Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Публичный отчет министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций магаданской области об итогах работы за 2015 год и перспективах на 2016 год.

Минэкономразвития Магаданской области – орган власти, осуществляющий разработку, реализацию и координацию социально-экономической, внешнеэкономической и территориальной политики Магаданской области, включая определение направлений экономического развития, механизмов и методов эффективного регулирования экономики, создание условий для развития конкуренции, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной, инновационной деятельности, регулирования контрактной системы в сфере закупок.

Ключевые инструменты экономической политики в области это:

  • улучшение инвестиционного климата;
  • стимулирование инновационной активности предприятий;
  • повышение конкурентоспособности экономики;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
  • обеспечение доступности государственных услуг органов исполнительности власти Магаданской области.

В условиях кризиса эти меры потребовали разработки и осуществления Плана устойчивого развития территории. Предусмотренные Планом меры предполагали привлечь в 2015 году  инвестиций на территорию области в размере не менее 43 млрд. рублей. Эта задача была выполнена и по итогам уже 11 месяцев объем привлеченных средств составил около 47 млрд. рублей, превысив запланированное значение и вырос в сопоставимых ценах  на 48%.

Комплекс мер по обеспечению устойчивого развития экономики позволил Магаданской области выйти на экономический рост по итогам года: индекс промышленного производства составил 106,5%. Достигнутый темп социально-экономического развития отмечен на федеральном уровне как один из наилучших показателей развития субъектов Федерации, наш регион поощрен грантом в размере 162 млн. рублей.

Министерство является уполномоченным органом по методологическому обеспечению стратегического планирования в нашей области. В 2015 году сформирована областная нормативная база, необходимая для разработки, утверждения и контроля за реализацией документов стратегического планирования. В этом году министерству совместно с органами исполнительной власти Магаданской области и органами местного самоуправления предстоит регистрация всех документов стратегического планирования в федеральном государственном реестре – это порядка 300 документов, основную часть из которых составляют государственные и муниципальные программы.

19 июня  прошлого года на Петербургском Форуме Президент страны огласил результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации.  Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Магаданская область вошла в четвертую группу из пяти. С целью улучшения данного показателя министерством сформирован «проектный офис» по участию Магаданской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата  разработана и внедрена  «дорожная  карта». Совместно с органами исполнительной власти Магаданской области и территориальными федеральными органами исполнительной власти разработаны и приняты   Целевые значения показателей, характеризующих улучшение позиции Магаданской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2015-2017 годы.

На регулярной основе осуществлялось взаимодействие с Экспертной группой по оценке внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата. По итогам 2015 г. из 13 разделов Стандарта, за внедрения которых ответственно министерство, Экспертной группой 11 разделов оценены как полностью внедренные и частично разделы: «Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков)»; «Создание специализированного двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации». Сегодня мы  работаем над устранением замечаний членов Экспертной группы и в настоящий момент более 50 % основной информации, размещенной на сайте, переведена на английский язык и ведется работа по созданию инновационного бизнес-инкубатора.

При непосредственном участии министерства в истекшем году   подписано 8 Соглашений между инвесторами и Правительством Магаданской области, что позволило привлечь в экономику области около 2 млрд. рублей, добыть 500 кг золота, сохранить и создать более 400 рабочих мест. В период участия делегации Магаданской области в Петербургском экономическом Форуме министерством оказано содействие в подписании соглашений о взаимодействии между Правительством Магаданской области и ОАО «Сбербанк», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Помимо этого, министерством совместно с инициаторами проектов подготовлена презентация девяти инвестиционных проектов, представленных на Первом восточном экономическом форуме. 

Нами оказана методическая помощь АО «Рудник имени Матросова» при подготовке инвестиционного проекта «Строительство горнодобывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения мощностью 8,6 млн. тонн руды в год» для участия в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.  Данный проект одобрен Правительственной комиссией по вопросам Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Это дает право на создание энергетической инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета. Создание энергетической инфраструктуры позволит обеспечить энергетической мощностью не только указанный проект, но и все 29 проектов по созданию горнорудных предприятий на территории Яно-Колымской золоторудной провинции.

Министерством на постоянной основе осуществляется взаимодействие с институтами развития,  в том числе с АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона».  8 февраля текущего года прошла инвестиционная сессия с участием Фонда, на которой были рассмотрены десять инвестиционных проектов, претендующих на получение средств Фонда. Два проекта отрасли Добыча полезных ископаемых  были  отобраны   как наиболее соответствующие критериям  Фонда, что в последующем может  позволить обеспечить привлечение средств Фонда для их реализации. По заверениям руководителя фонда эти средства составят в размере 2-3 млрд.рублей.

Министерство являлось оператором по проведению Второй Международной Магаданской инвестиционной Ярмарки. Для участия в Ярмарке прибыли делегации Республики Бурятия, Калужской области и Хабаровского края, представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства экономического развития Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в ДФО, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, а также иностранные делегации: делегация Народного Правительства провинции Хэйлунцзян (КНР), делегация города Шуанъяшань (КНР) — побратима города Магадана, делегация г. Вонджу (Республика Корея), делегация Генерального консульства Японии в г. Владивостоке.        
          Совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и органами местного самоуправления Магаданской области приняты меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях. С использованием Атласа муниципальных практик (сборника успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне), разработанных АНО «Агентство  стратегических инициатив по продвижению новых проектов»,   разработано и принято распоряжение Правительства  Магаданской области от 23 июня 2015 г. № 40-рп  «О Стандарте деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». Все муниципальные образования Магаданской области проинформировали губернатора Магаданской области о готовности присоединиться в 2016 году к Порядку мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров в муниципальных образованиях. Порядок взаимодействия Правительства Магаданской области и городских округов при реализации указанных мероприятиях будет закреплен в соглашениях, подписание которых планируется на хозактиве в конце февраля т.г.

В  рамках Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Магаданской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, а также с целью содействия экспорту регионов и оказания консультативной и информационной поддержки в сфере внешнеэкономической деятельности в Правительстве Магаданской области в истекшем году  проведен круглый стол с участниками внешнеэкономической деятельности Магаданской области, экспертами Минэкономразвития России и АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». Участникам встречи была представлена информация о нефинансовых и финансовых мерах поддержки экспорта.

Обновлен реестр экспортеров Магаданской области.

Совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и предприятиями Магаданской области производилось заполнение паспортов внешнеэкономических проектов компаний для установления сотрудничества с зарубежными партнерами.

Разработаны и переведены на английский, китайский и корейский языки рекомендации иностранным инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории Магаданской области, которые размещены на Инвестиционном портале Магаданской области www.magfer.ru и официальном сайте ОФМС России по Магаданской области www.fms-magadan.ru.

С целью улучшения инвестиционного климата в Магаданской области министерством экономического развития и инвестиционной политики разработана нормативная правовая база, обеспечивающая предоставление земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов без проведения торгов. Это позволяет существенно сократить сроки предоставления земельных участков и затраты инвесторов.  В 2015 году без проведения торгов был предоставлен земельный участок для реализации проекта «Строительство и эксплуатация тепличного комплекса» В настоящий момент еще три таких проекта находятся на рассмотрении.

Министерство осуществляет реализацию Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Ежегодно:

- утверждаются списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат и списки получателей государственных жилищных сертификатов,

- оформляются бланки государственных жилищных сертификатов и предаются в органы местного самоуправления области для вручения гражданам.

- обеспечивается  информационная и консультативная помощь гражданам и органам местного самоуправления в части применения законодательства, регулирующего предоставление социальных выплат.

В 2015 году на эти цели бюджету Магаданской области было предоставлено  203,37 млн. руб., что позволило обеспечить государственными жилищными сертификатами  115 семей (257 чел.), из них 68 семей граждан, состоящих в категории «инвалиды» и 47 семей граждан, состоящих в категории «пенсионеры». Сумма выданных сертификатов составила 202,49 млн.руб. Средняя сумма одного сертификата составила 1,76 млн.руб.

Сегодня Правительство Магаданской области совместно с членами Совета Федерации вышло  с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон в части предоставления субъектам Российской Федерации права после удовлетворения потребностей граждан первой очереди распределять недоиспользованные средства, выделенные целевым образом на предоставление жилищных субсидий, между второй-четвертой очередью нуждающихся граждан. Такая мера также позволит ускорить продвижение очереди.

Переходя к теме поддержки малого и среднего предпринимательства, отмечу труд наших бизнесменов и их деловую активность. Оборот малых предприятий за 9 месяцев 2015 года превысил уровень января-сентября прошлого года на 4% и составил около 20 млрд. рублей.

Поддержке малого и среднего предпринимательства в период кризиса надо уделять  особое внимание. Объем финансирования финансово-кредитных мероприятий составил в 2015 году более 54 млн. рублей. В том числе более 18 млн. рублей область получила из федерального бюджета по результатам участия в конкурсе. Все средства перечислены получателям поддержки – субъектам малого и среднего предпринимательства.

 Через Магаданский региональный фонд развития предпринимательства оказана поддержка 96 субъектам малого и среднего предпринимательства по 15 направлениям. В программу введено новое мероприятие – субсидирование 50% затрат на приобретение оборудования.

Наиболее востребованными видами поддержки стали:

  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, 30 получателей, объем поддержки - свыше 4 млн. рублей;
  • субсидии на уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования - 20 получателей, общая сумма поддержки - 26 млн. рублей;
  • финансирование затрат по участию в организации областных универсальных совместных ярмарок товаров в муниципальных образованиях Магаданской области - 19 получателей, объем поддержки - порядка 2 млн. рублей.

Участниками программы в 2015 году было создано 123 рабочих места и сохранено более полутора тысяч рабочих мест.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется как через механизм возмещения затрат, так и через снижение налогового бремени. Нами в прошлом году подготовлено 7 проектов законов Магаданской области, устанавливающие налоговые льготы и преференции для предприятий региона.

В частности, продлен до конца 2018 года срок действия льготы по налогу на имущество организаций.

Установлена с 2016 года льготная налоговая ставка в размере 3 процента для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

Ряд законов освобождает от уплаты налога впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей – применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих производственную, социальную, научную деятельность или оказывающих бытовые услуги населению, а также применяющих патентную систему налогообложения и осуществляющих производственную и социальную деятельность. Законы действуют до конца 2020 года.

Проведена оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых в рамках действующего федерального и регионального законодательства и зачисляемых в областной бюджет, за 2014 год и оценены объемы выпадающих доходов областного бюджета по региональным и федеральным налогам, подлежащих зачислению в областной бюджет, на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Ежегодно мы организуем конкурс «Предприниматель года», посвященный дню российского предпринимателя. Это бывает ежегодно 26 мая. Победители и лауреаты конкурса отмечаются дипломами и денежными премиями. В этом году мы также приглашаем предпринимателей принять участие в конкурсе, прием заявок начнется в апреле этого года.

В минувшем году был подготовлен доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Магаданской области. Наш регион вошел в двадцатку регионов - лидеров по оценке Правительства Российской Федерации.

По  Указу Президента министерством ежегодно проводится мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления. Дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления были предоставлены городу Магадану, Тенькинскому, Среднеканскому и Омсукчанскому городским округам.

Подготовка сводных докладов об оценке эффективности деятельности органов власти государственного и муниципального уровня является неотъемлемой частью работы министерства.

 В целом Минэкономразвития Магаданской области ежеквартально формирует порядка 50 отчетов о социально-экономическом развитии региона, реализации инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности, государственных и муниципальных услугах в различные федеральные ведомства.

Министерство наделено полномочиями по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих  документов. Цель этой работы -  снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, не допускать принятия таких нормативных актов, которые приводят к росту затрат и трату времени предпринимателя.

За 2015 год государственными органами исполнительной власти Магаданской области проведена процедура оценки регулирующего воздействия 21 проекта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

По итогам рейтинга качества внедрения оценки регулирующего воздействия за 2015 год наш регион получил оценку «хорошо». 

Практика внедрения ОРВ в Магаданской области вошла в перечень лучших практик субъектов Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу по результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах российской Федерации.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства процедура ОРВ по проекту закона Магаданской области «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории Магаданской области и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» была признана одной из самых обсуждаемых практик.

Возможность публичных обсуждений в рамках процедур ОРВ и экспертизы обеспечена разделом «Оценка регулирующего воздействия» на официальном сайте минэкономразвития Магаданской области. В настоящее время ведется работа по внедрению единого типового регионального интернет-портала. Это позволит автоматизировать процедуры ОРВ не только для региональных органов власти, но и для муниципальных образований области.

С прошлого года оценка регулирующего воздействия внедрена в муниципальном образовании «Город Магадан». В этом году будет сформирован перечень городских округов для которых проведение ОРВ станет обязательным.

Продолжается работа по внедрению Стандарта развития конкуренции. Конечной целью этой деятельности является создание и развитие здоровой конкурентной среды, особенно на таких рынках, где существуют серьезные административные барьеры и значительные проблемы, препятствующие конкуренции. Для этого в 2015 году нами проведен мониторинг, включающий в себя сбор данных и анализ ситуации на рынках Магаданской области.

На сегодняшний день разработана «дорожная карта» по развитию конкуренции в области, утвержден перечень приоритетных и социально-значимых рынков, товаров, работ и услуг в Магаданской области. В этом году будут заключены меморандумы со всеми городскими округами Магаданской области по организации взаимодействия в этом вопросе.

В этом году нам также предстоит серьезная работа по внедрению Стандарта государственно-частного партнерства. Министерство является уполномоченным органом по регулированию сферы ГЧП в регионе. Мы должны определить механизмы межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на этапах от инициирования и разработки проекта ГЧП до выполнения контролирующих функций, а также определить бюджетные механизмы в рамках ГЧП.

Министерство  является уполномоченным органом по ведению региональной государственной информационной системы «Реестр государственных услуг (функций) Магаданской области». Нами в прошлом году  опубликованы сведения о 638 государственных и муниципальных услуг, в том числе 198 государственные услуги (фукнции). Проводиться ежеквартальный мониторинг разработки, утверждения и внедрения административных регламентов предоставления государтсвенных услуг (исполнения функций) и размещения сведений о государственных услугах.  Подготовлено 33 экспертных заключения по административным регламентам предоставления гос услуг (функций). Прведена работа по типизации мунициальных услуг, разработан типовой административный регламент предоставления мунициальных услуг. Сформирован примерный  перечень муниципальных услуг.

Минэкономразвития Магаданской области уполномочено на регулирование контрактной системы, а также определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами закупок (конкурсами, аукционами) для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Магаданской области.

За 2015 год Министерством проведено свыше 3 тысяч торгов в форме открытых конкурсов и открытых электронных аукционов на общую сумму 10 млрд. 360 млн. руб. Экономическая эффективность от проведенных торгов составила 1 млрд. 216 млн. руб. (12 %).

Извещения о торгах размещались на Общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. электронных торговых площадках - ОАО «Единая Электронная Торговая Площадка», ЗАО «Сбербанк-АСТ». В торгах приняли участие 4834 поставщиков, подрядчиков и исполнителей из разных регионов и городов России (Москва, С-Петербург, Новосибирск, Владимир, Владивосток, Хабаровск, Магадан и другие).

В 2015 году министерством при поддержке ОАО «Единая Электронная Торговая Площадка» организовано проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления и учреждений Магаданской области.

Наша работа в сфере закупок отмечена независимым негосударственным общественным исследовательским центром в области экономического и правового анализа российского рынка государственных и корпоративных закупок: в 2015 году Магаданская область вошла в число лидеров по прозрачности государственных закупок по итогам ежегодного "Национального рейтинга прозрачности закупок-2015". По решению независимых экспертов Магаданская область по итогам года получила сертификат «Высокая прозрачность» в номинации «Государственные закупщики регионального уровня» наряду с такими субъектами Российской Федерации как Санкт – Петербург, Липецкая область, Воронежская область, Республика Саха (Якутия).

Министерство ответственно за поддержку инновационной деятельности в регионе. По итогам за 2015 год Магаданская область занимает четвертое место среди дальневосточных регионов по количеству инновационно активных организаций.

Ключевыми направлениями инновационной политики в минувшем году стали:

- создание и развитие региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

-  кадровое обеспечение инновационного развития;

- поддержка инновационных проектов;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- реализация инновационной молодежной политики;

- развитие рынка интеллектуальной собственности.

На финансирование мероприятий было направлено свыше 12 млн. рублей.

Бóльшая часть средств использована на создание Магаданского инновационного бизнес-инкубатора. Главное назначение инкубатора - поддержка субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, предоставление им офисных площадей для ведения хозяйственной деятельности, офисного обслуживания и услуг, сопутствующих бизнесу (консультации по экономическим, финансовым, юридическим, организационным и техническим вопросам), а также помощи в поиске финансовых средств.

Предприниматели, ученые, изобретатели, желающие начать свой бизнес на основе коммерчески значимой идеи, смогут получить в инновационном бизнес - инкубаторе необходимую информацию, возможность бесплатных консультаций со специалистами, и на льготных условиях арендовать офис.

Сейчас идет капитальный ремонт помещений для размещения инкубатора в здании по адресу переулок Школьный. Открытие планируется в июне текущего года.

Активность молодежи в инновационной сфере поддерживает областной конкурс научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых ученых - «ИННОВАЦИЯ». Традиционно на конкурс представляются прикладные разработки, созданные на базе фундаментальных исследований, имеющие практическое применение с получением экономического или социального эффекта для развития любых социально-экономических направлений хозяйственной деятельности Магаданской области. Популярность конкурса с каждым годом растет. За пятилетний период количество участников увеличилось в 3 раза – с 10 до 30. Лучшие проекты премированы из областного бюджета.

Сотрудничество с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом Бортника) за четырехлетний период позволило получить магаданцам 24 гранта и привлечь свыше 14 млн. руб. на реализацию инновационных проектов. По данным проектам программы «УМНИК» планируется открытие малых инновационных предприятий и переход на следующий уровень - программу «СТАРТ», в каждом проекте готовятся заявки на получение патентов (по двум проектам патенты получены).

Всего за период с 2011 по 2015 годы за счет средств областного бюджета было поддержано 13 инновационных предприятий.

Министерство тесно сотрудничает с общественными организациям, организуя деятельность Совета по улучшению инвестиционного климата и развитию конкуренции при губернаторе Магаданской области (при нем 8 рабочих групп), Проектного офиса по участию Магаданской области в Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (при нем 4 рабочие группы), Совета по предпринимательству, Совета по инновационной политике, Общественного Совета при министерстве,   рабочей группы по развитию внешнеэкономических связей Магаданской области, комиссии по отбору бизнес-планов, комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий на поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, комиссии по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В рамках возложенных на министерство функций задач, наша работа в 2016 году будет направлена достижение следующих результатов:

1) Повысить свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;

2) Войти в число регионов-лидеров по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти;

3)  Разработать нормативную правовую базу по внедрению ГЧП-стандарта в регионе;

4) Обеспечить качественное и ритмичное размещение государственного заказа в соответствии с заявками государственных заказчиков Магаданской области;

5) Обеспечить привлечение и освоение федеральных субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства;

6) Разработать необходимые документы стратегического планирования в соответствии с федеральным законодательством;

7) Обеспечить регистрацию документов стратегического планирования Магаданской области как регионального, так и муниципального уровня в федеральном государственном реестре;

8) Запустить Магаданский инновационный бизнес-инкубатор.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости