Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Аналитическая справка «Проблемы и перспективы становления института саморегулирования»

Файлы

Информационно-аналитический отдел ОПОРЫ РОССИИ

Москва, март 2010

Саморегулирование в России имеет более чем десятилетнюю историю (например, управляющие компании профессиональных участников рынка ценных бумаг, нотариальные и адвокатские палаты, объединения арбитражных управляющих осуществляют свою деятельность как СРО).

Институт отраслевых объединений к саморегулированию резко повысился с принятием базового закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Новый институт саморегулирования в России предусматривает передачу ряда регулирующих функций саморегулируемым организациям, разработку своих собственных правил игры на рынке.

НП «ОПОРА» и ОПОРА РОССИИ (далее – ОПОРА) еще на стадии разработки законопроекта поддерживала принятие закона о СРО. Это важный и серьезный шаг в развитии ответственности бизнеса перед потребителями, освобождении его от административного давления и ограниченной конкуренции.

Вместе с тем, ход реализации закона о СРО выявил несколько негативных тенденций.

Первое. Прекрасная идея и принятый закон о СРО (315-ФЗ) на текущий момент переросли в противостояние между бизнесом и чиновниками и фактически превратили идею саморегулирования в механизм ограничения конкуренции и допуска к работам только угодных компаний.

Уже в 2009 году практически во всех регионах стали создаваться СРО не только предпринимательскими отраслевыми объединениями, но и чиновниками. Из регионов идут жалобы на попытки региональных властей создать и лоббировать только свои, местные СРО, которые по сути превращаются в филиалы административно-бюрократической системы.

Данные СРО устанавливают необоснованно высокие вступительные и членские взносы. Наблюдаются постоянные попытки «подмять под себя» максимальное количество предприятий, сделать членство в этих СРО обязательными для всех участников рынка. Особенно критична ситуация в строительной отрасли, где с января 2010 года с рынка исчезают многочисленные строительные компании.

Вместе с тем, по закону 315-ФЗ СРО – это объединение предпринимательских и профессиональных организаций, но никак не инициатива и создание СРО органами власти!

Все это в перспективе приведет к тому, что «карманные» СРО станут теми же контрольно-надзорными органами, собирающими дань с членов СРО.

Такое «саморегулирование» не нужно ни гражданам, ни экономике и смертельно опасно для любой отрасли. Правила игры должны быть одинаковыми и обязательными для всех, понятными и выполнимыми, то есть конкурентными.

Необходимое решение в данной ситуации – ревизия законности создания и работы СРО с целью изгнать с рынка «карманные» и фиктивные СРО.

Второе. С 1 января 2010 года вступили в законную силу поправки в Градостроительный комплекс РФ, внесенные на основании Федерального закона №148-ФЗ1, в соответствии с которым допуск практически ко всем видам работ в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях будет осуществляться только на основе членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемых организациях (СРО), а действие всех выданных лицензий на эту деятельность прекращается.

На основании данного закона Минрегионом России 9 декабря 2008 г. издан приказ №274, который утвердил Перечень видов работ, попадающих в зону ответственности СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Однако в данный перечень попали и не относящиеся к указанным сферам виды работ. Допуск к таким работам через членство в СРО никак не отразится на качестве работ и приведет лишь к изъятию значительных сумм из оборота малых и средних компаний в пользу строительных саморегулируемых организаций.

Перечень разработан с целью определения тех видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, и, соответственно допуск к ним приобретается через членство в СРО. Однако в Перечне содержится ряд видов работ, которые не влияют на безопасность зданий и сооружений при строительстве объектов.

Необходимо отметить, что некоторые виды работ Перечня ранее были в составе лицензируемых видов деятельности, а некоторые работы вовсе не лицензировались. Более того, некоторые виды работ не относятся к строительной сфере.

В итоге возникла угроза вытеснения в 2010 году с рынка большого количества малых и средних предприятий.

Учитывая сложившуюся ситуацию для МСП 27 октября 2009 г. в ОПОРЕ было проведено совещание, освященное проблемам предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в отдельных отраслях, связанных с переходом от лицензирования к допуску к отдельным видам работ через членство в СРО. В совещании приняли участие представители Минэкономразвития России, МЧС России, ФАС России, Минрегиона России, Ростехнадзора, а также представители отраслевых объединений.

29 октября 2009 года ОПОРА обратилась к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову с просьбой дать поручение Министерству регионального развития России совместно с бизнес-сообществом разработать и внести изменения в Приказ «274 по исключению видов работ, не относящихся к строительной сфере и не влияющих на безопасность при строительстве зданий и сооружений.

20 ноября 2009 года Правительство РФ дало поручение Минрегиону России оптимизировать Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение функций генеральных подрядчиков на выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительно-монтажных работ.

27 ноября 2009 года ФАС России возбудила дело в отношении Минрегиона России о нарушении антимонопольного законодательства в связи с изданием приказа №274. По мнению ФАС, в целях защиты интересов представителей МСП необходимо сохранить в Перечне только те работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу лиц. А работы, которые несут потребительские риски, а также работы, подлежащие иным формам контроля, должны быть исключены из перечня.

21 декабря 2009 года ОПОРА обратилась к Заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку с просьбой принять меры по исполнению поручений, данных Минрегиону России по сокращению перечня видов работ.

При участии Министерства экономического развития России, ФАС России и ОПОРЫ Перечень видов работ был существенно сокращен и согласован на совещании у Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака в последних числах декабря 2009 г.

Однако 14 января 2010 года на сайте Министерства регионального развития РФ был опубликован Перчень видов работ, резко отличающийся от согласованной редакции и практически повторяющий свою первоначальную редакцию. То есть Перечень практически не подвергся корректировке.

19 января 2010 года ОПОРА обратилась к Дмитрию Козаку с просьбой срочно обратить внимание на ситуацию с документом, направленным в Минюст для регистрации. На недопустимость такого рода действий обратила внимание Федеральная антимонопольная служба России. В итоге Минюст России не зарегистрировал приказ и вернул разработчику.

29 января 2010 года Президент ОПОРЫ России Сергей Борисов и председатель Комиссии ОПОРЫ России по ЖКХ и строительству Евгений Шлеменков приняли участие в заседании под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака. Один из главных вопросов совещания – корректировка Перечня. На совещании отмечалось, что сложившаяся ситуация привела к массовой остановке деятельности в стране огромного количества малых предприятий, виды работ которых были включены в Перечень.

По итогам заседания разногласия были устранены и Минрегион РФ подготовил приказ №624, согласно которому на большую часть работ, выполняющихся на объектах промышленно-гражданского строительства по подряду и субподряду, допуск через членство в СРО не нужен. Более половины субъектов МСП выведены из обязательного регулирования через СРО.

К сожалению, под сферой действия приказа №624 несправедливо остались некоторые виды работ, которые не влияют на безопасность зданий и сооружений при строительстве объектов.

Назрела необходимость в проведении экспертизы всех видов работ в Перечне. В этих целях предлагается создать Рабочую группу из экспертов Ростехнадзора, Минприроды, Минрегиона, Минэкономразвития, ФАС и ОПОРЫ. Необходимо изучить каждый вид работ в Перечне на предмет целесообразности включения в Перечень, а результаты использовать для корректировки Перечня, если потребуется.

По имеющимся сведениям, приказ №624 еще не зарегистрирован в Минюсте России и сейчас проходит процедуру согласования в министерствах.

В настоящее время лоббируется вопрос расширения Перечня видов работ. Ряд крупнейших предприятий и организаций открыто противодействуют реализации уже принятых решений, формируя общественное мнение путем публичных высказываний в средствах массовой информации и на различных мероприятиях. В этом случае под угрозу попадет большое количество малых и средних предприятий и занятых на предприятиях работников.

Третье. ОПОРОЙ созданы два некоммерческих партнерства – «МОСП МСП-ОПОРА» (строителей) и МОАПП МСП-ОПОРА» (архитектурно-проектных организаций).

К сожалению, и здесь со стороны отдельных чиновников было оказано сопротивление: созданные на базе ОПОРЫ некоммерческие партнерства дважды пытались получить регистрацию НП в качестве СРО. Регистрирующий орган (Ростехнадзор) отказывал по необоснованным причинам, указывая на некомплект предоставленных документов.

9 февраля 2010 года на сайте ОПОРЫ России размещено открытое письмо Президента ОПОРЫ Сергея Борисова, в котором он обращает внимание на то, что под надуманными предлогами Ростехнадзор тормозит внесение в государственный реестр СРО созданных нашей организацией некоммерческих партнерств.

После обращений ОПОРЫ к руководителю ФАС Игорю Артемьеву, заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку, Генеральному прокурору Юрию Чайке, Директору Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Андрею Шарову с просьбой дать правовую оценку действиям Ростехнадзора – НП «МОСП МСП-ОПОРА» 12 февраля с.г. получило статус СРО.

Однако НП архитектурно-проектных предприятий получило очередной отказ. 16 февраля с.г. НП архитектурно-проектных предприятий в третий раз направило в Ростехнадзор полный и соответствующий требованиям законодательства комплект документов для внесения НП в государственный реестр СРО. В этот раз исполнители на местах утверждали, что пакет представленных в Ростехнадзор документов утерян. А 26 февраля сообщили, что документы НП предоставило 25 февраля, а не 16 февраля, и сейчас заявка находится на рассмотрении. Вместе с тем, отметка о принятии 16 февраля 2010 года документов сотрудников Ростехнадзора имеется.

Тормозя в настоящее время процесс регистрации СРО архитектурно-проектных предприятий, Ростехнадзор искусственно создает условия для ухода членов этих организаций в другие СРО, что собственно сейчас и происходит.

Следствием отказа Ростехнадзора в регистрации СРО для предприятий, являющихся членами НП архитектурно-проектных предприятий, стало то, что они снимаются с участия в аукционах по причине отсутствия членства в СРО, не имеют возможности заниматься своей профессиональной деятельностью. Таким образом, предприятия не получают доход, не имеют возможности предоставить работу своим наемным работникам.

Учитывая, что поддержка МСП в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики, указанные действия Ростехнадзора выглядят как САБОТАЖ решений Президента РФ и Правительства РФ.

Впереди – дальнейшая и очень непростая работа по защите прав и интересов малого и среднего предпринимательства в процессе развития института саморегулирования, и не только в сфере строительства и архитектурно-проектных работ. Разумеется, при активном и самом конструктивном участии в этом процессе самих предпринимателей.

Сегодня уже очевидно, что гораздо более эффективно саморегулирование только на добровольной основе. Именно в этом направлении нам и нужно работать.


1 Федеральный закон от 22 июня 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости