Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Елена Гнётова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия. Бизнес испытывает постоянный страх, что завтра придут и все «заберут»

В прошлом году у нас в стране появились региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей. Это – люди, выполняющие абсолютно новые функции в процессе отношений государства и предпринимательского сообщества.
Мы уже беседовали с бизнес-омбудсменом Приморья Мариной Шемилиной. Сейчас мы просим рассказать о своей работе и своем видении предпринимательских проблем Елену Гнётову, занимающую ту же должность в Республике Карелия.

- Елена Георгиевна, сколько жалоб и обращений поступило к Вам в прошлом году и в начале этого?

- С начала работы Уполномоченного в Карелии прошло менее года, за этот период времени поступило более 200 обращений, из них- 80 официальных жалоб.

- Много это или мало, по Вашему мнению?

- Не все предприниматели оформляют официальные заявления, письменные обращения. Очень многие приходят или звонят, чтобы получить консультацию по тому или иному вопросу, советуются, как лучше поступить, или узнают о нормах права.
Много это или мало? Я не ставлю перед собой задачу оценивать количество. Главный результат- это оказанная помощь, восстановленные права предпринимателя.

- Кого Вам, как правило, приходится защищать (какие сегменты бизнес-деятельности нуждаются в наибольшей защите)?

- Ко мне обращается и малый, и средний, и крупный бизнес.
Из общего числа тех, кто обратился ко мне за помощью, сорок процентов - это индивидуальные предприниматели. Они менее всего защищены, у них отсутствуют юридические службы, часто нет даже бухгалтера.

- С какими проблемами чаще всего обращаются предприниматели?

- Основные жалобы предпринимателей касаются сферы земельных и имущественных отношений. Много жалоб на повышение ставки аренды земельных участков, которая произошла на фоне кадастровой оценки земель и в связи с принятием регионального Закона №1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Закон дал муниципалитетам право определять коэффициенты ставок для аренды и продажи земельных участков. Муниципалитеты при принятии новых арендных ставок не учитывали принцип экономической обоснованности, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев. Закон принимался поспешно, без консультаций с предпринимательским сообществом. В муниципалитетах также практически нет достаточного уровня специалистов-экспертов, которые могли бы рассчитать оценку регулирующего воздействия данных нормативно-правовых актов на развитие предпринимательства в муниципалитетах. Арендная стоимость земли поднялась в несколько раз. Многие предприниматели арендовали земли под строительство, сейчас данные проекты приостановлены. Предприниматели, особенно в моногородах, вынуждены закрывать свой бизнес.

- Каковы вообще проблемы у предпринимателей в провинциальных городах?

- Мы проводили опрос предпринимателей по тем проблемам, которые они считают системными. По результатам анкетирования были выявлены общие проблемы, отмеченные большинством респондентов, это: высокие тарифы на электроэнергию, высокие административные штрафы, повышение арендной платы за имущество и землю, постоянное изменение законодательства и принятие нормативных актов, ухудшающих существующее положение предпринимателей. Предприниматели из удалённых северных районов отмечали как одну из основных проблем, тормозящих развитие бизнеса - отсутствие дорог и инфраструктуры, засилие сетевых магазинов и уничтожение мелкорозничной торговли, процветание нелегального бизнеса.

- В своей работе на кого вы можете опереться, кто вам помогает?

Конечно, прежде всего, на общественные организации предпринимателей. Также у нас подписано соглашение с Прокуратурой Республики Карелия, УФАС Карелии. По тем сигналам, которые поступили от предпринимателей, ведутся проверки и правоохранительными органами.

- Как относятся к Вам и вашей деятельности представители власти?

- По-разному. Некоторые представители муниципальной власти считали и считают себя «хозяевами» территории, и не всегда готовы прислушаться к мнению предпринимателей и сигналам Уполномоченного. Надо сказать, что более всего предприниматели как раз жалуются на местную власть.

- В прошлом году после долгой подготовки была объявлена предпринимательская амнистия. По мнению очень многих предпринимателей и экспертов, она фактически провалилась. Как Вы относитесь к этой амнистии? Каких результатов Вы от нее ожидали?

Я не считаю, что амнистия провалилась. В настоящее время на свободу по экономической амнистии вышло 1,66 тысячи человек, которые внесли в российский бюджет имущество и денежные средства на сумму 1,725 миллиарда рублей. Постановление об объявлении экономической амнистии Госдума приняла 2 июля 2013 года, исполнить предписанное в нем следовало в течение полугода. Главным условием амнистии было выполнение осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, обязательств по возврату имущества и возмещению убытков потерпевшим до окончания срока действия постановления. Возможно, не такое как ожидалось, большое число амнистированных связано как раз с невозможностью или нежеланием возмещать ущерб. Также изначально предполагалось, что под амнистию должны попасть осужденные более чем по 50 статьям, в итоговом варианте документа осталось 27 статей.

- Какая часть необоснованно осужденных предпринимателей смогла в итоге выйти на свободу в Карелии?

- Эта цифра не столь внушительна, но дело не в цифрах, а в судьбах людей. Даже помощь одному человек является ценной.

- Как, с Вашей точки зрения, повлияет эта амнистия на дальнейшие дела предпринимателей?

- Надо, и при помощи СМИ в том числе, преодолевать инерцию правоохранителей расценивать предпринимателей как потенциальных преступников. Решение хозяйственного спора не должно вестись при помощи Уголовного кодекса. Большинство дел, с которыми мы сталкиваемся, вполне можно урегулировать в гражданском порядке. Безусловно, никто не отрицает необходимости наказания реальных мошенников. Но при этом необходимо расширять практику разрешения споров при помощи медиации — примирения сторон во внесудебном порядке с помощью профессиональных посредников. Закон разрешает эту процедуру и в том случае, если одна из сторон государственное или бюджетное учреждение. Эту практику надо распространить и на урегулирование хозяйственного спора между предпринимателем и государственным органом, Институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей предлагается принципиально изменить процесс возбуждения, расследования и рассмотрения судом уголовных дел по экономическим статьям. Борис Титов предлагает ввести норму по возбуждению уголовных экономических дел прокурорами, чтобы следствие занималось только сбором вещественных доказательств, а свидетелей смог опрашивать суд. Должны учитываться и характер взаимоотношений между субъектами предпринимательства, предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, которые в бизнесе встречаются довольно часто.

- Как вы считаете, каковы основные причины возникновения коррупционных схем в отношениях между предпринимателями и должностными лицами?

- Коррупционные схемы - это дорога с двусторонним движением: обоюдная выгодность является её отличительной чертой. Чтобы исключить «выгодность» обращения предпринимателя к чиновнику, необходимо внедрить жесткие регламенты на оказание услуг, короткие сроки ответа, минимум необходимых документов и возможность получение услуги в электронном виде.

- Насколько распространено в нашем регионе рейдерство? Какую роль в нем играют представители власти?

- Всего 4 % от количества всех обращений ко мне касалось вопросов рейдерства и коррупции. По одному делу возбуждены уголовные дела. Некоторые дела касаются взаимоотношений хозяйствующих субъектов, и в данное время рассматриваются в арбитражном суде.

- Что, с Вашей точки зрения, должно делать государство для реального развития бизнеса в вашем регионе?

- Государство должно, прежде всего, перестать издавать большое количество взаимоисключающих законов, которые мешают или затрудняют развитие предпринимательства. Предпринимателям невозможно работать в обстановке постоянно меняющихся правил игры. Очевидно, что бизнесу сегодня нужны четкие правила, которые останутся неизменными достаточно долгий промежуток времени. Тогда предприниматели смогут планировать развитие своей компании и открытие новых проектов.
Те нормативно-правовые акты, которые принимаются на федеральном, региональном, муниципальном уровне и имеют отношение к предпринимательской деятельности, должны проходить обязательную общественную экспертизу и оценку регулирующего воздействия на развитие предпринимательства.

- И последнее: есть ли вопрос, на который Вы сами хотели бы ответить, но я его не задал? Если да, то задайте его сами и дайте на него ответ.

- Обобщить сказанное можно словами одного из предпринимателей, который написал в анкете следующее:
«Что мешает вам осуществлять предпринимательскую деятельность? - Постоянный страх, что завтра придут и все «заберут» либо налоговая инспекция, либо чиновники. Налоговое законодательство позволяет налоговой сначала «накрыть» бизнес, и только потом предприниматель уже доказывает в суде, что государственный орган, возможно, не прав. И очень часто в этом уже нет смысла, т.к. наложенные штрафы, выемка документов, блокирование счетов приводят к тому, что бизнес больше не функционирует. Именно в этой сфере почему-то не работает основной принцип правового государства - презумпция невиновности, т.е. у предпринимателя вина вменена изначально».

- Большое спасибо, Елена Георгиевна.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости