Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Ведение бизнеса в России в 2012 году

Файлы

"Конкурентная политика"
бюллетень Минэкономразвития России
спецвыпуск декабрь 2011

В апреле 2011 года официально стартовал совместный проект Минэкономразвития России и Всемирного банка по проведению второго раунда субнационального исследования «Ведение бизнеса в России». В проекте участвуют 30 субъектов Российской Федерации. Этому предшествовала большая организационная работа, связанная с определением регионов-участников и организацией финансирования проекта. Исследование проводится по четырем показателям: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и подключение к электросетям.

В апреле также было успешно проведено обучение для российских экспертов, задействованных в исследовании. В мае – октябре собиралась информация о процедурах в регионах-участниках. В ноябре предварительные данные были вынесены на обсуждение с региональными партнерами по проекту – представителями региональных и муниципальных властей и организаций, регулирующих процедуры для того, чтобы подтвердить информацию и учесть недавние реформы. Предварительные данные представлены в виде краткого описания практики прохождения процедур по каждому показателю для каждого города (количество процедур, срок и стоимость их прохождения) по состоянию на 1 ноября 2011 года.

Следующим этапом проекта будет обработка полученных данных и составление рейтинга и доклада. Результаты исследования будут представлены в июне 2012 года в Москве.

Татьяна Пономарева, представитель Всемирного Банка в России, координатор проекта

«Мы с радостью отмечаем высокую заинтересованность регионов и городов – участников проекта не только в обсуждении места в рейтинге, но, что особенно важно, в поиске практических решений, связанных с улучшением климата для предпринимательской деятельности. Представители 25 регионов приняли активное участие в обсуждении предварительных результатов на встречах в Москве. Те регионы, которые не смогли прислать своих представителей, имеют возможность изложить свои комментарии и обменяться мнениями в письменном виде».

Список регионов – участников
второго раунда «Ведение бизнеса
в России в 2012 году»
(Doing Business in Russia 2012)
Волгоградская область
Воронежская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Ленинградская область (Выборг)
Москва
Мурманская область
Новосибирская область
Омская область
Пермский край
Приморский край
Республика Карелия
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Татарстан
Ростовская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Свердловская область
Ставропольский край
Тверская область
Томская область
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО - Югра (Сургут)
Ярославская область

16 сентября 2011 года на открытии пленарного заседания X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011», премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин предложил разработать единый стандарт бизнеса в субъектах Российской Федерации

По его словам, уже к началу 2012 года Россия должна окончательно справиться с последствиями финансового кризиса и в ближайшие 3 года темпы экономического роста составят порядка 4% в год. Однако до сих пор ситуация с деловым климатом в России оставляет желать лучшего.

Владимир Путин: «Считаю, что нам надо разработать единый стандарт поддержки бизнеса в субъектах Федерации, чтобы любая компания, выходящая на новый региональный рынок, четко понимала правила игры и знала, на какое содействие может рассчитывать».

Премьер-министр России поручил Агентству стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми объединениями, а также федеральными и региональными властями представить соответствующие предложения.

Справка
Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создано Правительством РФ в целях поддержки уникальных общественно значимых проектов и инициатив среднего предпринимательства, содействия про фессиональной мобильности и поддержки молодых профессиональных коллективов в социальной сфере.
Работа агентства осуществляется по трем основным направлениям: «Новый бизнес» (поддержка молодых талант ливых предпринимателей); «Молодые профессионалы» (содействие профессиональной мобильности с помощью создания систем профессиональной аттестации работников, поддержки профессиональных ассоциаций, обновления стандартов профессиональных квалификаций); «социальные проекты» (поддержка социальных инициатив путем продвижения проектов развития социальных учреждений, включая социально-ориентированные некоммерческие организации; поддержка молодых профессиональных коллективов, осуществляющих свою деятельность в социальных учреждениях; содействие в организации стажировок; распространение лучших практик развития социальных учреждений в субъектах РФ).
В состав Наблюдательного совета асИ, возглавляемого Председателем Правительства России, входят Генеральный директор агентства, Министр экономического развития РФ, Председатель Внешэкономбанка, руководители регионов, представители общественных объединений бизнес-сообщества, ведущие российские менеджеры.

При этом федеральный центр будет стимулировать регионы с помощью различных инструментов, в том числе и финансовых, так, в настоящее время уже создан специальный фонд поощрения регионов с наилучшими результатами по привлечению инвестиций, объемом 10 миллиардов рублей.

Владимир Путин: «В целом эффективность работы региональной и местной власти по привлечению инвестиций для создания новых современных производств и рабочих мест должна быть базовым критерием оценки эффективности деятельности руководителя региона»

Также было предложено напрямую увязать состояние предпринимательского климата с выделением дотаций субъектам РФ.

21 октября состоялось первое заседание Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством премьер-министра России Владимира Путина.

На нем он выступил с инициативой создания советов по привлечению инвестиций в каждом регионе России и попросил губернаторов лично возглавить эти структуры.

Владимир Путин: «Я прошу региональных руководителей, там, где этого пока нет, создать советы по привлечению инвестиций и обращаюсь еще раз к руководителям регионов, прошу вас лично эти советы возглавить»

По словам премьер-министра, необходимо, чтобы в состав советов входили представители предпринимательского сообщества, руководители территориальных органов разных ведомств, что важно с точки зрения координации работы всех структур власти на региональном уровне. Основной принцип работы – максимальная открытость. Планируется организация трансляции в Интернете и телеэфире.

Владимир Путин: «В каждом министерстве Правительства Российской Федерации или ведомстве за предметную работу с Агентством теперь отвечает конкретный человек: заместитель руководителя ведомства, который должен помогать двигать проекты без излишних бюрократических проволочек».

На заседании Наблюдательного совета АСИ представило предложения о введении единых стандартов поддержки бизнеса субъектов Федерации.

Эльвира Набиуллина,
министр экономического развития России

«Эта инициатива (создание АСИ) очень полезна с точки зрения продвижения новых проектов. Мне кажется, все эти инициативы, проекты, которые у нас идут, и комиссия по модернизации, и (инновационный центр) «сколково» они все направлены на единую задачу. Мы перед собой ставим задачу модернизации экономики, перехода на инновационный путь развития».


Андрей Никитин,
генеральный директор АСИ:

«Агентством подготовлены основные положения стандарта поддержки бизнеса в субъектах Российской Федерации. Его цель – это создание условий по увеличению притока инвестиций с использованием лучшей российской и международной практики, взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями. Пилотная апробация положений стандарта начнется в шести субъектах Федерации. Эта работа будет завершена до 1 февраля, и результаты будут представлены Наблюдательному совету. До 1 марта в каждом регионе должна быть сформирована «дорожная карта» по внедрению стандарта и не позднее 1 июля стандарт должен быть внедрен в пилотных регионах – Калужской, Липецкой, Свердловской и Ульяновской областях, Пермском крае и Республике Татарстан».

Оценка интенсивности конкуренции на региональных рынках Российской Федерации

В 2011 году по инициативе Минэкономразвития России был разработан и реализован пилотный проект по созданию методики оценки «Интенсивности конкуренции на региональных рынках Российской Федерации». оператором сбора данных для проекта выступила компания Online Market Intelligence (OMI), методическая и организационная поддержка проекта осуществлялась Исследовательской группой ЦИРКОН.

В качестве базового подхода к сбору данных было выбрано онлайн-анкетирование – опрос руководителей предприятий, отобранных по базам контактных данных, путем заполнения ими анкеты, разработанной специалистами Минэкономразвития России.

Приглашения к участию в опросе были направлены почти на 16 тысяч адресов. Всего в ходе исследования было заполнено 794 онлайн-анкеты. Это означает, что откликнулись около 5%. Такая величина примерно соответствует тому проценту, который обычно фиксируется в ходе массовых рассылок. В общей сложности в исследовании приняли участие 846 респондентов, проживающих в 57 субъектах РФ (из 83). Таким образом, проект не позволил рассчитать индекс конкурентоспособности для каждого региона, но, тем не менее, данных оказалось достаточно для проведения сравнительного анализа на уровне федеральных округов, что позволяет отработать методы анализа ввиду пилотного характера данного опроса.

Результаты проекта комментируют наши эксперты: заместитель директора Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева и специалисты исследовательской компании «Полилог».

Как вы в целом оцениваете интенсивность борьбы
с конкурентами за привлечение клиентов
на целевом рынке в отмеченном вами регионе?


Светлана Авдашева: «Около 15% респондентов оценили конкуренцию как незначительную или отсутствующую, что очень близко к 20% предприятий обрабатывающей промышленности, на деятельность которых конкуренция не оказывает заметного влияния. По опыту проведения подобных обследований представляется, что разграничение конкуренции на «очень интенсивную», «достаточно интенсивную» и «средней интенсивности» не несет значительного дополнительного содержания. Поскольку респондент сопоставляет свою субъективную оценку с эталоном, созданным его же собственными представлениями о должном, два идентичных продавца на одном и том же рынке, действующих в одних и тех же условиях, могут оценить конкуренцию по-разному: один – как «средней интенсивности», другой – как «очень интенсивную». Самый важный вывод в данном случае очень прост и столь же оптимистичен – подавляющее большинство российских компаний сталкиваются с конкуренцией».

«Полилог»: «В целом ни в одном из федеральных округов доля респондентов оценивающих конкуренцию как слабую, не превосходит долю респондентов, оценивающих ее как сильную (здесь и далее без учета статистической погрешности, ввиду недостаточного объема выборки).

Наибольшие оценки интенсивности демонстрируют Дальневосточный, Северо-Кавказский и Уральский округа; наименьшие – Южный, Приволжский и Центральный.

Стоит отметить, что ту или иную степень снижения интенсивности конкуренции во всех округах отметило незначительное число респондентов, что может свидетельствовать в целом о положительной динамике развития конкуренции в стране».

Есть ли на целевом рынке в отмеченном вами регионе игрок,
который занимает существенно большую по сравнению
с другими участниками рынка долю рынка?


Светлана Авдашева: «Ответ на такой вопрос позволил бы оценить структурные факторы конкуренции не только в статическом, но и в динамическом понимании. Как известно, наличие лидера на рынке не препятствует конкуренции, а напротив, может способствовать ей, так как отсутствуют препятствия входа на рынок новых участников. Результаты опроса демонстрируют довольно благополучную картину. Только каждый седьмой респондент указал на наличие единственного рыночного лидера, и лишь каждый третий респондент отметил его существенное воздействие на условия конкуренции.

Большинство респондентов (61%) указали, что продавцов, оказывающих существенное влияние, на рынке несколько. Эти ответы соответствуют рынку олигополии, для которого характерна взаимозависимость между участниками (или, как предполагается вопросом анкеты, группой рыночных лидеров). Интенсивность конкуренции на таких рынках является оборотной стороной выбора модели стратегического взаимодействия – иными словами, продавцы имеют возможность выбора, что для них выгоднее – конкурировать или не конкурировать. На подобных рынках конкуренция может быть ослаблена в результате явного или молчаливого сговора, но точно так же конкуренция может оказаться достаточно интенсивной и плодотворной для покупателей. Именно такие рынки являются важным объектом государственной конкурентной политики, поскольку на модель стратегического взаимодействия оказывают влияние, как антимонопольные запреты, так и условия входа и заключения сделок».

«Полилог»: «В очень грубом приближении данный вопрос соответствует понятию «доминирующего положения» из антимонопольного законодательства. Для распределения ответов на этот вопрос характерно то, что во всех округах более половины респондентов отмечают наличие нескольких доминирующих игроков. По мнению респондентов в целом, при наличии относительно большого числа конкурирующих наименований товаров, работ и услуг, рынки, оцениваемые по долям участников, все же тяготеют к олигополистическим структурам. Само по себе это может свидетельствовать о том, что на олигополистических рынках конкуренция, тем не менее, достаточно интенсивна и осуществляется, в частности, путем расширения ассортимента».

Приходилось ли вам с целью привлечения клиентов в течение последнего года снижать цену продукции (работ, услуг)?


Светлана Авдашева: «Более трех четвертей (76%) респондентов указали на то, что в течение последнего года для привлечения покупателей им приходилось снижать цену. Конечно, мы не можем узнать, от какого первоначального уровня необходимо это снижение отсчитывать, однако ответы свидетельствуют о некоторой интенсивности ценовой конкуренции».

«Полилог»: «Данный вопрос позволяет оценить субъективное восприятие участниками рынка своего поведения и поведения других участников рынков как конкурентного. В целом респонденты довольно высоко оценивают степень конкурентности своего поведения по параметру цены. В то же время наблюдается довольно серьезный разброс – более чем в два раза – между федеральными округами по уровню интенсивности ценовой конкуренции. Лидерами по ценовой конкуренции оказываются Уральский, Северо-Западный и Северо-Кавказский округа. В наименьшей степени она проявляется в Дальневосточном, Центральном и Южном округах».

Пожалуйста, оцените изменение активности компаний федерального масштаба на целевом рынке в отмеченном вами регионе


Пожалуйста, оцените изменение активности иностранных компаний на целевом рынке в отмеченном вами регионе.


Светлана Авдашева: «Оценка изменения присутствия разных групп конкурентов на региональных рынках также дает основания для оптимистичных оценок: число респондентов, указавших на рост присутствия «москвичей» на региональных рынках, в 8,5 раз превышает число указавших на снижение их роли. Аналогично, число предпринимателей, указавших на рост присутствия иностранцев, в 3,5 раза выше числа указавших на ослабление их активности. Расширение присутствия этой группы новичков на региональных рынках говорит о преодолимости барьеров входа для них – а, следовательно, о благоприятных условиях для конкуренции».

«Полилог»: «Данные два вопроса позволяют оценить субъективное восприятие респондентами «конкурентных угроз» со стороны компаний федерального масштаба и иностранных фирм. В целом, за исключением Южного федерального округа, конкурентная угроза со стороны компаний федерального масштаба оценивается несколько выше среднего уровня, но незначительно и с небольшим разбросом. Природа «выброса» для Южного округа требует дополнительного анализа на материалах будущих обследований. Со стороны иностранных игроков респонденты отмечают в целом невысокий уровень конкурентных угроз. Однако, в отличие от угроз федерального уровня, здесь разброс оценок по федеральным округам заметно выше».

Регионы обсудили торги на земельные участки в онлайн-режиме

1 декабря 2011 года Минэкономразвития России совместно с ОАО «Ростелеком» провели видеоконференцию по вопросам информационного сопровождения торгов в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и на право заключения договоров о развитии застроенной территории. напомним, с 1 января 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 года № 650 вся информация о подобных торгах должна размещаться на едином официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет – www.torgi.gov.ru.

В работе видеоконференции приняли участие 19 студий, расположенных в разных городах нашей страны, и одна центральная – в Москве. В течение четырех часов на вопросы представителей регионов отвечали специалисты Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службы, Министерства регионального развития и ОАО «Ростелеком». Темы, поднятые участниками конференции, касались не только работы интернет-портала torgi.gov.ru и правил размещения на нем извещений о торгах, но и изменений в действующем законодательстве. Так, обсуждались вопросы, связанные с недавно подписанным Президентом России Дмитрием Медведевым «третьим антимонопольным пакетом», в том числе о расширении перечня торгов, которые обязательно должны размещаться на сайте torgi.gov.ru, об изменении порядка передачи прав в отношении государственного и муниципального имущества в аренду, а также о новой процедуре административного обжалования торгов.

К примеру, организаторы торгов из Владивостока поинтересовались, нужно ли регистрироваться на сайте torgi.gov.ru повторно, чтобы размещать извещения о торгах в отношении земельных участков, если госорган уже зарегистрирован и размещает информацию о торгах по аренде госимущества.

Ответ: Юридическому лицу достаточно зарегистрироваться только один раз. Повторная регистрация не требуется, при этом необходимо изменить настройки в личном кабинете организатора торгов в соответствии с инструкцией, которая размещена на сайте в разделе «вопрос-ответ».

Тюмень: Необходимо ли размещать на сайте отсканированный договор с подписью и отметкой о заключении государственной регистрации?

Ответ: Нет, не обязательно, достаточно опубликовать данные победителя и реквизиты договора. Но если вы все-таки хотите разместить договор – это возможно с учетом ограничения на загружаемый размер файла – 1 Мб, оно объясняется техническими возможностями.

Республика Карелия: В настоящее время информацию об объявлении торгов мы размещаем на своем сайте, а состоятся они только в начале следующего года. Где мы должны разместить результаты этих торгов?

Ответ: Сейчас, объявляя торги, вы руководствуетесь требованиями Земельного кодекса, который гласит, что информация должна быть размещена на официальном сайте организатора торгов. После 1 января 2012 года возникает обязанность всю информацию, касающуюся торгов, публиковать на едином сайте, определенном Правительством РФ. Поэтому сейчас вам лучше продублировать свою информацию и на местном сайте, и на torgi.gov.ru, который в полном объеме функционирует с середины августа этого года. Это, помимо прочего, будет способствовать расширению круга участников аукциона.

Москва: Какие возможности по аналитике будут на сайте? Смогут ли пользователи знакомиться со статистическими данными, касающимися процедуры проведения торгов?

Ответ: В настоящее время на сайте torgi.gov.ru уже размещается информация о количестве зарегистрированных организаторов торгов и о количестве размещенных извещений (лотов). Кроме того, разрабатывается инструмент, с помощью которого возможно отслеживать информацию по количеству участников на торгах, по ценам контрактов. Пока система действует в тестовом режиме, в ближайшее время она будет запущена в эксплуатацию. Предполагается, что отдельные аналитические отчеты будут размещаться для публичного доступа, по запросу такая информация может предоставляться всем желающим.

Ряд вопросов касался работы технической поддержки пользователей, прозвучало несколько предложений по улучшению функционала сайта, которые представители Минэкономразвития России обещали рассмотреть и внедрить.

нижний новгород: Что делать, если не удалось разместить протокол в установленные сроки по вине неполадок на сайте. ФАС примет этот факт во внимание?

ответ: Примет, если вы предоставите комиссии подтверждение того, что не смогли по техническим причинам, от вас не зависящим, разместить протокол на сайте в нужные сроки. Подтверждением может служить письменное заключение Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, либо службы поддержки.

Участники видеоконференции в центральной студии в Москве отметили, что встреча получилась содержательной: на все вопросы были даны исчерпывающие ответы. Организаторы мероприятия поблагодарили за интересные вопросы, пообещали учесть все прозвучавшие пожелания и замечания, а также призвали пользователей сайта активно участвовать в обсуждениях на форуме и внимательно следить за обновлениями раздела «вопрос–ответ».

Дмитрий Логачев, начальник отдела по проведению
торгов и регистрации прав комитета по управлению
городским имуществом города Ульяновска

«Формат встречи меня в полной степени устроил. Очень хорошо, что было много приглашенных гостей: из Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития России и Министерства регионального развития. В таком формате, когда все обменива ются опытом, это носит положительный эффект. Я лично задал пару волновавших меня вопросов и получил все необходимые разъяснения. Непосредственно меня волновали вопросы по процедуре размещения информации о проведении аукционов по продаже земельных участков и по вопросам работы и технической поддержки сайта. Я нередко сталкивался с тем, что сайт был перегружен. Получил ответы от специалистов Ростелекома, что совсем недавно были проведены улучшения, и работа сайта теперь будет более корректной».


Индира Шандиева, советник управления контроля ЖКХ,
строительства и природных ресурсов ФаС России

«Cайт torgi.gov.ru призван обеспечить проведение торгов, в том числе по продаже или сдаче в аренду земельных участков, максимальной прозрачностью. сегодняшняя конференция показала, что регионы поддерживают наши законодательные инициати вы, выступают «за» определение сайта torgi.gov.ru официальным источником информации по всем торгам. Это радует, потому что раньше, когда информация о торгах размещалась на сайтах организаторов торгов или «подконтрольных» им сайтах, антимонопольному органу крайне сложно было отследить добросовестность размещения информации и оперативно реагировать. Организаторы торгов могли разместить извещение о торгах задним числом или вообще не разместить.
Считаю, что такие мероприятии нужны и полезны – это обмен информацией. Для нас они важны для понимания ситуации, которая складывается с правоприменением на местах. Именно на таких мероприятиях мы узнаем, что интересует непосредственных организаторов торгов, с какими проблемами сталкиваются предприниматели. Путем анализа полученной информа ции мы готовим изменения в законодательство, кстати, «третий антимонопольный пакет» поправок был подготовлен на основе поступивших в антимонопольный орган жалоб и предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства».

Евгений Литвак:
В регионах, где вопрос о конкуренции приоритетен,
мы стабильно наблюдаем появление интересных инициатив

В мае 2009 года Правительством Российской Федерации был утвержден стратегический документ – Программа развития конкуренции в Российской Федерации, который определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики до 2015 года. Тогда же было принято решение о необходимости разработки во всех 83 субъектах Российской Федерации региональных программ с учетом местной специфики. Регионы по-разному подошли к подготовке этого документа и сейчас, на этапе реализации программ также показывают разные результаты. Минэкономразвития России оказывало методическую помощь регионам при подготовке программ, а в настоящее время проводит мониторинг эффективности их реализации. В этом году представители Минэкономразвития России совместно со специалистами национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) провели анализ мероприятий, реализованных в регионах в рамках программ в 2010-2011 годах. об итогах исследования «конкурентной политике» рассказал генеральный директор НИСИПП Евгений Литвак.

Евгений Геннадьевич, расскажите об основных результатах
проведенной работы по оценке эффективности реализации
региональных программ развития конкуренции.

Научно-исследовательская работа проводилась с сентября по декабрь. Основными результатами работы стали:

  • методология сбора и анализа информации о реализации региональных программ развития конкуренции;
  • анализ реализации всех региональных программ с рекомендациями по совершенствованию региональной практики развития конкуренции и по улучшению качества региональных программ;
  • свод лучших практик реализации региональных программ и мероприятий по развитию конкуренции.

Для получения достоверного ответа о ходе
исполнения программ в регионах изучали ли вы
мнения предпринимателей, потребителей, научного сообщества
субъектов Федерации или только информацию
сполнительной власти региона?

Для получения необходимых результатов мы, безусловно, использовали информацию, полученную от региональных органов власти по специальной форме. Это позволило изначально задать единые требования к структуре информации и ее объему. Кроме этого, мы провели опрос 500 субъектов предпринимательства – потенциальных бенефициаров результатов исполнения мероприятий региональных программ развития конкуренции – в 10 регионах (Калужская область, Кировская область, Мурманская область, Омская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Тверская область, Хабаровский край). Также проводились глубинные телефонные интервью с представителями органов власти и бизнеса.

Какие регионы можно назвать наиболее благополучными
с точки зрения развития конкурентной среды,
а каким нужно уделять больше внимания для решения
задач по улучшению конкурентного климата?

От общих оценок я бы отказался. Все-таки наша задача была оценить то, как региональные органы исполняют программы развития конкуренции, а не померить степени развития конкурентной среды. Правда, можно привести оценку самих предпринимателей существующей конкурентной среды в их регионах: наиболее высоким уровень конкуренции, по мнению респондентов, является в Тверской и Пензенской областях, наиболее низким – в Кировской области.

Кроме регионов-лидеров в положительную сторону отличаются также Республика Татарстан и Калужская область, в отрицательную – Мурманская область и Республика Чувашия.

В этой связи на текущем этапе правильнее сравнивать регионы по активности формирования конкурентной среды на тех или иных товарных рынках, в том числе посредством реализации региональных программ развития конкуренции. Например, Пермский край интенсивно реформирует сектор здравоохранения. Есть, конечно, определенные проблемы и конфликты, но нельзя отрицать, что движение вперед всетаки происходит, конкурентная среда в секторе меняется.

Интересен опыт соседней Кировской области, где основной формулой создания конкурентной среды выбрано делегирование полномочий на уровень муниципалитетов, бизнеса и населения. Таким образом, регион отказывается навязывать какие-либо схемы, пусть даже идеальные и уже работающие в других регионах. Нужно отметить, что в Кировской области, тем не менее, реализуются многие мероприятия аналогичные пермским, хотя и в меньшем масштабе.

Если же говорить о регионах, которые наиболее эффективны с точки зрения реализации уже утвержденных программных документов, то это – Москва, Тюменская область, Липецкая область, Камчатский край, Орловская область, Вологодская область.

Можете ли вы назвать основные региональные
проблемы, препятствующие развитию конкуренции?

Основная проблема – отсутствие запроса на конкуренцию. Сложившийся статус-кво на большинстве товарных рынков всех устраивает. Появление новых игроков всегда чревато конфликтами, которых никто не хочет.

Инструментальные проблемы конкурентной политики решаемы. Это видно даже за те два года, когда регионы начали писать Программы. Там, где вопрос о конкуренции действительно оказался приоритетным, мы стабильно наблюдаем появление интересных инициатив, мероприятий.

Какие основные рекомендации можно дать регионам
для улучшения состояния предпринимательского климата?

Самый лучший способ расширить возможности для честной конкуренции, состоит, конечно, в том, чтобы не создавать барьеров для предпринимателей, которые делят бизнес на «своих» и «чужих». Для этого даже не обязательно уходить из экономики, как радикально отмечают разработчики отдельных Программ. К сожалению, нельзя дать указания сверху, как добиться этой цели в каждом конкретном регионе – многое зависит от личности его руководителя. Если он формирует запрос на конкуренцию как часть политической или экономической культуры региона, тогда есть подвижки.

Полезным было бы более активное привлечение бизнеса к решению региональных проблем. Положительный эффект для анализа проблем конкуренции могли бы иметь отраслевые совещания и круглые столы, которые часто упоминаются как самостоятельные мероприятия Программ. Однако проблематично найти содержание и резолюции запланированных мероприятий, отсутствуют ссылки на результаты их экспертизы в Программах. Учитывая, что участие в подобных мероприятиях не регламентировано, высок риск отсутствия там новых или потенциальных игроков рынка, что может выступать барьером в интересах крупнейших участников рынка.

Часто наблюдается такая картина – предпринимателей просят собраться, выступить по тем или иным вопросам, а потом все расходятся и забывают. Предприниматели перестают верить власти. Но если собирать предпринимателей, то можно сразу и какие-то решения принимать – ведь часто они не просто критикуют власть, а готовы помогать исправлять ситуацию, участвуя своей компетенцией, финансами.

В качестве положительно примера можно привести Хабаровский край, где по результатам заседаний межведомственного совета при Правительстве края по устранению барьеров в развитии предпринимательства определяются поручения органам исполнительной власти края, рекомендации органам государственной власти РФ, органам местного самоуправления, организациям и объединениям предпринимателей. В свободном доступе находится информация к заседанию и его результатах, ведется контроль исполнений поручений и рекомендаций совета.

Создание специальных комитетов (советов) в субъектах РФ, отвечающих за вопросы развития конкуренции, стало новой тенденцией в экспертном обеспечении Программ. В частности, подобная практика введена в Тамбовской (Экспертный совет по развитию конкуренции при администрации области), Ярославской областях (Координационный совет по вопросам развития конкуренции), Хабаровском крае (Межведомственный совет при Правительстве края по устранению барьеров в развитии предпринимательства). Однако в настоящий момент преждевременно делать выводы об эффективности подобных органов.

Назовите, на ваш взгляд, самые удачные инструменты
конкурентной политики в регионах и примеры лучших практик.

Каждый из инструментов конкурентной политики в отдельности способен оказать лишь локальное влияние на конкурентную ситуацию, воздействуя, как правило, лишь на один фактор, ограничивающий конкуренцию, или на группу близких факторов. Для кардинального же изменения конкурентной ситуации необходимо применение целого комплекса мер.

Выявленные инструменты конкурентной политики, которые успешно реализуются или были реализованы в отдельных субъектах Российской Федерации и которые следует применять в других регионах, вошли в специально подготовленный свод лучшей региональной практики, который в ближайшее время будет издан и распространен среди региональных администраций и заинтересованных лиц.

НеСТАНДАРТные ответы

Александр Сергеевич Галушка,
президент «Деловой России»

Единый Стандарт поддержки бизнеса в регионах был разработан агентством стратегических инициатив совместно с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Пилотная апробация основных положений Стандарта первоначально пройдет в шести субъектах Российской Федерации: Республике Татарстан, Пермском крае, Липецкой, Калужской, Свердловской и Ульяновской областях до 1 февраля 2012 года.
На вопросы «конкурентной политики» о Стандарте ответили его разработчики и представители регионов.

Что на ваш взгляд самое важное в Стандарте?

Самое главное в Стандарте, что он, в отличие от предыдущих попыток формирования программы улучшения инвестиционного климата на региональном уровне, исходит не из понимания чиновников, которое рождается в кабинетах, а из реальных потребностей и нужд инвесторов. Не менее важно, что Стандарт пронизан культурой клиента, ориентированного на улучшение инвестиционного климата в регионе. Залог успеха как раз и заключается в понимание того, что потребитель инвестиционного климата это – инвестор, а его производители – региональная администрация, которая должна работать в клиенто-ориентированной культуре.

Как будет обеспечена прозрачность взаимоотношений
инвестора и региональной власти?

В Стандарте целый блок положений касается обеспечения прозрачности и эффективности отношений инвесторов и региональной власти. Это создание и постоянно действующего совета при губернаторе, и агентства по работе с инвесторами, которое собирается не раз в квартал, а ежедневно, решая проблемы и удовлетворяя запросы бизнеса. Это формирование специализированного сайта, создание личного кабинета инвестора, который обеспечивает постоянную регулярную эффективную коммуникацию. В совокупности, все вместе и совет при губернаторе, и специализированные агентства, и прямые каналы коммуникации обеспечивают прозрачность и эффективность связи между инвестором и региональной властью.

Каковы критерии эффективности действий
власти в рамках реализации Стандарта?

На наш взгляд главным критерием оценки эффективности действий власти при реализации этого Стандарта должны стать новые, высокопроизводительные рабочие места. Это означает, что выручка в пересчете на одного человека составляет не менее 3 млн рублей в год. Это и есть количество рабочих мест, поделенное на общее количество трудоспособного населения.

В чем вы видите опасности внедрения Стандарта?
Нужны новые документы – стратегия, меморандум, закон.
Не «потопят» ли региональные власти эту идею в большом числе бумаг?

Главную опасность я вижу в том, что некоторые регионы могут отделаться «джентельменским» набором, то есть они формально выполнят все положения Стандарта, а реального улучшения инвестиционного климата не произойдет. Поэтому критерием оценки эффективности должно стать создание новых рабочих мест. В этом случае несоблюдение Стандарта ради его соблюдения способно повлечь за собой реальное улучшение социально-экономического развития.

Для того чтобы снять эту опасность нужны меры, стимулирующие регионы к внедрению Cтандарта и созданию новых рабочих мест. Для улучшения межбюджетных отношений региону должно быть выгодно создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции, развивать экономику, чтобы налоги, которые он получает, не срезались уменьшением федеральных дотаций, как это сейчас происходит.

Что из пунктов Стандарта вам представляется
наиболее сложным для внедрения? С чего начинают
свою работу регионы-пилоты?
Они берутся за все пункты сразу или действуют поэтапно?

Суть в том, что все 15 положений стандарта вместе образуют единый пакет мер. Что главное из этих 15 пунктов? Как показывает практика лучших и худших примеров работы региональных администраций, самое главное две вещи: компетенция и коммуникация. Многие регионы пытаются создавать агентства по работе с инвесторами. Уже в 53 регионах России такие агентства созданы. Практически все регионы России готовы давать налоговые льготы инвесторам, готовы субсидировать процентные ставки, очень многие пытаются создавать индустриальные парки и технопарки, но мало у кого получается привлечь инвесторов.

А вот те, у кого получается, начинают с того, что работают в постоянном режиме с инвестором, исходят из понимания, что инвестор – это клиент, и с ним надо работать как с клиентом. При этом они имеют профессиональные навыки и базу для того, чтобы это делать компетентно и грамотно. В таком случае, когда есть клиенты, ориентированные культурой работы региxональной администрации, есть постоянная коммуникация с бизнесом и инвесторами, есть компетенция и профессионализм, в этом случае и налоговые льготы, и индустриальные парки, и субсидирование продукционной ставки агентств по работе с инвесторами из атрибутов инвестиционного климата превращаются в эффективно работающий механизм.

Подходит ли Стандарт всем регионам, ведь они такие разные?
По какому принципу отбирались пилотные регионы?
Как к ним можно присоединиться?

Знаете, специфика России в том, что у нас очень много специального, и не хватает универсального и уникального. В отличие, допустим, от стран Европы, там изюминка наоборот в специальном и уникальном. И конечно Стандарт может восполнить этот пробел. Его 15 пунктов содержат тот минимальный набор, который носит универсальный характер, и по большому счету эти все позиции могут и должны быть внедрены во всех регионах от Южного Сахалина до Калининграда, даже в малонаселенных.

При этом ситуация такова, что шесть отобранных регионов, это далеко не закрытый перечень. Да, это первоочередные регионы, но не исключительные. Все остальные регионы могут в инициативном порядке подключиться к этой работе. Основанием будет являться инициатива региона, закрепленная подписанием трехстороннего соглашения между субъектом РФ, в лице его главы, АСИ и Деловой России.

Почему именно трехстороннего? Для АСИ это очень правильно, агентство изначально ориентированно на то, что бизнес-сообщество сразу должно участвовать в работе по улучшению инвестиционного климата. На старте нашего диалога мы хотим навыком и опытом помочь региональным администрациям. В коммуникации это очень важно.

Чем может помочь АСИ регионам в ходе внедрения Стандарта?

На наш взгляд АСИ может выступить неким катализатором, оно может агрегировать практики и обеспечивать доведение информации до каждого региона. Таким образом, АСИ может играть роль модератора процесса, собирая лучшие практики и внедряя их в дальнейшем во всех регионах России.

Честная конвертация участникам ВЭД
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости