Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка механизмов для привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказа

Программа “Развитие частного предпринимательства”

Получатель гранта: Некоммерческое партнерство “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса”

Заключительный отчет

Руководитель проекта: Ворончихин Сергей Алексеевич,
вице-президент
640018, г.Курган, ул.Советская,155 офис 1
тел.(3522)57-97-97
e-mail:fond@kurgan.isp.ru
www.kurgan.siora.ru

Бухгалтер проекта: Меньщикова Лариса Витальевна,
Президент
640018, г.Курган, ул.Советская,155 офис 1
тел. (3522)57-97-97
e-mail:fond@kurgan.isp.ru
www.kurgan.siora.ru

Данный отчет составлен в рамках проекта “Разработка механизмов для привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению госзаказа”, реализованного Некоммерческим партнерством “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса” (г.Курган).

Поддержка данного проекта была осуществлена Московским Региональным Представительством Фонда “Евразия” за счет средств, предоставленных Агентством Международного Развития США (USAID). Точка зрения, отраженная в данном отчете может не совпадать с точкой зрения Фонда “Евразия” или Агентства международного Развития США (USAID).

Руководитель проекта: Ворончихин С.А., вице-президент НП “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса”

Идея проекта: Меньщикова Л.В., президент НП “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса”

Выражаем искреннюю признательность Московскому Региональному Представительству Фонда “Евразия” и персонально старшему эксперту-координатору Лапидус И.Э, экспертам-координаторам Бужиной С., Фоменко О., Баум М. за ценные замечания и рекомендации в работе над проектом и каждодневную помощь при его реализации.

Мы благодарим также руководителей малых предприятий, принявших участие в нашем исследовании.

Выражаем также благодарность начальнику отдела малого бизнеса администрации (Правительства) Курганской области Пономареву Н.Г, директору Департамента экономического развития и инвестиций администрации (Правительства) Курганской области Болтневу Н.И., заместителю директора Департамента экономического развития и инвестиций администрации (Правительства) Курганской области Масловой Л.М. за помощь, ценные рекомендации и поддержку нашего проекта.

С электронной версией отчета можно ознакомиться на сайте НП “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса”: www.kurgan.siora.ru.

Содержание
1. Введение
2. Создание центра государственного заказа
3. Подготовка и проведение семинаров
4. Мониторинг конкурсов госзаказа
5. Очные индивидуальные консультации
6. “Круглый стол”
7. E-mail-консультации
8. Подготовка и проведение тренингов
9. Участие в V Всероссийской конференции малых предприятий
10 . Подготовка и проведение I Съезда представителей малого предпринимательства Курганской области
11. Исследование
12. Эффективность мероприятий проекта

1. Введение

Малому предпринимательству как важнейшему сектору Российского общества необходима помощь. Рассчитывать на поступления в эту сферу значительных бюджетных средств в настоящее время не приходится. В этой связи акцент в поддержку малого бизнеса может быть перенесен на так называемые “бюджетоэкономные” инструменты поддержки.

Один из подобных инструментов – активное привлечение малого предпринимательства к поставкам товаров (работ, услуг) для государственных, муниципальных и федеральных нужд. А участие небольших фирм в выполнении государственного заказа решает целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов направить в сферу малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малых предприятий, инвестиций и т.п.

Кроме того, участие малого бизнеса в государственных заказах содействует позитивной реструктуризации малого бизнеса, позволяя ему выйти из ниши торгово-посреднической деятельности в сферу производства и инновационной деятельности. Выполнение государственного заказа стимулирует корпоративные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, а это одно из условий полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.

Пожалуй, немаловажен тот факт, что государственные заказы для малого бизнеса – это рабочие места в том регионе, где эти заказы выполняются. И, как следствие, это и более весомые добавки к региональным и местным бюджетам.

Если посмотреть статистические сборники, начиная с 1999 года до настоящего времени относительно участия субъектов малого предпринимательства в поставке товаров для государственных нужд, то выявится следующая тенденция.

Несмотря на то, что доля поставщиков – субъектов малого предпринимательства в общем числе поставщиков увеличивается, доля общего объема государственных контрактов, заключенных с поставщиками – субъектами малого предпринимательства невелика. И составляет чуть больше половины от рекомендуемой Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства” в 15 %.

Самые низкие объемы государственного заказа у поставщиков – малых предприятий на федеральном уровне. Важная проблема внебюджетной поддержки, которая проявляется и на федеральном, и на региональном уровне, - потенциальные заказчики не достаточно широко распространяют информацию и проведении конкурсов. Как правило, сведения не доходят до субъектов малого предпринимательства и организации, поддерживающих малый бизнес.

Специальным правительственным постановлением распространение информации о государственных заказах для малого предпринимательства поручено информационной компьютерной системе, действующей в рамках российских агентств по поддержке малого и среднего бизнеса. Пока работа носит подготовительный характер.

Специалисты нашего агентства уже имеют опыт составления конкурсных заявок для участия как федеральных, так и областных государственных заказов.

Каждая такая заявка была удовлетворена. А, поскольку, малый бизнес готов участвовать в конкурсном отборе, ему необходима лишь информация и консультационная поддержка в данном направлении.

В своем проекте мы предусматриваем создание на базе Internet-портала www.siora.ru (Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса) –www.kurgan.siora.ru - центра государственного заказа по курганскому региону. Это не только размещение информации о проводимых конкурсах федерального, муниципального и областного значения, перечень нормативных и законодательных актов в сфере государственных закупок, в том числе в части малого бизнеса, но и конкретная помощь малому бизнесу в поиске таких заказов, составление конкурсных заявок.

Реализация мероприятий проекта позволила решить следующие задачи:

1. сформирован механизм по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в конкурсах на выполнение госзаказа

2. повысилась информированность субъектов малого предпринимательства относительно условий участий в системе государственных заказов

3. улучшились навыки предпринимателей в вопросах подготовки и реализации конкурсных проектов.

Считаем, что данный проект способствовал реализации государственной политики в области поддержки малого бизнеса.

2. Создание центра государственного заказа

Проанализировав информацию о положении дел в сфере государственных заказов в Курганском регионе, изучив опыт работы по данному направлению в других регионах, мы пришли к выводу, что курганскому предпринимательству необходим центр государственного заказа.

Этот центр был создан на базе Курганского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса. А, поскольку, информацию лучше и выгоднее всего размещать в сети Internet, на сайте www.kurgan.siora.ru, администратором которого является Курганское агентство по поддержке малого и среднего бизнеса, была создана страница, содержащая всю необходимую информацию в области госзаказа. Страница содержит следующие разделы:

1. “Законодательство”

В данном разделе мы разместили полный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов в области госзаказа, в т. ч.:

I. Основной закон Российской Федерации - Конституция Российской Федерации

II. Законы

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I

Основы гражданских правоотношений. Правоспособность. Обязательства и обеспечение исполнения обязательств (в т. ч. банковская гарантия). Договора. Торги, конкурсы, аукционы.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II

Основы гражданских правоотношений. Государственные нужды. Договора поставки. Договора выполнения подрядных работ. Договора оказания услуг.

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Основы формирования и расходов средств бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней.

Федеральный закон от 06.05.1999 №97-ФЗ “О конкурсах на размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных нужд”

Основной закон, определяющий порядок проведения конкурса на закупку продукции для федеральных государственных нужд федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный закон от 02.12.1994 №53-ФЗ “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”

Устаревший, но действующий закон о государственных закупках сельскохозяйственной продукции.

Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”

Устаревший, но действующий закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Федеральный закон от 27.12.1995 №213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”

Устаревший, но действующий закон о формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Проект Федерального закона “О закупках и поставках продукции для государственных нужд”

Проект закона был опубликован в журнале “Конкурсные торги” в сентябре 2000 года.

Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации” (от 14 июня 1995 года №88-ФЗ)”

Определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-I “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000г., 30 декабря 2001г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)”

III Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 №305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”

Документ определяет обязанности проведения конкурсов на закупку для государственных нужд, утверждает порядок организации и проведении конкурсов и других способов закупки (см. приложение).

Приложение:

Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утверждено Указом Президента РФ от 08.04.1997 №305)

Определяет порядок организации и проведения предварительного квалификационного отбора; открытых, закрытых и двухэтапных конкурсов, запроса котировок и закупки из единственного источника; требования к содержанию документов и отдельных процедур; порядок разрешения разногласий.

Указ Президента Российской Федерации от 25. 06. 1997 №630 “Об установлении звания “Поставщик продукции для государственных нужд России”

Устанавливается звание “Поставщик продукции для государственных нужд” (принято в развитие Указа Президента РФ от 08.04.1997. №305)

IV Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации “О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения” от 13.10.1999 №1160

Минэкономики России

Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2000 №502-р

определяется как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за закупками продукции для федеральных государственных нужд (принято в развитие Федерального закона от 06.05.1999 №97-ФЗ)

Определяются функции Минэкономики России; издание “Конкурсные торги” получает статус официального издания уполномоченного федерального органа исполнительной власти (принято в развитие Федерального закона от 06.05.1999 №97-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 г. №1222 “О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)”

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.06.1998 г. №651, от 09.2001 г. №26)

Определяется перечень продукции, которая в полном объеме закупается для государственных нужд в полном объеме (принято в развитие Указа Президента РФ от 08.04.1997 №305)

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1997 №1062 “Об утверждении положения о звании “Поставщик продукции для государственных нужд России”

Определяется конкретный порядок присвоения и отзыва звания “Поставщик продукции для государственных нужд России” (принято в развитие Указа Президента РФ от 25.06.1997 №630)

Приложение:

Положение о звании “Поставщик продукции для государственных нужд России”

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1998 №1022 “О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд”

Устанавливается обязанность государственным заказчиком комплектовать конкурсные комиссии и иные рабочие органы специалистами, прошедшими специальную подготовку.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 №1443 “О подготовке специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд”

Государственный университет – Высшая школа экономики определяется головным образовательным учреждением в сфере подготовки кадров для систем государственных закупок.

Распоряжение Правительства РФ от 24.07.1997 №1047-р “О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд”

На Минэкономики России возлагаются функции по межотраслевой координации деятельности в области государственных закупок (принято в развитие Указа Президента РФ от 08.04.1997 №305).

Всего в разделе “Законодательство”, сайта www.kurgan.siora.ru, размещено 27 основных документов, регулирующих деятельность в области государственного заказа.

Рис.1 Раздел “Законодательство”

2. Раздел “Конкурсы” федеральные /областные/ муниципальные

В течение всего времени работы над проектом этот раздел, по мере опубликования информации о конкурсах, наполнялся. Информация была получена с сайта “Конкурсные торги” Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (www.bob.ru), местных СМИ, и других специализированных Internet – порталов. Кроме того, заказчики, узнав о нашем проекте, сами, посредством факсимильной и электронной (e-mail) связи обращались к нам с предложением – разместить информацию о проводимых ими тендерах на нашем сайте (www.kurgan.siora.ru).

Информацию о конкурсах мы получали также от коллег по бизнес – сети Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса (региональные агентства).

Всего опубликовано объявление о 1830 конкурсах, в том числе: 1142 - федеральных, 592 - областных и 96 - муниципальных конкурсов.

Рис.2 Раздел “Конкурсы”

3. Раздел “Конкурсная документация”.

Для этого раздела мы сделали подбор документов (образцы), содержащие основные части конкурсной заявки. Естественно, каждый госзаказчик сам разрабатывает для каждого конкретного конкурса конкурсную документацию, но практически каждая заявка содержит тот необходимый набор данных, который мы привели в образце.

4. Раздел “Реестр поставщиков”

В данном разделе мы опубликовали данные о предприятиях, ранее принимавших участие в госзаказах, а так же тех, которые “почувствовали” в себе силы стать исполнителем госзаказа, после участия в мероприятиях нашего проекта.

Всего в разделе содержится информация о 100 предприятиях малого бизнеса, которой смогут воспользоваться все желающие, начиная от заказчиков до потенциальных партнеров.

Рис.3 Раздел “Реестр поставщиков”

Сообщение об открытие сайта, посвященного теме с интерактивными возможностями для заказчиков и поставщиков вызвало оживленный интерес, как среди потенциальных поставщиков-предпринимателей, так и заказчиков.

Возможность размещения информации о муниципальных и областных заказах в сети Internet – это способ привлечения исполнителей государственного заказа из других регионов. В настоящее время получить подобного рода информацию довольно проблематично, и, соответственно, исполнителями заказа для государственных нужд становятся местные структуры. Когда же наряду с местными исполнителями в конкурсе примут участие исполнители из других регионов, это будет своего рода стимул к повышению качества своих работ (услуг, продукции), снижению цен и оптимизации затрат. Данной информацией (о поставщиках) пользуются заказчики и уже напрямую, минуя наше агентство, обращаются на предприятия. Это особенно хорошо, т. к. в соответствие с законодательством о госзакупках могут проводиться запросы котировок. В этом случае, предприятию вообще не нужно готовить конкурсную заявку.

Кроме того, информация нужна и для закрытых конкурсов, когда число поставщиков и количество товара (продукции, услуг) ограничено.

Как заказчики, так и поставщики, посредством факсимильной или электронной связи, а иногда даже просто позвонив по телефону, просят разместить информацию о себе на нашем сайте.

Для многих “приятный сюрприз”, что благодаря финансовой поддержке Фонда “Евразия” им не нужно за это платить в отличие от других Internet-сайтов или информационных вестников.

За период с мая 2003 года (дата создания раздела) по май 2004 года количество просмотров информации нашего сайта, www.kurgan.siora.ru, составило более 60 000.

Рис.4 Структура посещений сайта

www.kurgan.siora.ru, месяц

Мы создали и разместили в Internet свой рекламный баннер. Огромную помощь в его размещении нам оказало Российское агентство по поддержке малого и среднего бизнеса (Ермаков В.П.).

Кроме того, на платной основе баннеры были размещены на наиболее “посещаемых” Internet - порталах : ООО “Уралинформбюро”, ООО “Прайм-Информ”, ООО “Компания Новамедиа”.

В рамках бесплатного баннерного обмена, мы разместили ссылки на сайтах:

www.refer.ru, www.editors.dmoz.org, www.aport.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.ulitka.ru, www.mail.ru, www.hotlog.ru, www.bibuca.com, www.holms.ru, www.poisk.com, www.i4b.ru, www.ubn.ru, www.sites.rhk.ru, www.kontora.ru, www.45.ru, www.uralweb.ru.

Хорошую рекламную кампанию проекту провели областные СМИ (городская газета “Курган и курганцы” и областная – “Новый мир”), Курганская государственная телерадиокомпания, областное радио. Информационная поддержка была получена также и со стороны областной администрации.

В настоящее время Россия занимает 15 место в списке стран, лидирующих по охвату населения Internet. Функционирует около 500 000 web-серверов. Интернет – аудитория России составляет 15 –18 млн. человек, в т.ч. 5 млн. человек просматривают его информацию ежедневно.

Таким образом, создание Internet-сайта, посвященного госзакупкам, обеспечивает:

- повышение эффективности средств, выделяемых на осуществление закупок для государственных нужд,

- упрощение процедуры оформления и получения конкурсной документации,

- повышение качества и оперативной информационной поддержки как заказчиков, так и поставщиков,

- и, наконец, снижение затрат на проведение конкурса и его подготовку.

На данный момент имеются Internet-сайты по госзакупкам. Однако, если все государственные заказчики будут иметь свои Internet-сайты, наполненные подробной информацией (законодательство, конкурсы, базы данных и т.п.), то это будет способствовать значительной прозрачности в отношении гозаказа.

3. Подготовка и проведение семинаров

Дифференцирование в уровне развития малого предпринимательства в Курганской области обуславливает необходимость разнопланового подхода к формированию стратегии его развития.

Этот постулат подтвердило исследование, которое мы проводили совместно с ЗАО “ММЦ Курган-Москва” в рамках проекта TACIS MTP 10 “Внедрение новых знаний и навыков в Республиках Татарстан, Башкортостан и Курганском регионе”, организованном ТПП г. Милана (Италия).

В соответствие с рабочим планом по реализации проекта нами были проведены 4 информационных семинара в райцентрах Курганской области: г.г..Шадринск, Шумиха, Макушино и с. Кетово на тему: “Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд”.

В семинарах приняли участие представители малого предпринимательства из всех 24 районов Курганской области, инфраструктура поддержки малого предпринимательства, представители областной и районных администраций, СМИ, контролирующие структуры, всего – более 300 человек.

Структура участников семинара приведена на рис.5.

Рис. 5 Структура участников семинаров, чел.

В ходе семинаров были обсуждены:

- проблемы недостаточного участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд (в райцентрах области проводится всего по 2-3 конкурса);

- вопросы взаимодействия малого и крупного бизнеса в области госзаказа;

- проанализированы основные показатели развития малого предпринимательства в Курганской области;

- субъекты малого предпринимательства - участники госзаказа, поделились своим опытом в данном направлении;

- участники семинаров получили подробную информацию о законодательстве в области госзаказа, возможности участия в тендерах, информацию о проходящих конкурсах;

- разработали рекомендации органам местного самоуправления и инфраструктуре поддержки для создания наиболее благоприятных условий развития малого предпринимательства Курганской области.

Запланированный нами первоначально план проведения семинаров был расширен. Это объясняется тем, что субъекты малого предпринимательства редко, когда смогут собраться вместе и обсудить свои проблемы.

А, поскольку, неучастие в госзаказах – это только одна из проблем, с которой они сталкиваются, мы пригласили на семинар также представителей власти и контролирующих структур из Кургана и райцентров области, чтобы бизнес и власть обсудили наиболее острые проблемы и выработали пути их решения.

В частности, речь шла о нарушении прав предпринимателей и несоблюдением норм Федерального Закона №134- ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

По результатам семинаров были рассмотрены жалобы предпринимателей на необоснованные требования контролирующих структур (СЭС, милиция, пожарники и т. п.) и урегулированы все проблемы.

4. Мониторинг конкурсов госзаказа

Для того, чтобы проанализировать и оценить причины отказа субъектам малого предпринимательства в удовлетворении конкурсных заявок, узнать приоритеты, которыми руководствуются заказчики при выборе поставщиков, оценить профессиональность (рейтинг) подготовки конкурсных заявок местных поставщиков, определить структуру участников конкурсов, в том числе субъектов малого предпринимательства, мы провели мониторинг 5 конкурсов на поставку товаров для государственных нужд.

1) Мониторинг конкурса “Закупка продукции легкой промышленности для государственных нужд Курганской области”

Заказчики: Учреждение здравоохранение Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Главное управление социальной защиты населения.

В конкурсе приняли участие 19 предприятий из г. Кургана и райцентров области, среди них субъекты малого предпринимательства составили 89% .

Посредством совещания заказчиков объединенного конкурса была сформирована конкурсная комиссия.

Победителями конкурса стали 17 предприятий, из них 94% - субъекты малого предпринимательства.

Отказано в удовлетворении заявки 2 предприятиям, в том числе 1 – малому предприятию.

Причины отказа:

· необоснованно завышенная цена по сравнению с аналогичными предложениями других участников.

Наиболее грамотная заявка была представлена малым предприятием – ЗАО “Курган – Восток – Сервис”. Это постоянный участник, составляет документацию в соответствии с требуемыми критериями.

Заявки от остальных участников, 70% из которых впервые принимали участие в подобных мероприятиях, имеют примерно одинаковый и более низкий рейтинг.

Конкурсной комиссии приходилось запрашивать дополнительную информацию у участников (ГОСТы, стандарты, качественные характеристики и т. д.), ввиду чего, подведение итогов конкурса “затянулось “ на 3 дня.

Нарушений в ходе проведения объединенного конкурса не выявлено.

2) Мониторинг конкурса “Выбор генерального подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту и реставрации Государственного музея -усадьбы “Архангельское”

Заказчик – Государственное учреждение культуры “Государственный музей – усадьба “Архангельское”.

В конкурсе приняли участие 10 предприятий, из 16 (15 - из г. Москвы и 1- из г. Кургана), получивших документацию.

Из них, 4 были отстранены после вскрытия конвертов: в виду отсутствия копий уставных документов, банковского обеспечения (поручительства), отсутствия данных о квалификационном составе специалистов.

Таким образом, к участию в конкурсе были допущены 6 предприятий, из них 50% - субъекты малого предпринимательства.

Победитель конкурса – ООО “Возрождение” (субъект малого предпринимательства).

Отказано в удовлетворении заявки 5 предприятиям, в том числе 4 -московским фирмам.

Причины отказа

· заявки поданы не на весь объем заказа,

· более длительные сроки его выполнения,

· более высокая сметная стоимость.

Отказано предприятию из г. Кургана - опасение заказчика на возможный срыв, в виду отсутствия собственной производственной базы в г. Москве, несмотря на дополнительное предложение по осуществлению работ совместно с московской фирмой.

Нарушений в ходе проведения конкурса не обнаружено.

3) Мониторинг конкурса “Закупка обуви для учреждений государственной поддержки детства”

Заказчик: Главное управление образования по Курганской области.

В конкурсе приняли участие 2 предприятия из г. Кургана, из них 100% - субъекты малого предпринимательства.

Победитель конкурса ООО ТК “ЛК” и ЧП Гладышева Т. В., таким образом, заказ в виду разного ассортимента был поделен между обоими участниками.

Нарушений в ходе конкурса не выявлено.

4) Мониторинг конкурса “Закупка мебели”

Заказчик – Главное управление образования по Курганской области.

В конкурсе приняли участие 6 предприятий (из г. Кургана и райцентров области), из 7, получивших документацию.

Среди них 50% - субъекты малого предпринимательства.

Победитель конкурса – ООО ПКП “Мета” – грамотно подготовленная заявка, поставка всего объема госзаказа, приемлемые цены, качество соответствует предъявляемым требованиям.

Причины отказа остальным участникам

· более высокие цены,

· поставка не полного объема госзаказа,

· отсутствие сертификатов качества.

Нарушения в ходе проведения конкурса

· рассматриваются балансы предприятий без расшифровки статей прибыли и убытки,

· не проводятся разъяснение по правилам представления заявки,

· запрашиваются торговые скидки, рассрочки платежей,

· конкурсная документация разработана с нарушениями Указа Президента РФ от 08.04.1997 г. №305.

5) Конкурс “Закупка лабораторного оборудования по химии, спортинвентаря”

Заказчик – Главное управление образования по Курганской области.

Конкурс поделен на 2 части:

1 конкурс – “Закупка лабораторного оборудования по химии”

Участники – 2 предприятия из г. Кургана, из них 100% - субъекты малого предпринимательства.

Победитель – ООО “Учебная книга”.

Причины отказа другому участнику:

· более высокая цена при прочих равных условиях.

Нарушений в ходе проведения конкурса не выявлено.

2 конкурс – “Поставка спортинвентаря”.

Участники – 2 предприятия (1 из г. Кургана, 1 из г. Москвы), оба малые.

Обе заявки составлены грамотно.

Победитель – ООО “Доцент” (г. Москва)

Отказ другому участнику

· в виду более высокой цены и узкого ассортимента, при прочих равных условиях.

Информация до иногороднего участника бала доведена посредством факсимильной связи. Уже имеется положительный опыт работы с данным поставщиком.

Нарушений в ходе проведения конкурса не выявлено.

Таким образом, если подвести итоги 5 мониторингов, можно делать следующие выводы.

Проблемы государственного заказа – это ошибки, как организаторов конкурсных торгов, так и участников.

Ошибки организаторов торгов

· включают в конкурсную документацию избыточные требования (например, торговые скидки и искусственные ограничения);

· нарушают правила торгов (используют критерии, не предусмотренные конкурсной документацией);

· сокрытие информации (информация публикуется только в местных СМИ);

· создаются преференции для отдельных заказчиков;

· не проводятся разъяснения по вопросам подготовки конкурсной документации.

Ошибки участников

· незнание процедур и законодательства, регламентирующего госзакупки (конкурсные предложения не всегда по формальным признакам соответствуют требованиям конкурсной документации);

· отсутствие достаточной информации о проводимых конкурсах;

· заявки составлены не в полном объеме документов, запрашиваемых комиссией.

Только один заказчик из пяти, разместил информацию о конкурсе в местных СМИ и журнале “Конкурсные торги”. Остальные – ограничились публикациями в местных СМИ. В одном случае было персонально сообщено иногороднему участнику.

Проведение мониторинга конкурсов позволило:

· выявить структуру участников конкурса;

· проанализировать причины отказа в удовлетворении конкурсных заявок;

· узнать о приоритетах, которыми руководствуются заказчики при выборе поставщика;

· оценить профессиональность (рейтинг) подготовки конкурсных заявок;

· узнать способ доведения информации о конкурсах;

· выявить нарушение в ходе проведения конкурсов.

Причины нарушений кроются, как в несовершенстве законодательства и недостаточной квалификации специалистов по госзакупкам, так и в недобросовестных действиях некоторых из них.

Многие поставщики высказали недовольство, что у них нет достаточной информации, связанной с госзаказами.

Одним из основных путей решения данной проблемы и обеспечения принципа прозрачности по отношению к госзакупкам является создание общедоступных информационных сайтов по госзаказам.

5. Очные индивидуальные консультации

Еженедельно для потенциальных поставщиков продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд проводились очные индивидуальные консультации по вопросам финансовой оценки собственного бизнеса, расчету оптимальных цен поставки, подготовки конкурсных заявок, поиску информации о конкурсах, разъяснению законодательства в области госзаказа, размещению информации о поставщиках.

Одновременно мы смогли “разгрузить” сотрудников областной администрации, так как формы заявок и необходимые разъяснения проводимых конкурсах, потенциальные поставщики смогли в Агентстве.

В общей сложности было подготовлено 44 конкурсных заявки, среди них 23 - для участия в тендерах на территории г. Кургана и 21- за пределами области.

Заявки подготовленные с нашей помощью обеспечили победу в 10 конкурсах.

По результатам конкурсов были выявлены нарушения в 28 из них:

1) Конкурс на право выполнения реставрационных работ на памятнике истории и культуры “Гостиница Бристоль” (г. Воронеж)

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации

Организатор – Государственная инспекция охраны историко – культурного наследия Воронежской области.

Нарушения:

- протокол заседания конкурсной комиссии выслан участнику по истечению 45 дней с момента проведения конкурса,

- критерий выбора местного поставщика необоснован,

- заявка местного участника составлена по аналогии участника из г. Кургана.

(Примечание: в 2002 г. ООО “Карат” принимал участие в тендере и стал победителем, ввиду наиболее грамотно составленной конкурсной документации, дающей полную информацию о поставщике).

Таким образом, поставщик не смог обжаловать неправомерные действия заказчика до заключения им государственного контракта в отведенные для него законодательством сроки.

2) Конкурс на право выполнения ремонтно – реставрационных работ на памятнике истории и культуры “Здание Духовной семинарии” (г. Воронеж)

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации

Организатор – Государственная инспекция охраны историко – культурного наследия Воронежской области.

Нарушения:

- - протокол заседания конкурсной комиссии выслан участнику по истечению 45 дней с момента проведения конкурса,

- критерий выбора местного поставщика необоснован.

3) Конкурсы на реставрацию памятников истории и культуры – “Собор Святого Александра Невского” (г. Курган), “Никольская церковь”

(г. Балахна), “Церковь Успения” (г. Рыльск), “Знаменский собор” (г. Курск), “Церковь Благовещения Макарьево – Унженского монастыря” (г. Макарьев), “Никольский собор” (г. Шуя)

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации

Организатор - ООО “Стройтехнопром XXI” (г. Москва)

Нарушения:

- только 1 заявка была удовлетворена и поставщик уведомлен о победе.

По оставшимся 5 конкурсам информация не поступила, протоколы заседания конкурсной комиссии с объяснениями причин не были предоставлены.

4) Конкурсы на реставрацию памятников истории и культуры “Колокольня Воскресенского Собора (г. Шуя), “Свято – Николо – Шартомский монастырь” (с. Введенье), “Церковь святого князя Владимира” (г. Владимир).

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации.

Организатор - ООО “Стройтехнопром XXI” (г. Москва).

Нарушения:

- нет уведомлений о победителе конкурса,

- нет копий протоколов заседаний конкурсных комиссий о критериях выбора победителей.

5) Конкурсы на реставрацию памятников истории и культуры – “Собор всех Скорбящих Радость” (г. Свияжск), “Свято – Троицкий Собор” (г. Бирск),

“Рождественская церковь” (г. Уфа)

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации.

Организатор – ООО “Стройтехнопром XXI” (г. Москва)

Нарушения:

- нет уведомлений о победителе конкурса,

- нет копий протоколов заседаний конкурсных комиссий и критерий выбора победителя.

6) Конкурс на реставрацию памятника истории и культуры “Далматовский Свято – Успенский мужской монастырь” (г. Далматово) и “Дом, в котором жил декабрист Нарышкин М. М.”

Заказчик – министерство культуры Российской Федерации.

Организатор – НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Курганской области.

Нарушений нет.

Но, стоит отдельно остановиться на данном конкурсе.

Казалось бы, конкурс состоялся, победитель объявлен. В течение 10 дней госзаказчик должен заключить госконтракт с поставщиком. Документы подготовлены, однако, оказывается, в виду того, что в других регионах конкурсы состоялись гораздо раньше (организаторы были более дисциплинированные), денежные средства заказчик – “перераспределил”.

Таким образом, конкурс оказался финансово не обеспечен.

Руководителю предприятия в течение 6 месяцев пришлось “обивать” пороги Министерства культуры РФ и требовать финансирования, так как работы уже выполнены. В конечном счете, денежные средства все же были получены.

Налицо формальный подход организатора к проведению конкурса и перекладывание ответственности и обязанностей на поставщика, несмотря на регулярно получаемую з/плату.

7) Конкурс на реставрацию памятников истории и культуры “ Реставрация флигеля, перекрытий и внутренние отделочные работы в главном доме усадьбы Веневитинова”, “Ремонтно-реставрационные работы на объекте – памятнике архитектуры “Здание кинематографа “Увечный воин”, “Реставрация крыши, частичная реставрация перекрытий, устройство черновых полов на объекте – памятнике истории и культуры “Дворец Ольденбургских”, “Противоаварийное укрепление и реставрация пещерной меловой церкви Иоанна Предтечи в Малых Дивах”, “Реставрация фасадов памятника архитектуры “Путевой дворец”, “Ремонтно-реставрационные работы на объекте – памятнике архитектуры “Хреновской конный завод”.

Заказчик – Министерство культуры Российской Федерации.

Организатор – Государственная инспекция охраны историко – культурного наследия Воронежской области.

Нарушения:

- информация участникам о победителе не доводилась,

- протокол не высылался.

8) Конкурс на проведение проектных работ по крыше СПЗ Курганской таможни.

Заказчик – СПЗ Курганская таможня.

Нарушений нет.

9) Конкурс на капитальный ремонт крыши СПЗ Курганской таможни

Заказчик – СПЗ Курганская таможня.

Нарушений нет.

10) Конкурс на капитальный ремонт помещений Курганского института пограничных войск ФСБ России

Заказчик – Курганский институт пограничных войск ФСБ России

Нарушения:

- участники не были приглашены на вскрытие конвертов,

- информация о победителе была доведена после письменного запроса,

- была направлена жалоба на незаконные действия заказчика, получен невразумительный ответ,

- протокол не содержит обоснованных критериев выбора поставщика.

Направлена жалоба в Министерство экономического развития и торговли Российской федерации – ответа нет.

11) Конкурс на ремонт помещения ФГУП Курганской городской типографии.

Заказчик – ФГУП Курганской городской типографии.

<Нарушения:

12) Конкурс на ремонт помещений ФГУП Курганской транспортной инспекции

Заказчик: ФГУП Курганская транспортная инспекция.

Нарушения:

Однако, считаем, что, заказчик, руководствуясь при выборе победителя минимальной ценой, не сможет освоить заявленный объем работ. Стоимость, предложенная поставщиком-победителем, была в 2 раза ниже, чем у остальных участников, это только свидетельствует о низкой квалификации специалистов в составе конкурсной комиссии.

13) Конкурс по выбору генерального подрядчика на ремонт помещений СПЗ Курганской таможни

Заказчик – СПЗ Курганская таможня

Нарушения:

- конкурс состоялся “чисто формально”: на вскрытии конвертов с конкурсной документацией было объявлено об отсутствии финансирования.

Итог – излишне потраченные средства и время поставщиков на подготовку конкурсной документации.

14) Конкурс по выбору генерального подрядчика на ремонт помещений Курганского государственного университета

Заказчик – Курганский государственный университет

Нарушения:

- поставщики не были приглашены на вскрытие конвертов с конкурсной документацией,

- уведомление о победителе не доведено до участников,

- протокол заседания конкурсной комиссии был предоставлен по истечении срока, предусмотренного действующим законодательством по письменному запросу поставщика,

- критерии определения победителей необоснованны.

15) Конкурс по капитальному ремонту центральной котельной г. Куртамыша

Заказчик – Муниципальное образование - администрация г. Куртамыша

Нарушения

Примечание: за 5 дней до проведения конкурса, мы провели тренинг для субъектов малого предпринимательства в г.Куртамыше: “Подготовка конкурсных заявок. Оптимизация затрат в целях повышения конкурентоспособности цен на товары (работы, услуги) в сфере госзаказа”.

Его участниками также стали представители районной администрации, курирующие вопросы госзакупок. На все интересующие вопросы о проведении конкурса они получили полную информацию.

16) Конкурс на проведение ремонта помещений “Институт РНЦ ВТО им.Г.А.Илизарова”

Заказчик: Институт РНЦ ВТО им.Г.А.Илизарова

Нарушения: нет.

17) Конкурс на капитальный ремонт помещений Курганского института пограничных войск ФСБ России

Заказчик: Курганский институт пограничных войск ФСБ России

Нарушения: нет.

Примечание: нарушения, допущенные в 2003 году и, на которые НП “Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса” и ООО “Карат” указали заказчику, в 2004 году – не повторились.

Что еще примечательно. В прошлом году критерием оценки по данному конкурсу была “цена”. В связи с чем, работы были не освоены.

18) Конкурс на ремонт помещений Отделения ПФ по Курганской области

Заказчик: Отделение ПФ по Курганской области

Нарушения: нет.

19) Конкурс на капитальный ремонт кровли Юргамышского суда

Заказчик: Юргамышский суд

Нарушения: нет.

20) Конкурс на капитальный ремонт кровли Макушинского суда

Нарушения: нет.

21) Конкурс на реставрацию памятника истории и культуры “Далматовский Свято – Успенский мужской монастырь” (г. Далматово) и “Храм Святого Александра Невского” (г.Курган), “Церковь в с.Таловка Юргамышского района” (Курганская область)

Нарушений: нет

22) Конкурс на проектирование и реставрацию кровли ОАО “Курганхиммаш”

Нарушений: нет.

Общая продолжительность индивидуальных консультации для субъектов малого предпринимательства составила 528 часов.

6. "Круглый стол"

В соответствие с рабочим планом по реализации проекта, нами было проведено 2 “круглых стола”.

1 “круглый стол” состоялся 11 июля 2003 года в г.Кургане на тему: "Участие субъектов малого предпринимательства в выполнении госзаказа. Проблемы и пути их решения".

Объем рынка государственных заказов в последние годы традиционно растет, а основная возможность получить доступ к ресурсам этого рынка – выиграть конкурс, который проводит государственный заказчик.

Однако, как показывает опыт, проведение подобных конкурсов – достаточно бюрократизированная процедура.

Чтобы стать участником конкурса, предприятию, во-первых, необходимо обладать информацией, а во-вторых, выполнить обязательные формальности.

С этой целью к диалогу были приглашены как компании, давно и успешно работающие на рынке государственных заказов, так и представители власти – потенциальные заказчики.

В ходе “круглого стола” выяснилось, что 99% малых предприятий, принимавших участие в конкурсах, обладают информацией и принимают участие только в областных конкурсах госзаказа.

Малые предприятия не участвуют в конкурсах, проводимых федеральными заказчиками, заказчиками из других регионов, потому, что нет информации о таких конкурсах, не знают, да и не имеют достаточных финансовых средств, для ее получения. Почти каждый из участников "круглого стола" заявил, что имеет достаточный опыт в составлении конкурсной заявки. Однако, подобное заявление вскоре было опровергнуто: участники конкурсов, даже те из них, кто имеет 4 – 7 летний опыт "тендерных состязаний", не знают законодательных актов в области госзаказа, процедуры обжалования принятых решений.

Кроме того, с победителями конкурсов, проведенных 5 месяцев назад областной администрацией, до сих пор не были заключены госконтракты (для справки: срок для заключения госконтракта – 20 дней). Причина – отсутствие финансовых средств.

Конечно, нарушений в процедуре проведения конкурсов госзаказа достаточно много, но поставщики предпочитают промолчать, чем начать процедуру обжалования: как - бы это не сказалось на их взаимоотношениях с заказчиком, который подобные конкурсы проводит из года в год.

Заказчики рекомендовали Курганскому агентству по поддержке малого и среднего бизнеса вести на своем сайте в Интернет раздел : “Поставщики”. Их опасения вполне понятны: довольно много фирм – однодневок, да и полиграфическая техника шагнула вперед, поэтому при отсутствии подобного реестра, им сложно ориентироваться в представленных документах. “Справки” о предприятиях-претендентах, наводятся нетрадиционными способами.

Сайта, посвященного госзакупкам, у администрации (Правительства) Курганской области нет, а поскольку проект агентства затрагивает обе стороны: заказчиков и поставщиков, вышеуказанная информация нужна обеим.

Подводя итоги диалога, стоит выделить 2 причины, сдерживающие участие малых предприятий в проводимых тендерах государственного заказа:

1. объективные – нет прозрачности, справедливости, недостаток информации о конкурсах, отсутствие юридического сопровождения при оформлении контрактов, большие объемы контрактов, несоизмеримые с техническими и кадровыми возможностями малого предприятия.

2. субъективные – ошибки при оформлении заявок, недопонимание конкурсных процедур и правил, недоверие к организаторам торгов.

По итогам “круглого стола” были выработаны рекомендации госзаказчикам, субъектам малого предпринимательства и инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

2 “круглый стол” состоялся 23 марта 2004 года в г.Кургане на тему: “Итоги работы Курганской области в сфере госзаказа”.

За 15 лет экономических реформ в России сформировались более-менее цивилизованные отношения между продавцом и потребителем продукции. Борьба спроса и предложения, устанавливает некий баланс цены, качества, условий поставки, устраивающий участвующие стороны.

И поэтому нет необходимости вмешиваться в данные процессы и устанавливать какой бы то ни было контроль за ними.

Совсем иная ситуация складывается при осуществлении закупок государством. И хотя за прошедший с начала реформ период времени значительно сократился объем государственных закупок, тем не менее, государство как покупатель остается привлекательным партнером для многих предприятий России. При этом интересы государства представляет орган государственной власти или государственный чиновник, который при размещении государственного заказа руководствуется исключительно государственными интересами. А для государства, как и для любого другого покупателя, решающим в этом вопросе остается вопрос максимальной выгоды от осуществляемой сделки. Реализация данной задачи требует универсального “инструмента”, позволяющего предотвратить коррупцию или субъективное принятие решения, создание здоровой конкуренции среди товаропроизводителей. Таким “инструментом” призван стать государственный заказ, размещаемый на конкурсной основе.

Самые низкие объемы госзаказа у поставщиков – малых предприятий, несмотря на то, что заказчикам рекомендовано не менее 15% объема заказа, размещаемого на конкурсной основе отдавать именно им (Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства”).

По итогам 2002 года государственными заказчиками – держателями средств бюджета и внебюджетных фондов в Курганской области было проведено 275 конкурсов. Из 515 поставщиков, подавших заявки на участие в конкурсах, выиграли 386, в т.ч. 33 – субъекты малого предпринимательства (8,5%).

По итогам 2003 года государственными заказчиками – держателями средств бюджета и внебюджетных фондов в Курганской области был проведен 851 конкурс, в том числе подано заявок 1395, признано победителями 889. В настоящее время статистика по малым предприятиям – получателям госзаказа – отменена. Поэтому нет полной информации по участию малого предпринимательства в целом по Курганской области.

По итогам 4 межотраслевых конкурсов признано победителями 35 малых предприятий, т.е.64% - участников. В том числе, 14 – выиграли в конкурсах на поставку продуктов питания, 10 – товаров легкой промышленности, 1 – оргтехники.

За 4 месяца 2004 года 7 малых предприятий из 18, принявших участие в 2 межотраслевых конкурсах, стали победителями.

Проект агентства длится уже год, однако, “сломить сопротивление власти” в этом вопросе за столь короткий срок нелегко.

Это проявляется в том, как отметили поставщики, что некоторые заказчики создают преференции для “своих предпринимателей”, “выкручивают руки” (требуют скидок к цене, неоправданных рассрочек платежа, минимизации цены и т.п.). несмотря на то, что по итогам конкурсов, малые предприятия стали победителями, контракты заключаются с другими. Нарушаются конкурсные процедуры (сроки подачи конкурсной документации сокращаются, порядок проведения конкурса не соответствует законодательным нормам, нет четких обоснований при выборе победителей и т.п.)

Многие малые предприятия были участниками наших семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций, знают процедуру юридически правильного воздействия на недобросовестные действия заказчика, но, предпочитают “не бороться с властью”, а искать заказы в других регионах, поскольку, даже, если, через арбитражный суд госконтракт будет заключен, работы выполнены (товары поставлены), получен аванс, ждать окончательной оплаты приходится от 1 года до 2 лет.

Муниципальные заказчики “любят” платить деньги только по решению суда. Отсюда становится понятно, почему ремонтом курганских дорог, фасадов зданий и т.п. занимаются фирмы из других регионов: они не знают, что ждет их по окончании работ.

Как известно, в госконтракте 2 стороны: заказчики и поставщики. По истечении 8 месяцев с момента проведения нами 1 “круглого стола”, нам было интересно узнать мнение заказчика по этому вопросу.

Как оказалось, заказчики “винят” Областное финансовое управление, которое, несмотря на все подготовленные подрядчиком документы и проверенные заказчиком, несвоевременно их оплачивают. Кроме того, чувствуется недостаток грамотных, аттестованных специалистов в данной сфере, что влечет за собой нарушение в порядке объявления конкурсов, их проведения и подведения итогов. Заказчики отметили также тот факт, что благодаря проекту Курганского агентства, малые предприятия стали лучше владеть информацией, грамотно применять законодательство, стали “как – бы на голову выше” чиновников. Сейчас уже появилась необходимость в обучении чиновников. Курганскому агентству было предложено рассмотреть вопрос о возможности обучения госслужащих, ответственных за госзаказ на муниципальном уровне.

Подводя итоги 2 “круглого стола” мы констатируем тот факт, что существенные изменения в данной сфере могут произойти только в том случае, если будет ужесточена ответственность госчиновников за несоблюдение действующего законодательства.

Кроме того, следует как можно активнее использовать опыт работы в сфере госзаказа, накопленный в других российских регионах, а также Республиках Татарстан и Башкортостан. В частности, отказаться от фактора минимизации цены за счет качества, когда предлагаемая скидка более 15%.

7. E – mail – консультации

Как мы уже указали выше, размещение информации в сети Internet – это не только эффективная реклама своих товаров (работ, услуг), но это еще и один из механизмов поддержки малого предпринимательства.

Благодаря эффективной рекламной кампании о нашем проекте узнали очень многие пользователи. Кроме того, мы сами проводили массовые e – mail - рассылки, после чего, количество субъектов малого предпринимательства, у которых оказались востребованы наши услуги, значительно увеличилось. В этой связи, мы ежедневно оказывали консультации для иногородних пользователей Internet посредством электронной почты. В общей сложности нашими услугами смогли воспользоваться более 400 малых предприятий из всех российских регионов, а также Республик Беларусь, Украина, Молдова, Республик Татарстан и Башкортостан.

8. Подготовка и проведение тренингов

Для того, чтобы субъекты малого предпринимательства научились грамотно составлять конкурсную заявку, мы провели 11 тренингов. 4 из них – в райцентрах области: г.г. Шадринск, Катайск, Куртамыш и Далматово и 7 - в областном центре.

Количество участников в каждом тренинге, в зависимости от района, составило от 8 до 18 человек. Обучение в ходе тренинга проводилось по 4 разработанным нами модулям:

1 модуль – Проект государственного контракта. Законодательство в области госзаказа

Во время обучения по данному модулю было рассмотрено содержание 2 документов, регламентирующих госзакупки: Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, услуг для государственных нужд”от 06.05.1999 №97-ФЗ и Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08. 04. 1997 №305.

В частности, основные положения закона; требования, предъявляемые к участникам конкурсов; виды конкурсов (открытый, закрытый, двухэтапный, запрос котировок); работа с конкурсной документацией; рассмотрение, оценка и сопоставление заявок; способы разрешения разногласий; государственный контракт.

В качестве примера (образца) государственного контракта был использован государственный контракт на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, разработанный на 2003 год Министерством культуры Российской Федерации.

Практически в каждом тренинге в составе участников были представители малых предприятий, уже принимавших участие в поставках для государственных нужд. Уже имелись свои положительные и отрицательные стороны от такого сотрудничества.

Отрицательные – несоблюдение со стороны заказчиков процедур, предусмотренных действующим законодательством (принцип открытости при вскрытии конвертов, отсутствие оповещения, отсутствие или невыдача протокола заседания конкурсной комиссии и критериев выбора победителя) несвоевременное заключение контрактов, а иногда, расчет за поставленную продукцию в сроки, более чем полугода, неправомерные критерии при выборе поставщиков (плательщик НДС, местный поставщик).

Все эти претензии были высказаны участниками. Компетентные специалисты смогли ответить на все поступившие вопросы и дать советы, как вести себя малым предприятиям в тех или иных случаях.

Положительные моменты участия в госзаказе, как отметили участники тренингов, это, несомненно, пополнение портфеля заказов, это новый, более качественный уровень развития бизнеса, это возможность найти партнера по кооперации, а для некоторых, это своего рода адреналин, ведь в конкурсе выигрывает более квалифицированный.

2 модуль – Обучение практическим навыкам подготовки конкурсной заявки

В качестве примера для заполнения разделов конкурсной заявки, использовалась заявка, образец которой был предложен на конкурс по выбору генерального подрядчика на право реставрации музея – усадьбы “Архангельское” (г. Москва).

Очень часто можно слышать от организаторов конкурса, что поставщики получают низкие оценки в виду простого формального несоблюдения всех разделов конкурсной документации. Именно поэтому мы очень подробно остановились на каждом документе: конкурсное предложение, структура организации, квалификационный состав (специалисты и работники), финансовая надежность.

Мы рекомендуем участникам не скрывать информацию об участии в судебных разбирательствах, т. к. это только доказывает правомерность их действий в отстаивании собственных интересов.

Завоевать более высокие баллы при оценке конкурсной документации помогут рекомендации от предыдущих заказчиков, фотографии объектов, на которых проводились работы до и после ремонта (реставрации).

То есть, чем больше информации поставщик предоставит о себе, тем больше шансов у него на победу. Кроме того, мы советуем поставщикам, если у них есть альтернативные предложения или сопутствующие услуги, всегда доводить их до сведения заказчиков.

3 модуль – организационная структура управления снабжением и запасами на предприятии

Как известно, спрос рождает предложение. Однако, не последнюю роль в его формировании играет цена. И именно этот показатель лег в основу обучения по данному модулю. Ведь для многих заказчиков довольно часто фактор цены при всех прочих равных условиях играет определяющую роль.

Как правильно назначить цену, грамотно рассчитать затраты (в т. ч. постоянные, переменные и предельные), об этом участники тренинга вспомнили (а многие узнали) во время обучения.

Довольно часто, и особенно это актуально для малых предприятий, где нет экономистов и специалистов аналитиков, процесс распределения затрат происходит без учета особенностей выпускаемого ассортимента. Если грамотно подойти к вопросу распределения затрат с учетом удельного веса продукции в общем объеме заказов, то и цена была бы более обоснованной. Как показала практика проведения тренингов, никто из участников даже не задумывался над этим вопросом.

Таким образом, налицо не только эффект вовлечения малого предпринимательства в госзаказ, но и возможность получения специальных экономических знаний.

4 модуль – анализ финансовых возможностей поставщиков

При подготовке конкурсной документации каждый участник представляет данные бухгалтерского баланса. Но, пожалуй, не всегда конкурсная комиссия умеет “грамотно читать” эти документы. Поэтому, мы включили в тренинг вопросы финансового анализа, рассмотрение которых было очень интересно директорам малых предприятий. Они, 4 раза в год подписывают документы для налоговой инспекции, которые подготавливает им бухгалтер, но даже не задумываются об их статьях.

Мы рекомендовали каждому предпринимателю (руководителю) 1 раз в год делать финансовый анализ своего предприятия по разработанной нами методике.

Данный анализ позволит узнать свое финансовое положение, предупредит о возможном банкротстве, поможет в грамотном ведении бизнеса. С помощью наших методик можно оценить деловую активность предприятий, сделать анализ рентабельности всего производства и отдельных видов продукции. Разработанная нами методика заинтересовала сотрудников областной администрации, администраций райцентров области, чьи специалисты также принимали участие в проводимых нами тренингах. Мы рекомендовали участникам тренингов, потенциальным поставщикам для государственных нужд, помимо копий баланса и отчета о прибылях и убытках, прикладывать финансовый анализ своего предприятия, который они смогут сделать теперь сами.

5 модуль – опыт участия субъектов малого предпринимательства в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд

Руководители малых предприятий, принимавшие участие в поставках для государственных нужд, рассказали о своем опыте в данном направлении, о взаимоотношениях с заказчиками, о преимуществах для малых предприятий.

Подобного рода обучения необходимы для малых предприятий, поскольку, это – не только возможность получения новых знаний, но и обмен опытом и знаниями между самими поставщиками (предпринимателями).

Каждому участнику тренинга были предоставлены разработанные нами методические рекомендации. Кроме того, каждый раз мы информировали участников о текущих конкурсах, методах и способах получения и подготовки конкурсной документации.

В наших тренингах принимали участие не только руководители малых предприятий, которые уже являются исполнителями госзаказа, но и те, кто решил уже для себя вопрос участия в них. И, поэтому, чисто “житейские” советы были наилучшей рекламой.

Мы благодарны руководителям тех районных администраций, которые помогли нам при организации тренингов и сами, принимая в них участие, убеждали предпринимателей активно участвовать в конкурсах, поскольку госзаказ – это не завтрашний день, а сегодняшний. Сейчас все закупки для государственных нужд будут производиться только на конкурсной основе.

Отраден тот факт, что сотрудники районных администраций, которые принимали участие в наших семинарах и тренингах, начинают грамотно подходить к вопросу госзаказа. Еще год назад в местных СМИ можно было встретить лишь 1-2 объявление от муниципальных образований о проведении конкурса на поставку угля для муниципальных нужд, то сейчас практически в каждом номере газет “Новый мир” и “Курган и курганцы” ест такие объявления.

Образец обучающего модуля приложен к отчету за 2 период.

Структура участников тренинга приведена на рис.6.

Рис.6. Структура участников тренингов, чел.

9. Участие в V Всероссийской конференции малых предприятий

В течение двух дней, с 10 по 11 марта 2004 года в г.Москве проходила V Всероссийская конференция малых предприятий.

Помимо пленарных заседаний, планом работы Конференции была предусмотрена и работа в секциях.

В одной из таких секций: “Малое предпринимательство – как инструмент социально-экономического развития регионов и реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства”, мы приняли участие и рассказали о мероприятиях нашего проекта: проведенных семинарах, тренингах, “круглых столах”, индивидуальных и e-mail-консультациях.

Предпринимателям из других российских регионов порекомендовали воспользоваться информацией о конкурсах, которые размещены и постоянно обновляются на нашем сайте: www.kurgan.siora.ru.

10. I Съезд представителей малого предпринимательства Курганской области

При написании заявки в Фонд “Евразия”, мы планировали по окончании проекта провести Конференцию с участием представителей соседних регионов с целью обсуждения и обобщения мероприятий проекта.

Однако, посоветовавшись с представителями областной администрации (Правительства) Курганской области, нами было принято решение организовать более крупномасштабное мероприятие: Съезд малого предпринимательства Курганской области, поскольку проблемы малого предпринимательства в нашем регионе выходят за сферу госзакупок.

24 марта 2004 года в г.Кургане с участием представителей малого предпринимательства из всех 24 районов области состоялся I Съезд представителей малого предпринимательства Курганской области.

В работе Съезда приняли участие также представители администрации (Правительства) Курганской области, руководители Экспертно-консультационного Совета по развитию малого предпринимательства Уральского Федерального округа, представители Северо-Казахстанской и Костанайской областей.

На Съезде были подведены итоги работы малого предпринимательства за 2003 год, в том числе в сфере госзаказа.

Мы подвели итоги мероприятий нашего проекта и попросили предпринимателей высказать свои пожелания для продолжения работы по данному направлению.

Своим опытом в сфере госзаказа поделились гости Съезда.

Обобщив все предложения и заслушав мнения предпринимателей, по результатам работы Съезда были разработаны предложения по совершенствованию поддержки малого предпринимательства в Курганской области, в том числе в сфере государственного заказа, а именно:

- до конца 2004 года ввести в действие раздел на портале Администрации (Правительства) Курганской области, www.admobl.kurgan.ru, для официальной публикации информации о предстоящих конкурсах, подведению их итогов, ведению реестра поставщиков. Кроме того, разместить на портале электронную версию документов, необходимых для заполнения конкурсной документации.

- повысить ответственность государственных заказчиков за несоблюдение действующего законодательства в сфере госзакупок,

- рекомендовать государственным заказчикам использовать методику оценки финансового состояния поставщиков, разработанную Курганским агентством,

- активизировать работу инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для более полного вовлечения малых предприятий в сферу госзакупок.

11. Исследование “Участие субъектов малого предпринимательства в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд”

После завершения всех запланированных в рамках проекта мероприятий, мы провели исследование на тему: “Участие субъектов малого предпринимательства в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд”.

Цели исследования

1. выявить изменения, произошедшие на предприятиях малого бизнеса -участников нашего проекта,

2. оценить эффективность данных мероприятий,

3. разработать механизмы последующей поддержки.

В исследовании приняли участие руководители 100 малых предприятий и предприниматели.

География исследования - г.Курган и Курганская область.

Структура участников опроса выглядит следующим образом:

- 22 % - строительство, ремонт, производство строительных материалов

- 24 % - продукты питания,

- 9 % - оргтехника,

- 8 % - проектирование,

- 4 % - лекарства,

- 10 % - ГСМ, уголь,

- 19 % - одежда и обувь

- 4 % - другие.

С целью обеспечения достоверных данных при проведении исследования, мы установили квоту для респондентов:

- 50% - руководители малых предприятий, принимавших участие в мероприятиях нашего проекта,

- 50% - руководители малых предприятий не принимавших участие в нашем проекте, в независимости от того, являются ли они поставщиками продукции (работ, услуг) для государственных нужд.

Как показали результаты проведенного нами исследования, с понятием “государственный заказ” знакомы 64% опрошенных, в том числе 50% принимали участие в поставке товаров (работ, услуг) для государства.

Структура поставщиков выглядит следующим образом:

- 32% - продукты питания,

- 36% - строительство и ремонт,

- 8% - оргтехника,

- 2% - лекарства,

- 7% - ГСМ, уголь,

- 5% - проектирование,

- 8% - одежда и обувь,

- 2% - другие.

Средняя стоимость государственного заказа составила 0,61 тыс.рублей, в т.ч. средняя стоимость федерального заказа – 1,3 млн. рублей, областного заказа – 0,78 тыс.рублей, муниципального заказа – 0,25 тыс.рублей.

При этом доля государственного заказа в общем объеме портфеля заказов организации составила от 13 до 21%%.

Выполняя поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, практически все участники опроса отметили, что они столкнулись с определенными трудностями, а, именно, :

- авансы от заказчиков поступали несвоевременно (31% опрошенных) (ситуация характерна для муниципального и областного заказа),

- партнеры по кооперации допускали срывы (7%),

- несвоевременно производилась оплата за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) – 55% опрошенных (ситуация характерна для муниципальных и областных заказов).

Респонденты отметили, что основным источником для получения информации о предстоящих конкурсах являются:

- местные СМИ - 12% опрошенных,

- информация от друзей, коллег - 11%,

- сообщение от заказчика - 5%,

- Internet - 38 %,

- информация, полученная на консультациях, тренингах – 34%.

В соответствие с российским законодательством, конкурс считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 2 поставщиков.

Как показали результаты исследования, среднее количество участников в конкурсе составило 8.

Мы ежедневно консультировали предпринимателей по вопросам подготовки конкурсной документации, и, как результат, данные исследования показали, что особых трудностей при составлении конкурсной документации предприниматели не испытали.

Было отмечено, только, что не всегда конкурсная документации соответствовала требованиям законодательства.

В среднем опыт работы с государственными заказчиками у участников опроса составил 3 года. Из 50% опрошенных, участников поставки для государства, 32% - принимали участие в тендерах, объявленных заказчиками из других регионов.

При этом, победителями становились в каждом 3 конкурсе.

Основная причина проигрыша: существуют местные положения о госзакупках с предпочтительной передачей заказа своим, местным поставщикам (возврат налогов в местный бюджет, создание рабочих мест).

При этом, информацию о предстоящих конкурсах в других регионах поставщики получали в Курганском агентстве (индивидуальные консультации и сайт: www.kurgan.siora.ru).

Став поставщиком для государства, малые предприятия получили определенные выгоды:

- 28% малых предприятий существенно пополнили свой портфель заказов,

- 57% - стали более уверенно себя чувствовать в бизнесе,

- 19% бизнесменов задумались над вопросами совершенствования менеджмента,

- 2% - отстояли свои интересы в арбитражном суде,

- 15% - получили субконтракт от крупного бизнеса,

- 21% - научились грамотному диалогу с властью.

Выполняя госзаказ, 13% опрошенных “перепоручили” часть заказа субподрядным организациям.

46% опрошенных имеют выход со своего компьютера в Internet, из них знакомы с сайтом Курганского агентства – 21%.

12. Эффективность мероприятий проекта

Оценить эффективность мероприятий нашего проекта помогут следующие данные:

1. Оценив значимость вопроса госзакупок, в Администрации (Правительстве) Курганской области создано Управление по государственному заказу (до этого времени существовал только сектор территориального госзаказа). Объявлен конкурс на право замещения вакантной должности начальника управления.

2. Администрация (Правительство) Курганской области обратилась с просьбой – провести на базе курганского агентства обучение специалистов районных администраций, курирующих вопросы госзакупок.

3. Курганская областная Дума утвердила “Порядок ведения реестра закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд Курганской области”

4. Почти ежедневно государственные заказчики в местных СМИ публикуют объявления о предстоящих конкурсах. По сравнению с 2003 годом их количество возросло в 10 раз. Однако, не каждое объявление о конкурсе и условия предоставления документации, подведения итогов, указанных в ней, отвечают требованиям российского законодательства в сфере госзакупок (сроки конкурсов менее 45 дней, завышенные и необоснованные требования).

5. Заказчики из других регионов, не имеющие доступа в Интернет, просят проинформировать их о конкурсах на 2005 год.

6. По истечение 2-5 месяцев с даты проведения выездных тренингов в райцентрах Курганской области, те малые предприятия, которые не “видели” для себя возможности участия в госзаказе, изменили свое мнение по данному вопросу – обращаются за информацией о конкурсах, проводимых в других регионах.

7. Муниципальные образования Курганской области просят опубликовать информацию о проводимых ими конкурсах на нашем сайте www.kurgan.siora.ru .

8. Практически все муниципальные образования, даже из самых отдаленных районов области, закупки в 2004 году впервые проводят посредством публичных конкурсов. Представители муниципальных образований из всех 24 районов области принимали участие в наших семинарах.

9. Предприниматели осознали значимость своего участия в госзаказе.

10. Ежедневно деловую информацию на нашем сайте, www.kurgan.siora.ru, просматривают более 80 пользователей.

11. Мониторинг конкурсов выявил более высокую степень подготовленности заказчиков на федеральном уровне по сравнению с областным и муниципальным.

Количество аттестованных специалистов в Курганской области ограниченно. Конкурсные комиссии нарушают процедуры проведения конкурсов (искусственно сокращают сроки подготовки заявки, создают местные постановления, препятствующие участию поставщиков из других регионов, информация о конкурсах публикуется только в местных СМИ).

12. Анализируя протоколы конкурсных комиссий по итогам 44 конкурсов,

можно сделать следующие выводы. Наиболее часто встречаются такие нарушения, как: необоснованный выбор поставщиков, протокол заседания конкурсной комиссии высылается после истечения срока, отведенного для предъявления претензии, искусственно занижается цена заказа.

12.Постоянно устанавливается диалог бизнеса и власти (“круглые столы”

показали, что обе стороны должны грамотно решать имеющиеся проблемы).

13.Количество иногородних предприятий-участников конкурсов, проводимых областными и муниципальными заказчиками Курганской области, увеличивается. И, одновременно, увеличивается количество малых предприятий из Курганской области, принявших участие в тендерах, объявленных заказчиками из других регионов.

14.Малые предприятия более грамотно подходят к вопросам формирования конкурсной цены, отстаивают свои интересы в арбитражном суде, более грамотно составляют конкурсную документацию.

15.Повысился профессиональный уровень сотрудников агентства, расширился спектр оказываемых услуг. До реализации проекта 80% клиентов агентства составляли начинающие предприниматели, по окончании проекта – 85% - малые и средние предприятия, 15% - начинающие предприниматели.

При этом наибольшим спросом пользуются услуги по предоставлению информации о предстоящих конкурсах, подготовка конкурсной документации, разъяснение законодательства в области госзаказа, привлечение инвестиций, проведение маркетинговых исследований, бизнес-планирование.

16. Поскольку раздел “Госзаказ” на сайте www.kurgan.siora.ru уже создан, дальнейшее развитие проекта будет заключаться в проведении индивидуальных и e-mail-консультаций, размещение информации о конкурсах. Данные услуги мы будем оказывать бесплатно за счет собственных средств, получаемых от оказания платных услуг (маркетинговые исследования). Проведение тренингов будет осуществляться на платной основе.

В течение 3 недель (апрель-май 2004 года) мы находились на стажировке в США по программе: “Профессиональные объединения” и знакомились с работой НКО штата Калифорния. Их стиль и опыт работы применим в работе с предпринимательством в последующем.

17.Эффективность проекта усилило участие в нем Российского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса (Ермаков В.П.) и НИСИПП, публиковавших информацию о мероприятиях нашего проекта.

18.Наше участие в работе Y Всероссийской Конференции малых предприятий (г.Москва) привело к увеличению посетителей нашего сайта (только за неделю после ее окончания, количество просмотров составило более 5 000).

Информация представлена порталом www.kurgan.siora.ru

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости