Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве

Национальное объединение строителей

Фонд «Институт экономики города»


Декабрь 2011

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
по результатам мониторинга и оценки
административных барьеров в жилищном строительстве

В целях оценки уровня административных барьеров в жилищном строительстве НОСТРОЙ и Институт экономики города провели в 43 городах Российской Федерации мониторинг административных барьеров (количества требуемых процедур, их сроков и стоимости) при реализации проектов по строительству многоквартирных домов.

Результаты мониторинга позволяют сделать общий вывод о крайне высоком уровне административных барьеров в жилищном строительстве в городах России.

  1. В среднем при строительстве многоквартирного дома застройщики проходят 100 процедур, затрачивая на это около трех лет и 25 млн рублей. Около 80% таких затрат составляют расходы на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технической инфраструктуры, включая электрические, тепловые, газораспределительные сети и сети водоснабжения и водоотведения.
  2. Расходы на прохождение всех процедур, включая расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, составляют в среднем 10% стоимости проекта, а в некоторых случаях достигают 30%.
  3. Практика организации административных процедур значительно различается по городам.

  4. Общий перечень всех возможных процедур, зафиксированных в городах, включает 182 и 180 процедур (соответственно при получении прав на земельный участок на аукционе и при наличии у застройщика прав на земельный участок, полученных по иным основаниям). Только около трети всех зафиксированных в городах процедур применяются практически во всех городах (в 80-100% случаев).
    Преимущественно к ним относятся процедуры, регламентированные на федеральном уровне и относящиеся к этапам после окончания строительства (ввод объекта в эксплуатацию, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости).
    Около 40% всех зафиксированных в городах процедур можно отнести к редким и крайне редким процедурам (применяются соответственно в 20-40% и менее чем в 20% обследованных городов), подавляющую часть которых застройщику необходимо пройти до окончания строительства (на этапах землеустроительной и градостроительной подготовки, проектирования, строительства).
  5. В качестве дополнительного инструмента анализа было использовано сравнение процедур в отобранных городах с процедурами в «Нормативном городе», в котором обязательными для застройщиков являются только процедуры, предусмотренные федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.
    В рассматриваемых городах в среднем количество процедур более чем в 2 раза превышает количество процедур в «Нормативном городе», а срок их прохождения примерно в три раза больше, чем в «Нормативном городе».
    Наибольшие отклонения в количестве и сроке прохождения процедур выявлены на этапах проектирования, строительства, а также землеустроительной и градостроительной подготовки в случае, когда требуется изменение вида разрешенного использования земельного участка, права на который получены застройщиком не на аукционе. Многие такие процедуры не регулируется на федеральном уровне, в том числе процедуры, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка, со сбором исходных данных для проектирования, а также проверки органами государственного строительного надзора.
    Таким образом, основные различия между городами в количестве и составе административных процедур в жилищном строительстве обусловлены различиями в региональной и местной нормативной правовой базе.
  6. По количеству разрешительных и согласовательных процедур лидируют этапы строительства и ввода объекта в эксплуатацию – в среднем по 35 процедур на каждом этапе.
    Одной из основных проблем на этапе строительства, по мнению экспертов, является большое количество проверок органами государственного строительного надзора. В процессе реализации инвестиционно-строительного проекта застройщикам необходимо пройти в среднем 11 проверок. Еще по 13 процедур в среднем необходимо пройти для получения разрешения на строительство и положительного заключения органа государственного строительного надзора.
    В среднем застройщикам требуется пройти около 30 процедур, связанных с подтверждением технической готовности систем коммунального обслуживания дома к вводу в эксплуатацию и заключением договоров о ресурсоснабжении.
  7. Самыми продолжительными являются процедуры на этапе строительства и на этапе проектирования, которые в среднем занимают 296 и 265 дней соответственно1.
    Основную часть времени (в среднем 79%, или 210 дней) на этапе проектирования занимают процедуры, связанные со сбором исходных данных для проектирования и выполнения инженерных изысканий (в среднем 54%, или 144 дня), а также процедуры, связанные с прохождением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в среднем 25%, или 66 дней). Для прохождения процедур, связанных с получением разрешения на строительство и других документов, необходимых для проведения строительных работ, требуется в среднем 140 дней, что составляет более 50% совокупного срока прохождения административных процедур на этапе строительства.
  8. Наиболее затратными являются процедуры на этапе проектирования - в среднем около 21 млн рублей, из которых 96% составляют расходы на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения и согласование технических условий подключения.
  9. За весь период реализации инвестиционно-строительного проекта среднее количество процедур по обеспечению объекта капитального строительства инженерно-технической инфраструктурой составляет 54. Застройщики в среднем затрачивают на их прохождение 253 дня2 и 21 млн рублей. При этом затраты на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения существенно различаются по городам - от 4 до 55 млн рублей3.
    Наибольшее число процедур связано с обеспечением подключения многоквартирного дома к газораспределительным сетям (в среднем 15 процедур); эти же процедуры являются и самыми продолжительными (в среднем 253 дня).
    Самыми затратными являются процедуры, связанные с подключением многоквартирного дома к сетям водоснабжения и водоотведения, - затраты на них в среднем составляют 9,7 млн рублей.

1 Зарубежные эмпирические исследования показывают, что увеличение сроков прохождения процедур, а также повышение неопределенности относительно этих сроков оказывают существенно более негативное влияние на инвестиционную активность в строительстве, чем увеличение стоимости прохождения процедур. Большинство инвесторов негативно относятся к такому риску и, значит, предпочитают «определенность за деньги» «бесплатной неопределенности».

2 С учетом возможности параллельного прохождения процедур по обеспечению объекта капитального строительства инженерно-технической инфраструктурой.

3 Без учета затрат на подключение к газораспределительным сетям. При расчете использовались следующие параметры: электрические сети – 150 кВт, тепловые сети – 2 Гкал/ч, сети водоснабжения и водоотведения – по 150 м3/сутки.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости