Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Практика оценки краткосрочных учебных программ в области бизнес-образования (по материалам социологического исследования)

Файлы

(по материалам социологического исследования)

В период с октября по декабрь 2003 года Фондом поддержки и развития предпринимательских структур было проведено исследование сложившейся практики оценки краткосрочных учебных программ в области бизнес-образования. Работа проводилась в рамках проекта «Анализ и разработка критериев оценки учебных программ подготовки предпринимателей для малого бизнеса», реализованного при финансовой поддержке Фонда Евразия.

Одной из целей проекта был сбор и анализ эмпирической информации, позволяющей получить и обобщить данные о ситуации в сфере краткосрочной подготовки кадров для малого бизнеса, о важнейших характеристиках самих образовательных программ и условиях их реализации, отражающие мнения трех основных участников образовательного процесса – слушателей, преподавателей и руководителей образовательных структур, а также получить первичные данные о существующей практике оценки эффективности учебных программ бизнес-образования для предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, выявить актуальные проблемы этой практики.

Основным источником информации были определены материалы, которые предполагалось получить с помощью анкетирования и интер-вьюирования руководителей и преподавателей организаций, реализующих краткосрочные учебные программы по экономике и бизнесу, а также обучающихся по этим программам в каждой из обсле-дуемых образовательных структур.

Для проведения полевых исследований были разработаны анкеты для преподавателей и слушателей, включающие, соответственно, 44 и 22 вопроса, и направленные на выявление нескольких блоков информации – общей характеристики ситуации в сфере краткосрочной подготовки предпринимателей (направленность образовательных программ, целевые группы, тенденции развития, факторы, влияющие на качество обучения и т.д.); качества образовательных программ и практики их оценки, а также собственных оценок респондентов эффективности бизнес-обучения; характеристики образовательных процессов в обследуемых организациях – цели обучения, новизна содержания, формы и методы проведения занятий, методическое, материально-техническое и иное обеспечение; информация о личности респондента. Кроме того, для проведения глубинных интервью с руководителями образовательных структур был разработан детальный вопросник, следуя которому интервьюеры смогли получить информацию, отражающую не только объективные данные о количестве, направленно-сти реализуемых в обследованных организациях краткосрочных образовательных программ, контингенте слушателей, качестве обучения и влияющих на него внешних и внутренних для организации факторах, но и мнения руководителей о сществующей в настоящее время практике оценки качества образовательных программ.

С помощью разработанного инструментария было проведено выборочное обследование организаций, оказывающих образовательные услуги в рамках оговоренных в проекте образовательных программ и целевых аудиторий, в шести регионах России, а именно: в Москве, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Томске, Перми, Туле и в прилегающих к ним областях. В каждом из регионов было обследовано по 5 таких организаций, то есть общий список охватил 30 организаций.

В число организаций-участниц обследования вошли:

Москва:

  1. Высшая школа менеджмента при ГУ Высшей школе экономики
  2. Негосударственное образовательное учреждение «Институт пред-принимательства и инвестиций»
  3. ООО «Центр управления персоналом XXI век»
  4. Школа менеджеров «Арсенал»
  5. ООО «Бизнеслэнд»

Свердловская область:

  1. Региональный Фонд поддержки женского предпринимательства, г. Екатеринбург
  2. Международная консалтинговая корпорация, г. Екатеринбург
  3. Центр инновационного бизнеса. г. Екатеринбург
  4. Фонд поддержки НКО НО «Партнер». г. Реж Свердловской обл.
  5. Невьянский Фонд поддержки предпринимательства. г. Невьянск, Свердловской обл.

Новгородская область:

  1. «Сплав образование» (некоммерческое образовательное подразделение ООО «Панацея-Н»). г. Великий Новгород
  2. Профессиональное училище № 28 г. Великий Новгород
  3. Учебный центр ООО «Мединфо». г. Великий Новгород
  4. Центр маркетинга и кадровых ресурсов. г. Великий Новгород
  5. Учебно-методический центр 200 (Институт экономики и управления, Новгородский Государственный Университет)

Томская область:

  1. Институт Менеджмента и Инноваций (ИМИ). г. Томск
  2. Центр дополнительного образования Факультета Международного Управления ТГУ. г. Томск
  3. Сибирский Межрегиональный Образовательный Центр. г. Томск
  4. Центр делового образования. г. Томск
  5. Центр дополнительного образования «Ориентир»

Пермская область:

  1. Центр дополнительного образования экономического факультета Пермского государственного университета им. Горького, г. Пермь
  2. Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров (коор-динатор реализации областной обучающей модульной программы для предпринимателей), г. Пермь
  3. Пермская общественная организация поддержки индивидуальных предпринимателей, г. Пермь
  4. Тренинговый центр «ИНСАЙД», г. Пермь
  5. Уральское агентство поддержки малых и средних предприятий, г. Пермь

Тульская область:

  1. Веневский Бизнес-центр. г. Венев Тульской области
  2. Учебно-деловой центр Бизнес-лицей.г. Тула
  3. НП Учебно-деловой центр Морозовского Проекта. Г. Тула
  4. ООО «Компания ПродЭко», г. Тула
  5. Учебный центр ПО «ЩекиноАзот», Щекинский район Тульской области

В исследование были вовлечены три группы респондентов – руко-водители учреждения (или представители администрации, отвечающие за учебный процесс), преподаватели, слушатели. Всего социологическим исследованием было охвачено 750 респондентов из 6 регионов – 720 человек участвовали в анкетировании и 30 человек в интервьюировании.

Полученные в ходе социологического исследования данные пред-ставлены в предлагаемом информационно-аналитическом материале.

Анализ материалов эмпирического исследования позволяет сделать вывод, существенный с точки зрения тематики и целей настоящего проекта, а именно – в системе бизнес-образования существует объективная необходимость и востребованность методик оценки качества образовательных программ. По мнению руководителей образовательных организаций, качество программ находится на третьем месте (из семи) по степени влияния на результаты обучения. Около 40% опрошенных руководителей отмечают, что новые программы появляются в их учебном процессе чаще, чем раз в полгода. При этом, как правило (почти в половине случаев), их оценивают либо сами руководители, либо их заместители по учебной работе. Половина руководителей-респондентов считает, что эти оценки основываются на личном опыте, либо на интуиции оценивающего. Респонденты-преподаватели при оценке факторов, снижающих эффективность оценки программ, выдвинули на первое место отсутствие качественных методик оценки, однако большинство опрошенных преподавателей ничего не знают о существовании методик оценки образовательных программ, позволяющих делать обоснованный прогноз эффективности обучения. Полученные в ходе опроса выводы коррелируют и с данными Междуна-родной Ассоциации последипломного образования, которая проводила опрос с целью определения наиболее востребованных тем цикла учебных семинаров. Больше всего голосов набрала тема «Методы оценки качества образовательных услуг со стороны производителя и потребителя».

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости