Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Способы оценки эффекта воздействия законотворческих решений в странах Европы

Файлы

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ

Материалы Вестника подготовлены Г.О.Брицким,
консультантом отдела государственного строительства Аналитического управления

2005 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Место оценки эффекта воздействия в контексте административного реформирования Европы последних лет

Глава 2. Общие принципы оценки эффекта регулирующего воздействия в трактовке Еврокомиссии

Глава 3. Механизмы оценки эффекта воздействия в европейских странах

Глава 4. Роль неправительственных организаций в процессе оценки эффекта воздействия

Приложения

Приложение 1. Формат отчета по предварительной оценке воздействия
Приложение 2. Компоненты оценки воздействия
Приложение 3. Формат отчета по расширенной оценке воздействия

Глава 3. Механизмы оценки эффекта воздействия в европейских странах.

Несмотря на многообразие национальных политико-правовых систем, и социально-экономических условий стран Европы, мы постараемся проследить определенные закономерности в организации систем оценки эффекта регулирующего воздействия.

Для этого мы рассмотрим историю анализа эффекта регулирующего воздействия, саму процедуру оценки и роль в ней парламента, области охваченные оценкой воздействия и стадии законодательства к которым она применяется, а также интересный опыт той или иной страны в проведении различных видов оценок воздействия.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

История анализа эффекта регулирующего воздействия (RIA) в Великобритании.

Оценки стоимости для бизнеса были введены в 1985 благодаря требованиям политики кабинета.

Оценка цены согласия (CCA) была введена в Великобритании в 1985. Она была заменена оценкой эффекта регулирования в августе 1998. С тех пор, оценки эффекта регулирования использовались, чтобы оценить воздействия законодательных предложений, на фирмы, благотворительные учреждения или добровольные органы. RIA в Великобритании предназначен быть неотъемлемой частью процесса выработки политической тактики, и поощрять экспертизу затрат, выгод и рисков предложенного законодательства.

Процедура RIA

Оценка стоимости для бизнеса охватывает законопроекты и другие нормы общенационального уровня, имеющие воздействие на бизнес. Она выполняется самими субъектами регулирования и имеет целью сделать процесс принятия решения более прозрачным. Также должна разъяснить затраты бизнеса, и таким образом, направлена, на поддержку политики сокращения его затрат на регулирование. Результаты оценки обнародуются парламентским комитетом в заключительном обзоре. Также предусмотрена фактическая публикация оценки в виде резюме. Проверка качества проводится ответственным министром, также существует независимый обзор, готовящийся Министерством торговли и промышленности. Рабочая группа по бизнесу рассматривает некоторые случаи уже в форме последующей оценки. Выпущено соответствующее руководство56.

В Оценке цены согласия оцениваются вероятные значения стоимости принятия решения еще до его принятия. Эта процедура призвана гарантировать, что новые или исправленные нормы не налагают ненужные затраты на бизнес. Цели оценки риска состоят в том, чтобы оценить, стоит ли проводить регулирование вообще, а также помочь гарантировать, что затраты на регулирование будут уравновешены выгодами от контакта с риском.

Говоря о типе анализа и методологии в ее количественных и качественных измерениях, нужно отметить, что полный анализ стоимости и эффективности иногда предпочитается оценке риска и оценке цены согласия. Самая важная информация, которая должна быть включена в оценку цены согласия, представляет из себя численную оценку воздействия предложенного регулирования на бизнес в терминах стоимости. Оценка цены согласия должна идентифицировать типы и число затронутых фирм, включая различие маленьких и больших. Она должна служить своеобразной «Лакмусовой бумажкой» эффекта для мелкого бизнеса, набросками описывать эффект на 2-3 маленьких фирмах; оценка цены согласия показывает, какова цена согласия для "типичного бизнеса" так же как и полная стоимость согласия. При ее проведении необходимо обсудить эффект воздействия на международную конкурентоспособность и возможные альтернативы. Если менее дорогостоящая альтернатива отклонена, необходимо объяснить причины. Оценка цены согласия должна кратко описать цель регулирующих предписаний и предполагаемый эффект. Презентация сосредоточена на прямых затратах бизнеса. Необходимо указать, как будет проверяться цена согласия. 

Департамент, предлагающий регулирование проводит анализ, и при этом, он должен описать предполагаемый масштаб консультаций. Для актов, которые будут рассматриваться Министрами совместно, Министр департамента, который является инициатором данного регулирования, должен подписать свидетельство о том, что он прочел и оценку риска и оценку цены согласия, и полагает, что баланс между стоимостью и выгодой был выдержан должным образом.

Каждый отдел имеет “Внутриведомственное подразделение дерегулирования”57 которое проверяет оценку цены согласия после того, как содержащиеся там комментарии были приняты во внимание; задача Внутриведомственного подразделения дерегулирования состоит в том, чтобы гарантировать, что создатели предложения действительно готовят оценку цены согласия и контролировать качество оценки цены согласия во взаимодействии с Центральным подразделением дерегулирования. Центральное подразделение дерегулирования контролирует заключительную оценку цены согласия, чтобы гарантировать последовательный подход во всем правительстве. Копии также идут в рабочую группу дерегулирования58.

Перед тем как предпринять регулирующее действие, данный анализ рассматривается на нескольких уровнях лиц, принимающих решение.

Оценки цены согласия являются открытыми и публичными, и бизнес приглашается к тому, чтобы прокомментировать проекты оценки цены согласия. Для этого как в предварительных, так и уже изданных оценках цены согласия предоставляются контактные данные. Детали оценки цены согласия, подготовленной отделами, включаются в белые страницы, издающиеся каждые шесть месяцев. Правительственная директива, которая издается с шестимесячным интервалом, перечисляет оценки цены согласия, изданные на протяжении предшествовавшего периода из шести месяцев, и дает информацию о том, где они могут быть получены.

Оценка типа оценки цены согласия должна быть выполнена компетентными Министерствами, что контролируется Внутриведомственным подразделением дерегулирования, которое существует в каждом Министерстве и Центральным подразделением дерегулирования, которое связано с Секретариатом кабинета министров. Последний также проверяет текущее законодательство, чтобы узнать, есть ли потребность в дерегулировании.

Каждый год выполняются приблизительно 250 оценок цены согласия, которые затем издаются.

Рабочая группа по улучшению регулирования59 стремится к тому, чтобы оказывать помощь Правительству в издании законов. Она состоит из 18 членов, которые делегированы от больших и малых предприятий, потребителей, групп граждан, членов профсоюза и т.д.

Подразделение по улучшению регулирования или подразделение регулирующего воздействия60 в Секретариате кабинета министров - предназначено, чтобы поддержать Рабочую группу по улучшению регулирования.

Секретариат кабинета министров выпустил “Справочник по улучшению регулирования и оценке регулирующего воздействия”, содержащий инструкции и советы чиновникам, имеющим дело с оценками цены согласия.

Оценка регулирующего воздействия61 предлагает инструкции и примеры относительно регулирующей системы оценки воздействия.

Приложение номер 3 к ней содержит т.н."лакмусовый тест", то есть инструкции относительно методов исследования мелкого бизнеса. В этом контексте отбираются два или три типичных предпринимателя, и они обсуждают воздействие нового регулирования. Результат этого анализа должен быть приложен к оценке регулирующего воздействия и сопровождаться причинами, того, почему были отобраны предприниматели.

Оценка регулирующего воздействия выполяется чиновниками, вовлеченными в развитие политики, но они могут также привлечь помощь от ведомственных подразделений регулирующего воздействия, службы малого бизнеса, и центрального подразделения регулирующего воздействия, базирующейся в Секретариате кабинета министров. В случае европейского законодательства чиновники, которые будут договариваться о законодательстве для Великобритании обычно, выполняют оценку регулирующего воздействия.

Роль парламента в процедуре оценки регулирующего воздействия

Полная оценка регулирующего воздействия должна проводиться в отношении любых предложений о первичном или вторичном законодательстве, когда они представляются в Парламент. Копия полной оценки регулирующего воздействия также направляется в Парламентские библиотеки.

В случае правительственных законопроектов, включая те, которые издаются во исполнение директив ЕС, резюме оценки регулирующего воздействия должно быть частью пояснительной записки к законопроекту. Оценка регулирующего воздействия должна быть нейтральной констатацией затрат и выгод и избегать того, чтобы выступать в качестве аргумента или оправдания той или иной меры.

В случае устанавливаемого законом регулирования, пояснительная записка должна содержать информацию, о том, что оценка регулирующего воздействия доступна и о том, где она может быть получена.

В случае законодательства EC, оценка регулирующего воздействия должна сопровождать все пояснительные записки, представляемые в Парламент. В случаях, когда полная оценка регулирующего воздействия не может быть готова вовремя, пояснительная записка должна нести, по возможности, наилучшую начальную оценку, и оценка регулирующего воздействия должна воспоследовать как можно быстрее. В случае законопроектов вносимых Членами парламента, (не занимающими официального поста, в ведомствах, где должна быть произведена оценка регулирующего воздействия), должны быть приложены все усилия к тому, чтобы произвести эту оценку на дату, определенную для второго чтения.

Области, охваченные оценкой

Полная оценка регулирующего воздействия должна охватить следующие ключевые элементы: цель и предполагаемый эффект, риски, выгоды, затраты, обеспечение согласия, воздействие на мелкий бизнес, консультации, контроль и оценка, рекомендации. Оценки эффектов предложений часто будут более широкими, нежели финансовые; например они могут включать в себя риски для окружающей среды или выгоды для здоровья и безопасности потребителей или рабочих.

Оценка цены согласия требуется для всех предложенных инструкций, имеющих воздействие на бизнес, включая законодательные предложения EC.  Собственная система оценки воздействия EC62 не обладает никаким аналогом, могущим служить заменителем для оценки цены согласия в британской оценке цены согласия. В оценке цены согласия должны быть оценены возможные последствия для экономики, особенно последствия на малых и средних предприятиях. Кроме того, нужно показать оценку стоимости, а также выгоды регулирования.

Стадии законодательства, к которым обращается RIA

Процесс оценки регулирующего воздействия предназначен, чтобы начинаться в самой ранней стадии развития политики и продолжаться до получения заключительного RIA, которое сопровождает законодательство, когда оно представляется в Парламент. Существующие инструкции рассматриваются при помощи различных механизмов, и выбор, какие инструкции должны стать субъектом новой оценки, остается на усмотрение каждого ведомства. Обзоры могут рассматривать, является ли данное регулирование все еще уместным, справедливым и эффективным, также можно рассмотреть, должно ли оно быть упрощено, кодифицировано или аннулировано.

Дополнительно, независимый орган, Рабочая группа по лучшему регулированию63, дает советы Правительству относительно путей, которыми может быть улучшено регулирование, принимая во внимание потребности мелкого бизнеса и граждан. Рабочая группа рассматривает каждый год множество областей регулирования, чтобы увидеть, что регулирование необходимо, справедливо, доступно и просто для понимания и управления. Правительство должно рассмотреть и ответить публично на ее рекомендации.

С 1993 оценки цены согласия должны производиться как можно раньше, во время разработки законов и установленных законом распоряжений.

АВСТРИЯ

История анализа эффекта регулирующего воздействия (RIA) в Австрии

Научный анализ финансового, и финансово - экономического воздействия регулирования начался в Австрии в середине 1970-ых. В этот период стало очевидно, что новое законодательство не только изменяет правовой статус, но и могло бы вызвать важные финансовые последствия для управления и экономики.

По контрасту с активностью исследователей, результат работы которых довольно скоро достиг высокого качественного уровня, австрийская государственная политика в течение длительного периода игнорировала важность RIA. Только в 1990-ых политические деятели поняли значение оценок регулирования. Это стало причиной принятия новых законов, направленных на придание анализу финансового воздействия принудительного характера, на Федеральном и общегосударственном уровне австрийскими законодателями. Цель этой процедуры состояла в том, чтобы предложить возможность улучшения качества принятия решений законодательной властью. Для этого необходимо было позволить рассмотреть затраты, следующие из нового регулирования. Однако, необходимо подчеркнуть, что в данном случае оценка воздействия охватывает только финансовые и экономические эффекты, тогда как нематериальные последствия во внимание не принимаются.

В Австрии проведение общей RIA является обязательным. Более того, здесь требуется выяснить, нужно ли новое регулирование вообще.

Процедура RIA

Австрийский Закон о Бюджете содержит обязательные нормы, согласно которым должны быть определены предполагаемые затраты нового регулирования. В этом контексте оцениваются затраты, которые являются результатом развития и исполнения закона и так называемой номинальной стоимости и эффекты оказываемые на национальную экономику. Научную помощь в учреждении оценки, обеспечило Австрийское Общество за законодательство64.

Помимо (финансовой) оценки эффекта воздействия проводится контроль с целью улучшения формулирования и структуры правовых проектов.

Области, охваченные оценкой

RIA сосредотачивается на финансовом воздействии нового регулирования. Нефинансовые последствия, например, для административной структуры Австрии, или для системы полномочий, полностью игнорируются.

Кроме того, вообще нет никакого RIA для воздействий на социальную область, например, оценки эффекта на частных индивидов, или на экономику, хотя и существует настойчивая потребность в этом.

Стадии законодательства, к которым обращается RIA

Финансовый анализ воздействия применяется к новому регулированию. Контроль формулирования и структуры текста законопроекта выполняется в качестве сопровождающей RIA, то есть в течение процесса разработки нового регулирования.

Опыт с RIA в Австрии

По сравнению с другим странами, RIA в отношении финансового воздействия - на теоретическом уровне - весьма неплохо развито. Существует значительное число соответствующего регулирования. Однако, выполнение RIA наталкивается на проблемы, потому что многие в администрации ее не принимают. Кроме того, часто политические процессы, которые являются основанием действий администрации, не следуют RIA. В этих случаях RIA сокращается до формулы. Не существует методической и систематической проверки, было ли RIA проведено правильно, и если да, то в какой степени. Без подобного типа проверки, не возможно обладать полными основаниями для проведения RIA.

Кроме того, важно упомянуть, что RIA в Австрии концентрируется исключительно на оценке финансовых воздействий регулирования. Нефинансовые эффекты на административную практику обычно игнорируются, так же как, например, социальные последствия, которые могли бы иметь новые нормы, хотя этот аспект очень важен, например, для согласия граждан с нормами.

ПОРТУГАЛИЯ

История анализа эффекта регулирующего воздействия (RIA) в Португалии

Основание государственного института административных исследований около Лиссабона65 имело большое воздействие на процедуру законодательства и RIA. INA (государственный институт по Административным Исследованиям) включает в свой ежегодный курс, посвященный проектированию законов, объяснение методов и выгод использования анализа эффекта регулирующего воздействия в процессе составления закона. 

 Португалия - одна из ведущих стран, консультировавших восточноевропейские страны в процессе их преобразования. В Португалии не производится никакого систематического анализа регулирующего воздействия. Однако, в некоторых случаях, инициативы направляются на RIA. Например, в соответствии с предложением Комитета по Упрощению Законодательства, некоторые RIA проводились только для того, чтобы доказать законодателю выгоды и усовершенствования, получаемые благодаря RIA. Инициативы представляются в Парламент, поскольку именно там после обсужденные правительством необходимо заявить и обосновать финансовое воздействие, но идея в том, чтобы узнать насколько, данная инициатива может увеличить расходы бюджета, а не в том, чтобы оценить социально-экономическое воздействие.

Процедура RIA

В комиссии по взаимоотношениям Предпринимателей/Администрации66 сотрудничают эксперты от частных предприятий и министерские чиновники. Цель - уменьшение административного бремени на малый бизнес.

Финансовый анализ требуется для законопроектов и  норм более низкого уровня. Его цель состоит в контроле над общественными расходами с целью следования бюджетным решениям. Эта оценка выполняется самими субъектами регулирования. Результаты не подлежат публичному раскрытию. Министерство финансов делает качественный обзор RIA.

После внесения изменений в португальский Закон о государственном бюджете в декабре 1999, в мае 2000 было проведено исследование воздействия. Оно было призвано прогнозировать эффект воздействия данного закона на личный доход. Для оценки использовалась статическая модель микромоделирования.

Области, охваченные оценкой

 RIA применяется по большей части на уровне налоговой политики. RIA сосредотачивается только на финансовых воздействиях и не охватывает и не анализирует не финансовые последствия

Стадии законодательства, охваченные RIA

Финансовый анализ применяется ко всем новым инструкциям и законодательству, и он применяется на первых стадиях, по большей части одновременно с представлением инициативы. В некоторых случаях RIA проводится, но всегда на предварительной стадии.

            Опыт RIA в Португалии

Существует опыт проведения RIA относительно количества алкоголя, допустимого при управлении автомобилем и кодексе административных процедур67.

ФИНЛЯНДИЯ

История регулирующего анализа воздействия (RIA) в Финляндии

Первые инструкции в отношении проведения RIA были даны в 1976 Правительством. Согласно этим инструкциям, предложение Правительственного законопроекта должно включать описание воздействия предложения. Инструкции, действующие в настоящее время, находятся в силе с 1996 и предъявляют то же самое требование. Согласно существующим инструкциям68 особенно важно представить оценку воздействия в пояснительной записке к предложению. В инструкциях есть четыре различных заголовка для RIA. Инструкции для предложений по бюджету так же как и Правительственного Решения на Комитетах69 также поднимают требование проведения RIA.

RIA стало отличительной особенностью программ, нацеленных на улучшение законного составления и качества законов. Новая Программа Правительства, по Улучшению Проектирования Законов70, уделяет особенное внимание RIA процессу улучшения составления законов.

Правительство также приняло специальные инструкции в отношении оценки экономического воздействия законодательства (1999), экологического воздействия законодательства (1999) и воздействия законодательства на бизнес (2000).

В 1996, был запущен проект, который ставил целью, улучшение Общий Анализ Эффекта Регулирования71: он должен был также охватить воздействие законодательных проектов на народное хозяйство и на частные домашние хозяйства.

Процедура RIA

Ответственность за оценки воздействия возложена на  разработчиков законопроекта или разрабатывающие законопроект органы, например комитеты или рабочие группы, которые могут воспользоваться экспертной поддержкой со стороны Министерства финансов, Министерства охраны окружающей среды или других учреждений. Последующие исследования, как правило, делаются внешними учреждениями, например, Национальным Исследовательским институтом Правовой Политики.

Эконометрическая Модель (KESSU) была изобретена, чтобы вычислять воздействия как на народное хозяйство в целом, так и на управление. Министерство финансов разработало также ряд эконометрических моделей, в том числе Модель распределения доходов72 для оценки экономических последствий.

В отношении RIA, каждое Министерство должно назначить ответственную рабочую группу или комитет. Чиновники Министерства или подчиненных отделов должны произвести точные исследования и вычисления.

В некоторых случаях разработка RIA возлагается на государство или на частный исследовательский центр.

Роль Парламента в процедуре RIA

Результаты оценок предоставляются Парламенту в Основании (пояснительная записка, которая является обязательной частью предложения), или правительственных предложениях. Если был создан специальный документ, содержащий изложение воздействий, он предоставляется в соответствующий парламентский комитет. Сам по себе Парламент не участвует в процедуре RIA.

Области, охваченные оценкой

Согласно инструкциям по написанию правительственных предложений Основания должны включать, по крайней мере, оценку экономических воздействий (включая воздействие на бизнес), воздействие на организации и персонал общественных органов, воздействие экологического характера и воздействие на различные группы граждан. Должны быть представлены все значимые воздействия. В программе действующего Правительства, также упомянуты региональные воздействия и воздействия на равенство. Кроме того, в правительственных предложениях, эффект воздействия предложений, рассматривается в пункте  “Цели и основные постулаты предложения”, в котором представлены воздействия, являющиеся политическими целями предложения.

Стадии законодательства, к которым обращается RIA

Оценка выполняется как часть процесса составления закона на разных фазах этого процесса. Иногда также оценивается воздействие законов, уже вступивших в силу.

Опыт RIA в Финляндии

Последние годы RIA в большей степени, нежели раньше стала рассматриваться как составная часть хорошего законотворческого процесса. Хотя на практике, оценки не производятся в таких же крупных масштабах, как предполагается в инструкциях.

С 1990-ых на развитие оценок воздействия было обращено особое внимание (например, в Правительственных программах, по улучшению Законотворческой Практики), и, сегодня адекватные оценки воздействия чаще встречаются в правительственных предложениях, нежели прежде.

Основные выводы, сделанные на опыте работы относительно оценок воздействия в Финляндии - в том, что создание хороших оценок сопряжено с трудностями, которые часто являются основными причинами пренебрежения предоставлением оценок. Оценки не должны носить чрезмерно теоретического или "научного" характера; также они могут быть основаны на практическом опыте и экспертизе. Процессы, которые ведут к новому акту и механизмы, которые приводят к воздействию нового акта, должны быть распознаны и приняты к сведению. Решающее значение для успеха здесь имеют обязательства политического и административного руководства Министерств или Правительства, проводить качественную и реалистическую оценку воздействия.

ШВЕЦИЯ

История анализа регулирующего  воздействия (RIA) в Швеции

С 1982 прежде, чем получить какую-либо информацию от предприятий, нужно консультироваться с Делегацией Шведских Предпринимателей FUD73. Также была уменьшена степень, до которой предприятия обязаны предоставлять информацию о себе.

С 1995 Делегация Шведских Предпринимателей FUD анализирует экономическое воздействие будущего регулирования. Соответственно, это регулирование должно быть направлено перед вступлением в силу.

В 1998 шведское Правительство ввело программу мер. Важный шаг был предпринят с созданием SimpLexGroup, целью которой было упрощение законодательства и создание комиссии для предпринимателей.

С мая 1999 были приняты специальные директивы по RIA, которые учитывали воздействие законодательных актов на малые предприятия.

Анализ последствий74, фискальный анализ, был введен в 1987 для законопроектов и в 1994 для других видов регулирования.

Процедура RIA

В начале 1999 правительство установило новую систему для анализа воздействия эффекта норм для условий работы мелкого бизнеса, конкурентоспособности и других общих условий. Был разработан практический контрольный список с двенадцатью вопросами для поддержания анализа воздействия. Было учреждено специальное подразделение в рамках Министерства Промышленности, Занятости и Коммуникаций, для мониторинга системы. Также была учреждена рабочая группа и панельное исследование, при помощи которых правительство имело возможность проверять новые идеи и для получения заблаговременных реакций на вопросы относительно мелкого бизнеса.

В Швеции проводится Анализ последствий75,своего рода фискальный анализ.

Оценка запрашивается в соответствии с Постановлением Кабинета. Существует даже руководство, выпущенное Премьер-министром для законопроектов.

Цель состоит в сборе информации перед тем, как будут приняты решения, и поддержании консультаций с группами, которые оно затрагивает. Результаты раскрываются публично через обращение к затронутым группам непосредственно в проекте. Качественный обзор RIA предоставляется независимым обзором Бюро Национального Аудита76, которое выпускает руководство.

Методологически, вообще любой анализ, даже когда согласно закону нет никаких альтернатив, должен обращаться к шести пунктам:

- Он должен описывать регулирование или обеспечивать общую консультацию.

- Он должен предлагать анализ проблемы, поясняя, что именно будет решено и что произойдет, если ничего не будет сделано.

- Необходимо показать причинно-следственную цепочку эффектов, то есть показать, как именно будет работать мера, чтобы произвести необходимые эффекты.

- Необходимо перечислить людей, которые будут затронуты эффектом.

- Затем должны быть вычислены затраты для тех, кто подпадает под воздействие данных эффектов,  в том числе учесть эффект на количество рабочих мест и на окружающую среду.

- Наконец, должны быть указаны контактные координаты людей, с которыми можно связаться.

Области, охваченные оценкой

Анализ воздействия в основном концентрируется на финансовых и экономических последствиях, особенно принимая во внимание эффекты, оказываемые на малые предприятия.

Оценивается эффект оказываемый нормами на условия работы мелкого бизнеса, конкурентоспособность и другие общие условия.

Стадии законодательства, к которым обращается RIA

Анализ последствий охватывает правила низового уровня и выполняется регуляторами, то есть всеми “публичными властями”, которые производят регулирование, выпускают инструкции и Общую консультацию.

Оценка воздействия должна быть выполнена прежде, чем власть сделает выбор в отношении регулирования или Общей консультации; если это невозможно, необходимо уведомить Шведское Национальное Контрольное Бюро77 (RRV), которое должно убедиться, что впоследствии анализ будет сделан. Отсутствие финансовых последствий для затрагиваемых в данном случае групп, не освобождает регулирование от требования проведения оценки воздействия.

БЕЛЬГИЯ

Процедура RIA

Относительно предполагаемого анализа воздействия Совет министров78 согласился в 1997 создать комитет и комиссию, ответственную за принятие и развитие79. На комитет и комиссию было возложено составление текста и его завершение. В ней было выработано определенное количество правил и формул, для достижения большей однородности и лучшей последовательности регулирования. В особенности, это касается законодательной техники.

Что касается ретроспективной RIA, Совет министров согласился с проектом закона, предлагавшего оценочную процедуру для законодательства. Запланировано создать процедуру систематического пересмотра определенных законов, особенно противоречивых, устаревших, или нестандартных.

Предварительный проект закона характеризуется  согласно следующим принципам: оценка законодательства проводится на основе публичных докладов, которые производятся каждые 2 года. Он выполняется Генеральным прокурором80 из (Cour de cassation) и Государственным советом81; публичные доклады передаются в Палату представителей82, в Сенат83 и федеральному правительству. Правительство передает свои наблюдения в Сенат, на который возложена оценка. Каждый год Сенатом выпускается доклад об этой работе.

Роль Парламента в процедуре RIA

Публичные доклады относительно ретроспективного RIA передаются в Палату представителей84 и в Сенат.

Правительственные обзоры относительно докладов издаются в Сенате. На Сенат возложена оценка и формулирование предложений по улучшению законодательства. Он выпускает годовой отчет по итогам работы.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

В предварительной RIA оценивается новое законодательство. Ретроспективная RIA применяется на регулярной основе к существующему законодательству.

ДАНИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) в Дании

С 1993 каждый новый законопроект должен сопровождаться систематическим анализом его воздействия на экономику или на окружающую среду (общий анализ воздействия). Соответствующие директивы готовились комиссией по правовому воздействию законодательства, которая была составлена из министров различных департаментов.

С 1982 предварительный анализ воздействия в области Закона о Труде должен был быть представлен в Министерство труда прежде, чем регулирование вступает в силу.

В 1998, датское Правительство предприняло усилие по улучшению качества правительственного регулирования. Летом и осенью 1998, была введена новая процедура управления и планирования регулирования, и был сформирован новый центральный орган, ответственный за проведение реформы. Контрольный список для лучшего регулирования85 был введен летом 1998.

В 1997 датское Министерство финансов и Министерство Бизнеса и Промышленности также ввели ряд новых восходящих обзоров, основанных на опыте граждан и предприятий.

Процедура RIA

Контрольный список для лучшего регулирования 1998 года, основан на Рекомендациях OECD по улучшению качества правительственного регулирования. Таким образом, один из элементов нового контрольного списка - требование того, чтобы министерства рассматривали альтернативное регулирование в отличие от  традиционного "командно-контролирующего" метода регулирования. Другие проблемы, которые должны рассматриваться перед принятием нового законодательства - спецификация проблемы политики, обсуждение альтернативных инструментов политики и требования выполнения всестороннего RIA. Прежде, чем новое законодательство утверждается в законодательной программе правительства, министерства обязаны аргументировать необходимость нового законодательства. Их аргументы рассматриваются новым регулирующим комитетом, который состоит из постоянных секретарей Канцелярии премьер-министра, и Министерства финансов, Бизнеса и Промышленности, Экономики и Правосудия.

Недавно введенные восходящие обзоры регулирования, анализируют законодательство в связи с административными структурами, информационными процедурами и т.д., которые составляют контекст регулирования, в том виде, как он воспринимается конечным пользователем.

В этом контексте экспериментальный проект концентрируется на восходящем обзоре административных барьеров, воздействующих на индивидуальных граждан на двух стадиях жизни: первый - семьи с детьми в возрасте до 3 лет, второй - пожилые люди.

Другой экспериментальный проект имел дело с восходящим обзором административных барьеров, воздействующих на предприятия в связи с общественным контролем и процедурами согласия.

В контексте общего анализа воздействия затраты и выгоды для экономики отмечаются в контрольных списках.

Неудобства для экономики, происходящие по причине административных действий, являющихся результатом новых инструкций, могут быть идентифицированы Испытательными группами86.

Каждый проект, затрагивающий трудовое законодательство, должен сопровождаться предварительной оценкой его последствий, затем он представляется министру труда. Есть и другое учреждение, Совет производственных условий87, с которым нужно проконсультироваться прежде, чем будет принято регулирование в области законодательства о труде. Прежде, чем законопроект направляется в Совет производственных условий, собирается Рабочая группа по оценке воздействия. Она состоит из привлеченных организаций.

Стандартизированной процедуры консультаций с населением не существует. Выбор участников процесса предварительных консультаций отдается на усмотрение властей, производящих регулирование. Соответствующие опросы отмечают, что внешнеторговые партнеры не выразили возражений по поводу системы консультаций, так что можно сказать, что они, скорее всего, проводится справедливым способом. Некоторые министерства имеют практику регистрации законопроектов в Интернете, в то время, когда они уже становятся доступны для комментариев, но еще до их окончательного завершения для подачи в Парламент.

Области, охваченные оценкой

В Дании, среди прочего, существует требование, согласно которому законопроекты просчитываются на предмет последствий в экономических, административных, бизнес-экономики и экологических терминах. В частности рассматривался вопрос, нужно ли использовать большее количество совокупных исследований воздействия. Воздействие предложенных инструкций на торговлю и инвестиции, включается в RIA .

С помощью восходящих обзоров устанавливается эффект, оказываемый регулированием на административные структуры и информационные процедуры. Цель этих обзоров не только в том, чтобы произвести идеи для административной реформы и реформирования регулирования, но также и в том, чтобы развить надежные (валидные) методы анализа затрат на регулирование и преодоление административных барьеров с точки зрения граждан и предприятий.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

RIA применяется к новому законодательству.

События с RIA в Дании

Среди других стран OECD в области анализа воздействия, рейтинг Дании ниже среднего. Одна из причин для этого - то, что анкетный опрос OECD дает фору странам с традицией использования количественных исследований воздействия, например, так называемого анализа стоимости и эффективности.

Существенной причиной, по которой были инициированы восходящие обзоры в Дании, был результат сбора мнений граждан и предприятий. Опыт показал, что централизованные обзоры регулирования не всегда приводят к видимым усовершенствованиям с точки зрения конечного пользователя. Причиной может быть то, что централизованные обзоры часто имеют тенденцию сосредотачиваться на общей сумме всего регулирования, а не на определенном количестве регулирования и регулирующем контексте, с которым гражданину или предприятию, вероятно, придется столкнуться в данной ситуации.

Вообще критика административной сложности и сложности регулирования встречается на удивление редко, и принимавшие участие в опросе, вообще очень довольны их контактом с властями.

ГЕРМАНИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) в Германии

На Федеральном уровне RIA было введено 20 лет назад благодаря научно-исследовательским работам88. Карл Боехрет исследовал законодательные проекты теоретически и практически относительно их ожидаемых затрат. В этом отношении он использовал метод «in-vivo-method», который, как полагают, является очень эффективным. В процессе исследования были проанализированы старые кейсы и разрешены согласно текущим законам. В 2000 Карл Боехрет и Гоетз Конзендорф издали обновленное руководство по RIA89. Оно развивает концепции предварительной, сопровождающей и ретроспективной RIA. В этом контексте предварительная RIA - оценка воздействия на основе регулирующих альтернатив предложенному законодательству. Сопровождающая RIA предусматривает процедуры на основе законопроекта. Ретроспективная RIA выполняется на основе регулирования, которое уже вступило в силу. Эти теоретические основы проиллюстрированы на примере немецких законов.

В 1984 «Bundesregierung» сформулировал цель упрощения законов и избегания зарегулированности90. Было объявлено, что любой, кто принимает участие в процессе определения мнения о новом регулировании, должен задать вопросы относительно его необходимости, эффективности и удобопонятности правила не только себе, но также и другим заинтересованным сторонам.

В 1990-ых усилия по улучшению юридической методики, техники и консультаций были увеличены. В первой части были обобщены рекомендации Министерства юстиции относительно однородного формата законов и инструкций91. Руководство для подготовки правовых и административных инструкций92, выпущенное Министерством внутренних дел, содержит контрольные списки, с вопросами для Федерального законодательства93, которые Федеральное правительство приняло 11 декабря 1984. Эти вопросы служили примером для подобных контрольных списков, которые были установлены во многих других европейских странах. Кроме того, книга содержит «Меры по улучшению законодательства и регулирования»94.

Директивы требовали усиления контроля эффекта законов и инструкций. Новые предписания должны были более детально обосновываться в пояснительной записке.

В марте 1996 была принята модификация GGO II, которая включала положение95 о том, что юридические проекты всегда должны проходить указанные контрольные списки96, которые несколько раз обновлялись. В дополнение к этому было заявлено, что у заинтересованных групп и ассоциаций необходимо спросить о деталях о затратах на осуществление закона, которые могут возникнуть, в особенности, у малых предприятий. Затраты на выполнение включают расходы для персонала и расходы на материалы.

В различных Земелях (Laender) в отношении законодательства директивы типа контрольных списков существовали в течение 20 лет.

Например, провинция Bundesland Rheinland-Pfalz в отношении RIA очень прогрессивна. Комиссия 'Enquête' по парламентской реформе в законодательном собрании Landtag Rheinland-Pfalz, также воздействовала на предмет RIA. Доклад этой комиссии советует обеспечить следующую информацию в пояснительной записке: кто выполнил RIA, какие методы были применены и каковы его главные результаты. В случае законов определенной важности региональный парламент (Landtag) должен решить, что правительство Земли должно предоставить сообщение относительно практического исполнения закона.

Процедура RIA

Согласно текущей версии «Общих правил процедуры Федеральных Министерств»97 каждый законопроект Федерального правительства должен быть готов в соответствии с предписаниями, которые приняты в руководстве «Handbuch zur Vorbereitung von Rechts-und Verwaltungsvorschriften»98.

Правительственные проекты должны сопровождаться пояснительной запиской, в которой дана их цель, решение, возможные альтернативы99. Та же самая процедура применяется к проектам нормативно-правовых актов (указов или постановлений, имеющих силу закона).

Должны быть показаны затраты для национального бюджета и последующие затраты например, для экономики, со специальным акцентом на малые предприятия, или социальные системы100.

В дополнение к вычислению общих затрат регулирования должно быть указано, до какой степени, меры повлияют на цену единственной проблемы, национальный ценовой уровень, ценовой уровень в землях (Laender) и коммунах и эффект на потребителей101. Предварительная консультация с основными ассоциациями так же как и с малыми предприятиями по этим проблемам обязательна102.

Министерство Экономики должно быть вовлечено в подготовку проекта на ранней стадии.

Обзор экономических последствий должен проводиться для каждой новой меры имеющей финансовое воздействие103. В специальных областях должна быть введена оценка затрат и исполнения104.

Проект должен содержать информацию по вопросу о том, должна ли, и после какого периода должна проводиться оценка планируемых эффектов. Также необходимо исследовать, есть ли разумное соотношение между затратами и выгодами нового регулирования и какие отрицательные побочные эффекты были им вызваны105.

Министерство внутренних дел Федерального правительства в сотрудничестве с Министерством внутренних дел земли Баден-Вюртемберг (Baden-Wuerttemberg) разработало Методические рекомендации по оценке финансового воздействия регулирования106. Воздействие означает правовые последствия в социальной и в индивидуальной перспективе. Оно охватывает планируемые и побочные эффекты денежно-кредитного и неденежного характера. Авторы методических рекомендаций приняли систему Карла Боехрета (Carl Boehret), который, как уже упоминалось, предлагал варианты предварительного, сопровождающего и ретроспективного RIA. Детали этого RIA представлены в исследовании на примере107, закона об отходах и управлении циклом жизни продуктов, который также показывает финансовое воздействие.

Методическая процедура выполнена в специальной форме: Министерство внутренних дел уполномочивается дать рекомендации, чтобы определить воздействия регулирования108. В этом контексте руководство по проведению RIA109 и гид для RIA110, которые были разработаны в рамках «Hochschule fuer Verwaltungswissenschaft» служили своего рода рекомендациями. В руководстве процедуры и инструменты RIA описываются и иллюстрируются с помощью практических примеров из текущего законодательства.

Роль Парламента в процедуре RIA

Конференция президентов региональных парламентариев (Landes-Parlamente), проходившая в 1998, была посвящена и RIA. Участники конференции сочли необходимым более тщательно проверять законы. Конференция постановила, что необходимо выяснять, есть ли потребность в регулировании и успешна ли практика применения законов, а также просила более интенсивно проводить RIA.

Региональным парламентам (Landes-Parlamente) конференция рекомендовала самостоятельно дополнять RIA, которое, как правило, главным образом, выполняется на правительственном уровне. Это означает, что результаты RIA, проведенного таким образом, могут быть легче доступны для парламентской работы. В особенности, внимание было обращено на то, что после консультаций по контрольным спискам должно проходить обсуждение в комиссиях.

Согласно обзору, выполненному Парламентом Rheinland-Pfalz в ноябре 1996, законопроекты проверяются, в большинстве случаев, исполнительной властью.

Области, охваченные оценкой

В рамках оценки, должно быть показано ожидаемое финансовое воздействие на национальный бюджет и уровень цен. Включая последствия, являющиеся результатом выполнения регулирования111.

Также должно быть определено воздействие на бюджет отдельного региона (Laender) и общины112.

Должен быть представлен финансовый эффект на экономику страны, на малые предприятия, воздействие на национальный уровень цен и на потребителей113.

Стадии законодательства, к которым применяются RIA

Оценка должна предоставляться к новому регулированию114. В этом контексте новые законодательные предписания должны включать условие, заявляющее о необходимости его принудительного пересмотра на регулярном основании115. Ретроспективное RIA может рассматривать существующее законодательство.

Опыт RIA в Германии

Обзор, сделанный региональным Парламентом (Rheinland-Pfalz) в ноябре 1996 показывает, что предварительная RIA - все еще в начале пути, тогда как сопровождающая RIA используется с различной интенсивностью. Ретроспективная экспертиза главным образом служит средством дерегулирования или разгрузки законодательства. Редко используется временное регулирование.

ГРЕЦИЯ

В Греции не существует никакой процедуры RIA.

Единственный документ, который используется во время процедуры подготовки нового регулирования, является сообщением, выпускаемым Общей государственной бухгалтерией116. Он представляет воздействие представляемого в Парламент законопроекта, на общественные финансы.

ИСПАНИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) в Испании

С 1990 по 1994/95 законопроекты, подготовленные в Министерстве юстиции, направлялись в Совет Министров с анкетами оценки. Они должны были  быть заполнены согласно модели, которую можно найти в Приложении к "Acuerdo del Consejo de Ministros de 26 de enero de 1990". Кроме того, необходимо было направить Memoria (пояснительную записку) содержащую экономические причины, оправдывающие появление нового регулирования.

Процедура RIA

Правовые проекты Министерства юстиции должны сопровождаться пояснительной запиской117 и исследованиями или информационным материалом относительно потребности и возможности предложенного регулирования. Также должен быть дан краткий обзор экономических последствий. Анкета с оценкой не передается.

Относительно предварительных консультаций, регулирующие власти обязаны обеспечивать разумный период для проведения общественных консультаций, который, вообще, не должен быть меньше 15 рабочих дней. Регуляторы обладают контролируемой властью решать, с кем из внутренних и внешних сторон нужно консультироваться. Регуляторы должны ответить на все полученные комментарии.

Области, охваченные оценкой

Анкета оценки включает вопросы о необходимости проекта и о социально-экономических воздействиях, но она систематически не рассматривает эффект, оказываемый на конкуренцию на рынке, ни на  торговлю или инвестиции.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

Новое регулирование подвергается предварительной оценке. Нет никакой доступной информации, по вопросу о существовании ретроспективного RIA относительно существующего законодательства.

ФРАНЦИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) во Франции

В 1995 французский Премьер-министр решил воплотить анализ воздействия, который должен сопровождать проекты законов и главных декретов. Законодательный анализ был учрежден в порядке эксперимента, длившегося с 1 января по 31 декабря 1996. Целью этого предварительного исследования была помощь Парламенту и Правительству в лучшем понимании последствий проектов, которые они собирались выбрать.

На первом шаге анализ должен охватить все законопроекты за исключением касающихся финансов. В течение второй фазы он должен быть расширен на все декреты регулирования в государственном совете118.

В конце 1996 было решено, что предполагаемый анализ воздействия119, должен вообще применяться ко всем законодательным проектам, а также проектам регулирования.

Согласно циркуляру от 26 января 1998, с 1 февраля 1998 законодательство и декреты, вносимые в государственный совет должны сопровождаться исследованиями воздействия.

Такой анализ включает анализ правового, административного, социального, экономического и бюджетного воздействия.

Процедура RIA

Исследование охватывает преимущества и недостатки текста. Всякий раз, когда количественная оценка невозможна, он должен быть ограничен качественным анализом.

Точнее, необходимо продемонстрировать, что цель не может быть достигнута в другом отношении, нежели посредством принятия нового регулирования. В особенности, должны быть оценены воздействия на трудовой рынок и на другие общественные интересы (например, на окружающую среду). То же самое и в отношении финансовой сферы, как воздействие на ценообразование, его финансирование и последствия для государственного бюджета. Также должны быть одновременно приняты во внимание последствия в терминах административных формальностей для предприятий и других правоприменителей.

Кроме того, исследование должно содержать информацию относительно предмета того, как новое регулирование вписывается в правовой порядок (например, анализ должен разъяснить, какие нормы права будут отменены новым текстом, демонстрировать, что новый текст - только модификация существующего закона или показывать, что текст - последствие международных соглашений или регулирования ЕС).

Наконец описываются косвенные последствия закона и эффекты, нежелательные для законодателя.

Анализ воздействия должен быть приложен к объяснению мотивировки будущего закона и к докладам, сопровождающим декреты регулирования, когда они представляются в государственный совет. Если текст составлен из независимых диспозиций, каждая из них должна быть исследована отдельно.

Объяснение должно использоваться на протяжении всей процедуры принятия, то есть в течение предварительного согласования в кабинете министров, консультации с другими министерствами, экспертизе в réunion interministérielle, обращении в органы консультации и передачи в государственный совет.

Оно также должно использоваться во время баланса приложений к тексту или оценки процедуры.

Роль Парламента в процедуре RIA

Заключительная версия анализа воздействия передается в парламент. Она должна сопровождать законопроект.

Области, охваченные оценкой

Оценка воздействия охватывает представление ожидаемых преимуществ и последствий для рынка труда и других областей общественного интереса (например, для окружающей среды). Показывает финансовые последствия для государства и других экономических аспектов, таких как уровень цен, воздействие на сложность правового регулирования и косвенные последствия. Каждая из этих оценок сопровождается анализом затрат и результатов. Оценка должна везде, где только это возможно, быть основана на количественном уровне. В остальных случаях - на качественной основе.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

Законопроекты и декреты, внесенные в государственный совет, сопровождаются исследованием воздействия, оценивающим социальное, экономическое и бюджетное воздействие законодательства так же как его правовые и административные следствия.

Первая версия исследования воздействий, должна быть выполнена перед подготовкой нового законодательного текста, когда устанавливаются его основные ориентации.

ИРЛАНДИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) в Ирландии

В июле 1999 было издано Процедурное руководство кабинета ‘Сокращение бюрократизма: программа действий для реформы регулирования120’Правила для управления делами Правительства, включая правила для подготовки законодательства. Среди прочего, эта программа включала требование, оценки любых предложений относительно введения нового законодательства/регулирования в отношении качественно определенного Контрольного списка.

Положение дел в Ирландии было рассмотрена OECD в 2000-2001 в качестве части ее программы обзора реформ регулирования. Одной из центральных рекомендаций в его последующем докладе о Реформе Регулирования в Ирландии121 было введение модели регулирующего анализа воздействия. В качестве части программы своих действий, выпущенной в ответ на этот доклад, ирландское правительство согласилось, что должна быть выработана подходящая для ирландской системы принятия политических решений модель, и была сформирована группа высших должностных лиц, чтобы подобрать наиболее подходящую модель, а заодно рассмотреть вопросы обучения и внедрения.

Процедура RIA

Руководство по сокращению бюрократизма накладывает требование, согласно которому все меморандумы, сопровождающие предложенные законопроекты, когда они представляются в Правительство, должны включать оценку потенциального воздействия Законопроекта на сельские сообщества. Меморандум должен также указывать, удовлетворяет ли законопроект критериям, изложенным в Контрольном списке по регулированию качества122 и обеспечить оценку воздействия законопроекта на женщин.

Оценку проводят чиновники в департаменте, представляющем меморандум Правительству.

Вышеупомянутый контрольный список регулирования качества123, включен в Руководство процедур Кабинета124, которое предусматривает, что департаменты должны детализировать воздействие любых регулирующих предложений относительно различных перспектив125. Также необходимо подтвердить, что цели политики не могут быть достигнуты другими средствами (без регулирования). А также описать степень, до которой были проведены консультации с заинтересованными или затронутыми регулированием сторонами.

Роль Парламента в процедуре RIA

Парламент непосредственно не вовлечен в воплощение контрольного списка регулирования качества, потому что исследование им не выполняется, и при этом ему также не предоставляются результаты.

Сравнительно недавно были осуществлены новые процедуры126, чтобы помочь Парламенту в его исследовании Бизнеса ЕС. Согласно этим новым процедурам, в течение четырех недель после формального поступления проекта законодательных предложений, соответствующие департаменты должны подготовить бумагу, указывающую на характер и цель предложения, а также первоначально указать на возможные последствия для Ирландии, для последующей передачи результатов Объединенному Парламентскому Комитету по европейским Делам.

Предусматривается, что, как часть разрабатываемой в настоящее время модели RIA, они будут доступны одновременно с законодательством и, таким образом, поддержат Парламент в осуществлении его функций по проведению исследований непосредственно связанных с законодательством.

Области, охваченные оценкой

Оценка не является специфической. Однако, она должна быть выполнена согласно реестру регулирования качества127, утвержденному правительством. Этот реестр останавливается среди прочего на вопросе, о том, затрагивает  ли законодательство вход на рынок, приводит ли к какому-нибудь ограничению конкуренции, или увеличению административного бремени, и требует, чтобы департаменты удостоверили, что законодательство (регулирование) абсолютно необходимо и что были рассмотрены альтернативы. Также должна быть принята во внимание совместимость с разработками информационного общества, особенно со всем, что касается электронного Правительства и электронной коммерции. Также должны быть изложены соображения, в соответствии с которыми были предоставлены льготы или упрощенные процедуры для каких-либо специфических экономических или социальных секторов, которые в соответствии с предложением, могут быть непропорционально обременены, включая сектор малого бизнеса.

Те, на кого возложено проведение оценки, должны выделить соображения, которое давались по поводу использования процедуры пересмотра закона, даты повторного рассмотрения и принципа «замены». Наконец, также должны быть оценены воздействия на отношения с Северной Ирландией и Великобританией, на занятость, женщин, бедных, промышленные затраты, затраты казны и подбор персонала а также на сельские общины.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

Оценка согласно реестру регулирования качества применяется только в отношении предложенных законопроектов, то есть нового законодательства.

Исследовательская деятельность ЕС обращена ко всем проектам ЕС, законодательным предложениям, а также Зеленым и Белым Страницам Комиссии.

Опыт применения RIA в Ирландии

Оценки воздействия, проводимые для ирландского законодательства, весьма элементарны, но до недавнего времени политика развивалась департаментом Премьер-министра, с целью создания более сложного и сильного  процесса оценки регулирующего воздействия.

В ее Сообщении, OECD заключила, что реестр регулирования качества, хотя и являет пример положительной попытки применить дисциплину анализа воздействия к ирландскому случаю, но был, слаб в смысле реализации и испытывал недостаток количественных оценок. Поэтому Ирландии было рекомендовано введение более строгой модели, основанной на анализе стоимости и эффективности, которая призвана обеспечить стимулирование развития новой модели в пределах ирландской системы на политическом и административном уровне.

Как упомянуто выше Группа чиновников Высокого уровня128 была вовлечена в развитие этой новой модели RIA в ирландском контексте. Она предложила подход к планированию усилий по RIA из двух частей, включающий начальный RIA Мониторинг, который применялся бы ко всем  предложениям по регулированию и Полной RIA, которая применяется только к определенным существенным предложениям. Эта предложенная модель включает вопросы, к которым обращались в существовавшем реестре регулирования качества, детализированном выше, и позволяет остановиться на них более детально. Также предполагается, что там, где проведено RIA больше нет необходимости использовать реестре регулирования качества.

Эту модель ирландское правительство рассматривало осенью 2002 г., в целях апробирования ее в департаментах в 2002-2003гг.

ИТАЛИЯ

История анализа регулирующего воздействия (RIA) в Италии

В 1991 Палата Депутатов129 разработала 85 инструкций по вопросам RIA130. Они содержат много деталей, которые необходимо принять во внимание во время законодательного процесса, типа: язык, письмо (заглавные буквы, цитаты, пунктуация), юридическая структура (названия, параграфы), техника создания отсылок, замена норм. Числа, веса и меры в обязательном порядке объявляются, в приложениях.

В Италии бытует общее мнение, что законодательные и регулирующие тексты плохо спроектированы и слишком неясны, сложны и даже противоречивы. Причины этого ухудшения ясны, поскольку для целых областей законы не вступили в силу, тяжба все растет, и правила воспринимаются как плохо определенные. Ответ политики на эту проблему обеспечивался ежегодным Биллем об упрощении от 1998 года, который предусматривает создание Подразделения по упрощению.

Процедура RIA

Подразделение по упрощению состоит из комиссии, составленной приблизительно из 25 членов, которые играют консультативную, совещательную, а также, роль полицейской защиты относительно процесса реформы регулирования.

Кроме того, чтобы предотвратить быстрое увеличение объема законов и инструкций и сделать их легче читаемыми, была принята мера, требующая чтобы, по крайней мере, на экспериментальном основании, новые законы и инструкции сопровождались исследованием воздействия, содержащим точный анализ ожидаемых выгод и различных эффектов новых правил. Также, в течении пяти лет готовилась общая программа для кодификации всех законов и регулирования.

Роль Парламента в процедуре RIA

Доклад правительства по RIA передается в Финансовый Комитету Палаты депутатов.

Анализ затрат-выгод выполняется регуляторами, то есть парламентскими департаментами или правительством и имеет информационные цели. Тем временем, не происходит публичного раскрытия результатов исследования, и проверка качества выполняется лишь настолько, насколько это диктуется ответственностью самих регуляторов.

Области, охваченные оценкой

В анализе затрат-выгод, который требуется согласно итальянским законам, оцениваются затраты. Акцент делается на финансовых затратах. Анализ обращается к законопроектам и инструкциям, выпущенным правительством.

Стадии законодательства, к которым обращаются RIA

Есть ожидаемое RIA, обращающееся к новым правилам. Ретроспективное RIA производится Подразделением для упрощения, чтобы продвинуть процесс "де-регулирования".

НИДЕРЛАНДЫ

История анализа эффекта регулирующего воздействия (RIA) в Нидерландах

В 1985 общий анализ воздействия131 был введен в соответствии с Директивами Премьер-министра. Его область охватывала законопроекты и нормы низшего уровня. Оценку выполняли сами субъекты регулирования. Цель состояла в предоставлении информации депутатам, принимающим решение в Парламенте. Публичное раскрытие обеспечивалось путем публикации или подачи результатов в Парламент. Контроль качества достигался благодаря консультациям с другими министерствами, особенно с министерством юстиции и министерством экономики. Анализ также рассматривался независимым Советом государства.

В 1993 голландский научно-исследовательский институт «EIM» (Исследований малого бизнеса  и консультирования), специализировавшийся в экономической оценке воздействия, составил модульную систему оценки воздействия на бизнес. Она могла бы быть применена к изрядной части законопроектов.

План действий по функционированию рынка, дерегулированию и качеству законодательства132 (MDQ), был разработан в 1994, и, помимо прочего, требовал детального анализа и дальнейшего сокращения административных издержек для экономики.

Тестирование эффектов для бизнеса133 - часть плана действий, который позволяет анализировать воздействие регулирования на экономику. Он распространяется только на законы. Правительственные департаменты в рамках своей компетенции проводят экспертизу согласно инструкциям по законодательству и регулированию.

Поскольку теперь RIA считается частью законодательной процедуры, были выработаны специальные инструменты, а их применение заявлено в качестве обязательного. Выполнение RIA основано на Акте о бухгалтерском учете134. В 1996 10% из 800 законопроектов (все национальное законодательство, новые проекты, поправки), были подвергнуты RIA. В ходе процедуры предварительного подбора законов, которые затем должны будут подлежать оценке, возможно, установить предпочтения. Кроме того, представляется, что в результате этой процедуры можно установить, насколько экономно используются ресурсы. Заинтересованные отделы принимают участие в RIA. С помощью Объединенного центра поддержки135 могут быть скоординированы действия и возможен обмен данными, информацией и ноу-хау.

Процедура RIA

Министерства Экономики и Правосудия решают, обеспечивает ли объяснительная записка к законопроекту или иные меры регулирования обеспечивают достаточное понимание побочных эффектов на бизнес сообщества, для сбалансированного принятия решений. В дополнение к обзорам объяснительнаых записок, представленных министерствами Юстиции, Экономики и, возможно, другими, каждый департамент также имеет собственную возможность оценить отношения затрат и выгод в проекте законодательства. И, в конечном счете, Кабинет и Парламент решат, пройдет ли рассматриваемый законопроект.

 Контрольный список эффектов бизнес теста136 устанавливает оценку условий, которые предложенное регулирование может наложить относительно выхода на рынок или  рыночного поведения.

Тест эффекта на бизнес137 является принудительным с 1992, (этот факт был подтвержден в 1995) для законодательства, имеющего потенциальные последствия для фирм, операций на рынке и социально-экономического развития. Он включает контрольный список с семью вопросами, которые рассматриваются в объяснительной записке к проекту законодательства, которые выделяет природу и степень предполагающихся и побочных эффектов предложения.

Межведомственная рабочая группа по подготовке законопроекта, определяет, какие вопросы обращаются к каким частям проекта законодательства. (Например, вопросы о том, на какой тип бизнеса оказывается воздействие, каков характер и масштаб затрат и выгод для этого бизнеса, последствия для операторов рынка, социальные и экономические последствия в терминах занятости, производства и инвестиций).

Рабочая группа правительства по подготовке законопроекта обычно проводит анализ, но когда необходимо детализированное тестирование эффекта для бизнеса138 (BET), ответственному департаменту, может потребоваться нанять внешнее агентство, для сбора данных. Для помощи департаментам, центральный Объединенный Центр Поддержки Законодательных предложений имеет секретариаты по BET и тестам воздействия на экологию.

EIM, организация, занимающаяся исследованием и Консультированием малого бизнеса разработали систему, называющуюся «Mistral»,139(инструмент для измерения Административных барьеров), которая используется в Нидерландах. Она позволяет вычислять предположительные затраты будущих законов относительно административных воздействий, с которыми должны будут встретиться предприятия.

Роль Парламента в процедуре RIA

Общественное раскрытие Анализа общего воздействия обеспечивается подачей его в Парламент.

Области, охваченные оценкой

Тестирование эффекта на бизнес было установлено как помощь для того, чтобы ясно описывать последствия проекта законодательства для делового сообщества, рыночных операций и социально-экономического развития.

Стадии законодательства, к которым применяется RIA

Инициаторы предварительной консультация могут выбрать, кто будет в ней участвовать. Однако, консультации открыты для заинтересованных сторон, как отечественных так и иностранных, и они, на практике управляются на справедливых основаниях по отношению к иностранным сторонам.

Тестирование эффекта на бизнес применяется к новым законам, общим административным распоряжениям или декретам министерств и поправкам к ним. Не охвачены директивы ЕС, которые не отправляются на национальное усмотрение. Тестирование должно проходить на возможно более ранней стадии, так как ценность его максимальна, пока все еще возможен выбор между данным инструментом и альтернативными формами регулирования.

_____________________

56 Cabinet Office. Good Policy Making: A Guide to Regulatory Impact Assessment, London, August 2000. Cabinet Office, Regulatory Impact Unit

57 Departmental Deregulation Unit - DDU

58 Deregulation Task Force

59 Better Regulation Task Force

60 Better Regulation Unit/Regulatory Impacts Unit

61 RIA – Regulation Impact Assessment

62 fiche d’impact

63 Better Regulation Task Force

64 Gesellschaft für Gesetzgebung

65 в Oeiras

66 Comissaio Empresas Administrajo CEA

67 С результатами можно ознакомиться на веб-сайте http://www.csl.gov.pt

68 1992

69 218/1988

70 2000

71 General Regulatory Impact Analysis

72 Income Distribution Model

73 The Swedish Enterprises Reports Delegation

74 Consequence

75 Consequence

76 National Audit Bureau

77 Swedish National Audit Bureau

78 Conseil des Ministres

79 Traité de légistique formelle

80 procureur général

81 Conseil d’Etat

82 Chambre des Représentants

83 Sénat

84 Chambre des Représentants

85 Checklist for better regulation

86 Test Panels

87 Working Environment Council

88 см. работы Hochschule fuer Verwaltungswissenschaft Speyer

89 Handbuch zur Gesetzesfolgenabschaetzung

90 Beschluss/Declaration Bundesregierung от 11 декабря 1984

91 § 38 III Gemeinsame Geschaeftsordnung fuer Bundesministerien, GGO II; Общие правила процедуры Федеральных Министерств

92 Handbuch zur Vorbereitung von Rechts-und Verwaltungsvorschriften

93 Blaue Prueffragen fuer Rechtsvorschriften des Bundes

94 Massnahmen zur Verbesserung der Rechtssetzung und von Verwaltungsvorschriften

95 § 22a GGO II

96 Blaue Prueffragen

97 Gemeinsame Geschaeftsordnung fuer Bundesministerien

98 § 42.3 GGO

99 § 43.1 GGO

100 § 44.2 и 4 номера 1 GGO

101 § 44.2 к 4 GGO

102 44.3 и 4 GGO

103 § 7.2 Bundeshaushaltsordnung BHO, Федеральное Финансовое Регулирование

104 § 7.3 BHO

105 § 44.6 GGO

106 Arbeitshilfe zur Ermittlung der Kostenfolgen von Rechtsvorschriften

107 Kreislaufwirtschafts-und Abfallgesetz

108 § 44.1 GGO

109 Handbuch Gesetzesfolgenabschaetzung

110 Leitfaden zur Gesetzesfolgenabschaetzung

111 § 44.2 GGO

112 § 44.3 GGO

113 § 44.4 GGO

114 § 40.5 GGO

115 § 44.6 GGO

116 General State Accountancy

117 Memoria

118 Conseil d’Etat

119 Etude d’impact

120 ‘Reducing Red Tape an Action Programme for Regulatory Reform’

121 Regulatory Reform in Ireland

122 Quality Regulation Checklist - QRC

123 Quality Regulation Checklist

124 Cabinet Procedures Handbook

125 см. Области, охваченные оценкой

126 относительно эффекта с 1 июля 2002

127 Quality Regulation Checklist

128 High Level Group

129 Camera dei Deputati

130 Regole e suggerimenti в la redazione dei testi normativi

131 General impact analysis

132 Action Plan on Market Function, Deregulation and Quality of Legislation

133 Business Effects Test

134 §§ 13-15

135 Joint Support Centre

136 Business Effects Test Checklist

137 Business Effects Test

138 Business Effects Test

139 Measuring Instrument Administrative Burdens Last