Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Разработка системы управления инновациями при транспортировке энергоносителей (на примере сжиженного природного газа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Файлы

На правах рукописи
Иванченко Александр Станиславович

Москва 2007

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

Работа выполнена на кафедре менеджмента Международного университета в Москве (гуманитарного).

Научный руководитель: доктор экономических наук
Олег Алексеевич Бучнев
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Андрей Владимирович Орлов

доктор экономических наук, профессор
Крайнова Элеонора Алексеевна
Ведущая организация: Московский энергетический институт
(Технический университет)

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия можно наблюдать определенные тенденции в мировой нефтедобыче, свидетельствующие о завершении эрф нефти в мировом энергетическом балансе. История мировой энергетики показывает, что периодически происходит смена ведущих энергоносителей мировой экономики. Согласно теории мировых энергетических укладов, смена укладов сопровождается разработкой и внедрением принципиальных технологических инноваций. По многочисленным оценкам экспертов, очередная смена энергетических укладов должна произойти на рубеже 2020-2030 годов.

Приоритетным энергоносителем все в большей степени становится природный газ. Согласно прогнозам, доля газа в мировом энергетическом балансе возрастет в ближайшие 20 лет не менее, чем до 25%. Значение российского газа в структуре мировой торговли значительно выше, чем в случае с нефтью - российский газ составляет до 28% в структуре мирового газового экспорта против 8% мировой нефтяной торговли. По разведанным запасам газа Россия занимает третье место в мире (26,7% мировых запасов, или 48 трлн. куб. м.). Развитие технологий и снижение себестоимости транспортировки газа позволяют России быть активным игроком на европейском и мировом газовом рынке и роль России как мирового поставщика газа на мировые рынки резко возрастает.

В последнее время возникает проблема эффективной и своевременной доставки газа на новые рынки, решение которой невозможно без внедрения инноваций в области транспортировки газа в интересах снижения себестоимости, развития перспективных направлений экспорта и повышения конкурентоспособности Российских компаний. Доставлять газ на новые рынки можно либо через традиционный трубопровод, либо через альтернативную технологию трансформации газа в сжиженный природный газ (СПГ), причем последний вариант становится единственно возможным, если речь идет о связи, например, с американскими потребителями. На крупнейших российских месторождениях производство СПГ возможно, но для этого необходимо внедрение перспективных инноваций практически во всех сферах производства и доставки СПГ потребителям. К сожалению, эффективные системы управления инновациями пока отсутствуют как в производстве, так и в организационном менеджменте предприятий. Если не уделять внимание разработке и внедрению необходимых и перспектвных инноваций, то производство СПГ может оказаться нерентабельным и неконкурентоспособным как по сравнению с зарубежными производителями СПГ, так и с трубопроводным транспортом в отдельных регионах. Внедрение эффективных инноваций способствует существенному увеличению прибыли предприятий-поставщиков СПГ, позволит им упрочить свои позиции на рынке и способствовать развитию экономики России.

Для обоснования направлений развития и внедрения инноваций и управления этим процессом необходима разработка принципов и механизмов управления инновациями, как взаимосвязанной совокупности методик и способов реализации инновационньк процессов. Принципиальной особенностью инновационного развития для предприятий нефтегазодобывающей сферы являются исключительно высокие риски инновационных проектов и длительность разработки и внедрения инноваций в силу их масштабности.

Указанные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационной работы.

Таким образом, в общей проблеме доставки энергоносителей на новые рынки сбыта можно выделить актуальную научно-экономическую задачу разработки системы управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей в условиях длительных циклов и высоких рисков инновационной деятельности. Эта задача имеет существенное значение для экономики РФ, в частности, нефтегазового комплекса.

Степень изученности проблемы Теоретическим и методологическим аспектам внедрения инноваций, в том числе в области освоения газовых и нефтяных месторождений, было посвящено немало исследований и монографий. Большой вклад внесли отечественные экономисты А.Г.Аганбегян, О.Г.Голиченко, Ю.Шленов, Г.Я Гольдштейн, П.Н.Завлин, Д.Ильенкова, Л.Э.Миндели, П.И.Иванова, А. Кулагин, В Н Лифшиц и др., а также зарубежные ученые Golomberg R., J.Sachs, X.Wamer, S. Mendell и др.

Различные аспекты данной проблемы применительнок использованию инновационных подходов в практической деятельности, перспективность, значимость и высокий потенциал СПГ отражены в научных трудах О.А. Бучнева, А.Ю. Косарева, Л.В. Шамиса, В.А. Саркисяна и др. Известны своими научными результатами в области применения инноваций для газодобычи и транспортировки такие известные научные организации, как «ВНИИГАЗ», «НРШгазэкономика», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и др.

В трудах этих организаций и отдельных ученых раскрыты основные методы и подходы к транспортировке энергоносителей, показаны основные направления стратегического менеджмента, выбора систем разнообразных показателей для оценки эффективности деятельности в этой области, ценообразования на услуги транспортировки, определены наиболее эффективные способы оценки и принятия решений в ситуациях, которые выдвигает рынок, учтены основные особенности освоения газовых месторождений России, в том числе в труднодоступных районах.

Вместе с тем, вопросы управления инновационными процессами в сфере организации производства СПГ в России и его транспортировки исследованы недостаточно. Это вызвано совокупностью разнообразных факторов, к 11 основным из которых относятся классическая ориентация при освоении месторождений в основном на трубопроводный транспорт, сравнительно новые для российских ученых и специалистов вопросы сжижения и разжижения газа. И также пока еще слабое использование в крупных нефтегазовых корпорациях последних достижений в области организации инновационного построения исследовательских структур. Несмотря на внимание, которое уделяется общим проблемам совершенствования систем управления сложной промышленной деятельностью, еще в недостаточной степени учтена роль и особенности построения систем управления инновациями и таких ее важнейших элементов как инновациями инновационные центры, системы мониторинга инновационной активности и др. В исследованиях подробно не рассматривалась и применимость специалазированных систем управления инновациями для освоения новых перспективных месторождений.

Текущая практика реализации проектов в нефтегазовой сфере показывает, что необходимо более тщательно и обоснованно оценивать технические и технологические риски реализации инновационных проектов. Во многих случаях при реализации инновационных подходов наблюдаются значительные превышения первоначальных бюджетов при решении практических задач. Происходят существенные задержки сроков реализации инновационных проектов. Риски реализации технологий СПГ, например, при этом оказываются на порядок выше, чем у трубного сетевого газа. Слабое внимание до настоящего времени уделялось разработке конкретных практических методик, алгоритмов и подходов, которые могли бы быть использованы в инновационных процессах для решения задач повышения эффективности произаодства и поставок СПГ.

Цели и задачи исследования. На основе теоретического обобщения методов разработки и внедрения инноваций в практику крупных промышленных" предприятий разработан методический аппарат построения систем управления инновациями в области транспортировки энергоносителей для повьшения эффективности процессов их доставки потребителям. В качестве исследованы вопросы транспортировки СПГ, как перспективного типа энергоносителя.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих основных задач исследования.

  1. Исследовать существующие методы и технологии транспортировки энергоносителей на различные рынки сбыта и применяемые при этом инновационные решения.
  2. Разработать общий системный подход к анализу построения матриц возможностей и потребностей инновационного развития.
  3. Разработать методику построения систем управления инновациями в области транспортировки энергоносителей.
  4. Разработать методику построения системы ключевых показателей эффективности внедрения инноваций и мониторинга инновационной деятельности в сфере транспортировки энергоносителей.
  5. Апробировать применимость предлагаемого методического аппарата для решения задачи построения системы управления инновациями при освоении перспективных газоносных месторождений

Объектом исследования являются крупные нефтегазовые компании, осуществляющие добычу и транспортировку энергоносителей.

Предмет исследования составляет система управления инновациями (организационноый аспект) в области транспортировки сжиженного природного газа.

Новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней, в отличие от известных методов исследования вопросов повышения эффективности транспортировки энергоносителей разработан научно-методический подход к построению системы управления инновациями с учетом различных значимых факторов и даны рекомендации по построению таких систем для перспективных газоносных месторождений России.

К новым научным результатам относятся:

  • определение инновационных периодов в и характерных особенностей пяти циклов сфере транспортировки энергоносителей продолжительностью от 20 до 30 лет каждый в рамках второй-пятой инновационных волн Й. Шумпетера;
  • разработка специальной многомерной матрицы возможностей и потребностей в инновациях как основы организационно-коммуникационных механизмов управления инновационной деятельностью;
  • комплексная методика построения систем управления инновационным развитием компании топливно-энергетического комплекса и практические рекомендации по построению системы управления инновациями в области транспортировки сжиженного природного газа при освоении стратегического для России и Европы Штокмановского месторождения;
  • предложение по созданию Центров разработки инноваций в виде виртуальных организаций с распределенным типом управления как организационная инновация.

На защиту выносятся следующие положения, в комплексе представляющие собой методическую основу "управляемой инновационности" в области транспортировки энергоносителей:

  1. Научно-практический подход к формированию механизмов инновационной деятельности организации, заключающийся в построении многомерной матрицы потребностей и возможностей инновационной деятельности.
  2. Комплексная методика построения систем управления инновациями для выбранной области деятельности с реализацией ключевых инфраструктурных элементов, мониторингом инновационной активности на основе ключевых показателей эффективности и оценкой инновационных рисков.
  3. Рекомендации по построению и использованию ситем управления инновациями при освоении перспективных гозовых месторождений.

Методическая база исследования. При разработке методических положений, обосновании выводов, предложений и рекомендаций использовались научные исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области экономических теорий, стратегического управления, маркетинга, финансового менеджмента, экономического анализа. В процессе диссертационного исследования применялись также общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), методы экономического анализа, методы теории принятия решений в условиях неопределенности исходной информации. В качестве источников экономической информацмм использовались материалы специализированных периодических изданий Госкомстата РФ, информация сети Интернет и данные организаций компании ОАО "Газпром".

Теоретическая значимость работы состоит в том, что разработанные методологические положения можно использовать и в других предметных областях для решения аналогичных задач, в частности, в трубной, машиностроительной и других отраслях промышленности. Кроме того, указанное методическое обеспечение при соответствуюш;ей доработке можно рассматривать как основу методологии процессов исследования перспектив внедрения новых технологий и транспортировки энергоносителей на новые неосвоенные рынки.

Практическая значимость работы состоит в применении разработанных положений для решения конкретных задач построения инновационной инфраструктуры, организации и внедрения инноваций в области транспорта газа, а также в применении отдельных положений разработанного научно-методического подхода в 2006-2007 годах для определения эффективных стратегий доставки СПГ на новые рынки в условиях ужесточающейся конкуренции. Теоретические разработки и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований эффективности инновационной деятельности, так и при решении практических задач. Отдельные результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин по инновационному менеджменту и по темам развития методов освоения новых нефтегазовых меторождений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью применяемых научных методов исследования, использованием практически апробированных научных подходов, а также положительным результатом практического применения отдельных результатов при обосновании путей транспортировки энергоносителей из новых нефтегазовых месторождений.

Реализация результатов исследования. Результаты исследований реализованы и планируются к реализации при выработке предложений по построению систем управления инновациями для крупных российских предприятий, при обосновании эффективности инвестиций в СПГ для перспективных газовых месторождений. Реализация отдельных результатов диссертационной работы подтверждается Актом о реаоизации, представленном НИИгазэкономика. В дальнейшем полученные результаты планируется использовать при при формировании новых направлений использования альтернативных технологий транспортировки энергоносителей и построения систем управления инновациями для перспективных российских газоносных месторождений и предприятий по производству и поставками СПГ, а также при выборе оптимальных инновационных направлений, сравнении их эффективности.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены на трех научных конференциях по вопросам инновационного развития нефтегазового комплекса России. Отдельные результаты обсуждались на научных семинарах в ООО "НИИгазэкономика". В полном объеме диссертация апробирована в процессе аспирантской подготовки в аспирантуре Международного Университета в Москве (гуманитарного).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 11 работах (в т.ч. десяти опубликованных и одной депонированной) общим объемом 2.125 печатных листа, в т.ч. 1.88 авторских. Три научных статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов исследований по кандидатским диссертациям.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические и методические вопросы управления инновациями в задачах транспортировки энергоносителей

1.1. Адаптация методов инновационного менеджмента применительно к газовой промышленности
1.1.1. Особенности терминологии
1.1.2. Основные направления инновационного развития нефтегазового комплекса
1.1.3. Направления инновационного развития нефтегазового комплекса на уровне крупной корпорации
1.2. Обзор современного состояния транспортировки СПГ на рынки сбыта и используемых при этом инновационных решений
1.2.1. Краткий анализ зарубежного опыта
1.2.2. Обзор существующих инновационных решений в области транспортировки газа
Выводы по главе

Глава II. Разработка и исследование основных элементов системы управления инновациями в сфере транспортировки энергоносителей

2.1. Определение инновационных циклов в области транспортировки энергоносителей
2.2. Методика построения системы управления инновациями
2.2.1. Разработка механизмов инновационной деятельности организации
2.2.2. Ключевые инфраструктурные элементы системы управления инновациями
2.2.3 Методика построения системы управления инновациями в выделенной области
2.3 Ключевые показатели эффективности управления в сфере транспортировки энергоносителей инновациями
3.1.Себестоимость газа и роль транспортной составляющей «транспортировка газа» в общем снижении себестоимости
2.3.2 Разработка показателей инновационной деятельности в сфере транспортировки энергоносителей (на примере СПГ)
2.3.3. Анализ степени неопределенности информации об инновациях и пути ее устранения
Выводы по главе

Глава III. Разработка механизма управления и ииформационного мониторннга инновационной активностн на примере транспортнровки епг в сфере транспортировки СПГ потребностей

3.1 Исследование практических инновационных
3.1.1. Сравнительный анализ перспективных газовых месторождений России
3.1.2 Структура инновационной деятельности для построения системы управления инновациями (на примере Штокмановского ГКМ)
3.1.3. Основные направления инновационной деятельности в области транспортировки газа (на примере Штокмановского месторождения)
3.2 Разработка механизма информационного мониторинга инновационной активности
3.2.1. Инфраструктура обеспечения процесса мониторинга инновационной активности и рисков инновационных проектов
3.2.2 Алгоритм распознавания ситуаций проявления рисков в инновационных проектах по результатам мониторинга инновационной активности
3.3. Разработка рекомендаций по построению инфраструктуры инновационной деятельностью при освоении крупных газовых месторождений (на примере Штокмановского ГКМ)
3.3.1 Ключевые элементы системы управления инновациями при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения
3.3.2 Виртуальные инновационные компании для решения проблем освоения Штокмановского месторождения как организационная инновация.
Выводы по главе ПО ПО управления

Заключение

Список использоваииой литературы

Приложение

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости