Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дорожная история.

Комментировать события, когда они ещё в полном разгаре, тяжело. Особенно, если сугубо экономическая тема грозит вот-вот стать политической. Тем не менее, комментарии ситуации с новым дорожным сбором с большегрузных автомобилей заполняют наши СМИ. И политическая составляющая в них всё растёт.

У этой истории  есть свой очень чёткий сюжет. Постановление правительства «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» было принято в 2013 году. После этого, в полном соответствии с пословицей: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» заинтересованные представители отечественного бизнеса ждали, пока всё «само рассосётся». Этого, разумеется, не произошло.

Шарль Морис Талейран, человек, известный и своими дипломатическими способностями, и своей беспринципностью, высказал универсальную формулу оценки самых различных действий: «Это хуже, чем преступление - это ошибка». История с налогом на фуры подходит под это определение целиком и полностью. Причём ошиблись все сразу.

Разумеется, правительственная ошибка была приоритетной: в разгар экономического кризиса, конец которого может разглядеть только зоркий глаз министра Улюкаева, введение нового налога выглядит по меньшей мере странно. Большегрузные автомашины должны платить 3,09 рублей за 1 км пробега по федеральным трассам.  

Между тем, по расчетам Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, при среднем пробеге большегруза - 100 тысяч км в год, сбор составит 300 тысяч рублей только на один автомобиль. До введения нового налога перевозчики платили 18 тысяч рублей в год в качестве единого налога на вмененный доход, 30 тысяч рублей - в качестве отчислений в Пенсионный фонд, 32,5 тысячи рублей - в качестве налога с владельца транспортного средства (цифры взяты по Московской области). То есть речь идёт о поистине космическом росте налоговой нагрузки. Это даже не говоря о штрафах и такой «мелочи», как запрет на изменение маршрута после внесения авансового платежа.

Новый сбор окажется, по словам представителей упомянутого профсоюза,   крайне обременительной суммой дополнительных прямых авансовых затрат на доставку грузов потребителям. Большинство компаний разорятся, - уверяют лидеры грузоперевозчиков, - а их сотрудники пополнят и без того немалую армию безработных

Представители Росавтодора в свою очередь уверяют, что проект нового сбора был разработан с исключительно благой целью: привлечь внебюджетные источники для финансирования  развития дорожного хозяйства. Чиновники данного ведомства уверяют, что новация полностью отвечает принципу, давно используемому в европейских странах, - «платит пользователь».  А дальше приводятся цифры: ущерб, наносимый дороге от проезда одного большегруза, равняется ущербу от проезда 50 тысяч легковых машин. Таким образом, должны платить те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках. А собранные деньги будут, разумеется, направляться в Федеральный дорожный фонд, откуда идет финансирование на ремонт и содержание дорог. 

Заявлениям Росавтодора не верится по одной простой причине: вводимый налог на большегрузы – уже третий, за счёт которого должны содержаться и ремонтироваться российские дороги. Существует транспортный налог, за счет которого регионы должны ремонтировать и содержать дороги на своей территории. Этот налог уже однажды отменялся, поскольку «нецелевое» его использование отмечалось повсеместно, но потом опять был введён. Есть целевой акциз на автомобильное топливо, при введении которого тогдашний глава Минфина Алексей Кудрин обещал отменить транспортный налог, чтобы не было двойного налогообложения. Ничего не отменили, и деньги, которые платят автомобилисты на содержание дорог, покупая бензин, также исчезают в чьих-то «нецелевых» карманах.

И вот – новый сбор. О грядущей судьбе средств, собранных с его помощью, можно только догадываться, хотя и с большой степенью вероятности.

Однако люди, которых введение сбора на 12-ти тонные грузовики касалось в первую очередь, благополучно спали до осени этого года. Лишь в начале сентября Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов направил обращение к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить до конца экономического кризиса новый сбор для большегрузов.

За ними выступили  уполномоченные по защите прав предпринимателей. 

По ее словам, на недавно проведенной с представителями автобизнеса встрече последние озвучили причины, по которым старт работы системы с 15 ноября невозможен.

Бизнес-омбудсмен Приморья Марина Шемилина заявила 6 ноября местному информагентству PrimaMedia, что Приморье «технически не готово приступить к внедрению этой системы. Транспортные компании сообщают что у оператора сейчас нет достаточного количества бортовых устройств, чтобы обеспечить все большегрузные автомобили, а через сайт в системе невозможно зарегистрироваться, постоянно возникают какие-то сбои».

Заметим, что это было сказано за 9 дней до общероссийского запуска собирающей новый налог системы «Платон». 15 ноября проблемы, о которых предупреждала Шемилина стали видны всей стране (кроме, разумеется, тех, кто старался их в упор не видеть).

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 

 Борис Титов направил премьер-министру письмо с просьбой рассмотреть возможность нулевой ставки размера платы до 1 июля 2016 года, то есть фактически заморозить плату, а затем возможность снижения платы более чем в 3 раза — до 1 руб. за 1 км. Кроме того, он просил пересмотреть принцип взимания платы (сейчас это авансовые платежи) и установить льготы для перевозки «социально значимых групп товаров», а также для отдаленных регионов.
Между прочим, в упомянутом уже обращении профсоюза водителей-профессионалов прогнозируется, что новый платеж может повлиять  на ситуацию с безопасностью на трассах: «Для того чтобы «выжить» после введения этого сбора, грузоперевозчики вынуждены будут принуждать водителей нарушать нормы труда и отдыха, экономить на зарплате водителей и на техническом обслуживании подвижного состава.  Это в свою очередь приведет к увеличению числа и тяжести ДТП с участием тяжелых грузовиков».

Наконец, в профсоюзе привели последний аргумент: «тяжесть» сбора почувствуют не только перевозчики, но и вообще все россияне. Грузоперевозчики, которые смогут «выжить» в новых условиях, будут вынуждены поднять расценки минимум на 15%. Это приведет к тому, что подорожает всё без всякого исключения.

«Подорожают в том числе продукты первой необходимости – хлеб, крупы, сахар, - сказал председатель центрального совета профсоюза Александр Котов. – Вырастут в цене стройматериалы, все, что перевозится автомобильным грузовым транспортом».

Это предупреждение всерьёз восприняли торговые компании, чей оборот и без того постоянно снижается из-за кризиса. Всполошились строители, также переживающие не лучшие времена. Но чиновники Минтранса, росавтодоровские начальники стояли стеной. На попятный они пошли лишь тогда, когда протесты дальнобойщиков охватили чуть ли не всю страну.

Ситуация с налогом на большегрузные автомобили вне зависимости от того, чем завершится конфликт, демонстрирует, что правительственные чиновники не желают, а, может быть, и не умеют просчитать даже самые вероятные последствия своих решений. А потом уверенность в том, что «пипл схавает», сменяется удивлением: как это не «схавали». И тогда начинается вакханалия чиновничьего возмущения и объяснения результатов собственного головотяпства происками американских империалистов.

Но это уже особая история.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости