Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Использование информационных и интернет-технологий для развития бизнеса

Бюллетень "Деловая мысль", № 14 /октябрь 2011
Центр предпринимательства США - РОССИЯ

Сергей Филатов

Первая секция конференции «Предприниматель как лидер в бизнесе и обществе» Центра предпринимательства США-Россия была посвящена теме «Использование информационных и интернет-технологий для развития бизнеса». В роли модератора выступил руководитель Санкт-Петербургского офиса Центра предпринимательства США-Россия Игорь Егоров.

Открывая работу секции, он начал с того, что напомнил слова бывшего председателя Федеральной резервной системы США, а ныне председателя Консультативного совета по стабилизации финансовых рынков США Пола Волкера (Paul Volcker), который недавно заявил, что за последние 20-30 лет единственной полезной инновацией в банковской сфере было появление банкоматов, да и то это не финансовая, а техническая инновация. «Так каковы сегодня инновации в управлении компанией?» — поставил вопрос модератор. «Можно ли сказать, что основные инновации, внедренные в сфере управления, связаны с информационными и интернет-технологиями? Ведь именно здесь очень много возможностей для повышения результативности бизнеса — и в маркетинге, и в продажах, и в выстраивании новых бизнес-моделей. При этом любой предприниматель задается вопросом: как именно он может использовать эти технологии для развития бизнеса?» По мнению Игоря Егорова, одна из задач дискуссии, запланированной в рамках заседания секции, — помочь найти ответы на эти вопросы

Весь реальный бизнес перемещается в Интернет

Игорь Боровиков, председатель совета директоров компании Softline и одновременно вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» по среднему и малому бизнесу выступил с первым докладом секции. Тема его выступления — «Влияние новых трендов в развитии информационных и интернет-технологий на результативность компании».

Докладчик начал с того, что поставил вопрос: «Зачем в простом пакетном бизнесе нужны информационные технологии?» И сразу дал ответ: «Эти технологии повышают эффективность бизнеса, позволяют ему стать более конкурентоспособным». О том, что кроется за этими, по его выражению, «суховатыми словами», Игорь Боровиков и рассказал.

Сейчас не найдешь ни одной компании, у которой не было бы веб-сайта в Интернете, у которой не было бы электронной почты и сотрудники которой не пользовались бы теми или иными технологическими средствами коммуникации. Эти простые и очень понятные инструменты существенно повышают эффективность бизнеса. На примере компании Softline докладчик показал, как можно работать, используя весь этот инструментарий.

«Мы работаем не только в Москве, но также создали территориальные структуры по всей России, — говорит он. — Внедрение средств универсальной коммуникации, когда наши сотрудники имеют общий портал, когда они имеют возможность обменяться сообщениями по почте, планировать совместную деятельность, очень существенно повышает эффективность нашего бизнеса. Использование новых технологий повышает как скорость принятия тех или иных решений, так и качество обслуживания клиентов, помогает при решении тех или иных проблем.

Весь реальный бизнес, который был построен в предыдущие века, сейчас перемещается в Интернет. И я считаю, что любая компания так или иначе должна понимать, как быть представленной в этом новом мире, в этой новой реальности».

Компания, которая не имеет четко определенной стратегии (относительно того, как она будет жить в новой виртуальной реальности, как она будет представлена в социальных сетях), по убеждению Игоря Боровикова, не имеет будущего в долгосрочной перспективе.

Далее он остановился на основных тенденциях, которые сейчас все наблюдают в ИТ-индустрии. Таких тенденций он обозначил три.

В первую очередь это — «облачная технология». Это то, что сейчас называют «клаудами» от английского clouds — облака. Может быть, для большинства это не совсем привычное слово, особенно для тех, кто далек от новых технологий. Но каждый из присутствующих, так или иначе, использует эти технологии в повседневной жизни, уверен докладчик. «Если вы используете почту на Gmail или на Mail.ru — вы используете клаудные технологии».

Какая модель ИТ будет превалировать в ближайшее время? По мнению докладчика, если раньше компании малого, среднего и крупного бизнеса для того, чтобы построить свою ИТ-инфраструктуру, закупали серверы и программное обеспечение, искали инженеров, которые бы все это обслуживали, и имели все активы у себя, то модель «облачных технологий» предлагает им новое решение. Если в компании есть самый простой компьютер и есть выход в Интернет, то все ИТ-услуги сегодня можно получать из Интернета, причем получать по модели Pay-As-You-Go, т. е. платить только за то, чем пользуешься. А дальше ваша компания сама выстраивает конфигурацию отношений с ИТ-фирмой, представляющей подобные услуги. Скажем, у вас в компании 10 сотрудников-пользователей Интернета: за сервисы, нужные в их работе, компания и платит, а если в сезон число сотрудников увеличилось до 20, то компания начинает платить уже за 20 пользователей и т. д.

Подобная модель, к которой движутся ИТ-технологии, по словам Игоря Боровикова, очень важна. Чем? В первую очередь, тем, что это дает большую экономию. У компании нет необходимости вкладывать крупные ресурсы в построение своей собственной ИТ-инфраструктуры. Для ее создания в таком случае нужны минимальные средства. Простейший компьютер, Интернет и подключение к тому провайдеру, который обеспечит вас этими сервисами — вот и все. И у компании нет необходимости поддерживать эту тяжелую инфраструктуру: ее поддержкой занимается ИТ-фирма, которая предоставляет эти услуги.

Большой плюс подобных технологий — в том, что они выравнивают порог доступности для малых и крупных компаний. Ведь прежде многие средние и малые компании не могли пользоваться современными технологиями, потому что это было достаточно дорого. Теперь, при внедрении «облачных технологий», стартовые возможности выравниваются, отметил докладчик.

Второй проект из трех, которые сейчас реализуются в ИТ-индустрии, связан с мобильностью. Сегодня в мире производится гораздо меньше персональных компьютеров, чем айфонов, смартфонов и т. д. Это означает, что повсюду растет число мобильных устройств, которые есть у каждого в кармане. А наличие смартфона с быстрым доступом в Интернет очень сильно меняет наши представления о доступных технологиях. Дело в том, что психология пользователя компьютера и психология пользователя устройства, которое постоянно с собой, кардинально различаются. «Это второй и достаточно существенный тренд, который мы наблюдаем в ИТ-индустрии», — говорит Игорь Боровиков.

Третий тренд, которой достаточно активно прокладывает себе дорогу, докладчик описал на примере компании Apple. Это сближение технологий, которые прежде практически не соприкасались, а именно: объединение потребительских, корпоративных и личных интересов в одной унифицированной технологии.

Это очень важно, поскольку прежде существовала четкая граница: вот рабочий компьютер, и ты им пользуешься в офисе, в корпоративной сети и с одним типом интерфейса. Но теперь человек хочет получать все те же информационные услуги на своем личном ИТ-устройстве. Это произошло, как только у Apple появились iPhone и iPad. Многие компании сразу сказали: «Мы хотим, чтобы эти устройства были у наших сотрудников».

Игорь Боровиков сделал такие основные выводы:

- ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность бизнеса;

- весь бизнес перемещается в Интернет, и компании надо иметь стратегию для новой реальности;

- не будет у компании подобной стратегии — не будет будущего.

В заключение он продемонстрировал результаты исследования, совместно проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» и Google по проблеме развития информационных технологий. Вывод такой: существует прямая связь между доступом в Интернет и эффективностью малого бизнеса, а Интернет существенно повышает производительность любого бизнеса.

iPad — один из самых успешных гаджетов в истории

Тема второго доклада, представленного вице-президентом по мобильным разработкам компании DataArt Денисом Марголиным, была обозначена так: «Информационные технологии и потребитель: как развитие информационных и мобильных технологий повлияет на поведение потребителя в будущем».

Он начал с того, что заявил: «iPad — это самая прогрессивная технология, которая у нас сегодня есть. Фактически она существует с апреля прошлого года, но, с другой стороны, проникновение ее в нашу жизнь уже столь велико, что разговоры о том, будто это — развлекательное устройство, можно заканчивать. Мы не можем игнорировать то обстоятельство, что оно стало фактором нашей жизни. И надо решать, как с этим жить и почему это стало тем, чем стало».

Со знанием дела Денис Марголин напомнил, что многие сталкивались с устройством Apple, которое в районе 2000 года продвигала компания Microsoft. У Microsoft очень сильные аналитики, и они справедливо предположили, что скоро ПК в виде планшетника станет естественным и правильным устройством для многих сфер деятельности — например, в медицине, где надо собирать данные о здоровье, когда идешь к врачу; для тех, кто хочет делать заметки на совещаниях и т. д.

Но десять лет работы на этом рынке не принесли Microsoft почти ничего. Эти устройства первоначально были крайне непопулярны и до апреля 2010 года оставались большой экзотикой. Но в 2010 году вышел iPad, которому до начала продаж прочили полный провал. Однако, вопреки прогнозам, он оказался одним из самых успешных гаджетов в истории. Почему? Основная причина, по словам докладчика, — это те решения в пользовательском интерфейсе и в сфере взаимодействия гаджета с пользователем, которые были реализованы в продукте Apple. И если вы работаете с этим устройством, то знаете, что, во-первых, у него есть естественный для вас интерфейс: с iPad вы руками действуете так, как привыкли в реальной жизни. А для того, чтобы достичь такого результата, была проделана огромная работа. Было учтено множество малозначительных деталей, которые вы вряд ли замечаете. Например, какое бы движение в iPad вы ни сделали, изображение на экране останавливается не сразу, а продолжает «ехать». Или, скажем, все сделано очень большим, чтобы вам было легко попасть в нужную иконку, когда надо что-то посмотреть или сохранить. Все это существенно упрощает вашу работу с iPad. Кроме того, этот гаджет практически «не тормозит», говорил Денис Марголин. И все эти детали — вроде бы несущественные — оказались критически важными.

Сейчас готовится к выходу на рынок целый ряд устройств-конкурентов iPad, но вы можете быть уверены, что они все будут походить на iPad в этом отношении — ведь именно похожесть на iPad определяет успех таких устройств.

Мы должны дифференцировать эти устройства, от мобильных телефонов до ноутбуков, чтобы понять, как их использовать, подчеркнул Денис Марголин. Что касается мобильных телефонов — все очень просто. Они используются в большинстве ситуаций как «устройства последнего шанса», когда нет лучшего способа получить информацию, чем через мобильник. Когда что-то надо срочно выяснить, мы используем мобильный телефон. Лучше так, чем никак. Но мы не склонны выполнять на нем какую-либо продолжительную работу.

С ноутбуками все сложнее, потому что, как устройства, они очень схожи с iPad. Но надо обозначить ключевые отличия. Во-первых, iPad не шумит, и у него нет движущихся частей, что оказывается очень важным. Он гораздо меньше раздражает окружающих психологически, поскольку мы склонны воспринимать планшетные компьютеры как блокнот или как лист. А вот ноутбук достаточно агрессивен для собеседника, когда он раскрыт между вами и ним, и вы из-за этого не можете использовать его в каких-то ситуациях, объяснил докладчик. С iPad же вы можете легко делиться информацией с собеседником. Ноутбук передавать с рук на руки неудобно, а iPad можно передавать друг другу без проблем.

Еще один плюс — в том, что вы в любой момент можете воспользоваться гаджетом, не дожидаясь, в отличие от ноутбука, пока тот включится, что делает возможным использование iPad прямо на ходу или в каких-то ситуациях, когда ноутбук просто неудобно раскрывать.

Вы также можете легко пользоваться iPad в нестандартной ситуации: стоите и держите его одной рукой, а одновременно просматриваете и даже можете кое-что набирать, если это не связано с вводом текста. Еще этот гаджет долго работает на одной зарядке, и на него можно рассчитывать целый день.

Все эти качества определили успех устройства, подчеркнул Денис Марголин.

Почему iPad выбирают деловые люди? Потому, что его можно использовать в любых ситуациях, и он не раздражает окружающих. Еще вы можете иметь доступ к тем данным, которые вам нужны, в удобном формате, а не в том, который доступен вам на мобильном телефоне. А при условии, что вы правильно используете пользовательский интерфейс, возможно, информацию будет просматривать удобнее, чем на ноутбуке. Типичная ситуация, в которой используется планшетник, и с которой мы часто сталкиваемся в бизнесе, — это оформление заказов. От ритейла до конкретных заказов — ключевые преимущества всегда одни и те же: есть широкие возможности получить медиа-консультации, можно тут же обсудить детали заказа, и все это уже на экране; можно тут же поменять детали заказа, причем на экране все сразу же пересчитывается. Кроме того, вы смотрите на экран вместе со своим покупателем. Вы можете даже передать планшетник в руки покупателя, и он сам увидит процесс оформления заказа. А если у вас идет обновление каталога продукции, то это происходит одновременно у всех продавцов, что резко сокращает расход бумаги в фирме, подчеркнул докладчик. Пока проблема заключается в стоимости этих устройств: их цена — около 500 долларов. Поэтому сейчас они доступны лишь наиболее богатым организациям. Компания «Мерседес», например, использует это устройство на своих площадках: покупатель машины может «покрутить» заказ на экране, подобрать цвет и комплектацию, опции автомобиля. «Мы делали модель для крупного фешн-бренда, под которую они разработали целую инфраструктуру, — поделился опытом Денис Марголин, — Было единое корпоративное предложение у продавцов во всех точках продаж. Продавцы демонстрировали клиентам не только каталоги продукции, но даже будущие коллекции, которых еще нет в магазине, и тут же оформляли заказы. Это требовало связи со складом, с финансовым отделом компании. А покупатели могли посмотреть лучшие коллекции и поделиться в социальных сетях своими впечатлениями и покупками. У них даже есть секция высокой моды, где можно подгонять модели "под себя", что-то моделировать и дополнительно оптимизировать. С помощью iPad также легко собирать данные или проводить анкетирование. Речь может идти, например, о предварительном опросе пациентов — еще до того, как они приходят на прием к врачу в поликлинике. Вы как пациент получаете на руки планшетник и заполняете в нем анкету. Эти данные попадают сразу в информационную систему клиники, и врач видит их у себя на компьютере. В общем, это достаточно простое решение. Если вы полагаете, что это вам подходит, вы можете развернуть такую работу в своей корпоративной системе, — заявил докладчик. — Как это сделать и что выбрать? Если вы используете новые планшетники типа iPad, то нужно приспособить те интерфейсы, которые у вас уже есть, к работе на новых устройствах. Это значительно повышает возможности использования планшетников: нужно только добиться того, чтобы все ваши системы, имеющиеся на корпоративных ПК, работали и на планшетных компьютерах. Информационные технологии развиваются семимильными шагами, в результате чего компьютер становится доступен все большему количеству людей, компьютер становится все проще. И вот мы оказались в ситуации, когда от интерфейса с окошками перешли к компьютерам типа iPad, в которых все служит для удобства пользователя. А это значит, что кривая обучения работе на них будет более пологой, и это приведет к существенному переосмыслению пользовательского интерфейса. Тенденция состоит в том, что в ближайшие годы ключевым вопросом станет простота взаимодействия компьютера с пользователем», — заключил Денис Марголин.

Как раскрутить бизнес с помощью Интернета

Чрезвычайно интересным было выступление Бориса Акимова, генерального директора Фермерского проекта «Лавка» — прямо-таки учебное пособие на тему «Как раскрутить бизнес с помощью Интернета». Свое выступление автор достижений, о которых сейчас пойдет речь, провел в рамках темы «Использование современных технологий для привлечения и удержания потребителя (case studies)». Приведу его текст дословно, поскольку выступавший — профессиональный журналист, прекрасно владеет языком, и он очень красочно рассказал свою историю.

«Не удивляетесь, что у меня фермерский проект, а я почему-то участвую в секции, посвященной ИТ? — начал Борис Акимов. — Тут уже говорили, что наступит время, когда бизнес без ИТ не сможет существовать. Так вот: наш проект показывает, что его суть в ИТ, хотя вроде бы он и фермерский.

Что мы делаем? Мы объединяем людей, живущих в больших городах — в частности, в Москве и еще четырех городах России, — и тех, кто живет и работает в 200-300 км от этих городов. По сути, наш проект — это интернет-магазин, который интегрирован в социальную сеть. А социальная сеть, в свою очередь, интегрирована в интернет-магазин. Эти вещи друг друга взаимодополняют.

Как наш бизнес появился? Скажу, что как его появление, так и развитие, и жизнь связаны непосредственно с ИТ. Без этого он бы просто не состоялся. Вначале было слово — это для нас и идеологическая установка, и часть нашей истории, потому что только благодаря слову и возможности транслировать его большим массам людей состоялся этот проект.

Два года назад мы создали в ЖЖ аккаунт "Вкусная еда". Почему? В тот момент мы увлекались гастрономическими историями, ударились в гастрономический гедонизм, искали уток, гусей, фуа-гра и все прочее в Интернете. И столкнулись с тем, что найти все нужное нам довольно сложно. Тогда мы стали искать фермеров для того, чтобы удовлетворить собственные гедонистические и гастрономические потребности. Потом мы поняли, что наши потребности как-то удовлетворяются, и можно развивать так же потребности окружающих.

Через какое-то время все наши друзья знали: в конце недели нам привезут гусей. Нет, мы не стали всем звонить по телефону и сообщать об этом. Проще один раз написать об этом в социальной сети — и в результате все, кто хочет, тебя "зафрендили" и прочитали.

Сначала нас читали только друзья и делали заказы. Потом появились какие-то неизвестные нам люди, что вызывало стресс: ведь надо было и им заказы развозить. Честно говоря, мы начинали без всякого юридического, бухгалтерского и иного сопровождения. Мы только хотели прозрачности: откуда этот гусь, кто его вырастил, чем он питался. Вот об этом мы и рассказывали потребителю, чтобы тот понимал, в чем суть наших услуг, в чем детали. Так прозрачность и медийность стали основами проекта.

Месяцев через десять все сильно закрутилось, завертелось. Те, кто начинали этот бизнес, покинули свои прежние рабочие места для того, чтобы заниматься только им. А у нас никто до этого своим бизнесом не занимался. Я вот работал до этого 11 лет в журналистике. А мой друг занимался ИТ, но это было связано с абсолютно другими проектами. Еще один человек работал в какой-то организации. В общем, все мы до того были "сотрудниками", и для всех нас это стало первым бизнес-проектом. Меньше чем через год он уже вырос до такой степени, что мы все превратились в "управленцев", и у нас появились собственные сотрудники. Сейчас у нас работают уже 50 человек в нескольких городах.

Успех проекта заключается в том, что мы использовали новые коммуникационные возможности. В самом начале мы еще и сайт создали. Важно отметить и такую деталь: мы сразу, даже не создав интернет-магазина, начали использовать социальные сети. Мы просто зарегистрировались с нашими услугами в Twitter, Facebook, "В Контакте" и т. д. Рассказывали читателям и клиентам обо всем подряд, что касалось этого вопроса, — все, что сами считали важным: например, про особенности экологически чистых продуктов, чтобы создавать у покупателя понимание того, откуда пришли эти продукты.

Создавая этот бизнес, мы создали собственную аудиторию. Сейчас это 15 тысяч посетителей в день. И это, прежде всего, стало интересно "третьей стороне": к нам приходят серьезные международные компании и говорят: "Давайте работать вместе". Первый результат есть: мы организуем фермерский рынок в Москве.

Наша аудитория — это люди, которые думают о новых стандартах жизни, о новом качестве жизни, об экологии, об ответственности перед окружающей средой, об ответственном потреблении. Поэтому история создания этого сервиса, наша история, стала интересна кому-то еще.

Ближайшая перспектива? Увеличение уровня интерактивности и количества медийной работы. Мы собираемся максимально, насколько это возможно, показывать любой шаг по производству заказанных покупателями продуктов, как некое медийное событие. Вот вы делаете заказ сыра на сайте — и тут же видите, как ваш кусочек сыра производится. Вы не ослышались: покупатель увидит видеотрансляцию того, как исполняется конкретно его заказ. Кроме того, по ходу дела мы также начали развивать туристическое направление: покупатель может поехать на ферму, где делается для него сыр.

Мы создали также систему рейтингов, когда вы можете отфильтровать продукты по предпочтениям и увидеть, что покупают у нас чаще всего. Или даже изучить взгляд на пищу и вегетарианца, и мясоеда.

Повторюсь: без социальных сетей нашего бизнеса просто бы не было», — заключил Борис Акимов свой интереснейший и очень показательный рассказ.

Игровые технологии в бизнесе

По той же теме: «Использование современных технологий для привлечения и удержания потребителя (case studies)» выступила Наталья Матвеева, директор по стратегическому развитию Realore Studios. Она говорила о том, во что играют люди, и о пользе игровых технологий в бизнесе.

«70 миллионов человек играют в фанты (это такая игра в Facebook). И это число больше, чем количество всех аккаунтов в Twitter! — начала Наталья Матвеева свое выступление. — Я уверена, что любой человек каждый день использует ту или иную игровую динамику в обычной жизни. Каждый день вы используете элементы игры, чтобы что-то делать».

По ее убеждению, в 2000-х годах прошла декада социального маркетинга. Мы уже используем социальные сети, используем Интернет, используем все возможности ИТ. Но будущее не за этим: грядет декада «геймификации» (от английского game — игра).

Для того чтобы повысить качество деятельности сотрудников, мало стимулировать их деньгами. Ведь порой стимулом служат не деньги, а желание делать что-то во имя чего-то. И применение различных игровых динамик в бизнесе может повысить отдачу.

Наталья Матвеева рассказывала о том, как игровые механики влияют на общество и людей и как их можно использовать. Она остановилась на трех игровых механиках (всего, по ее словам, их семь), которыми можно воспользоваться уже сегодня в своем бизнесе для мотивирования сотрудников и поддержания лояльности потребителей и покупателей.

Первая — «временная динамика» (например, Happy Hour) используется, чтобы покупатели в этот час шли именно к вам, в ваш ресторан, кафе, магазин.

Вторая — «динамика прогресса»: «мы хотим самого лучшего в мире», «мы хотим самого лучшего в жизни», «мы хотим быть потребителем не на 15%, а на 100%»!

Третья — «динамика влияния и статусности». Именно игра дает возможность научиться стать первым в своем окружении: более «крутая» кредитка позволяет приобрести иной, более высокий статус среди партнеров. Бизнес надо строить так, чтобы и сотрудники, и потребители были в восторге от этого. «Перекошенное от удовольствия лицо геймера перед экраном компьютера — вот как должен реагировать на ваш бизнес клиент», — заявила докладчица, продемонстрировав соответствующий слайд с этим лицом.

«Вся жизнь — игра! И кто в ней выиграет — зависит от вас!» — убежденно заявила Наталья Матвеева в конце своей презентации. На этой оптимистичной ноте первая секция конференции завершила свою работу.

Сергей Филатов

© The U.S. Russia Center for Entrepreneurship

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости