Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Ефремов: «Современное гражданское общество формирует благие цели и позитивный настрой».

«От первого лица»


Сергей Ефремов: «Современное гражданское общество формирует благие цели и позитивный настрой»
 

«Деятельная добродетель многого добивается»
(Сенека Луций Анней)

 

 
В наши дни российские НКО участвуют в решении многих социальных проблем страны, работают с самыми разными социальными группами — оказывают помощь детям в трудной жизненной ситуации, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, с алкогольной и наркозависимостью, больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным, военнослужащим, ветеранам, бездомным и т.д.

В этой связи роль НКО в развитии социальной сферы России трудно переоценить, как и в построении гражданского общества, в целом.
В феврале Ханты-Мансийск с двухдневным рабочим визитом посетил референт Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации, руководитель Международной лаборатории «Центр исследования экономики институтов гражданского общества» МГУ им. М.В. Ломоносова Ефремов Сергей Владиславович.

Эксклюзивное интервью с экспертом всероссийского и международного уровня читайте в материале Центра инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Югры, в рубрике «От первого лица». Сергей Ефремов дал свою оценку роли «третьего сектора» в развитии социальной сферы, и построении гражданского общества.
 
- Сергей Владиславович, здравствуйте!


- Добрый день!-


В феврале в Ханты-Мансийске завершился масштабный этап работы над проектом «дорожной карты» развития НКО Югры: позади V Форум общественных объединений Югры, где были сформулированы первые пункты «карты», состоялись публичные обсуждения проекта в Сургуте, Урае, Нижневартовске. Ваше экспертное мнение, документ удался?


- Югра - один из первых субъектов Российской Федерации, который сформировал столь важный в стратегическом смысле документ. План – хороший: предусматривает инфраструктурные и законодательные преобразования, информационную поддержку негосударственного сектора. Но главное не сам план, а его реализация. Побывав в Югре, я увидел много заинтересованных в развитии и процветании своего округа людей, благие цели которых и позитивное мышление вселяют уверенность в том, что всё нужное воплотится в жизнь.


- В последние несколько лет в Югре, да и в России, в целом, сделан   большой «поворот» в сторону «третьего сектора». Как вы думаете, почему?


- Вы знаете, в Конституции Российской Федерации прописан ряд социальных гарантий: в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании граждан, - государство имеет множество социальных обязательств. Однако в условиях современной экономики происходит переоценка роли некоммерческих организаций в построении гражданского общества, экономики страны в целом. Опросы общественного мнения показывают, зачастую, недовольство тем, как оказываются те или иные услуги населению. Государство понимает, что справиться в одиночку со всеми социальными проблемами оно не может; и есть НКО, у которых накоплен опыт решения социальных задач, имеются определенные ресурсы, а главное желание изменить ситуацию к лучшему. Таким образом, говоря научным языком, «третий сектор» восполняет «провал государства», которое не может достаточно качественно оказывать ту или иную услугу или не оказывает её вовсе.
Но это отнюдь не значит, что государство отстраняется от решения социальных проблем, речь идёт о его доверии и готовности делегировать часть своих функций НКО. Международный опыт доказывает – некоммерческие организации способны быть эффективными «игроками» на рынке, и ответственными исполнителями услуг.


- Наверное, философский вопрос, но всё же задам. Можно ли говорить о том, что поменялись мировоззренческие установки россиян: нередко бытовавшая позиция «мне должны» постепенно вытесняется принципом «что я могу дать»?


- Интересный вопрос. Есть так называемая теория «социальных контрактов». По сути это теория обмена ожиданиями общества и власти. Безусловно, градус доверия к государству за последние годы значительно вырос, как и уровень социального капитала в стране. В одном субъекте России он выше, в другом ниже – на этот процесс влияют как объективные (экономические, социальные) условия, так и субъективные (действия региональных властей, общая активность населения).
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в этом смысле особенный регион – с высокой степенью социальной активности и ответственности населения. Без этих составляющих сложно было бы представить успешную работу по формированию проекта «дорожной карты» развития НКО.


- Как бы вы оценили степень роста доверия власти и общества к некоммерческим организациям как к поставщикам социальных услуг?


- Со стороны государства, мы уже отметили, доверие есть. В своём послании Федеральному Собранию РФ на 2016 год Президент России Владимир Путин подчеркнул умение НКО работать эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях, в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семей и детей. Для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнёры государства, будет установлен правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций. Некоммерческие организации получат до 10 процентов  от финансовых средств региональных и муниципальных социальных программ. Я знаю, что в Югре глава региона Наталья Комарова поставила задачу довести этот показатель до 15%.
Что касается доверия населения к НКО? С точки зрения потребителя, людям важно не кто оказывает услугу, а как её оказывают – качество.
К примеру, как мне рассказали, в Югре внедрен «сертификат дошкольника», предоставляющий возможности компенсации части затрат родителям, чьи дети посещают частные детские сады. У югорчан в таком случае есть альтернатива государственному поставщику услуги. С одной стороны, это здоровая конкуренция между государством и бизнесом, а с другой, – стимулирование развития частного дошкольного  образования. Если подобные, вводящие некую конкуренцию механизмы, будут внедрены и в других секторах, то очень важно не допустить потерю доверия к негосударственному поставщику, если это произойдёт – это будет огромный провал. Высокое качество необходимо обеспечивать в любом случае.
В конечном счёте, не принципиально даже кто реализует социальные проекты и оказывает услуги, главное – системное повышение уровня благополучия российских граждан и югорчан, в частности.


-  Можно ли отследить экономический эффект (отдачу) от вложения средств в поддержку НКО?


- Я думаю, это тема отдельного масштабного исследования.  С моей точки зрения в приоритете социальный эффект: какие проблемы решены, скольким людям помогли и т.д.


- Какой должна быть государственная поддержка «третьего сектора», чтобы она не оказывала демотивирующее действие на НКО, не была катализатором иждивенческих настроений, а наоборот, стимулировала к собственной активности, предприимчивости  представителей некоммерческих организаций?


- Она должна быть сбалансированной: имущественная, финансовая, информационная, образовательная – все формы поддержки нужны и важны. Но тут надо понимать: дал денег, но не научил, как ими пользоваться – потерянные средства.  


Как, по вашему мнению, можно мотивировать людей на реализацию социальных проектов?


- Сложный вопрос. Он лежит в плоскости культуры, патриотизма, гордости за свою страну, малую Родину, самоуважения и уважения к окружающим, к истории своей страны. Заставить реализовывать социальные проекты нельзя – они создаются из желания сделать мир лучше, от души. Такие люди – социальный капитал России, и нужно его ценить и приумножать и, если можно так выразиться, грамотно использовать на благо страны.
Также нужна демонстрация примеров успешных социальных практик. И здесь без поддержки средств массовой информации не обойтись. Не хочу обидеть представителей медиа-сообщества, но сегодня очень много негативной информации транслируется через различные каналы коммуникаций, а вот контента позитивных изменений мало, а они есть – НКО России есть о чём рассказать.


Благодарю за интересную беседу.
 

Справка:


Ефремов Сергей Владиславович – является референтом Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации и руководителем Международной лаборатории «Центр исследования экономики институтов гражданского общества» экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В 2014 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 по теме «Государственная экономическая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации», подготовленную в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).


Является автором более тридцати аналитических записок и докладов, подготовленных по вопросам развития некоммерческого сектора и гражданского общества, образовательной политике, налогообложению, социальным инвестициям и облигациям, оценке эффективности социальных программ, поддержке социального предпринимательства, инноваций и корпоративной социальной ответственности. Имеет публикации в ведущих международных американских и французских научно-аналитических изданиях, в том числе на французском и английском языках. Владеет английским, французским (в совершенстве), китайским, немецким и итальянским языками (продвинутый уровень).


В 2012 году работал в одном из ведущих экспертно-аналитических независимых институтов мира – Woodrow Wilson Center for International Scholars (Вашингтон, Округ Колумбия, США), где изучал роль некоммерческого сектора в системе здравоохранения и социальной защиты США. В 2010 году проходил повышение квалификации по институциональному сотрудничеству в Университете Экс-Марсель (г. Экс-ан-Прованс, Франция), в 2013 году – по программе Евростата.


Имеет опыт руководства и организации крупных международных научно-исследовательских проектов, включая проведение в 2010 году крупнейшей в истории франко-российских отношений конференции по проблемам экономики и общества. В 2011-2013 гг. участвовал в создании первого в НИУ ВШЭ института по ДПО, выдающего два диплома, зарубежный из которых имеет аккредитации AACSB, EQUIS, AMBA, а также его Наблюдательного совета в составе руководства ТНК, работающих в России. Руководил созданием и курировал проекты сотрудничества НИУ ВШЭ с Институтами политических наук, Университетом Экс-Марсель, Университетом Франш-Конте (Франция). Имеет значительный опыт кросс-культурного менеджмента и ведения переговоров, правового и административного сопровождения международных образовательных партнерств.


Является членом ряда рабочих групп Агентства стратегических инициатив, членом Комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности. Результаты исследований Ефремова С.В. используются в деятельности Открытого Правительства РФ, Минэкономразвития России, Минздрава России, Минтруда России и других федеральных ведомств. Является членом Association for Public Policy Analysisand Managementи International Society for Third Sector Research, ведущих глобальных ассоциаций по государственному управлению и исследованиям некоммерческого сектора. Активно сотрудничает с Форумом Позитивной экономики (Positive Economy Forum TM, ЕБРР, Франция) по вопросам продвижения ценностей позитивной экономики в России. Осуществляет преподавательскую деятельность по программам ДПО (Университет Индианы, США, Германская служба академических обменов DAAD). Регулярно выступает с докладами о состоянии российского некоммерческого сектора и гражданского общества на ведущих мировых научно-аналитических площадках.


Является победителем 6 международных научных грантов, имеет благодарности Президента РСПП и руководства НИУ ВШЭ.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости