ресурсами;
  • производственная специализация региона и текущее финансово-экономическое состояние предприятий, ее определяющих;
  • состояние градообразующих предприятий.

Институционально-финансовая среда и инвестиционный климат

Анализ должен быть направлен на оценку состояния местной финансовой системы и перспектив ее развития, а также возможностей и перспектив региона в создании условий для привлечения инвестиций. В этом разделе анализируются следующие интегральные показатели:

-бюджетная самостоятельность региона (объем средств, получаемых из федерального бюджета);

  • уровень и динамика задолженности по зарплате;
  • доля убыточных предприятий;
  • состояние банковской инфраструктуры (количество зарегистрированных банков, в т.ч. работающих с МБ), количество филиалов, созданных банками из других регионов;
  • наличие страховых, лизинговых компаний, обществ взаимного кредитования;
  • наличие международных кредитных линий;
  • объем инвестиции;
  • структура инвестиций;
  • характеристика осуществляемых целевых программ и инвестиционных проектов;
  • объем и качественная характеристика работ, проводимых МБ по госзаказам (федеральным и региональным).

Экономическая политика региональных органов власти

Анализ экономической политики на региональном уровне с точки зрения оценки состояния делового климата необходим для определения его возможных воздействий на развитие малого предпринимательства. Индикатором в выявлении мер воздействия со стороны региональных органов власти и управления может служить степень регулирования цен на товары и услуги, анализ их решений и действий с точки зрения реализации равных прав и возможностей для развития всех групп хозяйствующих субъектов и секторов экономики.

Социально-политическая обстановка

В этом разделе дается общая характеристика социально-политического климата, сложившегося в регионе, под углом зрения отношения населения к хозяйственной реформе, предпринимательству и государственной политике поддержки малого бизнеса. Степень политической нестабильности анализируется по следующим группам показателей:

  • социальный состав населения;
  • уровень и характер безработицы;
  • интенсивность забастовочного движения;
  • итоги последних президентских, парламентских и местных выборов в регионе (соотношение голосов, полученных сторонниками правительства и оппозицией).

Анализ развития малого предпринимательства в регионе

Информационная база анализа развития малого бизнеса в регионе формируется на основе сплошных статистических наблюдений, осуществляемых органами государственной статистики в режиме постоянных и специальных обследований, по результатам выборочных социально-экономических опросов, проводимых различными исследовательскими, социологическими институтами и службами, а также на основе материалов союзов и ассоциаций малых предприятий..

Органами государственной статистики собираются и публикуются данные о числе МП и количестве работающих на них как постоянно так и временно. Кроме того, отслеживаются такие экономические показатели деятельности МП, как объем произведенной продукции, валовой доход, балансовая прибыль. Все данные предоставляются в разрезе отраслей и форм собственности. Таким образом, анализ данных государственной статистики по малому предпринимательству позволяет оценить его концентрацию в регионе как по числу предприятий, так и по числу занятых, выявить отраслевую структуру и сопоставить, в какой степени выявленные характеристики МП соответствуют общероссийским тенденциям и тому уровню, который сложился в развитых рыночных экономиках.

Сплошные и выборочные статистические наблюдения обеспечивают формирование временного ряда сопоставимых показателей, отражающих главным образом количественные характеристики экономической деятельности предприятий. Специальные опросы уточняют качественные параметры процессов, происходящих в малом предпринимательстве.

Сведения, аккумулируемые союзами и ассоциациями, отражают меру осознания ими общих интересов и способность к их организационному выражению, лоббированию в структурах власти.

Привлечение данных иных организаций - например, налоговой инспекции, позволяет оценить вклад малого предпринимательства в формирование бюджета региона.

Местная система поддержки малого предпринимательства

В этом разделе необходимо переосмыслить весь ранее упомянутый материал под углом зрения оценки уровня развития местной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В частности, следует проанализировать:

  • наличие и реальные возможности финансовых учреждений, работающих с МБ (уполномоченные банки, инвестиционные и гарантийные фонды, страховые и лизинговые компании, аудиторские фирмы);
  • состояние информационной базы (достоверность и полнота местных статистических данных по производству и занятости, наличие информационных банков данных и степень их доступности для МП, система поиска потенциальных партнеров, организация обслуживания МП современной компьютерной техникой);
  • обеспеченность региона сетью бизнес-школ и преподавательскими кадрами по профилю "предпринимательство" (наличие базовых методических центров и их деятельность по организации учебного процесса в сфере бизнес-образования);
  • постановку бизнес-консультирования (услуги МП по составлению бизнес-планов, помощь в разработке стратегии менеджмента и маркетинга, консультации по вопросам приватизации, пользования кредитом и т.д.);
  • ситуацию на рынке недвижимости (наличие неиспользуемых производственных мощностей, незавершенных производственных объектов, возможности отвода или выкупа земельных участков под индивидуальные проекты, размеры муниципального фонда нежилых помещений, ставки аренд ной платы);
  • научно-технический потенциал региона (наличие на его территории высокотехнологичных производств, КБ и научных лабораторий, политехнических вузов, бизнес-инкубаторов или технопарков, а также относительная численность научных и квалифицированных технических кадров, молодежи, обучающейся техническим специальностям).

Эффективность системы поддержки малого предпринимательства должна быть оценена под следующим углом зрения:

  • обеспечения всестороннего характера поддержки путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур;
  • соответствия результатов деятельности той или иной конкретной структуры возложенным на нее функциям;
  • отсутствия дублирования, противоречивости функций различных организаций;
  • обеспечения согласованного, однонаправленного действия всех составляющих систем поддержки.

Воздействие федерального и местного законодательства

С принятием законодательных и нормативных актов федерального уровня закладывается правовая основа для разработки пакета законодательных и нормативных актов в области малого предпринимательства на региональном уровне.

В условиях растущей хозяйственной самостоятельности регионов такой зачастую присущий федеральному законодательству недостаток как неконкретность и декларированность отдельных норм, регламентирующих направления поддержки малого предпринимательства, может быть устранен на региональном уровне. Поэтому экспертный анализ нормативно-законодательной базы должен быть дополнен анализом ее воздействия на развитие малого бизнеса в данном регионе.

Независимая экспертиза местной законодательной и нормативной базы в области малого предпринимательства

Как показывает опыт, нормативная и законодательная базы на региональном уровне разрабатываются неравномерно. Имеются факты принятия региональными и местными органами решений, существенно сдерживающих развитие малого предпринимательства, ставящих в неравные условия хозяйственной деятельности предпринимателей, ограничивающих свободное перемещение товаров и капитала. Поэтому для обеспечения нормального развития и эффективной деятельности МБ необходима не только разработка соответствующих региональных законодательных и нормативных актов, но и их независимая экспертная оценка.

Выполнение предыдущей программы поддержки малого бизнеса

Региональные программы поддержки малого предпринимательства должны обеспечивать преемственность по отношению к подобным программам за предыдущий период. В этом разделе должна быть дана оценка результатов выполнения мероприятий по всем разделам предыдущей программы и накопленного опыта по решению поставленных задач.

Проведение анализа по рассмотренным выше направлениям позволяет обосновать необходимость государственной поддержки малого предпринимательства и разработать конкретные меры, направленные на решение его наиболее острых в данном регионе проблем.

Авторы методических рекомендаций понимают, что проведение предпроекгного анализа в предложенном объеме является трудоемкой процедурой и требует координации действий всех организаций и ведомств, участвующих в разработке программы. Однако, учитывая необходимость периодической разработки таких программ, сбор и анализ данных в предложенном объеме позволит заложить основу как для мониторинга социально-экономического развития региона, так и для получения информации для других целевых программ.

Методические рекомендации по формированию региональных программ поддержки малого предпринимательства

Основные положения

Формирование рыночной системы хозяйствования неотделимо от процессов становления и развития частного предпринимательства. Наиболее динамично эти процессы протекают в малом бизнесе.

В России для эффективного развития малого предпринимательства есть все предпосылки, включая высокий ресурсный, производственно-технологический, кадровый потенциал. Задача государственной политики поддержки малого бизнеса - реализация потенциальных возможностей с тем, чтобы предпринимательская активность населения способствовала подъему экономики как регионов, так и страны в целом.

Региональная программа поддержки малого бизнеса, являясь составной частью государственной социально-экономической политики, должна разрабатываться, исходя из ее общих целей и основных принципов. Учитывая стратегически важную роль малого бизнеса в становлении предпринимательства, программа поддержки МП в регионе должна иметь статус целевой региональной программы с тем, чтобы её выполнение было на особом контроле, а финансирование оформлялось отдельной строкой регионального бюджета, что гарантирует выделение средств в запланированном объеме.

Цели государственной программы поддержки малого бизнеса определяются как текущим этапом его развития, так и тем положением, которое в перспективе должно занять малое предпринимательство в системе развитых рыночных отношений. Цели региональной программы поддержки указывают основное направление государственной политики по отношению к малому бизнесу, как к субъекту российской экономики, и согласуются с приоритетами и направлениями программы социально-экономического развития региона.

Основные принципы, назначение и область применения рекомендаций

1.1. Методические рекомендации содержат комплекс принципов, процедур, критериев и методов, необходимых в процессе разработки и реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, данные рекомендации смогут быть использованы в качестве учебного материала в учебных центрах, осуществляющих переподготовку специалистов госслужбы.

1.2. Целью данных рекомендаций является содействие формированию региональной программы и обоснование организационно-экономических условий, обеспечивающих ее реализацию.

1.3. Общие принципы, положенные в основу данных рекомендаций, применимы к формированию программ поддержки на региональном уровне независимо от региональных особенностей.

1.4.Рекомендации предназначены для:

  • органов управления регионального и муниципального уровня;
  • ассоциаций предпринимателей, принимающих участие в разработке программ;
  • других участников разработки и реализации программ (фондов, агентств по поддержке малого предпринимательства);
  • лиц, осуществляющих независимую экспертизу таких программ.

1.5. Рекомендации ориентированы на решение следующих задач:

  • разработку программы, в наибольшей степени отвечающей потребностям социально-экономического развития региона;
  • сравнение вариантов программы, в том числе различающихся организационно-экономическими механизмами реализации;
  • оценку, реализуемости и эффективности программы в процессе ее формирования.

1.6. Рекомендации опираются на основные принципы и сложившиеся в практике подходы к формированию программ.

1.7. Рекомендации основаны на:

  • необходимости единообразного подхода к формированию программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне;
  • необходимости учета многообразия интересов участников программы;
  • добровольности участия предприятий, организаций, коммерческих структур и других хозяйствующих субъектов в формировании региональной программы;
  • необходимости максимального устранения эффекта неполноты и не точности информации как на этапе разработки, так и на этапе оценки эффективности региональной программы.

1.8. Процедура формирования региональной программы основывается на следующих предпосылках:

  • государство может оказывать прямую и косвенную поддержку развитию МБ;
  • государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм поддержки предпринимательской деятельности в том числе создавать фонды для концентрации средств из различных источников в целях реализации приоритетных для государства проектов.

Основные задачи, стоящие перед разработчиками региональных программ поддержки МБ, вытекают из общих целей развития предпринимательства и должны способствовать:

  • формированию в регионах благоприятной среды для развития малого предпринимательства;
  • решению проблем занятости трудоспособного населения;
  • насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе;
  • достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке;
  • сохранению и развитию имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала;
  • поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйственных субъектов на местном рынке (формирование конкурентной среды);
  • созданию благоприятной (стабильной) социально-политической обстановки в регионе, формированию среднего класса как одного из путей преодоления социального неравенства в обществе;
  • повышению предпринимательской культуры населения;
  • эффективному использованию природных ресурсов;
  • устранению сложившихся диспропорций в развитие производства и сферы услуг.

При разработке программ следует максимально использовать уже существующие институциональные структуры, ориентируя их на решение новых задач.

Программа, являясь средством реализации политики поддержки МБ в регионе, должна включать:

  • цели и задачи;
  • направления поддержки;
  • приоритетные направления;
  • перечень мероприятий;
  • сроки и этапы реализации;
  • ресурсное обеспечение программы и отдельных мероприятий;
  • источники и этапы финансирования;
  • ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий;
  • перечень исполнителей.

Механизм поддержки малого предпринимательства в регионе должен формироваться на основе принципа адресности поддержки - перехода от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных льгот, поручительств или гарантий, как дополнительного средства привлечения частных инвестиций. Мероприятия должны дифференцироваться с учетом разных стадий развития малых предприятий (старта, развертывания деятельности, стадии зрелости), сфер и видов предпринимательства, специфики социальной базы и кадрового потенциала региона.

Программу поддержки МБ целесообразно разрабатывать на период не менее 2-х лет, при этом необходимо соблюдать принцип преемственности по отношению к целям, реализованным в ходе предыдущих программ.

В методологии разработки региональных программ поддержки малого предпринимательства, по мнению авторов, целесообразно использовать принципы программно-целевого управления. Исходя из этих предпосылок региональная целевая программа представляет собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области регионального развития.

Элементами программы являются подпрограммы, проекты, мероприятия.

Подпрограмма - относительно обособленная совокупность мероприятий, обеспечивающих осуществление отдельно взятой цели программы.

Проект - система документов (информационных, финансовых, организационно-правовых), необходимых для осуществления комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

Мероприятия в рамках программы представляют деятельность, являющуюся средством решения сформулированных задач.

При разработке программы должны учитываться следующие аспекты:

структурный - утверждение состава и структуры исполнителей, определение функций, прав и ответственности заказчика и исполнителя, принципов взаимоотношений между ними.

процедурный - определение порядка и сроков выполнения работ по программе.

.Для выявления и структуризации ведущих проблем необходимо проводить предпроектный анализ (см. выше), на основе которого затем разрабатывается целевой блок с системой целей, определяющих стратегию развития малого бизнеса региона.

В соответствии с принципами программно-целевого подхода алгоритм разработки целевых программ выглядит следующим образом (Схема 1):

Схема 1

Конкретизация целей и задач программы осуществляется путем их ранжирования, т.е. проведения оценки относительной важности реализации данной цели для достижения стратегической цели программы. Эта оценка основана на процедуре экспертного анализа.

Реализация цели обеспечивается комплексом мероприятий.

Описание мероприятия должно включать его содержание, состав участников, период (сроки) реализации, результаты, затраты ресурсов, показатели эффективности.

Критериями выделения мероприятий служат их роль и вклад в решение основных целей и задач программы, длительность сроков реализации.

К ресурсам относятся материальные, трудовые и финансовые средства, обеспечивающие достижение целей, информация (научные знания, технические проекты, разработки технологий). Интегральная оценка ресурсного обеспечения дается в стоимостной форме.

Недостаточность бюджетных ассигнований может быть практически эквивалентно компенсирована особым механизмом реализации программ. Он предполагает использование специальных гарантийных фондов и дифференцированных кредитных ставок, гибкую инвестиционную поддержку, ориентированную на производственную и инновационную сферу, создание системы льготного налогообложения прибыли, полученной за счет инновационных мероприятий, наличие системы льготного патентного и лицензионного обслуживания МП, введение дополнительных стимулов для развития малого бизнеса в кризисно-депрессивных районах, возможность получения коммерческими структурами в собственность имущества, земли.

Учитывая неоднородность малого бизнеса по составу предприятий и характеристикам предпринимателей, в программах необходимо разрабатывать специальные стратегии поддержки, ориентированные на эти группы.

Группы, требующие разработки специальной поддержки, выделяются по двум критериям. Первый относится непосредственно к предприятию и фиксирует такие параметры, как возраст фирмы, сфера деятельности, организационно-правовой статус, размер предприятия. Второй критерий социальные, демографические, национальные характеристики непосредственно предпринимателя.

По первому критерию в группы специальной поддержки входят.

  • МП на этапе становления, средняя продолжительность которого не более двух лет;
  • инновационные предприятия;
  • агробизнес;
  • предприниматели, действующие без образования юридического лица;
  • микропредприятия с общим числом занятых до десяти человек. По второму критерию выделяются следующие группы:
  • безработные;
  • лица с физическими недостатками;
  • женщины, имеющие малолетних детей;
  • военнослужащие, уволенные в запас;
  • молодые специалисты;
  • представители национальных меньшинств;
  • вынужденные переселенцы.

На уровне региона в зависимости от его особенностей из перечисленных категорий предприятий и предпринимателей формируются группы субъектов малого предпринимательства, специальная поддержка которых в наибольшей степени отвечает региональному аспекту государственной политики по отношению к малому бизнесу.

Реализация специальных стратегий поддержки может стать содержанием специальных подпрограмм, разрабатываемых в рамках общей региональной программы поддержки малого предпринимательства. Специальная подпрограмма должна отвечать следующим основным требованиям:

  • ее цель соответствует общим целям государственной региональной политики по отношению к малому бизнесу;
  • комплекс мероприятий, составляющих подпрограмму, согласован с ме рами по реализации других специальных программ, действующих в регионе, с тем чтобы избежать как противоречий, так и дублирования, в том числе в вопросах финансирования.

Этапы, критерии формирования программы поддержки МБ и ее элементов

Последовательность этапов разработки программ и результаты, которые должны быть получены на каждом из этапов, представлены на Схеме 2.

На первом> этапе, характеризующимся формированием целей программы, должны быть выявлены и зафиксированы в количественном измерении ее основные нормативные показатели. В результате формируется "дерево целей", наглядно представляющее общую направленность программы ("ствол") и многочисленные сопряженные задачи ("ветви").

Схема 2

Последовательность этапов разработки программы

Этапы Результаты
1. Формирование целей программы Комплекс целей и критериев их достижения (целевых нормативов)
2. Разработка вариантов программы Альтернативные комплексы подпрограмм, состоящие из отобранных мероприятий
3. Отбор вариантов программы на основе их сравнительной оценки Определение предварительного проекта программы
4. Разработка окончательного проекта программы Комплекс показателей, отражающих содержание программы

На втором этапе происходит разработка нескольких вариантов программы: формируются альтернативные комплексы мероприятий и составляются различные комбинации возможных подпрограмм. Для конкретизации целей проводится их ранжирование на основе экспертных оценок их относительной важности. Затем рассматриваются альтернативные комплексы мероприятий, оценивается их реализуемость и ожидаемая эффективность.

На третьем этапе производится сравнительная оценка всех альтернативных вариантов и определяется наиболее эффективный, который и становится предварительным проектом программы. Он должен быть оформлен в виде системы количественных показателей.

На четвертом, завершающем, этапе производится детализация избранного варианта - его привязка к определенным срокам и источникам финансирования, а также окончательное оформление проекта программы.

Особое внимание необходимо обратить на стадию отбора подпрограмм.

В число обязательных функциональных подпрограмм, обеспечивающих реализацию региональной программы, должны входить следующие:

  • подпрограмма нормативно-правового обеспечения;
  • подпрограмма инфраструктурного обеспечения;
  • подпрограмма информационного обеспечения;
  • подпрограмма кадрового обеспечения.

Решение относительно отбора специальных подпрограмм должно приниматься с учетом ряда экономических и социальных характеристик, носящих количественный и качественный характер, а также разных видов рисков (инвестиционного, экологического, риска банкротства и др.) Процедура отбора заключается в следующем:

  1. по каждой из подпрограмм определяется требуемый объем финансирования;
  2. подпрограммы ранжируются по значимости в плане реализации общей стратегии экономического и социального развития региона;
  3. по результатам ранжирования определяется такой состав подпрограмм, при котором сумма требуемых финансовых средств окажется примерно равной ориентировочной величине поступлений из местного бюджета и дополнительных источников на цели поддержки МБ.

Этап оценки и выбора вариантов региональной программы как сочетания различных подпрограмм предполагает выполнение двух процедур: формулирование критериев отбора подпрограмм и построение моделей и алгоритмов расчета затрат и эффективности вариантов.

В основе отбора подпрограмм должны лежать следующие принципы:

Схема 3

  • целенаправленность - четкая формулировка целевых установок;
  • методическое единство - общность принципов оценки для всех видов подпрограмм, связанных с использованием всех видов ресурсов, однородность критериев и методов определения исходных показателей, требований к нормативной базе;
  • системный подход- рассмотрение подпрограмм как взаимосвязанных элементов, входящих в сложную, целостную систему - программу. Соблюдение системного подхода предполагает признание множественности интересов участников и необходимость их согласования;
  • вариантность - предполагает выбор наилучшего варианта из многих имеющихся, которые различаются между собой по составу участников, объемам и формам финансирования, срокам реализации и др.;
  • учет ограниченности ресурсов, который осуществляется через систему нормативов эффективности ресурсов или опосредованно - через систему платежей за ресурсы из получаемой прибыли;
  • учет фактора неопределенности, возникающего в силу неполноты и неточности информации, неопределенности целей, интересов и поведения участников, нестабильности нормативно-правового законодательства, неопределенности социально-политической и экономической ситуации в регионе и стране;
  • ориентация на перспективу - рациональное сочетание текущих и долговременных задач;
  • согласование интересов участников;
  • оптимальность - рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов;
  • разнообразие методов оценки эффективности подпрограмм в зависимости от ее специфики (аналитические, статистические, прогнозные, экспертные и др.).

Для отбора подпрограмм используют следующие критерии:

  • целевые критерии, назначение которых - оценивать вклад подпрограмм в реализацию стратегии развития МБ в данном регионе, определяются социально-экономической ситуацией и используются только на стадии формирования множества подпрограмм;
  • внешние критерии включают правовую обеспеченность подпрограммы, ее соответствие действующему федеральному законодательству;
  • требования к участнику, реализующему подпрограмму характеризуют имеющиеся у него навыки управления проектами и компетентность в вопросах реализации политики поддержки предпринимательства;
  • научно-технические критерии оценивают перспективность использования предлагаемых научно-технических разработок и решений, их патентную чистоту и патентоспособность используемых решений, перспективность применения полученных результатов в экономике региона;
  • коммерческие критерии включают данные о размере инвестиций, потенциальной величине экономического эффекта, обеспечении возвратности вложенных средств, возможности использования налоговых льгот, необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях;
  • производственные критерии включают данные о наличии сырья, материалов и оборудования, помещений, необходимости технологических нововведений для осуществления подпрограммы, наличии и квалификации производственного персонала;
  • рыночные критерии относятся к оценке конкретных инвестиционных проектов. Для этого используются общепринятые методики оценки бизнес- проектов;
  • экологические критерии отражают воздействие результатов реализации подпрограммы на экологическую ситуацию в регионе.

Задача выбора лучшего варианта комплекса подпрограмм, будучи многокритериальной, не может быть полностью формализована. В связи с этим окончательное решение об отборе подпрограмм и их включении в программу должно приниматься на основе общего согласованного решения разработчиков.

Расчет эффективности программы

Реализация региональных программ поддержки малого бизнеса должна оказывать позитивное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе.

В процессе разработки программ приоритет должен быть отдан применению программно-целевого подхода и обоснованию эффективности затрат. Для аналитических целей может быть рассчитан суммарный эффект предполагаемых мероприятий.

Эффективность программы подразумевает готовность ее участников действовать в соответствии с правилами экономического поведения, закрепленными в договорах и соглашениях, и неотделима от действующей в стране системы законодательства.

Определение показателей эффективности программы является заключительным этапом ее оценки. В зависимости от общих целей программы и интересов участников может быть проведен расчет конкретных показателей эффективности: народнохозяйственной (обосновывающей целесообразность реализации данной программы для народного хозяйства региона), интегральной (учитывающей совокупность последствий проведения программы за весь период времени), коммерческой (отражающей величину чистой прибыли организаций, осуществляющих финансирование региональных программ).

Обобщающим показателем эффективности программы является показатель, рассчитываемый как превышение совокупности результатов, полученных от реализации программы над совокупными затратами в течение всего срока ее реализации.

В существующих условиях финансирование работ по программе может осуществляться за счет различных источников: ассигнований из госбюджета, средств коммерческих структур, части доходов от приватизации имущества, средств от продажи акций и др. ценных бумаг. Источник финансирования имеет важное значение при исчислении полных затрат на программу. Если средства выделены из бюджета, то в полные затраты включают прямые затраты всех ресурсов с учетом их нормативной эффективности. Если финансирование осуществляется за счет кредитов государственных или коммерческих банков, то в состав затрат дополнительно включается размер платы за пользование этим кредитом в соответствии с условиями кредитования.

При расчете Коммерческого эффекта в составе полных затрат учитывают как прямые затраты ресурсов, так и выплаты в бюджеты разного уровня, определяемые в соответствии с действующим порядком налогообложения (платежи за пользование кредитом, арендную плату, дополнительный доход - в случае, если участникам программы предоставлены налоговые льготы или дотации).

При оценке эффективности инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, применяются стандартные методики. Кроме основных результатов, выражаемых экономическими показателями, учитываются сопутствующие, включая социальные, экологические и др.

Механизм управления разработкой программы

Для успешной разработки и реализации программы, .охватывающей многих участников, должен быть сформирован механизм организационно-экономического взаимодействия участников, обеспечивающий координацию деятельности всех привлекаемых структур. Должны быть отработаны проекты соглашений, система условий, договоров между участниками программы и государством с указанием возможностей предоставления льгот и дотаций из бюджетов, резервирования ресурсов, страхования, перераспределения прав и обязанностей, обеспечивающих согласование интересов участников программы, и система экономических стимулов за выполнение или невыполнение ими своих обязательств перед другими участниками.

Важным элементом механизма управления программами является независимая экспертиза, позволяющая вносить в них необходимые коррективы.

Статус целевой программы, закрепленной за региональными программами поддержки малого бизнеса, предусматривает, что в их разработке и реализации принимают участие органы законодательной и исполнительной власти на двух уровнях - федеральном и региональном, в соответствии с общими принципами разделения властей и в рамках соответствующих полномочий.

На Схеме 4 представлен примерный механизм взаимодействия федеральных и региональных органов власти в процессе разработки программы.

Разработкой региональной программы, согласно этой схеме, занимается постоянно действующий рабочий орган - Комитет, в состав которого входят представители:

  • государственной администрации (губернатора области, местной Думы, регионального Фонда поддержки МБ, Фонда занятости. Комитета по делам молодежи);
  • местного предпринимательства (ассоциаций, союзов, клубов предпринимателей, делегированных съездом предпринимателей);
  • местных общественных организаций (торгово-промышленной палаты (ТПП) и др.);
  • профсоюзов;
  • науки (эксперты, специалисты).

В функции Комитета входят:

  • разработка общей стратегии и содержания (текста) программы;
  • координация всей практической работы по разработке программы;
  • внесение (в случае необходимости) отдельных корректив по ходу ее выполнения;
  • подведение итогов и составление аналитического отчета по выполнению программы.

Совместное участие в работе Комитета на постоянной основе представителей МБ и администрации должно обеспечить их рабочий контакт и действие принципа обратной связи между принимаемыми решениями и той средой, которой они непосредственно адресуются.

Проект региональной программы, подготовленный Комитетом, поступает на рассмотрение независимой экспертизы и оттуда - на утверждение органом исполнительной власти (в зависимости от процедуры, принятой в регионе). Таков же порядок прохождения аналитического отчета, подводящего итоги выполнения программы.

В число независимых экспертов не должны входить лица, участвующие в работе Комитета (непосредственные разработчики программы). Эта работа может быть выполнена представителями общественных объединений предпринимателей, научными кругами, юридическими структурами. Наиболее полную и всесторонне аргументированную оценку проекта программы могут представить местные торгово-промышленные палаты или ассоциации предпринимателей как коллективные представители интересов местного МБ и в соответствии с реализуемыми ими функциями.

Процедура экспертизы может выглядеть следующим образом: каждый эксперт готовит заключение по программе от своего имени. На основе этих заключений формируется общее мнение экспертной группы, которое затем представляется на доработку в Комитет и одновременно в органы исполнительной, законодательной власти и предпринимательским структурам. Эксперты, не согласные с формулировками общего заключения, вправе представить свою точку зрения в качестве самостоятельного заключения.

Федеральный уровень получает всю информацию о ходе разработки и реализации региональных программ и оказывает, в случае необходимости, разного рода консультативную и методическую помощь.

Схема 4

Схема взаимодействия федеральных и региональных органов власти в процессе разработки региональной программы поддержки малого предпринимательства

Приложение

Ключевые ошибки при составлении региональных программ поддержки малого предпринимательства

В процессе разработки настоящих Методических рекомендаций проводился сопоставительный анализ фактического уровня развития малого предпринимательства и практики составления программ поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

Для анализа в рамках данного исследования были отобраны четыре программы поддержки и развития малого предпринимательства следующих регионов:

  • Республика Коми (республиканский уровень управления, относительно благополучный в финансово-экономическом отношении регион с острыми социальными проблемами);
  • Ивановская область (областной уровень управления, полностью де прессивный регион);
  • Тульская область (областной уровень управления, частично депрес сивный регион);
  • г. Тула (муниципальный уровень управления).

Оценка программ проводилась с позиции их содержания и процедуры разработки. Анализ содержательной части программ сконцентрирован на полноте учета ключевых проблем региона, текущего состояния развития малого бизнеса, его нормативно-правовой базы. Особое внимание обращалось на учет мнения руководителей МП, на улучшение условий деятельности которых и должны быть направлены программы государственной поддержки.

При анализе программ экспертами выявлены недостатки, которые приводятся ниже.

С точки зрения учета ключевых проблем региона

Программа Ивановской области. Степень проработки конкретных мер региональной Программы, а именно нечеткость, обтекаемость их формулировок, в большинстве случаев безадресность и, зачастую, отсутствие указания на объемы и источники финансирования, сроки реализации ставят под сомнение как качество Программы, так и возможность ее выполнения. Предложенная в программе система приоритетных видов деятельности, по которым возможна прямая финансовая поддержка предпринимательских проектов, в большинстве случаев дублирующая федеральный список, оставляет впечатление непродуманности, необоснованности как возможности, так и эффективности их реализации. Оно только усиливается тем обстоятельством, что в Программе отсутствует перечень конкретных предпринимательских проектов, которые предполагалось -финансировать в рамках выделенных приоритетов.

Серьезным недостатком является то, что никак не отражена главная проблема региона - кризисное состояние текстильной промышленности, формирующей порядка 65% областного бюджета.

Программа Республики Коми. В выборе приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства учет сугубо региональных проблем и возможностей Республики Коми сочетается с неоправданным перекосом в сторону приоритетов федеральной Программы.

Программа Тульской области. В целом система приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства сориентирована на решение региональных проблем, но из поля зрения региональной Программы выпали такие виды деятельности как природоохранная, экологически чистые технологии и производства. Они весьма актуальны в Тульской области, где сложилась тяжелая экологическая обстановка как последствие аварии на Чернобыльской АС и результат выбросов вредных веществ химических производств.

Данные о соответствии региональных программ процедурам программно-целевого управления приведены ниже в Таблицах 1-4.

Типичные ошибки, допущенные разработчиками при формировании региональных программ, можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • несовместимость и несогласованность целей, заявленных в паспорте программы и содержания конкретных мероприятий;
  • отсутствие обоснованно выбранных приоритетов направлений реализации целей программы;
  • дублирование мероприятий программы;
  • отсутствие анализа результатов предыдущей программы;
  • отсутствие расчета эффективности реализации программы;

нарушение принципа комплексности при формировании программы С точки зрения развития нормативно-правовой базы. Ивановская область. Раздел программы "Нормативно-правовая

поддержка предпринимательства" предусматривает:

1. Совершенствование правовых гарантий, обеспечивающих частному бизнесу свободу и защиту.

Совершенствование предполагает, что определенные правовые гарантии уже существуют и требуется их развитие или корректировка в рамках заданных направлений. Если программа действительно ставит подобные задачи.

Таблица 1

Соответствие региональных программ содержанию комплекса мероприятий

Комплекс мероприятий Муниципальная программа развития и поддержки МП в г. Туле на 1996 -1997гг. Областная Программа “Государственная поддержка МП в Тульской области на 1996-1997гг” Программа комплексного развития МП в Ивановской области на 1995 - 1999 гг. Комплексная программа развития и поддержки МП в республике Коми на 1995-1996 гг.
Соответствие содержания мероприятий целям + - + + +
Соответствие конечных результатов целям + + + +
Фиксированные конечные результаты + + - +
Сроки реализации + - + +

Финансовое обеспечение по подпрограммам

+

-

+

+

Критерии оценки мероприятий - - + +
Полные затраты на мероприятия - - + +
Сопутствующие результаты + - + +
Состав участников + - + +

+ означает наличие признака в программе, а минус - его отсутствие

Таблица 2

Соответствие региональных программ процедурам программно-целевого планирования

Процедуры программно-нелепого планирования Муниципальная программа развития и поддержки МП в г. Туле на 1996 -1997 гг. Областная Программа "Государственная поддержка МП в Тульской области на 1 996-1 997гг " Программа комплексного развития МП в Ивановской области на 1995 -1999 гг. Комплексная программа развития и поддержки МП в Республике Коми на 1995- 1996гг.
Целевой блок + + + +
Приоритетные направления + + - +
Целереализующий комплекс + + + +
Комплекс мероприятий + + + +
Ресурсное обеспечение + + + +
Финансовое сопровождение + + + +
Результативность - + - +
Клок нормативно-правового механизма + + + +
Критерии оценки программ - - + +

+ означает наличие признака в программе, а минус - его отсутствие

Таблица 3

Соответствие региональных программ целевому блоку

Целевой блок

Муниципальная программа развитии и поддержки МП в г. Туле на 1996-1197гг.

Областная Программа "Государственная поддержка МП в Тульской области на

1996-1997гг.

Программа комплексного развития МП в Ивановской области на 1995-1999гг.

Комплексна”! программа развитии и поддержки МП в республике Коми на 1995-1996гг.

Формулирование стратегических целей

+

+

+

+

Конечные цели

+

+

-

+

Выделение подцелей

+

+

-

-

Ранжирование целей

-

-

-

-

Построение дерева нелеп

-

-

-

- •

Терминологическая точность определений

-

-

-

-

Измеряемое II. целей

-

-

-

- '

Возможность контроля за достижением целен

+

-

+

- '

+ означает наличие признака в программе, а минус -• его отсутствие

Таблица 4

Соответствие региональных программ структуре финансовой поддержки

Источники финансировании программы

Муниципальная программа развития и поддержки МП в г.Туле на 1996-1997гг.

Областная Программа "Государственная поддержка МП в Тульской области на 1996-1997гг.

Программа комплексного развития МП в Ивановской области на период 1995-1999гг.

Комплексная программа развития и поддержки МП в республике Коми на 1995-1996гг.

Собственные источники (их количественное изменение)

+

+

+

+

Средства государственной поддержки, Федеральный Фонд пожжержки

+

_

+

+

Внебюджетные средства, в т.ч.

+

+

+

+

Фонд занятости

+

+

' -

+

Фонд соц. зашиты

-

-

-

+

Фонд страхования

+

+

-

+

Кредиты

+

+

+

+

Обезличенные источники "другие"

+

+

-

-

Фонды резервные

-

+

-

-

Рисковые фонды

+

-

-

-

Средства коммерческих структур

+

+

+

+

Пенсионный фонд

-

-

- -

+

+ означает наличие признака в программе, а минус - его отсутствие

2. Организация контроля за соблюдением законов и нормативных актов, направленных на развитие предпринимательства.

Данное мероприятие, во-первых, дано в излишне расплывчатой формулировке, во-вторых, выходит за рамки действия программы. Сразу возникает множество вопросов. В первую очередь, следовало бы уточнить, кого именно и кто будет контролировать, а затем определить формы и методы контроля.

3. Оказание необходимой консультативной помощи предпринимателям для повышения их правовой компетенции.

4. Организация своевременного обеспечения предпринимательских структур законодательными и нормативными актами.

5. Периодическое издание законов и нормативных актов по предпринимательству.

Последние три пункта являются вспомогательными мерами и скорее их можно расценивать, как мероприятия по информационному обеспечению.

Учитывая сказанное выше, а также отсутствие в области закона о поддержке и развитии предпринимательства, все перечисленные в разделе мероприятия не смогут оказать существенного влияния на формирование региональной нормативной базы поддержки предпринимательства.

Республика Коми. Комплексна программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике разработана на 1995-1996 годы. Тем не менее, все перечисленные в подпрограмме нормативно-правового обеспечения мероприятия планировались на первый и второй квартал 1995 года. Основным мероприятием, вокруг которого концентрируются остальные, является подготовка Закона Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Коми" Можно предположить, что принятие данного закона могло частично решить заложенные в подпрограмме мероприятия или подготовит почву для их решения. Но каждое из других запланированных мероприятий является самостоятельной проблемой и их реализация потребует значительного количества времени, что приведет к смещению временных рамок, заложенных в подпрограмме.

Тульская область. Раздел "Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития предпринимательства" содержит три мероприятия. Первое - подготовка Закона Тульской области "О государственной поддержке малого предпринимательства". Второе, логически связанное с предыдущим, -разработка дополнительных нормативно-правовых актов по малому предпринимательству. Но закон "О поддержке и развитии малого предпринимательства" и постановление Главы Администрации области, утверждающее Временное положение "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства ", находятся еще в стадии проектов. Даже несмотря на создание Департамента по поддержке малого предпринимательства, положение о котором утверждено в июле 1996 года постановлением Губернатора Тульской области N 361, без документов, формирующих основы законодательной базы малого предпринимательства, разработка и принятие дополнительных нормативных актов, в лучшем случае, затруднена. На данный момент остается лишь руководствоваться соответствующими федеральными законами, которые не отражают, да и не могут отражать, специфику каждого из субъектов РФ и не решают региональные проблемы. Соответственно, последнее мероприятие -подготовка предложений в проекты федеральных законов по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства - теряет смысл. Вряд ли можно внести реально отработанные предложения по совершенствованию федеральной законодательной базы, во-первых, не имея своей, а во-вторых, не убедившись на практике в действенности норм, прописанных в законах РФ.

Оценка региональных программ руководителями МП.

В процессе исследования ставилась задача ознакомиться с мнением предпринимательских кругов о программах поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Их мнение относительно содержания и хода реализации региональных программ можно свести к следующим основным положениям:

Отсутствие осведомленности властей о реальных нуждах МП. Среди респондентов преобладает мнение, что власти плохо знают, в чем именно нуждается МБ, а программы поддержки разрабатываются в значительной мере формально.

Действительно, существует проблема недооценки в региональных программах реальных нужд малого бизнеса. Однако стремление выправить данный недостаток может обернуться в условиях неразвитости рынка излишним патернализмом в отношении этого сектора. Поскольку участвовать в разработке программ обычно стремится та часть МП, которая находится в особенно трудном финансовом положении, от властей в данном случае требуется соблюдение меры и трезвая оценка имеющихся возможностей.

Отсутствие необходимого законодательства. Главное, в чем нуждаются предприниматели (согласно их высказываниям), это благоприятное налоговое законодательство и защита прав собственности. Регулярно проводимые опросы показывают, что неудовлетворительное состояние законодательной базы отмечается как острейшая проблема большинством респондентов. Суть проблемы заключается, несомненно, в отсутствии единой концепции законодательного обеспечения рыночных отношений, тормозящем весь процесс реформирования российской экономики. Применительно к ситуации на местах речь может идти о возникновении на этой почве бюрократического самоуправства, которое для начинающих МП превращается в самое трудное испытание. Лицензионный и налоговый режим, установившийся в регионе, может поставить предпринимателя в такое положение, когда он вынужден нарушать закон чтобы выжить; это идет вразрез с главной задачей государственной власти - поддерживать честный бизнес в интересах всего общества.

По мнению респондентов, неудовлетворительные законы и распоряжения могут появляться потому, что власти не утруждают себя предварительным советом с теми, для кого эти законы предназначены. Это относится и к федеральной администрации, которая нередко плохо знает местные проблемы.

По-видимому, законодательная деятельность на местах, в том числе относящаяся к разработке программ, должна в большей степени, чем сейчас, использовать независимую экспертизу, включающую специалистов из местной ТИП и предпринимательских ассоциаций.

Серьезной проблемой, выявленной в ходе опроса в г. Туле является противоречие между правами собственности, возникающими на акционированных (бывших крупных государственных) предприятиях, и общехозяйственным интересом - противоречие, непосредственно затрагивающее и интересы МП. Дело в том, что из-за спада производства на крупных предприятиях образовались бездействующие площади и избыточное оборудование, которые администрация, пользуясь правами собственника, отказывается отдавать в аренду. Экономическая значимость проблемы подтверждается тем, что разработка подходов к ее решению включена в число приоритетов тульской программы. В ходе опроса высказывалось предложение наделить специальную комиссию правом принудительного изъятия этих мощностей у администрации предприятий для использования их малыми предприятиями на условиях аренды. Кроме того, предлагалось административно ограничить размеры арендной платы, взимаемой с МП собственниками таких производственных площадей.

Эти предложения, на наш взгляд, заслуживают внимания и серьезной .юридической проработки, учитывая состояние экономики региона и общее несовершенство (неполноту) текущего российского законодательства в вопросах собственности. Однако, поскольку вопрос касается изменения прав собственности, необходима особая осторожность и взвешенность в действиях-. И, конечно, предпочтительней задействовать экономические рычаги (например, прогрессивное налогообложение на неиспользуемое имущество, определенные льготы для сдающих помещения в аренду по государственным расценкам и т.д.).

Налоговый климат. Единодушное мнение респондентов заключается в том, что налоговый режим нуждается в коренном пересмотре: размер налогов должен быть разумным с точки зрения большинства (тогда предприниматели будут заинтересованы в том, чтобы их платить), сфера действия единого налога должна быть расширена, лицензии - выдаваться не менее, чем на три года (согласно федеральному законодательству), стартовый период для МП должен быть . льготным. Плохо, если права местной администрации в отношении налогов и льготных кредитов будут ограничены (как в Коми), потому что Центр забирает слишком большую часть поступлений от НДС в государственную казну.

Обеспечение доступа к оборудованию. С точки зрения немалого числа респондентов, для МП весьма важен льготный доступ к оборудованию. Финансовые возможности государства и самих предприятий в настоящее время таковы, что именно этим формам поддержки следовало бы "открыть зеленую улицу", пропагандируя и обеспечивая их всеми имеющимися средствами, включая инструментарий региональных программ. Однако среди рассматриваемых программ только две - Тулы и Тульской области указывают данное направление поддержки в числе своих приоритетов (Тула - развитие венчурного капитала, область - лизинг в приоритетных областях). Следует еще раз отметить в этой связи, что задача поддержки производственных МП, поставленная во всех анализируемых программах, недостаточно подкрепляется именно такими мероприятиями.

Защита национального производителя. Отечественный производитель, по мнению предпринимателей, начинает ощущать на себе давление иностранной конкуренции. Проблема лизинга и других аналогичных форм поддержки МБ смыкается здесь с инновационной политикой и политикой в отношении иностранного капитала, приходящего в регионы. Этот комплекс вопросов, становящихся актуальными, практически не разработан в рассматриваемых программах.

Возможно, в отношении иностранного капитала следовало бы проводить более дальновидную политику, а именно - поощрять ввоз передовой технологии, отдавая ей предпочтение перед импортом товаров.

Необходимость рабочих контактов между МП и администрацией. Отсутствие повседневного рабочего контакта между сектором МП и администрацией так или иначе отмечается большинством респондентов. Среди высказанных предложений - идея создания рабочего органа, обеспечивающего механизм обратной связи на весь период действия программы. Возможно, например, совместное участие в этой работе мэра города и какого-либо представительного органа МБ.

Поскольку, как подчеркивают многие респонденты, МБ избегает зависимости от местных властей, политика поддержки должна, по-видимому, носить неадминистративный, не связывающий характер, опираясь на использование чисто рыночных стимулов. Вместе с тем, по мнению участников опроса, власть не должна под предлогом "рыночности" своей политики уклоняться от необходимых мер по регулированию рынка. Философия предпринимательства в отношении сочетания рыночной свободы и регулирования была выражена в следующей формуле: "поддержать на старте, а дальше не мешать".

     
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости