Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Информационно-аналитические материалы по итогам социологического опроса о проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в 19 муниципальных образованиях Ростовской области

Файлы

Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство
поддержки предпринимательства»


г. Ростов-на-Дону, 2006 год

По заказу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей администрации Ростовской области в 19 муниципальных образованиях: в городах Батайск, Зверево, Таганрог, а также в Азовском, Багаевском, Белокалитвенском, Боковском, Дубовском, Егорлыкском, Зерноградском, Кашарском, Красносулинском, Мартыновском, Матвеево-Курганском, Морозовском, Октябрьском, Песчанокопском, Родионово-Несветайском, Сальском районах Ростовской области, проведен социологический опрос субъектов малого предпринимательства о проблемах и перспективах развития.

Было опрошено 1426 субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к малому предпринимательству, в том числе 914 индивидуальных предпринимателей и 512 руководителей предприятий малого бизнеса.

Данные опроса в территориальном разрезе приведены в приложении к информационному материалу. Представленная информация основана, в том числе, на анализе обращений и заявлений, поступивших в Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» от предпринимателей и объектов инфраструктуры поддержки по телефону «горячей линии», вопросов, задаваемых на семинарах, по электронной почте, в порядке личного обращения субъектов малого предпринимательства за информационно-консультационной поддержкой.

Говоря о перспективах развития малого предпринимательства во всех муниципальных образованиях, следует иметь в виду, что субъекты малого предпринимательства рассчитывают на дальнейшую экономическую поддержку со стороны региональных органов власти и муниципальных образований.

Увеличившееся количество форм поддержки, в том числе прямой финансовой, вызывает определенный оптимизм у субъектов малого предпринимательства. Тем не менее, предприниматели испытывают потребность в расширении форм поддержки, связанных с сокращением административных барьеров для бизнеса, смягчением коррупционного давления на малые предприятия, обеспечением доступа к недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, привлечением финансовых ресурсов в малое предпринимательство.

Практически во всех территориях опроса программы развития малого предпринимательства должны носить не только экономический, но и социальный характер, так как большинство субъектов малого предпринимательства могут развиваться только в условиях благоприятной макроэкономической ситуации, дальнейшего подъема региональной экономики, обеспечивающими увеличение платежеспособного спроса на продукцию, работы и услуги малого сектора экономики, совершенствования правового поля, информационной открытости, соблюдения законных прав и интересов субъектов малого предпринимательства со стороны всех участников рынка, в том числе, государственных органов, наделенных полномочиями контроля и надзора за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Участники опроса отмечают некоторое упрощение процедур регистрации нового бизнеса, в части снижения издержек, сокращения сроков регистрации, стандартизации и облегчения процедур.

Важным фактором, определяющим перспективы развития малого предпринимательства, экономического роста и благоприятного инвестиционного климата, должно стать дальнейшее совершенствование налоговой системы. Так 22,2 % участников считают, что нестабильная налоговая политика является серьезной угрозой для развития бизнеса. Больше других этой проблемой озабочены предприниматели Сальского, Песчанокопского, Морозовского и Матвеево-Курганского районов.

В июле 2006 года Федеральная налоговая служба завершила формирование отделов налогового аудита во всех подразделениях службы. Предметом деятельности новой службы станет анализ жалоб предпринимателей на результаты выездных и камеральных проверок, досудебный порядок разрешения споров. Так, возражения предпринимателей на акты проверок будут рассматривать не те сотрудники Федеральной налоговой службы, которые её проводили, а отделы налогового аудита. Введение новой службы не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров. Обязательной данная процедура должна стать лишь с 01.01.2009 года. Полагаем, что информацию о деятельности службы налогового аудита необходимо довести до малого предпринимательства области, так как возможность обращения в нее позволит предпринимателям избежать судебных издержек, получить более квалифицированную оценку правомерности предъявленных требований.

Основными причинами совершения налоговых правонарушений субъектами малого предпринимательства являются: низкая квалификация персонала, попытки «оптимизировать» налоговую нагрузку за счет занижения налогооблагаемой базы, особенно фонда оплаты труда, сокрытия денежных средств и имущества.

22,5 % опрошенных указывают на то, что вопросы бухгалтерского и налогового учета являются для них одними из наиболее сложных. Особенно много таких ответов дали предприниматели из Боковского, Сальского и Мартыновского районов (44 %, 42 % и 37 % соответственно).

Большинство опрошенных являются плательщиками единого налога на вмененный доход - 45,4 %, упрощенную систему налогообложения применяют 7,6 %, общую систему - 16 %, сочетают несколько налоговых режимов - 15,5 %.

36,8 % опрошенных полагают, что ставки налогов слишком высоки, при том, что сами по себе налоговые режимы достаточно просты при администрировании. Чаще других такие ответы дают производители одежды, обуви, товаров народного потребления, плательщики земельного налога. Полагаем, что снижение налоговой нагрузки для этих субъектов малого предпринимательства увеличит собираемость налогов, позволит им выйти из тени, создаст возможность для формирования нормальной конкурентной среды, особенно с юго-восточными товаропроизводителями.

Одной из самых острых проблем участники опроса считают коррупционное давление на малый бизнес. В ходе исследования данная проблема не была изучена ни в количественном, ни в качественном измерениях. Полагаем, что она заслуживает отдельного исследования, так как проблема коррупции носит не только экономический, но и политический характер. Коррупция подрывает основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, уничтожает поле для ведения нормального диалога между властью и бизнесом.

Участники опроса отмечают валовое увеличение объема взяток в региональной экономике. Начинающие предприниматели платят чаще, но более мелкие по суммам взятки. Развитые и зрелые предприниматели, в отличие от начинающих, платят «по графику» гораздо большие суммы, учитывая эти выплаты в своих финансовых планах, в том числе, в связи с периодически возникающими проблемами продления лицензий, получения разрешений, государственных заказов, создания инфраструктуры для расширения бизнеса. Самый высокий уровень коррупции отмечается среди сотрудников правоохранительных органов. Снижение уровня коррупции участники опроса отмечают среди сотрудников Федеральной налоговой службы. Полагаем, что необходимо выработать региональную программу борьбы с коррупцией, сочетающую широкие по спектру действия: от еще более полного информирования субъектов малого предпринимательства о конструкциях правового поля, механизмов защиты законных прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности до проведения специальных мероприятий силами правоохранительных органов. Программа должна носить комплексный, гласный, межведомственный, долгосрочный характер.

Достаточно серьезной проблемой для развития бизнеса участники опроса считают дефицит квалифицированных кадров. Эту проблему отметили 68 % участников опроса, из них почти 28 % считают ее «чрезвычайно острой». Самая большая проблема - в отсутствии квалифицированных рабочих - отмечена 38 % участниками опроса. При этом заработная плата квалифицированных рабочих равна, а зачастую и превышает заработную плату специалистов и менеджеров, работающих в сфере малого предпринимательства. Участники опроса полагают, что дефицит квалифицированных кадров будет расти и далее, так как ресурса для их замены практически нет, особенно в сельских территориях.

Несмотря на то, что в региональной экономике отмечается рост заработной платы, сокращение долгов по заработной плате, проблема трудовых отношений в сфере малого предпринимательства является достаточно серьезной.

Абсолютное большинство участников опроса не имеют даже приблизительных представлений о существенных изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации, вступающих в законную силу с октября 2006 года. По состоянию на начало сентября 2006 года этой информацией еще не владели специалисты муниципальных образований, поселений, руководители объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Между тем, обязательства по ведению трудовых книжек индивидуальными предпринимателями не единственное законодательное новшество. Измененный Трудовой кодекс РФ возлагает на индивидуальных предпринимателей все обязательства работодателей – организаций, что предполагает существенные изменения в кадровом делопроизводстве, увеличение объема обязанностей работодателя перед работниками. При этом муниципальные образования прекращают регистрацию трудовых договоров индивидуальных предпринимателей, которая, по сути дела, являлась практически единственным источником информации, как об уровне заработной платы, так и, зачастую, количественном и качественном состоянии дел, ведущихся малым бизнесом в данной организационно-правовой форме. При том, что по-прежнему отсутствует государственное регулярное статистическое наблюдение за данной организационно-правовой формой, отсутствует отлаженное и законное информирование руководителей муниципальных образований со стороны Федеральной налоговой службы о количественных и качественных изменениях в малом секторе экономики, прогнозируется, что проблема правового регулирования трудовых отношений в малом предпринимательстве в краткосрочной перспективе будет иметь достаточно острый характер.

Считаем, что правовой основой решения данной проблемы является, в первую очередь, Трудовой кодекс РФ, в части наделения полномочиями по обеспечению контрольно-надзорных функций Государственной инспекции труда в Ростовской области и Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области. Многочисленные ссылки на трехстороннее соглашение между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей на 2005-2007 годы имеет правовую силу только для участников данного соглашения. Использование ссылок на данное соглашение при работе с неопределенным кругом лиц является незаконным и некорректным. Тем не менее, руководители субъектов малого бизнеса получили многочисленные «предупреждения» в форме официальных писем за подписями председателей рабочих комиссий по легализации заработной платы, заместителей и руководителей территориальных и федеральных налоговых служб, которые «предлагали устранить допущения ст.133 Трудового кодекса». Такие «предупреждения» получили большинство законопослушных предпринимателей, в то время как субъекты хозяйственной деятельности, грубо нарушающие все правовые основы деятельности, благополучно в «тени» пережидают данную акцию. Работа по легализации заработной платы в малых предприятиях области должна носить адресный и системный характер. Использование неправовых методов в достижении важной цели донской экономики, «кампанейщина» при ее реализации, когда подобное «предупреждение» было отослано даже в адрес администрации города Ростова-на-Дону, не могут способствовать нормальному диалогу между властью и бизнесом, в части повышения социальной ответственности бизнеса. В ходе опроса субъекты малого предпринимательства, выплачивающие заработную плату работникам по «серым» схемам, в качестве главной причины данного явления назвали размеры ставок подоходного и единого социального налогов, имеющих одну и ту же базу (фонд оплаты труда), которые в совокупности являются, по мнению опрошенных, непомерно высокими. Увеличение собираемости подоходного налога, по нашему мнению, возможно при снижении ставок единого социального налога и уменьшении коррупционного давления на бизнес. Проблема правового обеспечения трудовых отношений в малом предпринимательстве Ростовской области требует своего решения еще и потому, что затрагивает социальные проблемы, такие как пенсионное, медицинское обеспечение наемных работников, обеспечение доступа к финансовым ресурсам кредитных организаций, решение насущных проблем наемных работников, таких как образование, жилье, потребительские цели и т.п.

При подготовке данных материалов был проведен локальный опрос наемных работников субъектов малого предпринимательства, который показал, что наиболее массовые и грубые нарушения основ Трудового кодекса, в части выплаты заработной платы, допускают работодатели в Сальском, Мартыновском, Егорлыкском, Красносулинском, Боковском, Азовском районах. Относительно благополучно обстоят дела в городе Таганроге, Октябрьском сельском районе.

Считаем необходимым:

  1. организовать информирование субъектов малого предпринимательства об изменениях в Трудовом кодексе РФ;
  2. обеспечить более широкое применение санкций, предусмотренных в законодательстве в отношении нарушителей законных прав работников, с целью обеспечения равной налоговой нагрузки для всех участников рынка, уменьшения поля для недобросовестной конкуренции, так как «экономия» на налоговых отчислениях, безусловно, сегодня является одним из основных «конкурентных преимуществ» недобросовестных участников хозяйственной деятельности;
  3. провести подробный анализ причин использования «серых» схем расчетов с наемными сотрудниками со стороны субъектов малого предпринимательства с целью внесения предложений законодательным органам относительно налоговых отчислений и штрафов, в размерах и порядке, позволяющих обеспечивать развитие территорий, прежде всего, на уровне поселений и муниципалитетов.

Попытки решить проблему трудовых отношений в малом предпринимательстве только в формате «работник-работодатель» представляются бесперспективными без учета особенностей сложившейся системы межбюджетных отношений, когда доходная часть муниципалитетов в определенной степени обеспечивается за счет валового сбора налогов на доходы физических лиц, подоходного, земельного налогов, единого налога на вмененный доход, основными плательщиками которых являются субъекты малого предпринимательства. Очевидное желание пополнить доходную часть бюджета в краткосрочной перспективе может снизить темпы развития малого сектора экономики. Так, изменившийся с 1.01.2006 года порядок начисления земельного налога, когда для целей определения налоговой базы стала применяться кадастровая стоимость земли, на практике привел к тому, что размер налога на землю увеличился в несколько раз. Особенно остро эта проблема встала для субъектов малого предпринимательства в Азовском, Зерноградском, Сальском районах. При этом федеральные власти планируют, что единый кадастр земли и недвижимости будет создан только к 2011 году. Очевидно, что необходимость государственного регулирования налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях будет требовать комплекса взвешенных и ответственных решений, которые обеспечат баланс интересов государства и бизнеса.

С 1.01.2006 года вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ходе исследования более 13 % опрошенных указали на отсутствие информации о реальных потребностях регионального рынка, при этом менее 5 % опрошенных знают о порядке реализации вышеназванного закона. Жалобы на нарушения закона поступали из Азовского, Боковского, Егорлыкского районов. Участники опроса отмечают наличие неформальных требований, препятствующих осуществлению нормальной предпринимательской деятельности. Так, условиями, при которых субъекты малого предпринимательства допускаются к участию в конкурсах на получение заказов для муниципальных нужд в городе Зверево, называются: необходимость благоустройства территории города тротуарной плиткой, выполнение за счет собственных средств субъектов малого предпринимательства ремонтных работ на объектах социальной сферы.

По-прежнему существуют значительные проблемы у малого предпринимательства в связи с необходимостью применения контрольно-кассовой техники. Особенно остро эта проблема стоит у начинающих предпринимателей. Затраты на покупку контрольно-кассовой техники составляют в среднем 16 тысяч рублей, плюс техническое обслуживание, в совокупности определяют затраты около 26 тысяч рублей в год. Периодически возникающая необходимость ремонта контрольно-кассовой техники фактически останавливает деятельность субъектов хозяйственной деятельности в удаленных территориях на весь срок ремонта - до 12 дней, из которых до 3 дней занимает оформление разрешительных документов на ремонт в инспекциях федеральной налоговой службы.

Участники опроса отмечают, что достаточно большой проблемой для малого предпринимательства, осуществляющего деятельность в сфере розничной продажи товаров продовольственной и непродовольственной групп является наличие на региональном рынке больших объемов несертифицированных товаров. Так, предприниматели, осуществляющие торговлю легальной алкогольной продукцией, закупаемой на оптовом складе в городе Сальске, отмечают нежелание оптовиков выдавать сертификаты. Основные поставки несертифицированной продукции осуществляются с оптовых рынков в городах Ростове-на-Дону и Таганроге. Участники опроса отмечают, что в случае, если они откажутся от закупок в нашем регионе несертифицированной продукции, их место на рынке немедленно будет занято конкурентами, либо товаропроводящими сетями. Полагаем, что при расследовании правонарушений на потребительском рынке контролирующим организациям и, прежде всего, правоохранительным структурам, необходимо исследовать всю цепочку проникновения и распространения контрафактного товара на территории Ростовской области, так как предприниматели розничной торговли всего лишь ее замыкают, неся все бремя ответственности и перед потребителями, и перед контролерами.

Проблема неравных условий для ведения предпринимательской деятельности затрагивает большинство участников опроса, так как они представляют сельские территории области. Особенно остро эта проблема стоит у предпринимателей Боковского, Кашарского районов. В сельских территориях либо отсутствует, либо малоразвита инфраструктура, необходимая для бизнеса, менее мобильно и образовано население, низок платежеспособный спрос потребителей. Из общих для всего малого бизнеса области проблем, субъекты малого предпринимательства сельских территорий особо нуждаются в информационно-консультационной поддержке. Важнейшей является проблема привлечения дополнительных финансовых ресурсов в малые предприятия сельхозтоваропроизводителей.

Более половины участников опроса, из числа сельхозтоваропроизводителей, не закончили процедуру регистрации прав на земельные участки. Участники опроса недостаточно информированы о механизме компенсации части затрат по землеустроительным работам из средств регионального бюджета.

Притом, что процедуру получения кредитных ресурсов сельхозпроизводители считают слишком сложной и затратной, большинство субъектов малого предпринимательства не имеют четкого представления о ней. Одной из основных причин отказов кредитных организаций в предоставлении финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителям, является отсутствие правоустанавливающих документов на предметы залогового обеспечения. Представляется необходимым рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, сельских поселений, заключать соглашения с кредитными организациями. Предметом соглашений должно стать объединение усилий с целью привлечения средств в субъекты малого предпринимательства, занятые сельхозпроизводством.

Не менее острой проблемой сельхозпроизводителей является сбыт готовой продукции.

Полагаем, что программы поддержки сельхозтоваропроизводителей региона не должны ставить целью создание новых товаропроизводящих сетей. Малым сельхозтоваропроизводителям необходимо оказывать помощь по вхождению в вертикально интегрированные товаропроизводящие сети. Создание замкнутого цикла производства сельхозпродукции от бизнес-плана до потребителя готового продукта в рамках малого предприятия - это исключения. Правилом же является сбыт продукции мелким оптом, зачастую за наличный расчет. Сельхозтоваропроизводители, в силу отсутствия полной информации о структуре рынка, рычагов воздействия на процессы формирования не только цены на свою продукцию, но даже на ее себестоимость, воспринимают деятельность мелкооптовых и оптовых покупателей, как деятельность «спекулянтов и перекупщиков». Самое частое определение ситуации на рынке сельхозпродукции, которое дают участники опроса: «несправедливая». Именно сельхозтоваропроизводители требуют от государства гарантий, прямой финансовой поддержки, госрегулирования рынка.

Существует и увеличивается потребность в финансировании приобретения оборудования и транспортных средств со стороны малых предприятий области. Это дает основания полагать, что лизинг будет становиться более популярным и простым способом привлечения инвестиций в свой бизнес малыми предприятиями, чем сегодня. Однако большинство участников опроса не видят особой разницы между кредитом и лизингом.

Для целей пополнения оборотных средств участники розничной торговли берут банковский кредит, вместо того, чтобы кредитовать расчетный счет. Таким образом, у руководителей кредитных организаций, как банковского, так и микрофинансового сектора, имеется значительный ресурс расширения своего бизнеса за счет привлечения в качестве клиентов субъектов малого предпринимательства, которые в подавляющем большинстве не имеют достаточной информации о «продуктах» финансовых организаций. В случае, если будет реализовано намерение Центрального банка РФ, высказанное его руководителем в докладе об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год, об уменьшении объемов обязательного резервирования для целей кредитования малых предприятий, банки смогут направить на это направление больше средств. Участники опроса из Боковского, Кашарского, Мартыновского районов указывают на то, что помимо вышеперечисленных проблем, связанных с кредитованием, существуют проблемы, связанные с очередями в банках, отсутствием выбора кредитных организаций.

Говоря об основных итогах опроса, необходимо отметить, что значительно (с 39 % до 19 %) снизилось количество субъектов малого предпринимательства, указывающих на отсутствие необходимой консультационной и информационной поддержки. По-прежнему основными источниками получения информации субъекты малого предпринимательства называют Администрацию города, района, налоговую инспекцию, средства массовой информации. Услугами специализированных юридических, аудиторских компаний пользуются менее 9 % участников опроса, в то время как узнают новости от «родственников, знакомых» почти 19 %. Более четверти участников опроса обращались за помощью и получили её в объектах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 17 % опрошенных не знают о существовании таких организаций, 10 % обратившихся за помощью в объекты инфраструктуры поддержки не получили.

42,9 % участников опроса отметили улучшение своего финансового состояния за последний год, у 40,8 % оно осталось без изменений, об ухудшении говорят 16,3 % опрошенных.

Как самую серьезную проблему на ближайшие 2-3 года 55,7 % участников опроса назвали рост цен на топливо, электроэнергию, сырье. Высокая конкуренция со стороны других участников рынка беспокоит 30 % опрошенных. Для 29,5 % серьезной проблемой будет являться дальнейшее увеличение арендной платы за землю, помещения.

Отвечая на вопрос о том, какие формы продвижения своей продукции малые предприятия используют, 64,8 % опрошенных ответили, что занимаются сбытом самостоятельно, 32,2 % субъектов малого предпринимательства используют для этих целей рекламу, к услугам посреднических организаций прибегают 8,5 % опрошенных, из них с крупными торговыми сетями работают 4,7 %. Каждый четвертый субъект малого предпринимательства – сельхозтоваропроизводитель, участвует в снабженческо-сбытовой кооперации. В выставочно-ярмарочных мероприятиях участвуют 7,2 % опрошенных. Однако, из всех территорий опроса об участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях заявили только субъекты малого предпринимательства из трех районов: Белокалитвенского (66,7 %), Морозовского (28,6 %), Октябрьского (25 %) и города Таганрога (16 %). Очевидно, что организаторам выставочно-ярмарочных мероприятий следует активно пропагандировать эту форму продвижения продукции на региональный рынок субъектам малого предпринимательства из Азовского, Боковского, Егорлыкского, Кашарского, Красносулинского, Мартыновского, Песчанокопского, Сальского районов, города Зверево. Ни один субъект малого предпринимательства, из числа участников опроса, не пользуется для продвижения своей продукции услугами маркетинговых организаций. Субъекты малого предпринимательства из сельских территорий не знают о предмете деятельности таких организаций, так как не сталкивались с предложением маркетинговых услуг на своем рынке. Участники опроса из городов Батайск и Зверево считают, что квалификация специалистов-маркетологов не выше, чем у руководителей и специалистов субъектов малого предпринимательства, механизм ценообразования на услуги маркетологов является неясным, цена услуги несопоставима с решаемыми задачами.

На вопрос о поставках продукции на экспорт, положительно ответили 4,9 % опрошенных из Белокалитвенского, Егорлыкского, Морозовского, Октябрьского, Песчанокопского и Сальского районов.

Основными факторами, сдерживающими реализацию продукции на экспорт участники опроса назвали: сложности в оформлении, незнание процедур, длительность процедур, проблемы поиска зарубежного партнера.

65 % участников опроса заявили о том, что нуждаются в повышении своей квалификации, 34,2 % из них не знают, где и как это сделать. Полагаем, что на удовлетворение этой потребности необходимо направить дополнительные финансовые и организационные ресурсы в рамках областной программы развития малого предпринимательства, муниципальных программ.

Участники опроса ответили на вопрос о том, на каком этапе развития бизнеса государственная поддержка более всего необходима. Почти 69 % опрошенных считают, что на всех этапах малый бизнес нуждается в государственной поддержке. 27 % опрошенных полагают, что помогать необходимо только на начальном этапе. 2 % опрошенных заявили о том, что государственная поддержка не является необходимой.

Субъекты малого предпринимательства не достаточно широко информированы о мерах поддержки тех видов деятельности, развитие которых в регионе является приоритетным. Так, по-прежнему, большинство субъектов малого предпринимательства заняты в сфере розничной торговли несмотря на то, что конкуренция в этом виде деятельности самая жесткая. Лишь единицы из числа участников опроса рассматривают смену основного вида деятельности в качестве перспективы развития бизнеса. При этом во многих территориях опроса его участники без всяких дополнительных исследований рынка называют те потребности, которые не удовлетвореные у них как у граждан, проживающих и работающих в этих территориях. Так, о недостаточно хорошей организации вывоза мусора заявляли в Зерноградском, Азовском, Боковском районах, о дифиците услуг транспортных перевозок пассажиров - в Багаевском и Азовском районах. Потребность в таких бытовых услугах, как услуги бани, парихмахерской, ателье по ремонту одежды отмечали участники опроса из городов Б. Калитва, Зверево и Боковского района. То, что не решены вопросы организации досуга молодежи, отметили участники опроса из Егорлыкского, Дубовского, Азовского, Боковского районов.

Решение всех вышеперечисленных проблем должны обеспечить органы местного самоуправления путем создания необходимых условий для деятельности тех малых предприятий, которые своей непосредственной работой могут и должны удовлетворять потребности, прежде всего, местных, локальных рынков. При этом анализ муниципальных программ развития малых предприятий в большинстве территорий опроса показывает, что они носят слишком общий, неконкретный характер. В их структуре и содержании многое скопировано с региональной программы, не учтены местные условия, возможности и потребности. Полагаем, что необходимо оказать методическую помощь специалистам органов местного самоуправления в корректировке муниципальных программ, в части включения в них всего комплекса мер, необходимых для развития малого предпринимательства каждой конкретной территории, в целях обеспечения роста количества субъектов, числа занятых, увеличения вклада субъектов малого предпринимательства в валовый региональный продукт.

Ниже приведены данные опроса субъектов малого предпринимательства в территориальном разрезе. По группе совпадающих с предыдущими опросами вопросов, даны сравнительные характеристики, позволяющие проследить динамику изменения ситуации в малом предпринимательстве области.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости