Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Доклад Минэкономразвития России о состоянии конкуренции в Российской Федерации (выдержки)

Файлы

Министерство экономического развития РФ

(Из информационных материалов конференции "Конкуренция в России. Как создать благоприятный климат для развития бизнеса?")

В соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации (далее – Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, минэкономразвития России проводит системную работу по реализации конкурентной политики в Российской Федерации. Целью данной работы является улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации, что расширит круг хозяйствующих субъектов на товарных рынках и, соответственно, усилит конкуренцию на них. Указанная цель может быть реализована только на основе широкого межведомственного взаимодействия, вовлечения в реализацию мероприятий Программы экспертного и предпринимательского сообществ, обществ защиты прав потребителей.

1. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации

По результатам анализа проводимых в настоящее время международных и российских исследований следует отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации.

Так, по данным доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», место Российской Федерации за год в рейтинге снизилось на 12 позиций до 63 местаиз 133 стран, а по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102 место, по уровню административных барьеров – 124 место, сложности таможенных процедур – 130 место.

Согласно составленному по результатам исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса» рейтингу Российская Федерация, представленная москвой, в 2008 году заняла 106 место среди 181 страны, в 2009 году – 120-е место.

На основании данных рейтинга можно сделать вывод о том, что темпы упрощения требований к предпринимателям и снижения административных барьеров в Российской Федерации являются недостаточными для получения высокого места в рейтинге и развития конкуренции на рынках товаров и услуг. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом были упрощены процедуры, связанные с налоговыми отчислениями, сократились время, затрачиваемое на регистрацию собственности, и расходы на согласование разрешений на строительство. Однако эти изменения не смогли оказать существенного влияния на общий показатель, поскольку остальные параметры в 2009 году сохранились на уровне 2008 года.

По данным ежегодных отчетов «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия», которые готовятся исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Государственным университетом – Высшей школой экономики, в 2009 году по количеству устоявшихся предпринимателей Российская Федерация находится практически на самом низком уровне среди всех стран, вошедших в данное исследование (второе место с конца после ЮАР, вместе с которой Россия составляет нижнюю группу по уровню активности устоявшегося предпринимательства). Среднее по миру значение количества устоявшихся предпринимателей в 2009 году превысилороссийский показатель в 5 раз.

По данным аналитического отчета «Состояние делового климата в России», проведенного в 2009 году ВЦИОм, стабильно в течение 3 лет ухудшаются оценка открытости региональных рынков (возможность компании из другого региона обосноваться на рынке), отношения бизнеса с контрольно-надзорными органами, деятельность региональных властей по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса, а также отношения внутри самого бизнес-сообщества.

Начать новый бизнес считают легкой задачей только 9% предпринимателей, а появление на рынке сложившейся компании из другого региона - 16 %. И наоборот, сложной задачей открыть новый бизнес считают 70 %, а войти на рынок крепкому «чужаку» - 56 %. Также данное исследование отмечает, что опыт противоправного вмешательства властей в экономическую деятельность распространен очень широко: 41 % опрошенных сталкивался с нарушением законных прав компаний со стороны властей и 62 % отметили нарушение режима честной конкуренции за счет преференций отдельным игрокам.

2. Реализация региональной конкурентной политики

Одной из основных задач, поставленных Программой, является улучшение конкурентного климата на региональном уровне. Работа в настоящий момент ведется по следующим направлениям.

1. Координация деятельности региональных органов власти по разработке, принятию и реализации региональных программ развития конкуренции (методическая поддержка разработчиков программ, об суждение программ с экспертами и представителями заинтересованных органов власти).

2. Организация работы по продвижению ценностей конкурентной политики (проведение семинаров исовещаний с представителями органов власти субъектов Российской Федерации). Совещания прошли вмоскве (30 октября и 4 декабря 2009 г., 18 апреля и 28 мая 2010 г.), Хабаровске (15-17 декабря 2009 г.), Иркутске (5-6 февраля), Воронеже (23 марта 2010 г.), Томске (9 апреля 2010 г.), Тольятти 23 апреля 2010 г.), Владивостоке (29 апреля 2010 г.), Комсомольске-на-Амуре (30 апреля 2010 г.), Иваново (25 мая 2010 г.). В рамках данных мероприятий были выявленные барьеры, препятствующие развитию конкуренции, а также конкретные мероприятия по развитию конкуренции с учетом специфики отдельных регионов.

3. Создание системы комплексной оценки состояния конкурентной среды в субъектах Российской Федерации и эффективности конкурентной политики.

В целях стимулирования региональной конкурентной политики минэкономразвития России ведет работу по организации проведения исследования по методологии Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Предполагается, что данное исследование в 2010-2011 гг. будет проведено не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации. Также минэкономразвития России разработана методика оценки состояния конкурентной среды, и в настоящий момент с использованием данной методики проводится исследование конкурентной среды Приморского края.

Результатом активизации региональной конкурентной политики стала подготовка во всех субъектах Российской Федерации программных документов, предусматривающих реализацию мер по обеспечению благоприятных условий предпринимательского климата и стимулированию предпринимательской деятельности. В настоящий момент перед минэкономразвития России стоит задача по выстраиванию системы мониторинга реализации принятых региональных программ развития конкуренции.

3. Информационная политика в области развития конкуренции

3 июня 2010 г. на заседании Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова одним из приоритетных направлений развития конкуренции в 2010 году названа активизация информационной политики по продвижению ценностей конкуренции.

В сфере информационной политики основной задачей минэкономразвития России является формирование конкурентной культуры в обществе, в том числе в предпринимательском сообществе, в сфере государственного управления, поиск новых форм взаимодействия между всеми участниками конкурентного процесса.

Одним из направлений деятельности является проведение конференций, тренингов и совещаний по актуальным вопросам конкурентной политики.

Так, в целях повышения информированности о проводимой конкурентной политике 10 июля 2010 г. в москве минэкономразвития России провело обучающий тренинг «Инженерия конкуренции» для руководящего состава федеральных органов исполнительной власти. В тренинге приняли участие представители министерств и ведомств, ответственных за развитие конкуренции в России: минэкономразвития России, минпромторга России, минтранса России, минэнерго России, минздравсоцразвития России, а также ФСТ России и ФАС России.

В регионах с участием минэкономразвития России также были проведены совещания по отдельным вопросам развития конкуренции (в Иркутске, Иваново, москве, Воронеже, Томске, Хабаровске).

В настоящий момент издается бюллетень минэкономразвития России «Конкурентная политика», первые три номера которого были выпущены в ноябре 2009 года, январе и мае 2010 года. Бюллетень распространяется среди большинства органов власти, участвующих в реализации конкурентной политики, а также среди хозяйствующих субъектов, представителей экспертного сообщества.

Кроме того, в настоящее время ведутся активные работы по разработке и созданию интернет-портала «Выбор.Качество.Возможности». Концепция портала состоит в создании дискуссионной площадки, где открыто будут обсуждаться барьеры и стимулы развития конкуренции как в Российской Федерации в целом, так и по каждому региону в отдельности.

4. Развитие конкуренции и ликвидация административных барьеров в отдельных отраслях экономики

Приоритетным направлением реализации Программы является подготовка мер, направленных на развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках. Ключевым направлением таких мер является снижение административных барьеров, создающих неоправданные препятствия для вхождения новых участников на отдельные товарные рынки.

В настоящее время в соответствии с Программой минэкономразвития России, минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации 11 докладов о ситуации и мерах по развитию конкуренции на отдельных отраслях и на отдельных рынках:

- рынок фармацевтической и медицинской продукции;
- рынок нефтепродуктов;
- в сфере авиатопливообеспечения;
- на агропродовольственном рынке;
- в сфере розничной торговли;
- на строительном рынке;
- в сфере железнодорожного транспорта;
- в сфере легкой промышленности;
- в сфере услуг здравоохранения;
- в области информационно-коммуникационных технологий и связи, в том числе почтовой;
- на рынках финансовых услуг.

В соответствии с Графиком, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 24 ноября 2009 г. (№ 5768п-П16) реализуются мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти в тринадцати основных сферах деятельности (сельское хозяйство, образование, строительство, здравоохранение, промышленность, транспорт и связь, безопасность дорожного движения, торговля и внешнеэкономическая деятельность, природопользование, земельно-имущественные отношения, рыболовство, миграция и паспортно-визовое обслуживание граждан, налоговое администрирование).

К настоящему моменту подготовлены и утверждены Правительством Российской Федерации планы мероприятий в четырех сферах:

1) образование – распоряжение от 5 марта 2010 г. № 297-р;

2) сельское хозяйство (в части ветеринарного и фитосанитарного контроля) – распоряжение от 9 марта2010 г. № 299-р;

3) здравоохранение, социальное развитие, санитарно-эпидемиологическое благополучие, потребительский рынок и санитарный надзор – распоряжение от 18 мая 2010 г. № 768-р;

4) градостроительство – распоряжение от 15 июня 2010 г. № 982-р.

Реализация указанных решений позволит сократить число чрезмерных административных барьеров, уменьшить количество требуемых документов, устранить ограничения срока действия разрешений, перейти от лицензирования некоторых сфер деятельности к уведомительному порядку ее осуществления и т.д.

На заседании Правительственной комиссии по административной реформе (протокол от 21 апреля2010 г. № 100) одобрен план мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции.

Во исполнение Программы развития конкуренции федеральными органами исполнительной власти разрабатываются меры по развитию конкуренции на отдельных рынках и отраслях.

5. Совершенствование антимонопольного законодательства

В 2010 году продолжается работа по совершенствованию антимонопольного законодательства.

В соответствии с положениями Программы развития конкуренции, минэкономразвития России, ФАС России выработаны основные направления такого совершенствования:

- выделение картелей как особо опасных нарушений антимонопольного законодательства, декриминализация менее общественно опасных деяний (вертикальные соглашения, согласованные действия);
- увеличение значений пороговой стоимости активов при определении сделок, подлежащих обязательному предварительному согласованию; - введение фиксированных штрафов за нарушения, не ограничивающие конкуренцию;
-уточнение положений о монопольно высокой цене;
-определение целей предоставления государственных и муниципальных преференций;
- регламентация проведения проверок нарушения антимонопольного законодательства;
- уточнение порядка контроля экономической концентрации и другие.

6. Регламентация порядка проведения торгов в отношении договоров, предусматривающих передачу прав в отношении государственного и муниципального имущества

В рамках реализации положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» разработана концепция портала в сети «Интернет» по адресу www.torgi.gov.ru, а также подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации для определения указанного портала в качестве официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов в отношении прав пользования и (или) владения государственным имуниципальным имуществом.

Указанный портал должен стать единой площадкой для размещения информации о торгах, проводимых как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления. Это существенно облегчит доступ к информации о проведении торгов в отношении прав пользования и (или) владения государственным и муниципальным имуществом лицам, заинтересованным в приобретении таких прав, а также обеспечит эффективный контроль со стороны уполномоченных органов за соблюдением норм законодательства, регламентирующих порядок и процедуру передачи прав пользования и (или) владения в отношении государственного и муниципального имущества.

Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов. В целях обеспечения доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе при реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» субъектам малого и среднего предпринимательства было предоставлено право продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без торгов до 1 июля 2015 г.

Приоритеты конкурентной политики

  1. Реализация принятых региональных программ развития конкуренции, что улучшит условия ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;
  2. Внедрение системы оценки регулирующего воздействия принимаемых решений на состояние конкуренции, в том числе апробация данной системы на региональном уровне;
  3. Снижение административных барьеров на приоритетных товарных рынках и реализация иных мер, направленных на развитие конкуренции в отраслях экономики.
  4. Многостороннее и многофакторное исследование состояния конкуренции в Российской Федерации, ежегодное составление рейтинга субъектов Российской Федерации по условиям ведения предпринимательской деятельности;
  5. Анализ и оценка эффективности принятых изменений антимонопольного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию;
  6. Построение эффективной наднациональной системы защиты конкуренции, унификация законодательства о конкуренции в рамках ЕЭП России, Республики Беларусь и Республики Казахстан;
  7. Продвижение ценностей конкуренции путем проведения активной информационной политики;
  8. Формирование и реализация масштабной программы обучения руководящего состава федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости