Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации

Файлы

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Аналитический вестник N24 (436)

Октябрь 2011


Аннотация

В 2011 году информатизация органов государственной власти России вступила в новую фазу – стартовала государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», призванная повысить эффективность взаимодействия государства и общества.
Расходы федерального бюджета на реализацию программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» оцениваются в 120 млрд. рублей ежегодно. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации ориентировочно составят до 50 млрд. рублей в год. Расходы за счет средств внебюджетных источников ориентировочно составят ежегодно не менее 200 млрд. рублей.
В настоящее время в числе приоритетных направлений внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти – создание «электронного правительства» на федеральном и региональном уровне, внедрение электронного документооборота, создание национальной программной платформы и др.
Однако на пути решения поставленных задач возникает немало сложностей.
В настоящем выпуске Аналитического вестника рассматриваются некоторые проблемы, возникающие в ходе реализации программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Для подготовки статей Аналитического вестника были использованы материалы отчета Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно- аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования государственных средств на реализацию единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти», а также мнения экспертного сообщества о практических результатах использования информационных технологий в России.
Материалы вестника представляют интерес для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, государственных служащих, студентов, аспирантов и преподавателей.

СОДЕРЖАНИЕ

Л.Б. Нарусова, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике
Введение

С.Ф. Танков, заместитель начальника УИС Спецсвязи ФСО России

С.В. Новиков, начальник отдела УИС Спецсвязи ФСО России

М.В. Черненков, советник УИС Спецсвязи ФСО России
Основные направления информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти

А.П. Костерин, начальник Информационно-аналитического управления Аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области

И.В. Нефедов, консультант Информационно-аналитического управления Аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области
Офисные инновации: главное – результат

Е.В. Макарихин, консультант информационно-аналитического отдела Информационно-аналитического управления Аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области Информационная открытость органов власти: состояние, пути развития

О.М. Северьянова, советник отдела экономического анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти

В.Г. Гречихин, главный консультант отдела государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации О защите персональных данных

В.Е. Данилова, заместитель начальника информационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Ю.П. Васильева, консультант информационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Управление Интернетом

Р.В. Гиненский, ведущий специалист-эксперт отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Использование современных информационных технологий для обеспечения транспортной безопасности в РФ

Е.В. Макарычева, аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина
Открытый аукцион в электронной форме как новый способ размещения заказа на строительство жилья для государственных нужд

Приложение 1. Выявленные проблемы при межведомственном информационном взаимодействии

Приложение 2. Сведения о потребности ФОГВ в отсутствующих в настоящее время информационных ресурсах других органов государственной власти

Приложение 3. Законы зарубежных стран, регулирующие порядок защиты неприкосновенности частной жизни и персональной информации

Приложение 4. Государственные структуры по защите персональных данных в зарубежных странах

Введение
Л.Б. Нарусова, председатель Комиссии
Совета Федерации по информационной
политике

Роль информационно-коммуникационных технологий в нашем обществе постоянно растет. Современные технологии, интернет-сервисы занимают прочные позиции не только в нашей повседневной жизни, в экономической и социальной сферах. Сейчас принято говорить, что мы движемся к постиндустриальному обществу, где информация становится основным ресурсом. У нас на глазах формируется фундамент информационного общества. Его ключевые признаки – увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. В экономике появляются принципиально новые подходы к использованию ИКТ, повышается уровень профессионального и культурного образования.

В результате должна сформироваться новая организация государственного управления – электронное правительство. Его основные элементы: центры обработки данных, сети передачи данных, базовые информационные системы, система межведомственного электронного взаимодействия (обеспечивает подключение и взаимодействие ведомственных информационных систем), система идентификации и авторизации (обеспечивает доступ к сервисам электронного правительства) и другие. В ведомствах снижаются объемы бумажного документооборота, а в будущем органы власти полностью откажутся от бумажек и бумажной волокиты.

Для того чтобы инфраструктура электронного правительства работала эффективно, надо решить ряд проблем. Одна из них – обеспечить безопасное электронное взаимодействие между всеми федеральными, региональными и муниципальными учреждениями. Без этого невозможно предоставлять государственные услуги населению и выполнять государственные функции.

1 октября 2011 г. все федеральные органы государственной власти России перешли на межведомственный электронный документооборот. Гражданам больше не придется самостоятельно собирать справки для получения той или иной государственной услуги – необходимыми данными ведомства будут обмениваться напрямую в электронной форме. С 1 июля 2012 г. к системе межведомственного электронного взаимодействия должны подключиться региональные и муниципальные ведомства.

Ни одно ведомство сегодня не может обойтись без взаимодействия со СМИ, с блогосферой. Сайты есть уже у всех органов государственной власти, но людям нужнее не витрины и визитки, а реальная информация.

В субъектах Российской Федерации в настоящее время активно формируются региональные сегменты инфраструктуры электронного правительства. Продолжается перевод в электронный вид услуг органов государственной власти и местного самоуправления.

Россия имеет ряд отличительных особенностей, которые оказывают большое влияние на формирование электронного правительства. В первую очередь, это – большая географическая протяженность, множество территориальных образований, неравномерная плотность населения, цифровое неравенство и большой бюрократический аппарат. Эти факторы требуют оригинальных решений и новых подходов.

Основная цель электронного правительства – создание инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти с гражданами при помощи информационно-телекоммуникационных технологий. По сути, такая работа составляет 85% всей деятельности по внедрению электронного правительства. При реализации этой задачи возникает множество вопросов. Например, как унифицировать государственные и муниципальные услуги в регионах и муниципалитетах, как регламентировать их предоставление. Наконец, как обеспечить юридическую значимость и законность электронного взаимодействия. Для их решения надо в первую очередь развивать соответствующую законодательную базу.

Правовые основы формирования информационного общества и электронного правительства в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов («Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О связи», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «О персональных данных» «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Об электронной подписи» и другие), но еще предстоит большая законотворческая работа.

Деятельность по созданию электронного правительства позволила по-новому взглянуть на организацию деятельности правительства и конкретных ведомств. Информационные технологии позволяют использовать новые методы управления и повысить общую эффективность работы органов власти. Кроме того, информационно-технологическая модернизация властных структур может дать ощутимый экономический эффект. При условии, конечно, что она исходит из разумных целей и проводится эффективно.

Мы понимаем, что построение информационного общества может при неправильном подходе привести к негативному эффекту. Информатизация всех сторон жизни ведет к новому общественному укладу. В общественно-экономической жизни информационного общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе. В экономико-политической и духовной сферах это означает глобализацию экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяцию Западом своих культурных ценностей и норм.

В новых условиях становится особенно важным сохранить культурную идентичность, духовное здоровье нации, культурное наследие, традиции, нравственные ценности, мировоззренческие идеалы. И это – одно из главных направлений нашей работы.

Основные направления
информационно-аналитического обеспечения
деятельности органов государственной власти
С.Ф. Танков, заместитель начальника
УИС Спецсвязи ФСО России

С.В. Новиков, начальник отдела
УИС Спецсвязи ФСО России
М.В. Черненков, советник
УИС Спецсвязи ФСО России

Динамичность социально-экономических и политических процессов, их зависимость от изменяющейся мировой конъюнктуры требуют быстрого и адекватного реагирования на постоянно возникающие новые вызовы и, соответственно, предъявляют более жесткие требования к обеспечению процессов принятия решений органами государственной власти.

В этой связи меняются методы и средства информационной поддержки деятельности государственных органов. На смену традиционным способам обработки информации приходят технологии комплексирования разнородных данных, оперативного моделирования вариантов решений, средства конфигурирования быстрой настройки инструментария на предметную область, оперативного визуального взаимодействия и др.

Информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти (далее – ОГВ) осуществляется на основе созданной ФСО России системы специального информационного обеспечения государственных органов (далее – Система).

Основными направлениями работ по информационно-аналитическому обеспечению являются:
организация разработки и внедрения специализированных информационно-аналитических систем, включая создание методико-математического аппарата комплексной обработки тематической информации и формирования прогнозных оценок;
подготовка и представление в ОГВ информационно-аналитических материалов (далее – ИАМ);
организация сбора и актуализация разнородных информационных ресурсов.

Работы проводятся в интересах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, ОГВ в целях поддержки принятия решений по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития субъектов Российской Федерации и страны, в том числе в условиях кризисных ситуаций.

Информационную основу системы составляет интегрированный территориально-распределенный фонд показателей, содержащий разнородные данные (фактографические, текстовые, социологические, экспертные, картографические, документальные и др.).

Специализированные информационно-аналитические системы (далее – ИАС) ориентированы на поддержку принятия решений и сгруппированы по следующим тематическим направлениям.

Комплекс ИАС общественно-политического направления обеспечивает анализ обстановки и прогнозирование кризисных ситуаций в общественно-политической жизни субъектов Российской Федерации и страны в целом, оценку общественного мнения (населения, групп граждан, экспертного сообщества) по актуальным вопросам развития государства и общества, анализ обращений граждан к Президенту Российской Федерации, а также мониторинг выборных кампаний.

Комплекс ИАС социально-экономического направления предназначен для мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации в Российской Федерации и регионах, включая:
анализ экономической ситуации в стране и субъектах Российской Федерации, в том числе состояния и развития отраслей реального сектора экономики, инвестиционной привлекательности регионов, межбюджетных отношений, налоговой и финансовой систем;
анализ развития социальной сферы, в том числе системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, лекарственного и продовольственного обеспечения населения, рынка труда и др.;
мониторинг влияния кризисных явлений в экономике на социально-экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, положение ведущих градообразующих предприятий и ситуацию в монопрофильных образованиях;
анализ эффективности использования бюджетных ресурсов федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комплекс ИАС специального назначения предназначен для обеспечения деятельности ОГВ при чрезвычайных ситуациях.

Комплекс позволяет произвести расчеты возможных последствий для населения, территории и экономики Российской Федерации при техногенных катастрофах, приводящих к разрушению потенциально опасных объектов (гидротехнические сооружения, объекты ядерно-топливного цикла, объекты, содержащие сильнодействующие ядовитые вещества), с отображением результатов расчетов возможных зон поражения на картфоне.

Комплекс ИАС проектного управления предназначен для повышения координации деятельности ОГВ и контроля принятия управленческих решений в ходе реализации крупномасштабных государственных программ и проектов путем формирования единой для всех участников информационно-технологической среды.

В основу таких систем заложено компьютерное представление программы или проекта как динамической модели комплекса работ, с помощью которой осуществляется непрерывное планирование с учетом складывающейся обстановки, постоянный мониторинг выполнения, проекта, упреждающий контроль реализации запланированных мероприятий и достижения целевых показателей.

По данному направлению поддержки деятельности ОГВ сегодня разработаны и внедрены системы проектного управления и контроля подготовки Олимпиады 2014 года в г. Сочи, реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК», а также федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы.

Важнейшей функциональной возможностью таких систем является мониторинг и упреждающий контроль выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В автоматизированном режиме формируются доклады об исполнительской дисциплине, которые на регламентной основе представляются руководителям ОГВ.

В настоящее время доступ к ресурсам Системы имеют более 2500 пользователей из числа руководителей и сотрудников Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Тем самым обеспечивается поддержка процессов принятия решений и контроля их выполнения на федеральном, окружном и региональном уровнях.

Сегодня потенциал ФСО России позволяет оперативно реагировать на внешние вызовы и в сжатые сроки создавать новые информационные системы. Так были созданы информационная система анализа ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации после первых проявлений мирового финансового кризиса, а также информационная система мониторинга хода восстановления жилья, пострадавшего от пожаров летом-осенью 2010 года.

В настоящее время осуществляется разработка нового поколения ИАС, среди которых система информационно-аналитической поддержки стратегического планирования и управления, территориально-распределенная система экспертно-аналитического обеспечения и др.

В этих системах наряду с технологиями, обеспечивающими полноту, достоверность, актуальность и оперативность информации на всех этапах ее обработки, широко используются методы проектного управления, экспертно-аналитические методики обработки данных, а также новые технологии представления информации в ситуационных центрах.

Перечисленные информационные системы составляют аналитическую компоненту электронных офисов высших должностных лиц государства, которые обеспечивают комплексную аналитическую и технологическую поддержку их деятельности с учетом требований по информационной безопасности.

Информационные системы являются основным инструментом аналитиков ФСО России для подготовки ИАМ по актуальным вопросам развития страны и субъектов Российской Федерации. Ежегодно примерно 300 ИАМ представляются непосредственно Президенту Российской Федерации, около 3 тыс. материалов направляются в Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти.

Реализация большинства функций по информационно-аналитическому обеспечению ОГВ производится с использованием системы ситуационных центров (рис. 1).

В настоящее время на федеральном уровне действуют ситуационные центры Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, ряда министерств и ведомств, в том числе министерств силового блока. На уровне федеральных округов функционируют ситуационные центры полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Активно ведется работа по созданию ситуационных центров глав субъектов Российской Федерации: сегодня таких центров 9 и в 11 регионах они создаются.



Рис. 1. Система ситуационных центров ОГВ

ФСО России осуществляет информационно-аналитическое и технологическое сопровождение совещаний, проводимых в ситуационных центрах высшими должностными лицами государства с руководителями федеральных и региональных органов государственной власти.

Важным шагом в развитии информационно-аналитического обеспечения ОГВ стало создание трехуровневой системы приемных Президента Российской Федерации. Введены в эксплуатацию организационно-технический центр и приемные Президента Российской Федерации в г. Москве, в федеральных округах и во всех субъектах Российской Федерации. В прошлом году на основе этих объектов осуществлен личный прием более 25 тыс. граждан. В текущем году ожидается двукратное увеличение значения этого показателя.

Ситуационные центры и приемные Президента Российской Федерации объединены системой защищенной видеосвязи, абонентами которой являются Президент Российской Федерации, руководители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, 17-ти федеральных органов исполнительной власти, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, главы всех субъектов Российской Федерации, все главные федеральные инспекторы. В текущем году в число абонентов системы защищенной видеосвязи планируется включить руководителей еще 20 федеральных министерств и ведомств.

Создание, развитие, эксплуатация объектов, технологий, ресурсов Системы осуществляются в защищенной информационно-телекоммуникационной среде Спецсвязи ФСО России, основу которой составляют созданные во всех субъектах Российской Федерации, в федеральных округах и г. Москве информационно-аналитические центры (рис. 2).



Рис. 2. Система информационно-аналитических центров ФСО России

Сотрудники центров обеспечивают полный комплекс работ по информационно-аналитической поддержке деятельности ОГВ, включая сбор, верификацию, обработку и предоставление информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Развитие информационно-аналитического обеспечения ОГВ планируется по следующим основным направлениям:
совершенствование методико-математического аппарата информационно-аналитического обеспечения на основе применения методов комплексной обработки разнородных данных, ситуационного анализа, проектного управления, а также экспертно-аналитических методов;
разработка комплекса информационных систем и технологий поддержки принятия решений в ситуационных центрах ОГВ, работающих по единому регламенту взаимодействия;
внедрение технологий электронных офисов, формирование сети взаимодействующих электронных офисов ОГВ;
развитие портальных технологий предоставления доступа к ресурсам высшим должностным лицам страны, а также участникам межведомственного информационного взаимодействия в рамках совместно решаемых задач;
развитие геоинформационного комплекса информационно-аналитического сопровождения деятельности государственных органов, использование технологий 3D моделирования в ИАС различного назначения.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости