Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Инфраструктура поддержки предпринимательства: коммерция или благотворительность?

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: КОММЕРЦИЯ ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

 

Александр Мишин

(Статья под названием «Для чего и как должна быть организована инфраструктура поддержки предпринимательства» опубликована в журнале «Проблемы теории и практики управления» № 5, 2015 г. Предлагается в авторской редакции)

    

     Когда говорят о поддержке предпринимательства, то в первую очередь подразумевают ее  финансовый аспект: объемы выделенных средств, гранты и субсидии предпринимателям. Гораздо реже обсуждают такие формы поддержки как информационная, консалтинговая, обучающая и проч. Еще меньше внимания уделяется тому, а кто, собственно, эту поддержку  непосредственно реализует (или должен реализовывать) — инфраструктуре[1] поддержки малого предпринимательства. 

 

     Это и не удивительно, поскольку можно утверждать, что инфраструктуре поддержки не уделялось должного внимания на протяжении всей недолгой истории развития предпринимательства в новой России. Сначала, в начале 90-х, был всплеск внимания — правительство выпустило постановление (№ 1434 от 29.12.1994 г.)  о создании сети региональных агентств поддержки малого бизнеса, в котором была определенная логика развития инфраструктуры поддержки. Предполагалось, что создаваемые по этому постановлению  региональные агентства, будучи объединены в единую  федеральную сеть, станут центрами  дальнейшего развития локальных сетей инфраструктуры у себя в регионах. И вся система будет развиваться с учетом местных особенностей, но на основе единых  организационных и методических принципов. Однако дальше создания таких агентств где-то в половине регионов-субъектов федерации  дело не пошло. Отдельные из агентств (например, Воронежское) пытались создать местные локальные сети, но тоже особенно не преуспели. Часть из агентств существует и поныне, другие преобразовались в новые структуры, третьи канули в небытие. В любом случае, системы не получилось.

 

     Далее создание и развитие  инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране приняло хаотичный и «кампанейский» характер.   Деловые центры, центры субконтрактации, бизнес-инкубаторы, технопарки и много чего еще — все эти волны «интереса» к созданию тех или иных форм  поддержки предпринимательства то накатывали, то отступали, оставляя после себя причудливые сочетания различных структур, не представляющих, зачастую, ясных целей своего существования.

 

     Так или иначе, к настоящему времени некий «набор» структур, оказывающих в той или иной степени поддержку предпринимателям, сложился. Особенно, в крупных городах. А последние годы процесс создания структур поддержки стал «углубляться» - с регионального на муниципальный уровни. И процесс этот встречает определенные сложности, на которых и хотелось бы остановиться.   А начать предлагается с ключевых определений. 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ?

     В Законе № 209 ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»  в ст. 15 п..1 предлагается следующее определение:  «Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки».

     Выделим в этом определении ключевые, с нашей точки зрения, моменты:

- речь идет об инфраструктуре поддержки субъектов предпринимательства;

- о системе коммерческих и некоммерческих организаций;

- которые создаются или привлекаются;

- в качестве исполнителей заказов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд и оказания услуг конкретным субъектам предпринимательства;

- при реализации муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов предпринимательства.

 

В ФОКУСЕ СУБЪЕКТ ИЛИ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ?

     Данное определение  содержит исчерпывающий ответ на вопрос «кто является целевой группой для инфраструктуры поддержки» — это субъекты предпринимательства. В уже упомянутом Законе № 209 ФЗ   в ст.3 п.1 и ст.4 п.1 определяется понятие «субъекта предпринимательства»  как хозяйствующего субъекта (в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица) и внесенного в соответствующий государственный реестр, то есть уже действующего предпринимателя. Таким образом, инфраструктура поддержки, в соответствии с этим определением,  должна работать только с действующими предпринимателями.

 

     Но в этом случае возникает ряд других вопросов. А кто должен работать с теми, кто еще не стал предпринимателем, но думает или уже собирается  заняться бизнесом - потенциальными предпринимателями?  Кто должен работать с молодежью с целью вовлечения ее в предпринимательство? С молодежью, которая (по всем опросам) в предпринимательство идти как раз не хочет, в связи с чем средний возраст предпринимателя в России приближается уже к 50 годам [2]. Все они безусловно нуждаются в поддержке — информировании, обучении, консультировании и т.п. Более того, практикой уже давно доказано (и опытные эксперты и консультанты это знают), что начинать предпринимательский проект без четкого представления и планирования ближайших перспектив и просчета всех своих затрат не просто рискованно, а крайне опасно. Это скорее авантюризм, а не реальное предпринимательство!

 

     Так разве не структура поддержки должна выполнять, причем на постоянной основе, эту работу? Тем более, что на муниципальном уровне ее выполнять зачастую просто больше и некому. Подчеркнем, что когда мы говорим о необходимости и важности работы с потенциальными предпринимателями, мы имеем в виду не индивидуальную работу с каждым из  таких «субъектов», а сочетание преимущественно массовых регулярных  мероприятий (семинары, встречи, круглые столы и т. п.) с предельно конкретными индивидуальными консультациями.

 

     Таким образом, одной из отличительных черт, на наш взгляд,  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является концентрация усилий  преимущественно как раз не на оказании услуг конкретным  субъектам предпринимательства (что не означает полного  отказа от оказания этих услуг), а  на создании общих условий для начала, становления и развития  предпринимательской деятельности на территории через определенную систему мероприятий.

 

     Малый бизнес на территории рассматривается, как сила, обеспечивающая насыщение местного рынка товарами и услугами и позволяющая к тому же само реализоваться личности, что формирует благоприятные (с точки зрения комфорта и разнообразия) условия  для жизни населения. Наиболее значимый фактор, способствующий развитию малого бизнеса, – поддержка личной инициативы заинтересованных местных жителей. Создание условий для роста интереса к предпринимательству, выявление потенциальных предпринимателей, помощь начинающим предпринимателям в осуществлении первых шагов и поддержка в течение первых лет деятельности возможны, если этим занимается специализированная структура поддержки предпринимательства.

 

     Иными словами,  отличительной особенностью деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства  является, образно говоря, не столько работа с индивидуальным, конкретным предпринимателем, сколько работа с местным (в том числе и предпринимательским) сообществом в целом, и постоянное стремление к поиску и созданию для себя новых клиентов, в отличие скажем, от просто коммерческих консалтинговых структур, работающих на рынке с уже «готовыми» клиентами.

 

В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА ИЛИ РЫНОК?

     Следующей важной особенностью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является ее обязательное участие в реализации программ поддержки предпринимательства. Этот тезис соответствует определению понятия «инфраструктура поддержки» в Законе № 209 ФЗ (см. п.1 ст.15). Правда, уже в следующем (п.2) пункте этой статьи совершенно «размывается» строгость данного определения, поскольку к инфраструктуре поддержки совершенно безосновательно относиться «также» (цитата) огромный перечень различных организаций.

 

     Действительно, не очень понятно, почему, созданный на коммерческих условиях и работающий на рынке по коммерческим расценкам, например, учебно-деловой центр является составной частью инфраструктуры поддержки предпринимательства. Только потому, что его целевой группой являются предприниматели? Но вряд ли потенциальные и начинающие предприниматели смогут широко и регулярно пользоваться коммерческими услугами такого рода структуры. А ведь именно они являются основной целевой группой для инфраструктуры поддержки предпринимательства.

 

     Участие в программе поддержки (муниципальной и региональной) важно и эффективно потому, что позволяет, по первых, реализовывать выработанные властью приоритетные направления развития предпринимательства, а, во-вторых, делать это на бесплатной или льготной для предпринимателей основе. 

     В идеале, программа поддержки предпринимательства  должна содержать видение проблем, возможностей и перспектив   предпринимательского сектора  на определенной территории и четкий план с перечнем актуальных и эффективных мер для его развития[3]. Понятно, что разработка «серьезной» программы требует значительных усилий и серьезной же их организации. Эффективная программа не может быть плодом усилий одной только администрации, но требует участия в ее разработке и самого предпринимательского (а возможно, не только его, но и более широких масс) сообщества. Активная, по сути — решающая, работа в этом направлении — одна из важнейших функций организаций, входящих в инфраструктуру поддержки предпринимательства. Ну и наконец, такая программа должна иметь понятные и гарантированные источники финансирования. 

 

     Практика, конечно, далека от идеала. В реальности, муниципальные программы поддержки предпринимательства — это, за очень редким, видимо (и если вообще в реальности существующим), исключением, набор несвязанных мероприятий, «надерганных» из аналогичных программ других муниципальных образований. Плюс ряд обязательных пунктов, заимствованных из региональной программы, по которым осуществляется субсидирование предпринимательской деятельности, причем не всегда актуальных для данной территории (типа «стимулирования внешнеторговой деятельности»), но «водопадом» спускаемых от программы федеральной и, через региональные,  до муниципальных. А также, череда невнятных пунктов с «туманными» мероприятиями типа «разработка местных нормативно-правовых актов по поддержке предпринимательства» и «формирование положительного имиджа предпринимателей», которые, как правило, почему-то не требуют финансирования и под которые можно «подвязать» (в качестве оправдания «деятельности») любые намерения и мало-мальские шаги администрации.

 

     Ну и самое главное, такие программы финансируются по остаточному принципу,  - если вообще финансируются. Складывается впечатление, что несерьезное отношение (и это еще мягко сказано) к разработке муниципальных программ поддержки, обусловливает и вполне прагматичный подход самих властей к их финансированию. К чему тратить и без того небольшие и дефицитные средства на что-то аморфное и неконкретное, когда и так с трудом решается масса вполне насущных проблем жизнедеятельности местного населения (вода, тепло, канализация и т.п.)? Поэтому, программа делается «по минимуму», а инфраструктура поддержки привлекается «для раздачи» региональных (федеральных) субсидий.

 

     Надо понимать, при этом, что на муниципальном уровне инфраструктура поддержки предпринимательства достаточно линейна и проста — это собственно некая организационная единица (фонд, агентство или центр), на которую возлагается масса функций (от консультирования по общим вопросам бизнеса до мини кредитования) и в которой работает, как правило, от 1-го до 3-х человек. Кроме этого, может быть еще создан общественный совет по предпринимательству при главе или администрации муниципального образования, который с большой натяжкой можно отнести к инфраструктуре поддержки, поскольку реального влияния на развитие предпринимательства такой орган обычно практически не оказывает (в силу безразличного отношения к нему со стороны администрации) и играет чисто декоративную функцию.

 

     Собственно же структура поддержки (фонд, агентство или центр), в силу ограниченности финансирования в рамках муниципальной программы, вынуждена, подталкиваемая к этому самой администрацией (об этом — ниже), искать средства на «свободном» рынке. В этом не было бы особой проблемы, но — муниципальный рынок  достаточно узкий, платежеспособный спрос невысок, профессиональный уровень кадров самой структуры поддержки зачастую оставляет желать лучшего. В этих условиях, для того чтобы остаться  «на плаву», структура начинает генерировать предложения на любой (и не только предпринимательский), что называется, вкус и цвет. Таким образом, начинает «размываться» специализация структуры поддержки и она все дальше уходит от вопросов собственно поддержки предпринимательства на данной территории.

 

КТО СОЗДАЕТ СТРУКТУРУ ПОДДЕРЖКИ?

     В Законе № 209 ФЗ нет четкого определения, кто должен и должен ли создавать структуру поддержки предпринимательства на муниципальном уровне. В ст. 15 этого Закона, как мы видели, лишь упоминается, что некие коммерческие или некоммерческие организации, которые могут быть созданы (непонятно кем) или привлечены для размещения заказов на выполнение работ/оказание услуг в рамках реализации муниципальной программы поддержки предпринимательства. В любом случае, такой подход, во-первых, ориентирован (по крайней мере, что касается «привлечения») на временную ограниченность взаимодействия с этими организациями, а, во-вторых (что следует из первого), организация сфокусирована на работу как раз с субъектами предпринимательства, поскольку работа по созданию условий развития предпринимательства более продолжительна по времени и не может ограничиваться рамками одной программы поддержки предпринимательства.

 

     Тем не менее, зададимся конкретным вопросом — может ли сугубо частная структура являться элементом (или быть в составе) инфраструктуры поддержки? Вообще говоря, каких-либо препятствий для этого, по крайней мере, теоретически, не существует. Такая структура может участвовать в конкурсе на участие в реализации программы (региональной или муниципальной) поддержки и, выиграв, стать, таким образом,  частью инфраструктуры поддержки так как она понимается в ФЗ № 209. Однако на практике таких случаев не встречается. В чем же причина?

     Во-первых, контроль за движением бюджетных средств. Он естественным образом затрудняется и снижается, поскольку эффект от использования этих средств проявляется, как правило, в долгосрочной перспективе и может выходить за рамки заключенного с такой структурой поддержки контракта.

     Во-вторых, частная структура свободна в своем выборе. И хотя госзаказ (участие в  региональной или муниципальной программе) — это всегда стабильность и гарантия (хотя и с возможными, как показывает практика, задержками) финансирования, тем не менее сугубо частная структура может, в силу различных обстоятельств, отказаться от статуса инфраструктуры поддержки.

     В-третьих, поскольку сам рынок предпринимательских услуг (особенно, на муниципальном уровне) достаточно узок, такой структуры, удовлетворяющей требованиям, чаще всего на территории просто не существует.

     Ну, и наконец, в-четвертых, можно было бы пофантазировать на тему предоставления органами власти или местного самоуправления таких комплексов льгот и налоговых послаблений, что в этих условиях такая структура просто не могла не появиться и в течение достаточно длительного срока функционировала бы в качестве элемента инфраструктуры поддержки. Однако, в соответствии с реалиями, необходимо признать, что в настоящее время органы муниципального местного самоуправления (впрочем, как и органы регионального государственного управления) не обладают необходимыми и достаточными полномочиями и возможностями (в том числе, финансовыми и налоговыми) для стимулирования процесса создания и развития на своей территории соответствующей независимой частной структуры поддержки предпринимательства.

 

     Поэтому необходимо четко и однозначно определиться — структуру поддержки малого предпринимательства должны создавать  сами органы самоуправления муниципального образования. Но тут опять возникает несколько вопросов. И первый из них —  в какой организационно-правовой форме должна выступать эта структура?

 

     По закону органы местного самоуправления не могут создавать коммерческие структуры (исключение — хозяйственные структуры, создаваемые в рамках межмуниципальных соглашений). Да и не должна быть структура поддержки сугубо коммерческой организацией. Прибыль не является основополагающей целью ее деятельности. Значит, организация должна создаваться как некоммерческая.

 

     В соответствии со ст. 9.1 Закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций является муниципальное учреждение. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые.

     Однако, данные формы некоммерческих организаций, при прочих равных условиях, характеризуются одной особенностью, которая вступает в противоречие с целями и задачами развития структуры поддержки предпринимательства, - они вправе осуществлять только те функции, которые строго прописаны в уставе организации. При необходимости осуществления новых функций, требуется вносить изменения в устав организации и осуществлять его перерегистрацию. Кроме того, для таких организаций муниципальные органы местного самоуправления обязаны ежегодно формулировать муниципальные задания в соответствии с уставными функциями организации. Перечень возможных муниципальных заданий довольно ограничен и касается, в основном, работ по обеспечению жизнедеятельности населения (ЖКХ и прочее). Таким образом, данные формы не обладают необходимой для структуры поддержки гибкостью и свободой.

 

     Задачи структуры поддержки малого предпринимательства заключаются в постоянном поиске новых направлений развития и новых возможностей для роста предпринимательского сектора экономики муниципального образования. Это предполагает, естественно, использование такой организационно-правовой формы, которая свободна от указанных ограничений и будет способствовать эффективному развитию как самой организации, так и того сектора, на который направлена ее деятельность.

     Такими организационно-правовыми формами, наиболее приемлемыми, целесообразными и эффективными для функционирования структуры поддержки предпринимательства,   представляются, при некоторых различиях, формы фонда и автономной некоммерческой организации (АНО).

 

     Второй вопрос, который возникает, - кто именно создает структуру поддержки — представительный или исполнительный орган местного самоуправления? И тот, и другой по закону являются юридическими лицами и, вроде бы,  имеют одинаковые права по учреждению других юридических лиц. Однако на практике все получается не так просто.

 

     С одной стороны,  п.2 ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» гласит, что «решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем)», а п.1 ст. 69 Закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления» констатирует, что «представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов». Но, с другой стороны, многие органы прокуратуры на местах трактуют статью Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в том смысле, что представительный орган может только принимать решение о создании некоммерческой организации, а учредителем ее должен выступать исполнительный муниципальный орган (что идет в разрез с упомянутой статьей Закона «О некоммерческих организациях»).  Поскольку представительный орган, в соответствии со ст. 35 п.10 Закона «Об общих принципах...», определяет лишь «порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»,  а исполнительный орган непосредственно распоряжается этим имуществом (хотя в Законе «Об общих принципах...» об этом прямо не сказано), то учредителем некоммерческой организации, обязанным по Закону «О некоммерческих организациях» внести имущественный взнос при учреждении некоммерческой организации, должен выступать исполнительный орган местного самоуправления. Такая законодательная «невнятность» очень вредит практике создания структур поддержки, когда органы местного самоуправления вместо принятия быстрого решения  начинают перекладывать ответственность друг на друга.

 

ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЕТСЯ СТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ?

     В качестве некоего обобщающего итога представим краткое резюме. Задача структуры поддержки состоит в содействии созданию и развитию разнообразных субъектов предпринимательства на территории, по возможности, в соответствии с поставленными властью приоритетами. Эти субъекты предпринимательства должны отличаться повышенной выживаемостью и устойчивым развитием по сравнению с территориями, где такие структуры поддержки не работают.

 

     Основной целевой аудиторией данной структуры поддержки являются:

     - потенциальные предприниматели (школьники, молодежь, трудоспособное население, в том числе работники градообразующих предприятий, организаций бюджетной сферы, сокращаемые либо находящиеся под угрозой сокращения работники, пенсионеры, личные подворья);

     - начинающие предприниматели (менее 1,5 лет опыта деятельности);

- предприниматели (менее 3 лет опыта деятельности) при возникновении кризисных ситуаций и по вопросам государственной поддержки.

 

      Основные направления деятельности структуры поддержки определяются решениями (заказом) со стороны органов муниципального самоуправления и могут включать в себя следующие составляющие:

- информационную – сбор, систематизация и представление информации о мерах и способах поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. А также о тех структурах поддержки и консалтинговых структурах на региональном и муниципальном уровнях, куда предприниматель может обратиться за конкретной помощью (услугой). Представление информации может быть разнообразным, но соответствующим уровню развития коммуникаций на территории (стенды, СМИ, буклеты, устные сообщения на публичных мероприятиях, сайт организации и т.п.)   

- образовательную – организация и проведение семинаров, лекций, тренингов по широкому кругу вопросов предпринимательской деятельности. Ведущую роль в данном направлении  играет организационный аспект – поиск и приглашение соответствующих специалистов для проведения мероприятий (по вопросам начала деятельности - поиск идеи, регистрация в ИФНС, налоговый календарь и обязанности налогоплательщика и пр., а также по вопросам получения государственной поддержки). Структура поддержки должна стремиться к развитию собственных компетенций для организации и проведения семинаров своими силами.

- аналитическую – сбор, систематизация и анализ информации о субъектах (потенциальных и начинающих) предпринимательства с целью:

 - формирования реестра потенциальных и начинающих субъектов малого предпринимательства;

 - мониторинга состояния и выработки предложений по поддержке малого предпринимательства;

     - оценки эффективности реализации программ поддержки малого предпринимательства на территории;

    - участия в разработке программ поддержки малого предпринимательства муниципального образования;

     - информационно-аналитического обеспечения решений муниципальных органов власти в части поддержки малого предпринимательства.

- организационную – организация (участие в организации) и проведение публичных мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства:

     - организация и проведение выставок, ярмарок, семинаров, пресс-конференций, встреч, «круглых столов» и других мероприятий по обмену опытом предпринимательской деятельности и его поддержке;

   - привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях муниципального и регионального уровней;

     - участие в организации и проведении мероприятий, обеспечивающих взаимодействие и диалог бизнеса и власти;

- участие в организации и проведении массовых публичных мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности.

 

КАК СТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ?

     Сначала, видимо, стоит остановиться на неком «идеальном» варианте, а потом рассмотреть, насколько это возможно, существующую практику.

 

     Поскольку мы выступаем за то, что структура поддержки должна создаваться органами местного самоуправления и работать в тесной связи и под контролем этих органов, то основной объем работы структуры поддержки должен финансироваться из муниципального бюджета.

 

     Однако, главное и принципиальное условие — это финансирование должно быть целевым, а не просто «на обеспечение деятельности». Эти, как и любые другие средства, структура поддержки должна зарабатывать, реализуя те или иные мероприятия, важные с точки зрения муниципальных органов власти для развития предпринимательства на данной территории.

 

     Целесообразно и наиболее эффективно систематизировать перечень этих мероприятий в рамках муниципальной программы поддержки — открытом документе, который,  к тому же, утверждается представительным органом местного самоуправления, что придает ему дополнительную легитимность и повышает ответственность за его исполнение.

     Конечно,  работа над такой программой потребует дополнительных усилий от администрации муниципального образования — расширения горизонта планирования, умения просчитывать последствия от реализации запланированных мероприятий, формирования приоритетов  в развитии территории и многого другого. А значительным подспорьем в этой работе ей должна стать сама структура поддержки, которая по мере становления и развития, будет активно участвовать в формировании программы поддержки предпринимательства, как программы своей (но не только конечно) деятельности.  Таким образом, работа над программой поддержки предпринимательства, ее последующей реализацией, контролем исполнения и оценкой выполнения должна осуществляться в тесном взаимодействии администрации муниципального образования и структуры поддержки предпринимательства. И этот источник финансирования, по важности, должен быть у структуры поддержки на первом месте.

 

     Другим источником финансирования деятельности муниципальной структуры поддержки может быть региональная программа поддержки малого предпринимательства. В этом случае, правда, часто звучат мнения, что «войти» в региональную программу и получить финансирование, в силу разных причин, практически невозможно. Отчасти это верно, хотя бы в силу того, что у региональной администрации есть собственные исполнители программных мероприятий.  Однако, попытаться стоит,  — предложить, даже в рамках уже существующих программных мероприятий, свою территорию ( а себя — как соисполнителя) в качестве экспериментальной или «пилотной» площадки. Практика показывает, что во многих регионах власти с заинтересованностью идут навстречу предложениям «снизу». Главное — это выступать не в качестве «просителя», а с конкретными деловыми предложениями, отражающими серьезность намерений и потенциал муниципальной структуры поддержки.

 

     Кстати, такая же практика возможна и должна приветствоваться и в отношениях структуры поддержки не только с профильным региональным департаментом (или министерством), но и с другими подразделениями региональной власти — комитетом по делам молодежи, департаментом сельского хозяйства и т. п.  Эти структурные подразделения  региональных исполнительных органов власти имеют свои планы и программы, в которых могут быть мероприятия, так или иначе связанные с развитием и поддержкой предпринимательства.

 

     В конце 90-х — в самом начале 2000-х существовал еще один канал возможного финансирования деятельности муниципальных структур поддержки предпринимательства. Это гранты различных, как правило зарубежных, фондов и организаций, деятельность которых, в том числе, была связана с развитием и поддержкой предпринимательства. И хотя такое финансирование было достаточно небольшим и краткосрочным, некоторым некоммерческим организациям удавалось в течение достаточно продолжительного времени финансировать свою деятельность за счет получения различного рода грантов. Надо признать, что значительный объем аналитической работы по исследованию проблем предпринимательства и обучению предпринимателей  в стране в свое время был осуществлен благодаря как раз  грантовой поддержке. К сожалению, в настоящее время этот источник недоступен.

 

     Ну, и наконец, последний (в списке, но не по важности) источник финансирования структуры поддержки —  ее работа на «свободном» рынке. Однако, по-нашему мнению, здесь тоже должна быть своя специфика. Структура поддержки не должна подменять собою или конкурировать за клиента с уже существующими сервисными организациями по оказанию услуг  предпринимателям: консалтинговыми и обучающими организациями, индивидуальными консультантами (бухгалтерами, преподавателями, экспертами и т. п.). Кроме случаев, когда имеющийся потенциал и возможности самой структуры поддержки, а также  спрос со стороны предпринимательского сообщества, способствуют предоставлению более качественной и эффективной услуги. Основным же направлением деятельности на «свободном» рынке со стороны структуры поддержки должна быть организация предоставления предпринимателям таких услуг, которых пока еще нет на данном рынке.

 

ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ.

     На практике муниципальные структуры поддержки не отличаются от региона к региону многообразием своих организационно-правовых форм.

 

     В большинстве своем, это структурные подразделения в (а лучше сказать, при) муниципальных органах местного самоуправления, за деятельность которых, помимо своих прямых обязанностей, отвечают специалисты экономических отделов, отделов потребительского рынка или каких-то других подразделений местной администрации. В разных регионах они носят схожие названия (информационно-консультационные центры — в Алтайском крае, центры - «одно окно» - в Республике Хакасия, консультационные пункты — в Новосибирской области и т. п.). Собственно, деятельность всех этих «центров» мало чем отличается от деятельности самих отделов тех муниципальных администраций, где такие «центры» не созданы (например, в ряде районов Приморского края). Как правило, это самые простые (можно сказать даже, - примитивные) консультации по вопросам регистрации бизнеса, имущественным и юридическим вопросам, а также различным информационным поводам.

 

     В то же время,  в ряде регионов муниципальные структуры поддержки выступают в других организационно-правовых формах. Например, в Псковской области функционируют те же информационно-консультационные центры, но в форме автономной некоммерческой организации (АНО). А в Калининградской области — центры поддержки предпринимательства — в форме некоммерческого партнерства.

 

     Есть также регионы (например, Томская область), где структуры поддержки охватывают практически весь спектр организационно-правовых форм — от муниципального автономного и бюджетного учреждения, муниципального унитарного предприятия до АНО, некоммерческого партнерства и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

 

     Но во всех случаях, с достаточно большой долей уверенности можно утверждать, что      практика деятельности этих муниципальных структур поддержки предпринимательства, по большому счету, не отличается особой эффективностью. Описанные выше (как «идеальные») направления деятельности и источники финансирования  муниципальных структур поддержки, к существующей практике  их функционирования имеют весьма отдаленное отношение.

 

     Случаи, когда инициатором создания структуры поддержки выступают органы местного самоуправления, чрезвычайно редки  и чаще инициатива создания принадлежит региональным органам власти или региональным структурам поддержки, а органы местного самоуправления выступают лишь в качестве соучредителя. При серьезном и ответственном отношении к делу такой «тандем» являлся бы благом для развития структуры поддержки. Однако чаще дело обстоит ровно наоборот — ответственность «размывается», учредители перекладывают ее друг на друга и в итоге — у двух «нянек (что уж там говорить о семи!) дитя без глазу».

 

     Дело усугубляется еще и тем, что в подавляющем числе случаев органы местного самоуправления, учредив  структуру поддержки (самостоятельно или в составе соучредителей), считают свою миссию исполненной и начинают требовать от структуры поддержки полной самоокупаемости и высокой прибыльности. Как будто уже только само появление такой структуры это 100%-но ей гарантирует! Конечно, при таком отношении ни о каком плановом финансировании деятельности структуры поддержки говорить не приходится. Хорошо, если администрация вообще вспоминает о том, что рядом существует учрежденная ею структура поддержки предпринимательства и эпизодически выделяет мизерные средства на «обеспечение» ее деятельности. Например, в середине 2000-х муниципальная администрация г. Шелехов (Иркутская область) выделяла местному агентству поддержки малого бизнеса, соучредителем которого она выступала, ежегодно сумму в размере 60 тыс рублей, не особенно заботясь об определении целевых направлений использования данных средств. Естественно, деньги тратились на зарплату, которая «добиралась» затем за счет «разнообразной» деятельности агентства. И хорошо еще, если эта деятельность действительно была связана с поддержкой (хоть в каком-то виде!) предпринимательства. А, например, Фонд поддержки малого предпринимательства Кильмезского района (Кировская область) с этой же целью (зарабатывания средств) организует курсы английского языка для местного населения. Дело, конечно, тоже нужное и важное, но с поддержкой предпринимательства связано весьма опосредованно.

 

     Такое отношение к структурам поддержки предпринимательства со стороны муниципальных властей обусловлено даже не столько  дефицитностью местных бюджетов, сколько  непониманием ими той роли, которую играет предпринимательство для развития территории, отношением к нему, как к чему-то второсортному и необязательному.

 

     Существует и другая практика, когда с точки зрения администрации структура поддержки выступает зачастую неким ее «продолжением», дополнительным отделом администрации, на который «сваливается» вся рутинная работа, причем не только по вопросам, связанным с предпринимательством. Такое «удушение в объятиях», конечно, не только лишает структуру поддержки каких-либо перспектив развития, но и не дает ей возможности полноценно выполнять свои повседневные обязанности. Подобная практика также, помимо прочего,  является следствием  ошибочного мнения администрации о необходимости рыночной  самоокупаемости и прибыльности структуры поддержки. Ну, а далее в дело вступает «своеобразная» логика: если сама себя не окупает, значит — бездельничает, а если бездельничает — завалим ее работой, зря мы , что ли, ее создавали!

 

     При нынешнем состоянии малого бизнеса на муниципальном уровне, когда число его субъектов на конкретной территории относительно невелико, а уплачиваемые им налоги не оказывают решающего воздействия на величину местного бюджета (и в силу перераспределения их между бюджетами различных уровней,  и в силу закамуфлированности, несвязанности напрямую с деятельностью только малого бизнеса ряда налогов, например — НДФЛ), ожидать от администрации заинтересованного внимания к проблемам развития и поддержки малого бизнеса достаточно сложно. А если к тому же на территории присутствует одно или несколько более или менее крупных предприятий, то все внимание администрации обращено, как правило, к ним. От них ждут решения проблем и с наполняемостью бюджета, и с обеспечением населения рабочими местами, и с решением социальных проблем территории. Такое отношение связано не только со стереотипами недавнего советского прошлого, но и с объективными трудностями развития и поддержки малого предпринимательства на территории.

 

     И одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться при организации структуры поддержки, - это кадры. Понятно, что все сотрудники этой структуры, начиная от ее руководителя, должны быть опытными и квалифицированными экспертами в области предпринимательства.  От энтузиазма, инициативы и профессионализма этих людей будет, практически, зависеть состояние дел с развитием предпринимательства на территории того или иного муниципального образования. Однако, понятно также и то, что найти и привлечь таких людей, тем более на муниципальном уровне, крайне сложно.

     Значит ли это, что положение безвыходно? Абсолютно нет! Нужно предвидеть всю сложность вопроса и уделить ему пристальное внимание, загодя понимая, что в любом случае будущие сотрудники структуры поддержки должны пройти соответствующее обучение практическим навыкам работы в области предпринимательства и регулярно повышать свою квалификацию.

 

     Понятно также, что в этих условиях структура поддержки не сможет сразу взять на себя исполнение всех необходимых функций (см выше) и что у нее, как у любого предпринимательского проекта, есть период становления, развития и роста. Поэтому требовать от нее, как это зачастую происходит сейчас, высокой отдачи сразу с момента ее создания представляется в корне неправильным. Однако перед структурой необходимо поставить четкие, напряженные, но достижимые,  цели по выходу ее на определенные этапы своего развития. Практика, в том числе зарубежная, по развитию структур поддержки показывает, что для достижения ими более или менее полноценного уровня развития  необходимо в среднем 6 -7 лет [4].

***

     Предприниматель — потенциальный, начинающий или действующий -  должен получать максимум услуг по месту жительства и регистрации своего  бизнеса. А задача инфраструктуры — организовать, своими силами или с привлечением сторонних экспертов и консультантов, оказание этих услуг. Причем под «услугами» подразумевается не просто помощь конкретному предпринимателю, но формирование на  соответствующей территории организационно-экономического механизма по созданию, росту и развитию эффективного предпринимательского сектора. 

 

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Большая советская энциклопедия // http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

2. Предприниматели и потенциальные предприниматели: штрихи к портретам/ ФОМ, исследования фонда «Общественное мнение». //Доминанты// - № 03 (28.01.2010) // http://bd.fom.ru.

3. Новиков Е.Д. ,Самохин Ю.М.  Комплексные народнохозяйственные программы. - Москва, - Наука - 1976 г. - стр.35

4. Государственное содействие малому бизнесу в Великобритании. - Москва:  Государство и малый бизнес. // Сборник обзоров. - ИНИОН, - 1993 г. - стр. 62

 

 

 

 

 



[1]                                       Инфраструкту́ра (лат. Infra — «ниже», «под» и лат. Structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы [1].

 

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости