Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Реформирование налогообложения субъектов малого предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

На правах рукописи
Ксенда Виктория Михайловна

Волгоград, 2008

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент
Чухнина Галина Яковлевна
Официальные оппоненты:доктор экономических наук, доцент
Сидорова Надежда Ивановна

кандидат экономических наук, доцент
Сонина Татьяна Николаевна
Ведущая организация:ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. С малым бизнесом связаны большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание новых рабочих мест, обеспечение значительных налоговых поступлений в бюджет. На протяжении всего периода развития указанного сектора государством предпринимались меры по его поддержке посредством совершенствования законодательной базы и создания условий для экономического роста.

Оптимальная система налогообложения для малого бизнеса предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой – наличие достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. В связи с этим особую актуальность и значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса.

Налоговое стимулирование предпринимательской активности имеет небольшую историю в современной России. Так, упрощенная система налогообложения, введенная только в 1996 году, содержит еще достаточно резервов для совершенствования элементов налогообложения.

Степень разработанности проблемы. Основы теории налогов и налогообложения заложены в известных трудах отечественных и зарубежных экономистов, в числе которых: А. Вагнер, С. де Вобан, Ф. Кенэ, А. Лаффер, Ф. Нитти, У. Петти, П. Прудон, Д. Рикардо, А. Смит, Л.Штейн и другие; среди отечественных – М.М. Алексеенко, А.А. Исаев, И.М. Кулишер, Л.И. Львов, П.В. Микеладзе, И.Х. Озеров, А.А.Соколов, В.Н. Твердохлебов, А.А. Тривус, Н.И. Тургенев, И.И. Янжул и другие.

Теоретический вклад в исследование проблем налогов и налогообложения внесли современные отечественные экономисты: А.В. Аронов, С.В. Барулин, А.В. Брызгалин, О.В. Врублевская, А.З. Дадашев, В.А. Кашин, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, С.Г. Пепеляев, В.М. Пушкарева, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, А.В. Толкушин, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и другие.

Практическому использованию упрощенной системы налогообложения посвящены исследования И.М. Андреева, М.В. Истратовой, Н.И. Малис, М.А. Пархачевой, А.Б. Паскачева, Ю.В. Подпорина, А.А. Ялбуганова и др.

Труды вышеперечисленных ученых стали стимулом к более глубокой разработке проблем совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства: от разработки концепции реформирования системы налогообложения малого бизнеса до эффективных форм и методов её практической реализации в России.

Цель диссертационного исследования – теоретически обосновать налоговые методы государственной поддержки малого бизнеса, разработать и предложить основные направления реформирования налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:

- выявить значение налогообложения в комплексе мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- теоретически обосновать необходимость и значимость применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства;
- сформулировать цель и принципы реформирования этой системы;
- дать авторское определение понятию «налогообложение субъектов малого предпринимательства» и уточнить их статус в налоговых отношениях;
- выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии упрощенной системы налогообложения;
- формализовать методику исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, дать рекомендации по направлениям совершенствования упрощенной системы налогообложения в РФ.

Объект исследования – субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования – налоговые взаимоотношения государства и субъектов малого предпринимательства, применяющие различные налоговые режимы.

Теоретической основой работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных экономистов по теории налогообложения.

Методологической основой исследования явились принципы диалектической логики в единстве субъектно-объектного, историко-генетического и функционально-структурного анализа. В работе применялись различные методы: наблюдение, сравнительный анализ, индукция, синтез, дедукция, группировка, ранжирование, оценка.

Информационно-эмпирическую базу составили положения Налогового кодекса РФ (НК РФ), Бюджетного кодекса РФ, Федеральных, региональных и местных законодательных актов, постановлений, приказов, писем Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ и иных нормативных документов, статистические данные Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) и Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), а также статьи отечественных и зарубежных ученых, опубликованные в специальной периодической литературе, Интернет-ресурсы.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов предпринимательской деятельности. В особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Виды оказания этой поддержки различны: финансовая, имущественная, консультационная, информационная. Одной из наиболее значимых мер стимулирования развития сектора малого предпринимательства является создание для него преференций в области налогообложения, введение специальных правил участия в налоговых отношениях для субъектов малого предпринимательства, что обеспечивает реализацию косвенного государственного финансирования. Государственная поддержка в области налогообложения развивается эволюционным путем и отражает все сложности перманентного налогового реформирования.
  2. Эффективная система налоговых преобразований в отношении субъектов малого предпринимательства должна отвечать следующим критериям: полноты – то есть все результаты проведенных реформ видны, отсутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные последствия; непротиворечивости – при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, которые потребуют решения в будущем; завершенности преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиками из зоны распада в зону безопасности и сохранение устойчивого состояния динамического равновесия. Результатом реформирования налогообложения малого предпринимательства в России должен стать механизм, способный обеспечить переход от снижения налогового бремени к его оптимальному распределению. Для его создания необходимы два направления: стимулирование инвестиционной активности посредством налогов и социализация налогообложения.
  3. Субъект малого предпринимательства – не категория налогоплательщиков, а определенный статус организации или индивидуального предпринимателя, поэтому в Налоговом кодексе РФ отсутствуют специальные нормы, касающиеся налогообложения малого бизнеса. Предложено изложить главу 26.2. НК РФ в следующем контексте: «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Поскольку упрощенная система налогообложения может применяться по установленным критериям только малыми предприятиями, микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями с соответствующим разъяснением всех норм.
  4. Для целей внутреннего и внешнего налогового планирования (включая выбор режима налогообложения), анализа, контроля необходима разработка формализованного инструментария: формул расчета налоговой нагрузки для общего и упрощенного режимов налогообложения, формул рентабельности продаж при различных объектах упрощенного налогообложения: доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов. Выявленные, обоснованные и системно представленные по количественным и качественным критериям преимущества упрощенной системы налогообложения имеют двуединое значение: для государства определяют главные направления реформирования ее элементов, для малого бизнеса – приоритетность выбора перед иными режимами налогообложения.
  5. Реформирование упрощенной системы налогообложения путем практической реализации предлагаемых мер (расширение перечня, принимаемых к учету расходов, изменение величины ставок и др.) позволит сделать эту систему более эффективной, обеспечивающей экономически обоснованный уровень доходности с соблюдением баланса интересов государства и налогоплательщика при минимизации затрат на налоговое администрирование и издержек налогоплательщика. Принятие на территории Волгоградской области закона «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими для предпринимательской деятельности наемных работников» будет способствовать развитию малого предпринимательства в регионе, расширит спектр возможностей, предоставленных законодательством индивидуальным предпринимателям, а также позволит увеличить собственную доходную базу регионального бюджета.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– уточнено определение понятия упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
– сформирован алгоритм исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения;
– усовершенствована методика исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, для объектов налогообложения «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходы»;
– аргументирована необходимость расширения расходов и уточнен перечень расходов, учитываемых при применении упрощенной системы налогообложения;
– разработана модель проекта закона Волгоградской области «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, не привлекающими для предпринимательской деятельности наемных работников» и обоснована необходимость введения на территории Волгоградской области упрощенной системы налогообложения на основе патента;
– даны рекомендации по изменению и дополнению положений Налогового кодекса РФ в части совершенствования упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Теоретическое значение результатов исследования. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке понятийного аппарата упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, в научной характеристике понятия налогообложения субъектов малого бизнеса, в обосновании необходимости государственной поддержки (косвенного финансирования) дальнейшего развития малого предпринимательства в России.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в дальнейшем развитии методики расчета налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также формировании алгоритма перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему, которые могут быть применены налогоплательщиками – субъектами малого предпринимательства.

Материалы диссертации могут использоваться при преподавании учебных дисциплин «Налоги и налогообложение», «Специальные налоговые режимы» и в практической деятельности территориальных органов налоговой службы при проверке налогоплательщиков, применяющих УСНО.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийской и межвузовских научно-практических конференциях в 2007-2008 гг. в Волгограде, Казани, Мурманске, Пензе, Саратове.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом авторского вклада 2,75 п.л., в том числе 1 в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, 7 приложений. Работа иллюстрирована 9 таблицами и 3 рисунками.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются ее цель и задачи, предмет и объект исследования, научная новизна, теоретическая и методологическая основа и значимость исследования, а также сведения об апробации, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты развития системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства» определена важность налогообложения в структуре мер государственной поддержки сектора малого предпринимательства и выявлена значимость упрощенного налогообложения для малого бизнеса из всей совокупности налоговых обязательств. Уточнена роль малого предпринимательства в качестве субъекта налоговых отношений и дано понятие упрощенной системы налогообложения. Исследована история налогообложения малого бизнеса и выделены этапы развития упрощенной системы налогообложения.

Во второй главе «Современная практика налогообложения по упрощенной системе» раскрывается сущность налогообложения субъектов малого предпринимательства по упрощенной системе, выделяются ее основные преимущества и недостатки, отражена динамика налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, исследован зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса.

В третьей главе «Основные направления совершенствования упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства» содержатся основные рекомендации по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, как на федеральном, так и региональном уровне (на примере Волгоградской области) в целях повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, выделена роль налогового контроля в соблюдении законодательства субъектами малого предпринимательства.

В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы и предложения.

Полная версия автореферата, html
Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости