Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Мониторинг развития предприятий малого бизнеса в Челябинской области

ОТЧЕТ

Заказчик: Комитет экономики Челябинской области
Исполнитель: Агентство развития бизнеса

г. Челябинск
сентябрь-октябрь 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Блок 1. Общее состояние бизнеса МП

Блок 2. Освоение новых видов деятельности МП

Блок 3. Законодательство в сфере развития МП

Блок 4. Регистрация и лицензирование МП

Блок 5. Проверки

Блок 6. Обучение предпринимателей

Блок 7. Консультирование

Блок 8. Кадры МП

Блок 9. Финансовые ресурсы МП

Блок 10. Государственная инфраструктура поддержки предпринимательства

Блок 11. Информационное обеспечение МП

Резюме и выводы

Введение

В условиях перехода экономики России на рыночные отношения продолжается активный процесс развития малых предприятий. Согласно данных Госкомстата России, по состоянию на 1 января 2000 года, на территории Челябинской области зарегистрировано 19136 малых предприятий. Необходимо отметить, что количество малых предприятий на 1000 жителей области составляет лишь 6 единиц, что в 5-8 раз ниже, чем в развитых странах.

Мировая практика показывает, что малое предпринимательство, при благоприятных для него условиях, способно стать основой экономики городов. В свою очередь, благоприятные условия, которые могут создать властные структуры, должны быть основаны на полной, достоверной и своевременной информации о состоянии дел в данном секторе экономики, как в целом, так и по отдельным проблемным его блокам. Без указанной информации невозможно формирование и проведение эффективной политики поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем, по оценке экспертов Госкомстата России, анализ развития малого предпринимательства значительно затруднен из-за сознательного искажения отчетности субъектами малого предпринимательства для сокрытия налогооблагаемой базы. По мнению названных экспертов, в анализе могут быть использованы лишь показатели количества предприятий и численности занятых. При этом численность занятых достоверна лишь в части среднесписочной численности, так как численность работающих по совместительству и трудовому соглашению не поддается точному определению.

Исходя из указанных обстоятельств, Программой развития и поддержки малого предпринимательства в Челябинской области на 2000 год предусмотрена работа по мониторингу малого предпринимательства. В сентябре-октябре 2000 года Агентством развития бизнеса, в соответствии с указанной Программой, было проведено исследование текущего состояния малого бизнеса (МБ) в Челябинской области.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Провести ситуационный анализ условий и результатов деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в Челябинской области в 1999 - 2000 г.г.
  2. Выявить направления развития организационных структур предприятий в динамике.
  3. Установить существующие направления диверсификации деятельности малого и среднего бизнеса.
  4. Установить отношение руководителей МП к существующему законодательству.
  5. Выявить отношение к проверкам, осуществляемым контролирующими органами.
  6. Установить потребности малого и среднего бизнеса в кредитовании.
    • средневзвешенные размеры кредитования
    • направления кредитования (основной капитал, оборотный капитал)
    • условия кредитования
    • существующие источники кредитования
    • имеющийся опыт кредитования
    • знания у лиц, принимающих решения (ЛПР) о существующих формах кредитования
  7. Установить нужды и потребности ЛПР в обучении собственных сотрудников
    • опыт собственного обучения (где, чему)
    • опыт обучения собственных сотрудников (где, чему)
    • причины не посещения семинаров, обучающих тренингов
    • наличие потребности в обучении
  8. Установить нужды и потребности ЛПР в консалтинговой помощи сторонних организаций (финанализ, разработка бизнес проектов, управление затратами, схема организации управления производством, юридические услуги, аудит и прочее)
    • имеющийся опыт
    • результаты сотрудничества с консультантами
  9. Установить потребности в рекрутинге персонала
    • требования
    • существующие формы подбора персонала
  10. Установить потребности в маркетинговой информации
    • формы сбора информации о рынке
    • формы анализа информации о рынке
    • объект сбора информации (емкость рынка, доля рынка, потребители, дистрибуция, реклама и т.д.)
  11. Установить степень влияния административных ограничений на эффективность деятельности малого и среднего бизнеса.
  12. Установить степень использования предприятиями малого бизнеса Интернет в бизнесе.
  13. Установить и проанализировать все имеющиеся в распоряжении органов власти возможности, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса.
  14. Получить данные для расчета эффективности различных вариантов программы.

Исследование проводилось по семи основным блокам:

БЛОК 1 - Общее состояние бизнеса МП

БЛОК 2 - Освоение новых видов деятельности МП

БЛОК 3 - Законодательство в сфере развития МП

БЛОК 4 - Регистрация и лицензирование МП

БЛОК 5 - Проверки

БЛОК 6 - Обучение предпринимателей

БЛОК 7 - Консультирование

БЛОК 8 - Кадры

БЛОК 9 - Финансовые ресурсы МП

БЛОК 10 - Государственная инфраструктура поддержки предпринимательства

БЛОК 11 - Информационное обеспечение МП

Для сбора информации был использован метод опроса руководителей предприятий МБ. Опрос производился в ходе посещений предприятий, при помощи специально разработанной анкеты, включающей более 170 вопросов.

Выборка предприятий - участников исследования составлялась с учетом отраслевых параметров Областного Комитета статистики. Параметры соблюдались пропорционально 14-ти основным видам коммерческой и производственной деятельности. В выборку включались предприятия, имеющие среднесписочную численность работников не более 100 чел. И отчитывающихся в налоговую инспекцию не чаще одного раза в квартал, что соответствует российскому государственному стандарту учета МП.

Были опрошены города Челябинск, Миасс, Чебаркуль, Еманжелинск и поселки городского типа - Аргаяш, Еткуль, Октябрьский. В Челябинске было опрошено почти на 100 предприятий больше, вследствие того что, в С/Х районах, Чебаркуле и Еманжелинске действующих МП оказалось значительно меньше, чем зарегистрированных.

В опросе участвовали предприятия, созданные в период с 1982 по 2000 год. В ходе исследования было проинтервьюировано 494 руководителей МП. Так как исследование проводилось социологическими методами в расчетах присутствует ошибка, которая составляет ± 6% с вероятностью 0,954. Первичные данные исследования обработаны с использованием программного обеспечения "Vortex 5.1 for Windows".

На основании анализа результатов опроса проведенного исследования была сделана оценка текущего состояния МБ, выявлены основные барьеры, препятствующие развитию предприятий и эффективному доступу субъектов малого предпринимательства к различного рода услугам, необходимым малому бизнесу. В заключении сделаны основные выводы по исследованию и даны рекомендации для разработки программы поддержки предпринимательства.

Блок 1. Общее состояние бизнеса МП

В процессе анализа деятельности, все малые предприятия были поделены на 14 групп по отраслевой принадлежности. Отрасли взяты те, которыми обычно оперируют органы госстатистики. Основные сферы деятельности МП: торговля и общественное питание - 37,9%, промышленность - 17%, строительство - 12,8%, непроизводственные виды бытового обслуживания - 10,93%, остальные менее 5%.

Все опрошенные предприятия были созданы в период с 1982 по 2000 г.г. Как видно из рис1.2, наибольшее количество опрошенных фирм создано в 92, 97, 98 годах - по 10,4%. Меньше всего предприятий создано в 89году - 2,3% от общего числа.

Среднее количество работающих на малых предприятиях на постоянной основе 23 человека, работающих по совместительству 5 человек.

В 66,6% предприятий собственниками являются физические лица, причем в 22,4% предприятий собственниками являются сами работники. В 5,7% случаев собственником предприятия является другое предприятие.

По оценке руководства предприятия состояние бизнеса малых предприятий в настоящий момент говорит о "неплохом состоянии дел, но могло быть и лучше" (Рис 1.3.). Неважное состояние дел особенно велико в строительстве - 25,0% и торговле - 20,2%. Также 10,0% руководителей в сфере строительства указали на критическое положение дел. С другой стороны 8,3% руководителей строительных предприятий указало на хорошее состояние дел, при этом фирма процветает.

Как видно из рис 1.4. тенденции развития рыночных направлений в целом совпадают с тенденциями развития конкретных предприятий. Чем лучше положение дел отрасли в целом, тем прочнее положение предприятия, работающего в рамках данного направления. Более 63% руководителей фирм, связанных с промышленностью и бытовым обслуживанием населения, полагают, что их отрасль находится на подъеме, в торговле это процент несколько ниже - 60,9%. Соответственно в строительстве лишь 54,1% руководителей указали на этап развития. Также в строительстве наибольшее число респондентов указали на спад в своей деятельности - 18,0%.

На пределе возможностей работают около 12-15% всех предприятий по отраслям. Этап становления отмечен у 20,2% промышленных предприятий, что говорит о развитии промышленности в малом бизнесе.

Большинство руководителей малых предприятий считают свое финансовое состояние удовлетворительным - 74,1% в бытовом обслуживании населения, 67,4% в торговле, 65,6% в строительстве и 60,2% в промышленности (рис 1.5.). На хорошее финансовое состояние указали 28,9% руководителей промышленного сектора, приблизительно по 18% - руководители сфер торговли и строительства. Очень плохое финансовое состояние предприятия отмечалось менее чем у 4% респондентов.

В целом, большинство руководителей малых предприятий склонны считать, что положение их компаний за последний год скорее улучшилось, чем не изменилось (рис 1.6.). Значительное улучшение отметили 10% руководителей промышленности, 7,8% - торговли. Незначительное ухудшение указали 13,2% руководителей сферы бытового обслуживания и 11,1% в торговле.

Как видно из рис 1.7.-1.11. 38,9% руководителей МП указали на увеличение уровня дохода занятых, 36,9% на увеличение объема спроса, 36,5% на увеличение выручки. Увеличение чистой прибыли и объемов инвестиций оказалось меньше - соответственно 26,1% и 21,5%. С другой стороны уменьшение чистой прибыли наблюдалось у 21,6% руководителей, также было уменьшение выручки 14,9%. В целом основные показатели деятельности предприятий оказались без изменений.

Основной стратегией своего бизнеса 41% руководителей считают стабилизацию положения предприятия, почти такое же количество - 40,8% - обеспечение динамичного развития предприятия и 16,5% - обеспечение выживания предприятия. Лишь 1% респондентов планируют закрытие предприятие.

Основными факторами, по мнению руководителей МП, препятствующими реализации целей предприятия являются (рис 1.12.): низкая платежеспособность потребителей - 58,1%; налоговый режим - 56,7%;дефицит финансовых средств на развитие - 42,1%;недостаток оборотных средств - 38,1% и высокая конкуренция - 29,6%.

Свыше 69% предпринимателей указывает на дефицит денежных оборотных средств (наибольший процент в бытовом обслуживании - 78,8%), свыше 22% - на дефицит помещений, 32,3% - на дефицит оборудования и 22,2% на дефицит трудовых ресурсов.

Блок 2. Освоение новых видов деятельности МП

Менее трети опрошенных предпринимателей - 28% выразили твердое намерение открыть новое производственное направление.

Около двух третей предпринимателей - 72% не имеют такого желания, причем доля сказавших твердое НЕТ - 65% от числа опрошенных.

При отраслевом рассмотрении, наибольшее стремление открыть новый бизнес проявили представители промышленности - 45,1% и строительства - 28,8%. Из предприятий бытового обслуживания - только 20,8%, в торговле 21,4% имеют намерение открыть новое производственное направление.

Из тех предпринимателей, которые собираются открывать новое производственное направление около 35% собираются это сделать в перспективе и около 31% - через полгода-год. Но 33,8% предпринимателей собираются открывать новое производственное направление в ближайшее время.

Существенным препятствием при освоении новых производств в настоящее время (Рис 2.2.) 26,9% предпринимателей считают отсутствие налоговых льгот производителям.

Также большой сложностью при освоении нового производственного направления 24,0% предпринимателей считают трудности при получении кредита

Нестабильная законодательная база, постоянное ее изменение создают неуверенность и отнимают время у руководителей МП (15,4%), пытающихся разобраться в этих изменениях.

Значительный потенциал кроется и в устранении административных барьеров, это отметили 13,9% опрошенных. Под административными барьерами предприниматели понимают в основном следующие обстоятельства.

Первое - система открытия (регистрации) предприятий носит разрешительный характер, при котором предприниматель вынужден добиваться целого ряда разрешений и согласований, причем задержки с получением отдельных виз зачастую не имеют серьезных обоснований. По мнению предпринимателей, данная система должна носить заявительный характер.

Второе - многочисленные контролирующие и инспектирующие организации не заинтересованы в налаживании бизнеса как такового. По мнению руководителей МП, вся их деятельность сводится к отысканию каких-либо нарушений с тем, чтобы можно было применить штрафные санкции. Парадокс заключается в том, что чем больше санкций применяется, тем более эффективной считается служба контролеров и инспекторов. Часто требования выполнения каких-либо норм и правил является лишь предлогом для вымогательств.

Третье - сложности и проблемы при лицензировании деятельности предприятия, многочисленные инстанции, которые необходимо обойти для получения лицензии.

Также препятствиями в освоении новых производственных направлений предприниматели отметили отсутствие сведений о рынке - 9,1% и отсутствие финансовых средств- 2,4%

Таким образом, 28% предпринимателей Челябинской области готовы открывать новые производственные направления. Причем 71,1% от общего числа опрошенных предпринимателей в качестве причин, препятствующих диверсификации производства, указывают проблемы не финансового характера.

Блок 3. Законодательство в сфере развития МП

84,6% опрошенных считают законодательство в сфере развития малого предпринимательства несовершенным. Наиболее совершенным законодательство считают предприниматели в г. Еманжелинске - 44,1%.

Среди тех, кто считает законодательство несовершенным 65,0% указывают на несовершенство налогообложения, 36,8% - на несовершенство бухучета и отчетности, 32,0% на несовершенство лицензирования (рис 3.2.).

22,7% руководителей МП в течение последнего года сталкивались с нарушением своих прав со стороны государственных органов, 16,8% - со стороны предприятий партнеров и 5,1% - со стороны криминальных элементов. Примечательно, что 8,7% руководителей вообще не сталкивались с нарушением своих прав. В основном спорные вопросы решаются переговорами с другой стороной - 66,4%.

Основными причинами, по которым предприниматели избегают обращаться в судебные органы являются: длительность процедуры рассмотрения дел - 41,3%;низкая исполняемость решений судебных органов - 40,9%; необходимость оплаты услуг юриста - 11,3%.

Блок 4. Регистрация и лицензирование МП

Для регистрации МП руководителям пришлось посетить в среднем 5,7 инстанций, причем меньше инстанций посетили предприниматели в г. Еманжелинске - 4,7 и больше в сельскохозяйственных районах - 6,6. При этом указана реальная стоимость регистрации в пределах 4 тыс. руб., причем меньше всего затраты были в г. Чебаркуле - 1,68 тыс. руб. и больше в г. Миассе - 5,15 тыс. руб. Длительность регистрации составила 1,28 месяца, причем меньше всего времени затратили руководители МП в г. Челябинске - 1,05 мес. и больше - в сельскохозяйственных районах - 1,97 мес.

Основные проблемы, с которыми сталкивались руководители МП при регистрации предприятия таковы (рис 4.1.): необоснованно длительные процедуры регистрации - 28,7%; волокита, бюрократизм чиновников - 28,5%, недостаток информации - 19,1% и высокие затраты - 11,7%. Лишь у 10,5% респондентов при регистрации не возникло проблем. Примечательно, что у недавно созданных предприятий(1999-2000 гг.) проблем при регистрации было меньше, чем в целом - 7,8%.

Среди руководителей МП лицензировали свою деятельность 65% опрошенных, в основном это строительные работы - 18,8%, розничная торговля - 12,9%, производство (чего-либо) - 11,3% и продажа спиртных напитков - 4,7%.

При лицензировании руководителям пришлось посетить 5,25 инстанции, причем меньше инстанций посетили предприниматели в сельскохозяйственных районах - 4,44, а больше - в г. Еманжелинске - 5,42. Вновь созданным предприятиям(1999-2000 гг.) пришлось посетить наибольшее число инстанций - 6,1. При это указана реальная стоимость лицензирования 5,97 тыс. руб., меньше затраты оказались в г. Чебаркуле 4,23 тыс. руб. и больше в г. Миассе - 6,31 тыс. руб. Также больше пришлось заплатить за лицензирование молодым предприятиям - 6,9 тыс. руб. Длительность лицензирования составила 39 дней, наиболее быстро это удалось предпринимателям в г. Еманжелинске - 27 дней, а дольше - в г. Миассе - 42 дня. Недавно созданным предприятиям пришлось затратить на лицензирование 54 дня. Самыми дорогими органами при лицензировании указаны ЭС - 13,2% и местная администрация - 5,6%.

Основные трудности, с которыми сталкивались руководители при лицензировании следующие: волокита, бюрократизм - 41,3%; высокая стоимость - 24,2% и незаконные требования - 14,5% ответов.

На волокиту и бюрократизм при лицензировании указали 54,8% из недавно созданных предприятий

Волокита и бюрократизм чиновников являются основными препятствиями при регистрации и лицензировании МП.

Блок 5. Проверки

Среднее количество проверок одного предприятия в месяц по различным городам отражено на рис 5.1.

В среднем каждое предприятие проверяют 2,2 раза в месяц.

Как видно из рис 5.2. наиболее часто проверяют следующие проверяющие органы: пожарный надзор, налоговая инспекция, санэпиднадзор.

При проверках обычно нарушения обнаруживаются и официально регистрируются - на это указали 56,9% руководителей МП. Несколько меньше - 39,7% указывают на то, что нарушения не выявляются. Лишь 3,3% опрошенных отметили, что нарушения были обнаружены, но официально не зарегистрированы.

Наиболее дорогими органами при проверках, по мнению предпринимателей, являются налоговая инспекция - 34,2% ответов, пожарный надзор - 10,8% и санэпиднадзор - 9,5% (рис 5.3.).

Наиболее эффективными мерами по устранению неправомочных действий при проверках наибольшее число ответивших считают создание при объединениях предпринимателей спец. органов - 27,7% и создание "горячей телефонной линии" - 23,4% ответов.

Блок 6. Обучение предпринимателей

Несмотря на то, что на стадии своего возникновения МП может больше зависеть от инициативы и активности предпринимателя, чем от уровня его образования и подготовки, для дальнейшего развития фирмы и ее превращения в прочно стоящее на ногах предприятие необходимо более глубокое понимание того, как функционирует бизнес, и приобретение опыта управления. Чтобы этого достичь, руководители МП на разных стадиях развития должны получать высококачественное обучение.

Бизнес семинары в настоящее время являются одним из наиболее доступных способов повышения уровня знаний в области бизнеса. Как показал опрос, в последнее время руководители практически во всех областях малого бизнеса либо посещают, либо планируют посещать семинары. Наиболее высок интерес к семинарам у руководителей сфер промышленности и строительства. Также высок интерес к семинарам и в области бытового обслуживания и в торговле.

Большую готовность к посещению семинаров в будущем высказывают руководители производственных предприятий и сфер бытового обслуживания. При этом необходимо отметить, что в целом уровень потенциального интереса к семинарам среди руководителей МП достаточно высок во всех областях малого предпринимательства.

Руководители недавно созданных МП (1999-2000 гг.) значительно меньше посещают обучающие семинары - 38,8% против 51,9% в целом. Но в будущем они планируют посещать семинары чаще - 73,4% ответов.

В то же время 20.4% сотрудников вообще не посещают семинары или посещают их раз в год 41.4%. Из опроса было выяснено, что инициатива посещения семинара обычно исходит от директора предприятия (в 54,8% случаев).

В то же время 20.4% сотрудников вообще не посещают семинары или посещают их раз в год 41.4%. Из опроса было выяснено, что инициатива посещения семинара обычно исходит от директора предприятия (в 54,8% случаев).

Наиболее посещаемыми сегодня являются семинары по бухгалтерскому учету (рис 6.3).- 29,5% руководителей предприятий посещают их. Второе место занимают семинары по налогообложению - 18,5%, далее следуют технические семинары, по законодательству, по торговле и по видам деятельности предприятия

Среди факторов, препятствующих повышению квалификации кадров на семинарах 33,9% фирм отметили отсутствие денежных средств (Рис 6.4). Другой причиной является нежелание отвлекать сотрудников от работы - 15,5%.

В целом было отмечено, что обучение на семинарах является достаточно эффективным, лишь 13,2% руководителей посчитали время потраченным напрасно.

Руководители молодых предприятий, хотя и меньше посещают семинары, считают обучение более эффективным, нежели средние цифры.

Блок 7. Консультирование

Проведенный опрос показал, что отношение руководителей МП к самой возможности консультироваться со сторонними специалистами по поводу ведения бизнеса, является достаточно сдержанным. К услугам консультантов в настоящее время обращаются лишь 45,6% руководителей МП.

Это является показателем того, что существующий рынок еще не является цивилизованным. Предприниматели привыкли больше полагаться на свой опыт и интуицию. С другой стороны руководители недавно созданных предприятий(1999-2000гг.) привлекают консультантов для ведения дел значительно чаще - 61,2%.

В отношении областей консультации в ответах упоминалось 14 групп различных специалистов-экспертов. Были названы следующие сферы консультационных услуг, используемых в настоящее время: аудит, бухучет, юридические вопросы, налогообложение, маркетинг, поиск делового партнера, бизнес-планирование и менеджмент.

В основном руководители привлекают для ведения бизнеса консультантов по аудиту, бухучету и финансам - 28,3%(39,7% - руководители молодых предприятий), по юридическим услугам - 26,5%(27,9%), по маркетингу, рекламе и продажам - 10,7%(22,1%) ответов (рис.7.1.).

В целом средний руководитель малого предприятия привлекает различных консультантов для помощи в ведении дел 6,55 раз в году.

В ближайшее время наиболее востребованными останутся консультанты по аудиту, бухучету и финансам - 18,78% и по юридическим вопросам - 16,3%. Несколько меньшая потребность в консультантах по налогообложению - 9,3. В то же время 14,7% опрошенных указали на то, что вообще не собираются привлекать консультантов.

Помощь в виде консультаций очень важна для развития большинства МП, поскольку многие из них страдают отсутствием опыта и квалификации, необходимых для успешной конкуренции на рынке, не могут содержать в своем штате высококлассных юристов и аудиторов. Поэтому для обеспечения выживаемости предприятий необходимо достижение доступности консалтинговых услуг для всех МП и механизмов льготного финансирования этих услуг.

Блок 8. Кадры МП

С одной стороны, рынок труда в Челябинской области переполнен безработными, обладающими в большинстве своем огромным невостребованным интеллектуальным потенциалом. С другой стороны, как отмечают руководители предприятий, у большинства российских работников отсутствуют необходимые деловые качества, такие как инициативность, самостоятельность в принятии решений, целеустремленность.

Наибольшая потребность отмечалась в рабочих высокой квалификации - 37,9% ответов, также необходимы бухгалтера и специалисты по продажам - соответственно 26,9% и 22,3%. Не испытывают потребность в рабочей силе 5,1% предпринимателей.

Первый по популярности источник пополнения кадров для владельцев МП - ближайшее окружение (знакомые и родственники) - 43,5%.(рис 8.2.)

При формировании персонала предприятия руководители также используют объявления в газетах - 36,2%.

Через центр занятости и кадровые агентства руководители подбирают персонал соответственно в 31,6% и 30,8% случаев.

Ярмарки вакансий используются руководителями МП достаточно редко.

Основные факторы, которые учитывают руководители МП при приеме на работу таковы (рис 8.3.): квалификация работника - 67,0%, его образование - 50,6%, ответственность - 48,2%, дисциплинированность и исполнительность - 46,2% и опыт работы в подобной фирме - 39,3%.

В целом число работающих на малом предприятии увеличивается. В среднем в текущем году на работу было принято 7,7 человека (среди них 4,93 на постоянную работу), а уволено 5,96 человека (с постоянной работы 3,87).

Но 55,3% руководителей планируют оставить численность занятых без изменений, 32,9% планируют увеличить численность и лишь 4,6% хотят сокращать штат работников.

Блок 9. Финансовые ресурсы МП

Привлечение финансовых ресурсов является одной из важнейших проблем существующих МП. Как показал опрос, дефицит финансовых средств для инвестиций испытывает примерно каждое третье предприятие Челябинска, на недостаток денежных оборотных средств указало каждое второе.

Из общего числа опрошенных предпринимателей лишь 26,1% используют заемные средства для развития своего бизнеса. 73,9% респондентов отметили, что используют собственные возможности, так как привлечь заемные средства достаточно сложно. По выражению основной массы руководителей МП “сегодня можно надеяться только на себя”.

Основная причина непривлечения заемных средств, указанная предпринимателями - неприемлемые процентные ставки - 42,3% ответов. Наиболее целесообразной ставкой для оборотных и основных средств более 30% респондентов указали - 10% годовых. Также причинами, по которым не привлекаются заемные средства, указаны короткий срок кредитования - 19,3% и необходимость залога - 16,4%. Основная масса руководителей(45,9% ответов) хотела бы привлечь заемные средства на срок от 1 до 3-х лет.

Источники привлечения финансовых ресурсов для приобретения основных средств

В ходе опроса было выявлено, что в настоящее время в подавляющем большинстве случаев, МП используют внутренние финансовые ресурсы для приобретения основных средств - это доходы от деятельности предприятий и средства учредителей.

Наиболее часто используемыми источниками привлечения заемных средств для МП являются банковский кредит - 26,3% и друзья, знакомые - 18,6%. Заметное место среди источников финансирования занимают лизинг и кредит предприятий партнеров - по 12% респондентов указали именно это. Далее были выделены кредит фонда поддержки предпринимательства - 9,3% и кредит зарубежных фирм - 6,8%. На государственный кредит надеются лишь 5,9% предпринимателей.

Существующее мнение предпринимателей "о невозможности привлечь финансовые средства" базируется, прежде всего, на отрицательном опыте взаимодействия с банками, при этом не рассматривается и не используется весь спектр возможных технологий. В этом проявляется одна из существенных проблем предприятий малого бизнеса, которая состоит в "узости" взгляда на возможные источники привлечения средств. Здесь в значительной мере сказывается как недостаточная информированность руководителей предприятий о существующих формах государственной поддержки, так и их неверие в успешность тех или иных технологий.

Больше всего возможностей финансирования прорабатывали предприятия консалтинговой сферы. Это, скорее всего, связано с тем, что к данной категории были отнесены аудиторские и юридические фирмы, финансовые компании, т.е. те предприятия, которые по роду своей деятельности больше остальных знают об имеющихся источниках финансирования.

Исходя из вышесказанного, важным направлением государственной поддержки представляется организация информирования МБ о максимально широком спектре предлагаемых условий заимствования финансовых ресурсов. Причем эта поддержка будет эффективна при обеспечении необходимой оперативности в отображении реальной ситуации ввиду динамичных изменений в экономике.

Источники привлечения финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств

Как видно на рис 9.2., банковский кредит является наиболее популярным источником пополнения оборотных средств для предприятий МБ. Средний размер кредита в данном случае составляет 352,5 тысяч рублей.

К сожалению, такая перспективная форма кредитования, как получение займов в фонде поддержки предпринимательства, которую можно рассматривать как развитие на новом, корпоративном уровне идеи “частного” кредита, пока не получила сколько-нибудь существенного распространения - 2,5%.

В то же время при обеспечении правовых условий и разумной поддержке государства, кредитные кооперативы могли бы стать цивилизованной альтернативой банкам в кредитовании малых предприятий, позволяя преодолеть основное ограничение практики “индивидуальных” частных кредиторов - недостаточный в сопоставлении с потребностями предприятий объем предоставляемых средств и недостаточный по длительности срок использования кредита. Развитие кредитных кооперативов могло бы способствовать решению принципиальной задачи в условиях дефицита бюджетных средств - вовлечению в кредитование МБ частных средств на легальной основе.

Как видно из рис 9.3. при привлечении денежных средств возникает ряд трудностей. Предприниматели Челябинской области отметили очень высокие проценты по кредитам - 32,3% ответов и небольшой срок кредитования - 23,5%, также трудности в предоставлении гарантий - 22,0%. На трудности в подготовке необходимых документов указывают лишь 8,0% руководителей МП, т.е. сама по себе бумажная волокита, связанная с получением кредита, не предоставляет большой проблемы.

Как видно из рис 9.4. большинство предпринимателей - 38,5% предпочитают прибыль инвестировать в развитие существующего бизнеса. У 29,6% респондентов прибыли не остается, что говорит о достаточно нестабильном экономическом положении предприятия в целом. Премии работникам и возврат долгов поставщикам находятся на одном уровне - 18,6% и 18,4% соответственно. Аналогичный процент предпочитают вкладывать деньги в развитие инфраструктуры предприятия (18,2%).

С другой стороны 45,5% респондентов хотели бы вкладывать денежные средства в покупку оборудования, 31,6% - в ремонт и модернизацию оборудования (рис 9.5.). Эти цифры говорят о том, что на многих малых предприятиях действующее оборудование находится в очень плачевном состоянии и зачастую нуждается в замене.

Схожая ситуация и с помещениями: 23,9% предпринимателей не могут произвести ремонт помещений вследствие недостатка денежных средств.

В среднем для приобретения оборудования каждому предпринимателю необходимо порядка 930 тыс. руб.

Наибольшее количество средств для приобретения оборудования необходимо руководителям МП г. Миасса - 1196 тыс. руб. и С/Х районов - 1138 тыс. руб., наименьшее г. Чебаркуля - 569 тыс. руб. (рис 9.6)

Обычно кредиты для пополнения оборотных средств предприниматели берут в размере 350 тыс. руб. Разброс по городам Челябинской области указан на рис 9.7. Максимальная сумма, необходимая для пополнения оборотных средств требуется предпринимателям в г. Чебаркуле - 443 тыс. руб., минимальная - в г. Миассе 293 тыс. руб.

Блок 10. Государственная инфраструктура поддержки предпринимательства

Приведенный ниже график отражает роль организаций, в функции которых входит поддержка и содействие развитию малого предпринимательства.

Более 85% предпринимателей хотя бы время от времени обращаются за теми или иными видами поддержки в Администрацию города. При этом обратившиеся оценивают работу администрации на 3,6 балла.

49% руководителей малых предприятий хотя бы раз пользовались возможностями справочно-информационной службы. При этом обратившиеся оценивают оказанную помощь в 3,7 балла.

В территориальную службу занятости обращалось 46,6% предпринимателей. При этом оценили контакт на 3,6 балла.

Около 43% опрошенных регулярно пользуются услугами различных юридических фирм. Данная помощь получила максимальную оценку - 3,99 балла.

С отделом поддержки предпринимательства и лицензирования Комитета экономики поддерживают отношения не более 34% предпринимателей Челябинской области. При этом их работа оценена на 3,5.

В муниципальный фонд поддержки предпринимательства обращалось менее 17% руководителей МП, в общем, они мало довольны оказанной помощью - 2,9 балла.

В бизнес-центр и в Агентство развития обращаются менее 2,5% респондентов.

В отношении других структур, призванных способствовать развитию предпринимательства (Центр муниципального заказа, отдел внешнеэкономической деятельности Администрации Челябинска), предприниматели вообще не высказали свое мнение.

Необходимо отметить, что подавляющая доля предпринимателей, обращающихся за тем или иным видом помощи в организации, в чьи функции входит поддержка малого бизнеса, считает проведенные контакты результативными.

Наиболее эффективной работой администрации считают предприниматели г. Еманжелинска - оценка 4,17 балла. Самая плохая помощь руководителям МП оказывает муниципалитет г. Миасса - 3,32 балла.

По мнению большинства предпринимателей (рис. 10.3.), основные возможности поддержки малого бизнеса лежат в изменении налоговой политики(72,5% ответов), льготном кредитовании(57,3%), упрощении процедуры регистрации(41,5%), упрощение процедуры лицензирования(35,2%), снижение платы за электроэнергию и лицензирование, предоставлении гарантий для получения коммерческих кредитов и более гибкая работа по предоставлению муниципальных помещений

Блок 11. Информационное обеспечение МП

Как показали результаты опроса, предприятиям малого бизнеса необходима информационная поддержка со стороны государства и местных органов власти - об этом заявили 32,2% опрошенных руководителей малых предприятий. Руководителям молодых предприятий она наиболее необходима - об этом указали 48,5% респондентов.

В рейтинге основных видов информации, необходимой МП (Рис 11.1.), информация о налогообложении занимает первое место - 64%. На втором месте была отмечена потребность в нормативно-прававой информации 61,1%. На третьем ценовая по городу и области-54,9%.

Далее руководителей МП примерно в равной мере интересует информация о проводимых выставках и ярмарках, о семинарах и тренингах, оборудовании и технология, ценовая по России- 47,3%, 47%, 40,9% и 41,9% соответственно. Оперативный доступ малых предприятий к такой информации ограничен как из-за недостатка финансовых ресурсов на подключение к коммерческим информационным сетям или приобретения информации на платной основе, так и из-за недостаточной информированности.

Руководителям недавно созданных предприятий(1999-2000гг.) наиболее необходима информация по налогообложению - 67,6% и ценовая по городу и области - 61,8%.

Наибольшую степень не удовлетворенности руководителей предприятий малого бизнеса вызывает информация конкурсах поставок для муниципальных нужд - 91,9%

Около 89% предпринимателей из числа участвовавших в исследовании, проявили свою неудовлетворенность информацией о незадействованном оборудовании.

84,8% предпринимателей считают, что имеющейся информации о сдаваемых офисных и производственных помещениях явно недостаточно.

Около 84% респондентов испытывают потребность в информации о кредитах и инвестиционных учреждениях и условиях предоставления средств.

Информация по предложениям о сотрудничестве не устраивает более 83% предпринимателей.

У руководителей молодых предприятий наиболее неудовлетворенны следующие виды информации: о кредитных и инвестиционных учреждениях и условиях предоставления средств - 91,7%, о сдаваемых офисных или производственных помещениях - 90,9%, о конкурсах поставок для муниципальных нужд - 90,5%.

В целом же необходимо отметить, что информационное поле, в котором остро нуждаются предприниматели, не создано. Создание такого поля должно стать приоритетной задачей местной инфраструктуры развития предпринимательства.

Более 67% руководителей МП в Челябинской области не используют Интернет для ведения бизнеса.

Основные причины, по которым они его не используют (рис. 11.3.): отсутствие средств на данный момент времени - 33,7%, отсутствие компьютеров - 26,7%, отсутствие специалистов - 12,5% и отсутствие понимания по использованию Интернета в собственном бизнесе - 12,0%.

Обычно при пользовании Интернетом предприниматели пользуются электронной почтой - 40,5% ответов и ищут необходимую информацию - 38,8%. Имеют представительство (то есть свой сайт) лишь 14,4%, а ведут торговлю - 5,7% респондентов.

Лишь 40,9% руководителей МП знакомы с возможностями организации торговли через Интернет, 45,2% не знакомы, но хотели бы узнать об этом более подробно и 13,9% респондентам это вообще не интересно.

Вышеуказанные цифры указывают на то, что многие руководители малых предприятий имеют довольно небольшие сведения об Интернете и его больших возможностях.

В основном руководители малых предприятий мужчины - 61,8%, женщины - 38,2%. Большинство не совмещают ведение бизнеса с какой-то другой работой - 83,2%.

Многие руководители малых предприятий работали на промышленных предприятиях - 28,5% и на предприятиях торговли - 23,8%. Лишь 12,2% работали в системе управления и 11,2% - в НИИ или КБ (рис 11.4.)

Руководителями подразделения до начала предпринимательской деятельность были 27,1% респондентов, служащие - специалисты - 26,8%, руководители предприятия - 14,1% (рис. 11.5.).

Как видно из рис. 11.6. половина руководителей имеют высшее техническое образование, 27,1% - среднеспециальное, 18,8% - высшее гуманитарное. Лишь 2,3% имеют ученую степень.

Большинство - 37,7% не получали какую-либо подготовку для ведения бизнеса и даже не пытались; 21% - не обучались, но были попытки обучения, 25,9% обучались на курсах в Челябинске и 14,2% обучались в Москве и других городах. То есть более половины предприятий управляются людьми, не имеющими специальной подготовки для этого.

Резюме и выводы

Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Общей тенденцией состояния предприятий малого бизнеса является развитие всех направлений его деятельности. Наиболее ярко это проявляется в промышленности и строительстве. Тенденции развития рынков, по мнению руководителей, в целом совпадает с тенденциями развития конкретных предприятий.
  2. Число реально действующих предприятий значительно меньше числа зарегистрированных официально. Так в г. Миассе число зарегистрированных предприятий 2086, а число реально действующих, т.е. тех которые отчитались, около 840.
  3. Открыть новое производственное направление готовы 28% предпринимателей при этом 71,1% предпринимателей в качестве причин, по которым они этого не делают, указывают не финансовые проблемы, а отсутствие налоговых льгот, проблемы административного характера и т.д.
  4. При рассмотрении вопросов открытия нового направления предприниматели гораздо большее значение придают постановке технологического процесса - 26,9% и возможности получения кредита 24%, нежели изучению потребностей рынка. Последнее подтверждает мнение предпринимателей, что практически все рынки находятся в развитии.
  5. В настоящее время лишь 26,1% предпринимателей использует заемные средства в своем бизнесе. Привлекаемые для развития бизнеса денежные средства в большей своей части расходуются на пополнение оборотных средств - 57% и лишь 43% средств предназначается для покупки оборудования.
  6. Наиболее распространенной формой привлечения средств, малыми предприятиями, является получение частного кредита. Около трети привлекаемых основных средств - 30,5% и почти половина оборотных - 49,1% являются займами знакомых и предприятий-партнеров. Банковский кредит является вторым по распространенности - для приобретения основных средств этот источник использует 26,3% МП, для пополнения оборотных средств - 35,2% МП.
  7. Средний объем привлекаемых средств одним предприятием для пополнения оборотных средств находится в пределах 350 тыс. рублей. Годовой объем привлекаемых средств в Челябинской области оценивается примерно в 820 млн. рублей. Такие объемы прямой поддержки МП бюджету области сегодня недоступны.
  8. Для регистрации предприятия руководителям в среднем пришлось посетить 5,7 инстанций, затратив при это сумму порядка 4 тыс. руб. По времени этот процесс занял около 40 дней. Основные проблемы, с которыми сталкивались руководители МП при регистрации предприятия таковы: необоснованно длительные процедуры регистрации - 28,7% и волокита, бюрократизм чиновников - 28,5%.
  9. При лицензировании предприниматели посещали 5,25 инстанций, при этом затраты оказались 5,97 тыс. руб., наиболее новым предприятиям (созданным в 1999-2000 гг.) пришлось посетить больше инстанций - 6,1, затратив при этом около 6,9 тыс. руб. Длительность лицензирования составила 39 дней, новым предприятиям - 54 дня.
  10. В среднем какие-либо проверяющие органы каждое предприятие проверяют 2,2 раза в месяц. Наиболее часто проверяют следующие проверяющие органы: пожарный надзор, налоговая инспекция, санэпиднадзор.
  11. 84,6% руководителей малых предприятий считают законодательство в сфере развития малого предпринимательства несовершенным. Наиболее совершенным законодательство считают предприниматели в г. Еманжелинске - 44,1%.Среди тех, кто считает законодательство несовершенным 65,0% указывают на несовершенство налогообложения, 36,8% - на несовершенство бухучета и отчетности, 32,0% на несовершенство лицензирования
  12. Вследствие ограниченной информированности, руководители МП рассматривают лишь часть источников финансирования из имеющихся, что говорит о необходимости создания системы оперативного информирования малых предприятий о существующих условиях кредитования.
  13. Система подбора персонала на МП характеризуется гипертрофированностью роли личных связей и отношений (40,1%). На отсутствие потребности в персонале указали лишь 5,1% руководителей малого бизнеса. Наиболее востребованные специалисты - рабочие высокой квалификации - 37,9% и бухгалтера - 26,9%.
  14. Уровень экономического образования руководителей предприятий малого бизнеса часто не соответствует требованиям рынка. Руководители всех сфер малого бизнеса либо посещают - 51,9%, либо планируют посещать семинары - 63,9%. В 20% случаев руководители вообще не занимаются обучением сотрудников. Причинами, сдерживающими посещение семинаров, являются: отсутствие денежных средств, занятость персонала, отсутствие информации о существующих возможностях для обучения.
  15. Необходимо повышение возможности доступа к консалтинговым услугам для МП, особенно для вновь созданных, и механизмов льготной оплаты их стоимости. Только 45,6% руководителей МП Челябинской области прибегают к помощи профессиональных консультантов для ведения бизнеса. Такая сдержанность обуславливается высокой стоимостью услуг консультантов, ограниченностью финансовых средств МП и неразвитостью системы поддержки МП, обеспечивающей им льготные условия доступа к услугам профессиональных консультантов.
  16. Лишь 86% предпринимателей обратились за последний год за какой-либо помощью к структурам поддержки предпринимательства, что свидетельствует о неразвитости партнерских отношений между предпринимателями и государственной инфраструктурой поддержки МБ.
  17. Для развития малого бизнеса необходима его поддержка со стороны административных структур. Наиболее эффективными, по мнению предпринимателей, являются следующие формы поддержки малого бизнеса: изменения в налоговой политике, льготное кредитование и обучение, информационное обеспечение, предоставление гарантий для получения коммерческих кредитов и открытая работа с муниципальными заказами и предоставлением муниципальных помещений. Необходимо льготное обучение предпринимателей в первые 2 года их деятельности.
  18. Результаты исследования необходимо учесть при разработке муниципальной программы развития и поддержки предпринимательства в Челябинской области, и в частности в гг. Челябинске, Миассе, Чебаркуле, Еманжелинске и поселках городского типа - Аргаяш, Еткуль и пос. Октябрьский.
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости