Заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников полагает, что проблем в госуправлении достаточно много. Это и избыточность присутствия государства в отдельных сферах, и нестабильность правил игры, и низкое качество правоприменения, и неэффективность системы исполнения решений, и высокие издержки для бизнеса и общества. «Для оценки системы госуправления используются два подхода: временной и функциональный, - сказал Прядильников. – Первый включает в себя этапы подготовки, принятия, реализации и оценки принятых решений, а второй определяет государственное присутствие в экономике, государственные и социальные услуги для граждан, общественные финансы, безопасность и правоприменение».
По мнению директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» Захирджана Кучкарова, основной вызов отрасли заключаются в громоздкости системы госуправления. «Появляется все больше и больше полномочий и функций, система не становится прозрачной, - считает эксперт. – Кроме того, у нас огромное понятийное разнообразие. Даже одна сфера регулирования в разных кодексах понимается под разными значениями. Важно полностью сменить систему понятий». Усложняет ситуацию и нормативно-правовая база, которую постоянно совершенствуют, добавляя новые правовые акты, отметил Кучкаров.
Председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев предложил изменить систему распределения не только полномочий, но и ресурсов между федеральными и муниципальными органами управления. «Необходимо снизить роль федеральных налогов и предоставить право региональным и муниципальным органам власти вводить собственные налоги», - полагает специалист. По такому пути идут западные страны, где существуют курортные сборы и налоги на восстановление исторических памятников, отметил он. Также Нечаев считает, что сначала нужно создать и утвердить федеральный перечень потенциальных налогов, а потом уже предоставить его регионам.
Основная угроза в сфере госуправления – это коррупция, уверен заместитель генерального директора НИСИПП Николай Смирнов. По его мнению, антикоррупционная политика не работает в краткосрочном периоде. «Если рассматривать долгосрочный период, то появляются реальные перспективы для развития, - сказал эксперт. - Проблема в том, что современное госуправление производит изначально искаженные институты, и при их разработке не учитываются интересы групп, которые в них живут».
Участники дискуссии полагают, что в современных условиях важно научиться быстро адаптироваться к высокой скорости изменений, а для этого нужен общий план действий, учитывающий интересы всех сторон отрасли.