Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Итоги октябрьского мониторинга состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса

Файлы

ОПОРА РОССИИ совместно с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн представляет итоги октябрьского мониторинга, посвященного изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в России.

Напомним, в течение 2009-2010 года руководители и/или владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно, в рамках кризисного мониторинга ОПОРЫ, отвечали на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.

По сравнению с январем 2009 года в целом наблюдается ряд положительных тенденций улучшения условий и состояния малого и среднего бизнеса в России. 35% респондентов ощущают себя лучше, чем год назад (в начале 2009 года положительно оценивали уровень своего бизнеса 28%). Значительно сократилось количество предприятий, строивших негативные прогнозы бизнеса: 22% против 48% (в январе 2009 года).

Финансовые ресурсы продолжают становиться более доступными. В январе 2009 года привлечь деньги для бизнеса было просто для 8% респондентов, в октябре 2010 года – уже для 30%. Примерно 20% респондентов отмечают ухудшение ситуации за последние три месяца (в январе 2009 года это отмечали около 75% респондентов). Позитивные изменения также наблюдаются и в динамике ставок по кредитам: почти половина респондентов отмечают понижение ставок за год (в январе 2009 года – 1,4%).

Спрос на продукцию с января 2009 года практически не претерпел изменений, однако количество предприятий, отмечающих снижение спроса, сократилось на 11 %.

Ситуация на рынке труда стала более напряженной, на сегодняшний день найти подходящие кадры стало сложнее для 65% респондентов, чем в январе 2009 года (46%).

Ситуация с поиском недвижимости в целом не изменилась по сравнению с январем 2009 года, но несколько ухудшилась по сравнению с началом 2010 года.

Общий объем просроченных платежей со стороны покупателей продолжает снижаться. Более 60 % респондентов указывают на незначительный размер задолженности.

Помимо этого, объем просроченных платежей со стороны компаний на сегодняшний день, тоже сократился (21%) по сравнению с началом 2009 года. При этом сокращается и объем задолженностей по всем направлениям, за исключением задолженностей по налогам (19%).

Уровень конкуренции среди компаний практически не меняется.

Административное давление: примерно 18% респондентов отмечают уменьшение количества проверок (в январе 2009 года – всего лишь 8%). С 40% до 60% с января 2009 года увеличилось количество предприятий, утверждающих, что неформальных платежей нет.

Наблюдается усиление давления со стороны налоговых органов (в конце 2008 года 7% респондентов испытывали давление, в октябре 2010 года 11%). При этом 5% респондентов отмечают увеличение случаев противоправных действий налоговиков (в январе 2009 года – всего лишь 1,5%).

Ситуация с рейдерскими захватами и давлением со стороны криминала фактически не изменилась с января 2009 года.

С 15% до 10% с января 2009 года уменьшилось количество предприятий, фиксирующих случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов. Вместе с тем, эти предприятия отмечают усиление давления на бизнес (5% в январе 2009 года, 6% в октябре 2010 года).

Основными проблемами малый и средний бизнес по-прежнему считает спад спроса на продукцию и дефицит финансов, а также повышение тарифов на коммунальные услуги.

Кадровый вопрос: почти в 4 раза по сравнению с январем 2009 года увеличилось количество утверждений о серьезных проблемах с поиском квалифицированного персонала.

Наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом антикризисными мерами со стороны Правительства РФ по-прежнему являются «замораживание» тарифов, кредитование, а также налоговые каникулы.

Среди антикризисных мер, которые применили сами компании для выхода из кризиса, наиболее эффективными оказались сокращение издержек, ценовая политика и сокращение штата сотрудников.