Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Аудит программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти

Файлы

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Информационно-аналитический доклад

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
www.nisse.ru

Март 2012

Авторы текста:

Буев Владимир Викторович
Володин Владимир Борисович
Калмыков Михаил Сергеевич
Сорокин Алексей Анатольевич
Чепуренко Александр Юльевич
Шевернев Юрий Алексеевич
Шестоперов Алексей Михайлович

Благодарности:

Авторский коллектив благодарит Сайдуллаева Фазлиддина Садриддиновича, Смирнова Николая Валериевича, Чумакова Сергея Васильевича, Шестопёрова Олега Михайловича за ценные комментарии и предложения, высказанные в ходе подготовки настоящего доклада.

(с) 2001-2012 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.

Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  2. 1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
    1.2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    1.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    1.4. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
    1.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  3. ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  4. 2.1. МЕСТО ВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    2.2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОРАБОТКИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

  5. МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  6. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  7. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

    СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Настоящее исследование продолжает серию докладов Национального института системных исследований проблем предпринимательства по тематике развития малого и среднего бизнеса в России.

С начала 1990-х по начало 2000-х годов в России действовала система поддержки малого предпринимательства, основой которой выступали федеральные программы поддержки малого предпринимательства. В начале прошлого десятилетия реализация таких программ в силу их очевидной неэффективности и предбанкротного состояния ряда ключевых институтов была свернута. Неутешительные результаты и отрицательный экономический эффект от реализации программ в свое время были подробно проанализированы экспертами нашего института в книге «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее»1.

С 2005 года в России на федеральном уровне формируется новая система поддержки малого (а с 2008 года – еще и среднего) предпринимательства. Государство начинает принимать нормативно-правовые и программные документы, «фундаментирующие» новую систему.

Наиболее активно новая система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) стала разворачиваться с 2007-2008 годов – с момента принятия и вступления в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Последствием внедрения данного закона выступило принятие ряда правительственных и ведомственных документов как программного, так и непрограммного характера.

Так, Правительством РФ и Минэкономразвития России была инициирована работа по сокращению административных барьеров в сфере МСП, упорядочиванию имущественной поддержки МСП, упрощению доступа субъектов МСП к технологической инфраструктуре. Были приняты федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов.

Вместе с тем некоторые системные недостатки, свойственные политике поддержки МСП 1990-х годов, проявились и в 2000-х годах. Речь, прежде всего, идет о разработке и реализации государственных программ поддержки МСП. Формирование новой системы поддержки МСП с 2005 года осуществлялось фактически на безальтернативной и непубличной основе. Широкое общественное обсуждение приоритетов государственных программ поддержки МСП почти не проводилось. В наибольшей степени такое положение вещей было характерно для федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основным оператором которой выступает Минэкономразвития России.

При этом недостаточная публичность государственных программ привела к фактическому отсутствию независимого взгляда со стороны. Ключевую роль в разработке программ играли собственные силы Минэкономразвития России – Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее также – профильный департамент или профильный департамент Минэкономразвития России), иные ведомства, наделенные полномочиями по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Последняя в настоящий момент выступает сразу в трех ипостасях: влияет на распределение финансовых государственных средств по программам и одновременно дает им оценку в «публичном поле»2, выигрывает и реализует большинство конкурсов на проведение научно-исследовательских работ в сфере малого и среднего предпринимательства, объявляемых Минэкономразвития России (в том числе по оценке эффективности реализуемых государством мер и разработке предложений3).

В последнее время появились признаки того, что произошло еще большее сужение круга стейкхолдеров и экспертов, вовлеченных в обсуждение программных приоритетов, и усиление «аффилированности» профильного департамента Минэкономразвития России с данными субъектами. Об этом могут говорить отдельные действия профильного департамента. Так, 14 марта с.г. заседание правления Опоры4, на котором обсуждались, в том числе, и финансовые вопросы, прошло в помещениях Минэкономразвития России. На заседании присутствовал директор профильного департамента министерства5. Одновременно в этот же день на сайте Минэкономразвития России был опубликован новый документ, определяющий приоритеты федеральной программы финансовой поддержки МСП на 2012 год – проект приказа «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Это обстоятельство (совпадение двух событий) могло быть расценено:

1) как своеобразный сигнал в адрес региональных администраций, что при подготовке и подаче заявок на участие в федеральной программе финансовой поддержки МСП, а впоследствии и при реализации поддержанных мероприятий следует отдавать предпочтение конкретной общественной организации;

2) как намек предпринимателям, кого «выделяет» профильный департамент Минэкономразвития России среди всех других общественных предпринимательских организаций и кто может оказаться наиболее влиятельным в вопросах распределения финансовых средств непосредственно в регионах (вопрос потенциальной членской базы).

Полностью согласиться с оценками и интерпретациями подобного рода нельзя, хотя очевидно, что такие оценки, а также недостаточная публичность и низкий уровень вовлечения экспертного сообщества усиливают сомнения в объективности государственных программ поддержки МСП. В этой связи желание представить независимый взгляд на основные результаты и особенности системы поддержки МСП, сложившейся на федеральной уровне, проанализировать и отчасти оценить результаты действия этой системы и стало основным мотивом подготовки настоящего доклада.

Учитывая идущую в России смену политических циклов, задача доклада в том, чтобы указать на отдельные значимые проблемы и ошибки, свойственные реализуемой в России политике по поддержке МСП, а также сформулировать ряд задач по ее кардинальному обновлению на федеральном уровне.

Основное внимание в докладе уделяется анализу программ поддержки МСП, реализуемых федеральными органами исполнительной власти. Именно на этих документах базируется действующая система поддержки МСП и именно их содержание и выступает квинтэссенцией российской государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. В частности, авторами доклада рассматриваются федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также ведомственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденные Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, Минпромторгом России, Минкультуры России, Минтрансом России, Минсельхозом России.

Доклад состоит из нескольких разделов.

В разделе 1 приводится анализ федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Дана общая характеристика программы, сопоставлены цели и реальные результаты программы, приводится анализ сложившегося механизма администрирования программы.

В разделе 2 рассматриваются ведомственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемые федеральными органами исполнительной власти, сопоставляются цели и результаты реализации ведомственных программ.

Раздел 3 доклада содержит описание действующих механизмов координации программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти.

Раздел 4 доклада посвящен анализу системы мониторинга программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых федеральными органами исполнительной власти.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по совершенствованию системы поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне.

С публикацией первой версии настоящего доклада работа над ним не завершается. Авторский коллектив выражает готовность доработать доклад и представить более совершенный его вариант, в связи с чем мы обращаемся к читателям с просьбой направлять нам все свои предложения, пожелания, дополнения и уточнения по почтовому адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 6/9/20, стр.1 либо по электронному адресу: office@nisse.ru.


1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестопёрова. - М.: Новое издательство, 2004.

2 В настоящее время в рамках реализации программы финансовой поддержки МСП профильный департамент Минэкономразвития России в основном взаимодействует с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". Однако у представителей Опоры России в данном случае возникает объективный конфликт интересов. Принимая участие в конкурсных комиссиях, ее представители влияют на решение вопросов о распределении бюджетных средств. Одно-временно в публичном пространстве Опора России выступает как основная предпринимательская структура, дающая оценку данной государственной программе.

3 Например, в 2010 году были выиграны все 4 лота, выставленные на конкурс профильным Департаментом Минэкономразвития России по тематике малого и среднего предпринимательства на общую сумму около 1 млн. долларов.

4 Состоялось очередное заседание Опоры России. - Режим доступа: http://opora.ru/news/news_np/32213/ (18.03.2012).

5 Авторам данного доклада не известны случаи проведения в помещениях Минэкономразвития России заседаний руководящих органов РСПП, Деловой России, каких-либо других общественных предпринимательских организаций. До прихода на работу в Минэкономразвития России нынешний директор профильного департамента в период проведения первого (инвентаризационного) этапа административной реформы являлась представителем Опоры России в Экспертной группе при Рабочей группе по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости