Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Доклад «Административные барьеры и коррупционноемкие практики, препятствующие развитию бизнеса»

Файлы

Общественная палата Российской Федерации

Рабочая группа по АПК и продовольственным рынкам


Москва, 2010


Оглавление

Ценовая дискриминация в области ветеринарных тарифов (Россельхознадзор)

Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (Роспотребнадзор)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Лицензия на право пользования недрами. Подсчет запасов пресных подземных вод (Роснедра)

Приложение 5

Досылка припасов на суда, ведущие промысел за пределами территориальных вод Российской Федерации (Федеральная таможенная служба)

Порядок исправления документации при осуществлении сделок купли-продажи (Министерство финансов, ФНС)

Приложение 6

Лицензирование пекарен в качестве взрывопожароопасных объектов (Ростехнадзор)

Ценовая дискриминация в области ветеринарных тарифов (Россельхознадзор)

Проблема: В регионах РФ наблюдается дискриминация по стоимости ветеринарных услуг (см. Диаграмму 1). Подобная ситуация сложилась в силу того, что оказание отдельных ветеринарных услуг было монополизировано государством, а право устанавливать тарифы на эти услуги было передано субъектам Федерации.

Диаграмма 1

Платные ветеринарные услуги оказываются как государственными учреждениями, так и специализированными предприятиями ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью. В то же время, согласно Приказу Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. №422 (2, п. 1.4) ряд ветеринарных услуг -ветеринарные свидетельства (формы №№1, 2, 3), ветеринарная справка (форма №4) -оформляют и выдают только органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы.

Тарифы на оказание указанных ветеринарных услуг устанавливаются самостоятельно каждым субъектом Федерации (Ветеринарные управления субъектов РФ), при этом механизмы ценообразования остаются непрозрачными и экономически необоснованными. В зависимости от региона затраты на данные услуги различаются в десятки раз (см. Диаграмму 1). Таким образом, предприятия из разных регионов находятся в неравном положении, а процесс оказания платных ветеринарных услуг коррупционизируется и становиться барьером для развития животноводства в РФ.

Рекомендации:

  1. Передать полномочия по формированию тарифов на ветеринарные услуги Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
  2. Установить единые тарифы на территории РФ с учетом регионального коэффициента и публикацией экономического обоснования их уровня.
  3. Рассмотреть возможность наделения специализированных предприятий ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью, правом на оказание ветеринарных услуг, которые на данный момент могут оказываться только государственными учреждениями ветеринарии.

* * *

Нормативно-правовая база

  1. Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии»;
  2. Правила оказания платных ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. №898;
  3. Приказ Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. №422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. №984 г. Москва «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг».

Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (Роспотребнадзор)

Проблема: Ввиду расплывчатости и фрагментарности документации, регламентирующей процесс разработки, согласования и утверждения проекта размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ), учреждения Роспотребнадзора могут произвольно толковать процесс согласования проекта СЗЗ и состав пакета пояснительных документов при его утверждении. Согласовать и утвердить проект в учреждениях ведомства предприятия могут самостоятельно, поскольку данная деятельность не лицензируется. Однако, им приходится прибегать к услугам фирм-посредников, поскольку на практике самостоятельно согласовать проект СЗЗ в Роспотребнадзоре оказывается затруднительно. На свои услуги фирмыпосредники устанавливают экономически необоснованные тарифы, а потому колоссальные суммы (по экспертным оценкам до 2 млрд. руб. в год) включаются в стоимость конечного продукта и выплачиваются из карманов конечных потребителей.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специальная территория между промышленными предприятиями и жилыми или общественными зданиями, выделенная с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов (шум, пыль, газообразные и другие вредные выбросы, содержащие промышленные загрязнения). Для утверждения границ санитарно-защитных зон необходимо разработать и согласовать Проект ориентировочного размера СЗЗ1 (проект СЗЗ), который включает в себя обоснование границы СЗЗ, мероприятия по охране атмосферного воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта и СЗЗ, а также предложения по уменьшению отрицательного воздействия хозяйственного или промышленного объекта на окружающую среду.

Согласованием СЗЗ занимаются территориальные учреждения Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Федеральным законодательством (3, 4) установлена обязательная организация санитарно-защитных зон и разработка проектов СЗЗ для всех предприятий, являющихся источниками воздействия на окружающую среду. Проект разрабатывается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (3) «Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Поскольку деятельность по разработке проекта СЗЗ не подлежит обязательному лицензированию, то, по логике, воспользовавшись СанПин, разработать, согласовать и подать на утверждение проект СЗЗ каждое предприятие может самостоятельно. Применительно же к практике СанПин является расплывчатым и фрагментарным документом и не содержит четких требований к составу проекта, а также к порядку его разработки и согласования. При этом существующие методические рекомендации (6, 7, 8), к которым вынуждены прибегать предприятия, носят рекомендательный характер и не регулируют отношения, возникающие между предприятиями и государственными органами в процессе согласования и утверждения проекта СЗЗ. Также, предприятия не могут ссылаться на положения методических рекомендаций при подготовке официальной документации.

В отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих процесс разработки, согласования и утверждения проекта СЗЗ, а также конкретных требований к составу пояснительной документации, согласовать проект в органах Роспотребнадзора крайне затруднительно («…приходится сталкиваться с сомнительными замечаниями, когда выявленные «недостатки» заведомо не влияют на проектные показатели, на основании которых Роспотребнадзор должен сделать вывод о соответствии проекта санитарно-гигиеническим требованиям»2). Получается, что разработать проект предприятия могут самостоятельно, однако шансы самостоятельно его согласовать и утвердить являются минимальными.

В связи с этим предприятия вынуждены обращаться к проектным фирмам, которые могут согласовать проект в органах Роспотребнадзора. Стоимость данной услуги не регулируется государством и устанавливается посредническими фирмами по их усмотрению. При этом, почему той или иной проектной фирме удается согласовать проект в Роспотребнадзоре, остается непонятным, что создает благодатную почву для скрытой коррупции.

Доказательством наличия коррупционной составляющей в процессе согласования проекта СЗЗ в учреждениях Роспотребнадзора являются коммерческие предложения проектных фирм (Приложения 2 и 4). Так, согласно предложению от ООО «Экопроф», стоимость разработки проекта СЗЗ для крупного предприятия I класса опасности составляет 500 тыс. руб., а стоимость его согласования – 1,5 млн. руб. Получается, что разработка проекта, включая натурные и лабораторные исследования, в 3 раза дешевле согласования уже готового документа (см. Приложение 2).

Для малого предприятия III класса опасности в Санкт-Петербурге разработка проекта СЗЗ обойдется в 140 тыс. руб., а его согласование и экспертиза – в 40 тыс. руб.(см. Приложение 4). Возникает вопрос: для чего проводится согласование проекта в органах Роспотребнадзора, если не лицензируется даже деятельность по его разработке?

Следствием отсутствия четкой регламентации процессов разработки, согласования и утверждения проекта СЗЗ является также его двойная экспертиза: сначала во ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»(см. Приложения 3, 4), а затем – в органах Роспотребнадзора. При этом не совсем ясен смысл прохождения первой экспертизы (кроме того, что она платная), поскольку её положительное заключение ничего не значит для Роспотребнадзора и не имеет никакой юридической силы3.

Следствием отсутствия четких требований к составу пояснительной документации при разработке и утверждении проекта является необоснованное требование Роспотребнадзора о проведении топографической съемки и предоставлении топографического плана в составе сопроводительных графических материалов. Издержки на проведение данных работ составляют в среднем 12 тыс. руб. за 1Га (Москва и Московская область). В Приложении 5 приводятся данные по затратам существующего сельхозпредприятия на разработку и согласование проекта СЗЗ, из которых порядка 190 тыс. руб. было потрачено на топографическую съемку.

Рекомендации:

1) Роспотребнадзору представить:

а) Единый Федеральный регламент разработки и утверждения проекта СЗЗ, согласно которому любое предприятие, осуществляющее деятельность на территории РФ, сможет самостоятельно разработать и подать на утверждение проект ориентировочного размера СЗЗ; при этом для предприятий I и II классов опасности должна остаться необходимость привлекать аккредитованные организации к работам по оценке риска для здоровья человека (за исключением сельхозпредприятий, для которых необходимо отменить оценку риска для здоровья населения при соблюдении размера санитарнозащитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 (3));

б) Приложение к Федеральному регламенту:«Перечень необходимых документов и графических материалов для разработки и утверждения проекта СЗЗ», в котором должен быть четко определен список пояснительных документов, достаточных для утверждения проекта СЗЗ учреждениями Роспотребнадзора;

2) Единый Федеральный регламент разработки и утверждения проекта СЗЗ (а) с приложением (б) должен быть общедоступным (в электронном виде на веб-сайтах Роспотребнадзора и его подразделений – бесплатно; на бумажных носителях в офисах Роспотребнадзора – по себестоимости печати);

3) Упразднить экспертизу проекта во ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и процедуру согласования проекта в учреждениях Роспотребнадзора, заменив их процедурой контроля наличия проекта и его соответствия требованиям к составу проекта СЗЗ при плановых и внеплановых проверках предприятий с вынесением предписаний по устранению несоответствий и неточностей; при этом надзорные функции ФГУЗа и Роспотребнадзора сохраняются и, как и другие надзорные функции, осуществляются за счет государства.

Выполнение приведенных рекомендаций позволит существенно уменьшить финансовую нагрузку на предприятия (в том числе сельскохозяйственные), при этом все платежи и меры по природоохранной деятельности будут выполняться в существующем объеме. Это также позволит устранить ненужные барьеры в работе предприятий и уничтожить поле для возникновения коррупции в области охраны окружающей среды.

* * *

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  2. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. №183
  3. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция), утв. Постановлением №74 «Главного государственного санитарного врача РФ» от 25.09.2007 г.;
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.;
  5. СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. Постановлением Минздрава Российской Федерации от 07.05.2001 г. №14;
  6. СниП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. №78 (изм. От 13 июля 1990 г., 23 декабря 1992 г., 22 июля 1993 г.);
  7. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.;
  8. Изменение №2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», вступил в силу 1 декабря 2009 г.;
  9. Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2001 г. № 929-ПП «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве»;
  10. «Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии». -М.: РЭФИА, 1998. – 86 с.
  11. «Методические рекомендации о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в Смоленской области». МР 2.2.1/2.1.1.007-04.

1 После введения Изменения №2 к СанПиН проект СЗЗ имеет одно название, даже в случае сокращения или увеличения СЗЗ.

2 «Экология производства», №2, февраль, 2010 г.

3 «Экология производства», №2, февраль, 2010 г.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости