При этом уникальную роль в МСП занимает женское предпринимательство, и особенно сейчас складываются и продолжают развиваться предпосылки для его дальнейшего развития. Производство товаров переходит в производство услуг, формируются новые модели отношений в сфере труда, возрастают потребности в развитии рынков социальных, информационных и образовательных услуг. А именно эти сферы наиболее характерны для женского предпринимательства. Так женщина становится все более востребованной обществом в роли предпринимателя в силу своих природных качеств — способности вызывать доверие, развитой интуиции, ориентацией на глубокие ценности.
Роль женщин-предпринимателей велика
Примеров успешных женщин-предпринимателей достаточно много как в российской, так и в мировой практике.
в мире:
Карен Барски (Woombie) — создала пеленки особой конструкции, обеспечивающие младенцам комфортный сон;
Сэнди Кларк (Double Blessings) — создала приспособление, скрывающее от посторонних глаз процесс кормления детей грудью;
Стефани Паркер (Zipadee Zip) — создала продукт, помогающий детям при переходе от пеленания к пижаме.
в России:
Виктория Устюгова (Floristory.ru) — свадебное агентство и мастерская по флористике и декору;
Екатерина Жукова (JKTravel) — агентство путешествий;
Елена Бредова (WOW Studio) — студия разработки и продвижения сайтов, разработки фирменного стиля, печатной продукции.
При этом, несмотря на то, что многие придерживаются мнения о том, что бизнес — не для женщин, уже сейчас женщины в качестве учредителей причастны к каждому третьему предприятию в России и обеспечивают за счет налогов большую часть бюджета нашей страны (17% по компаниям, организованным только женщинами, из всех), при этом объем выплачиваемых налогов стабильно возрастает. Это соответствует лучшим мировым практикам (например, Швеции).
Таблица 1 — Сравнение долей компаний, организованных женщинами, мужчинами, а также находящихся в совместной собственности по состоянию на 2014 г.
Размер компании |
Доля в общем числе предприятий, % | |||
Компания, организованная женщиной /женщинами |
Компания, организованная мужчиной / мужчинами |
Совместная собственность (и женщины, и мужчины) |
Доля компаний, в которых учредителями являются только женщины и женщины вместе с мужчинами | |
Микропредприятия |
22% |
51% |
27% |
49% |
Малые предприятия |
16% |
61% |
23% |
39% |
Средние предприятия |
14% |
65% |
21% |
35% |
Крупные компании |
13% |
64% |
23% |
36% |
Источник: оценка АНО «НИСИПП» на основе данных СПАРК
Предприятия, организованные женщинами, имеют специфическую отраслевую направленность и стиль управления
Безусловно, женское предпринимательство характеризуется ярко выраженной отраслевой спецификой. К группе отраслей, наиболее активно осваиваемых женщинами, принадлежат розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, предоставление персональных услуг, производство кожи, изделий из кожи, производство обуви, текстильное производство, производство одежды, выделка, крашение меха.
К основным причинам приоритетности сферы обслуживания и торговли в развитии женского предпринимательства можно отнести:
- предыдущий опыт женщин, в том числе домашний труд, который формирует навыки и знания, адекватные работе в этих отраслях;
- женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;
- женщинам труднее найти заемный капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют большего объема первоначального капитала;
- предпочтения по складу характера, имитация «домашности» в отношениях с коллегами.
Жизненный опыт и воспитание влияют не только на выбор отрасли, но и накладывают специфику и на стиль управления компанией. Данные свидетельствуют о том, что управленческие расходы микропредприятий, малых и крупных компаний, организованных женщинами, ниже, чем у аналогичных компаний (на 3%, 21% и 70% соответственно), которыми руководят мужчины. Что интересно, управленческие расходы компаний, находящихся в совместной собственности мужчин и женщин значительно ниже аналогичных расходов компаний, организованных мужчинами, и в большинстве случаев ниже расходов компаний, организованных женщинами (кроме крупных предприятий). На наш взгляд, это обусловлено тем, что наиболее эффективным является сочетание «мужского» и «женского» типов управления. Безусловно, успешные менеджеры следуют «смешанному» типу управления вне зависимости от собственного пола. Тем не менее, придерживаться «смешанного» типа управления проще, когда руководство компании включает и женщин и мужчин.
Таблица 2 — Сравнение управленческих расходов мужских и женских компаний по состоянию на 2014 г.
Размер компании |
Управленческие расходы, млн руб. | ||
Женской компании |
Мужской компании |
Смешанная собственность | |
Микропредприятия |
3,5 |
3,6 |
2,6 |
Малые предприятия |
15,0 |
18,2 |
13,7 |
Средние предприятия |
29,9 |
27,4 |
27,1 |
Крупные компании |
100,6 |
170,2 |
103,6 |
Источник: оценка АНО «НИСИПП» на основе данных СПАРК
Женщинам-предпринимателям сложнее, чем мужчинам
Но, давайте обратимся к вопросу, сложнее ли все-таки женщине быть предпринимателем, чем мужчине?
В целом в процессе ведения деятельности женщины сталкиваются с теми же трудностями, что и мужчины.
Таблица 3 — Сравнение трудностей начала бизнеса для мужчин и женщин
Трудности начала бизнеса |
Мужчины |
Женщины |
Недоступность финансирования, сложность привлечения инвестиций |
43% |
42% |
Административные барьеры (коррупция, бюрократия) |
35% |
26% |
Нехватка знаний и опыта ведения бизнеса |
32% |
40% |
Сложности сбыта продукции, недобросовестная конкуренция |
32% |
30% |
Недоступность кадровых ресурсов |
27% |
25% |
Недоступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций) |
19% |
16% |
Недоступность информации о рынке и возможных перспективах бизнеса |
17% |
16% |
Сложности с поиском поставщиков |
9% |
4% |
Источник: данные ExonMobil
Но кроме этого, есть дополнительные барьеры, препятствующие развитию женщин в качестве предпринимателей:
- нехватка знаний и опыта ведения бизнеса;
- отсутствие возможности всё время посвящать бизнесу, так как женщина-предприниматель вынуждена совмещать руководство своим предприятием с функциями воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, что может косвенно влиять на его успешность;
- сложившиеся в обществе гендерные стереотипы, препятствующие восприятию её как бизнес-партнера;
- низкий статус женщин в политике и связанные с этим ограниченные возможности.
Женщинам-предпринимателям нужна поддержка
Поскольку специфические барьеры существуют, на наш взгляд, необходима государственная поддержка. При этом поддержка должна быть направлена не на саму компанию, а напрямую на женщину-предпринимателя. Ведь в первую очередь женщинам нужна именно возможность поверить в себя, увидеть положительные примеры других успешных женщин-предпринимателей. В соответствии с этим важны такие мероприятия:
- поддержка образа женщины-предпринимателя в СМИ;
- глубокий анализ возможности применения материнского капитала в предпринимательской деятельности;
- развитие предоставления услуг по организации времяпровождения детей.
Также необходимо осуществлять те меры поддержки, которые будут доступны всем МСП, но, прежде всего, создадут ценность для женщин:
создать автоматизированную систему мониторинга дополнительного профессионального образования для субъектов МСП;
создать онлайн-сервис для субъектов МСП по построению индивидуальной образовательной траектории профессионального развития;
стимулировать создание единой краудфандинговой платформы, в том числе по привлечению инвестиций в социально значимые проекты (прежде всего инициируются женщинами);
создать простые и понятные пакеты мер поддержки по всем ключевым проблемам МСП и обеспечить возможность подачи документов одновременно на несколько мер поддержки.