Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Эффективность программ поддержки малого предпринимательства

Файлы

В.Б. Тореев, О.Е. Вороновская

2002

В экономически развитых странах большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий (МСП) как одного из важнейших секторов экономики, в котором занято более половины трудоспособного населения и производится большая часть ВВП. Там разработаны и реализуются разнообразные программы государственной поддержки этого сектора экономики и системы оценки эффективности реализации этих программ.

В российской экономике до сих пор главенствуют тенденции, сложившиеся еще при плановой экономике, основой которой было массовое производство. На пути развития российского малого предпринимательства встречается множество препятствий. Рост количества малых предприятий практически прекратился, соответственно мал вклад малого бизнеса в производство российского ВВП (порядка 7%). Преодолеть наметившиеся далеко не радостные тенденции можно только при наличии эффективной системы государственной поддержки МСП. Если объемы и эффективность поддержки предприятий в России крайне малы, то подходы к оценке эффективности программ поддержки разработаны и применяются. Оценке эффективности программ поддержки МСП на Западе и в России посвящена настоящая статья.

В экономически развитых странах большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор экономики. Рыночная экономика, строительство которой осуществляется в последние 10 лет в России, предполагает сосуществование и взаимодействие предприятий различного типа и масштаба. Крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, используя возможности массового производства, средние предприятия удовлетворяют достаточно устойчивые тенденции спроса, малые же предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. В развитых странах малый бизнес вносит далеко не малый вклад в экономическое развитие, производя около половины ВВП, свыше 50% добавленной стоимости и обеспечивая занятость 50-70% трудоспособного населения.

В США эффективно функционируют 25 млн малых и средних предприятий, что составляет 99,6% общего числа предприятий1. В них работает 2/3 всех американских рабочих (или около половины трудоспособного населения) и производится более 50%. Малые американские предприятия осваивают вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы, и представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности.

В других развитых странах наблюдается аналогичная картина. Так, в Германии, Канаде, Великобритании, Испании, Италии доля малых и средних предприятий (МСП) в промышленном производстве составляет 60-70%. Особенно выделяется в этом отношении Германия. Только за минувшее десятилетие число малых и средних фирм здесь возросло и составило порядка 2 млн, на их долю приходится около 75% стоимости всей производственной продукции. В табл. 1 приведены сравнительные характеристики структуры предприятий развитых европейских стран и России.

Малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность. Они способны смягчать последствия структурных изменений быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка, вносить существенный вклад в региональное развитие, генерировать и использовать технические и организационные нововведения. Вместе с тем в силу объективно менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными, малые предприятия характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.

Таблица 1

Показатели развития сектора МСП в развитых странах Европы и в России2
СтранаТип предприятийДоля предприятий
(% от общего числа)
Доля работающих
(% от общего числа)
Доля в ВВП (%)
РоссияМСП
крупные
10,5
89,5
12,5
87,5
8,0
92,0
ВеликобританияМСП
крупные
99,8
0,2
59,0
41,0
56,3
46,7
ГерманияМСП
крупные
99,6
0,4
57,0
43,0
50,0
50,0
ФранцияМСП
крупные
99,8
0,2
66,0
34,0
62,0
38,0
ИталияМСП
крупные
99,9
0,1
80,0
20,0
76,2
23,8
Европейский союзМСП
крупные
99,8
0,2
66,0
34,0
-
-

Одним из основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, является отсутствие реальной возможности найти финансирование. Получить банковский кредит очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по гарантиям возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой доля недвижимости, которая могла бы служить залогом возврата кредита, оказывается минимальной, также усложняет поиск сторонних источников финансирования. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентировании на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

Практика поддержки малого предпринимательства развитых стран в финансовой сфере связана с созданием условий для удешевления кредитов, направляемых на развитие малого предпринимательства, содействием вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий, формированием группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, работающих с малыми предприятиями.


1 По данным, приведенным в докладе заместителя руководителя Управления по делам малого бизнеса (SBA) Джеймса Уилфонга. Вашингтон, 2000.

2 По днным, опубликованным в докладе Координационной группы по операционной деятельности ЕЭК, 1999 г. и (Агурбаш, 2000).

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости