Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Владимир Буев: Игра вдолгую…

1.            Отсчёт надо вести не от проведения Госсовета, который прошёл 7 апреля, а от перечня поручений, которые были предписаны ведомствам по его итогам (даны 28 апреля, всего таких поручений 14). Поэтому говорить «о подвижках» пока не просто рано, а очень рано. По сути, среди этих поручений мало таких, которые касаются непосредственно сектора МСП.

Того, что можно назвать реально полезным, не так уж много: продление до 2018 года действия закона о «малой приватизации» (с увеличением минимального срока по рассрочке оплаты при выкупе государственных и муниципальных помещений со стороны МСП). Закон принят давно, неоднократно продлевался и корректировался, но «малая приватизация» идёт крайне медленно, со скрипом. Чем больше мелких частных фирм, тем лучше для экономики и граждан.

Часть полезного в формулировках просто размыта с точки зрения результатов: «Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести проверку соблюдения уполномоченными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля законодательства Российской Федерации о государственном контроле при осуществлении внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году, обратив внимание на обоснованность их организации и сроков проведения». Проведут, и дальше что? На практике такие «поручения» и «декларации», как правило (и как это ни печально), заканчиваются усилением и ужесточением контроля бизнеса (что показали события конца прошлого — начала этого года: массовые проверки МСП, включая индивидуальных предпринимателей, Роспотребнадзором и самой Генпрокуратурой, которая ранее этим практически не занималась).

Очень много из того, что можно назвать «подготовкой предложений», — это процесс игры вдолгую. Например, к 1 августа «провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей и представить предложения по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по таким платежам». Инвентаризация не подразумевает каких-то обязательных последующих решений. И даже если они состоятся, могут пройти даже не месяцы, а годы. Какими итоговыми решениями закончится — никому не известно.

Ключевое поручение по итогам Госсовета: создать единый институт развития малого и среднего предпринимательства (теперь ясно, что это будет федеральная госкорпорация на базе объединения МСП банка и Агентства кредитных гарантий). Ключевое — потому что денежное (на много десятков миллиардов рублей). На эту тему можно написать целую статью, но, на мой взгляд, на сектор МСП решение о создании «госкорпорации по ларькам» в положительном ключе на сектор МСП никак не повлияет.

2. Проблема спроса присутствует, но не спрос определяет тренд падения масштабов кредитования сектора МСП. Статистика ЦБ показывает нам не падение спроса, а сжатие предложения. В первую очередь речь идёт о сокращении предложения из-за сжатия ликвидности в самих банках (свернулось фондирование). Многие банки отказались не только от специальных кредитных продуктов, учитывающих специфику МСП, но даже сократили подразделения, которые с этим сектором работали.

Так, только за год (с февраля прошлого по февраль этого года) сократился размер совокупного кредитного портфеля в части МСП — на 7,5%. И дело тут не только в переоценке валютной части портфеля, но и в том, что его рублёвая часть тоже «скукожилась». Практически каждый месяц сокращается и объём выданных кредитов. Что особенно неприятно: в последние два года очевиден рост просроченной задолженности, продолжился он и в начале этого года. Это индикатор состояния сектора, у которого тоже сжался платёжеспособный (в первую очередь потребительский) спрос на товары и услуги. Кроме того, к стагнации и сжатию сектора ведут ограничения со стороны государства и местных властей (вспомним, что происходило в последние годы с мелкорозничной торговлей по всей России: палатки и ларьки в массовом порядке сносились зачастую без всяких судебных решений). Предполагаю, что, по крайней мере в этом году, негативная динамика в отношении банковского кредитования МСП имеет мало шансов на изменение.

3.            Жду монополизации кредитного рынка (лицензии у региональных банков продолжают отзывать). Во-первых, сектор МСП остаётся высокорискованным для кредитования и тоже не растёт, а даже сокращается из-за неблагоприятной конъюнктуры, роста госсектора (который занимает даже конкурентные рынки) и ужесточения регулирования и правоприменения. По итогам прошлого года число МСП практически не изменилось, легальная численность занятых в секторе сократилась, резко упали инвестиции МСП в самих себя, любимых (главный показатель самочувствия сектора и его уверенности в будущем).

Один из последних примеров. Мелкий бизнес — это региональный и даже местный феномен. Поэтому значительная его часть работает с малыми банками, которые как раз являются региональными. Помимо отзыва лицензий, уже звучат предложения административно «сжать» их рыночное фондирование. Так, Сбербанк, по сути, выступил с предложениями административных ограничений, которые могут усилить отток частных вкладов (потенциальный кредитный ресурс) из мелких частных банков в крупные государственные. Хотя внешне эти предложения касаются вроде бы «стороннего сюжета»: ограничить не величину, а число страховых выплат частному клиенту, размещающему средства на депозитах (а это источник последующих банковских активов, в том числе кредитов для МСП).

6. Принято решение о слиянии МСП Банка и АКГ в единый институт. На стадии становления новой структуры (по крайней мере, до конца года) многие даже текущие проекты могут затормозиться или приостановиться.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости