Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Общими усилиями - к решению поставленных задач

Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная, т.к. последняя затрагивает интересы лишь отдельной личности или группы лиц, а налоговая преступность угрожает экономической безопасности государства.
Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, бюджетная политика страны, Правительство России и субъекты Российской федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой - денежных средств. Недостаток их в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, развитии культуры, искусства, что осложняет социальную напряженность и политическую нестабильность в стране.
Занижение дохода и иных объектов налогообложения, "двойная бухгалтерия", уничтожение документов, утаивание каких-либо сделок, сокрытие видов деятельности и сдачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов. Чтобы избежать налогообложение, создаются параллельные коммерческие структуры, "оффшорные" предприятия, подставные фирмы, зарегистрированные на потерянные, похищенные паспорта. Неиссякаемый источник "теневых" денег - ведение финансово-хозяйственной деятельности с использованием фальшивых реквизитов, печатей, документов или вовсе без предоставления отчетности в налоговые органы.
Без помощи правоохранительных органов, а особенно федеральных органов налоговой полиции, налоговым органам крайне сложно и практически невозможно противостоять сложившейся системе налоговых правонарушений.
Взаимодействие налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции строится на основе действующего законодательства, Межведомственных планов, совместных планов проведения выездных налоговых проверок и позволяет решать задачи по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, совершенных налогоплательщиками.
Необходимо отметить, что в 2000-2001 г.г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации практически полностью сформировали нормативную и методологическую базу по ключевым направлениям межведомственного взаимодействия при проведении совместных проверок, организации совместных мероприятий в отношении так называемых "проблемных" налогоплательщиков, организаций-экспортеров, предъявляющих к возмещению суммы входного НДС, а также по согласованию ведомственной отчетности.

Анализ результатов совместных выездных налоговых проверок

По-прежнему одним из основных направлений взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является организация и проведение совместных выездных налоговых проверок. Налоговыми органами Сибирского федерального округа совместно с федеральными органами налоговой полиции в 2002 году проведено 2095 проверок, что составляет 96,6 % от уровня прошлого года, причем, уменьшение числа проверок произошло за счет снижения на 9,5 % количества проверок юридических лиц. В среднем по России количество проверок, проводимых налоговыми органами с участием федеральных органов налоговой полиции уменьшилось на 22,9 %, в том числе юридических лиц - на 22,5 %.
По сравнению с 2001 годом число совместных проверок значительно возросло в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (157 %), Томской области (129,8 %), Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе (108,7 %), причем в названных регионах увеличилась и доля совместных проверок по отношению к проверкам, проводимым самостоятельно налоговыми органами, составив, соответственно, 3,6, 2,8 и 5 процентов (в среднем по России - 2 %, по Сибирскому округу - 2,1 %).
Наибольшее снижение количества проведенных совместных проверок допущено в Республике Алтай - почти в 3 раза, Омской области - в 2 раза. В Республике Тыва количество совместных проверок составило лишь 0,6% от числа проверок, проведенных самостоятельно налоговыми органами.
Во многих субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, доля результативных совместных проверок юридических лиц превышает среднероссийский (88,4 %) и среднеокружной (84,9 %) показатели: в Республике Хакасия (100 %), Республике Бурятия (95,1 %), Омской области (94,6 %), Кемеровской области (92,9 %), что свидетельствует о проведении тщательного отбора налогоплательщиков, проверки которых целесообразно проводить при участии правоохранительных органов. Значительно ниже средних показателей доля результативных совместных проверок в Республике Алтай (70 % - снижение за год на 10 %), Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе (72,2 %), Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (74,2 %).
К сожалению, налоговым органам Сибирского федерального округа в 2002 году не удалось удержать тенденцию увеличения размера доначисленных в ходе совместных проверок сумм налогов и сборов. В целом по России доначислено 99,4 % от уровня 2001 года (97,8 % по юридическим лицам), в то время как по Сибирскому федеральному округу - всего 76,8 % (73,3 % по юридическим лицам). Почти в 4 раза уменьшился размер доначисленных платежей по результатам проведенных совместно с органами налоговой полиции выездных налоговых проверок юридических лиц в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономным округам (с 1353,1 до 344,5 млн.руб.), на 42,4 % - в Республике Хакасия, на 36,6 % - в Республике Бурятия.
В результате доначисления в среднем на одну совместную выездную налоговую проверку по Сибирскому федеральному округу уменьшились на 20,5 % и составили 1171,2 тыс.руб., в то время как в целом по России доначисления увеличились на 29 % и составили 1729,3 тысячи рублей. Наименьший размер доначислений на 1 совместную выездную налоговую проверку отмечен в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе - всего 210,6 тыс.руб., в Республике Хакасия - 400,3 тыс.руб., в Республике Алтай - 469,6 тыс.рублей. Превышают среднероссийские и среднеокружные показатели размеры доначислений в расчете на 1 совместную проверку только в Республике Бурятия (3321,9 тыс.руб.) и Кемеровской области (2323,4 тыс.рублей).
В целом по округу в 2002 году средние доначисления на 1 совместную выездную налоговую проверку более чем в 14 раз (по России - более чем в 25 раз) превышают размер средних доначислений на 1 проверку, проведенную налоговыми органами самостоятельно, что, безусловно, говорит о высокой эффективности совместной контрольной работы.
Конечным результатом любой контрольной работы является взыскание дополнительно начисленных платежей. К сожалению, в 2002 году в Сибирском федеральном округе наблюдается резкое - практически в 3 раза - снижение размера взысканных дополнительно начисленных сумм. Если в 2001 году налоговым органам округа удалось взыскать 1284,6 млн.руб. или 40,2 % доначисленных платежей, то в 2002 году всего 463,7 млн.руб. или 18,9 % доначисленных сумм (в среднем по России 29,9 процентов).
Не смогли грамотно скоординировать работу по взысканию доначисленных сумм налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции Республики Тыва (взыскано всего 500 тысяч или 5,5 % доначисленных сумм), Кемеровской области (6,1 %), Новосибирской области (8 %), Омской области (11,3 %), Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (15 %). Наибольший процент взыскания доначисленных сумм в Республике Хакасия - 89,6 процентов.
Результаты проведенных совместных выездных налоговых проверок, а также сравнительный анализ количества и результатов выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием федеральных органов налоговой полиции по Сибирскому федеральному округу приведены в таблицах 1 и 2.
Таким образом, в 2002 году как в целом по стране, так и по Сибирскому федеральному округу наблюдается снижение основных результатов совместных выездных налоговых проверок.
По нашему мнению, в ходе планирования контрольной работы недостаточно используется оперативная информация федеральных органов налоговой полиции, нередки случаи включения в планы совместных проверок налогоплательщиков без какой-либо мотивировки, при отсутствии предварительных наработок.
В ходе выездных налоговых проверок сотрудниками налоговой полиции оказывается помощь в изъятии документов, получении объяснений от руководителей и главных бухгалтеров организаций, опросе свидетелей и т. п. Кроме того, сотрудниками органов налоговой полиции в рамках проведения выездных налоговых проверок оказывается помощь в проведении встречных проверок на нескольких взаимозависимых предприятиях, отработке оперативной информации, что увеличивает возможность выявления налоговых правонарушений и преступлений.
В то же время, в ряде случаев, когда налоговые органы в рамках проверки исчерпали свои возможности, со стороны сотрудников органов налоговой полиции подход иногда носит формальный характер. Не налажен в должной мере обмен информацией о способах и методах выявления нарушений налогового законодательства, а также сведениями и материалами, представляющими взаимный интерес.
Очевидно, на результаты совместной контрольной работы в 2002 году повлияла и вынужденная задержка согласования между ведомствами "Плана основных направлений совместной работы контролирующих и правоохранительных органов…", а налоговые органы и органы налоговой полиции на местах заняли выжидательную позицию, не проявив собственной инициативы.
Необходимо в более полной мере использовать возможности, предоставленные налоговым органам и федеральным органам налоговой полиции статьями 90-98 Налогового кодекса РФ. Так, практически до настоящего времени при проведении выездных налоговых проверок не используется такой метод налогового контроля, как осмотр. При этом не секрет, что при появлении налогового инспектора на каком-либо заводе или в любой другой организации, имеющей значительные производственные, складские, офисные помещения, подъездные пути на время проверки моментально "исчезают" многочисленные арендаторы. По нашему мнению, целесообразно начинать проверку именно с рейда-осмотра, протоколирующего осуществление на территории проверяемого налогоплательщика деятельности всех арендаторов, по которым, в свою очередь, необходимо провести встречные проверки или сообщить в налоговые органы сведения о ведении ими финансово-хозяйственной деятельности.

Направление в федеральные органы налоговой полиции материалов и их рассмотрение для решения вопроса о возбуждении уголовных дел

В 2002 году налоговые органы Сибирского федерального округа при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, направили в соответствии с п.3 статьи 32 Налогового Кодекса в федеральные органы налоговой полиции 2499 материалов, что составляет 97,3 % от уровня 2001 года (в среднем по России - 77,8 %).
Крайне отрицательную динамику количества дел, переданных в органы налоговой полиции в рассматриваемом периоде (с учетом материалов, не рассмотренных органами налоговой полиции на начало отчетного периода) имеют Республика Алтай - направлен всего 1 материал против 33 в 2001 году или всего 3 %, Республика Хакасия - 66,2 %, Республика Бурятия - 68,7 %, Томская область - 70,2 %. В абсолютных величинах больше всего материалов на возбуждение уголовных дел направлено в федеральные органы налоговой полиции налоговыми органами Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - 650 или 111,2 % к уровню 2001 года, Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов - 475 материалов (173,4%). Но при этом необходимо отметить, что увеличение количества материалов далеко не всегда свидетельствует и о качестве направляемых материалов, так органами налоговой полиции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2002 году отказано в возбуждении уголовных дел по 93 % рассмотренных материалов налоговых органов.
Из 2790 материалов, подлежащих рассмотрению органами налоговой полиции (с учетом не рассмотренных на начало отчетного периода), в течение года рассмотрено 2300 материалов, что составляет 82,4 % от общего количества дел, подлежащих рассмотрению (в среднем по России 81,8 %). Удельный вес количества рассмотренных материалов в общем количестве подлежащих рассмотрению меньше среднероссийских и среднеокружных показателей в органах налоговой полиции Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (из 131 материала рассмотрено только 76 или 58 %), Новосибирской области (75 %), Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (76 %), Алтайского края (78 %). Рассмотрено более 90 % материалов органами налоговой полиции Томской области, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также Республики Тыва.
К сожалению, в целом по Сибирскому федеральному округу не удалось снизить количество переданных налоговыми органами материалов, по которым органами налоговой полиции отказано в возбуждении уголовных дел - за 2002 год 75% от количества рассмотренных органами налоговой полиции (по России наблюдается увеличение с 74 % в 2001 году до 77 % в 2002). Не секрет, что этот показатель напрямую связан с качеством предоставляемых материалов, с использованием возможности предварительного ознакомления сотрудников налоговой полиции с подготовленными материалами по какому-либо нарушению законодательства о налогах и сборах.
Так, органами налоговой полиции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2002 году отказано в возбуждении уголовных дел по 93 % рассмотренных материалов налоговых органов, по Омской области - 89 %, Кемеровской области - 88 %. Более качественные материалы направляются налоговыми органами Алтайского края, Читинской области и Агинско-Бурятского автономного округа - отказано в возбуждении по 50 % предоставленных материалов, Новосибирской области - 56 %, Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов - 58 %.
Безусловно, что результатом взаимодействия налоговых органов и органов налоговой полиции при передаче материалов в порядке ст. 32 Налогового Кодекса является неотвратимость наказания лиц, совершивших налоговые преступления.
В целом по Сибирскому федеральному округу в 2002 году выявлено 3315 преступлений по оконченным производством уголовным делам (включая повторные) и материалам, в результате рассмотрения которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, в том числе 1742 преступления по уголовным делам, прекращенным вследствие акта амнистии, деятельного раскаяния, изменения обстановки, за истечением сроков давности и др. Возмещен ущерб по оконченным уголовным делам в сумме свыше 1733 млн.руб, что составляет 62 % от суммы причиненного ущерба по оконченным уголовным делам.
Кроме того, в целом по России в 2002 году привлечено к уголовной ответственности 4268 лиц (в том числе 295 лиц по материалам, направленным налоговыми органами в органы налоговой полиции, что на 16 % больше по сравнению с предыдущим годом). По Сибирскому федеральному округу всего осуждено 319 лиц (из них 2 лица осуждено к реальному лишению свободы).
Что касается реализации материалов налоговых органов - в округе осуждено 37 лиц (в 2001 году - 34), 29 из которых в следующих регионах: в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах - 9 человек, в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе привлечено к уголовной ответственности - также 9 человек, в Алтайском крае - 7, в Омской области - 4. Не привлекались в 2002 году к уголовной ответственности по материалам налоговых органов лица, совершившие налоговые правонарушения, в Республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Томской области, Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.
Очевидно, что налоговым органам и федеральным органам налоговой полиции в дальнейшем необходимо обеспечить более качественную предварительную правовую оценку документов, подлежащих направлению в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, что, в свою очередь, позволит уменьшить значительный объем технической работы по подготовке и передаче в органы налоговой полиции указанных материалов.
Кроме того, как показывают результаты комплексных проверок Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, налоговыми органами не всегда соблюдается установленный п.3 ст.32 НК РФ 10-дневный срок для направления в органы налоговой полиции материалов при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Сведения о материалах, переданных налоговыми органами Сибирского федерального округа в федеральные органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовных дел приведены в таблице 3.

Организация совместной работы в отношении "проблемных" налогоплательщиков

Безусловно, одним из наиболее актуальных направлений взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является проведение комплекса мероприятий в отношении организаций, не представляющих в налоговые органы отчетность, оказывающих тем самым негативное влияние как в целом на поступление налогов и сборов в бюджеты различных уровней, так и на отношение к обязанности уплаты налогов со стороны законопослушных налогоплательщиков.
В 2002 году Министерством Российской Федерации по налогам и сборам уделялось, как никогда, много внимания проблеме роста числа неотчитывающихся налогоплательщиков, перед налоговыми органами России была поставлена задача снизить количество налогоплательщиков указанной категории, инициировав процедуру ликвидации или банкротства отсутствующих должников, "зачистить", таким образом, Государственный реестр налогоплательщиков. Первый шаг в решении проблемы - попытка установить фактическое место нахождения или место жительства налогоплательщика, который по каким-либо причинам прекратил предъявлять налоговую и бухгалтерскую отчетность и не реагирует на письменные приглашения налоговых органов.
В течение 2002 года налоговым органам Сибирского федерального округа удалось снизить более чем на 19 тысяч количество организаций, не представляющих отчетность (в целом по России произошло увеличение на 0,8 %), однако, на 20 тысяч увеличилось в округе число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (далее - предприниматели) рассматриваемой категории, что не совсем объяснимо на фоне благополучного развития предпринимательской деятельности, проводимой Правительством Российской Федерации политики развития малого предпринимательства.
Так, число юридических лиц, не представляющих отчетность, увеличилось на 175 предприятий только в Томской области (на 2,2 %). Более чем на 40 % снизилось число таких предприятий в Республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, в Кемеровской области. При этом число неотчитывающихся предпринимателей уменьшилось только в Республике Тыва, Кемеровской и Омской области. Все остальные регионы допустили значительное увеличение числа налогоплательщиков указанной категории: Новосибирская область - в 2,9 раз, Республика Алтай - в 1,8 раза, Республика Бурятия - в 1,6 раза, Томская область - в 1,5 раза.
Активизация процедур банкротства и ликвидации рассматриваемой категории налогоплательщиков сказалось на резком, значительном увеличении количества материалов, направляемых в федеральные органы налоговой полиции для проведения розыскных мероприятий - в 2002 году налоговыми органами округа подготовлено и направлено более 51,5 тысяч таких материалов или 23 % от количества неотчитывающихся налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2003 года (100,3 тысячи организаций и 121,3 тысячи предпринимателей). Оговоримся, что налоговые органы с просьбой установить место нахождения (жительства) неотчитывающихся налогоплательщиков обращаются и в органы внутренних дел, но ввиду установившейся практики - значительно реже, нежели в федеральные органы налоговой полиции. Так, в 2002 году в органы УВД было направлено только 14,3 тысячи материалов - т.е. меньше количества материалов, направляемого в ФСНП - в 3,6 раза.
Наиболее активно пытались с помощью федеральных органов налоговой полиции решить проблему розыска налогоплательщиков налоговые органы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - ими направлены в 2002 году материалы более чем по 50 % организаций и 36 % предпринимателей (а с учетом предыдущих лет - по 78,7 % организаций и 62,3 % предпринимателей). Наименьшее число материалов на розыск как организаций, так и предпринимателей направлены налоговыми органами Новосибирской области - всего по 5,7 % неотчитывающихся на 1 января 2003 года юридических лиц и по 1,2 % предпринимателей и это на фоне более, чем 3-х кратного увеличения последних за рассматриваемый период (с учетом направления материалов на розыск в предыдущие годы - по 12,6 % организаций и по 19,7 % предпринимателей, а если учесть и направление материалов в органы УВД - 16,8 % организаций и 31,5 % предпринимателей).
Что касается результатов федеральных органов налоговой полиции по установлению места нахождения (жительства) неотчитывающихся налогоплательщиков - в целом по Сибирскому федеральному округу за рассматриваемый период удалось разыскать 2070 организаций или 8,5 % от числа материалов, поступивших в органы налоговой полиции в 2002 году (по России всего 2,8 %), а также 1870 предпринимателей или 6,9 % (по России 2,9 %). Так, в Республике Алтай органам налоговой полиции удалось установить место жительства 95 % предпринимателей и место нахождения 36,5 % неотчитывающихся организаций, в Новосибирской области - почти 24% организаций и 21% предпринимателей. К сожалению, территориальными органами налоговой полиции Республик Тыва и Хакасия не уделяется должного внимания проведению комплекса мероприятий в отношении розыска неотчитывающихся налогоплательщиков. Так, налоговые органы Республики Тыва направили в 2002 году на розыск 962 материала, Республики Хакасия - 2010, однако в налоговые органы ни одного сведения из органов налоговой полиции так и не поступило.
Результаты о направлении налоговыми органами Сибирского федерального округа материалов в федеральные органы налоговой полиции для установления фактического места нахождения (проживания) неотчитывающихся налогоплательщиков приведены в таблицах
4 и 5.
В 2002 году федеральными органами налоговой полиции продолжал осуществляться комплекс мер в отношении так называемых "анонимных" налогоплательщиков, к которым помимо неотчитывающихся налогоплательщиков и налогоплательщиков, представляющих в налоговые органы "нулевую" отчетность отнесены предприятия, зарегистрированные на подставных лиц, по поддельным, утерянным паспортам и др.
Регистрация по фиктивным документам предопределяет сложность, а в большинстве случаев - и невозможность установления фактических лиц, подлежащих привлечению к ответственности. Поэтому довольно часто уголовные дела возбуждаются не в отношении конкретных лиц (реальных руководителей), а по факту выявления налогового преступления. Вероятность расследования подобных уголовных дел и их направления прокурором в суд крайне мала, как и возможность возмещения причиненного материального ущерба.
Эта проблема актуальна не только для Сибирского федерального округа, но практически для всех территорий России. Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность за использование "анонимных" коммерческих структур с целью уклонения от уплаты налогов, содержат значительное количество противоречий и неясностей и не позволяют эффективно бороться с налоговой преступностью.
Тем не менее, территориальными органами налоговой полиции Сибирского федерального округа проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия, принимаются меры по выявлению, пресечению и предотвращению деятельности таких структур, в том числе с участием налоговых органов. Например, приостанавливаются операции по банковским счетам "анонимных" организаций.
К сожалению, вступивший в силу Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", на который наши ведомства возлагали большие надежды, не стал действенным инструментом в борьбе с "анонимными" структурами.
Остается крайне актуальным отсутствие законодательной базы по вопросам проведения рейдовых проверок, в том числе совместных. Кроме того, после вступления с 1 июля 2002 года в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, ведомства обязаны в принципиально новых условиях организовывать совместную рейдовую работу.

Предложения по повышению эффективности взаимодействия

Подводя итоги результатов совместной работы, необходимо отметить, что выявленные недостатки, в первую очередь, свидетельствуют о наличии значительных резервов взаимодействия. Для повышения уровня и результатов взаимодействия, считаем необходимым рекомендовать налоговым органам и федеральным органам налоговой полиции субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, осуществление следующих мероприятий:
1. Обеспечить повышение качества и результативности совместных выездных налоговых проверок, с этой целью:
- принять меры к расширению практики проведения совместных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевые" балансы при наличии информации о ведении ими хозяйственной деятельности; крупнейших налогоплательщиков; организаций, предъявляющих к возмещению суммы налога на добавленную стоимость по экспорту и по операциям на внутреннем рынке; организаций, получающих дополнительные льготы по налогам и сборам в зонах экономического благоприятствования; организаций, функционирующих в сфере производства и оборота алкогольной продукции; иных категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений;
- повысить качество проводимых проверок за счет широкого внедрения в практику работы предпроверочного анализа, позволяющего выявлять перспективные направления и объекты проверки, методов осуществления контроля, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы и анализе информации о физических объемах потребляемых ресурсов и производимой продукции;
- осуществлять согласование программ выездных налоговых проверок с четким разграничением функций между проверяющими;
- в ходе проведения совместных проверок органам налоговой полиции оказывать активное содействие и непосредственное участие в применение методов контроля, предусмотренных статьями 90-98 Налогового кодекса РФ (участие свидетеля, осмотр, истребование документов, выемка документов, экспертиза, участие понятых и др.);
- обеспечить обоюдное рассмотрение жалоб и разногласий по результатам совместных проверок, оказание взаимной правовой помощи при подготовке материалов для рассмотрения в арбитражном суде по актам указанных проверок, совместное участие в судебных процессах.
2. В соответствии с п.3 ст.32 НК РФ при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговым органам обеспечить своевременное направление в органы налоговой полиции материалов, для принятия ими решения в порядке ст.144 УПК РФ.
3. Усилить взаимодействие налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в работе по контролю за применением налогоплательщиками налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) как на экспорт, так и на внутреннем рынке.
4. Продолжить практику проведения совместных комплексных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием "анонимных" структур.
5. В ходе планирования совместной контрольной работы, а также с целью выявления налогоплательщиков, представляющих в налоговые органы "нулевую" отчетность, или не стоящих на учете в налоговых органах, осуществляющих при этом финансово-хозяйственную деятельность - активнее использовать сведения из средств массовой информации (рекламные издания, различного вида справочники), а также сведения, жалобы граждан, поступающие в налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции по "горячим" телефонным линиям.
6. Продолжить проведение совместных оперативно-контрольных мероприятий по выявлению правонарушений, влекущих ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.
7. В тесном взаимодействии координировать проведение комплекса мероприятий в отношении юридических лиц, не представивших сведения в налоговый орган в соответствии с п.3 статьи 26 "Закона о государственной регистрации юридических лиц".
8. Активизировать предупредительно - профилактическую и информационно-разъяснительную работу в целях повышения налоговой культуры и воспитания законопослушного налогоплательщика.
9. Выйти с предложениями к Управлениям народного образования о введении в средних школах учебного предмета "Налоговая культура".
Необходимо помнить, что одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние общества в целом, налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем налоговой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения, что прежде всего предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.
У наших ведомств на первом плане должна быть просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры, дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем в таких странах обучение налоговому законодательству, налоговое просвещение и консультирование осуществляются за счет бюджета государства. Кроме того, создаются службы, ответственные за налоговое консультирование и его непосредственное осуществление. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства
Только ежедневное, кропотливое, обоюдно заинтересованное взаимодействие позволит нам в конечном итоге решать задачи, поставленные перед службами Министерством РФ по налогам и сборам и Федеральной службой налоговой полиции РФ.

Результаты выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами с участием органов налоговой полиции по Сибирскому федеральному округу за 2002 год.

 

Сравнительный анализ количества и результатов выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах юридическими и физическими лицами, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием федеральных органов налоговой полиции по Сибирскому федеральному округу за 2002 год.

 

 

В.А.Лобанов, Руководитель Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Сибирскому федеральному округу

В.Н.Лазовский, Заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции России
начальник Главного управления по Сибирскому федеральному округу

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости