Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Энергетический диалог - основа для сотрудничества

Файлы

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")

Олег Жилин, вице-президент Российского газового общества

По прогнозам отраслевых специалистов, общее потребление энергии расширенным Европейским Союзом с 2005 г. по 2030 г. вырастет на 14%, в то время как потребление газа - на 39%. Главными вопросами обеспечения энергетической безопасности для ЕС становятся гарантии надежности поставок газа и возможность влияния на цену голубого топлива.

Европа будет стремиться к диверсификации источников, а значит, искать новых поставщиков, в том числе среди стран бывшего СССР в обход России. С ними она постарается сыграть и на понижение цены - Евросоюз выступает как корпоративный покупатель, и рассчитывает на то, чтобы диктовать свою волю продавцам. А это противоречит интересам газопроизводителей.

Полагаю, что в сложившейся ситуации оптимальным вариантом энергетического сотрудничества мог бы стать скоординированный диалог стран производителей и потребителей газа.

Найти баланс интересов трудно, но можно. На самом деле, движение в сторону такого союза уже происходит. Процессы экономического сближения идут на уровне активно развивающегося ЕврАзЭС. В рамках создания единых принципов регулирования естественных монополий Единого Экономического Пространства будут разрабатываться правила игры для трубопроводного транспорта. В рамках законодательной власти расширяются контакты на уровне комитетов Законодательных органов разных государств, ведется работа в формате Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Можно сказать, сама логика экономического развития толкает наши страны к партнерству - оно нам выгодно, оно делает нас более конкурентоспособными в глобальном масштабе.

Альянс стран - производителей и транзитеров газа - это путь экономически обоснованного и взаимовыгодного сотрудничества. Как известно, политика представляет из себя единый комплекс внешней и внутренней политики, которая в свою очередь разделена на сферы и даже виды деятельности. Инструментом проведения политики является дипломатия.

Расширяющееся влияние общественного мнения на формирование и проведение внешней и внутренней политики привело к развитию общественной дипломатии и созданию внутригосударственных и межгосударственных образований для её проведения. Отраслевой срез общественной дипломатии (в данном случае газовой дипломатии) России, на мой взгляд, может быть представлен Российским газовым обществом. Общественная дипломатия газовой отрасли - это часть общей дипломатии применительно к газовой отрасли наряду с государственным и корпоративным аспектами. Поэтому в международном плане роль некоммерческих национальных объединений газовой промышленности способных наладить диалог при определении общих целей со странами потребителями может быть весьма значимой и определяющей.

Рассматривая идею координации действий стран, производящих и транспортирующих газ, с участием некоммерческих объединений газовой отрасли и инструментов общественной дипломатии, следует понимать, что это не эквивалент внешней политики - это часть газовой политики, вектор которой может и не совпадать с политикой крупных корпораций и отдельных государств.

Между тем, газовый рынок в настоящее время не является глобальным рынком и его российско-европейский сегмент остаётся по преимуществу региональным, жёстко привязанным к соседним территориям и маршрутам доставки системой магистральных газопроводов, базирующихся на технологически единой инфраструктуре бывшего СССР.

Для эффективной консолидации действий поставщиков на этом рынке необходима не только практика двухсторонних ценовых соглашений, но и экономическая и производственная интеграция отрасли - представляющая собой отраслевую политику сообществ и базу для "отраслевой" дипломатии. Успех "отраслевой" дипломатии зависит в большей степени от того, как усилия двух субъектов этого вида деятельности (государства и корпораций) поддержаны общественным мнением.

Одна из наиболее успешных инициатив, охватывающих принципы эффективной общественной дипломатии, это подписание международного соглашения Сообщества по добыче каменного угля и производству стали в 1950 году, которое позднее стало Европейским Союзом. Его первичной целью после II мировой войны было привязать экономики Европы и друг к другу настолько, чтобы война стала невозможной. Сторонники Европейской интеграции считают, что и цель была достигнута, и государства-участники от этого выиграли благодаря более глубокому взаимопониманию, поскольку Европейские страны стали вместе развивать бизнес, связи между странами укрепились.

Если государственная дипломатия, дипломатия корпораций и общественная дипломатия будут иметь совпадающий вектор, то "отраслевая" дипломатия будет успешной и эффективной. Так, например, Еврогаз - некоммерческая организация, объединяющая национальные газовые ассоциации и ведущие газовые компании стран Европейского союза, оказывает существенное влияние на "газовую" политику, формируя консолидированное мнение своих участников относительно директив, подготовленных Европейской комиссией, разрабатывая рекомендации по их реализации.

Здесь уместно заметить, что директивы Евросоюза по сути начали представлять из себя рамочные законы, регулирующие отношения между странами участницами при сохранении национальных законодательств и стандартов. Здесь даже можно провести некоторую аналогию с законодательством по техническому регулированию.

По аналогии с Еврогазом функцию проведения отраслевой политики может выполнять Международный альянс национальных некоммерческих организаций газовой промышленности стран, производящих и транспортирующих газ (МАННГО). Его основное отличие от Еврогаза в том, что МАННГО - это нарастающая "мягкая сила" стран производителей. Стратегия создания и развития МАННГО должна формироваться в соответствии с взаимодействием региональных рынков и превращением последних в глобальный рынок.

В этой связи на первом этапе открывается возможность создания МАННГО на базе газовых ассоциаций стран бывшего СССР. В дальнейшем, к этому Альянсу могут присоединиться страны Азии, Африки, Американского континента. Соответственно должна расширяться и опора на действующие и вновь создаваемые межгосударственные союзы.

Решением наблюдательного Совета РГО от 30 октября 2006 года предложено продолжить работы по проработке концепции создания МАННГО, его организационной структуре и формирование бюджета организации.

Хотел бы отметить, что лишь информирование наблюдательного Совета о намерении РГО создать международный альянс национальных некоммерческих газовых организаций (МАННГО) стран-производителей и транзитеров газа вызвало буквально панику стран-потребителей газа.

Советники НАТО подготовили доклад, в котором настоятельно рекомендуют странам-участницам этой организации противостоять любым попыткам России создать "газовый ОПЕК". А ведь НАТО - это военный блок, а мы ведем разговор о создании общественной организации стран-производителей и транзитеров газа, защищающей интересы этих стран, что, в общем-то, закономерно.

В докладе советников НАТО, на который ссылается Файнэншэнл Таймс (The Financial Times), подчеркивается: "Есть рынок, и на этом рынке большинство стран Запада присутствует в качестве покупателей, которые объединились с целью устанавливать правила игры, удобные для них. Этот союз определяется Энергетической хартией".

Действительно, Энергетическая хартия давно вызывает критику российского руководства, однако Евросоюз постоянно пытается заставить Россию ее принять. Тогда как страны-члены Евросоюза из под действия положений Энергетической хартии выведены. Естественно, что с такими правилами трудно согласиться.

Стратегическая цель, стоящая перед Российским газовым обществом - способствовать созданию системы эквивалентного обмена продуктами труда между странами производителями газа и странами потребителями на основе использования механизмов общественной дипломатии через альянсы национальных отраслевых ассоциаций и межгосударственных союзов.

Россия, это признано всеми, является крупнейшей энергетической державой. Её потенциал в ресурсообеспечении, создании и развитии глобального рынка газа таков, что она должна возглавить энергетическую политику стран производителей газа, обеспечить выступление участников Альянса единой силой в процессе согласования интересов производителей и потребителей, инициировать развитие институтов проведения газовой политики.

При этом альянс производителей еще должен научиться защищать отраслевые интересы стран производителей и транзитеров газа с той же настойчивостью, изобретательностью и цинизмом, как это делают уважающие себя западные страны.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости