Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Влияние «факторов восприятия» на желание населения иметь свой собственный бизнес

Файлы

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет социологии
Кафедра экономической социологии

Учаева Екатерина Александровна
Выпускная квалификационная работа

Москва 2010

Научный руководитель д.э.н. Чепуренко Александр Юльевич

Оглавление

Введение
Подходы к изучению предпринимательского поведения
Факторы восприятия
Методологический блок
Цели и задачи исследования
Описание эмпирической базы
Основные понятия
Задачи исследования
Основные гипотезы исследования
Описание выборки
Описание портрета потенциального предпринимателя
Роль «факторов восприятия» в формировании желания иметь собственный бизнес
Описание переменных
Результаты регрессионного анализа
Рейтинг предпринимательской привлекательности субъектов РФ
Основные выводы исследования
Заключение
Библиография
Приложение

Введение

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из показателей экономического прогресса любой рыночной экономики, а в переходных обществах - успешности рыночных реформ. Именно малые и средние фирмы с устойчивым темпом прироста создают условия для инновационного развития экономики. Публикация Золтана Акса «The Changing Structure of the U.S. Economy: Lessons from the Steel Industry» (Acs, 1984), опубликованная в 1984 году, разрушила стереотипное представление о малых фирмах как «низкоэффективных копиях больших корпораций». Акс взглянул на малый бизнес совершенно по-другому, присвоив малым фирмам статус «агентов изменений» и двигателей прогресса.

Однако в России, по данным на 2006 год, из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляли всего 44 %, что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран . При этом для России с учетом высокой численности населения, образовательного уровня и других факторов реализация предпринимательского потенциала могла бы способствовать созданию стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства (Тихонова, Чепуренко, 2004). При этом если учесть, что в 2006 году ко взрослому населению страны относилось 76,5 млн. человек, то потенциал развития малого предпринимательства уже в то время составлял 7 млн. человек, что в 2,5 раза выше общего числа действующих малых предприятия и индивидуальных предпринимателей1.

При этом государством предпринимаются далеко не все меры, способствующие превращению потенциальных предпринимателей во владельцев нового бизнеса, в то время как успешная реализация программ, направленных на раскрытие предпринимательского потенциала российского общества, могла бы изменить лицо российской экономики.

Ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в России еще больше ухудшилась по причине мирового финансового кризиса, произошедшего в 2008 году:

пошатнулась экономика страны в целом, многие малые, средние и крупные предприятия либо понесли существенные потери, либо обанкротились. Очевидно, что стремление людей заниматься предпринимательской деятельностью с целью реализации возможностей (opportunity driven entrepreneurship) в столь неблагоприятный период времени существенно снизилось. Т. Алимова на базе «Глобального мониторинга предпринимательства» (Алимова, 2010) выявила, что к лету 2009 года значительно ухудшился предпринимательский климат в стране, о чем свидетельствовали оценки всех предпринимателей, независимо от стадии развития бизнеса. Среди непредпринимателей также произошел рост «негативизма» (баланс оценок составил -20, 7% и -43,3% в 2008 и 2009 годах соответственно).

С другой стороны, увольнение работников на предприятиях, которые произошли вследствие сокращения оборотов производства, имеет и другой эффект - побуждает население выбирать альтернативные формы занятости (necessity driven entrepreneurship). Таким образом, малое предпринимательство позволяет компенсировать недостаток дохода вследствие потери основного заработка и поддерживать прежний уровень жизни при росте потребительских цен (Габелко, 2010).

В данном случае исследовательский интерес вызывает то, каким способом возможно увеличение предпринимательского потенциала населения в послекризисный период, а также его непосредственная реализация, сопровождающаяся переходом от дилеммы «Быть или не быть предпринимателем?» к стадии старт-апа2.

Однако на готовность к открытию собственного дела влияют не только макроэкономические факторы, как это принято в экономической теории, но и целый ряд моментов, связанных с восприятием условий, возможностей и наличных предпосылок (субъективно-психологических).

Анализ мотивации к открытию собственного бизнеса, а также ее различий по разным основаниям, позволяет выявить как наличие макроинституциональных ограничений, так и возможности развития предпринимательства. В частности, на основе рассмотрении региональных различий в уровне готовности к открытию собственного дела можно прогнозировать динамику развития предпринимательства в соответствующих регионах, а также предлагать меры, способствующие улучшению восприятия условий для развития предпринимательства.


1 Доклад Германа Грефа «Малое предпринимательство в Российской Федерации: общая характеристика, основные тенденции развития», 2006 г.

1 Старт-ап (Start Up)- стадия старта, становления бизнеса, «этап, на котором начинаются переговоры с намеченными на стадии посева потенциальными поставщиками, проходит набор персонала, более четко выделяется спектр возможных заказчиков и клиентов, ведется доработка бизнес-плана, проводится тщательный маркетинг» (Чепуренко, 2007).

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости