Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Методические рекомендации по созданию бизнес-инкубаторов

2009 год

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

1. Определение специализации бизнес-инкубатора:

Для эффективной работы бизнес-инкубатора необходимо определить его специализацию. Специализация бизнес-инкубатора должна соответствовать целям развития региона. Наиболее четко цели развития региона прописываются в стратегии развития региона (области, края, муниципального образования, моногорода и т.д.)

Необходимо оценить характер имеющихся ресурсов в регионе и сложившиеся различные особенности: структура населения, специализация занятий населения, наличие специалистов-инженеров, наличие и отраслевая принадлежность предприятий (включая и прекративших свою деятельность), наличие различных учебных заведений и т.д. После чего делается вывод о характере и наличии потенциала, который может быть востребован в настоящее время.

Сопоставляя актуальные ресурсы региона, а также определив слабое звено в отраслевой структуре, но необходимое для развития, согласно стратегии развития региона определяется специализация инкубатора (инновационный в сфере IT, производственный в сфере лесопереработки, бытовой сервис и т.д.).

Определив специализацию бизнес-инкубатора, необходимо выбрать его месторасположение. При этом целесообразно размещать инкубатор в менее развитых зонах, где имеет место низкая занятость населения или учитывать фактор наличия ресурсов (промзона, наличие древесины или др. сырья). Для моногородов имеет смысл размещать бизнес-инкубатор на территории градообразующего предприятия. Однако этот фактор не всегда представляется возможным учесть.

При выборе здания необходимо учитывать, что Методика определения арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности, утвержденная в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании учитывает географическое расположение объекта.

2. Определение площади и оборудования, необходимого инкубатору.

Для обеспечения возможности осуществления софинансирования из федерального бюджета при определении площади и спецификации необходимого оборудования желательно учитывать следующие требования Минэкономразвития РФ, установленные Приложением №1 к Приказу №59 о 16.02.10 г. «Порядок проведения конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв. м (в отдельных случаях возможны исключения), при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85% от полезной площади бизнес-инкубатора, а оставшаяся часть площади может использоваться исключительно в целях, указанных в пункте 9.1.6 настоящего Порядка. При этом под полезной площадью бизнес-инкубатора понимается общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора, за исключением площади подвальных и технических помещений, которые не могут быть использованы в соответствии с целевым назначением бизнес-инкубатора.

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

- наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

-наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;

- наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

- наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;

- наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора;

- наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

3. Определение конкретного участка или здания.

Решение о выделении конкретного объекта необходимо. Для этого проводятся соответствующие мероприятия по обеспечению резервирования этого объекта. Как результат должен быть выпущен соответствующий документ - решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

4. Определение источников финансирования.

Источниками финансирования могут быть: местный бюджет, региональный федеральный, частные инвестиции. Возможности федеральных и региональных программ софинансирования позволяют значительно снизить затраты местного бюджета по созданию инкубатора. Необходимо также учитывать возможности и намерения участия в создании инкубатора частных инвесторов. Отсюда формируются схема и источники финансирования.

5. Определение организационно-правовой формы.

В результате проведенного анализа существующих организационно-правовых форм организаций была составлена таблица возможностей финансирования текущей деятельности из разных источников:

Таким образом, существует только 2-е организационно-правовые формы, в которых предусмотрено финансирование из муниципального/областного бюджета: МУ или ГУ. А так как важным требованием софинансирования при создании БИ, является обязательство по его функционированию в течение не менее 10 лет (фактически финансированию деятельности) - то и выбор ограничивается этими двумя организациями.

При создании Муниципального учреждения софинансирование из областного бюджета возможно в виде целевой программы - по подобию программы Минэкономразвития РФ.

Влияние на организацию можно будет оказывать в рамках соглашения о создании БИ и с помощью Совета организации.

6. Утверждение концепции и закрепление участка (включая здание, если есть) на уровне местной власти.

Окончательным фактом закрепления объекта является свидетельство о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности объекта, для нового строительства – правоустанавливающие документы на земельный участок – решение о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешение на строительство, а также документ о том, что объект после ввода в эксплуатацию будет оформлен в соответствующую собственность.

Результатом вышеприведенного работы должна стать концепция создаваемого бизнес-инкубатора. Эта концепция должна быть утверждена соответствующим органом власти. Желательно разработать бизнес-план деятельности инкубатора.

7. Разработка проектно-сметной документации.

Перед проектированием выполняется техническое обследование базового объекта.

Результат: справка о техническом состоянии здания, на базе которого предполагается создать объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Проект разрабатывается с учетом специализации бизнес-инкубатора и рекомендаций Минэкономразвития (приведены ранее).

Желательно предусмотреть в проектно-сметных документах оборудование инкубатора необходимыми ресурсами в соответствии со специализацией.

Результат: проект со сметной документацией.

8. Экспертиза и утверждение проектно-сметной документации.

Проект со сметной документацией обязательно направляется на государственную экспертизу в установленном порядке. Результатом экспертизы является выпуск следующих документов:

- Документ об утверждении проектной (сметной) документации (издается государственным заказчиком - застройщиком) строительства (реконструкции, технического перевооружения), капитального ремонта объекта и т.п.

- Положительное заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации (для иных случаев - для объектов, предусматривающих текущий ремонт и закупку оргтехники, мебели, или закупку оргтехники, мебели - проведение государственной экспертизы сметной стоимости ФГУ «Главное управление Госэкспертизы»)

- Положительное заключение о достоверности сметной стоимости (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»), за исключением объектов капитального строительства (в т.ч. капитального ремонта), по которым государственная экспертиза проектной документации подготовлена до 1 января 2010 г.

9. Выделение финансирования на создание бизнес-инкубатора в бюджете.

Результат: внесение отдельной строкой в бюджет или в программу в составе бюджета или обязательство о включении в бюджет финансирования объекта. Результирующий документ: Справка о включении средств на финансирование мероприятия/мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет (при необходимости) на 2010 год, подписанная руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (обязательство о включении в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет (при необходимости) на 2010 год средств, в случае признания победителем).

10. Подготовка заявки в Минэкономразвития РФ для получения софинансирования на создание бизнес-инкубатора.

Документы, представляемые на Конкурс:

1. Заявление на участие в Конкурсе, подписанное руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Пояснительная записка.

Требования к содержанию пояснительных записок:

- Основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, сложившиеся в 2008 и 2009 годах. Оценка влияния последствий экономического кризиса на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе. Оценка влияния региональной и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства на минимизацию последствий экономического кризиса в 2009 году (основные цифры, показатели).

- Обоснование выбора предлагаемого решения. Ожидаемые результаты реализации мероприятия (краткосрочные, долгосрочные).

- Обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, в том числе:

  • общий анализ ситуации;
  • распределение безработных и работников, находящихся под угрозой массового увольнения по градообразующим организациям (муниципалитетам) и моногородам.
  • оценка влияния его реализации на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, в том числе:
    • оценка количества вновь создаваемых субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • оценка количества вновь создаваемых рабочих мест на субъектах малого и среднего предпринимательства.

Требования к оформлению пояснительной записки.

  1. Объем - не более 7 страниц формата A4.
  2. Объем приложений - не более 5 страниц.
  3. Шрифт - Times New Roman 12, пробел - 1,5, поля - 2 см.

3. Документ, определяющий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

4. Справка о включении средств на финансирование мероприятия/мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет (при необходимости) на 2010 год, подписанная руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (обязательство о включении в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет (при необходимости) на 2010 год средств, в случае признания победителем).

5. Паспорт мероприятия, подписанный руководителем уполномоченного органа (по каждому проекту в рамках мероприятия по созданию и развитию бизнес-инкубаторов и мероприятия по реализации иных мероприятий).

6. График перечисления субсидий.

7. Справка о фактическом исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за 2008 год и за 2009 год (отдельно), а также справка о планируемых расходах на 2010 год отдельно по мероприятиям (проектам в составе мероприятий) государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (без учета субсидий и субвенций федерального бюджета, подписанная руководителем уполномоченного органа).

8. Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности объекта, для нового строительства – копия правоустанавливающих документов на земельный участок – решение о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешение на строительство, а также документ о том, что объект после ввода в эксплуатацию будет оформлен в соответствующую собственность;

9. Копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации (для иных случаев - для объектов, предусматривающих текущий ремонт и закупку оргтехники, мебели, или закупку оргтехники, мебели - проведение государственной экспертизы сметной стоимости ФГУ «Главное управление Госэкспертизы»);

10. Копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»), за исключением объектов капитального строительства (в т.ч. капитального ремонта), по которым государственная экспертиза проектной документации подготовлена до 1 января 2010 г.;

11. Копия документа об утверждении проектной (сметной) документации (издается государственным заказчиком (застройщиком) строительства (реконструкции, технического перевооружения), капитального ремонта объекта) и т.п.;

12. Копия документа, определяющего застройщика, а также лицензия на осуществление этих функций. В случае, если функции застройщика выполняются открытыми акционерными обществами представляется договор об оформлении доли Российской Федерации в уставном капитале в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации);

13. Копия сводного сметного расчета;

14. Копия локальной сметы на закупку материально-технических ресурсов;

15. Справка о техническом состоянии здания, на базе которого предполагается создать объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

16. Паспорт инвестиционного проекта (форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 13 октября 2008 г. № 328);

17. Исходные данные для расчета интегральной оценки, включая количественные показатели (показатель) планируемых результатов реализации инвестиционного проекта и расчет интегральной оценки, проведенный субъектом Российской Федерации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 февраля 2009 г. № 58;

11. Подписание соглашения с Минэкономразвития РФ о софинансировании создания инкубатора.

12. Организация строительства и закупка оборудования.

- Подготовка и проведение государственных(муниципальных) закупок (конкурсов, аукционов) услуг по строительству, оборудованию инкубатора.

- Контроль за ходом строительных работ.

13. Подготовка пакета юридической документации для деятельности бизнес-инкубатора.

  1. Устав муниципального учреждения «бизнес-инкубатор».
  2. Порядок отбора субъектов МСП для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе.
  3. Стратегический план развития бизнес-инкубатора с учетом стратегии развития субъекта Российской Федерации.
  4. Критерии оценки результативности деятельности бизнес-инкубатора.
  5. Квалификационные требования к руководителю бизнес-инкубатора.
  6. Порядок управления деятельностью бизнес-инкубатора.
  7. Должностные инструкции персонала бизнес-инкубатора (руководителя, главного бухгалтера, бухгалтера-кассира, экономиста, инженера-программиста, юрисконсульта, специалиста по развитию, специалиста по работе с резидентами).

14. Основные требования к содержанию документов

  1. Устав муниципального учреждения «бизнес-инкубатор» должен состоять из следующих разделов:
    • Общие положения
    • Цели и предмет деятельности
    • Имущество и финансовые средства
    • Организация деятельности
    • Управление организацией
    • Реорганизация и ликвидация
    • Порядок внесения изменений в Устав.
  2. Порядок отбора субъектов МСП для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе должен включать:
    • Общие положения
    • Положения о конкурсной комиссии
    • Основания и порядок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора субъектам малого предпринимательства
    • Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе
    • Порядок проведения конкурса
    • Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора
    • Основным критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора
    • Порядок определения ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе
  3. Стратегический план развития бизнес-инкубатора должен быть составлен с учетом стратегии развития региона, учитывать особенности района и антикризисных мероприятий, возможности привлечения областных и федеральных ресурсов для развития инкубатора.
  4. Квалификационные требования к руководителю бизнес-инкубатора должны быть разработаны в соответствии с требованиями Минэкономразвития РФ, направленностью деятельности инкубатора, особенностями местоположения.
  5. Порядок управления деятельностью бизнес-инкубатора, должен предусматривать: функциональную схему инкубатора, основные положения о взаимосвязи инкубатора и вышестоящих организаций.
  6. Должностные инструкции персонала бизнес-инкубатора должны быть разработаны для следующих сотрудников: руководителя, главного бухгалтера, бухгалтера-кассира, экономиста, инженера-программиста, юрисконсульта, специалиста по развитию, специалиста по работе с резидентами.

Вся документация должна быть разработана в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством региона, Стратегией развития региона, муниципальным и районным законодательством, рекомендациями Минэкономразвития РФ.

15. Создание юридического лица - управляющей компании (регистрация юридического лица) – в соответствии с законодательством РФ.

- Регистрация организации с оформлением всех регистрирующих документов и открытием счетов в банке;

- Назначение руководителя организации;

- Подбор штат организации.

16. Передача в управление имущества бизнес-инкубатора созданной управляющей организации.

17. Финансирование текущей деятельности. Включение в бюджет статьи расходов на содержание бизнес-инкубатора.

Наиболее оптимально включить данные расходы в состав программы поддержки предпринимательства. Для возможности участия в программах софинансирования Минэкономразвития по мероприятию – развитие процессов инкубирования.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости