Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Аналитический доклад о состоянии правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства в государствах Содружества

Содержание

1. Малое предпринимательство как неотъемлемая часть экономических реформ государств Содружества

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства - важное направление институциональных преобразований

3. Развитие правовой базы предпринимательской деятельности

4. Проблемы развития нормативно-правового поля деятельности субъектов малого предпринимательства

5. Модельное законодательство в области малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство как неотъемлемая часть экономических реформ государств Содружества.

Сложный и болезненный процесс экономических реформ сопровождается кардинальными изменениями в структуре экономического потенциала государств на постсоветском пространстве.

Сокращается производство, высвобождается большое число работников стагнирующих предприятий, принципиально меняется собственник - государственная собственность переходит в частные руки, на всех уровнях ощущается острая нехватка квалифицированных управленческих кадров владеющих механизмами рыночной экономики, эти и ряд других сопутствующих факторов перехода на капиталистические рельсы хозяйствования приводят к росту безработицы, уровень благосостояния населения падает.

В то же время, процесс политических реформ выводит на первый план свободное волеизъявление гражданина на применение и использование собственных сил, декларируется принцип свободного предпринимательства, что потенциально дает возможность любому гражданину государства начать собственное дело, обеспечить благосостояние не только продавая свою рабочую силу на формирующемся рынке труда, но и самому создавать рабочие места, извлекать прибыль из самостоятельно осуществляемой деятельности не запрещенной законом.

Переход экономики на рыночные рельсы предусматривает на конституционном и законодательном уровнях признание, декларацию и введение в действие ряда основополагающих принципов.

Основные свободы

1. Cвобода предпринимательской деятельности, включающая свободу от вмешательства государства в вопросы производства, снабжения, поставок, инвестиционной стратегии и использования прибыли.

2. Свобода договора, включающая свободу выбора деловых партнеров и свободу определения условий сделки.

3. Свобода образования различных типов предпринимательских объединений.

4. Свобода установления цен.

5. Частная собственность и равноправие всех форм собственности.

6. Свободная конкуренция, предполагающая создание равноправных условий хозяйственной деятельности частных и государственных предприятий.

Роль государства и права

1. Определение свобод и пределов пользования ими (в соответствии с принципом “разрешено все то, что прямо не запрещено законом”).

2. Защита свобод и основанных на них прав от нарушения со стороны частных лиц (в частности, гражданско-правовая защита права собственности и других имущественных прав).

3. Защита свобод и основанных на них прав от нарушения со стороны государства (путем четкого определения оснований, видов деятельности и степени дозволенного вмешательства государства в интересы частных лиц, а также установления правил административного процесса и судебной защиты частных лиц от вмешательства государства).

4. Защита рынка от внутренних саморазрушительных процессов (с помощью законодательства о конкуренции, банковского законодательства и законодательства о страховой деятельности).

5. Охрана общественных интересов (природоохранное законодательство, защита прав потребителей, трудовое право).

6. Социальная коррекция негативных последствий функционирования рыночных механизмов (прежде всего налоговая система).

7. Поощрение международной торговли и международных инвестиций.

8. Разработка правового инструментария для пользования основными свободами (договорное право; право собственности; различные организационно-правовые формы предпринимательских объединений; ценные бумаги; несостоятельность и банкротство; законы, обеспечивающие реализацию субъективных прав (гражданский и административный процесс, арбитражные правила, нормы, обеспечивающие исполнение арбитражных решений; фондовые и товарные биржи).

В государствах Содружества активно приступают к поддержке и развитию такого важного сектора экономики как малое предпринимательство и это направление становится одним из важнейших в государственной политике.

Наличие опыта наиболее развитых странах с рыночной экономикой поддержки и развития малого предпринимательства, имеющего принципиально общие алгоритмы решения поставленной задачи, а также многоплановость в частных подходах; общая “точка отсчета” развития суверенных государств Содружества, необходимость создания сопряженного правового пространства в рамках экономической интеграции, безусловно при наличии и приоритете национальных интересов, экономическая целесообразность сложения сил при решении одноплановых, схожих задач в социальной, экономической сферах, вот неполный перечень причин явившихся предпосылкой по установлению в рамках Содружества плотных взаимоотношений в области развития и поддержки малого предпринимательства. Эти отношения быстро прогрессировали от спорадических к регулярным двусторонним и многосторонним.

Признанием малого предпринимательства одним из важнейших составляющих элементов рыночной экономики, имеющего значение для каждого из государств Содружества явилось подписание 17 января 1997 года в г. Москве на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Межправительственного соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ.

В рамках Соглашения достигнута договоренность о необходимости сближения нормативно-правовой базы Сторон, регламентирующей деятельность малого предпринимательства, как приоритетного направления сотрудничества.

Органом осуществляющем реализацию этого соглашения стал Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ, членами которого являются руководители государственных органов управления, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства в государствах Содружества.

Таблица № 1.

Государственные органы управления, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ

Государство

Орган государственного управления

   

Азербайджанская Республика

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Азербайджанской Республики

Республика

Армения

Министерство промышленности и торговли Республики Армения

Республика

Беларусь

Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь

Грузия

Министерство экономики Грузии

Республика

Казахстан

Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса

Кыргызская

Республика

Министерстве внешней торговли и промышленности Кыргызской Республики

Республика

Молдова

Министерства экономики и реформ Республики Молдова

Российская

Федерация

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Республика

Таджикистан

Агентство по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Таджикистан

Республика

Узбекистан

Фонд поддержки малого и частного предпринимательства Республики Узбекистан

Украина

Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства

Уже 19 февраля 1997 года., в г. Москве было проведено первое организационное заседание Консультативного совета, на котором определены основные направления сотрудничества и план первоочередных мероприятий.

28 марта 1997 г. на заседании Совета глав государств СНГ правительствам государств Содружества и Межгосударственному Экономическому Комитету поручается принять практические меры по созданию благоприятных условий для взаимодействия малого и среднего бизнеса на формирующемся рынке СНГ.

В 1998 - 1999 гг. Консультативным советом с участием ученых и предпринимательских кругов стран СНГ разрабатывается проект межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ на 1999 - 2001 гг.

Экономический совет Содружества Независимых Государств 10 сентября 1999 года одобряет проект программы и принимает решение вынести ее на Совет глав правительств Содружества, на заседании которого 8 октября 1999 г. программа была утверждена.

Реализация этой программы, как одного из инструментов экономической интеграции государств - участников СНГ, приобретает актуальное значение в настоящее время в связи с активизацией процесса создания зоны свободной торговли в рамках Содружества. Программа должна стать конкретным планом и инструментом реализации политики взаимодействия государств - участников СНГ в области развития малого предпринимательства, включая решение вопросов сближения нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства.

Система государственной поддержки малого предпринимательства - важное направление институциональных преобразований

Сложность процесса государственной поддержки малого бизнеса требует адекватной системы ее управления, которая должна гибко реагировать на изменение ситуации, разнообразной по применяемым инструментам и основанной на механизме обратной связи.

Активная роль малого бизнеса в решении проблемы обеспечения населения работой - источником средств существования, а также в процессе стабилизации экономического положения, способствовала повороту лицом к малому предпринимательству органов исполнительной власти в государствах, пониманию того, что на малых предприятиях и в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, работает существенная часть населения, поэтому забота о малом предпринимательстве - это забота о собственном населении.

Принятые в государствах Содружества законы о государственной поддержке малого предпринимательства, правительственные программы и мероприятия в области государственной поддержки малого предпринимательства, реализуются центральными, региональными и местными органами исполнительной власти с привлечением общественных организаций самих малых предприятий.

Государство непосредственно принимает участие в развитии сектора малого предпринимательства используя, в том числе, такой инструментарий как система государственной поддержки.

Данная система, создаваемая на основе специальных законодательных и других нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти, предусматривает:

- правила осуществления хозяйственной деятельности, включающие регистрацию, получение различных разрешений на право ведения той или иной деятельности, ведение бухгалтерского, статистического учета, порядок государственного контроля за осуществлением хозяйственной операций, определение размеров, ставок и порядков сбора налогов и иных обязательных платежей, льготы от государства по ускоренной амортизации, приобретению (займу, аренде) предметов и средств труда и т.п.;

- создание и эксплуатация частично за государственный счет сети “государственного сервиса” - инфраструктуры поддержки, оказывающей субъектам малого предпринимательства на местах различные услуги на льготных условиях (предоставление заемного капитала для инвестиций в основные и оборотные средства, получение деловой информации, обучение и консультации, помощь в страховании, кредитовании, создании самоуправляемых организаций и объединений МП по интересам и др.).

Конструкция и функционирование системы государственной поддержки МП должны предполагать что субъекты исполнительной власти и субъекты малого предпринимательства являются равноправными участниками гражданских правоотношений, каждый из которых действует с учетом свободы выбора партнеров, взаимной выгоды.

Правила и технология выбора способов совместных действий участников системы инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (сети “государственного сервиса”) и обслуживания в ней субъектов малого предпринимательства с использованием программно-целевых способов, т.е. совокупностью принимаемых на соответствующем властном уровне программ государственной поддержки МП (национальных, региональных, местных) должны быть оптимизированы исходя из общесистемных критериев (цели - ресурсы, время - затраты, эффективность – риск).

Управление программным проектированием и реализацией программных мероприятий является предметом ведения специализированных органов исполнительной государственной власти, создаваемых как в национальном центре, так и на местах (специализированные министерства, комитеты, департаменты, отделы).

Создаваемая для поддержки малого предпринимательства на местах, инфраструктура поддержки включает государственные фонды поддержки МП (национальные, региональные, местные), смешанные (государственно-общественные) и “негосударственные” коммерческие и некоммерческие агентства поддержки, учебно-консультационные, информационно-деловые, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, выставочно-ярмарочные комплексы и др., связанные между собой и с клиентами (субъектами МП) единством интересов в развитии успешного малого бизнеса (специально разрабатываемая нормативно-правовая и инструктивно- методическая база) с использованием общих или специальных сетей коммуникаций.

Однако процесс становления целостной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в государствах Содружества, включающий в себя создание организаций различного назначения и объединенных единой идеологией, еще не закончен. Сказывается нехватка финансовых ресурсов, а также необходимость стимулирования создания объектов инфраструктуры в качестве массового явления на низовом уровне. Трудности, сопровождающие построение действенной инфраструктуры во многом связаны как с финансовыми возможностями местных бюджетов, так и с территориальными проблемами, необходимостью выстроить низовую систему поддержки, ее отдельных элементов, а также недостаточно развитой нормативно-правовой базой, обеспечивающей привлекательность для субъектов малого предпринимательства пользования услугами объектов этой инфраструктуры как в отношении затрат на эти услуги так и их спектру.

Создание развитой инфраструктуры поддержки, как необходимого направления институциональных преобразований, должно закрепляться в качестве бесспорного приоритета государственной политики и обеспечиваться принятием рядом необходимых и достаточных по уровню и действенности нормативно-правовых актов.

В 2000-м и последующих годах предстоит дальнейшее развитие национальных систем инфраструктуры, которые должны включать в себя комплексные объекты инфраструктуры, оказывающие малым предприятиям полный комплекс услуг, а также специализированных объектов, ориентированных на специфические потребности малого предпринимательства, например таких как производственно-технологическая поддержка и т.п., причем жизнь подсказала необходимость использования разнообразных организационно-правовых схем создания подобных объектов.

Потребуется отладка механизмов тиражирования положительного опыта в государствах Содружества эффективно действующих объектов инфраструктуры поддержки, изучение процесса институциональных преобразований в данной области и выработка методических рекомендаций (возможно многовариантного характера) по применению различных схем развития инфраструктуры поддержки и связи объектов системы в единый комплекс на муниципальном, региональном, межрегиональном и национальном уровнях.

Создание действенной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства требует решения еще одной проблемы - нормативно-правового обеспечения сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры поддержки. Ее решение обеспечит качественный характер услуг малым предприятиям, оказываемых объектами инфраструктуры, включенных в национальные системы поддержки

В рамках освещения проблемы развития инфраструктуры поддержки, необходимо отметить, что информационное обеспечение малого предпринимательства получило пока недостаточное развитие. В ряде наиболее развитых регионов созданы и продолжают создаваться собственные информационные, аналитические, маркетинговые системы с использованием всего комплекса имеющихся средств информационного обеспечения, включая СМИ, малые предприятия, специализирующиеся на информационных услугах, действующие объекты инфраструктуры и информационно-аналитические системы органов исполнительной власти. Однако процесс сопряжения существующих в государствах информационных систем и ресурсов для обеспечения целевого информационного обслуживания малого бизнеса, в том числе их возможное взаимодействие в межгосударственных рамках, находится в начальной стадии.

В свете упомянутых выше проблем Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ на своем 7-м заседании в октябре 1999 года в качестве первого этапа поставил задачу создания в 2000 году объединенной базы данных по объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, действующим в государствах Содружества.

Подобная база данных сможет стать полезным инструментом в деле создания благоприятных условий взаимодействия субъектов малого предпринимательства государств Содружества, но, тем не менее, главным останется эффективность ее применения, что во многом зависит от национальных органов исполнительной власти, отвечающих за развитие предпринимательства.

Неплохим примером, в этом отношении, может служить подготовленный в Российской Федерации Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России, который существует как в печатном варианте, так и в виде электронной версии доступной через Интернет.

Развитие правовой базы предпринимательской деятельности

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на основе создания правовых условий для благоприятного развития сектора малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект как в стране или регионе, так и в совокупности стран (пример - Европейский Союз).

Для осуществления государственной политики применяется специальное законодательство, регулирующее весь комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства, реализуется система государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям с использованием централизованных источников и особых схем финансирования.

Яркий пример эффективного применения стимулирующей государственной политики в отношении малых и средних предприятий являет собой послевоенная Япония, достигшая замечательных успехов в социально-экономическом развитии за короткий период в том числе благодаря тому, что в качестве основного инициирующего фактора реформ была использована движущая сила энергичного развития малого и среднего бизнеса. В приложении приведены некоторые сведения о роли малых и средних предприятий в развитии японской экономики и истории правительственной политики по поддержке малых и средних предприятий (Приложение 1).

Сектор малого предпринимательства в развитых странах активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, сфера деловых и бытовых (индивидуальных) услуг, что соотносится с отраслевой направленностью развития малого бизнеса и в государствах Содружества. При этом в секторе малого предпринимательства сосредоточено около 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины изобретений и "ноу-хау", ими создается 60-70% новых рабочих мест.

Рассматривая опыт стран ЕС, прежде всего необходимо отметить четкость и ясность концепции поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне отдельных стран и входящих в них регионов, так и на уровне ЕС в целом.

Для большинства зарубежных стран характерно разностороннее и детальное правовое регулирование государственной поддержки малого предпринимательства. Один или несколько законов, носящих базовый характер, дополняются и развиваются в комплексе правовых актов.

Всемерная поддержка и развитие малого предпринимательства относится к ключевым моментам экономических реформ и в государствах Содружества Независимых Государств. Создание и энергичное развитие малого предпринимательства становится основой социальной реструктуризации общества, переход всего хозяйства в мир рыночной экономики.

Сегодня малый бизнес играет значительную роль в экономике государств - участников СНГ. Возрастание роли малого бизнеса на фоне общего спада производства свидетельствует о его большом потенциале, которое позволяет снизить социальную напряженность, компенсировать нарастание безработицы на крупных предприятиях, создать новые рабочие места.

Таблица № 2.

Количество малых предприятий в государствах Содружества

ед.

Государство

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

             

Азербайджанская Республика

-

-

-

6361

12 220

13 180

Республика Армения

-

-

16 658

23987

29 836

37 687

Республика Беларусь

11 055

11 428

14 165

14 813

20 077

-

Грузия

-

-

-

-

21 463

24 244

Республика Казахстан

34 506

35 089

32 186

21 260

24 033

-

Кыргызская Республика

5086

5899

5856

5070

5559

8178

Республика Молдова

-

-

-

-

-

15 000

Российская Федерация

560 000

865 000

866 900

877 300

842 000

862 700

Республика Таджикистан

2739

-

-

3390

-

2526

Украина

50 500

75 000

79 800

91 600

93 100

133 000

Приведенные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста числа малых предприятий в государствах Содружества.

Таблица № 3

Доля населения, занятого в малом бизнесе и в производстве ВВП

Государство

Доля населения, занятого в МП, %

Доля МП в ВВП,

%

     

Азербайджанская Республика

12,9

-

Республика Армения

5,2

-

Республика Беларусь

5,2

9

Грузия

-

-

Республика Казахстан

5,2

6

Кыргызская Республика

3,6

-

Республика Молдова

-

-

Российская Федерация

10,1

10

Республика Таджикистан

1,2

-

Туркменистан

2,7

-

Республика Узбекистан

2,9

4,2

Украина

5

10

Данные приведены за 1996-1997 годы.

Однако из приведенной выше таблицы видно, что количество населения, занятого в малом бизнесе, и доля малого предпринимательства в ВВП государств Содружества значительно ниже чем в развитых странах.

Характерно, что подходы к определению субъектов малого предпринимательства в законодательстве государствах Содружества сходны с развитыми зарубежными странами.

Таблица № 4.

Критерии определения малых предприятий в государствах СНГ

по состоянию на 1.03.98 г.

Страна

Критерии для малых предприятий, чел.

   

Азербайджанская Республика

50 чел.., занятых в промышленности;

15 чел. - на транспорте;

25 чел. - в строительстве;

10 чел. - в розничной торговле и сфере услуг.

Республика

Армения

Предприятие, являющееся юридическим лицом со следующим количеством работающих по отраслям:

200 чел. - в промышленности и в строительстве;

50 чел. - в других сферах производства;

50 чел. - в сфере науки и научного обслуживания

25 чел., занятых в других сферах

Республика

Беларусь

Юридические лица, в которых средняя численность работающих за отчетный период не превышает:

100 чел. - в промышленности и на транспорте;

60 чел. - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;

50 чел. - в строительстве и оптовой торговле;

30 чел. - в других отраслях производственной сферы, системе общественного питая, бытовом обслуживании и розничной торговле;

25 чел., занятых в других отраслях непроизводственной сферы.

Грузия

Определение пока отсутствует. Ведется разработка государственной программы поддержки предпринимательства.

Республика

Казахстан

Физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работников не более 50 чел. и общей стоимостью активов в среднем за год не выше 60 000-кратного расчетного показателя.

Кыргызская

Республика

50 чел., занятых в производственной сфере при максимальном объеме оборота 500 тыс. сомов;

15 чел., занятых в непроизводственной сфере при максимальном объеме оборота 500тыс. сомов

Республика

Молдова

К мелким предприятиям - с числом занятых от 1 до 19 человек;

К малым предприятиям - с числом занятых от 20 до 75 человек.

Российская

Федерация

100 чел., занятых в промышленности, на транспорте и строительстве;

60 чел. - в сельском хозяйстве;

60 чел. - в сфере науки;

50 чел. - в системе оптовой торговли;

30 чел. - в розничной торговле и бытовом обслуживании;

50 чел., занятых в других отраслях производственной и непроизводственной сферы.

Республика

Таджикистан

Предприятия и организации, в уставном капитале которых отсутствует доля государства и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

50 чел. - промышленности и строительстве;

15 чел. - в других сферах экономики.

Туркменистан

Определение отсутствует

Республика

Узбекистан

300 чел., занятых на предприятии

Украина

Независимо от хозяйственного оборота и форм собственности:

200 чел., занятых в промышленности и строительстве;

50 чел. - в других отраслях производственной сферы;

100 чел. - в сфере науки;

25 чел. - в непроизводственной сфере;

15 чел., занятых в розничной торговле.

Различия в уровне и качестве законодательного обеспечения малого предпринимательства в государствах Содружества и развитых зарубежных стран объективно обусловлены историей формирования и развития рыночной экономики, различным опытом разработки и реализации нормативно-правовой базы поддержки предпринимательства, сложившимся отношением общества к этому явлению. Поэтому не вызывает сомнения то, что зарубежные законы не могут быть взяты в качестве аналогов прямо, без существенной адаптации к законодательному пространству СНГ, развивающемуся самостоятельно и в определенной степени скоординировано.

Положение малого предпринимательства в государствах Содружества остается достаточно сложным, неустойчивым и неопределенным. Эта неустойчивость объясняется противоречивостью сложившейся ситуации: с одной стороны, малый бизнес накопил значительный потенциал, который позволяет ему сделать значительный рывок вперед, а с другой стороны, он на каждом шагу сталкивается с препятствиями, которые гасят эти внутренние импульсы к росту.

Создание в 1992-1998 годах правовой базы рыночной экономики было одним из основных направлений перехода к новым экономическим условиям в государствах Содружества. За этот период приняты законодательные акты, предусматривающие либерализацию цен, импорта товаров и услуг, развитие и защиту частного сектора, поддержку и стимулирование малых предприятий, реформу банковской системы, гражданские кодексы, ряд других основополагающих законов и нормативно-правовых актов.

Анализ принятых в государствах Содружества законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся поддержки малого предпринимательства, свидетельствует о том, что их содержание в основном идентично.

Являясь мощным рычагом для решения целого комплекса политических, экономических и социальных проблем, малое предпринимательство, в силу своей гибкости и мобильности, может сыграть важную роль в экономической интеграции государств-участников Содружества. В связи с этим становится необходимым сосредоточить усилия исполнительных и законодательных органов государств-участников СНГ, международных организаций на сотрудничестве в области развития и поддержки малого бизнеса. Прежде всего необходимо сформировать целостную систему правовых актов, отражающую интересы малого предпринимательства государств-участников СНГ в целях создания “благоприятного предпринимательского климата”, необходимых условий для развития малого бизнеса.

Определенное внимание решению этих проблем уже уделяется в рамках Содружества Независимых Государств.

Разработан и рекомендован для использования в национальном законодательстве модельный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства”, разработан проект рекомендательного законодательного акта об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, который рассмотрен и одобрен в основном на Консультативном совете.

Таблица № 5.

Наличие основных законодательных актов государств Содружества, регулирующие деятельность субъектов предпринимательства

   

Законы

Программа

пп/п

Наименование законов

О предпринимательской деятельности

О защите малого бизнеса

О гос. поддержке малого предпринимательства

Об упрощенной системе налогообложения

гос. поддержки малого предпринимательства

 

Азербайджанская Республика

+

-

-

-

+

 

Республика Армения

+

-

проект

-

-

 

Республика Беларусь

+

-

+

+ *

+

 

Грузия

+

-

-

-

+

 

Республика Казахстан

+

+

+

-

+

 

Кыргызская Республика

+

+

-

-

+

 

Республика Молдова

+

+

+

-

+

 

Российская Федерация

+

-

+

+

+

 

Республика Таджикистан

+

-

-

+

+

 

Туркменистан

+

-

-

-

-

 

Республика Узбекистан

+

-

+

-

+

 

Украина

+

-

-

+

+

“+” - закон принят

“-” закон отсутствует

*- закон принят на 1998 год

**-закон вступает в силу с 1.01.1999 года

Есть ряд других перспективных направлений развития модельного законодательства в области малого предпринимательства, но которые связаны со структурой национального законодательства государств Содружества.

Одним из способов поддержки малого предпринимательства является принятие упрощенного порядка их регистрации. При этом, в целях идентификации законодательства, логичным является закрепление в рамках Содружества положения о том, что субъектом малого предпринимательства будет признан субъект, зарегистрированный как на территории государства местонахождения, так и на территориях других государств-участников СНГ, с предоставлением льгот, установленных этими государствами для своих субъектов, за исключением тех льгот, которые не могут быть предоставлены в связи с ограничениями, установленными в законодательном порядке.

Такой же подход необходим и при получении лицензий. Лицензии, выданные на территории государства его местонахождения, должны признаваться и на территориях других государств-участников СНГ, за исключением случаев, когда лицензируемый вид деятельности может осуществляться только на территории государства пребывания малого предприятия.

Все это способствовало бы созданию единых условий для развития МП, совершенствованию рыночной экономики, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и услугами, повышению уровня занятости, привлечению как внутренних, так и внешних инвестиций, установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства государств-участников Содружества, позволило бы поднять на качественно новый уровень интеграцию экономик стран СНГ.

Проблемы развития нормативно-правового поля деятельности субъектов малого предпринимательства.

Постоянный и пристальный анализ национального нормативно-правового поля, обеспечивающего хозяйственную деятельность, а также отклонений в правоприменительной практике, позволил бы выявлять наиболее проблемные вопросы не только в направлении дальнейшего сугубо национального совершенствования нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности, но также и точки приложения совместных усилий государств Содружества в процессе создания общего экономического пространства, определения общих для всех государств административных барьеров, препятствующих, либо ограничивающих предпринимательскую деятельность (включая выявление барьеров, связанных с деятельностью субъектов хозяйственной деятельности на территории других стран), путей и методов их устранения или минимизации.

Разработка и реализация как внутринациональных, так и взаимосогласованных мер государств-участников СНГ, направленных на развитие предпринимательства как важнейшего атрибута рыночной экономики, требует на современном этапе осуществления анализа и оценки применяемых в странах СНГ экономических рычагов и стимулов, общеэкономических показателей, определяющих эффективность функционирования производителей на товарном рынке и его привлекательность для потенциальных конкурентов и инвесторов.

Необходим анализ ограничительных и запретительных действий органов исполнительной власти по отношению к хозяйствующим субъектам- резидентам, резидентам с иностранным участием и нерезидентам. Акты, действия и соглашения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления ущемляющие права и интересы хозяйствующих субъектов, в том числе относящихся к малому предпринимательству, ограничивающие конкуренцию, затрудняют обеспечение нормальных условий функционирования товарных рынков независимо от их отраслевой принадлежности или географических границ.

Выявление и классификация препятствий, связанных с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, которые существенно затрудняют создание и развитие предпринимательских структур, является одной из задач, проблема решения которой стоит перед Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Решение этой задачи помогло бы составить наиболее реальное представление о сопряженности, степени “похожести” экономических и нормативно-правовых условий деятельности конкретных хозяйствующих субъектов реального сектора экономики на микроуровне - на уровне конкретного предприятия. Кроме того, стало бы возможным подойти к оценке сравнительного состояния конкурентной среды на товарных рынках стран СНГ, факторов и обстоятельств правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, вызываемых действиями органов власти, которые затрудняют или делают невозможным вступление на рынок и возможность на равных конкурировать с уже действующими хозяйствующими субъектами либо выход с рынка без существенных экономических потерь.

В числе мер направленных на снижение административного бремени для малого предпринимательства, барьеров их вхождения на рынок товаров и услуг необходимо:

обеспечивать равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, предоставления государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов, повсеместное развитие конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;

устранять региональную обособленность товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы предупреждения принятия антирыночных административных решений;

ликвидировать возможности для злоупотреблений и введений дополнительных ограничений предпринимательской деятельности, связанных с правовым вакуумом;

усилить внутригосударственный контроль за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов, учитывая ограниченную возможность прямого воздействия, направленного на приостановление действия актов принятых представительными органами власти, за исключением рекомендаций и предложений.

Исследования, проведенные в отдельных государствах Содружества, позволили выявить примерный перечень вопросов требующих освещения при анализе состояния и развития правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства в государствах Содружества. На 7-м заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ в октябре 1999 года принята в качестве основы предлагаемая ниже схема оценки факторов и обстоятельств правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, вызываемых действиями органов власти, которые затрудняют или делают невозможным вступление на рынок и возможность на равных конкурировать с уже действующими хозяйствующими субъектами, либо выход с рынка без существенных экономических потерь.

1. Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности.

Законодательство, обеспечивающее развитие и регулирование предпринимательской деятельности.

Степень правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, как основного условия развития предпринимательской деятельности.

Степень юридической проработанности процесса купли-продажи предприятий и залога недвижимости, а также арендных отношений.

Наличие закона о земле, ипотеке, в частности, возможность гарантировать кредиты банков залогом земли.

Ряд существенных разделов законодательства (в т.ч. налоговое, приватизационное) может содержать общие нормы, конкретизируемые в ведомственных актах и инструктивных документах. При этом может отсутствовать четкая регламентация того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями нормативно-правовых актов (закон, указ президента, постановление правительства, ведомственный нормативный акт), а также недостаточно полно определено разграничение предметов ведения государства, субъектов государства и местного самоуправления.

Несовершенство законодательной базы заполняется подзаконными актами, субъективным пониманием и толкованием законов на местах, приводит к появлению на государственном и региональном уровне правовых актов, противоречащих друг другу, существенно сдерживающих развитие предпринимательства и затрудняющих вход предприятий на новые региональные рынки вследствие наличия разных "правил игры".

2. Недостатки действующей системы налогообложения предпринимателей.

Система налогообложения и степень ее фискального характера, направленность на исполнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что может рассматриваться как существенный барьер для начала предпринимательской деятельности и входа на рынок.

Количество уплачиваемых налогов и сборов и размеры их ставок, частота внесения изменений в налоговое законодательство, сложность изложения инструктивного материала, острая нехватка методических пособий и рекомендаций.

Возникновение финансовых трудностей, невозможность накопления инвестиций для развития производства, разорение предприятий, их переориентация на наиболее выгодные и трудноучитываемые посреднические операции или уход в теневую экономику.

Региональный уровень налогового бремени (в части местных налогов и сборов). Введение новых местных налогов и обязательных платежей (например, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор с биржевых сделок, налоги в дорожные фонды, местные сборы с выручки от реализации книгопечатной продукции, табачных изделий, водки, городская пошлина за разрешение на застройку территорий, плата за право заключения договора аренды земельного участка и др.).

Дублирование новыми местными налогами и сборами уже действующих.

Степень дифференциации уровня ставок налоговых платежей, зачисляемых в местные бюджеты.

Налоговые барьеры, влияющие на межрегиональное и межгосударственное передвижение товаров.

Различная величина одних и тех же местных налогов и сборов в разных регионах.

Неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов на рынке вследствие решений местных органов по вопросам налогов и сборов.

Предоставление отдельным предприятиям индивидуальных налоговых льгот, что ставит их в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке, что нарушает принцип равной тяжести налогового бремени.

Разное толкование норм налогового законодательства на местах.

Существующий механизм изъятия средств по платежным требованиям налоговой инспекции.

Практика отчисления определенной части от суммы наложенных налоговыми органами штрафов в бюджет самих этих органов в качестве их стимулирования.

Наличие гарантии прав налогоплательщиков, в том числе на конфиденциальность налоговой информации и право на судебную защиту.

3. Сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур.

Перечень необходимых действий при регистрации нового хозяйствующего субъекта.

Средний срок оформления документов до получения регистрационного свидетельства или аналогичного документа.

Платежи, связанные с регистрацией, принципы их установления.

Необходимость для вновь создаваемого предприятия до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов производить значительные денежные затраты: внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующего органа, органов статистики, пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, вневедомственной охраны и т.д.

Размеры оплаты нотариальных и аудиторских услуг и др., необходимых для оформления учредительных документов.

Законодательная база определяющая процедуру регистрации.

Данные об общей величине и отдельных видах затрат, связанных с созданием нового предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы, вида деятельности и местоположения (с учетом затрат по аренде нежилых помещений, установке телефонов, оплате коммунальных услуг, приобретению офисной мебели и оборудования для обеспечения первого этапа своей деятельности, получению лицензий, подключению к источникам энергии и др) по отдельным регионам.

Отношение в совокупном объеме затрат, связанных с созданием и регистрацией предприятия, условно выделенных двух основных составляющих:

- переменные затраты (приобретение оборудования, аренда помещений, лицензирование и сертификация, открытие банковского счета, предоставление юридического адреса), которые обусловлены конкретным видом деятельности предприятия и его местоположением;

- постоянные затраты, связанные с выполнением обязательных процедур, необходимых для регистрации предприятия (подготовка устава и учредительного договора, нотариальное заверение учредительных документов, сбор за государственную регистрацию, нотариальное заверение подписей для открытия счета в банке, регистрация в органах статистики и налоговых органах, внесение уставного капитала, изготовление печатей).

Наличие отличий в затратах, которые теоретически должны быть одинаковы, но существенным образом отличаются для разных категорий предприятий и регионов.

Наличие и размер дифференцированных ставок государственной пошлины за регистрацию предприятий в зависимости от их вида деятельности и места происхождения уставного капитала и учредителей.

Наличие практики требования регистрирующими органами дополнительных сведений от их учредителей, не предусмотренных действующим законодательством, а также представления одних и тех же документов в несколько инстанций, помимо регистрирующего органа.

Наличие трудностей в связи с открытием расчетного счета, получением печати, оформлением большого количества нотариально заверенных документов, лишние этапы, например, получение справки о владении имуществом (которого зачастую еще нет), согласование штампов, получение разрешения органов внутренних дел на изготовление печати.

Установление дополнительных требований при регистрации новых хозяйствующих субъектов, ограничивающих их самостоятельность.

Законодательно установленные санкции в отношении должностных лиц за уклонение от регистрации, необоснованный отказ в ее осуществлении, нарушение сроков регистрации.

Порядок и процедуры доступа государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности к данным, содержащимся в реестрах юридических лиц.

4. Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

Наличие законодательно закрепленного порядка лицензирования отдельных видов деятельности хозяйствующими субъектами.

Распределение полномочий в области лицензирования между государственными, региональными и местными властями и возможно отдельным хозяйствующим субъектам.

Наличие различий лицензирования одних и тех же видов предпринимательской деятельности в различных регионах.

Необходимость получения нескольких лицензий на сходные виды деятельности (например, наряду с лицензированием в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вводимым на региональном и местном уровне, действие отдельных положений о лицензировании торговли товарами, облагаемыми акцизами).

Различие в лицензировании местных хозяйствующих субъектов и из других регионов государства, а также других государств.

5. Контролирующие и надзорные органы, дублирование их функций.

Перечень контрольных органов осуществляющих контрольно-надзорные функции.

Бессистемность контрольных проверок - контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой.

Каждый из контрольных органов действует по собственным нормативным и инструктивным документам, определяющим методы, порядок и периодичность контроля, которые не скоординированы и не согласованы между собой.

Наличие случаев, когда нормативные акты и ведомственные инструкции устанавливают широкую компетенцию контролирующих органов, которая не соответствует имеющейся в их распоряжении материальной базе, кадровому потенциалу и системе организации работы, что приводит к формальному выполнению контрольных функций, превращению их в чисто бюрократическую процедуру, не оказывающую реального влияния на качество товаров и услуг и вынуждает предпринимателей идти на преднамеренные нарушения установленных правил контроля, поскольку их выполнение в полном объеме невозможно.

Четкость установленной ответственности контрольных органов, их должностных лиц и других работников за допускаемые ими нарушения.

Наличие установленного порядка публичной отчетности об осуществлении контрольных функций.

6. Действия местных органов власти, сдерживающие развитие предпринимательства.

Создание региональными органами власти своими решениями барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов путем введения местных ограничений, в том числе:

- при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов;

- дискриминация в кредитовании и субсидировании;

- ущемление прав отдельных хозяйствующих субъектов, либо предоставление им эксклюзивных прав и индивидуальных льгот;

- возложение на хозяйствующие субьекты (как правило, занимающие доминирующее положение на рынке) функций государственного управления и контроля.

Прямые нарушения местными органами национального законодательства о предпринимательской деятельности, включая посягательство на имущество предпринимателей, ограничения на межрегиональное перемещение товаров, незаконное регулирование цен, взыскание не предусмотренных законодательством сборов, вмешательство во внутренние дела предприятий и попытки административного регулирования их деятельности, противозаконная ликвидация предприятий.

Порядок предоставления и степень доступности для предпринимателей ресурсов необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), которые находятся в собственности государства, его субъектов или в муниципальной (местной) собственности, что является важным фактором развития конкуренции на товарных рынках.

К категории административных барьеров также безусловно относятся экологические нормы и ограничения на использование земель, лесных угодий, недр, запасов полезных ископаемых, отраженные в соответствующих законодательных и нормативных актах и проявляющиеся в практике их применения.

Безусловно говорить о том, что требуется полная ликвидация всех барьеров препятствующих абсолютно свободному предпринимательству - это не только утопия, но и неправомочная постановка вопроса. В своем большинстве административные барьеры, обусловленные законодательными и другими нормативно-правовыми государственными актами - это своего рода “правила игры” принятые в данном обществе, государстве, защита от разрушительного воздействия неконтролируемого рынка на государство и его население. Правомерно ставить вопрос лишь о справедливости этих правил, разумности, неукоснительном их соблюдении одной стороной правоотношений и исключения злоупотреблений в этой области другой стороной, а также предсказуемости их введения и стабильности.

Модельное законодательство в области малого предпринимательства

Межгосударственная программа поддержки малого предпринимательства в рамках Содружества Независимых Государств разработана в соответствии с межправительственным Соглашением о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ, подписанным главами правительств Содружества 17 января 1997 г. в г.Москве, и рекомендательным законодательным актом “О государственной поддержке малого предпринимательства”, принятым на девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 8 июля 1997 г. в г. Санкт-Петербурге.

Одной из целей Программы является содействие сближению нормативно-правовой базы государств - участников СНГ, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства.

Нормативно-правовое взаимодействие основывается на подготовке предложений по сближению подходов, регламентирующих внешнеэкономическую, финансовую и другие сферы деятельности субъектов малого предпринимательства, а также на разработке межгосударственных соглашений, модельных законодательных актов и рекомендаций органам исполнительной власти государств Содружества по нормативно-правовому стимулированию делового сотрудничества малых предприятий. Программой предусмотрена разработка нескольких модельных законов: о защите прав предпринимателей, об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства; о франчайзинге, об ипотеке (залоге недвижимости); об обществах взаимного кредитования; об обществах взаимного страхования.

В 1997 году Межпарламентской Ассамблеей на основе закона Республики Беларусь был разработан проект рекомендательного законодательного акта об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства и направлен в МЭК СНГ на согласование. На третьем заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ, 16-17 октября 1997 г. в г. Минске были обсуждены основные положения указанного закона.

МПА СНГ к доработке рекомендательного законодательного акта не вернулась, но в связи с тем, что указанный законодательный акт был включен в план работ Консультативного совета, работа над ним была продолжена.

В настоящее время законы, регламентирующие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства разработаны в Республике Беларусь, в Кыргызской Республике, в Российской Федерации, в Республике Таджикистан, на Украине. Секретариатом Совета были изучены указанные законы.

Предложенный в свое время МПА СНГ проект был доработан с учетом замечаний и предложений членов Консультативного совета, а также вышеперечисленных документов, и рассмотрен на пятом заседании Совета. Поступившие затем замечания и предложения рассмотрены и по возможности учтены, хотя полностью учесть все замечания и предложения не представлялось возможным, так как налоговое законодательство государств Содружества имеет слишком много различий.

Исходя из того, что разработка указанного законодательного акта предусмотрена проектом Межгосударственной программы поддержке малого предпринимательства в рамках СНГ, принятой на заседании Совета глав правительств в г. Ялта 8 октября 1999 г., проект законодательного акта об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства направляется в МПА СНГ для рассмотрения.

Выше уже отмечалась важность и актуальность проблем стоящих перед малым предпринимательством в области административных барьеров ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов.

Учитывая общий характер проблемы, высокий уровень административных барьеров в государствах, степень важности и необходимости скорейшего решения, необходимость защиты конкуренции как основополагающего принципа рыночной экономики при подготовке Межгосударственной программы в число первоочередных задач включена разработка модельного закона в области защиты прав предпринимателей.

Проект модельного закона обсужден на 6-м заседании Консультативного совета 25 мая 1999 г. и одобрен на заседании полномочных представителей государств-участников СНГ Исполкома СНГ в декабре 1999 г.

Разработка данного модельного закона также включена в Программу мероприятий Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ) по реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (в редакции от 2 апреля 1999 года).

Проект модельного закона о защите прав предпринимателей предусматривает:

-создание механизмов защиты института предпринимательства;

-регулирование форм и методов деятельности организаций инфраструктуры защиты предпринимательства;

-определение форм и способов государственной защиты законных прав и интересов предпринимателей и ее поддержки;

-закрепление политики отказа государства от прямого вмешательства в предпринимательскую деятельность;

-охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

В числе запланированных в рамках Межгосударственной программы работ в области законотворчества - модельный закон “О франчайзинге”.

Франчайзинг является методом маркетинга товаров и услуг и является весьма эффективным инструментом развития для малых предприятий.

Деловой формат метода - предоставление по специальному франчайзинговому договору (франшизе) на оговоренный срок одним лицом (франчайзором - владельцем, правообладателем) другому лицу (франчайзи - держателю лицензии, покупателю, правопользователю) определенных прав, что позволяет держателю лицензии торговать с использованием торговой марки и\или торгового наименования владельца лицензии и использовать весь комплекс, включающий элементы необходимые для привлечения необученного персонала к работе на том предприятии, которое развивалось владельцем при постоянной поддержке на заранее оговоренных условиях.

К элементам делового формата франшизы относятся: торговая марка (торговое наименование), общая концепция дела, процесс основания дела и обучения во всех аспектах руководства данным бизнесом в соответствии с концепцией дела, постоянная поддержка и руководство.

Возникновение и развитие франчайзинга основывалось на желании конкретных хозяйствующих субъектов:

- изготовителя продукции - обеспечить сбыт своей продукции на основе определенной и контролируемой системы через торговые точки;

- оптовых продавцов - расширить сбытовую сеть при гарантированном использовании средств хранения и распределения через торговые точки;

- розничных торговцев - расширить свое дело на базе договорной привязки независимых торговых точек по своему образу и подобию.

Каждая из сторон договора имеет свою специфическую заинтересованность, выгоду.

Интерес правообладателя (франчайзора) - экономия своих ресурсов, в том числе капитала, использование в своих целях интереса правопользователя (франчайзи) к положительным результатам деятельности, уменьшение своего риска через передачу части риска правопользователю, ускорение расширения своего дела через использование чужих ресурсов.

Интерес правопользователя (франчайзи) - начать свое дело используя наработанную систему его ведения и тем самым уменьшить свой риск, ведение дела в определенной уже созданной нише, использование известной и зарекомендовавшей себя на рынке марки, использование рекламных возможностей известной торговой марки и экономить на этом свои ресурсы, получение четких инструкций по ведению дела, увеличение возможности получения кредитных ресурсов под известное и проверенное дело, облегчение снабжения и повышение ее надежности и выгодности. Однако необходимо отметить, что для правопользователя могут и чаще всего возникают некоторые ограничения, дополнительные условия - необходимость первоначального капитала, уменьшение свободы действий в соответствии с договором, невозможность одностороннего, без потерь, выхода из дела раньше срока оговоренного договором.

Договор франчайзинга во многом схож с договорами заключаемыми на передачу, продажу лицензий.

Договор франчайзинга затрагивает обширную область права регулирующего отношения сторон договора и применяемого на территории конкретного государства.

    • Гражданский кодекс по разделам:

Сделки.

Представительство.

Приобретение права собственности.

Обеспечение исполнения обязательств.

Купля-продажа.

Аренда.

Подряд.

Поручение.

Обязательства вследствие причинения вреда.

Коммерческая концессия .

    • Законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
    • Законодательство о товарном знаке.
    • Авторское право.
    • Патентное право.
    • Законодательство о рекламе.
    • Законодательство о коммерческой тайне и ноу - хау.

В настоящее время специальных национальных законов о франчайзинге в государствах - участниках СНГ нет. По имеющимся данным, в Российской Федерации в 1999 г. приступили к разработке первой итерации проекта закона о франчайзинге.

Однако, исходя из обзора зарубежного опыта, необходимо отметить, что далеко не во всех развитых зарубежных странах имеется специальное законодательство по франчайзингу и регулирование взаимоотношений сторон осуществляется рядом общих законов.

Тем не менее проект модельного закона о франчайзинге разрабатывается в рамках Консультативного совета и будет представлен в 2000 для рассмотрения в МПА СНГ.

На очереди разработка в 2000 г. не менее важных для малого предпринимательства законодательных актов - об обществах взаимного кредитования и взаимного страхования. Эти законодательные акты призваны решить одну из основных проблем стоящих перед малым предпринимательством - облегчить и расширить возможности доступа к финансовым ресурсам, восполнить постоянно ощущаемый дефицит в оборотных средствах и понизить уровень практически непреодолимого барьера получения долгосрочных вложений в бизнес.

Кроме специфических модельных законодательных актов (принятых и планируемых), касающихся деятельности непосредственно малого предпринимательства, в рамках Содружества принят модельный Гражданский кодекс, а также подписан ряд межправительственных соглашений имеющих влияние на деятельность субъектов малого предпринимательства.

В области создания благоприятных условий деятельности субъектов хозяйственной деятельности, также представляет интерес предложение Российской Федерации внести в Программу действий по развитию Содружества Независимых Государств подготовку соглашения о единых правилах пересечения границ и провоза товаров частными предпринимателями на всех видах транспорта, предполагаемый срок разработки которого - 2000 год.

Современное состояние правовой базы регулирующей отношения возникающие в процессе предпринимательской деятельности можно охарактеризовать как динамично развивающуюся.

Несовершенство действующего законодательства и нормативно-правового обеспечения регулирующего многие аспекты хозяйственной деятельности ставят, в качестве долгосрочной перспективы, задачу проведения большой работы в каждом государстве и в целом в рамках Содружества, чтобы обеспечить благоприятную среду развития малого бизнеса.

Важность проведения данной работы подчеркнута и на международном уровне. Так например, на прошедшем под эгидой ОЭСР и ЮНИДО в 1998 году в Стамбуле “Форуме по развитию предпринимательской деятельности в странах с переходной экономикой”, проведенном были разработаны политические принципы и рекомендации в сфере верховенства закона и регулирования предпринимательской деятельности и подчеркнута настоятельная необходимость принятия и реализации более эффективных стратегий содействия развитию малых и средних предприятий в, в том числе в государствах Содружества.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости